Научная статья на тему 'Средства массовой информации как инструмент правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса'

Средства массовой информации как инструмент правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
670
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / СМИ / MEDIA / ПРАВО / LAW / ПРОСВЕЩЕНИЕ / EDUCATION / БИЗНЕС / BUSINESS / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / NEWSPAPERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Березина Елена Анатольевна

В статье анализируются уровень правовой культуры малого и среднего бизнеса в России, а также роль средств массовой информации в деле повышения уровня правовой культуры предпринимателей. Малый и средний бизнес зачастую не имеет других источников, из которых мог бы узнать о подготовке новых законодательных актов, сложившейся правоприменительной и судебной практике. Тем не менее средства массовой информации часто преподносят информацию поверхностно, журналисты бывают некомпетентны, а органы государственной власти не сотрудничают с представителями прессы, игнорируя СМИ, которые могли бы стать эффективным инструментом правового просвещения малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mass media as a tool of small and medium-sized businesses legal education

The article analyses the level of legal culture of small and medium-sized business in Russia, as well as the role of the media in raising the level of legal culture of businessmen. Small and medium-sized business often has no other sources from which we could learn about the preparation of new legislation, the existing law enforcement and judicial practice. However, the media often give information superficially, journalists are incompetent, and the public authorities do not cooperate with representatives of the press, ignoring media, which could become an efficient instrument of legal awareness of small and medium-sized business.

Текст научной работы на тему «Средства массовой информации как инструмент правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса»

Е.А. Березина

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

В статье анализируются уровень правовой культуры малого и среднего бизнеса в России, а также роль средств массовой информации в деле повышения уровня правовой культуры предпринимателей. Малый и средний бизнес зачастую не имеет других источников, из которых мог бы узнать о подготовке новых законодательных актов, сложившейся правоприменительной и судебной практике. Тем не менее средства массовой информации часто преподносят информацию поверхностно, журналисты бывают некомпетентны, а органы государственной власти не сотрудничают с представителями прессы, игнорируя СМИ, которые могли бы стать эффективным инструментом правового просвещения малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: журналистика, СМИ, право, просвещение, бизнес, проблемы.

В деле модернизации экономики России большие надежды государство возлагает на малый и средний бизнес, о чем неоднократно заявлял Президент РФ В.В. Путин1. Однако пока вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны составляет лишь 21-22 %2. В то же время, например, в США этот показатель равняется 50 %3, впрочем, как и вклад малого и среднего бизнеса в обеспечение занятости населения. Разумеется, это результат поступательной политики государства и его активной деятельности в направлении стимулирования развития малого и среднего предпринимательства, в частности создания соответствующей законодательной базы и разработки специальных программ поддержки, как отмечают аналитики Национального института системных проблем исследования предпринимательства4.

© Березина Е.А., 2014

Роль законодательной базы в жизни малого и среднего бизнеса сложно переоценить. До сих пор в России экономический потенциал предпринимательства остается не полностью раскрытым, его развитие сдерживается отсутствием адекватной правовой среды, обеспечивающей надежные юридические гарантии прав и интересов субъектов малого и среднего бизнеса, недостаточностью и неэффективностью мер их государственной поддержки и механизмов защиты5. Необходимым условием развития малого и среднего бизнеса в России является повышение уровня правовой культуры предпринимателей.

В Советском Союзе, особенно в конце 1970-х - начале 1980-х годов, активно развивалось правовое просвещение - а точнее правовая пропаганда - через средства массовой информации. Однако с конца 1980-х ему не уделялось должного внимания. В 1995 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ от 6 июля 1995 г. № 673 «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации», в котором декларировалась, в частности, необходимость создания и формирования современной широкодоступной базы нормативных актов, в том числе в электронном виде. Однако портал правовой информации (pravo.gov.ru) для официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания, указов и распоряжений Президента РФ был создан лишь в 2010 г., а заработал в полную мощь в 2011 г. И только в 2012 г. Правительство РФ издало постановление от 25 августа 2012 г. № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке нормативных правовых актов и их общественного обсуждения», которым обязало все федеральные органы исполнительной власти с 15 апреля 2013 г. размещать на портале regulation. gov.ru информацию о подготовке нормативных правовых актов, а также организовывать их общественное обсуждение.

