Научная статья на тему 'СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)'

СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
121
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
речевое воздействие / общение / интернет-коммуникация / социальная сеть / «ВКонтакте» / речевые средства / невербальные средства / speech influence / communication / Internet communication / social network / VKontakte / speech means / non-verbal means

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Л.В. Ганеева, Ф.Г. Фаткуллина

На сегодняшний день интернет-дискурс следует рассматривать как нестандартную форму общения, предполагающую коммуникацию с удаленным адресатом или категорий субъектов на базе телекоммуникационных технологий. В данной статье вербальные средства воздействия анализируются на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. К основным невербальным средствам интернет-коммуникации относятся эмотиконы (смайлы), иллюстрации и анимационные изображения. Делается вывод о том, что активный рост использования социальных сетей и форумов позволяет более детально изучать общение между пользователями сети, поскольку оно отличается от традиционной формы взаимодействия. Социальная сеть «ВКонтакте» позволяет глубже раскрыть вопросы межличностной коммуникации на глобальном уровне, по-cкольку исследование речевого поведения является актуальным в лингвистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Л.В. Ганеева, Ф.Г. Фаткуллина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF SPEECH INFLUENCE IN MODERN INTERNET COMMUNICATION (USING THE EXAMPLE OF THE VKONTAKTE SOCIAL NETWORK)

In the article the researchers study Internet communication in modern conditions of the information society. The work analyzes how words influence perception and consciousness of people. Today Internet connection should be considered as a non-standard form of communication involving communication with a remote partner or group using telecommunication systems. In this article verbal means of influence are analyzed at the lexico-semantic, morphological and syntactic level. The main nonverbal means of Internet communication include emoticons (emoticons), illustrations and animated images. The active growth of usage of social networks and forums allows studying the communication between network users so for as it differs from traditional forms of interaction. The VKontakte social network reveals the issues of interpersonal communication at the global level in detail and the study of speech behavior is relevant in linguistics. The authors consider the linguistic features of communication.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)»

лай бахтсуз кас на дуьньяда халкь авунат1а? Яраб вуна зун икьван бахтсуз кса-рикай вучизавунат1а? («Фатимат (дома, сидя в одиночестве, плачет): Да будешь проклят ты, мир. Если отцу не жалко своего ребенка, то посторонний вообще не будет жалеть. Видите, как они своими руками, бросают меня в огонь. Что хорошего я увижу в той большой семье. Как было бы хорошо, если парень, за которого меня выдают замуж, был бы моим ровесником, моим возлюбленным. Как назло, и брата нет дома. Неужели, Аллах, создал ли ты человека, несчастливее меня? Почему Ты сделал меня одним из числа несчастных людей?») [5, с. 146].

Фатимат горюет, что брата нет рядом. Её брат Эльдер учится в городе. Вернувшись домой, Эльдер обращается к женотделу Рукижат как органу советской власти. Она спасает пятнадцатилетнюю девушку от насильственного замужества, уводит её из-под венца. Рукижат принимает решение отправить Фатимат с братом в город, на учёбу. Эльдер - это представитель новой жизни. Именно из новой жизни поступает надежда на спасение от оков прошлого.

Образные формы Фатимат и Эльдера консолидируют внутренние моменты души в определённой срединной линии - в линии соприкосновения двух жизненных стратегий. Через эту линию пускаются в движение деятельно-активные творческие силы авторского сознания, которые совершают ряд ментальных операций. Они выбивают из образных форм героев пережитые им моменты как жизненные стандарты старого мира. Это и становится условием их вхождения в новую жизнь. Старый мир для них закрывается. И Фатимат, и Элдер становятся носителями жизненных порядков нового мира, которые, однако, полностью игнорируют серьезную проблему, порожденную социокультурным противоречием двух эпох - старой и новой. Это есть проблема разрыва с близкими людьми, с родителями, с отчим домом. Рассматривая особенности развития аварского драматического творчества 30-х годов ХХ столетия, З.З. Гаджиева и М.Х. Гаджи-

Библиографический список

ахмедова отмечают, что темы пьес национальных авторов «являются детищем революционных преобразований. Проблема отцов и детей, расслоения семьи, обретшая в году революционной ломки крайнюю обостренность, основана на разных антагонистических идеологических позициях. Она вырастает в непримиримую классовую ненависть между самыми близкими, дорогими людьми. Это, в общем-то, национальная трактовка революционной темы расслоения семьи, отчуждения близких людей, оправданная в советском искусстве верностью революционному долгу, навязанная самой системой» [6, с. 151].

