УДК [070.11+316.61](045)
ТРЕТЬЯКОВА Ольга Владимировна, кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики Поморского госуниверситета имени М.В. Ломоносова, докторант кафедры теории журналистики Санкт-Петербургского государственного университета. Автор 52 научных публикаций, в т.ч. одного учебного пособия
СМИ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Политическая и правовая культура общества имеют особую значимость для процессов социализации, проблемы которой актуализируются в связи с демократизацией и модернизацией всех сторон жизни современного российского общества. В статье анализируется роль СМИ в процессе правовой социализации личности, рассматривается участие журналистики во всех стадиях правовой социализации с учетом реализации функций средств массовой информации и практики общефедеральных и региональных изданий.
Политическая культура, правовая культура, социализация личности, правовая социализация, журналистика, функции СМИ
Демократизация и модернизация всех сторон жизни российского общества во многом зависят от характера взаимодействия личности и общества, от ценностных приоритетов индивидуального и массового сознания. В связи с этим в сегодняшней России актуализируются проблемы социализации личности. При этом особую значимость для социализационных процессов имеют политическая и правовая культура общества, которые выполняют ведущую роль в политической и правовой социализации личности.
При движении в сторону демократизации возрастает необходимость знания людьми положений законов, умения ими пользоваться и уважительно относиться к закрепленным в праве интересам других лиц. Политическую и правовую культуру объединяет также общность
© Третьякова О.В., 2010
задачи - создание такого морально-правового климата в обществе, который гарантирует как реальную свободу личности, так и ее ответственность перед обществом, обеспечивает ее права, социальную защищенность, уважение достоинства, т.е. ставит человека в центр политических, экономических, социальных процессов. Правовая культура влияет не только на нравственно-духовную сторону жизни людей, но и способствует укреплению политических и экономических основ жизни, совершенствованию форм государственности.
Исследователи сходятся во мнении, что уровень развития правовой культуры в современной России является крайне низким. Категорично высказался по этому вопросу и президент Д.А. Медведев: «Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения
к праву не может “похвастаться” ни одна европейская страна... Вот почему процессы правовой социализации личности, которые проходят под влиянием правовой культуры, требуют особого внимания со стороны исследователей. Тем более что правовая социализация - это двусторонний процесс, в котором личность не только испытывает на себе воздействие со стороны субъектов правовой сферы, но по мере социализации сама становится в состоянии влиять на правовую культуру общества.
Исследования правовой социализации личности начались в конце 1960-х годов в США в рамках школы правовой психологии, и вскоре в научный оборот был введен термин «legal socialization»2 («правовая социализация»). В Западной Европе проблему рассматривал прежде всего французский юрист Ж. Карбонье, который основной смысл правовой социализации сводил к процессу юридизации3, т.е. приданию правового характера каким-либо фактам и отношениям. Затем была выработана методология исследования правовой социализации с учетом новейших данных в области политологии, социологии, социальной психологии, педагогики и других гуманитарных дисциплин. Значительно активизировались исследования по данной проблеме в конце ХХ - начале XXI века и в нашей стране. Здесь следует отметить работы М.И. Еникеева, В.В. Лапаевой, А.Н. Бабенко, Е.А. Певцовой и особенно глубокое исследование трех авторов - М. Арутюнян, О. Здраво-мысловой и Ш. Курильски-Ожвэн4.
Вместе с тем, остается малоизученным процесс правовой социализации личности с помощью СМИ. До сих пор нет серьезных исследований, посвященных формам и способам участия в правовой социализации средств массовой информации, роли журналистов и журналистики в этом процессе.
Правовая социализация является важнейшей частью общей социализации человека и направлена на приобретение личностью правовых знаний и опыта правового общения. Целью правовой социализации является правовая информированность, выработка уважительного отношения к праву и закону, привитие навыков
законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы. Следовательно, правовая социализация имеет когнитивный, аксиологический и поведенческий аспекты.
Процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и взрослый человек вынужден адаптироваться к новым ролям и меняющимся социальным ценностям - при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, рождение ребенка, смена места жительства, работы или должности и т.д.). Именно поэтому исследователи различают два типа социализации: первичную социализацию, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества, и вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества5.
Вслед за известным социологом И.С. Коном юристы В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук выделяют следующие пути правовой социализации: посредством научения, передачи опыта и «символической» социализации6. Социализация посредством научения заключается в приобретении правовых знаний и усвоении соответствующих норм. Социализация посредством передачи опыта выступает как плод собственного поведения и деятельности личности: накапливая позитивный и негативный опыт, человек формирует собственную схему поведения. Символическая социализация основывается на собственных абстрактных представлениях человека о праве, государстве, стране, нации.
