Сиоридзе А. Т.,
аспирант МГЮА
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГРУППОВОГО МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Как известно, любое явление в истории человечества имеет свою причинно-следственную связь. Не является исключением и такое явление нашей действительности, как молодежный экстремизм.
Немаловажным фактором, негативно влияющим на возникновение и развитие группового молодежного экстремизма в мире и в России в частности является деятельность средств массовой информации.
Все чаще в общероссийских печатных изданиях, не говоря уже о газетах и листовках, принадлежащих партиям праворадикального толка, можно встретить заметки, статьи и целые колонки, посвященные деятельности нелегальных экстремистских организаций, детальное описание их акций и программ, которые содействуют обострению сложившейся сегодня в молодежной среде социально опасной ситуации, связанной с распространением экстремизма. Не секрет, что очень часто СМИ сами провоцируют молодежь на формирование определенных тенденций в обществе и появлению молодежных экстремистских группировок в стране. По словам председателя Комитета Государственной думы РФ по безопасности Владимира Васильева, «... более 100 газет и журналов прямо ведут националистическую работу»1. Обладая такой силой, как гласность и свобода слова, медийное сообщество не должно злоупотреблять этим и забывать о морали и этике, оно должно помнить, что существуют некие нормы, которых надо строго придерживаться. Одним словом, СМИ должны иметь самоцензуру.
Известный английский писатель и исследователь околофутбольного насилия и хулиганства Д. Бримсон пишет: «Кто-то в свое время правильно сказал, что самое мощное оружие — это слово. И не важно написано оно, произнесено или даже озвучено с экрана телевизора — оно может формировать мнения, изменять восприятие, а также создавать или уничтожать репутации конкретных людей. Обладание таким оружием возлагает огромную ответственность на писателей и журналистов, и они обязаны отвечать за каждое свое слово»2.
Бримсон приводит пример негативного влияния прессы на развитие насилия в молодежной среде: «Примерно с начала 50-х, когда Моды и Теды («Стиляги» и «Работяги», два противоборствующих контркультурных те-
1 Васильев В. Экстремизм — от неопределенности в молодежной политике? // Парламентская газета. 2006. 16 нояб.
2 Бримсон Д. Бешеная армия. Облик футбольного насилия / Пер. с англ. А. Степанова. СПб.: Ред Фиш. ТИД Амфора, 2005. С. 232.
чения в Англии 50-60-х гг. ХХ в. — А. С.) бунтовали на южном побережье, освещение прессой их «подвигов» привело к схожим инцидентам, распространившимся по всей стране. То же самое произошло и со скинхедами, которых даже в 60-е еще можно было причислить к обычным парням, только что вышедшим из колонии для малолетних преступников и не принятых обществом, но один только репортаж о банде скинхедов в Лондоне, и они тут же появились повсюду!»1.
В современной России наблюдается такая же тенденция. Борьба с экстремизмом в молодежной среде и другими формами национализма, которую проводят российские журналисты, только способствует его распространению и повышает рейтинг экстремистских деятелей. Согласно итогам социологического опроса, проведенного Агентством региональных политических исследований в феврале 1999 г., лидер РНЕ Александр Баркашов воспринимался в ряде регионов как один из 10 самых влиятельных российских политиков, а 1—1,5 % россиян согласны были видеть Баркашова президентом страны. Это результат развернувшейся в то время в центральных средствах массовой информации пропагандистской кампании2.
Не следует забывать, что российский потребитель СМИ в большинстве своем — из недавнего советского прошлого, где печатному слову было принято безоговорочно верить, и сегодня многие люди крайне серьезно воспринимают то, о чем пишут и говорят в СМИ. Поэтому необходимо, чтобы журналисты более ответственно и более компетентно относились к тому, о чем они пишут. Информировать общество, безусловно, необходимо, но также необходимо отграничивать информационный материал от пропагандистского.
Журналисты, отражая существующие в обществе тенденции, должны поступать согласно принципу «не навреди». Часто СМИ предоставляют свою трибуну политикам, чьи выступления разжигают межнациональную рознь. Если раньше это были один-два деятеля, имеющие парламентскую неприкосновенность, то сегодня их значительно больше. В СМИ редко придают значение языку политических дебатов и словесных дуэлей. По телевидению нескончаемой чередой идут ток-шоу, посвященные данной тематике, но поразительней всего, что отныне эти передачи не ставят целью обличить преступления на расовой и национальной почве, а пытаются искать «положительные» стороны, принимаются аргументы как «против», так и «за», ведется интерактивное голосование. Не стоит говорить уже и о предвыборных роликах некоторых политических партий (Партия «Родина», выборы в Московскую
1 Бримсон Д., Бримсон Э. Куда бы мы не ехали. За кулисами футбольного безумия. СПб.: Ред Фиш. ТИД Амфора, 2006. С. 282—283.
