Тутарашвили Р.Ю.1, Гущина Л.В.2
'Магистрантка; 2кандидат филологических наук, доцент, Южный Федеральный Университет, Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации, Россия, Ростов-на-Дону.
МАНИПУЛЯЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ В РАМКАХ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА: РОЛЬ СМИ В МАНИПУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
СМИ принимает активное участие в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия. Широкое использование манипулятивных технологий в политических целях порождает угрозу преобразования общества в пассивную массу. Информация транслируется и внедряется в сознание людей посредством СМИ, лишая людей способности критически мыслить, подавляя их волю и индивидуальность.
Ключевые слова: манипуляция, манипулятивные технологии, общественное сознание, политический дискурс, средства массовой информации.
Tutarashvili R.Y.1, Gushchina L.V.2
'Undergraduate student; 2PhD in philology science, associate professor, Institute of Philology, Journalism and Intercultural Communication, Southern Federal University, Russia, Rostov-on-Don.
PUBLIC CONSCIOUSNESS MANIPULATION IN POLITICAL DISCOURSE: THE ROLE OF MASS MEDIA IN PUBLIC CONSCIOUSNESS MANIPULATION, THE MAIN TYPES OF MANIPULATIVE TECHNIQUES
Abstract
Mass media takes an active part in the formation ofpublic consciousness in contemporary society and in the construction of the social reality correspondingly. The alteration of the informational space in its turn leads to the construction of the united global media environment and artificially made social reality. An important role in this process is played by the methods of manipulative influence. Widespread usage of manipulative techniques in political purposes endangers the society to convert into a passive mass. The information is transmitted through and embedded in people’s consciousness by the use of mass media, depriving people of the ability to think critically, subjecting their will and individuality.
Keywords: manipulation, manipulative techniques, public consciousness, political discourse, mass media.
Влияние государства на информационное пространство играет исключительную роль в современном постиндустриальном обществе, в условиях трансформации некоторых государственных институтов. Важно заметить, что информация сама по себе является одним из инструментов управления обществом, а потому не может быть полностью доступна для социума. Какая-то часть информации всегда сокрыта и является конфиденциальной. Развитие масс-медиа оказало огромное влияние на эффективность использования информации и усовершенствование технологий управления общественным сознанием. Согласно А. Тоффлеру, превосходство в качестве и эффективности использования информации позволяет достигать поставленных целей при минимуме затрат, убеждать людей в их собственной заинтересованности в том, что им пытаются навязать, превращать соперников в союзников [1].
В связи с условиями глобализации и информатизации общества требуется переосмысление предмета социальной реальности. Социальная реальность может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения онтологического подхода, отражающего все существующие социальные явления, и эпистемологического, использующего данный термин для изучения в конкретной научной сфере.
СМИ играет важную роль в формировании общественного сознания в современном обществе, а, соответственно, и в конструировании социальной реальности. Особенности медийного конструирования реальности детерминированы трансформацией информационной сферы, а также следующими социокультурными явлениями: конвергенцией, конгломерацией и дигитацией медиаресурсов. Изменение информационного пространства, в свою очередь, ведет к формированию единой глобальной медиасреды и искусственно созданной социальной реальности. Важную роль в данном процессе играют методы манипулятивного воздействия. Медиавоздействие выступает в качестве инструмента конструирования социальной реальности, в то же время, являясь частью этой реальности [4].
Манипуляция отличается от убеждения и обмана. В отличие от убеждения (открытого воздействия), манипуляция влияет на сознание скрыто, не напрямую. По сравнению с обманом, манипулятор не прибегает к откровенной лжи, но направляет процесс мышления человека в нужном ему русле. В рамках политического дискурса манипуляция приобретает дополнительный оттенок -влияния на общественное сознание с целью программирования определённых мнений и желаний общества. Конечной целью таких манипуляций является обретение власти над обществом, способности управлять им и подчинять его [5].
С. Кара-Мурза выделяет следующие признаки манипуляции:
• Манипуляция - это психологическое воздействие, а не физическое;
• Манипуляция - это скрытое воздействие; если попытка манипуляции разоблачена, то она считается неудавшейся, поскольку дальнейшие открытые действия со стороны манипулятора могут нанести ему значительный ущерб; особенно важно скрыть главную цель манипуляции, чтобы провал тактики не нарушил целую стратегию;
• Манипуляция - это воздействие, которое требует высокого уровня мастерства и определённого багажа знаний. В политическом дискурсе, эти факторы обязательны и для разработки манипулятивных стратегий привлекаются специалисты или специальные знания [3].