Социализация вообще и в частности правовая социализация личности представляют собой совокупность институтов и агентов, с помощью которых личность приобщается к правовым ценностям и нормам, и которые являются своеобразными трансляторами социально-правового опыта. К институтам правовой социализации относятся семья, группа, школа, средние и высшие учебные заведения, органы внутренних дел, прокуратура, суд, адвокатура, общественные организации. Агенты правовой социализации -это родственники, друзья, учителя, тренеры,
юристы, коллеги, т.е. все, с кем общается человек. Первичная социализация происходит, как правило, в сфере межличностных отношений в малых группах, под влиянием агентов социализации. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов.
Ни в одной из теоретических разработок автору данной статьи не удалось обнаружить включение СМИ в перечень институтов правовой социализации. В то же время «ценностно-регулирующая и социально-организующая роль общенациональных СМИ не может быть заменена другими институтами (школой, церковью, устной пропагандой), поскольку именно СМИ имеют уникально широкий охват и способны доносить универсальное по предмету и социальным последствиям содержание»7. Именно средства массовой информации являются сегодня основным источником информирования граждан, в т.ч. в области права. Более того, газеты, журналы, радио и телевидение являются наиболее доступным для широких слоев населения каналом распространения правовой информации. Все остальные каналы, включая и являющиеся институтами правовой социализации учреждения образования, центры правовой информации при публичных библиотеках, специализированные юридические учреждения, компьютерные информационные правовые системы, способны донести информацию о нормах права до ограниченного круга лиц либо в ограниченном объеме.
И только СМИ постоянно, систематически информируют граждан о фактах, событиях и явлениях правого характера, происходящих в обществе. Вступающие в действие законы и нормативные акты подлежат опубликованию. Практически на всех теле- и радиоканалах, во всех печатных изданиях в той или иной мере присутствуют передачи и публикации на темы права: ответы юристов на вопросы читателей или слушателей, судебные и «криминальные» истории, рассказывающие об уголовных преступлениях или о гражданско-правовых конфликтах, публикации и передачи о работе частных детективов, милиции, прокуратуры и т.д. Рассказывая о правонарушениях либо о примерах правомерного поведения людей, отражая
правовую действительность, журналисты передают читателям, зрителям и слушателям определенные правовые знания.
Во многих изданиях для этого существуют специальные тематические рубрики. В газете «Известия» это ежемесячно выходящие подборки публикаций под рубрикой «Налоги и право», адресованные не только, как можно подумать, юристам и бухгалтерам. В номере за
3 июня 2010 года, например, в этой рубрике размещены две объемные публикации: «Альтернативное примирение», рассказывающая об институте медиации как способе внесудебного урегулирования конфликтов, и «Конец волоките», разъясняющая введение в законодательство РФ понятия разумных судебных сроков. Не вызывает сомнения то, что обе публикации были с интересом восприняты широким кругом читателей газеты.
Итак, средства массовой информации участвуют в правовой социализации, реализуя функцию правового просвещения, иначе говоря, правовой пропаганды (распространения правовых знаний). Эта функция реализуется с помощью когнитивного метода убеждения, который не влечет обязанности подчиниться воле убеждающего, а лишь указывает на целесообразность, желательность определенного варианта поведения, подсказывает решение по какому-то вопросу. Наиболее часто в прессе для этого используются такие способы, как разъяснение, рекомендация, консультация, совет и комментарий, ответы юристов на вопросы читателей.
Основным источником правовых знаний в настоящее время является «Российская газета», в которой публикуются все законодательные акты, принятые Федеральным собранием, президентом и правительством РФ, а также статьи на правовые темы. Замечательным примером пропаганды правовых знаний является рубрика «Полезная книжка». С октября 2001 года здесь публикуются юридические консультации по вопросам пенсионного, налогового и трудового законодательства, по проблемам медицинского страхования, льгот, приватизации жилья, по правилам дорожного движения и др. Частично эти публикации являются ответами на вопросы читателей «Российской газеты».
Рубрики «Вопрос - ответ», «Домашний адвокат», «Юридический ликбез», «Вопрос юристу» весьма популярны как в общенациональной, так и в региональной и местной прессе: трудно назвать хотя бы одну газету в Архангельской области, которая с разной периодичностью не разъясняла бы своим читателям те или иные правовые вопросы. Однако еще чаще в местной прессе публикуются сводки происшествий, тематические полосы или рубрики с названиями: «ОВД информирует», «ГИБДД сообщает», «Криминальная хроника», «Происшествия» и т.п. В городских и районных изданиях чаще, чем в прессе федерального и регионального уровня, публикуется статистика правонарушений, отчеты о работе органов внутренних дел и прокуратуры, интервью с должностными лицами правоохранительных органов. Все эти публикации также имеют просветительскую направленность.
