Научная статья на тему 'МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
671
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ЦИРКУЛЯРНАЯ РЕАКЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ТОЛПЫ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ПОЛИТИКА / ТЕОРИИ МАСС / МНЕНИЕ И ТОЛПА / ПСИХОЛОГИЯ МАСС / ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАССЫ / СМИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ворошилова Оксана Николаевна, Зуева Татьяна Михайловна

Рассматриваются различные научные подходы к толкованию понятия «манипулирование сознанием», основные элементы манипулятивного воздействия, выделяются особенности и методы осуществления манипулятивных технологий в политической сфере. Представлены основные характеристики масс и массового сознания как объекта реализации манипулятивного воздействия. Объект исследования - массовое сознание. Предмет исследования - манипулятивные технологии воздействия на толпу. Цель исследования - научно обосновать воздействие манипулятивных технологий на массовое сознание. Методология исследования - принцип детерминизма, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. Методы исследования - идеализация, полная индукция, метод сопутствующих изменений. Главная особенность массы заключается во временности ее существования. Она функциональна и динамична, а ее возникновение и функционирование осуществляется на основании внутренних, психологических закономерностей, хотя внешние воздействующие факторы могут выступать в качестве предпосылок ее возникновения. Если судить по содержанию, то в сознании многих закреплены знания, идеи, стандарты, ценности и модели поведения. В целом они вырабатывают общее понимание процесса общения между людьми и любой социально-политической информации. В то же время структура массового сознания делится на два основных этапа: эмоционально-действенный уровень (сильное переживание любой социальной проблемы, выражаемое чувствами и эмоциями, нарушающими правила, ценности и образ жизни) и рациональный уровень (когнитивные компоненты - знания, широко обсуждаемая и распространяемая информация). Рациональный уровень массового сознания состоит из нескольких блоков, и, в данном контексте, несомненный интерес с точки зрения манипулятивного воздействия представляет блок социально-политических ценностей, который оказывает доминирующее влияние на восприятие массовым сознанием существующей действительности. В связи с чем целесообразным будет рассмотрение манипулятивных возможностей влияния политической идеологии на массовое сознание, как одного из источников формирования ценностных ориентаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS CONSCIOUSNESS AS AN OBJECT OF IMPLEMENTATION OF MANIPULATIVE IMPACT

The work examines various approaches to the concept of consciousness manipulation, the main elements of manipulative influence, highlights the main features and methods of implementing manipulative technologies in the political sphere. Also, the main characteristics of the masses and mass consciousness are considered as an object of the implementation of manipulative influence. The main feature of the mass is the temporality of its existence. It is functional and dynamic, and its emergence and functioning is carried out on the basis of internal, psychological laws, although external influencing factors can act as prerequisites for its emergence. From the point of view of content, knowledge, ideas, norms, values and patterns of behavior are imprinted in the mass consciousness, which are shared by a given mass. As a rule, they are developed in the process of communication between people and the joint perception of any socio-political information. At the same time, the structure of mass consciousness is divided into two main levels: the emotional-effective level (extreme experience of any social problem, which is expressed in emotions and feelings that supplant habitual norms, values and patterns of behavior) and the rational level (includes cognitive components - public knowledge, massively discussed and shared information). The rational level of mass consciousness contains several blocks, and, in this context, the block of socio-political values, which has a dominant influence on the perception of the existing reality by the mass consciousness, is of undoubted interest from the point of view of manipulative influence. In this connection, it seems to the authors appropriate to consider the manipulative possibilities of the influence of political ideology on the mass consciousness, as one of the sources of the formation of value orientations

Текст научной работы на тему «МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

Политология

УДК 159.9

DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-8-61-69

МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ МАНИПУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

MASS CONSCIOUSNESS AS AN OBJECT OF IMPLEMENTATION OF MANIPULATIVE IMPACT

Рассматриваются различные научные подходы к толкованию понятия «манипулирование сознанием», основные элементы манипулятивного воздействия, выделяются особенности и методы осуществления манипулятивных технологий в политической сфере. Представлены основные характеристики масс и массового сознания, как объекта реализации манипулятивного воздействия.

Объект исследования - массовое сознание.

Предмет исследования - манипулятивные технологии воздействия на толпу.

Цель исследования - научно обосновать воздействие манипулятивных технологий на массовое сознание.

