Научная статья на тему 'Средства самопрезентации дошкольника'

Средства самопрезентации дошкольника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОТНОШЕНИЯ / ОСНОВАНИЯ / СРЕДСТВА / SELF-PRESENTATION / PRESCHOOL AGE / PERSONALITY / INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS / RELATIONS / MEANS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлёва Инна Александровна

В данной статье предлагается авторское понимание феномена самопрезентации. Описываются результаты исследования самопрезентации детей в возрасте 3-4 лет, 5 лет и в возрасте 6-7 лет. Выводятся ядерные и периферийные основания самопрезентации детей как средства самопрезентации детской личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESCHOOLER’S SELF-PRESENTATION MEANS

The article presents an original interpretation of selfpresentation. The author researches the selfpresentation of children in age of 3-4, 5 and 6-7 years old and presents results of the research. There distinguished core and peripheral grounds of the children’s self-presentation as means of the self-presentation of the children’s personality.

Текст научной работы на тему «Средства самопрезентации дошкольника»

УДК 159.922.73

Журавлёва Инна Александровна

магистр психологии, старший преподаватель кафедры психологии развития Московского педагогического государственного университета [email protected]

СРЕДСТВА САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА

Zhuravleva Inna Aleksandrovna

Master in Psychology (MSc), Senior Lecturer of the Developmental Psychology Chair, Moscow State Teachers’ Training University [email protected]

PRESCHOOLER’S SELF-PRESENTATION MEANS

Аннотация:

В данной статье предлагается авторское понимание феномена самопрезентации. Описываются результаты исследования самопрезентации детей в возрасте 3-4 лет, 5 лет и в возрасте 6-7 лет. Выводятся ядерные и периферийные основания самопрезентации детей как средства самопрезентации детской личности.

Ключевые слова:

самопрезентация, дошкольный возраст, личность, индивидуальные личностные характеристики, отношения, основания, средства.

Summary:

The article presents an original interpretation of selfpresentation. The author researches the selfpresentation of children in age of 3-4, 5 and 6-7 years old and presents results of the research. There distinguished core and peripheral grounds of the children’s self-presentation as means of the self-presentation of the children’s personality.

Keywords:

self-presentation, preschool age, personality, individual personality characteristics, relations, means.

Самопрезентация как психологический феномен в науке начала исследоваться сравнительно недавно, но уже имеет достаточно большой спектр определения: как способ выражения образа субъекта, как социальная самость, как желаемый социумом образ поведения, как формирующая способность человека, как общение, как способ управления впечатлением, как самоподача, как предъявление имиджа, как манипуляцию.

В исследовании концептуальную значимость имеют идеи В.Н. Мясищева о том, что «психическое отношение выражает активную, избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков» [1, с. 229], которое дифференцируется на три категории отношений: явления природы или мир вещей; люди и общественные явления; сам субъект-личность. А также идея О.А. Пикулевой, в которой она определяет самопрезентацию как «деятельность (активность), как процесс, как поведение, как способ и как способность... осуществляемую в межличностном взаимодействии...» [2, с. 87].

На основании идей В.Н. Мясищева и О.А. Пикулевой было сформулировано наше понимание «самопрезентации», которая является одной из форм активности личности, в процессе которой происходит предъявление индивидуальных личностных характеристик, проявляющихся в двусторонних отношениях личности с использованием предмета, взрослого, друзей и собственных личностных ресурсов. Определяя самопрезентацию как личностный и социальный феномен, мы считаем целесообразным исследовать данное явление в первое рождение личности, которое приходится на дошкольный возраст, когда рождается особая - детская - личность, как отмечает В.С. Мухина [3, с. 221].

Особенности самопрезентации личности в дошкольном возрасте нами изучались в группе, численность которой составила 210 человек в возрасте от 3 до 7 лет. Испытуемые были поделены на три группы в соответствии с традициями возрастной психологии: дети в возрасте 3-4 лет (50 человек), в возрасте 5 лет (90 человек), в возрасте 6-7 лет (70 человек).

Исследование реализовывалось с использованием авторской проективной методики «Основания самопрезентации». Данная методика позволила нам выявить ядерные и периферийные основания самопрезентации личности, которые являются средствами самопрезентации. В нашем понимании ядерными основаниями являются ведущие, доминирующие и преобладающие типы отношений, а к периферийным мы относим менее проявляющиеся типы отношений ребенка.

В методике ребенку предъявлялись ситуации «знакомства» и «не знакомства» с обществом, в которых он мог выбрать средства предъявления своих индивидуальных личностных характеристик. Средствами самопрезентации ребенка являются отношения «к самому себе», обозначенные как «сам», ко взрослому, обозначенные как «взрослый», к вещному миру, обозначенные как «вещь», и к друзьям, обозначенные как «друзья», которые были сформированы

на основании идеи В.Н. Мясищева. Для повышения уровня валидности и надежности разработанной методики нами однотипные ситуации проводились с использованием самостоятельно разработанных картинок и с использованием игрушек.