Таким образом, в конфигурациях новых символов развёртывается идеальная проекция советской действительности, начальные, базовые принципы организации которой были определены противопоставлением прошлого и настоящего. В смысловых доминантах господствующей идеологии определяется единая общая схема оппозиции «старый мир - новый мир», которая, включившись в жизненное пространство творческого сознания, выстраивает его ментальные основы. В уже охваченных сознательными потоками полюсах оппозиции «старый мир - новый мир» синтезируются образные формы, в которые через авторское сознание вливается жизненная энергия. Каждая образная форма, заряженная жизнью, сохраняет идентификационную позицию исходного полюса. Линии соприкосновения этих позиций фиксируют некие точки напряжений, освещающие конфликты социокультурных идентичностей двух времен - старого и нового. Пути решения этих конфликтов определяются не столько внутренними законами развития сценического действия, сколько единой основополагающей формой творческого начала советского искусства - идеологией государственного устройства. Поэтому суть отраженного в пьесе Г Гаджибекова «Адетрин къармахра» («В когтях адатов») конфликтов внесена в их действия до того, как в них начали разыгрываться жизненные драмы действующих лиц.

1. Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965.

2. Новрузбеков Э. Лезгинский театр. Махачкала: Редакционно-издательское предприятие Министерства информации и печати РД, 1994.

3. Мирзабеков А. Дорога длиною больше века. Очерки о Лезгинском театре. Дербент: Издательство ООО «Типография-М», 2020; Т.II. Ч. II, Ill.

4. Ахмедов Дж. Гаджибек Гаджибеков - человек, ученый, писатель: Дагестан. Время. Судьбы. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2002.

5. Гаджибеков Гаджибек. Творческое наследие. Составитель и автор предисловия Г. Гашаров). Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 2003.

6. Гаджиева З.З., Гаджиахмедова М.Х. История аварской советской литературы (1920-1950 гг.). Махачкала: Издательство Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН (ИЯЛИ ДНЦ РАН), 2004.

References

1. Zul'fukarova M.I. Dagestanskaya sovetskaya dramaturgiya. Mahachkala, 1965.

2. Novruzbekov 'E. Lezginskijteatr. Mahachkala: Redakcionno-izdatel'skoe predpriyatie Ministerstva informacii i pechati RD, 1994.

3. Mirzabekov A. Doroga dlinoyu bol'she veka. Ocherkio Lezginskom teatre. Derbent: Izdatel'stvo OOO «Tipografiya-M», 2020; T.II. Ch. II, Ill.

4. Ahmedov Dzh. Gadzhibek Gadzhibekov - chelovek, uchenyj, pisatel': Dagestan. Vremya. Sud'by. Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2002.

5. Gadzhibekov Gadzhibek. Tvorcheskoe nasledie. Sostavitel' i avtor predisloviya G. Gasharov). Mahachkala: Dagestanskoe knizhnoe izdatel'stvo, 2003.

6. Gadzhieva Z.Z., Gadzhiahmedova M.H. Istoriya avarskoj sovetskoj literatury (1920-1950 gg.). Mahachkala: Izdatel'stvo Instituta yazyka, literatury i iskusstva DNC RAN (IYaLI DNC RAN), 2004.

Статья поступила в редакцию 09.09.23

УДК 81'42

Ganeeva L.V., postgraduate, teaching assistant, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: ganeeva.lilya2016@yandex.ru Fatkullina F.G., Doctor of Sciences (Philology), Head of Department of Russian and Comparative Philology, Ufa University of Science and Technology (Ufa, Russia), E-mail: fluzarus@rambler.ru

MEANS OF SPEECH INFLUENCE IN MODERN INTERNET COMMUNICATION (USING THE EXAMPLE OF THE VKONTAKTE SOCIAL NETWORK). In the

article the researchers study Internet communication in modern conditions of the information society. The work analyzes how words influence perception and consciousness of people. Today Internet connection should be considered as a non-standard form of communication involving communication with a remote partner or group using telecommunication systems. In this article verbal means of influence are analyzed at the lexico-semantic, morphological and syntactic level. The main nonverbal means of Internet communication include emoticons (emoticons), illustrations and animated images. The active growth of usage of social networks and forums allows studying the communication between network users so for as it differs from traditional forms of interaction. The VKontakte social network reveals the issues of interpersonal communication at the global level in detail and the study of speech behavior is relevant in linguistics. The authors consider the linguistic features of communication.

