Научная статья на тему 'СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОПАГАНДА / ЦЕНЗУРА / СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин Алексей Леонидович

В статье рассматриваются средства осуществления функций государства как правовая категория, отмечается недостаточная разработанность данного термина, проводится критический анализ имеющихся подходов. Автор называет и исследует конкретные средства реализации идеологической функции государства, дает им характеристику. Приводится авторское определение средств осуществления идеологической функции государства, подводятся итоги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE’S MEANS OF IMPLEMENTING THE IDEOLOGICAL FUNCTION

The article considers the state’s means of implementing the ideological function as a legal category, it notes insufficient elaboration of this term, it carries out a critical analysis of existing approaches. The author names and explores specific means of implementing the ideological function of the state, gives them a description. The author’s definition of the means of implementing the ideological function of the state is given, and the results are summed up.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 340 ББК 67.0

Бредихин Алексей Леонидович Bredikhin Alexey Leonidovich

доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. E-mail: axel_b@mail.ru

Associate Professor, Department of State History and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Law.

СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

State's Means of Implementing the Ideological Function

В статье рассматриваются средства осуществления функций государства как правовая категория, отмечается недостаточная разработанность данного термина, проводится критический анализ имеющихся подходов. Автор называет и исследует конкретные средства реализации идеологической функции государства, дает им характеристику. Приводится авторское определение средств осуществления идеологической функции государства, подводятся итоги.

Ключевые слова: функции государства, идеология, идеологическая функция, пропаганда, цензура, средства осуществления функций государства.

Вопрос о средствах осуществления функций государства (идеологической в том числе) не получил должной проработки в отечественной науке. Имеющиеся подходы и определения не всегда достоверны и полемичны. Кроме того, важно понять отличия и взаимосвязь методов и средств в осуществлении правового воздействия.

С нашей точки зрения, идеологическая функция государства - это обусловленная социальным предназначением государства потребность и возможность осуществлять идеологическую деятельность, направленную на легитимацию государственной власти в обществе и построение определенной модели общественно-политических отношений [4, с. 50].

Согласно толковому словарю средство понимается в нескольких смыслах: «прием, способ действия для достижения чего-нибудь», «орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности и пр.» [10, с. 765]. Следовательно, средство - это и материальные вещи, и интеллек-

The article considers the state's means of implementing the ideological function as a legal category, it notes insufficient elaboration of this term, it carries out a critical analysis of existing approaches. The author names and explores specific means of implementing the ideological function of the state, gives them a description. The author's definition of the means of implementing the ideological function of the state is given, and the results are summed up.

Keywords: functions of the state, ideology, ideological function, propaganda, censorship, state's means of implementing the ideological function.

туальные приемы, которые применяются в какой-либо сфере человеческой деятельности. В связи с чем средства могут быть многогранны и определяться спецификой конкретной деятельности и поставленной задачей.

Правовая наука оперирует понятием правовых средств, понимаемых, например, как «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей [11, с. 722].

Выделяют средства правовой политики [8, с. 103], которые предлагают разделять на две группы: «1) собственные специальные средства, непосредственно предназначенные для совершенствования и развития правовой системы, к которым относят различные доктрины, концепции, программы, правовой мониторинг, систематизацию правовых актов, планирование, прогнозирование, унификацию и специализацию законодательства, экспертизу правовых актов и т. д.; 2) инструменты

механизма правового регулирования, включающие в себя: а) непосредственно юридические средства: ограничения, правовые запреты, стимулы, поощрения, наказания, субъективные права и юридические обязанности, правоотношения, правовые акты, юридическая ответственность, санкции (в т. ч. поощрительные) и т. д., которые, в свою очередь, в зависимости от их природы и сферы функционирования подразделяются на средства права и средства правореализационной практики; б) неюридические средства: идеологические, организационные и материальные» [7, с. 343-344].

Названные выше характеристики средств близки по своему значению к средствам идеологической функции государства, что позволяет нам строить некоторые аналогии. Средствами осуществления функций государства необходимо назвать комплекс конкретных инструментов, методик и мероприятий, которые сопровождают реализацию той или иной функции.