Методология исследования - принцип детерминизма, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

Методы исследования - идеализация, полная индукция, метод сопутствующих изменений.

Главная особенность массы заключается во временности ее существования. Она функциональна и динамична, а ее возникновение и функционирование осуществляется на основании внутренних, психологических закономерностей, хотя внешние воздействующие факторы могут выступать в качестве предпосылок ее возникновения. Если судить по содержанию, то в сознании многих закреплены знания, идеи, стандарты, ценности и модели поведения.

В целом они вырабатывают общее понимание процесса общения между людьми и любой социально-политической информации. В то же время структура массового сознания делится на два основных этапа: эмоционально-действенный уровень (сильное переживание любой социальной проблемы, выражаемое чувствами и эмоциями, нарушающими правила, ценности и образ жизни) и рациональный уровень (когнитивные компоненты - знания, широко обсуждаемая и распространяемая информация).

Рациональный уровень массового сознания состоит из нескольких блоков, и, в данном контексте, несомненный интерес с точки зрения манипулятивного воздействия представляет блок социально-политических ценностей, который оказывает доминирующее влияние на восприятие массовым сознанием существующей действительности. В связи с чем целесообразным будет рассмотрение манипулятивных возможностей влияния политической идеологии на массовое сознание, как одного из источников формирования ценностных ориентаций

Ключевые слова: массовое сознание; циркулярная реакция; концепция толпы; манипулирование; политика; теории масс; мнение и толпа; психология масс; воздействия на массы; СМИ

The work examines various approaches to the concept of consciousness manipulation, the main elements of manipulative influence, highlights the main features and methods of implementing manipulative technologies in the political sphere. Also, the main characteristics of the masses and mass consciousness are considered as an object of the implementation of manipulative influence.

The main feature of the mass is the temporality of its existence. It is functional and dynamic, and its emergence and functioning is carried out on the basis of internal, psychological laws, although external influencing

l;

iiisiiiuie uiciiiui ui ine dun siaie

Agricultural Universe, Zernugrad

languages Azov-Black Sea Engineering Institute branch of the Don state Agricultural University, Zernograd

Т. М. Зуева,

61

© 0. H. Ворошилова, Т. M. Зуева, 2021

factors can act as prerequisites for its emergence. From the point of view of content, knowledge, ideas, norms, values and patterns of behavior are imprinted in the mass consciousness, which are shared by a given mass.

As a rule, they are developed in the process of communication between people and the joint perception of any socio-political information. At the same time, the structure of mass consciousness is divided into two main levels: the emotional-effective level (extreme experience of any social problem, which is expressed in emotions and feelings that supplant habitual norms, values and patterns of behavior) and the rational level (includes cognitive components - public knowledge, massively discussed and shared information).

The rational level of mass consciousness contains several blocks, and, in this context, the block of socio-political values, which has a dominant influence on the perception of the existing reality by the mass consciousness, is of undoubted interest from the point of view of manipulative influence. In this connection, it seems to the authors appropriate to consider the manipulative possibilities of the influence of political ideology on the mass consciousness, as one of the sources of the formation of value orientations

Key words: mass consciousness; circular reaction; crowd concept; manipulation; politics; mass theory; opinion and crowd; mass psychology; mass influence; mass media

Б ведение. Информация является важной частью жизни современного человека. Информация становится все более значимым элементом современной жизни наряду с образованием, и то, как люди взаимодействуют с информацией, в большей степени определяет образ их жизни.

Актуальность исследования обусловлена тем, что наряду со сферой образования информационное поле определяет сферы труда и экономики и оказывает влияние на сферу государственной политики. Использование информации для манипулирования общественным сознанием становится технологией, которая программирует поведение людей. Так можно разрушить одни идеи в обществе и создать новые идеи и основы, например, новую политическую идеологию.

Проблема влияния массового сознания на поведение толпы представляет особую актуальность в свете последних лет, среди наиболее ярких примеров можно выделить социальные волнения (эпидемия коронавирусной инфекции), а также политические волнения (протесты в Беларуси). Изучение особенностей массового сознания, его характерных черт и технологий воздействия на население помогло бы выявить причины этих волнений и создать механизмы их предотвращения.

Объект исследования - массовое сознание. Предмет исследования - манипулятив-ные технологии воздействия на толпу.

Цель исследования - научно обосновать воздействие манипулятивных технологий на массовое сознание.