Однако человеку, не имеющему специального образования, крайне сложно разобраться в законодательных формулировках и юридических тонкостях публикуемых документов. И здесь на помощь хозяйствующим субъектам приходят средства массовой информации, которые сегодня являются одним из главных инструментов правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса.

В силу своей профессиональной деятельности журналисты первыми после органов законодательной власти или субъектов исполнительной власти, обладающих правом законодательной инициативы, узнают о законодательных новациях: о внесении за-

конопроектов в Федеральное Собрание РФ или региональные (муниципальные) законодательные собрания, о разработках законодательных инициатив, напрямую касающихся прав и обязанностей субъектов малого и среднего бизнеса.

Роль СМИ в правовом просвещении бизнеса является уникальной. Е.Е. Гришнова выделяет сегодня несколько субъектов формирования правовой культуры населения. Это семья, государство в лице органов государственной власти, учебные заведения, общественные и коммерческие организации и, безусловно, средства массовой информации6. Именно СМИ являются сегодня основным источником информирования граждан, в том числе в области права. Более того, газеты - наиболее доступный для широких слоев населения канал распространения правовой информации. Все остальные каналы, в том числе являющиеся институтами правовой социализации учреждения образования, юридические учреждения и пр., способны донести информацию о нормах права до ограниченного круга лиц либо в ограниченном объеме7.

Журналистика, особенно деловые и общественно-политические печатные СМИ, все чаще выступает эффективным инструментом правового просвещения субъектов малого и среднего бизнеса. В периодических изданиях публикуются принятые нормативно-правовые акты (федеральные и региональные законы, постановления Правительства РФ, приказы различных министерств и т. д.), различные разъяснения и комментарии к ним. Анализируя конкретные законодательные новации, журналист подводит аудиторию к общим выводам, популяризует и объясняет законодательство. Например, после принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в газетах широко освещались новые возможности, которые получил малый и средний бизнес, ранее доступа к государственным закупкам не имевший8.

В рамках законодательной журналистики успешно развивается такой жанр, как авторские колонки и правовые консультации. Материалы этой категории, как правило, предполагают формат «вопросов-ответов» и консультации юристов, представителей министерств и других инстанций, разъясняющих предпринимателям их права и обязанности. Типичными публикациями этого сегмента правовой журналистики являются материалы «Офис платит по старинке», «Буклет обойдется дороже», «Поездка за свой счет» в рубрике «Консультация» в приложении «Налоговое обозрение» «Российской бизнес-газеты», в которых авторы - члены Палаты

налоговых консультантов разъясняют юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям тонкости и нюансы бухгалтерского и налогового законодательства.

Статьи и обозрения, посвященные как отечественному законотворчеству, так и правовым системам других стран, пишут, как правило, сотрудники государственных органов (юристы, экономисты - в зависимости от того, в чьей компетенции находится принятый документ). Естественно, готовят подобные публикации и журналисты. Именно они поднимают острые вопросы и «не сглаживают углы», как чиновники, демонстрируя, чем тот или иной законодательный акт обернется для малого и среднего бизнеса. Яркий пример - публикации в ряде ведущих изданий об экономической амнистии. В частности, обозреватель «Российской газеты» Тамара Шкель в материале «Если завтра амнистия» пишет, что, несмотря на широкий резонанс, вызванный анонсированной амнистией, на свободу выйдут немногие: «Круг лиц, которые подпадают под действие двух постановлений, принятых вчера Госдумой, "будет не очень широк", предупредил полпред президента в нижней палате парламента Гарри Минх. И подход к каждому делу будет индивидуальным.

Всех скопом освобождать не станут. Но именно такой "согласованный вариант" экономической амнистии, по словам Минха, был заявлен президентом России на Петербургском экономическом форуме и нашел поддержку в предпринимательском сообществе»9.

«По мере накопления правоприменительной практики по предпринимательской амнистии все четче вырисовываются те подводные камни, которые могут дискредитировать идею амнистии, если их не убрать. Не менее остро, чем вопрос переквалификации судами приговоров и уголовных дел со ст. 159 Уголовного кодекса "Мошенничество" на новые составы, стоит вопрос о возмещении ущерба как условия для прекращения по амнистии уголовных дел. Когда мы говорим о тысячах предпринимателей, которые подпадают под амнистию, речь идет прежде всего о закрытии уголовных дел, находящихся на стадии предварительного следствия или судебного разбирательства, что предусмотрено постановлением об амнистии. Ведь не секрет, что число предпринимателей, находящихся под следствием, в разы больше, чем осужденных. К сожалению, на этом направлении амнистия уперлась в юридическую казуистику, которую необходимо разрешить как можно скорее», - выступает на страницах газеты «РБК Daily» омбудсмен по правам предпринимателей в РФ Борис Титов10.