Манипуляции общественным мнением можно рассматривать как пример подавления воли граждан путём программирования их поведения, так называемую «промывка мозгов». Данный вид манипуляции направлен не на отдельного индивида, а на общество в целом. Целью манипулятора является навязывание коллективных ценностей, изменение мнений, целей, сознания людей для создания масс, поддерживающих правящую элиту. Воздействие на сознание людей происходит не напрямую при непосредственном контакте, а через средства массовой информации, которые создают иллюзию объективной подачи информации, и потому, обладают высокой степенью убедительности [2].
Широкое использование манипулятивных технологий в политических целях порождает угрозу преобразования общества в пассивную массу. Информация транслируется и внедряется в сознание людей посредством СМИ, лишая людей способности критически мыслить, подавляя их волю и индивидуальность. Весь этот поток информации принимается за чистую монету, а политики используют искусственно созданное «общественное мнение» чтобы «развязать себе руки» и беспрепятственно достигать своих целей, которые в действительности не отвечают нуждам общества как такового [2].
Проблема манипулятивных технологий была исследована многими учёными, каждый из которых рассматривал обсуждаемый предмет под разными углами, и каждый из них обращал большее внимание на те или иные приёмы. Так Е. Доценко предлагает на
85
рассмотрение такие приёмы, как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия; в то время как С. Кара-Мурза акцентирует внимание на фабрикации фактов, манипулятивной семантике, упрощении и стереотипизации. В своём исследовании о манипулировании общественным мнением в политическом дискурсе в СМИ, Л.В. Гущина выделяет следующие манипулятивные тактики, используемые в политическом дискурсе: искажение или фальсификация информации, мнимая учтивость, сокрытие информации, диспропорциональность информации, особая организация тем, заголовков, негативное оценивание.
Примером искажения информации может служить намеренное представление Дж. Псаки как человека недалекого, о чем можно судить из следующих фраз: «I’m looking to that when I go back to my office», «I’m not familiar with this term».
Мнимая учтивость предполагает навязывание какого-либо образа, например приписывание положительных качеств манипулятору, которое осуществляется в форме дружеского совета: Дж. Псаки попыталась дружелюбно посмеяться над ситуацией вместе с М. Ли «QUESTION: Is it the kind of language that you would expect from an ally of the United States?»
Особая организация тем или заголовков может быть проиллюстрирована в следующем примере, в котором отрицается важность предмета обсуждения: «US officials showed little interest in appealing to Russian speakers, however, publishing both lists in English only».
Негативное оценивание действий политиков является очень распространённым приёмом. Примером может служить публикация Министерством иностранных дел Российской Федерации на Фейсбуке фотографии, изображающей ошибку американских политиков в правописании хэштега в твиттере: #IsolationRusia, и предложение им помощи в вопросах грамматики [1].
В дополнение к перечисленным манипулятивным тактикам следует добавить также приёмы, представленные Н. В. Демьяненко:
«Наклеивание ярлыков» оппонентам и «использование кличек» с целью высмеивания или привития негативного отношения к субъекту. Исследователь утверждает, что данный приём имеет продолжительное действие и «ярлыки» могут прижиться на долгие годы.
«Создание негативных ассоциаций», при которых некий, существующий в сознании субъекта, негативный образ накладывается на образ оппонента.
«Создание контрассоциаций» - техника обратная «созданию негативных ассоциаций», направленная на создания положительного образа о манипуляторе.
«Апелляция к конкретным фактам и документам» подразумевает склонность большинства людей слепо доверять статистике и бумажкам с печатями.
Техника «удушения в дружеских объятиях» подразумевает наделение оппонента положительными качествами, которые у него отсутствуют, чтобы, усыпив его бдительность, нанести удар [2].
Г. Шиллер исследует технологии манипулирования на примере государственного правления в США. Учёный выделяет пять основных мифов, на которых по его мнению построены массовые манипуляции в Соединённых Штатах:
«Миф об индивидуализме и личном выборе». Согласно концепции индивидуализма, граждане США имеют право на частную собственность; в данном случае создается образ государства как блюстителя благосостояния индивидуума. Возможность «личного выбора» является номинальной, поскольку на самом деле люди делают то, что им внушили через СМИ.
