Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА'

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
400
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕТОД ПРИНУЖДЕНИЯ / УБЕЖДЕНИЕ / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE / IDEOLOGICAL ACTIVITY / METHOD OF COERCION / PERSUASION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин А.Л., Проценко Е.Д.

В настоящей статье автор рассматривает категорию идеологическая деятельность государства в контексте соотношения с идеологической функцией государства, выделяет ее особенности. В статье дается определение идеологической деятельности государства, рассматриваются ее формы и методы, а также механизм осуществления идеологической деятельности, в рамках которого автор характеризует его отдельные звенья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL FUNCTION AND IDEOLOGICAL ACTIVITY OF THE STATE

In this article, the author considers the category of ideological activity of the state in the context of correlation with the ideological function of the state, highlights its features. The article defines the ideological activity of the state, examines its forms and methods, as well as the mechanism for carrying out ideological activity, within which the author characterizes its individual links.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА»

УДК 321.01

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

А.Л. Бредихин

Санкт-Петербургский университет МВД России

Е.Д. Проценко

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В настоящей статье автор рассматривает категорию идеологическая деятельность государства в контексте соотношения с идеологической функцией государства, выделяет ее особенности. В статье дается определение идеологической деятельности государства, рассматриваются ее формы и методы, а также механизм осуществления идеологической деятельности, в рамках которого автор характеризует его отдельные звенья. Ключевые слова: Идеология, идеологическая функция государства, идеологическая деятельности, метод принуждения, убеждение.

Функции государства является основополагающей категорией теории государства и права, так как в функциях выражается смысл и предназначение государства. Функции государства — это основные направления его деятельности по управлению обществом, отражающие его цели и социальное назначение [1, С. 97]. Понимание функций государства как основных направлений его деятельности традиционный подход как для современной, так и советской правовой науки. При этом, нужно отметить, что определение функций через термин «направление» не совсем удачно. Функции не просто направления деятельности, а сущностные проявления государства как социального и политического института, которые и предопределяют эти направления деятельности.

Функции государства тесно связаны со сферами деятельности государства и ее непосредственным осуществлением. Исходя из традиционного, сложившегося еще в советской науке подхода, подразделение сфер общественной деятельности происходит на экономическую, политическую и идеологическую [2, С. 18].

В науке распространено выделение подобных же функций, между тем это не означает, что сферы деятельности идентичны функциям государства. С целью разрешения данной коллизии, Н.В. Черноголовкин указывает, что именно функции наполняют сферы деятельности государства содержанием, делают саму деятельность целеустремленной [2, С. 20]. Иными словами, функции государства предопределяют существование сфер его деятельности и их предметное содержание, а не наоборот.

Сама же деятельность государства состоит в непосредственном выполнении задач, мероприятий, процедур и единичных действий в рамках осуществления функций государства.

Реализация каждой из функций государства имеет свою специфику, в том числе и идеологическая функция.

А.И. Клименко указывает, что «посредством своей идеологической функции государство определяет формирование правового и политического сознания граждан, что способствует укреплению общественной системы ценностей, достижению социально полезных целей» [3, С. 56]. А.Н. Буховец отмечает следующее: «Говоря о содержании идеологической функции государства предлагается выделить два основных блока, определяющих идеологическое поле государственной деятельности. Во-первых, любое государство, собственно, создает и поддерживает ту или иную идеологию, т.е. внедряет в сознание членов общества определенную систему политических, правовых, нравственных, этических взглядов, поскольку через них проявляется отношение людей к существующей действительности, прежде всего к общественно-политическому или, как принято сегодня говорить, конституционному

строю, правовому и общественному порядку и т.д. Поэтому, на наш взгляд, ни одно государство не может безразлично относиться к тому, какие идеологические взгляды культивируются в сознании членов общества. Во-вторых, непосредственно сама идеологическая деятельность государства проявляется не только в создании и реципиировании каких-либо идеологий в чистом виде, но и в использовании иных, более тонких и современных форм идейного воздействия, которые прямо или опосредованно связаны с развитием и разносторонней поддержкой науки, культуры, образования [4, С. 15-16].

В социалистических, религиозных и других идеологизированных государствах суть идеологической функции состоит в реализации определенной идеологической системы, что противоречит современной концепции демократического государства. Вместе с тем, идеологическая функция характерна для всех государств, поэтому в наиболее общем виде идеологическая функция является основным и постоянным направлением деятельности государства как общественно-политического института, содержанием которого является процесс построения определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства [5, С. 14].