Методология исследования - принцип детерминизма, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

Методы исследования - идеализация, полная индукция, метод сопутствующих изменений.

Прежде чем перейти к характеристике объекта исследования, необходимо проанализировать данный феномен. По мнению Б. А. Грушина, одной из главных особенностей массового сознания является его характер с множеством слоев и ярусов. Оно не совпадает ни с одним из известных видов сознания: индивидуальным и общественным, классовым и неклассовым, теоретическим и обыденным, религиозным и политическим, официальным и неофициальным..., поскольку выделяется через противопоставление сознанию специализированному, профессиональному, а также уникальному (индивидуализированному) [2. С. 270]. В то же время массовое сознание «не привязано «жестко» к какому-то одному типу и виду массовых общностей, для которых оно являлось бы собственным сознанием» [2. С. 273].

Создание и эволюция массового сознания предполагает наличие двух основных процессов, охватывающих разные направления, но взаимосвязанных. Первый из них - это массовизация, приобретение массовости поведения индивидуально или коллективно, которое впоследствии занимает главное место в сознании. Каждый человек обнаруживает себя в устойчивом и подвижном балансе между личностным «я» и групповым «мы», пытаясь идентифицировать себя между своим собственным сознанием, своим самосознанием и сознанием между малыми и большими социальными группами. Второй процесс - это демассовизация сознания индивида и группы, которое является

результатом неподвижности, а не динамики социального развития, что становится очевидным, когда социальная структура общества в целом стабилизируется.

Массовое политическое сознание в целом повторяет путь массового сознания. Политическое сознание масс имеет иерархическую структуру и, согласно Д. В. Ольшанскому, охватывает два уровня: первый - эмоционально действенный; второй - рациональный [9. С. 16].

Французский мыслитель Г. Лебон в своих работах по изучению массового сознания оперирует понятием «толпа» [5. С. 55]. Толпа, в его понимании, представляет собой совокупность индивидов, вне зависимости от их национальности, профессии, пола, которая характеризуется исчезновением в ней сознательной личности и образованием так называемой «коллективной души. Г. Лебон подчеркивает, что каковы бы ни были индивиды, составляющие толпу, каков бы ни был их образ жизни, занятия, характер или ум, превращения их в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности [5. С. 57].

Существует несколько причин появления у толпы специфических черт, не характерных для каждого отдельного индивида.

1. Человек в толпе, благодаря ее численности, обретает непреодолимое чувство силы, и сознание этого позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которые сами по себе не дают индивиду свободы воли. Среди толпы человек мало заинтересован в подавлении внутренних чувств, потому что публика анонимна и безответственна.

2. Эмоции и действия в толпе заразительны. Здесь человек легко жертвует личными интересами. Поскольку такое поведение противоречит человеческой природе, он может поступать так, если является частью группы.

3. Через некоторое время, проведенное среди действующей толпы, человек приходит в состояние, которое напоминает состояние загипнотизированного субъекта. Сознательная личность у загипнотизированного исчезает, как воля и рассудок, а чувства и мысли направляются волей гипнотизера.

Г. Лебон делает вывод, что, находясь в толпе, человек фактически теряет собственную личность и становится бессознательным роботом, у которого отсутствует воля. Он готов воспринимать любые внушаемые идеи, не подвергая их критическому анализу. Толпа характеризуется рядом особых свойств [5. С. 60].

1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность. Толпой руководят бессознательные инстинкты. Все чувства и эмоции в толпе имеют способность многократно усиливаться по сравнению с проявлениями их у индивида.

2. Податливость внушению и легковерие. Толпа лишена способности к критическому восприятию информации. В сочетании с импульсивным поведением и заразительностью она становится удобной мишенью для внушения заданной информации. Для толпы характерен эффект коллективной галлюцинации. Источником внушения при этом всегда является иллюзия.

3. Преувеличение об односторонности чувств толпы. Все чувства, распространяемые в толпе посредством внушения, многократно увеличивают силу. Толпа склонна впадать в крайности. При этом, если есть преувеличенное чувство, люди могут подчиняться тем же преувеличенным эмоциям.

4. Людям известны только простые и крайние эмоции. В то же время общественность либо принимает, либо отвергает любые идеи, убеждения, которые им преподносятся, и ссылается на них как на абсолютные истины или как абсолютные ошибки.