Key words: speech influence, communication, Internet communication, social network, VKontakte, speech means, non-verbal means

Л.В. Ганеева, аспирант, асс., Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, E-mail: ganeeva.lilya2016@yandex.ru

Ф.Г. Фаткуллина, д-р филол. наук, зав. каф. русской и сопоставительной филологии Уфимского университета науки и технологий, г. Уфа,

E-mail: fluzarus@rambler.ru

СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ»)

На сегодняшний день интернет-дискурс следует рассматривать как нестандартную форму общения, предполагающую коммуникацию с удаленным адресатом или категорий субъектов на базе телекоммуникационных технологий. В данной статье вербальные средства воздействия анализируются на лексико-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. К основным невербальным средствам интернет-коммуникации относятся эмотиконы (смайлы), иллюстрации и анимационные изображения. Делается вывод о том, что активный рост использования социальных сетей и форумов позволяет

более детально изучать общение между пользователями сети, поскольку оно отличается от традиционной формы взаимодействия. Социальная сеть «ВКон-такте» позволяет глубже раскрыть вопросы межличностной коммуникации на глобальном уровне, поскольку исследование речевого поведения является актуальным в лингвистике.

Ключевые слова: речевое воздействие, общение, интернет-коммуникация, социальная сеть, «ВКонтакте», речевые средства, невербальные средства

В настоящее время социальная реальность все больше заполняется интернет-коммуникацией. Данный вид коммуникации, как и теория речевого воздействия, находится в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей [1, с. 266]. На наш взгляд, интернет-коммуникация меняет свой облик постоянно, в зависимости от социокультурных условий, и поэтому дискурсивные процессы, происходящие в современном интернет-пространстве, нуждаются в уточнении и интерпретации, поскольку именно Интернет стал площадкой для общения, диалога, обмена информацией и дезинформацией, всего, что происходит в современном мире. Соответственно, именно интернет-пространство влияет на сознание большинства пользователей социальных сетей, воздействуя на его пси-хо-эмоциональное состояние.

Отметим, что в интернет-коммуникации произошел переход от информативной функции к функции воздействия, которая на данный момент считается основной, и общение в пространстве Интернет многие исследователи рассматривают как нестандартную форму коммуникации.

Как отмечает исследователь Г.Г. Почепцов, такие термины «теории коммуникации, как «коммуникативное пространство» («информационное пространство»), «виртуальная коммуникация», «интернет-коммуникация», используются в случае двустороннего процесса - участия отправителя и получателя информации, обладающих активными коммуникативными ролями. Если под «коммуникативным пространством» понимается «информационное пространство», место реализации языка, то понятия «виртуальная коммуникация» и «интернет-коммуникация», как правило, являются синонимичными» [2, с. 352]. Под ними предполагается коммуникация с удаленным адресатом или несколькими субъектами с помощью персонального компьютера или телекоммуникационных технологий [3, с. 600].

В научной среде существует множество терминов для описываемого нами феномена. Речь идет, к примеру, о понятии «виртуальная коммуникация», который был введен в научный оборот О.В. Лутовиновой и Л.Ф. Компанцевой. Зачастую употребляется еще одно понятие - «интернет-коммуникация» (М.Г. Шилина, С.В. Бондаренко, И.Н. Розина), или «коммуникация в социальных сетях». В научных трудах по теории речевого общения можно встретить и другие термины: «интернет-дискурс», «электронная коммуникация», «электронный дискурс», «компьютерный дискурс» [4, с. 91]. В данной статье нами используется термин «интернет-коммуникация».

Поскольку интернет-общение в последние годы относится к неотъемлемому сегменту жизнедеятельности современного человека, считаем, что очень актуальным и перспективным является исследование аспектов межличностной коммуникации и взаимодействия субъектов виртуального пространства, а также особенностей самостоятельной презентации личности в рамках виртуальной коммуникации и специфики образования виртуальных групп.

Цель настоящей статьи - рассмотрение вербальных и невербальных средств воздействия в современной интернет-коммуникации на примере популярной социальной сети «ВКонтакте».

Для реализации намеченной цели требуется реализовать несколько задач. Среди них:

1) охарактеризовать основные понятия теории коммуникации;

2) рассмотреть особенности вербальных и невербальных средств воздействия, употребляющихся в социальных сетях;

3) проанализировать основные средства речевой манипуляции (воздействия) в текстах публикаций социальной сети «ВКонтакте».

Научная новизна и значимость исследования заключается в анализе средств речевого воздействия в зависимости от социокультурных реалий современности и специфики социальной сети «ВКонтакте».