Исследование проводилось на базе детских садов № 27, № 439, № 328, № 2387, № 1781, № 1602 г. Москвы с 2010 по 2012 г. индивидуально и лишь после получения согласия родителей на проведение исследования, в привычной для респондентов обстановке.

Анализ данных результатов исследования позволил зафиксировать особенности развития личности дошкольника и особенности самопрезентации как одной из индивидуальных личностных характеристик в дошкольном возрасте.

Анализируя ответы мальчиков в возрасте 3-4 лет на предъявление картинок в ситуации «знакомства», первое ранговое место по частоте проявления занимает «вещь» (37,8 %), второе - «взрослый» (24,5 %), третье - «друзья» (22,2 %), четвертое - «сам» (15,5 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «знакомства» мальчиков 3-4 лет: «вещь» (61,1 %), «взрослый» (24,4 %), «сам» (7,8 %), «друзья» (6,7 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» мальчиков 3-4 лет: «взрослый» (32,1 %), «вещь» (29,9 %), «сам» (24,4 %), «друзья» (13,3 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «не знакомства» мальчиков 3-4 лет: «вещь» (34,4 %), «взрослый» (34,4 %), «друзья» (19,9 %), «сам» (11,1 %).

Полученные данные ярко демонстрируют, что у мальчиков в возрасте 3-4 лет ядерным основанием в ситуации «знакомства» является «вещь», то есть отношение к вещному миру, а периферийным основанием являются «друзья» и «сам». В ситуации «не знакомства» у мальчиков в возрасте 3, 4 лет ядерным основанием являются «взрослый» и «вещь», а периферийными основаниями являются «сам» и «друзья».

В ответах на предъявление картинок в ситуации «знакомства» мальчиков 5 лет была выявлена следующая последовательность: «вещь» (37,0 %), «друзья» (33,3 %), «сам» (21,3 %), «взрослый» (8,4 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «знакомства» мальчиков 5 лет: «вещь» (57,4 %), «сам» (22,2 %), «друзья» (13 %), «взрослый» (7,4 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» мальчиков 5 лет: «вещь» (47,2 %), «друзья» (27,8 %), «взрослый» (13 %), «сам» (12,0 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «не знакомства» мальчиков 5 лет: «друзья» (39,8 %), «вещь» (33,3 %), «сам» (16,7 %), «взрослый» (10,2 %).

Подводя итог ответам мальчиков в возрасте 5 лет, необходимо отметить, что в ситуации «знакомства» ядерным основанием является «вещь», а периферийным - «взрослый». Интересно заметить, что основания «друзья» и «сам» выходят на более высокие позиции, чем в возрасте 3-4 лет. В ситуации «не знакомства» ядерным основанием являются «друзья» и «вещь», а периферийным - «сам» и «взрослый».

В ответах на предъявление картинок в ситуации «знакомства» мальчиков 6-7 лет была выявлена следующая последовательность: «вещь» (48,5 %), «сам» (28,5 %), «друзья» (13,5 %), «взрослый» (9,5 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «знакомства» мальчиков 6-7 лет: «вещь» (43,8 %), «сам» (28,5 %), «друзья» (18,2 %), «взрослый» (9,5 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» мальчиков 6-7 лет: «вещь» (38,9 %), «друзья» (34,0 %), «сам» (15,9 %), «взрослый» (11,2 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации не знакомства мальчиков 6-7 лет: «друзья» (38,9 %), «вещь» (37,3 %), «сам» (13,5 %), «взрослый» (10,3 %).

В самопрезентации мальчиков в возрасте 6-7 лет в ситуации «знакомства» ядерным основанием является «вещь», а периферийным - «взрослый». В ситуации «не знакомства» ядерным основанием являются «друзья» и «вещь», а периферийным - «взрослый».

Анализируя результаты у девочек в возрасте 3-4 лет и 5 лет и в возрасте 6-7 лет, мы сначала остановились на анализе ответов в каждой отдельной группе у девочек.

В ответах на предъявление картинок в ситуации «знакомства» девочек 3-4 лет была выявлена следующая последовательность: «сам» (35,3 %), «взрослый» (29,1 %), «друзья» (24,9 %), «вещь» (10,4 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «знакомства» девочек 3-4 лет: «вещь» (45,8 %), «взрослый» (35,4 %), «сам» (10,4 %), «друзья» (8,4 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» девочек 3-4 лет: «вещь» (29,2 %), «сам» (27,1 %), «взрослый» (25,0 %), «друзья» (18,7 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «не знакомства» девочек 3-4 лет: «взрослый» (35,5 %), «вещь» (29,1 %), «друзья» (27,1 %), «сам» (8,3 %).