Модернизация экономики и инновационное развитие в современной России сопряжены с большими трудностями, обусловленными несовершенством законодательной базы, неисполнением законов, в том числе государственными органами. «По-прежнему повторяется ситуация, когда опорный закон или документ принят, а подзаконные ведомственные акты и инструкции, описывающие конкретные механизмы работы, зависают. В результате дело стоит», - заявил Президент РФ В.В. Путин на заседании Госсовета и потребовал в кратчайшие сроки закрыть подобные «нормативные долги»11. Однако выполнение этой задачи невозможно без участия журналистики как способа саморефлексии социальной системы, формы общественного мнения.

Психологи утверждают, что сегодня более 90 % информации о мире человек получает из чужих рук12, т. е. доля познания, основанного на личном опыте, неуклонно сокращается. Среди тех, кто несет людям знания, журналисты занимают особое место. Журналистский текст в качестве информационной константы социальной действительности воздействует как на общественное сознание, так и на умонастроения каждого индивида. Само понятие «текст» подразумевает в себе множественность смыслов: поверхностных и глубинных, авторских и читательских. Множественность вызвана действием ин-терпретативной функции, многозначностью элементов, из которых состоит текст, что наглядно показывает лингвистическая экспертиза публикаций: «В частности, текст может быть четким и понятным, а может быть размытым и непонятным, когда адресат, выбрав несколько смысловых стержней, не видит главного»13.

Цель журналиста - убедить читателей в том, что его мнение, его оценка является общепринятой или, по крайней мере, разделяемой разумным большинством. Если этого не происходит, то его оценочная и аргументационная деятельность теряет смысл. Необходимо учитывать отношение читающей публики к газетному материалу, изданию, к СМИ вообще.

Разумеется, наиболее точный и полный юридический анализ актуальных событий в любой сфере деятельности может проводить прежде всего высококвалифицированный специалист, юрист, обладающий необходимыми знаниями и опытом. Как показывает практика, именно публикации таких авторов пользуются наибольшим вниманием массовой аудитории, оказывают наибольшее воздействие на нее.

Немалую роль играет правовая культура работников СМИ. Несмотря на благонамеренность повествования, желание объективно осветить выбранную тему, в глаза бросаются низкий уровень

правовой культуры, несформированность и деформированность правосознания журналистов. Дело не столько в юридических знаниях, сколько в отношении к праву, правовым принципам, законодательным нормам. А ведь «журналист должен быть образованным человеком, и только тогда он сможет, избегая поверхности и ошибок, эффективно работать в СМИ», - отмечает Е.П. Прохоров14. «Каждый журналист, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть. То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой», - указывает В.В. Во-рошилов15. Тем более это важно, когда журналист рассказывает в своих публикациях о предоставляемых государством субсидиях, льготах, способах и мерах государственной поддержки, не говоря уже о законодательных изменениях.

Тексты законопроектов, представленных в Госдуму РФ, и новых законов, принятых ею и утвержденных президентом, его указов, межгосударственных договоров и соглашений, решений региональных и муниципальных властей и другие официальные документы иногда занимают в газетах и журналах значительное место - в зависимости от типа и уровня издания, где они появля-ются16. В «Российской газете», обладающей правом первоочередной публикации текстов новых законов, которые лишь после этого вступают в силу, такие публикации играют важнейшую роль наряду с публицистикой.

Документы служат не только подтверждением фактических данных, но и поводом для публикации. Иногда официальные или документальные публикации играют в газете роль источника информации для остальных материалов номера. Нередко это зримо видно на его страницах: после официального текста помещают подборку корреспонденций или интервью, конкретизирующих на местном материале важнейшие положения официального сообщения. Осуществляя правовое просвещение населения, СМИ зачастую критикуют правоприменительную практику и законодательство, и это становится одним из факторов их изменения.