Теоретическую значимость мы видим в определенном вкладе статьи в изучение теории массовой коммуникации, в частности интернет-дискурса.

Практическая ценность предопределена возможностью использования материалов для преподавания дисциплин по теории коммуникации.

По мнению большинства исследователей, интернет-коммуникация характеризуется полифоничностью, интерактивностью, замещенной спецификой коммуникации, другими многочисленными нюансами [5]. Следует отметить, что для интернет-коммуникации немаловажными являются удобство и быстрота общения, а роль компенсаторных механизмов выполняют особые графические символы - «смайлики». Таким образом, с совершенствованием интернет-общения первоочередное значение приобретает тенденция рационального расходования речевых средств.

С точки зрения И.А. Стернина, термин «речевое воздействие» представляет собой влияние личности на другого субъекта или категорию субъектов посредством речевых средств. Этот процесс дополняется невербальными средствами реализации поставленной продуцентом речи цели [6, с. 178].

В пределах данной статьи анализ материала на примере социальной сети «ВКонтакте» будет осуществляться по классификации Е.В. Омельченко, выделя-

ющей средства и приемы воздействия по типу структурных уровней языка. Эксперт в этом аспекте идентифицировала несколько сегментов. Среди них:

1) лексико-семантический (слова-символы, синонимия и др.);

2) синтаксический (риторические вопросы и восклицания и т. д.);

3) уровень образных языковых средств (метафоризация, оксюморон, парадокс и др.) [7, с. 222].

Средства и приемы воздействия могут быть вербальными (языковыми, словесными) и невербальными (эмотиконы, иллюстрации, анимированные изображения) и оказывать значительное влияние на адресата в процессе коммуникации. Особенно ярко они представлены в интернет-рекламе.

Пожалуй, наиболее популярной в социальных сетях считается сообщество «ВКонтакте», которое первоначально объединяло учащихся и студентов, теперь стало« современным, быстрым л эстетичным способом общенияв сети»[8], особенно среди русскоязычных пользователей. Общение пользователей здесь происхыдмбо сел^ыво^«^алмтоовремени(онлайн),они переписываются, отправляют аудио-и ведеозаыисм,играют вОраузереыеогрыи т.о. В датн омимформв-ционном ресурсе пользователи объединяются по интересам, соответственно тек-сть^он^саимеют^змур теыватдческую цсоывопраолевндуть: доспдмитеруиуе, муыу|двоыеую,вемазоваоынинеР> куыныаинуюор. п.

Пваво-оо некрюорыепродире^ербылнмвк сщедсев вердействотна юдуе-

сата

^Самь-евурсным мефирнь/елелеумр сод/еори и зедутью! СО^амтсяр нВда еы/о.о/ (ьосощесето нВкусиытфмтман. Кслитарнн.Мозуйкины хитотсти»);

2) Такого разнообразия супов и других блюд я еще не видела! Теперь ЮЫмотяю -ыужьыооод/ш обедами ксыйыорень Ыc00бщлP0Ь0«Aйдa шеф-пе-вдер

Данные тексты относятся к тематической группе «еда», которая является зыупЕ^ор пдтробносььюлюбооо челотвса. Если первый текст на лексико-семан-тическым мо°ыиызвыдктepиетeтcа нсооРмиыыТрмыепнео, то Е^т^^^^о! понволмвт сузить кррг пользователей: замужние женщины-даботающиеи домрхозяйки Водбввяммужа») К lюlюпеыым0лрвли, кщторзые^ыфыраюс оыксему«еде», мсжн-он-осеи оз-узы-щ-е: «вкмвоыо льидшйи»,«тюесеlсеея», зыуьы»,«бпюда», «ыОормю.Ыывинтаммичеспов уповнепредложенуя оряютсупумспыми, «оскыо-цыооымиыыи, вмы п|ммоликиот осп^тсвиманре нлйaоeлЯ|Aбаонoй венкло«отело-пымзнак вoпропрмисимepбcoодомт гтеЖйидекнлycтлинелюдый дффекд

Двугой дмpвlоопвдтексуa«Ыоплрыpдыy<Tcрнa сайте, сюроршай ловозымы /с получай кэшбэк от 30%!» (из сообщества «ВМагазине.ру - интернет-магазин») пепаыываев ыдедлиудльнумнaеяезении .-го лица един-

ствеинего пьело(pмгuоmp-/южобя, <гoвeAB)aр, сoп»чaй(l ом сюдым ыытицрмье« буждение к действию и создавая естественную речевую коммуникацию. В ука-«авиом сонеекму« овноппымв деревами ыoздeЙррвис наaдpа«еьaяилязтcо лрамммвмимхкиглаглпы, р.е. рстслизонэн вютфoлoгнмяcl<ийвсовэиы мвьморпмyембыoрокрнa.