Подводя итог ответам девочек в возрасте 3-4 лет в ситуации «знакомства» стабильным ядерным основанием является «взрослый» (но это основание проявляется на вторых позициях), периферийное основание не стабильно. В ситуации «не знакомства» ядерным основанием является «взрослый» и «вещь», а периферийным - «друзья» и «сам».

В ответах на предъявление картинок в ситуации «знакомства» девочек 5 лет: «взрослый» (З0,0 %), «друзья» (26,7 %), «сам» (2З,З %), «вещь» (20,0 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «знакомства» девочек 5 лет: «вещь» (50,0 %), «взрослый» (20,0 %), «сам» (15,6 %), «друзья» (14,4 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» девочек 5 лет: «вещь» (З4,5 %), «друзья» (З1,1 %), «взрослый» (2З,З %), «сам» (11,1 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «не знакомства» девочек 5 лет: «вещь» (З5,7 %), «друзья» (З0,0 %), «взрослый» (25,5 %), «сам» (S,S %).

В самопрезентации девочек в возрасте 5 лет в ситуации «знакомства» нет стабильного ядерного основания и периферийного, но необходимо отметить тенденцию увеличения показателя «сам». В ситуации «не знакомства» ядерным основанием является «вещь», а периферийным - «сам».

В ответах на предъявление картинок в ситуации «знакомства» девочек 6-7 лет: «сам» (34,5 %), «вещь» (34,5 %), «друзья» (25,5 %), «взрослый» (5,5 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации» знакомства» девочек 6-7 лет: «вещь» (70,0 %), «сам» (21,2 %), «друзья» (4,4 %), «взрослый» (4,4 %). В ответах на предъявление картинок в ситуации «не знакомства» девочек 6-7 лет: «друзья» (41,1 %), «вещь» (26,7 %), «сам» (25,5 %), «взрослый» (6,7 %). В ответах на предъявление игрушек в ситуации «не знакомства» девочек 6-7 лет: «вещь» (46,6 %), «друзья» (27,S %), «сам» (1S,9 %), «взрослый» (6,7 %).

Полученные данные ярко демонстрируют, что в самопрезентации девочек в возрасте 6-7 лет в ситуации «знакомства» ядерным основанием являются «вещь» и «сам», а периферийным - «друзья», «взрослый». В ситуации «не знакомства» ядерным основанием является «вещь» и «друзья», а периферийным - «взрослый».

В целом нами были выделены следующие тенденции:

1. На каждом выделенном возрастном этапе роль «вещи» была более ярко проявлена по сравнению с тремя другими основаниями для самопрезентациями.

2. К старшему дошкольному возрасту не снижается значимость «вещи» как основания для самопрезентации.

3. В ситуации «не знакомства» по сравнению с ситуацией «знакомства» «вещь» чаще становится ведущим основанием для самопрезентации независимо от возрастной группы.

4. В целом в отношении категории «сам» нами была выявлена следующая тенденция. От младшего дошкольного возраста к старшему увеличивается значимость данного показателя в ситуации самопрезентации личности дошкольника. Однако у некоторых испытуемых в возрасте З-4 лет были зафиксированы высокие показатели по этому критерию, что не было нами зафиксировано как стабильная тенденция, но при этом обоснована как возможность отголосков кризисности развития (кризиса трех лет).

5. Выявилась, на наш взгляд, интересная тенденция в отношении показателя «друзья». Пик использования в самопрезентации показателя «друзья» приходится на средний дошкольный возраст, что может быть определено тем, что сверстники в данном возрасте становятся оценивающим фактором поведения и ребенок стремится быть успешным в группе сверстников в процессе общения.

Яркая тенденция снижения показателя «взрослый» в самопрезентации личности ребенка к старшему дошкольному возрасту, что также находит подтверждение в стремлении быть самостоятельным, быть успешным в общении со сверстниками.

Таким образом, самопрезентация в дошкольном возрасте как личностный и социальный феномен проявляется в отношениях, в рамках которых ребенок использует предметы, друзей, взрослых и собственные личностные ресурсы. Типы отношений как средства самопрезентации изменяются на разных этапах онтогенеза, «выводя» на лидирующие ядерные позиции те или иные типы отношений.

Ссылки:

1. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 200З.

2. Пикулева О.А. К вопросу о содержании самопрезентации: тактики и стратегии // Имиджелогия - 2005: материалы третьего Международного симпозиума по имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. М., 2005. С. S7-SS.

3. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2012.

References (transliterated):

1. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy. M.; Voronezh, 2003.

2. Pikuleva O.A. K voprosu o soderzhanii samoprezentatsii: taktiki i strategii // Imidzhelogiya - 2005: materialy tret'ego Mezhdunarodnogo simpoziuma po imidzhelogii / ed. by E.A. Petrova. M., 2005. P. S7-SS.

3. Mukhina V.S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya. M., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.