Научная статья на тему 'Самопрезентация личности в дошкольном возрасте в ситуации фрустрации'

Самопрезентация личности в дошкольном возрасте в ситуации фрустрации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
564
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ФРУСТРАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-PRESENTATION / PERSONALITY / KINDERGARTEN AGE / FRUSTRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлева И. А.

В статье описывается самопрезентация личности в дошкольном возрасте в ситуации фрустрации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-PRESENTATION OF A PERSONALITY IN THE KINDERGARTEN AGE IN THE SITUATION OF FRUSTRATION

The paper is devoted to self-presentation of a personality in the kindergarten age in the situation of frustration

Текст научной работы на тему «Самопрезентация личности в дошкольном возрасте в ситуации фрустрации»

УДК 159.922.73

САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ В СИТУАЦИИ

ФРУСТРАЦИИ

И.А. Журавлева

В статье описывается самопрезентация личности в дошкольном возрасте в ситуации фрустрации Ключевые слова: самопрезентация, дошкольный возраст, фрустрация, личность

Феномен самопрезентации исследовался в контексте различных проблем: как способ выражения образа субъекта (Джемс У.), как социальная самость (Кули Ч.), как формирующая способность человека (Мид Дж.), как общение (Ломов Б.Ф., Панферов В.Н.), как способ управления впечатлением (Гоффман Э., Майерс Д.), как самоподача (Шепель В.М., Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.), как способ предъявление имиджа (Петрова Е.А., Перелыгина Е.Б.), как манипуляцию (Доценко Е.Л.), как форма активности личности (Пикулева О.А.).

В ходе нашего исследования «самопрезентации» было сформулировано свое понимание изучаемого феномена. Так в нашем понимании самопрезентация - это личностное явление, которое проявляется во взаимодействии с социумом. Самопрезентацию можно наблюдать при первом рождение личности, которое приходится на дошкольной возраст. В дошкольном возрасте происходит рождение, согласно идеям В.С. Мухиной, уникальной -детской - личности. В.С. Мухина акцентирует внимание на том, что «в процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения среди других людей». Психическое развитие ребенка связано с развитием внутренней позиции, что проявляется в эмоционально окрашенных образах, в воле, ситуативной ориентировке на усвоенные нормативы и другие, демонстрируя тем самым детскую «самость» и «чувство личности». В.С. Мухина утверждает, что именно в дошкольном возрасте впервые получают интенсивное развитие звенья структуры самосознания.

В своей концепции В.С. Мухина отмечает, что «индивид в процессе своей жизни осваивает свою родовую сущность, одновременно раскрывая свои родовые потенции». Именно поэтому, презентируя себя, человек раскрывает, развертывает другим свою сущность, и развертывает историю человеческого общества, историю своего рода, в частности.

Журавлева Инна Александровна - МШУ, ст. преподаватель, тел. (495)608-20-08, 8-926-258-71-85, e-mail: innalesandrovna@list.ru

Наиболее ярко личностная активность, такая как самопрезентация, проявляется в ситуации неопределенности или в ситуации фрустрации. В ситуации фрустрации, психическое состояние ребенка характеризуется переживаниями, вызываемыми объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; или состоянием краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи. В подобной ситуации ребенок презентует определенный только им желаемый тип реакции. В.С. Мухина убеждена, что «устойчивым психологическим пространством обладает личность,

контролирующая свои позиции не только в стабильном и определенном социуме, в межличностных отношениях, но и в экстремальных обстоятельствах природных катаклизмов и социальных катастроф».

Особенности самопрезентации детской личности в ситуации фрустрации нами изучались в группе, численность которой составила 210 человек в возрасте от 3 до 7 лет. Испытуемые были поделены на три группы в соответствии с традициями возрастной психологии: дети в

возрасте 3-4 лет (50 человек), в возрасте 5 лет (90 человек), в возрасте 6-7 лет (70 человек).

В качестве метода исследования выступил проективный метод «Депривации структурных звеньев самосознания»

разработанный В.С. Мухиной и К.А. Хвостовым, который прошел соответствующую апробацию на испытуемых в возрасте от 5 лет, а также в исследовании особенностей самосознания и этнических различий самосознания. Нами данная методика реализовывалась на всех этапах развития детской личности от 3 до 7 лет.

