Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА / ГОСУДАРСТВО / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бредихин А.Л., Проценко Е.Д.

В настоящей статье авторы рассматривают стратегическое планирование как деятельность, осуществляемую в рамках реализации идеологической функции государства, определяют нормативно-правовое регулирование стратегического планирования и документов стратегического планирования. В качестве выводов указывается, что в рамках стратегического планирования решаются также те задачи, которые свойственны идеологической функции государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

In this article, the authors consider strategic planning as activities carried out in the framework of the implementation of the ideological function of the state, determine the legal regulation of strategic planning and strategic planning documents. As conclusions, it is indicated that in the framework of strategic planning, those tasks that are characteristic of the ideological function of the state are also solved.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА»

УДК 342

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

А.Л. Бредихин

Санкт-Петербургский университет МВД России

Е.Д. Проценко

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

В настоящей статье авторы рассматривают стратегическое планирование как деятельность, осуществляемую в рамках реализации идеологической функции государства, определяют нормативно-правовое регулирование стратегического планирования и документов стратегического планирования. В качестве выводов указывается, что в рамках стратегического планирования решаются также те задачи, которые свойственны идеологической функции государства.

Ключевые слова: стратегическое планирование, идеология, идеологическая функция государства, функции государства, государство, стратегия.

Идеологическая функция для каждого государства является одной из самых важных и необходимых на каком бы этапе своего становления и развития оно не находилось. Также нужно отметить, что государство в лице его органов, не выбирает осуществлять ли эту функцию или нет, т.к. отказаться от ее реализации невозможно.

Одной из задач идеологической функции государства является легитимация государственной власти, т.е. деятельность, направленная на принятие населением власти как таковой для себя, формирование чувства уважения к государственной власти и ее институтам. Помимо этого, идеологическая функция государства имеет целью сплоченность населения для решения тех или иных государственных задач.

Здесь, безусловно, нужно сказать о мобилизации населения на оборону страны и помощи вооруженным силам. Примером является Великая Отечественная война, когда было развернута широкая идеологическая работа, которая в итоге повлияла на формирование духа советских граждан, их самопожертвование. Это стало одним из важных, если не самым важным слагаемым победы над нацистской Германией.

Эти задачи идеологической функции выполнялись на любом историческом периоде развития России как наиболее важные и очевидные с точки зрения государственности как таковой. В то же время, нельзя сказать, что содержание идеологической функции и аспекты ее проявления в общественно-политической сфере того или иного исторического периода всегда идентичны. Напротив, могут возникать те или иные общегосударственные задачи, которых не было ранее, либо они были не так актуальны.

На текущем этапе развития российской государственности и обстановка в мире ставит на первое место задачи экономического и социального развития, что также вносит свои коррективы в общегосударственные задачи. Таким образом, на современном этапе содержание идеологической функции государства значительно шире, нежели ранее.

Эти обстоятельства вызвали необходимость упорядочения деятельности по стратегическому планированию развития России, с чем и было связано появление Федерального закона Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [2]. Данный закон не создал стратегическое планирование как таковое, оно осуществлялось и ранее. Так, отмечается, до принятия указанного закона уже существовали следующие виды документов: концепции, стратегии, доктрины, федеральные целевые программы, основы государственной политики [4, С. 376]. Также, нужно отметить, что стра-

тегическое планирование не уникальный российский продукт. Такая деятельность реализуется и в развитых странах (Например, Великобритания, Германия) и показала свою эффективность [6, С. 10-17].

Вместе с тем, Закон свел воедино все документы и процедуры стратегического планирования в России, придал этому процессу легальный характер, четкую правовую регламентацию и установил юридические последствия такой деятельности.

С одной стороны, связь деятельности по стратегическому планированию не так явна с идеологической функцией государства, так как четко сформированных идеологем не содержится в документах стратегического планирования, однако она есть и очень тесная. В настоящее время деятельность государства связана в большей степени с прагматическими социально-экономическими целями и в меньшей с установлением некого идеального миропорядка, морально-нравственной или иной модели жизни (например, построение коммунизма). Деятельность государства стала более прагматичной и идея всеобщего благополучия вышла на первое место. С этой точки зрения, документы стратегического планирования затрагивают в основном два аспекта: национальная безопасность и предотвращение конфликтов, а также социально-экономическое благополучие населения.

В статье 3 Федерального закона Российской Федерации «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [2] (далее - Закон) говориться, что стратегическое планирование - это деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Концептуальное определение стратегического планирования дает Е.А. Никчемная, понимая его как алгоритм действий, реализуемых в пространстве (на территории государства или его субъекта), во времени (определенном конкретным сроком реализации плана), по кругу лиц участвующих в реализации стратегических задач [5, С. 7]. В полной мере согласиться с таким определением нельзя, так как стратегическое планирование имеет и вполне осязаемую цель, а не только набор действий.

Важное значение имеет и то, что закон определил разновидности документов по решаемым ими задачам: целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование. Согласно названному закону, целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности Российской Федерации, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания; программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках це-

леполагания.

Часть 3 статьи 11 Закона определяет документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания: а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации; б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации; в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; г) стратегия научно-технологического развития Российской Федерации.