«Миф о нейтралитете» основывается на аксиоме, что правительство честно и беспристрастно, однако так называемая «поддержка» масс в сущности является манипуляцией общественным сознанием: гражданам внушают определенный образ мышления, подводят их к «правильному» выбору.
«Миф о неизменной природе человека». Из всех убеждений и теорий, которых придерживается общество, СМИ развивает именно те, которые выгодны манипуляторам, и, тем самым, предоставляя общество то, чего оно желает.
«Миф об отсутствии социальных конфликтов». Масс-медиа США отрицает наличие в обществе социальных конфликтов. Если какое-то происшествие всплывает на поверхность, его представляют как индивидуальный случай, как исключение из правила, которое только подтверждает само правило.
«Миф о плюрализме СМИ» связан с информационной асимметрией. Возможность свободного выбора источников информации лишь иллюзия, созданная для манипулирования обществом: организация и содержание информации может отличаться, но в основе имеет всё ту же идеологию; либо больший уклон в подаваемой информации идёт в сторону выгодную для манипулятора, в то время, как противоположные точки зрения освещаются не полностью [6].
Манипуляции общественным сознанием на начальном этапе рассматривались как необходимый и эффективный способ осуществления контроля над деятельностью народа с целью предотвращения массовых беспорядков внутри страны, а также гармоничного сплочения людей для совершенствования условий обитания. Однако современные тенденции манипулирования общественным сознанием вызывают опасения возникновения обезличенного, механизированного общества без души и индивидуальности, без собственной воли, как часто описывают в утопиях. Такой образ жизни может быть и проще для существования человечества, но лишает жизнь смысла, так как жизнь без ярких ощущений становится скучной и бессмысленной.
Литература
1. Агапова С.Г., Агапова Е.А., Гущина Л.В. Манипуляция общественным сознанием в политическом дискурсе СМИ (на материале английского языка): учебное пособие на модульной основе с диагностико-квалиметрическим обеспечением. - Ростов н/Д, 2014. - 89 с.
2. Демьяненко Н. В. Использование манипулятивных технологий в СМИ, как реальная проблема // Российский академический журнал. - 2012. - Т. 19, № 1.
3. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. - М.: "Алгоритм" - 2000. - 464 с.
4. Саяпина И Ю. Медийное конструирование социальной реальности: Автореф. дис. канд. соц. наук. - Саратов, 2011. - 30 с.
5. Хазагеров Г. Г., Лобас П. П. Культурная утилизация манипулятивных технологий // Известия Южного федерального университета. Филологические науки - 2014. - №. 1. - С. 44-52
6. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль" - 1980. - 325 с.
References
1. Agapova S.G., Agapova E.A., Gushhina L.V. Manipuljacija obshhestvennym soznaniem v politicheskom diskurse SMI (na materiale anglijskogo jazyka): uchebnoe posobie na modul'noj osnove s diagnostiko-kvalimetricheskim obespecheniem. - Rostov n/D, 2014. - 89 s.
2. Dem'janenko N. V. Ispol'zovanie manipuljativnyh tehnologij v SMI, kak real'naja problema // Rossijskij akademicheskij zhurnal. -2012. - T. 19, № 1.
3. Kara-Murza S. G. Manipuljacija soznaniem. - M.: "Algoritm" - 2000. - 464 s.
4. Sajapina I. Ju. Medijnoe konstruirovanie social'noj real'nosti: Avtoref. dis. kand. soc. nauk. - Saratov, 2011. - 30 s.
86
5. Hazagerov G. G., Lobas P. P. KuTtumaja utilizacija manipuljativnyh tehnologij // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki - 2014. - №. 1. - S. 44-52
6. Shiller G. Manipulatory soznaniem. - M.: "Mysl'" - 1980. - 325 s.
Халютина М.Е.
Кандидат филологических наук, старший преподаватель, Московский государственный университет ESP: ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Аннотация
В статье излагаются результаты комплексного исследования в области «английского языка для специальных целей» (ESP), которое предпринято с целью изучения научной речи и выделения в её границах функционально-стилистических разновидностей на материале востоковедной направленности. Исследование решает методологическую проблему, связанную с подбором, организацией и градацией текстового материала для создания специального курса английского языка для студентов востоковедов.
Ключевые слова: функциональная стилистика, английский язык для специальных целей, научная речь.
Khalyutina M.E.
PhD in Philology, senior tutor, Moscow State University.
