Научная статья на тему 'СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ'

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
301
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ / МЕТОДЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Остапов И. Д., Субботина Т. Н.

В статье затронута проблема манипулятивных возможностей СМИ, воздействующих на общественное сознание. Средства массовой информации в современном обществе оказывают влияние на жизнь человека, выступая не только способом передачи информации, но и манипулятором, насаждая определённые ценности. Авторами проанализированы конкретные методы манипулятивного влияния СМИ на общественное сознание. Сделан вывод о необходимости «фильтрации» информации индивидом с целью противостояния манипулятивному воздействию со стороны СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS MEDIA AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS

The article touches upon the problem of manipulative capabilities of the media affecting public consciousness. The mass media in modern society have an impact on human life, acting not only as a way of transmitting information, but also as a manipulator, instilling certain values. The author analyzes specific methods of manipulative influence of the media on public consciousness. It is concluded that it is necessary to "filter" information by an individual in order to resist manipulative influence from the media.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ»

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ

ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

И.Д. Остапов, студент

Т.Н. Субботина, канд. пед. наук, доцент

Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-5-94-97

Аннотация. В статье затронута проблема манипулятивных возможностей СМИ, воздействующих на общественное сознание. Средства массовой информации в современном обществе оказывают влияние на жизнь человека, выступая не только способом передачи информации, но и манипулятором, насаждая определённые ценности. Авторами проанализированы конкретные методы манипулятивного влияния СМИ на общественное сознание. Сделан вывод о необходимости «фильтрации» информации индивидом с целью противостояния манипулятивному воздействию со стороны СМИ.

Ключевые слова: средства массовой информации, общественное мнение, манипулирование общественным сознанием, методы влияния.

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов и традиций, которые существуют в обществе и отражают общественное существование людей и условия их жизни.

Виды сознания разделяются по субъекту на групповое, массовое и индивидуальное, носителями которого являются соответственно социальная группа, неорганизованная группа, объединенная определенными идеями, и индивид. Кроме того, сознание разделяется на обыденное и теоретическое сознание. При этом, обыденным сознанием выступает сознание масс людей, которое формируется в процессе взаимодействия с окружающим миром. Обыденное сознание ближе к реальной жизни, нежели теоретическое, поэтому оно наиболее точно отражает особенности социальной действительности.

Теоретическое сознание, в отличие от предыдущего вида сознания, является отражением закономерностей действительности и находит свое выражение в науке, трансформируясь в идеологию. Нельзя отрицать взаимосвязь всех видов сознания, которые оказывают активное воздействие друг на друга.

Рассматривая средства массовой информации, как фактор влияния на общественное сознание, следует отметить, что само понимание общественного мнения,

представляющего собой политический и социальный институт и состояние общественного сознания, определяет появление отдельных критериев. К таким критериям относится диапазон информации, который определяет потенциал общественного мнения как политической силы.

Средства массовой информации выступают одним из основных институтов современного благодаря выполнению функций по информированию и просвещению граждан. Кроме того, они также осуществляют функции по рекламированию и создают развлекательный контент. Охват широкой аудитории позволяет контролировать функционирование общества и формировать общественное сознание [1].

Средства массовой информации также освещают события в стране, играя ключевую роль инструмента реализации политического процесса. Осуществляя свою деятельность, они способны выражать общественную жизнь, устанавливать связи между правительствами или обществами и освещать политические, социальные, экономические и другие вопросы, интересующие общество. Средства массовой информации уже достаточно давно вышли за пределы обычного информирования населения, они являются инструментом контроля над человеческим сознанием. Например, А. Моль утверждает, что СМИ

фактически контролируют культуру, пропуская ее через свои фильтры и выделяя отдельные элементы для повышения их ценностей и поляризации оставшихся элементов. Поэтому, по мнению Пядыше-вой Т.Г. [2], современный человек чаще всего не может уклониться от воздействия СМИ.

Под манипулятивным влиянием СМИ на общественное мнение понимается неявное (скрытое) целенаправленное воздействие на рациональный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты коллективного сознания социума [3].

Манипуляция с помощью стереотипи-зации является наиболее распространенной формой манипуляции общественным сознанием, которая предполагает сокращение восприятия сквозь призму стереотипов. Средства массовой информации руководствуются получением выгоды от различных источников, искажая информацию под интересы олигархии и стараясь намеренно исказить информацию.

СМИ используют внушаемость посредством слов, заключающуюся в подмене простых слов наиболее сложными и редко встречающимися в общении обычных граждан, что позволяет подкрепить слова с научной точки зрения. Способность людей создавать в сознании образы, которые могут влиять на его мнение и поведение, позволило также осуществлять манипуляции с сознанием не только с помощью открыто посылаемых речевых сообщений, но и с помощью скрытых сигналов.

Существует также числовая манипуляция, часто подкрепляемая формулами из-за большего влияния на психологическое состояние человека, может быть подвергнута корректировке в личных целях, снижая или завышая итоговый результат.