С.В. Бабаев предлагает, на наш взгляд, спорное определение средств осуществления функций государства: это «материальные предметы, вещи, всякого рода приспособления, которые используются при осуществлении функций государства (средства производства, орудия и предметы труда, техника и др.) [2, с. 11]. Видимо, ученый смешивает здесь понятия деятельности и функций, поэтому средства предстают в некоторых предметах повседневной деятельности. Но с этим нельзя согласиться, так как идеологическая функция государства явно не использует названные предметы.

Предлагаем классифицировать средства осуществления функций государства по следующим критериям:

- в зависимости от методов осуществления функций государства: средства убеждения и средства принуждения;

- в зависимости от форм осуществления функций государства: правотворческие, право-исполнительные, правоохранительные и организационные;

- в зависимости от типа государства: буржуазное и социалистическое. Здесь может быть использовано и другое перечисление, соответствующее той или иной принятой типологии государств;

- по содержанию реализуемых процессов в идеологической деятельности: средства ле-

гитимации государственной власти и средства целеполагания;

- правовые и неправовые (организационные) средства. К правовым можно отнести создание правовых механизмов, правовых институтов, мер юридической ответственности, специальных органов, определение ценностей и пр. Неправовые средства - организационные, тактические мероприятия, проводимые в процессе реализации идеологической функции, технические средства и технологии (политехнологии);

- средства предупреждения, пресечения, восстановления нарушенных прав и отношений, меры ответственности.

Для классификации могут быть предложены и иные критерии, что подчеркивает разнообразие средств и их обусловленность многими факторами.

Для лучшего понимания сути средств осуществления идеологической функции государства важно отметить их непосредственную связь с методами реализации идеологической функции государства. Если метод определяет характер воздействия на волю субъекта, то средства - это конкретные инструменты в рамках определенного метода.

Как отмечалось ранее, для идеологической функции государства метод убеждения превалирует, а метод принуждения имеет ограниченное применение. Средства осуществления идеологической функции будем рассматривать также в рамках названных методов.

На данной позиции стоит Н.В. Черноголов-кин, который отмечает, что «убеждению и принуждению присущи принципиально разные средства воздействия на поведение людей». Среди средств убеждения он называет организацию масс, воспитание, поощрение. Принуждение же реализуется при помощи различных видов насильственных средств [12, с. 192].

В отличие от методов, средства осуществления функций государства могут быть разнообразными и их перечень не является исчерпывающим. С течением времени, а также в зависимости от конституционного строя эти средства будут различаться. Так, средства, характерные для функций и методов социалистического государства, во многом не актуальны для современного демократического государства. Кроме того, социалистическое государство проходит в своем развитии несколько

этапов, поэтому период диктатуры пролетариата и период общенародного государства могут различаться.

Средства убеждения весьма многочисленны. Они могут быть общими, то есть не имеющими специальной цели идеологической работы, а выполняющими ее как сопутствующую в сфере воспитания, образования, информирования и т.д. Специальные средства направлены непосредственно на реализацию идеологической функции государства.

В рамках реализации идеологической функции одним из главных средств государства является пропаганда, которую часто воспринимают негативно как намеренное введение в заблуждение население относительно реального состояния экономических, политических и иных важных сфер государственной деятельности [9, с. 169-171]. Тем не менее, как правило, основной задачей государственной пропаганда является формирование традиционных ценностей и позитивного восприятия мира, при этом не прибегая к прямому обману. Соответственно, пропаганда - лишь инструмент, и она необязательно должна быть лживой и злонамеренной.