Проиллюстрируем примером: в «Российской бизнес-газете» вышла статья Татьяны Батеневой «Закону нужна выдержка», в которой она говорит о необходимости внесения поправок в Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»: «Подготовка законопроекта выдалась на редкость долгой и трудоемкой, эксперты даже затрудняются сказать, какой вариант по счету внесен в правительство - седьмой или

восьмой. Последние согласования заняли несколько месяцев. Наиболее жестким оппонентом Минздрава выступала Федеральная антимонопольная служба. Свои замечания к закону не раз высказывали и объединения пациентов, и профессиональные ассоциации. <...> Эксперты видят за конфликтом ведомств противостояние международных фармкомпаний и быстроразвивающейся российской фарминдустрии. Большая Фарма стремится сохранить за собой монополию на многие новейшие и дорогостоящие лекарства. В развитых странах очень осторожно подходят к взаимозаменяемости биопрепаратов - разрешено к применению всего несколько биосимиляров, но после длительных клинических испытаний, которые доказывают их эквивалентность оригинальным лекарствам. Российские компании, вложившие значительные средства в современные производства, хотят продвигать свои более дешевые препараты-копии, и прежде всего биосимиляры, но не хотят тратиться еще и на исследования сравнения. <...> Масла в огонь подливает и то обстоятельство, что последний вариант законопроекта мало кто видел - по крайней мере, опрошенные "РГБ" эксперты не исключают, что в нем возможны "точечные" правки, которые окажутся неожиданными для всех»17. Публикация вызвала большой общественный резонанс: в редакцию обращались и представители фармацевтических компаний, и профильные общественные организации.

Проводя юридический анализ какого-либо действия органов исполнительной власти, судебного решения или законодательного акта, журналист должен опираться на кодексы, юридические справочники, базы нормативных правовых актов. Из них журналист может в принципе узнать все нюансы законодательства в том или ином интересующем его направлении. Не стоит забывать и про главный источник нормативной информации - представителей Государственной Думы, Совета Федерации, аппаратов Президента РФ и Правительства РФ, ЦБ РФ, Минэкономразвития РФ и еще десятки федеральных органов, министерств, ведомств.

Конечно же, юридический анализ тех или иных явлений, предлагаемый журналистами в своих публикациях массовой аудитории, всегда будет отличаться от юридического анализа, проводимого юристами и предназначенного для юристов. И отличие это будет заключаться в первую очередь в стремлении авторов выступлений в прессе сделать такой анализ максимально популярным, простым (или даже упрощенным), чтобы суть его оказалась доступной для читателя. «Ведь если эта цель не будет достигнута, то творческие усилия автора окажутся затраченными впустую. Задачу провести юридический анализ популярно и в то же время доказательно, убе-

дительно каждый выступающий в прессе решает по-своему, в зависимости от своих способностей, степени подготовленности, доступности необходимых данных, документов»18.

В текстах правовой журналистики важна не столько точность юридических формулировок (хотя и она необходима), сколько правильность понимания правовых аспектов освещаемых событий авторами. Все эти правовые юридические аспекты проясняются для журналиста не в ходе разговора с источником информации, а в ходе внимательного изучения документов, уверена О.В. Третьякова19.

Тем не менее для рядовых читателей официальные тексты нормативных актов стоят не на первом месте в списке источников правовой информации. Согласно социологическому исследованию В.М. Боера, проведенному в начале 1990-х в Санкт-Петербурге, Заполярье и некоторых регионах Сибири, источниками правовой информации для респондентов (работников правоохранительной сферы и начинающих бизнесменов) являлись СМИ (54 %), официальные тексты нормативных актов (22 %), ближайшее окружение (13 %), новые телекоммуникационные системы (Интернет) (5 %), знакомые по бизнесу, совместной работе (5 %), случайные источники (3 %)20. А в 2006 г. Г.В. Рябцев опросил 450 жителей Курской области на предмет того, что нужно сделать, чтобы юридическая помощь стала более доступной и более высокого качества. В частности, 20,5 % респондентов предложили расширить сеть юридических консультаций, 30,5 % - значительно снизить плату за юридические услуги, 29,7 % - более активно через СМИ вести юридическое просвещение населения, 25,5 % хотели бы увеличить выпуск доступной для людей справочной литературы, 27,2 % -ввести материальную ответственность за некачественные услуги, 27,1 % - сделать бесплатной юридическую помощь для наименее обеспеченных слоев населения21. Эти исследования наглядно показывают, какова роль СМИ в правовом просвещении населения России вообще и субъектов малого и среднего бизнеса в частности.