На основании результатов проведения проективной методики «Депривация

структурных звеньев самосознания», был проведен сравнительный анализ реакций на проективные ситуации мальчиков в возрасте 3-4 лет, 5 лет и 6-7 лет и девочек соответственно. Полученные эмпирические данные особенностей реагирования детей на проективные ситуации теста обрабатывались в определенной последовательности. Определялась частота проявления отдельных реакций в ответах детей и на этом основании выделялся характерный тип

реагирования анализируемой группы: I - на фрустрирующие ситуации теста; II - в соотнесении с отдельными звеньями структуры самосознания; III - в соотнесении с воздействующим; IV - на позитивные и нейтральные ситуации. Под характерным типом реагирования понимается доминирующие по частоте проявления реакции на фрустрирующие ситуации и составившие не менее 60% от общего количества реакций. Тип реагирования может быть «чистым», т.е. включать в себя только одну доминирующую реакцию, либо «смешанный», состоящим из двух ведущих по частоте проявления реакций. В случае равной представленности в ответах детей трех и более ситуаций констатируется не возможность определения характерного для данной группы типа реагирования

В результате анализа ответов в целом и у мальчиков и у девочек доминирующим характерным типом реакции является «неадекватно-лояльный», при котором в ситуации фрустрации обычно следует извинение, согласие с персонажами рисунка либо ответ на вопрос, а также оправдание. Но в 3-4 года наряду с «неадекватно-лояльной» реакцией характерной является «пассивная» реакция - неразвитая, неадаптивная форма социального реагирования, при которой ребенок молчит, отворачивается, не знает как поступить. В то время как в 5 и 6-7 лет характерной реакцией является «адекватнонелояльно агрессивная» - негативная

нормативная форма социального реагирования. Данный тип поведения выражается либо в прямом оскорблении персонажей рисунка, в том числе с использованием ругательств, либо в переводе фрустрирующего высказывания на обращающихся к опрашиваемому ребенку, например: «Сам такой!», «От такого слышу!». Такая же тенденция наблюдается при депривации звена самосознания «притязание на признание»; «имя» - исключение составляет проявление» адекватно-лояльного», стремящегося к

преодолению фрустрации поведения у девочек в возрасте 6-7 лет, адаптивная (высшая позитивная) форма социального реагирования. При естественной эмоциональной реакции слова персонажей на рисунке воспринимаются зачастую ребенком как переживание за его судьбу, и в ответ следует позитивное обращение к ним и обещание измениться, например: «Мама, любимая, я исправлюсь, вот увидишь!». При прагматической ориентации происходит

интеллектуальное решение ситуации:

предлагается по-новому взглянуть на

обстоятельства, произвести их переоценку, ставится вопрос о причине подобного высказывания, например: «Почему Вы так

считаете?».

В ситуации депривации звена самосознания «пол» характерными типами

реакции являются «неадекватно-лояльные» и «адекватно-нелояльно агрессивные», исключение составляют реакции мальчиков 6-У лет, где доминирующим типом реакции является «адекватно-нелояльно агрессивный». Таким

образом, самопрезентация детской личности в ситуации фрустрации девочки преимущественно извиняются, оправдываются или прямо

оскорбляют, а мальчики демонстрируют прямое оскорбление, что может определяться

особенностями гендерных паттернов поведения.

При депривации звена самосознания «перспективы развития», мальчики наряду с доминирующим «неадекватно-лояльным» типом реакции в возрасте 3-4 лет проявляют «пассивную» реакцию, а девочки в возрасте 3 -4 лет и 6-У лет - «адекватно-лояльную», таким образом, они стремятся к преодолению фрустрации. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что девочки стремятся проявить социально приемлемые типы поведения в самопрезентации по сравнению с мальчиками. В возрасте б лет характерными типами реагирования и у мальчиков, и у девочек являются «неадекватно-лояльный» и «адекватнонелояльно агрессивный», что может определяться развитием в дошкольном возрасте мотивов самолюбия и самоутверждения, рпетензией на то, чтобы ребенка слушали и уважали, исполняли его желания, которая может находить выход в отрицательных формах проявления - капризах и упрямстве.

В ситуации диагностики общего уровня адаптированности проявляются идентичные реакции и у мальчиков, и у девочек. Характерным типом реакции на фрустрацию является: 3-4 года - «неадекватно-лояльная» и «пассивная», З лет и 6-У лет - «неадекватно-лояльная» и «адекватнонелояльно агрессивная» реакции. Таким образом, можно отметить, что дети младшего дошкольного возраста фиксируются на фрустрации, переживают, оправдываются, либо

отворачиваются, не знают, как поступить. Дети З лет и 6-У лет фрустрируются, переживают, оправдываются, а также проявляют агрессию, ругаются.