Среди значимых средств обеспечения метода убеждения также можем назвать:

- получение обратной связи. Это средство состоит в проведении статистических опросов, работа с обращениями граждан, анализ правоприменительной и административной практики и т.п. Статистической работой занимается, в частности, созданный государством и подконтрольный ему Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), с 2003 года существующий в форме акционерного общества; работа с обращениями граждан реализована во всех органах публичной власти, а также на интернет-сайтах, где используется специальная форма подачи обращений и жалоб; правоприменительная и административная практика изучается как в высших судебных инстанциях, так и центральных и местных органах власти. Результаты этой аналитической работы применяются для корректировки законодательства и политического реагирования на выявленные закономерности и проблемы;

- создание действенных механизмов непосредственного участия граждан в правотворчестве. В рамках этого производится всенарод-

ное обсуждение законопроектов и значимых государственных инициатив. Сегодня распространена практика размещения проектов нормативных актов на официальных интернет-сайтах правотворческих органов с обеспечением возможности оставления комментариев и подачи предложений. Существует интернет-ресурс для размещения общественных инициатив граждан Российской Федерации и голосования по ним - «Российская общественная инициатива (РОИ)», реализуются региональные правотворческие инициативы и правотворческая инициатива в порядке ст. 26 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [3, с. 199-202].

- публичная отчетность органов государственной власти и должностных лиц. Указанное средство реализуется в виде прямых линий и больших ежегодных пресс-конференций Президента РФ, ежегодного отчета Правительства РФ в Государственной Думе РФ, отчет губернаторов областей о деятельности правительств регионов перед местными законодательными собраниями и т.п.

Учитывая ограниченный характер принуждения в системе методов осуществления идеологической функции государства, набор средств также немногочислен. Следует предположить, что те или иные меры принуждения направлены на предупреждение и пресечение нарушений устоявшегося государственного порядка, а также наказание и ограничение деятельности физических и должностных лиц, представляющих опасность для государства и его основ. Эти меры могут как ограничивать свободу деятельности, так и, наоборот, устранять препятствия для ее реализации.

В сфере осуществления идеологической функции государства наиболее очевидным средством принуждения является цензура. Это понятие многоплановое, имеющее исторические корни [6, с. 96-100]. Е.Н. Козинникова справедливо отмечает, что «основными задачами цензуры на разных этапах исторического развития государств оставались регламентация распространяемой в обществе информации, контроль за ней и охрана государственного строя от идей, не способствующих его сохранению и устойчивому развитию» [5, с. 19].

В Большой советской энциклопедии содержится следующее определение цензуры: «контроль официальных (светских или духовных)

властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес и других сценических произведений, кинофотопро-изведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач, а иногда и частной переписки с тем, чтобы не допустить или ограничить распространение идей и сведений, признаваемых этими властями нежелательными или вредными». Сегодня к этому еще нужно добавить соответствующий контроль за содержанием интернет-сайтов, личных страниц в социальных сетях, а также переписки в разнообразных мессенджерах.

Е.А. Агапова выделяет следующие объекты цензуры: устное слово, редакторы и продюсеры, книги, газеты и журналы, фильмы и кинематография, электронные средства массовой информации, телевидение, выражение идей в художественной форме, театр, стихи и романы, музыка, библиотеки и архивы [1, с. 137-138].

В первую очередь цензура касается деятельности средств массовой информации. Согласно ч. 5 ст. 29 Конституции РФ она запрещена, а свобода массовой информации гарантируется. Такое же положение дублируется в ст. 3 закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», где дано определение цензуры.

В контексте идеологической функции государства цензура означает осуществление контроля, установление запрета и ограничения распространения любой информации, выраженной в устной, письменной или символьной форме, которая противоречит устоявшимся в государстве и принятым на официальном уровне ценностям и идеологическим установкам. Традиционно к цензуре имеется негативное отношение, и в этом есть значительная степень правоты. Цензура чаще всего выступает спутником политико-правовых режимов, нарушающих общепризнанные права, свободы и интересы личности, отсюда - конституционный запрет цензуры как гарантия народовластия. Между тем безусловный запрет цензуры не идеален с точки зрения обеспечения государственной и общественной безопасности, так как может быть использован во вред населению. Поэтому цензура, будучи вынужденной мерой, применяется практически всеми государствами в исключительных случаях и на

определенное время, когда безопасность общества и государства важнее политических свобод. Например, такое ограничение допускается в период военного или чрезвычайного положения, а также других установленных законом случаях.