Наряду с идеологической функцией государства можно выделить отдельно идеологическую деятельность государства. Эти понятия тесно и неразрывно связаны между собой, однако каждое из них имеет собственный смысл.

В практическом плане идеологическая функция осуществляется именно благодаря механизму идеологической деятельности государства. В связи с этим, под идеологической деятельностью государства необходимо понимать объективно выраженные действия и мероприятий, проводимые государственными органами, уполномоченными организациями или от их имени в рамках реализации идеологической функции государства.

Отсюда можно сказать, что осуществление идеологической деятельности происходит посредством определенного механизма и имеет свои формы и методы.

Механизм осуществления идеологической деятельности (идеологической функции государства) это совокупность государственных органов, задействованных в осуществлении идеологической функции государства, а также привлеченных для этих целей учреждений, организаций и иных государственных и негосударственных институтов.

Полномочия по осуществлению идеологической функции государства распределены между органами государственной власти по сферам их компетенции. Высшие органы власти, к которым можно отнести Президента Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, устанавливают основное содержание проводимой политики, в том числе и в идеологической сфере. Так, например, Президент РФ в рамках осуществления идеологической деятельности выступает с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию Российской Федерации о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государств, утверждает военную доктрину и другие документы стратегического планирования.

Нужно сказать, что в Российской Федерации нет специального министерства, ответственного за проведение идеологической и пропагандистской работы, подобного Имперскому Министерству народного просвещения и пропаганды в нацистской Германии. В современном аппарате управления Российской Федерации некоторые министерства и ведомства выполняют идеологическую функцию в той или иной степени. Так, Министерство культуры Российской Федерации имеет возможность влиять на содержание политики в области культуры, формировать патриотическую направленность выходящих в свет произведений искусства и проводимых культурных мероприятий и тому подобное.

Министерство просвещения участвует в реализации образовательной политики государства, утверждает содержание государственных образовательных программ и учебных материалов и пр., тем самым, оказывая прямое влияние на содержание учебной информации, преподаваемой обучающимся с целью формирования общегуманитарных и моральных ценностей, идей патриотизма и уважения к российской истории.

Таким образом, полномочия по осуществлению идеологической деятельности госу-

дарства распределены между органами государственной власти по сферам их компетенции. Высшие органы власти устанавливают основное содержание проводимой политики, а органы исполнительной власти организуют исполнение конкретных мер в этом направлении, координируют подобную работу в субъектах Российской Федерации.

Помимо органов власти, непосредственно входящих в механизм государства, идеологическую деятельность осуществляют и иные субъекты, не являющиеся частью механизма государства, но которым соответствующие полномочия были в определенном смысле «делегированы» со стороны государства:

1. Государственные либо непосредственно связанные с государством средства массовой информации (радио, телевидение, печатная пресса, интернет ресурсы). Государство как лицо, способное оказывать влияние на деятельность того или иного СМИ, имеет возможность транслировать идеологические установки путем формирования редакционной политики, сетки программ или рубрик и т.п.

2. Негосударственные организации, выполняющие определенные мероприятия в рамках осуществления идеологической функции государства, по заказу государственных органов (в том числе на основании государственных контрактов). Необходимость привлечения таких организаций связана с тем, что государственные структуры не обладают достаточной компетенцией в этой сфере, не имеют необходимых технических и информационных средств.

3. Общественные организации, общественные движения и фонды, созданные для достижения общественно полезных целей, в том числе патриотической, культурно-воспитательной и прочих направленностей.

Идеологическая деятельность государства реализуется в установленных формах. Под формами осуществления функций государства понимаются их внешнее выражение, основные контуры и параметры их проявления [6, С. 336]. В качестве таких форм называют правотворческую, правоисполнительную, правоохранительную, организационную.

Правотворческая форма осуществления идеологической деятельности состоит в выполнении законодательной работы на всех уровнях государственной власти. То есть, в законодательстве отражаются основные направления и параметры такой деятельности.

Правоисполнительная форма состоит в реализации государственными органами и иными субъектами законодательных положений, регулирующих выполнение идеологической деятельности, а также издание в рамках своих полномочий правовых актов, направленных на их исполнение.

Правоохранительная форма предполагает создание эффективного механизма пресечения нарушений законодательства в рамках вышеназванной деятельности и применения ответственности за такие проступки.

Организационная форма состоит в фактической деятельности субъектов идеологической деятельности и непосредственно не регулируется законодательством, но в своей реализации не должна противоречить законодательству.

Определенной спецификой идеологической деятельности является применение методов правового регулирования. Обычно в качестве таковых называют методы убеждения и принуждения, но в идеологической деятельности государства преобладает метод убеждения, т.к. сама идеология предполагает убеждающее воздействие на сознание граждан. Метод принуждения реализуется главным образом через правоприменительные акты. Это связано, в первую очередь, с тем, что ч. 1 ст. 15 Конституции РФ [7] устанавливает принцип ее прямого действия. То есть суды вправе применять Конституцию РФ непосредственно при разрешении различных категорий дел.

Убеждение выражено в распространении и разъяснении идеологических принципов Конституции Российской Федерации, определении позитивных целей и последствий в результате реализации тех или иных мер государственной политики с целью формирования общественного согласия по поводу этих мер. Принуждение имеет очень ограниченное применение, например оно связано с признанием незаконными тех или иных правовых норм,

противоречащих идеологическим принципам Конституции РФ, а также установлении юридической ответственности за нарушение запретов нарушения тех или иных принципов.

Таким образом, под идеологической деятельностью государства следует понимать объективно выраженные действия и мероприятий, проводимые государственными органами, уполномоченными организациями или от их имени в рамках реализации идеологической функции государства.

Идеологическая деятельность реализуется посредством определенного механизма, состоящего из государственных органов, задействованных в осуществлении идеологической функции государства, а также привлеченных для этих целей учреждений, организаций и иных государственных и негосударственных институтов.

Формами осуществления идеологической деятельности выступают правотворческая, правоисполнительная, правоохранительная, и организационная, а методами - убеждение и принуждение, где основным является убеждающий способ.

Список литературы

1. Мелехин А. В. Теория государства и права: учеб. / А. В. Мелехин. — М. : Маркет ДС, 2007.

2. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М. , 1970.

3. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства. Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005.

4. Буховец А. Н. Идеологическая функция государства: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук: Академия управления МВД России. - М., 2002.

5. Бредихин А.Л. Идеологическая функция в системе функций государства // Теория государства и права. 2019. № 4.

6. Марченко М. Н. Теория государства и права: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М.,

2006.

7. Конституция Российской Федерации. - М., 2019.

Сведения об авторах

А.Л. Бредихин - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: axel_b@mail.ru.

Е.Д. Проценко - доктор юридических наук, профессор кафедры государственного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, e-mail: arrow54@yandex .ru

UDK 321.01

IDEOLOGICAL FUNCTION AND IDEOLOGICAL ACTIVITY OF THE STATE

A.L. Bredikhin

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E.D. Protsenko

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

In this article, the author considers the category of ideological activity of the state in the context of correlation with the ideological function of the state, highlights its features. The article defines the ideological activity of the state, examines its forms and methods, as well as the mechanism for carrying out ideological activity, within which the author characterizes its individual links.

Keywords: ideology, ideological function of the state, ideological activity, method of coercion, persuasion.

References

1 . Melekhin A. V. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. / A. V. Melekhin. — M. : Market DS, 2007.

2. Chernogolovkin N.V. Teoriya funktsiy sotsialisticheskogo gosudarstva. M. , 1970.

3. Klimenko A.I. Vzaimosvyaz' pravovogo i politicheskogo soznaniya v osushchestvlenii ideologicheskoy funktsii gosudarstva. Dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2005.

4. Bukhovets A. N. Ideologicheskaya funktsiya gosudarstva: Avtoref. diss. ... kand. yurid. nauk: Akademiya upravleniya MVD Rossii. - M., 2002.

5. Bredikhin A.L. Ideologicheskaya funktsiya v sisteme funktsiy gosudarstva // Teoriya gosudarstva i prava. 2019. № 4.

6. Marchenko M. N. Teoriya gosudarstva i prava: ucheb. 2-ye izd., pererab. i dop. M., 2006.

7. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. - M., 2019.

Author's information

A.L. Bredikhin, Candidate of Law, Senior Lecturer, Department of History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: axel_b@mail.ru.

E.D. Protsenko, Doctor of Law, Professor, Department of Public Law, Russian State Pedagogical University A.I. Herzen, e-mail: arrow54@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.