5. Нравственность толпы. Как правило, толпа непредсказуема, поэтому с большой натяжкой можно говорит о ее нравственности. Однако вследствие склонности толпы к проявлению бессознательных инстинктов, она может попадать под влияние не только негативных внушений, но и проявлять достаточно высокоморальные качества, благодаря своей склонности к абсолютной преданности, подчинению и безропотной вере в мифический идеал.

Испанский исследователь X. Орте-га-и-Гассет в работе «Восстание масс» подчеркивает, что вся власть в обществе постепенно переходит к массам [8]. Все общество изначально разделено на избранное и одаренное меньшинство и большинство - массу. Масса, в его представлении, состоит из

совокупности лиц, не выделенных абсолютно ничем.

Французский мыслитель Г. Тард, исследуя феномен толпы и массового сознания, отмечал, что толпа - это группа людей, которые собираются в определенном месте в одно и то же время и едины в своих эмоциях, убеждениях и действиях [12].

С. Московичи, также исследовавший феномен толпы, рассматривал ее как человеческую общность, для которой характерен низший уровень психологии [7]. Он акцентировал внимание на таких свойствах массового человека, как уход от логического мышления, утрата связи с реальностью и преобладание иррациональности, утрата критичности мышления, склонность к подчинению приказам вождя.

Мышление толпы является автоматическим, опирающимся на стереотипные ассоциации и образы. Толпой легко управлять посредством внушения и гипноза.

Разрешить проблему изменения сознания человека в толпе пытался 3. Фрейд, утверждая, что личность человека западной культуры состоит из динамики сознательного и бессознательного, в толпе моральные запреты исчезают, господствуют инстинкт и эмоциональность; человек действует как автомат, лишенный собственной воли [14. С. 181].

Г. Блумер в произведении «Коллективное поведение» также разделяет массу и толпу. По Г. Блумеру, масса - конгломерат индивидов, которые обособлены, изолированы, анонимны и, таким образом, однородны в той мере, в какой имеется в виду массовое поведение [1. С. 105].

Среди современных точек зрения на феномен массы и массового сознания стоит отметить мнение российского исследователя Д. В. Ольшанского. Он считает, что вследствие многообразия трактовок понятия «массы» достаточно сложно дать однозначное определение [9. С. 16]. По его мнению, в отличие от западного, в отечественном обществознании не принято было использовать понятие «массы». В России конца XIX в. в соответствии с аристократическими европейскими традициями доминировали теории «героя» и «толпы».

Д. В. Ольшанский подчеркивает, что рациональный уровень массового сознания, как правило, в первую очередь является от-

ражением «существенной» информации, распространяемой через слухи или СМИ [9. С. 305]. Сознание масс (и поведение) до определенных моментов может быть крайне податливым к внешним воздействиям. То есть, можно сказать, что массовым сознанием достаточно легко управлять, особенно при доминирующем влиянии рационального уровня, так как массовое поведение становится менее стихийным и более склонным к внешнему конструированию.

Здесь можно говорить о некомманипу-лятивном аспекте. Однако относительно вопроса о формировании массового сознания, Ольшанский высказывает мнение, что не стоит абсолютизировать возможности управления им извне, прежде всего идеологическими средствами. Он отмечает, что формирование массового сознания, с одной стороны, происходит под влиянием внешних условий, а с другой стороны - в соответствии с закономерностями саморазвития, осмысления массами реалий своей жизни. Ольшанский констатирует, что массовое сознание может быть рассмотрено в двух ипостасях. С одной стороны, как общественное сознание, которое возникает только во времена социальных волнений и перемен, с другой - как независимое явление.

О тотальном массовом сознании, функционирующем в рамках всего общества, можно говорить, - отмечает Ольшанский, -только подразумевая некое конкретное явление, которое может захватить всех членов общества и привести их сознание к некоему «общему знаменателю».

Исследователь В. Е. Черникова, рассматривая феномен манипулирования массовым сознанием в рамках информационного общества, отмечает, что в условиях современного информационного общества, когда главной ценностью является информация, основной ее задачей является удовлетворение потребностей массового населения [18. С. 2]. Причем, подобная информация, как правило, не предполагает какого-либо критического осмысления, а направлена на легкое «усвоение» аудиторией. С этой целью в информационном обществе присутствует множество различных коммуникационных технологий, которые играют роль массового манипулятора.