Специфика манипуляции СМИ заключается в вовлечении массы в процесс манипулирования. Аудитория СМИ производит тиражирование информации, воспринимая ее за истинную [4]. Методы манипуляции сознанием аудитории многообразны, что позволяет влиять на личность с использованием нескольких способов одновременно. К основным методам манипуляции относятся:

- принцип первоочерёдности - основан на свойствах психики, принимающей на веру информацию, поступившую в обработку нашим сознанием первой;

- эмоциональное напряжение - использование «заряженной» информации для взрыва эмоций;

- «очевидцы событий» - лица, искренне сообщающие ложь, переданную заблаговременно манипуляторами, выдавая её за правду;

- принцип контраста - необходимая информация подаётся на фоне другой, которая изначально отрицательно воспринимается большинством;

- удар на опережение - основан на заблаговременном выбросе негативной для основной категории людей информации;

- эффект правдоподобия - вклинивание в правдоподобную информацию часть ложной, которую словно бы автоматически воспринимают за настоящую;

- использование «лидеров» мнения -используется при совершении действий покупательного или подражательного характера;

- ложные аналогии или диверсии против логики - устранение истинной причины, заменяя её ложной аналогией;

- эффект «информационного штурма» -использование огромного количества информации, в результате чего среди потока ненужной и бесполезной информации теряется истина;

- образ врага - искусственное создание угрозы и погружение масс в состояния схожие с измененными состояниями сознания;

- одобрение мнимого большинства - в психике стирается барьер критичности после того, как информация вызвала одобрение у других людей;

- экспрессивный удар - эффект психологического шока вследствие намеренного транслирования ужасов современной жизни индивидов.

Многие из представленных методов активно используются в политической борьбе. Так, метод использования «лидеров мнений» активно применяется политическими партиями в России, когда известные российские актёры, вступившие в полити-

ческую партию, рекомендуют голосовать исключительно за неё. Метод эмоционального заряжения характерен для участников реалити-шоу, когда участники говорят на повышенных тонах, демонстрируя эмоциональное возбуждение. Также этого метода придерживаются и некоторые ведущие информационно-аналитических программ, импульсивно высказывая свою позицию, тем самым заставляя обратить внимание на содержание материала (например, ведущие программ «Вечер с Владимиром Соловьевым», «60 минут с Ольгой Скабее-вой»). По мнению исследователей [5], именно государственные каналы просматривают большинство телезрителей, поэтому многие из них доверяют им, считая, что государственные СМИ не могут обманывать.

Большое разнообразие методов манипуляции сознанием аудитории позволяет осуществить наиболее эффективное воздействие на психолого-эмоциональное состояние личности и привести его к необходимому состоянию, в котором он сможет воспринимать только те установки, которые ему требуется усвоить. Особо ярко, по мнению Кихтан В.В. [4], приёмы манипулирования проявляются в пропаганде, когда главной целью является дав-

ление на идейные, общественные и политические установки для формирования новых установок или изменение уже существующих.

На российском телевидении в 2022 г. появилась передача «АнтиФейк», цель которой состоит в объяснении гражданам основы для распознавания противоречивой и недостоверной информации о ходе специальной военной операции России на Украине. В роли приглашённых гостей выступают специалисты по кибербезопас-ности, военные эксперты, аналитики социальных медиа. Создатели программы хотят научить граждан отличать настоящее от выдуманного и помочь разобраться в технологии создания обмана.

Таким образом, можно утверждать, что средства массовой информации оказывают серьезное влияние на все процессы, происходящие в обществе, а подверженность слушателей манипуляции становится возможностью использования граждан в своих целях. В современном мире средства массовой информации выступают инструментом влияния на общественное мнение, поэтому каждый человек должен уметь «фильтровать» информацию, не поддаваясь манипулятивному влиянию со стороны СМИ.

Библиографический список

1. Зелинский, А.С. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. - СПб.: «СКИФИЯ», 2008. - 248 с.

2. Пядышева, Т.Г. Методы влияния на общественное мнение // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. - 2017. - Т. 3. - № 4 (12). - С. 77-85.

3. Емец, И.А. Общественное мнение как объект манипулятивного воздействия массме-диа // Общество: философия, история, культура. - 2021. - № 1 (81). - С. 37-41.

4. Кихтан, В.В. Исследование процессов манипулирования массовым сознанием в современных средствах массовой информации // Вестник Волжского университета им.

B.Н. Татищева. - 2018. - Т. 2. - № 2. - С. 221-227.

5. Девдариани, Н.В. Управление средствами массовой информации и манипулирование общественным сознанием // Карельский научный журнал. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). -

C. 349-353.

- noMumoMoeua -

MASS MEDIA AS A FACTOR IN THE FORMATION OF PUBLIC CONSCIOUSNESS I.D. Ostapov, Student

T.N. Subbotina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)

Abstract. The article touches upon the problem of manipulative capabilities of the media affecting public consciousness. The mass media in modern society have an impact on human life, acting not only as a way of transmitting information, but also as a manipulator, instilling certain values. The author analyzes specific methods of manipulative influence of the media on public consciousness. It is concluded that it is necessary to "filter" information by an individual in order to resist manipulative influence from the media.

Keywords: mass media, public opinion, manipulation of public consciousness, methods of influence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.