2 Панкин А. Комментарии газеты «Известия» // The Moscow Times. 2005. 8 фев.; http:// www.cjes.ru.
Городскую Думу, ноябрь-декабрь 2005 г.). Современное телевидение, в целом, оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию, особенно в связи с распространением негосударственного, местного и кабельного телевидения, по которому обычно транслируются западные малохудожественные фильмы, изобилующие сценами насилия. Все это, естественно, вносит свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов, убивая в них духовность и делая агрессивными и нетерпимыми ко всему, что идет вразрез с их мироощущением.
Власть СМИ настолько сильна в любом обществе, что она способна формировать любую идеологию и любое мировоззрение, а тем более сегодня, при наличии сетевых ресурсов и изданий, когда для распространения экстремистских материалов активно используется Интернет. Международная компьютерная сеть завалена сайтами и страничками скинхедских и сочувствующих им или аналогичных лево- и праворадикальных организаций, на которых, помимо фашистской символики и призывов браться за оружие, можно найти видеоматериалы хулиганских потасовок, избиения иностранцев и околофут-больных беспорядков. На сегодняшний день, по данным МВД России, в Интернете действуют до 40 русскоязычных сайтов, которые содержат материалы экстремистского и террористического характера, и это не считая локальных сетей и индивидуальных страничек пользователей1. При этом каждый четвертый такой сайт располагается на ресурсах отечественных провайдеров и «.все чаще, — по мнению Министра внутренних дел России Рашида Нургалиева, — интернет-пространство используется различными террористическими и экстремистскими организациями в целях пропаганды своих идей»2.
Так, с осени 2005 г. в Сети «гуляла» инструкция «Пособие по уличному террору», а также множество других материалов, нарушающих российские законы. Например, в одном из роликов показывается митинг, где участники кричат: «Чемодан, вокзал, Баку!». В середину ролика вставлены кадры, на которых видно, как кто-то бросает в строительную бытовку с гастарбайтерами бутылку с зажигательной смесью3. Через несколько дней после взрыва на Черкизовском рынке прокурор Москвы Юрий Семин заявил, что «рецепт взрывного устройства злоумышленники почерпнули из Интернета»4.
Единственным интернет-экстремистом, попавшим под суд, стал 21-летний студент Константин Сокольский, приговоренный к двум годам условно
1 Гетманский К. Санкт-ксенофобство // Профиль (Москва). 2006. 15. мая.
2 Интернет как орудие кибертерроризма // Национальная информационная группа <Шр: //newsinfo.ru/news>.
3 Еремин П. Ветераны «зачистки» // Аргументы и факты. 2006. 31 мая.
4 Коммерсантъ — Власть (Москва) 2006. 4. сент.
за публикацию в сети статьи «Самая конструктивная партия», пропагандирующей идеи экстремистской направленности.
Зачастую во многих газетных изданиях приходится сталкиваться с целыми разворотами, посвященными тому или иному факту проявлений нетерпимости в молодежной среде. Авторы этих статей ради «красного словца» или рейтинга превращают официальные данные следствия в миниатюрный роман с головокружительным сюжетом, героями и антигероями. Безусловно, статью, написанную таким образом, легко и приятно читать, но речь идет о необратимых последствиях для психики человека. Любая информация, на которую человек обращает внимание, в той или иной степени откладывается в его подсознании и десятилетиями может храниться там, всплывая в нужный момент. Ярко обыгранная и красиво представленная информация способна не просто храниться, она способна возбуждать в индивиде желание построить свою жизнь аналогичным способом, прочувствовать похожие с главными героями моменты. За одним лишь исключением — в своей жизни, повторив сюжет, изменить финал на счастливый.
Следует в очередной раз обратиться к примерам из зарубежной практики в схожей сфере. В 1977 г. Телекомпания «Би-би-си» показала знаменитый документальный фильм «Панорама» о хулиганской группировке правых болельщиков «Миллуола». После трансляции этого фильма ситуация в около-футбольной среде заметно ухудшилась. Теперь болельщики всех английских футбольных команд хотели создать похожую группировку1.
В истории отечественного экстремизма в среде молодежи существуют аналогичные примеры. В начале 90-х гг. в Москве насчитывалось не более двух десятков идейных «бритоголовых». Положение вещей изменилось, когда в российском прокате появился австралийский художественный фильм «Romper Stomper» («Бритоголовые» — в русском переводе) с Расселом Кроу в главной роли. Идеологию скинхедов стали принимать десятки и сотни молодых людей по всей стране. Успех картины воодушевил российских кинопрокатчиков. В свет вышли американские и английские видеоленты на аналогичные темы «Американская история Х», «Перье», «Удостоверение», документальный фильм «Челси. Охотники за головами», а совсем недавно — блокбастеры «Хулиганы с Зеленой улицы» и «Фабрика футбола», демонстрировавшиеся на больших экранах и по телевидению. Рост молодых сторонников экстремизма и футбольного хулиганства приобрел угрожающие масштабы. Постепенно такие группы привлекли внимание прессы, которая поторопилась осветить скин-движение в контексте одной из многих безобидных молодежных субкультур. Вплоть до конца 90-х гг. пресса всячес-
1 Бримсон Д. Бешеная армия Облик футбольного насилия. С. 234.