В. Е. Черникова делит их на три группы, каждая из которых находится под вли-

янием информационных и психологических факторов:

1) технологии, включающие не только прямое общение, но и по телефону, почте, телеграфу, интернету;

2) охватывает область коммуникации, в которой сознание многих основано на информации и психологическом влиянии коммуникатора или группы коммуникаторов. Публичные мероприятия (встречи, выступления) включают одностороннее общение, которое осуществляется по плану «Коммуникатор-Аудитория»;

3) коммуникативные ситуации, на которые напрямую влияет информация многих людей. Это происходит во время просмотра телепередач, чтения прессы и общения с различными СМИ. Черникова считает, что лучшим способом отвлечь сознание масс является информационное воздействие современных масс-медиа, которые, являясь «всеохватными» и «вездесущими», способствуют формированию сознания массового человека. Здесь имеет место технология создания «массового потребителя», которая свойственна рекламе.

Современное общество является достаточно сегментированным и осуществить тотальное информационное воздействие в нем непросто. Информация, которая может повлиять на одну адресную группу, для воздействия на другую уже будет неэффективной. К тому же наличие большого количества информационных потоков создает информационный шум, который затрудняет целенаправленное доведение заданной информации до адресата.

Рассмотрев точки зрения ряда ученых, можно заключить, что базовые особенности массы и массового сознания предполагают широкие возможности для манипулирования.

Отсутствие свободного волеизъявления индивида и способности принятия им собственных решений приводят к манипуляции как форме скрытого воздействия на сознание. Целью манипулятивного процесса является определение модели поведения объекта манипуляции. Так, С. Г. Кара-Мурза рассматривает манипуляцию как «способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения» [4, с 50]. По мнению С.А. Зелинского «манипуляции следует рассматривать как некое сознательное (скрытое, манипулятив-

ное) воздействие на подсознание других индивидов с целью формирования у них определенных невротических зависимостей [3. С. 17].

H. Луман предлагает собственную интерпретацию информации, отмечая, что информация есть форма, которая предполагает наличие определенной структуры, включающей свои элементы, то есть события. События имеют временную характеристику. Прошедшие события не исчезают, они всего лишь трансформируют содержание структуры. «Время само вынуждает различать смысл и информацию, хотя всякое воспроизводство смысла осуществляется информацией» [6. С. 107].

По мнению К. Г. Холодковского, особое место в политической коммуникации занимает обмен информацией между властью и управляемыми с целью получения их согласия на правительственные решения, в то время как каждый управляемый пытается выразить свои потребности и сделать их публичными [16. С. 176]. Эти стороны могут достичь согласия лишь посредством коммуникации -обмена информацией. Для достижения единства с народом власти через средства массовой информации внушают народу идеи, отвечающие своим целям. В таком обществе неизбежны конфликты и противоречия, потому что демократическая пресса фокусируется на свободе, гласности, дебатах и правах человека, в то время как властные структуры сфокусированы на других задачах.

Говоря о массовом сознании, следует говорить о манипуляции сознанием. Так, манипуляция всегда предполагает наличие аудитории - представителей общества. Представители общества под влиянием различных сообщений становятся частью масс и в процессе превращения отдельных индивидов в «коллективную толпу» приобретают черты, свойственные массам.

I. Тенденция к деперсонализации - индивидуализм поглощается массовым сознанием под влиянием импульсов.

2. Преобладание чувственного над сознательным - интеллект подавлен чувствами и инстинктами.

3. Утрачивается интеллект и уровень моральных ценностей.

4. Резко падает уровень ответственности.

Названные признаки делают группу людей особенно уязвимой и восприимчивой к различным манипуляциям.

Преобладание бессознательного психики в массовом сознании, базирующегося на крайнем обострении эмоций, чувств и инстинктов в совокупности с унификацией личности индивидов в рамках общих для них переживаний позволяет эффективно осуществлять реализацию манипулятивных средств. Здесь можно отметить и явление роботизации (унификация способов мышления и деиндивидуализации личности), состояние повышенной покорности (безответственность в условиях коллективного действия) и т. д. При этом, благодаря таким особенностям масс, как эмоциональное заражение, отсутствие рационального критического восприятия информации, можно распространить манипулятивное воздействие на всех индивидов, составляющих массу.