При депривации со стороны взрослого (женщины) характерными реакциями и у мальчиков, и у девочек являются: 3-4 года -«неадекватно-лояльная» и «пассивная»; З лет -«неадекватно-лояльная» и «адекватно-нелояльно агрессивная» реакции; 6-У лет - «неадекватнолояльная» и «адекватно-лояльная». Таким образом, можно наблюдать во взаимодействии со взрослым в самопрезентации детской личности рост адаптивной, позитивной формы социального реагирования.

При депривации со стороны родителей реакция изменяется. И у девочек, и у мальчиков доминирующей характерной реакцией является «неадекватно-лояльная», которая дополняется у мальчиков «адекватно-лояльной» на всех этапах дошкольного развития, а у девочек в возрасте 3 -4 года - «пассивной»; З лет - «адекватно-нелояльно агрессивной»; 6-У лет - «адекватно-лояльной» реакцией.

При депривации со стороны сверстников и у девочек, и у мальчиков характерные реакции колеблются в пределах «неадекватно-лояльной» и «адекватно-нелояльно агрессивной» реакций. Но необходимо отметить изменение иерархии. Так девочки в среднем и старшем дошкольном возрасте чаще доминирующей характерной реакцией проявляют «адекватно-нелояльно агрессивную», а у мальчиков можно наблюдать только в 6-У лет.

На ситуации без фрустрации у мальчиков характерный тип реагирования распределяется между реакцией «без фрустрации» и реакцией «фрустрация с агрессией». У девочек - «без фрустрации» и «фрустрация без агрессии». В данном распределении определенно наблюдается тенденция к проявлению гендерных паттернов поведения ребенка.

Таким образом, самопрезентации детской личности проявляется, как личностный феномен, во взаимодействии с социумом. В самопрезентации детской личности у детей проявляются следующие тенденции:

-I- Наиболее ярко самопрезентация проявляется в ситуации фрустрации, когда проявляются все особенности наполнения структурных звеньев самосознания ребенка;

-I- В ситуации фрустрации детская личность может самопрезентироваться, проявляя типы реакций: «адекватно-лояльный»,

стремящийся к преодолению фрустрации, что сопровождается переживанием за свою судьбу, позитивным обращением, стремлением измениться, найти причины сложившейся ситуации; «неадекватно-лояльный»,

сопровождающийся согласием, извинениями и оправданием; «адекватно-нелояльно

агрессивный», сопровождающийся прямыми оскорблениями, ругательствами; «адекватнонелояльно игнорирующий», сопровождающийся поиском причин ситуации только во внешних обстоятельствах, игнорирование; «пассивный», сопровождающийся не знанием, молчанием, не желанием отвечать.

-I- Доминирующим характерным

типом реакции в ситуации фрустрации на всех этапах развития в дошкольном возрасте является «неадекватно-лояльная» и у мальчиков, и у девочек;

-I- В 3-4 года дети часто проявляют

как одну из составляющих характерных реакций «пассивную», что может свидетельствовать об отсутствии стремления отстаивать свою позицию ребенком как личностную, о значимой ведущей роли взрослого для ребенка, который предъявляет требования к поведению ребенка и оценивает;

-I- Частое проявление «адекватно-

нелояльно агрессивной» реакции у мальчиков, и периодический выход на доминирующие характерные позиции, может быть детерминировано особенностями половой принадлежности и демонстрацией

соответствующих паттернов поведения,

проявление маскулинных качеств;

-I- Только во взаимодействии с

родителями дети чаще проявляют «адекватнолояльный», стремящийся к преодолению фрустрации тип реакции, что определяется стремлением самопрезентировать социально желаемое поведение. Также необходимо

отметить, что девочки чаще проявляют «адекватно-лояльный» тип реакции.

Литература

1. Мухина В.С. Личность: Мифы и

Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты/ В.С. Мухина// Монография, 2-е изд. испр. и доп., 2010. - 1088 с.

2. Мухина В.С. Психология детства и

отрочества. - М., 1998. - 488 с.

3. Мухина В.С, Хвостов К.А.

Психодиагностика развивающейся личности:

проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. - М.: Прометей, 1996. - 49 с.

Московский педагогический государственный университет

SELF-PRESENTATION OF A PERSONALITY IN THE KINDERGARTEN AGE IN THE SITUATION

OF FRUSTRATION

I.A. Juravleva

The paper is devoted to self-presentation of a personality in the kindergarten age in the situation of frustration Key words: self-presentation, personality, kindergarten age, frustration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.