У СМИ, согласно Е.П. Прохорову, есть масса преимуществ по сравнению с другими инструментами правового просвещения. Это доступность массовой информации для аудитории, удобный режим потребления, простота формы, способствующая легкому усвоению; возможность оперативного получения массовой аудиторией информации22. СМИ дают аудитории не только знание правовой нормы, но и ее оценку, одобряющую или не одобряющую требование этой нормы, а также отношение к действиям людей, поступающих в соответствии или вопреки требованию правовой нормы.

На современном этапе развития страны необходимо совершенствовать деятельность СМИ по правовому просвещению бизнеса в целях повышения его эффективности, а именно нужно возвести указанную задачу в ранг приоритетов, увеличить количество и улучшить качество публикаций по правовой тематике в деловых и общественно-политических печатных СМИ, организовать эту работу системно. Безусловно, в этом нелегком деле изданиям понадобится помощь и поддержка государства. Тем не менее без интенсификации правового просвещения предпринимателей через СМИ невозможно развитие в России рыночной экономики и правового государства.

Примечания

1 Петров В. Точка Опоры [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2012/11/16/putin.html (дата обращения: 25.11.2013).

2 Встреча с руководством общественного объединения предпринимателей «ОПОРА России». Стенограмма [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/news/16837 (дата обращения: 10.01.2014).

3 По данным US Small Business Administration.

4 См., напр.: Рынок микрозаймов для малого и среднего бизнеса: Банки VS. Микрофинансовые организации [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http:// www.nisse.ru/business/article/article_2092.html (дата обращения: 11.12.2013).

5 Идилова Ж.Н. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о защите малого и среднего предпринимательства: состояние и пути оптимизации: Авто-реф. дис. ... канд. юридд. наук. Екатеринбург, 2012.

6 Гришнова Е.Е. Правовая культура в политическом пространстве современной России. М.: ИИП, 2005. С. 95-96.

7 Третьякова О.В. Журналистика и правовая культура общества: взаимодействие в контексте развития демократии: Дис. ... д-ра полит. наук. СПб., 2012. С. 317.

8 См., напр.: Кузьмин В. Контрактные споры [Электронный ресурс] // Российская газета. URL: http://www.rg.ru/2013/11/29/fks.html (дата обращения: 11.01.2014); Голова И. Правило второй руки // Российская бизнес-газета. 2013. 10 дек. № 48 (926). С. 10; Ситнина В. Нам важен баланс цены и качества [Электронный ресурс] // Коммерсантъ. URL: http://www.kommersant.ru/ doc/2154483?isSearch=True (дата обращения: 30.12.2013); Синяева Ю. Госзаказ напополам [Электронный ресурс] // РБК Daily. URL: http://rbcdaily.ru/ economy/562949986010395 (дата обращения: 17.12.2013).

9 Шкель Т. Если завтра амнистия // Российская газета. 2013. 3 июля. № 142 (6118). С. 1.

10 Титов Б. Без ущерба для бизнеса [Электронный ресурс] // РБК Daily. URL: http://rbcdaily.ru/politics/opinion/562949988584794 (дата обращения: 17.12.2013).

11 См., напр.: Путин намекнул на Госсовете, кто саботирует президентские указы [Электронный ресурс] // NEWSru.com. URL: http://www.newsru.com/russia/ 23dec2013/gossovet.html (дата обращения: 20.01.2014).

12 Социология журналистики / Под ред. С.Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 92.

13 Шеуджен Ф.Ю. Журналистский правовой текст (проблема судебной интерпретации): Дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2003. С. 50.

14 Прохоров Е.П. Исследуя журналистику. М.: РИП-Холдинг, 2005. С. 75.

15 Ворошилов В.В. Журналистика: Учебник. М., 2000. С. 194.

16 Гуревич С.М. Номер газеты: Учеб. пособие. М., 2002. С. 116.

17 Батенева Т. Закону нужна выдержка // Российская бизнес-газета. 2013. 18 февр. № 6 (935). С. 10.

18 Каравичева Т.В. Эволюция языка средств массовой информации в публикациях экономической и социально-правовой тематики: Дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2005.

19 Третьякова О.В. Указ. соч. С. 256.

20 Боер В.М. Правовая информированность и формирование правовой культуры личности (вопросы теории): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1993.

21 Рябцев Г.В. Правовая культура в условиях трансформации российского общества: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 134.

22 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.