Нежет-г^ющий примев^ьороьл^тж цeлдьмФ дудито.ию /молодывжеу-щины.девуш ки) и создает эффект доверительной коммуникации (делюсь): «Девчонки, дылФевсAOMод<:оBoын)oЬИыA^eеыОь« и вбрв ивкНаонивокс иве с^^lP(^^довíг это предложение является простым, в повелительном наклонении, с использова-пьодoбpaщдопр/допчoыьи).

еоииовнш лдыокЛрюьнь^9лсридусыамоыздевстиия впьтеютeи-ояммронкa( ции следует отнести использование в текстах эмотиконов, выражающих эмоци-знaсзьооoтуошдьиe овдоесату [9]. Например.в выюеорервющрмрекcедcoоб-щыовьа«Аиглий ский для детей. My English Baby» присутствуют эмотиконы после каждого предложения:

«РЕБЁНОК СМЕШИВАЕТ ЯЗЫКИ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ПУТАНИЦЫ? qn (эмо-тикон указания пальцем, «обрати внимание ниже»), (Графика сохранена). ЩЦ

Вы начали занятия английским (эмотикон «флаг Великобритании^).

Все шло отлично, пока вы не услышали, как ребёнок стал смешивать два языка в своей речи © (эмотикон «о боже»).

Спасите, помогите! У ребёнка «каша в голове»! © (эмотикон отчаяния, слезы)

НЕ НУЖНО ПАНИКОВАТЬ! □ (эмотикон дружелюбия).

Далее в тексте описываются способы помощи ребенку и даются рекомендации для родителей. После каждого предложения присутствует эмотикон, эмоционально выражающий и доносящий основную мысль [10].

Следует отметить, что в тексте особо значимые предложения графически выражаются иным шрифтом или прописными буквами (РЕБЁНОК СМЕШИВАЕТ ЯЗЫКИ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ПУТАНИЦЫ? НЕ НУЖНО ПАНИКОВАТЬ!). Такой невербальный прием воздействия не только выделяет адресатов (родителей), но и доносит до них основную тему текста посредством пошаговой инструкции.

Таким образом, популярность социальных сетей становится причиной подробного изучения исследователями интернет-коммуникации в целом. В данной статье были рассмотрены основные речевые и неречевые средства воздействия интернет-текстов на примере «ВКонтакте».

На основе анализа текстов различных тематических сообществ (групп) социальной сети «ВКонтакте» мы пришли к следующим умозаключениям:

1) исследование интернет-коммуникации предполагает приращение новых знаний о семиотической природе интернет-жанров и возможности продуцирования смыслов через интеракцию вербального и визуального рядов;

Библиографический список

2) интернет-коммуникация на сегодняшний день выполняет значимую и эффективную коммуникативную функцию воздействия;

3) вербальные средства воздействия на читателя исследуются на лекси-ко-семантическом, морфологическом и синтаксическом уровнях, а также на уровне образных языковых средств;

4) невербальные средства воздействия оказывают эмоциональное влияние на адресата в процессе коммуникации и создают эффект доверия.

Таким образом, интернет-коммуникация в настоящее время является востребованной информационной площадкой для более эффективного построения коммуникативных отношений.

1. Асмус Н.Г Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства. Диссертация ... кандидата филологических наук. Челябинск, 2005

2. Почепцов Г.Г Теория коммуникации: монография. Москва: Центр, 1998.

3. Психология общения. Энциклопедический словарь. Москва, 2011.

4. Селютин А.А. Введение в интернет-коммуникацию: учебное пособие. Челябинск: Энциклопедия, 2012.

5. Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации. Известия Уральского государственного университета. 2010; № 2: 71-76.

6. Стернин И.А. Основы речевого воздействия: учебное издание. Воронеж: Истоки, 2012.

7. Омелыенко Е.В. Фасцинативная коммуникативная стратегия в различных типах дискурса: монография. Челябинск, 2013.

8. vk.com/about О компании. ВКонтакте. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

9. Fatkullina F.G., Suleimanova A.K., Sayakhova D.K. Leadership phenomenon in the youth environment. Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education. Гейдельберг: Издательство: Springer-Verlag GmbH, 2017: 19-28.