Возможности манипулирования массовым сознанием зависят не только от его внутренних характеристик, но и от внешних условий его существования. Большинство научных точек зрения на природу массового сознания относится к проявлению его эмоционально-действенного уровня, который, как правило, характерен для возникновения какой-либо острой кризисной ситуации (война, революция и т. д.).

Манипулятивное воздействие может быть осложнено непредсказуемостью, стихийностью и кратковременностью существования данного вида массового сознания. В более стабильный период развития общества правомерно рассматривать особенности воздействия на массовое сознание с преобладающим рациональным уровнем. В данном случае могут использоваться уже другие методы и механизмы манипулятивного воздействия.

Как уже было сказано, рациональный уровень массового сознания содержит в себе несколько блоков. В данном контексте несомненный интерес с точки зрения мани-пулятивного воздействия представляет блок социально-политических ценностей, который оказывает доминирующее влияние на восприятие массовым сознанием существующей действительности.

Информационное воздействие на сознание посредствам масс-медиа представляет собой наиболее оптимальный способ манипулирования массовым сознанием, так как человек не вполне ощущает на себе прямое влияние со стороны СМИ в данной

ситуации. Упрощает процесс манипулирования общественным мнением недоступность информации, отсюда в глазах человека ценность информации существенно увеличивается [19. С. 81]. Как отмечал Г. Шиллер, успех манипуляции гарантирован, когда манипули-руемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно [20. С. 47].

Ф. Уэбстер, анализируя причины появления манипулятивных действий в современном обществе, указывает на борьбу между различными влиятельными группами, которые преследуют свои собственные интересы и добиваются укрепления своих позиций [13. С. 204].

Говоря о влиянии массового сознания на поведение толпы, важно назвать СМИ как источник оценочной информации. Именно оценочная информация способна формировать общественное мнение. Если в практическом смысле пресса базируется на смысловой составляющей, то телевидение использует аудио- и видеопотенциал, чем и влияет на эстетическое восприятие сознания аудитории. Телевидение является главным инструментом политического воздействия на аудиторию в силу своих объективных особенностей. Телевидение построено из мозаичных образов, представляющих весь мир в виде репортажей, не связанных между собой моносемантической логической связью. Поступающие в сознание зрителя репортажи ломают общую мозаичную дисперсию, пытаясь соединить их в смысловое единство. Текст, зачитываемый диктором, воспринимается как очевидная истина из-за совершенно особого статуса телевидения как медийного института. Если диктор зачитывает текст на фоне видеоизображений, записанных на месте действия, то этот текст воспринимается как истина.

Отдельному человеку сложно критически оценить то или иное событие. Это происходит еще и потому, что эстетическая информация в виде аудио-и видеопотока строится не логически. В этом потоке нет последовательности, аргументации и доказательного контекста, если он не дополнен текстом диктора.

Манипулятивное кодирование репортажа остается незамеченным для массовой аудитории, поскольку разница между реальностью и ее интерпретацией практически неосязаема, а искажение реальности

неизбежно. Здесь используются такие способы подачи информации, как повторение, разбиение, срочность и сенсационность сообщения. Также используются отсутствие альтернативных источников информации, одностороннее представление новостей и сокрытие альтернативных новостей. Таким образом, вместо отражения истинной реальности создается виртуальная реальность.

Используется технология изоляции адресата от других воздействий. Применяется метод упрощения изложения новостей, придания им стереотипности и использования различных метафор.

С помощью слов и видео создается контекст отчета, который всегда можно изменить, упростить или усложнить. Такая манипуляция тесно связана с природой человеческого восприятия. Человека по своей природе подсознательно привлекают упрощенные объяснения. Существует особенность человеческого сознания, которая приспосабливает новую информацию к существующим стереотипам. Метод такого упрощения помогает манипулятору продемонстрировать основную идею, которую следует предложить аудитории в краткой, сильной и впечатляющей форме-утверждении. Как правило, аудитория принимает эту новость не задумываясь.

Есть официальные и неофициальные новости. Официальные новости, как правило, поддерживают уже существующее распределение сил и отражают взгляды правящих структур в данном обществе и в данный момент. Неофициальные новости поступают из оппозиционных источников. Радикально отличающиеся от официальных новостей, неофициальные встряхивают это распределение сил. В пропагандистских целях используется информационная асимметрия, поскольку в каждом обществе официальная идеология противопоставляется неофициальной.