ки культивировала этот образ, не ведая во что это может вылиться. Такое внимание со стороны известных изданий сыграло на руку только самому движению. Молодые и тщеславные представители контркультуры, стремясь прославиться, стали совершать дерзкие акции, с удовольствием обнаруживая себя героями очередной публикации.
Данный вид деятельности отечественной массмедиа находится в прямой связи с объектом и соответственно напрямую влияет на развитие экстремизма в молодежной среде.
Существует и другой вид деятельности СМИ, который косвенно влияет на эскалацию нетерпимости не только в среде девиантной молодежи и подростков, но и в целом в обществе, что не менее, а даже более опасно. Самая популярная тема в печатных и других видах СМИ в последнее время — это межнациональные отношения, вопросы миграции, убийства на расовой почве в студенческой среде, явления, связанные с преступностью мигрантов, внешнеполитическими отношениями со странами ближнего зарубежья. Это очень важные проблемы, их нельзя умалчивать, но говорить об этом надо менее агрессивно, без налета псевдопатриотизма, отдающего ксенофобией и шовинизмом. В освещении таких вопросов, как и самого экстремизма, мнение журналиста должно быть осторожным и взвешенным.
Следует сказать и об издательской деятельности. В последнее десятилетие российское книгоиздание совершило грандиозный рывок вперед. Количество изданий, доступных россиянам, ежегодно увеличивается на 20-25%. Одним из необходимых условий, которые обеспечили этот бурный рост, было отсутствие цензурных и надзорных ограничений1.
В настоящее время появилось большое количество книг и журналов экстремистской направленности. Издаются книги на русском языке, многие из которых запрещены во всем мире по причине пропаганды расизма, праворадикального национализма, призывов к насилию и экстремизму (Э. МакДональд «Дневник Тернера», изд. «УльтраКультура»; Д. Нестеров «Скины». Русь пробуждается», изд. «УльтраКультура»; Джон Кинг «Фабрика футбола», изд. «АСТ» и т. д.). Также существуют различные «самиздатовские» газеты и журналы («Русская цель», «Под ноль», «Стоп», «Отвертка», «Вандал», «Уличный боец», «Бритоголовые идут», а также издаваемые в Ростове-на-Дону, журналы «Д.О.Н.» и «Валькирия», в которых явно просматриваются расистская и фашистская пропаганда и агитация с целью вовлечения новых членов в скин-движение). Все эти издания свободно распространяются в основном в специализированных магазинах, на стадионах или на концертах «своих групп».
1 Ярмарка без экстремизма // Книжное обозрение (Москва) 2006. 20 марта.
Очевидным фактом является то, что экстремизм, как и терроризм, не относится к преступлениям, имеющим тенденцию совершаться незаметно и скрытно, наоборот, это те виды преступности, которые рассчитаны на общественный резонанс, и любая реклама, любое народное порицание есть достижение необходимого эффекта. Посему пресса своей бурной деятельностью доводит преступления экстремистов до желаемого успеха, являясь невольной «афишей», своего рода рекламой для радикально настроенных неформальных организаций молодежи.
Бодяков В. Н.,
преподаватель кафедры криминалистики ВЮИ ФСИН России
ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ РАСКРЫТИЯ И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ДОЛЖНОСТНЫМИ ЛИЦАМИ УИС РОССИИ
Вопросы организации предупредительно-профилактической деятельности при расследовании преступлений, совершаемых должностными лицами уголовно-исполнительной системы России (далее — УИС России), приобретают все большую остроту. В настоящее время возникла необходимость в выработке комплекса мер предупредительного характера, направленных на недопущение и пресечение преступных посягательств.
Предупреждение преступности традиционно воспринимается как деятельность, имеющая цель — не допустить совершения преступлений как путем устранения их причин, так и путем прерывания предварительной преступной деятельности.
В юридической литературе наряду с понятием «предупреждение преступности» часто используется термин «профилактика преступности». По мнению одних исследователей, эти термины означают различные виды деятельности по недопущению преступлений1, другие ученые рассматривают их как синонимы2. На наш взгляд, данные термины хоть и означают деятельность по предотвращению преступлений, но в полной мере идентичными их назвать нельзя. В связи с этим нам представляется более правильной
1 См.: Лекарь А. Г. Профилактика преступлений. М., 1972. С. 45.
2 См.: Игошев К. Е. Социальный контроль и профилактика преступлений. Горький, 1976. С. 35, 42; Филимонов О. В. Индивидуальная профилактика преступлений. Томск, 1985. С. 5-8.