Относительно новым средством принудительного осуществления идеологической функции государства является блокировка интернет-страниц, которая при наличии соответствующих оснований осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Основанием для блокировки является противоправное содержание интернет-страниц, в том числе распространение материалов экстремистского характера. Очевидно, что иногда грань между свободой слова и экстремизмом в форме распространения информации, направленной против действующей власти, очень тонка, поэтому деятельность Роскомнадзора часто критикуется. Однако существует механизм обжалование решений этой службы для более объективного рассмотрения вопросов и достижения компромисса, устранения тех или иных претензий.

Принудительные средства в контексте реализации идеологической функции государства могут не только ограничивать, но и, наоборот, обеспечивать свободу слова и деятельности в идеологической сфере. Так, в Уголовном кодексе РФ и законодательстве об административных правонарушениях России содержатся составы правонарушений в сфере ограничения прав СМИ и деятельности общественных организаций. Кроме того, возможно применение мер прокурорского реагирования и наложение санкций иными контрольно-надзорными органами. Подобного рода механизмы обеспечены также в гражданском и административном законодательстве.

Таким образом, средствами осуществления идеологической функции государства следует назвать основанные на методах убеждения или принуждения способы или приемы деятельности, имеющие прикладное значение для выполнения задач государства в идеологической сфере. Такие способы и приемы изменчивы, и их выбор зависит от конкретных обстоятельств и условий деятельности государства. С течением времени появляются новые средства

(блокировка интернет-страниц), трансформируются под современность традиционные спо-

Литература

1. Агапова Е.А. Цензура как охранительный механизм в отношении устоявшихся социальных и политических связей в обществе // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006. № 6.

2. Бабаев С.В. Теория функций современного государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001.

3. Бредихин А.Л., Парфенов Н.П., Алексеев С.А. Участие граждан в правотворческом процессе // Право и государство: теория и практика. 2021. № 12.

4. Бредихин А.Л. Понятие и содержание идеологической функции государства // Вестник Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Право. 2021. № 1.

5. Козинникова Е.Н. Цензура как предмет полицейско-правовой теории // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 1.

6. Потапов Ю.А. Цензура как институт государственной власти (историко-правовые аспекты) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2020. № 4.

7. Пузиков Р.В. Средства реализации правовой политики // Вестник ТГУ. 2013. № 11.

8. Рысина Е.П. К вопросу о средствах правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. 2010. № 4.

9. Трофимов Е.А. Государственная пропаганда в России в начале XXI в.: политологический очерк // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21.

10. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1994.

11. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2001.

12. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.

собы (пропаганда) и теряют актуальность прежние (религиозная инквизиция).

Bibliography

1. Agapova E.A. Censorship as a protective mechanism in relation to established social and political ties in society // Humanitarian and socio-economic sciences. 2006. № 6.

2. Babaev S.V. The theory of the functions of the modern state: author. diss. ... Cand. in Law. N. Novgorod, 2001.

3. Bredikhin A.L., Parfenov N.P., Alekseev S.A. Participation of citizens in the law-making process // Law and State: Theory and Practice. 2021. № 12.

4. Bredikhin A.L. The concept and content of the ideological function of the state // Vestnik Vor-onezhsk state university. Ser.: Right. 2021. № 1.

5. Kozinnikova E.N. Censorship as a subject of police-legal theory // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 1.

6. Potapov Yu.A. Censorship as an institution of state power (historical and legal aspects) // Historical and legal problems: a new perspective. 2020. № 4.

7. Puzikov R.V. Means of legal policy implementation// Bulletin of TSU. 2013. № 11.

8. Rysina E.P. To the question of the means of legal policy // Legal policy and legal life. 2010. № 4.

9. Trofimov E.A. State propaganda in Russia at the beginning of the 21st century: a political study // Theory and practice of social development. 2014. № 21.

10. Explanatory dictionary of the Russian language: 72 500 words and 7 500 phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 1994.

11. Theory of state and law: a course of lectures / ed. N.I. Matuzova and A.V. Malko. Moscow, 2001.

12. Chernogolovkin N.V. The theory of the functions of the socialist state. Moscow, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.