Причем закон распространил стратегическое планирование на все уровни власти, в. т.ч. муниципальный [7, С. 90-99].

Таким образом, стратегическое планирование и документы стратегического планирования как и результаты идеологической деятельности государства предполагают достижение определенной модели социально-экономического состояния общества и его безопасности, что делает их схожими. А процесс реализации документов стратегического планирования сопровождается также деятельностью государства в рамках осуществления идеологической функции.

Связь стратегического планирования с идеологической функцией государства можно понять, рассмотрев задачи идеологической функции государства. Так, А.И. Клименко выделяет такие задачи идеологической функции государства: унификация ценностей; снятие социальной напряженности; консолидация общества; легитимация государственной власти; мобилизация общества для достижения определенных целей [3, С. 25].

Все эти задачи в той или иной мере реализуются в рамках стратегического планирования. Формируя стратегические направления развития, государство унифицирует ценности (достижение социального и экономического благополучия); снимает социальную напряженность, т.к. объективно выражает намерение и определяет направление решения тех или иных проблем; консолидирует общество вокруг заявленных целей; легитимизирует государственную власть путем одобрения реализации стратегических задач; мобилизует граждан для достижения заявленных целей.

Кроме того, основное содержание идеологии современного российского государства содержится в Конституции Российской Федерации, поэтому стратегическое планирование как юридический институт основывается на основном законе страны и не может ему противоречить. Следовательно, стратегическое планирование напрямую связано с реализацией Конституции Российской Федерации.

На основании изложенного, считаем, что стратегическое планирование является частью деятельности государства по реализации идеологической функции государства, преследует те же задачи, что и идеологическая функция государства. Цели стратегического планирования направлены на формирование идеального (предполагаемого) состояния общества в социально-экономической сфере и обеспечении всех видов безопасности общества.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 23.03.2020).

2. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 28.06.2014 № 172-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (дата обращения - 23.03.2020).

3. Клименко А.И. Взаимосвязь правового и политического сознания в осуществлении идеологической функции государства : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01. -Москва, 2005.

4. Лаврентьев А.Р., Никифорова Е.А., Ватлецов С.Г. О разработке документов стратегического развития // Юридическая техника. - 2015. - № 9.

5. Никчемная Е.А. Право как средство государственного стратегического планирования): автореф. дис. .. канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2012.

6. О гармонизации документов государственного стратегического планирования [Текст] :

препринт WP8/2015/01 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, И.Ю. Сластихина. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015

7. Ткачев С.А. Совершенствование системы документов стратегического планирования на муниципальном уровне// Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2016. - № 3. - С. 90-99.

Сведения об авторах

А.Л. Бредихин, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: axel_b@mail.ru.

Е.Д. Проценко, доктор юридических наук, профессор кафедры государственного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, e-mail: ar-row54@yandex.ru

UDK 342

STRATEGIC PLANNING IN THE SYSTEM OF IMPLEMENTATION OF THE IDEOLOGICAL FUNCTION OF THE STATE

A.L. Bredikhin

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

E.D. Protsenko

Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

In this article, the authors consider strategic planning as activities carried out in the framework of the implementation of the ideological function of the state, determine the legal regulation of strategic planning and strategic planning documents. As conclusions, it is indicated that in the framework of strategic planning, those tasks that are characteristic of the ideological function of the state are also solved.

Key words: strategic planning, ideology, ideological function of the state, functions of the state, state, strategy.

References

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya - 23.03.2020).

2. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 28.06.2014 № 172-FZ // Spravochno-pravovaya sistema «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya -23.03.2020).

3. Klimenko A.I. Vzaimosvyaz' pravovogo i politicheskogo soznaniya v osushchestvlenii ideolog-icheskoy funktsii gosudarstva : dissertatsiya ... kandidata yuridicheskikh nauk : 12.00.01. - Moskva, 2005.

4. Lavrent'yev A.R., Nikiforova Ye.A., Vatletsov S.G. O razrabotke dokumentov strategicheskogo razvitiya // Yuridicheskaya tekhnika. - 2015. - № 9.

5. Nikchemnaya Ye.A. Pravo kak sredstvo gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya): avtoref. dis. .. kand. yurid. nauk: 12.00.01. - M., 2012.

6. O garmonizatsii dokumentov gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya [Tekst] : preprint WP8/2015/01 / A.V. Klimenko, V.A. Korolev, D.YU. Dvinskikh, I.YU. Slastikhina. - M. : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2015

7. Tkachev S.A. Sovershenstvovaniye sistemy dokumentov strategicheskogo planirovaniya na muni-tsipal'nom urovne// Gosudarstvennoye i munitsipal'noye upravleniye. Uchenyye zapiski SKAGS. - 2016. - № 3. - S. 90-99.

Authors information

A.L. Bredikhin, Candidate of Law, Senior Lecturer, Department of History of State and Law, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: axel_b@mail.ru.

E.D. Protsenko, Doctor of Law, Professor, Department of Public Law, Russian State Pedagogical University A.I. Herzen, e-mail: arrow54@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.