Список литературы _

По-прежнему актуален анализ групповых факторов, влияющих на массовое сознание и поведение. Необходимо сделать акцент на социально-психологические особенности будущего, формирование общего образа в больших социальных группах на основе мо-тивационной и развивающей психологии и социальных стратегий. В российском обществе долгосрочное регулирование, по-видимому, учитывает психологические факторы, которые повышают интерес и препятствуют формированию такого имиджа (ограниченное будущее, низкая социальная уверенность, летальность, общая тревога и страх).

Важным является формирование позитивного массового сознания и поведения. На это влияют такие групповые факторы, как доверие, лидерское видение и групповая рефлексивность [11. С. 186-203].

Существуют различные взгляды и позиции в отношении использования манипуля-тивных методов и технологий на практике. Среди них - позиция ограничения ряда мани-пулятивных приемов, исходя из нравственных мотивов [10. С. 49-53]. Это, во-первых. Во-вторых, искусство манипулирования является именно настоящей политикой [17. С. 123].

В-третьих, в пропаганде используются методы гипнотического воздействия на людей, что представляет серьёзную угрозу психическому здоровью, особенно ясному и критическому мышлению и эмоциональной независимости [15. С. 194].

Таким образом, структура массового сознания включает в себя эмоционально-действенный и рациональный уровни. С точки зрения манипулятивного воздействия особый интерес представляет блок социально-политических ценностей, входящий в рациональный уровень массового сознания. Манипулирование общественным сознанием является технологией.

1. Блумер Г. Коллективное поведение / пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: тексты / сост. Е. И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 90-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Грушин Б. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. С.270-273.

3. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. СПб.: Скифия, 2008. С. 17.

4. Кара-Мурза С. Г. Манипулирование сознанием. Век XXI. М.: Алгоритм, 2015. С. 50.

5. Лебон Густав. Психология народов и масс. СПб.: Макет, 1995. С. 55-60.

6. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей истории. СПб.: Наука, 2003. С. 107.

7. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс: пер. с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 478 с.

8. Ольшанский Д. В. Психология масс. СПб.: Питер, 2002. С. 16, 305.

9. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс / пер. С. Л. Воробьева, А. М. Гелескула, Б. В.Дубинина [и др.]. М.: АСТ, 2001. 509 с.

10. Пую Ю. В. Политическое манипулирование: вчера, сегодня, завтра // Философия права. 2011. № 1. С. 49-53.

11. Соловьев А. И. Массовое сознание и государственная политика: точки пересечения и проблемы взаимодействия // Политическая наука. 2017. № 1. С. 186-203.

12. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. М.: Ин-т психологии РАН: КСП+, 1998. 416 с.

13. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. под ред. Е. Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2004. С. 204.

14. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». Психология масс / сост. Д. Я. Рай-городский. СПб.: Азбука, 1988. С. 181.

15. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 194.

16. Холодковский К. Г. Непростые проблемы современного общественного сознания = Complex problems of modern public consciousness // Политические исследования. 2018. № 3. С. 176-181.

17. Цуладзе А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы М.: Университет, 1999. С.123.

18. Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001. С. 81.

19. Черникова В. Е. Манипуляция массовым сознанием как феномен информационного общества // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 2.

20. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1984. С. 47.

References _

1. Blumer G. Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl: teksty/ cost. Ye. I. Kravchenko; pod red. V. I. Dob-renkova (American sociological thought: texts / comp. E. I. Kravchenko; ed. V.I. Dobrenkova). Moscow: Publishing house of Moscow State University, 1994, рр. 90-105.

2. Grushin B. A. Massovoye soznaniye: Opyt opredeleniya iproblemy issledovaniya (Mass Consciousness: Experience of Definition and Research Problems). Moscow: Politizdat, 1987, pp. 270-273.

3. Zelinskiy S. A. Manipulyatsii massami i psikhoanaliz. Manipulirovaniye massovymi psikhicheskimi protsessami posredstvom psikhoanaliticheskikh metodik (Mass manipulation and psychoanalysis. Manipulation of mass mental processes by means of psychoanalytic techniques). Saint Petersburg: Scythia, 2008, р. 17.

4. Kara-Murza S. G. Manipulirovaniye soznaniyem. Vek 21 (Manipulation of consciousness. XXI century). Moscow: Algorithm, 2015, р. 50.