На российском телевидении в 1998 году появился первый правовой телеканал «Закон ТВ», включенный в базовый пакет системы спутникового телевидения «НТВ-Плюс». Его создатели (Ассоциация юристов России и холдинг «Газпром-Медиа») позиционируют «Закон ТВ» как непосредственно направленный на правовое просвещение граждан. В его передачах известные российские юристы рассказывают
об актуальных правовых проблемах, с которыми ежедневно сталкиваются телезрители, анализируют реальные истории из судебной практики, комментируют законодательство.
Когнитивный аспект правовой социализации тесно связан с аксиологическим: содержание публикаций и передач, пропагандирующих право, оказывает влияние не только на рациональный, но и на эмоциональный компонент правосознания - правовые ценности и ориентиры, отношение к праву. Правовые знания являются основой формирования ценностно-правовой установки личности. Переход правовых знаний в убеждения осуществляется с помощью средств массовой информации, которые выполняют функцию ориентации. Получив из СМИ информацию о правовых нормах, человек может дать оценку правовым (или неправовым) поступкам и явлениям, осознать жизненную
ценность права, его значение для себя и для окружающих.
«В ходе ориентации на передний план выходит... трансляция морально-этических стандартов, принятых сегодня в обществе»8. Процесс усвоения личностью правовых ценностей осуществляется под влиянием трансляции правовых норм. По публикациям об уголовных делах читатели судят об эффективности деятельности правоохранительных органов и судебной власти, о правовых гарантиях защищенности их социальных благ, что является еще одним фактором формирования отношения к праву.
Мотивацию правомерного поведения человека определяют не только совокупность его знаний о праве и уважение к нему, но и способность избирать правомерные варианты собственных поступков. Аксиологический аспект правовой социализации тесно связан с поведенческим - с формированием правовых установок и привычек правомерного поведения. СМИ прививают потребителям информации навыки законопослушного поведения, реализуя функцию правовой агитации, цель которой - побудить к конкретному действию (поведению), воздействуя на чувства и эмоции личности. Аффективный метод внушения, наиболее часто применяемый в агитации, проявляется в журналистике тогда, когда авторы публикаций и передач на конкретных примерах показывают аудитории: поступать по закону более правильно или выгодно, а нарушать закон - невыгодно.
Функция агитации реализуется в СМИ также с помощью доказательства, когда предоставление схемы поведения в конкретной ситуации ориентирует аудиторию на совершение определенных действий. Одни передачи и публикации описывают такую схему действий непосредственно, как, например, телепередача «Участок» на Первом канале, в основу концепции которой положены адресованные телезрителям рекомендации, как им обезопасить себя от преступных посягательств, другие - рассказывая о конкретных правовых или криминальных явлениях, как, например, публикация «Сезон открытых дверей»
о летнем всплеске квартирных краж («Известия», 3 июня 2010 года), в которой перечисляются «средства по отпугиванию воров». Третьи
показывают алгоритм действий «между строк», просто сообщая о правомерных действиях людей в тех или иных ситуациях.
Средства массовой информации участвуют в каждой стадии процесса правовой социализации, в т.ч. и первичной, хотя традиционно принято считать, что в детском возрасте агентами правовой социализации могут быть только люди, с которыми непосредственно общаются дети. Однако детские газеты и журналы, радио- и телепередачи для детей также могут в доступной форме объяснять своей аудитории, что такое законы, почему нельзя их нарушать, чем занимается милиция, кого и за что судят в суде и т.п. В журнале «Мурзилка» существует рубрика «Школа безопасности», в которой на понятном для детей дошкольного возраста языке разъясняются правила поведения на дорогах, во дворах и в супермаркетах.
Хороший пример участия СМИ в первичной правовой социализации демонстрирует раздел «Судебная власть» на сайте президента России www.uznai-prezidenta.ru, предназначенном для школьников. Этот раздел создан в мае 2009 года для того, чтобы объяснить детям, как устроена судебная власть. Детский писатель Григорий Остер объясняет юным посетителям сайта, что «суд нужен для того, чтобы защитить невиновных от несправедливых обвинений» и т.п. Подобное представление сложного для детей материала способствует его усвоению, а также вполне вписывается в концепцию визуализации СМИ и может стать эффективным средством первичной правовой социализации их детской аудитории.
Следует отметить, что правовая социализация - явление неоднозначное, наряду с безусловно позитивными элементами она может включать в себя и имеющие разрушительный характер для личности. И агенты, и институты социализации могут стать ее контрагентами, которые, по определению М.Ю. Попова9, представляют собой формальные и неформальные социальные группы, исповедующие асоциальную и криминальную идеологию, генерирующие идеи и установки, которые вступают в конфронтацию с общественной моралью и правом.