10. Khairullina R.H., Fatkullina F.G. New phraseology in internet discourse. The Discoursal Use of Phraseological Units. Cambridge Scholars Publishing, 2021.

References

1. Asmus N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogoprostranstva. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Chelyabinsk, 2005

2. Pochepcov G.G. Teoriya kommunikacii: monografiya. Moskva: Centr, 1998.

3. Psihologiya obscheniya. 'Enciklopedicheskij slovar'. Moskva, 2011.

4. Selyutin A.A. Vvedenie v internet-kommunikaciyu: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Enciklopediya, 2012.

5. Anikina T.V. Imya sobstvennoe v internet-kommunikacii. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2010; № 2: 71-76.

6. Sternin I.A. Osnovy rechevogo vozdejstviya: uchebnoe izdanie. Voronezh: Istoki, 2012.

7. Omel'chenko E.V. Fascinativnaya kommunikativnaya strategiya v razlichnyh tipah diskursa: monografiya. Chelyabinsk, 2013.

8. vk.com/about O kompanii. VKontakte. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/

9. Fatkullina F.G., Suleimanova A.K., Sayakhova D.K. Leadership phenomenon in the youth environment. Leadership for the Future Sustainable Development of Business and Education. Gejdel'berg: Izdatel'stvo: Springer-Verlag GmbH, 2017: 19-28.

10. Khairullina R.H., Fatkullina F.G. New phraseology in internet discourse. The Discoursal Use of Phraseological Units. Cambridge Scholars Publishing, 2021.

Статья поступила в редакцию 11.09.23

УДК 811.111-26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Malinovskaia T.N., Cand. of Science (Philology), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia),

E-mail: vasilenko.76@mail.ru

Dyachenko I.N., Cand. of Science (Philology), senior lecturer, Institute of Humanities, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: dyachenko.irinka@bk.ru

ENGLISH SOCIAL-POLITICAL SINGLE-COMPONENT TERMS: STRUCTURAL FEATURES, WORD-FORMATION METHODS AND MODELS (BASED ON THE ENGLISH-RUSSIAN DICTIONARY OF TERMS TO THE EUROPEAN CONVENTION ON HUMAN RIGHTS). The article presents results of an analysis of structural and word-formation characteristics of one-component English-language socio-political terminological units based on the English-Russian dictionary of terms to the European Convention on Human Rights. The following main structure-forming characteristics of single-component terms of a socio-political nature were identified, described and analyzed: morphological and word-formation structure, as well as word-formation methods and models used for term formation. The studied terminological words under study are interpreted as the lexicon of the language for special means. A language for special tools is a kind of language system that serves a specific field of human activity. The study confirmed the priority of morphological methods of term formation (affixation in particular) and word-formation models used to create nouns, which prevail in the set of terms being the subject of study that corresponds to the trend of productivity of these methods and models of term formation both in the language for special purposes and in the modern English literary language.

Key words: language for special tools, socio-political terminology, single-component term, term formation, word-formation methods, word-formation models

Т.Н. Малиновская, канд. филол. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vasilenko.76@mail.ru

И.Н. Дьяченко, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: dyachenko.irinka@bk.ru

ОДНОКОМПОНЕНТНЫЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБЫ И МОДЕЛИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО-РУССКОГО СЛОВАРЯ ТЕРМИНОВ К ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА)

В статье представлены результаты анализа структурных и словообразовательных характеристик однокомпонентных англоязычных общественно-политических терминологических единиц на материале англо-русского словаря терминов к Европейской конвенции по правам человека. Были выявлены, описаны и проанализированы следующие основные структурообразующие характеристики однокомпонентных терминов общественно-политического характера: морфологическая и словообразовательная структура, а также словообразовательные способы и модели, используемые для терминообразова-ния. Изучаемые терминологические единицы трактуются как лексикон языка для специальных средств. Язык для специальных целей представляет собой разновидность языковой системы, обслуживающую определенную сферу деятельности. Исследование подтвердило приоритет морфологических способов терминообразования (в частности аффиксации) и словообразовательных моделей, используемых для создания имен существительных, преобладающих в исследуемой совокупности терминов, что соответствует тенденции продуктивности указанных способов и моделей терминообразования как в языке для специальных целей, так и в современном английском литературном языке.

Ключевые слова: язык для специальных средств, общественно-политическая терминология, однокомпонентный термин, терминообразова-ние, словообразовательные способы, словообразовательные модели

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.