5. Lebon Gyustav. Psikhologiya narodov i mass (Le Bon Gustave. Psychology of peoples and masses). Saint Petersburg: Maket, 1995, рр. 55-60.

6. Luman N. Sotsialnye sistemy. Ocherk obshchey istorii (Social systems. An outline of general history). Saint Petersburg: Nauka, 2003, р. 107.

7. Moskovichi Serzh. Vek tolp. Istoricheskiy traktatpo psikhologiimass: per. s fr. (Age of crowds. Historical treatise on the psychology of the masses: trans. from French.). Moscow: Center for Psychology and Psychotherapy, 1998, 478 p.

8. Olshansky D. V. Psikhologiya mass (Psychology of the masses). Saint Petersburg: Peter, 2002, рр. 16, 305.

9. Ortega-i-Gasset KH. Vosstaniye mass/per. S. L. Vorob'yeva, A. M. Geleskula, B.V.Dubinina [idr.] (Revolt of the masses / per. S. L. Vorobyova, A. M. Geleskul, B. V. Dubinina [and others]). Moscow: AST, 2001, 509 р.

10. Puyu Yu. V. Filosofiya prava (Philosophy of law), 2011, no. 1, рр. 49-53.

11. Soloviyev A. I. Politicheskaya nauka (Political Science), 2017, no. 1, рр. 186-203.

12. Tard G. Psikhologiya tolp (Psychology of crowds). Moscow: Institute of Psychology RAS: KSP +, 1998. 416 p.

13. Uebster F. Teoriiinformatsionnogo obshchestva / per. s angl. pod red. Ye. L. Vartanovoy (Theories of the Information Society / trans. from English ed. E. L. Vartanova). Moscow: Aspect Press, 2004, р. 204.

14. Freyd Z. Massovaya psikhologiya ianaliz chelovecheskogo «Ya». Psikhologiya mass / sost D. YA. Ray-gorodsky (Mass psychology and analysis of the human "I". Psychology of the masses / composition D. Ya. Raig-orodsky). Saint Petersburg: Azbuka, 1988, р. 181.

15. Fromm E. Imet ilibyt'? (To have or to be?). Moscow: Progress, 1990, р. 194.

16. Kholodkovsky K. G. Politicheskiye issledovaniya (Political studies), 2018, no. 3, рр. 176-181.

17. Tsuladze A. M. Politicheskiye manipulyatsii, ili Pokoreniye tolpy (Political manipulations, or the conquest of the crowd). Moscow: University, 1999, р. 123.

18. Chernikova V. Ye. Teoriya ipraktika obshchestvennogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2015, no. 3, p. 2.

19. Chaldini R. Psikhologiya vliyaniya (Psychology of influence). Saint Petersburg: Peter, 2001, p. 81.

20. Shiller G. Manipulatory soznaniyem (Manipulators of consciousness). Moscow: Mysl, 1984. p. 47.

Информация об авторе _

Ворошилова Оксана Николаевна, канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета, г. Зерноград, Россия. Область научных интересов: правовое обеспечение легитимации власти von-75@mail.ru

Зуева Татьяна Михайловна, д-р филос. наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и иностранных языков, Азово-Черноморский инженерный институт - филиал Донского государственного аграрного университета, г. Зерноград, Россия. Область научных интересов: политическая власть и массовое сознание tmzue@yandex.ru

Information about the author _

Oksana Voroshilova, candidate of philosophical sciences, associate professor, assistant professor, Humanities and Foreign Languages department, Azov-Black Sea Engineering Institute, Branch of the Don State Agricultural University, Zernograd, Russia. Scientific interests: Legal support for the legitimation of power

Tatyana Zueva, doctor of philosophical sciences, professor, professor, Humanities and Foreign Languages department, Azov-Black Sea Engineering Institute, Branch of the Don State Agricultural University, Zernograd, Russia. Scientific interests: Political power and mass consciousness

Для цитирования_

Ворошилова О. Н., Зуева Т. М. Массовое сознание как объект реализации манипулятивного воздействия // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. Т. 27, № 8. С. 61-69. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-861-69.

Voroshilova О., Zueva Т. Mass consciousness as an object of implementation of manipulative impact // Transbaikal State University Journal, 2021, vol. 27, no. 8, pp. 61-69. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-8-61-69.

Статья поступила в редакцию: 05.10.2021 г. Статья принята к публикации: 08.10.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.