Средства массовой информации как институт правовой социализации тоже могут стать таким контрагентом. Участие СМИ в правовой социализации личности может быть конструктивным, т.е. иметь когнитивный, аксиологический и поведенческий эффекты, а может иметь и дисфункциональный эффект, снижающий уровень правосознания граждан. Низкопробные, полные агрессии и насилия материалы СМИ о криминальных событиях обесценивают нравственные и правовые нормы, стимулируют неправовое агрессивно-насильственное поведение.
Просмотр телепередач, содержащих антисоциальные сцены, тесно связан с антисоциальным поведением, и психологи объясняют это, во-первых, тем, что он возбуждает, заряжает энергией и поэтому может привести к немотивированной агрессии; во-вторых, наблюдение насилия растормаживает и внушает мысль о том, что все дозволено; в-третьих, отображение насилия может вызвать подражание. Если подросток через несколько дней после просмотра передачи с перестрелкой открывает стрельбу по своим одноклассникам, вполне вероятно, что до просмотра он не подозревал, что поступит именно так. Это, пожалуй, наиболее страшный пример моделирования усвоенного из СМИ поведения, феномена под названием «научение через наблюдение», который можно назвать неправовой или антиправовой социализацией личности.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что средства массовой информации участвуют в правовой социализации личности в ее когнитивном, аксиологическом и поведенческом аспектах. И первичная, и вторичная правовая социализация происходит с помощью СМИ путем научения, при этом средства массовой информации реализуют функции правого просвещения, ориентации и правовой агитации. Хотя иногда участие СМИ в правовой социализации может быть и дисфункциональным, т.е. давать эффект, противоположный ожидаемому, и тогда средства массовой информации трансформируются из института правовой социализации в ее контрагента.
Правовая социализация в современной России происходит в противоречивых условиях.
С одной стороны, демократизация, формирование гражданского общества и правового государства должны стать благоприятными факторами, стимулирующими развитие социальноправовых качеств личности. С другой стороны, экономическая нестабильность, утрата прежних ценностей, коррупция, низкий уровень жизни большинства населения, правовой нигилизм порождают неверие в справедливость, способствуют нарушению правовых норм. Еще более ста лет назад французский социолог Эмиль Дюркгейм, раскрывая введенное им понятие аномии, или дезорганизации, заметил, что в период кризиса или социальных преобразований
общество оказывается временно неспособным проявлять нужное воздействие на человека10.
Следовательно, для успешного процесса правовой социализации личности необходимы стабилизация и развитие экономики, укрепление государственных институтов и развитие эффективной государственной и социальной политики, развитие общей и правовой культуры населения, укрепление законности и правопорядка, развитие подлинной демократии, гражданского общества и правового государства. Решение этих задач требует более эффективного использования СМИ в правовой социализации личности.
Примечания
1 Кудрикова В. Дмитрий Медведев: «Россия - страна правового нигилизма» // Труд. 2008. 23 янв.
2 См.: HessP.D., TappJ.L. Authority, Rules and Aggression: a Cross-National Study ofthe Socialization of Children into Compliance Systems. P. I. Washington, 1969; Tapp J.L. Socialization, the Law and Society: Reflections // J. of Social Issues. 1971. № 27(2). P. 1-16; Law, Justice and the Individual in Society: Psychological and Legal Issues / Eds. J.L. Tapp, FJ. Levine. N.Y., 1977.
3 КарбоньеЖ. Юридическая социология. М., 1986. С. 154.
4 См.: ЕникеевМ.И. Общая, социальная, юридическая психология: учеб. пособие. М., 2002; ЛапаеваВ.В. Социология права / под ред. проф. В.С. Нерсесянца. М., 2000; БабенкоА.Н. Правовая социализация как процесс освоения правовых ценностей // Государство и право. 2005. № 2; ПевцоваЕ.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8; АрутюнянМ., Здравомыслова О., Курильски-Ожвэн Ш. Образ и опыт права. Правовая социализация в изменяющейся России. М., 2008.
5 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 212-213.
6 Кон И.С. Социология личности. М., 1967. С. 39; Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права: учебник для вузов. М., 1995. С. 108-109.
7 Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособие для студентов вузов. М., 2007. С. 73.
8 Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для студентов вузов. М., 2009. С. 218.
9 Попов М.Ю. Правовая социализация личности как ресурс становления социального порядка в российском обществе: автореф. дис. ... д-ра социол. наук. Ростов н/Д, 2006. С. 14.
10Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: пер. с фр. СПб., 1998. С. 277.
Tretyakova Olga
MASS-MEDIA IN THE INDIVIDUAL’S LEGAL SOCIALIZATION
Political and legal culture of the society is particularly important for the process of socialization, problems of which become topical in connection with democratization and modernization of all the aspects of modern Russian society. The article analyses the role of mass-media in the process of the individual’s legal socialization.
Контактная информация: e-mail: o.tretyakova@inbox.ru
Рецензент - Корконосенко С.Г., доктор политических наук, профессор факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета