Научная статья на тему 'ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ'

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
276
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / IDEOLOGICAL FUNCTION / STATEHOOD / STATE FUNCTIONS / STATE IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бредихин А.Л.

В настоящей статье автор рассматривает идеологию как непременный атрибут государственности. Автор приходит к выводу, что государственность как таковая зародилась в тесном сотрудничестве с идеологией или религией. Далее он отмечает, что государственная идеология в значении идеологической функции государства присутствует и в современных демократических государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGY AND STATEHOOD

In this article, the author considers ideology as an indispensable attribute of statehood. The author comes to the conclusion that statehood as such arose in close cooperation with ideology or religion. He further notes that state ideology, in the meaning of the ideological function of the state, is present in modern democratic states.

Текст научной работы на тему «ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ»

ПРАВО

УДК 342

ИДЕОЛОГИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ

А.Л. Бредихин Санкт-Петербургский университет МВД России

В настоящей статье автор рассматривает идеологию как непременный атрибут государственности. Автор приходит к выводу, что государственность как таковая зародилась в тесном сотрудничестве с идеологией или религией. Далее он отмечает, что государственная идеология в значении идеологической функции государства присутствует и в современных демократических государствах.

Ключевые слова: идеология, идеологическая функция, государственность, функции государства, государственная идеология.

Вопрос о государственной идеологии по прежнему является актуальным в современной правовой мысли. В Российской Федерации вопрос идеологических основ государства стоит как нельзя остро, так как помнится еще неудачный советский опыт идеологической регламентации общественной и государственной жизни, что привело в конечном итоге к краху государственности и отсутствию ориентиров дальнейшего развития на постсоветском пространстве. Видимо с этим и связано появление в статье 13 Конституции Российской Федерации [1] положения о том, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Наряду с этим в статье 14 Конституции Российской Федерации [1] содержится положение о недопустимость установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. А, как известно, именно православие было не только государственной религией, но и в некотором смысле государственной идеологией Российской Империи.

Таким образом, Конституция Российской Федерации видит идеалом деидеологизиро-ванное и светское государство. Означает ли это устранение всякого духовно-идеологического компонента в существовании Российской Федерации? Думается, что нет, так как любая государственность строится, в том числе, на основании конкретной идейной системы и не может существовать без нее.

Исторически сложилось, что государственность не существовала без какой-либо идеологической основы, которая бы устанавливала авторитет власти и объясняла притязания определенных лиц на высшие государственные должности. Следовательно, нет оснований предполагать, что идеологическая деятельность утратит свое значение.

Под идеологией обычно понимают «совокупность мировоззренческих установок, идеалов, ценностей, интересов общественных групп, отражающая так или иначе те социальные условия, в которых они находятся»[5, С. 26]. Следовательно, государственная идеология -это те идеалы и ценности, которых придерживается государство в осуществлении своих задач, та модель общественного и государственного устройства, достижение которой является целью государственной власти.

Идеология является содержанием идеологической функции государства, содержанием которой является процесс построения определенной модели общественно-политических отношений в границах данного государства [2, С. 9]. А.И. Клименко указывает, что «посредством своей идеологической функции государство определяет формирование правового и политического сознания граждан, что способствует укреплению общественной системы ценностей, достижению социально полезных целей» [4, С. 56].

Некоторые авторы указывают, что «более верно говорить не об идеологической (ценностной, аксиологической, воспитательной, социализаторской и т.д. - набор синоним может быть велик) функции государства, а именно об идеологии как необходимом признаке любого

государства, в том числе и современного российского [8, С. 8]». Отмечается также, что идеология наряду с правовыми нормами и санкциями является необходимым средством реализации государственных целей, политики государства.

Думается, что все же идеология и идеологическая функция государства это разные понятия, так как помимо идеологии (идеологем, идеологических установок) идеологическая функция включает такой элемент как «цель идеологической деятельности». То есть, идеология сама по себе статична и без деятельности государства она не воспроизводится в государственно-правовой действительности. Тем не менее, с определенной долей условности можно объединить эти термины, обозначив просто идеологию, предполагая, что государство по умолчанию выполняет свою функцию по реализации идеологии.

Идеология позволяет обеспечить реальное или иллюзорное единство ценностных ори-ентаций индивида и государства, интегрировать все множество существующих социальных, конфессиональных, территориальных, этнических и иных групп в нечто целое, самоидентификация с которым является для индивида субъективно значимой.

Идеология порождает политическую власть, становится предпосылкой и условием ее возникновения и существования. Право также можно рассматривать и как материализованную, легитимизированную идеологию правящей элиты, высшей страты или господствующего класса. Государственную идеологию можно рассматривать и как предтечу права, т.к. она может реализоваться в правовые нормы. «Закон - это аспект материализации господствующей идеологии и фундаментальная категория государственного суверенитета. Он сам становится своеобразной идеологией, призванной формировать социальное единство» [3, С. 53].

Всякое государство сознательно акцентирует именно те ценности, которые адекватны объективным интересам всего общества, на базе которых происходит выработка из групповых и составных идеологий, интегративной для всего общества идеологической системы [7, С. 117]. Эти ценности не могут быть искусственно выработаны, а являются условием исторического и социокультурного развития данного государства, его народа.

В современных государствах государственная идеология существует как одна из некого множества общественных идеологий.

Функции идеологии:

- консолидация общества в некоторую политическую целостность;

- возможность ориентироваться в окружающем мире, самоидентифицироваться. Как и религия идеология наполняет жизнь человека смыслом и содержанием;

- обеспечение и усиление политической субъектности государства, его роли в общественной жизни, способности оказывать воздействие на происходящие процессы.

Полностью детерминированные идеологией системы - это теократические и социалистические. И те и другие уже не существуют в чистом виде, но это не значит, что идеология в значении идеологической функции государства перестала существовать.

Такие государства как Китай и некоторые другие сохранили социалистическую идеологию в качестве базовой, но привнесли механизмы рыночной экономики и отношения частной собственности в свою государственность. Таким образом, их идеология перестала быть целостной и логически завершенной системой, но идеологическая функция государствами осуществляется по прежнему, но уже не с целью насаждения гражданам какой-либо картины мира, а для реализации государственных задач и целей.

Анализ конституционных актов большинства государств показывает важнейшую тенденцию государственного развития — отказ от государственной идеологии как таковой. Определяющими «идеологическими» постулатами являются общепризнанные и доказавшие свою эффективность принципы. В первую очередь это приоритет прав и свобод человека и политический плюрализм, заключающийся в создании возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституции.[6, С.115]

Современные демократические государства, не имея определенной идеологии, тем не менее, осуществляют идеологическую функцию. Идеология здесь представляется набором

идеологем и идеологических установок, которые государство считает необходимым реализовать во всех сферах общественной жизни.

Государственная и международная политика стала более прагматичной и уже не приемлет замкнутых идеологических систем, которые, как показала практика, тормозят развитие как экономических, так и других сфер общества. Государство уже не ставит себе определенной конечной цели, как это было в Советском союзе (построение коммунизма), а более динамично ставит различные по времени реализации государственные цели и задачи. Эти цели и задачи развития государства получают легитимность именно благодаря реализации идеологической функции.

Для осуществления идеологической функции (идеологии) государство наделяет свои органы власти соответствующими задачами и полномочиями. Говоря о современных демократических государствах, нужно отметить, что:

- основные идеологические положения закреплены в конституционных документах и основываются на демократических принципах;

- основной задачей осуществления идеологической функции государства становится разъяснение населению проводимой государственной политики для повышения легитимации принимаемых решений;

- основными целями и направлениями государственной политики в большей степени, становятся социально-экономические идеалы, а не общественно-политические.

В Российской Федерации сформировалось новое направление, в рамках которого осуществляется идеологическая функция государства - стратегическое планирование. То есть, государством принимаются документы стратегического планирования, определяющие основные направления развития государства, а идеологическая функция проявляется в их обнародовании, информационном сопровождении с целью формирования одобрительного отношения населения.

Таким образом, нужно сказать, что идеология всегда была и остается постоянным спутником государственности как таковой. Государство в своей истории либо тесно сотрудничало с уже сложившейся идеологией религиозных учений, либо само становилось творцом идеологической системы принципов и ценностей. В современных государствах роль и значение государственной идеологии существенно изменилось, но все же идеологическая функция осуществляется.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 17.03.2020).

2. Бредихин А.Л. К вопросу об определении сущности идеологической функции государства // История государства и права. - 2017. - № 6.

3. Власть. Очерки современной политической философии Запада. - М.: 1989.

4. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 - М., 2005.

5. Козырев М.С. Идеология и ее роль в российском государственном управлении. Монография. - М.: НУ 0А0У,2013.

6. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009.

7. Сальников В.П., Степашин С.В., Хабибулин А.Г. Государственность как феномен и объект типологии: Теоретико-методологический анализ. Монография. - Спб., 2001.

8. Хабибулин А.Г., Рахимов А.Б. Теория и идеология государства: политико-правовые процессы. - Санкт-Петербург, 1998.

Сведения об авторе

А.Л. Бредихин - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: axel_b@mail.ru.

UDK 342

IDEOLOGY AND STATEHOOD

A.L. Bredikhin

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In this article, the author considers ideology as an indispensable attribute of statehood. The author comes to the conclusion that statehood as such arose in close cooperation with ideology or religion. He further notes that state ideology, in the meaning of the ideological function of the state, is present in modern democratic states. Key words: ideology, ideological function, statehood, state functions, state ideology.

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii // Spravochno-pravovaya sistema «Konsultant Plyus» (data obrashcheniya - 17.03.2020).

2. Bredikhin A.L. K voprosu ob opredelenii sushchnosti ideologicheskoy funktsii gosudarstva // Istori-ya gosudarstva i prava. - 2017. - № 6.

3. Vlast'. Ocherki sovremennoy politicheskoy filosofii Zapada. - M.: 1989.

4. Klimenko A.I. Vzaimosvyaz' pravovogo i politicheskogo soznaniya v osushchestvlenii ideologicheskoy funktsii gosudarstva. Dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.01 - M., 2005.

5. Kozyrev M.S. Ideologiya i yeye rol' v rossiyskom gosudarstvennom upravlenii. Monografiya. - M.: NU OAOU,2013.

6. Kozlova Ye.I., Kutafin O.Ye. Konstitutsionnoye pravo Rossii: ucheb. - 4-ye izd., pererab. i dop. -M.: Prospekt, 2009.

7. Sal'nikov V.P., Stepashin S.V., Khabibulin A.G. Gosudarstvennost' kak fenomen i ob"yekt tipologii: Teoretiko-metodologicheskiy analiz. Monografiya. - Spb., 2001.

8. Khabibulin A.G., Rakhimov A.B. Teoriya i ideologiya gosudarstva: politiko-pravovyye protsessy. -Sankt-Peterburg, 1998.

Authors information

A.L. Bredikhin, Candidate of Law, Senior Lecturer, Department of History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: axel_b@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.