ESP: FUNCTINAL-STYLISTIC VARIETIES OF ORIENTAL STUDIES ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES
Abstract
The article states the results of the research into "the English language for specific purposes " aimed at a comprehensive study of the language of Oriental Studies and the specific traits of the varieties it embraces. The research is determined to solve the methodological issue of selecting, arranging and grading the text material for a special course in ESP for orientalists.
Keywords: functional stylistics, English for Specific Purposes, the language of science.
Востоковедение - фундаментальная междисциплинарная научная область, объединяющая в себе несколько направлений, таких как филология, история, политология, экономика и ряд смежных с этими научными областями направлений. Студенты Института Стран Азии и Африки МГУ изучают свою специальность в рамках многих спецкурсов на русском языке, но задачи современного образования требуют умения свободно владеть профессиональным языком на международном уровне, и именно такому профессионально-ориентированному английскому языку обучает специальный курс “Foundations of Oriental Civilizations”, построенный на принципах ESP, разработанных в исследовании, для которого отобраны образцы английской научной речи, описывающие Древний Египет, Месопотамию и Индию.
Данный ракурс изучения научной речи является новым, т.к. научная речь прежде не рассматривалась, как комплексное явление. Такой подход позволил расширить и уточнить понятие «язык для специальных целей» в теоретическом плане, и понимать термин ESP как регистр речи, который обеспечивает общение специалистов в данной фундаментальной междисциплинарной научной области, обладающей развитой системой понятий.
Выбранное направление является перспективным и актуальным, т.к. на современном этапе развития лингвистики критерии оценивания прагмалингвистической пригодности языкового материала вызывают в научной среде повышенный интерес и споры, однако насчитывается очень немного работ, показывающих конкретные примеры такого анализа. Комплексный подход в изучении научной речи востоковедения позволил обоснованно делать выводы о том, что английский язык востоковедения обладает своими уникальными чертами, а также о том, что результаты исследования в силу их междисциплинарного подхода справедливы по отношению ко всей научной речи в целом.
Также исследование отвечает на вопрос, какие материалы не должны быть включены в учебное пособие и их не желательно использовать в качестве учебного материала, так как они не удовлетворяют критериям научности и нецелесообразны с дидактической точки зрения.
Как известно, естественные человеческие языки отличает многообразие проявлений, т.е. способность выполнять различные функции. Выбрав в качестве объектов исследования произведения востоковедной направленности, мы обнаружили, что сходное понятийное содержание в языковом плане может быть оформлено разными способами, и, если расположить произведения речи на оси функций языка по мере усложнения языковой ткани, то отправной точкой может быть простое номинативное высказывание, например, словарная дефиниция, а на другом полюсе может располагаться художественной произведение:
Таблица 1 - Функции языка
Функция сообщения Функция воздействия
pyramid - a four-sided structure rising to a peak [8]. pyramid - Greek name for four-sided triangular-shaped monument that marked the burial of kings from the Old Kingdom to the Middle Kingdom [4]. Pyramids are the greatest structures on the planet known to mankind [10] Ode to Egyptian Pyramids [] Oh great pyramid that seems to be reaching straight up into the sky. The ancient Egyptians long ago constructed and built you upon high. The mysteries of those who composed you still astound me. A pyramid is a wonderful relic of the past, many of us do agree. We know the Egyptians believed that the soul transcended death. The view of the Nile and an ancient pyramid can catch one's breath ... [11]
Подобное многообразие проявлений встречается и на отрезке научной речи. Так в рамках ESP востоковедения можно обнаружить тексты достаточно простые по своей языковой организации с одной стороны, а с другой стороны, стилистически маркированные. Таким образом, у интеллективного функционального стиля имеются как «левая», так и «правая» крайняя границы.
«Слева» ESP граничит с текстами кодового характера, которые также могут передавать информацию, но принципиально отличаются от естественных человеческих языков и принадлежат области интерлингвистики. С другой стороны ESP граничит с произведениями речи, которые актуализируют функции общения и воздействия.
Когда мы читаем строки «Оды о Пирамидах», у нас не возникает сложностей в вынесении данного произведения речи за границы научной речи востоковедения, т.к. нет сомнений в том, что это не пример востоковедного LSP, и что преподавать язык для специальных целей с помощью данного текста не следует.
Однако существуют тексты, которые не столь явно противопоставлены языку для специальных целей, как «Ода», но, тем не менее, они отличаются значительной стилистической маркированностью и неопределенностью содержания.
87