Научная статья на тему 'Средства коррекции у школьников ценностного отношения к природе'

Средства коррекции у школьников ценностного отношения к природе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
538
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностное отношение к природе / формирование ценностного отношения к природе / экология / экологические знания / экологосообразная деятельность

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Позигун Ю. А.

Основная роль в формировании у школьников ценностного отношения к природе принадлежит образовательным учреждениям и предполагает создание целостной системы средств коррекции отношения к природе, органично сочетающих экологические знания и представления с развитием эстетических чувств и участием детей в посильной для них экологосообразной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Позигун Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational establishments play the basic role in formation of pupils" valuable attitude to nature. It assumes creation of a complete system of correction of the attitude to nature, combining ecological knowledge and conceptions, development of aesthetic feelings and children"s participation in ecological activity adequate for them.

Текст научной работы на тему «Средства коррекции у школьников ценностного отношения к природе»

Ю. А. Позигун

СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ

Работа представлена кафедрой социологии Тюменского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, доцент С. С. Иваненко

Основная роль в формировании у школьников ценностного отношения к природе принадлежит образовательным учреждениям и предполагает создание целостной системы средств коррекции отношения к природе, органично сочетающих экологические знания и представления с развитием эстетических чувств и участием детей в посильной для них экологосообразной деятельности.

Educational establishments play the basic role in formation of pupils' valuable attitude to nature. It assumes creation of a complete system of correction of the attitude to nature, combining ecological knowledge and conceptions, development of aesthetic feelings and children's participation in ecological activity adequate for them.

Формирование у школьников ценност- процессе экологического воспитания, ос-ного отношения к природе происходит в новная роль в котором принадлежит об-

306

разовательным учреждениям и предполагает создание целостной системы экологических знаний и представлений с развитием эстетических чувств и участием детей в посильной для них экологосообразной деятельности.

У младших школьников преобладают значительный познавательный интерес, субъективное отношение к природе и идентификация себя с объектами природы. Младший подростковый возраст является переломным, когда идентификация с природными объектами изменяется на субъек-тификацию. У средних подростков происходит снижение как познавательного интереса, так и уровень субъективного восприятия природы. Старший подростковый возраст - второй и наиболее сложный переломный этап формирования отношения к природе - характеризуется максимальными объективизмом и прагматизмом в отношении к природе. Юношескому возрасту соответствует снижение уровня прагматического отношения к объектам природы наряду с увеличением перцептивно-аффективного способа восприятия природы. В силу своих психофизических особенностей наибольшим потенциалом для формирования ценностного отношения к природе обладают дети младшего школьного возраста, в подростковом и юношеском возрасте целесообразно развивать индивидуальные ценностные установки, ориентируя их на объекты природы.

Анализ школьной практики формирования у школьников ценностного отношения к природе обнаруживает следующие причины, которые предопределяют его низкую эффективность: недостаточное программно-методическое обеспечение экологического воспитания учеников, влияние низкого уровня экологической культуры общества, отсутствие государственной фи -нансовой поддержки экологического воспитания учеников; неучастие родителей в экологическом воспитании детей. Кроме того, определенные трудности связаны с тем, что к экологической деятельности уче-

ники часто привлекаются не по желанию, а по указанию учителя; имеют место случаи, когда желание учеников принимать участие в экологических мероприятиях не поддерживается ; часто учителя во время проведения воспитательных мероприятий чрезмерно контролируют деятельность учеников, навязывают свою мысль, декларируют требования; в школьном экологическом воспитании учеников познавательная информация преобладает над практической эко-логонаправленной деятельностью.

Разрешению части трудностей способствует посещение школьниками занятий и мероприятий, проводимых на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей станции юных натуралистов г. Сургута, поскольку позволяют затронуть эмоционально-чувственную сферу человека как важный структурный компонент личности в процессе формирования у школьников ценностного отношения к природе. Занятия в учебных объединениях станции юных натуралистов благодаря разнообразию форм и методов способствуют гармонич-ному развитию личности, особое внимание при этом уделяется развитию перцептивного опыта и эмпатии по отношению к миру живого.

Учитывая возрастные особенности школьников и уровень начальной подготовки, при формировании ценностного отношения к природе (рис. 1) педагоги СЮН при проведении занятий придерживаются взаимосвязи следующих четырех элемен-тов: знаний как теоретических, так и о способах их применения в действии; умений и навыков, необходимых для практической деятельности; опыта творческой природо-сообразной деятельности; опыта как эмоционально-ценностного, так и личного волевого отношения к миру природы. Во время теоретических и практических занятий, праздников, экологических акций происходит коррекция у школьников отношения к природе, раскрытие ценности мира природы для каждого человека. Подбор средств

Об шрние с животными и растения мм, иг ры, экскурсии

- Я ■

Развитие чувственно -эмоциональной потребности в объектах природы

Теоретические и практические занятия

зСЬ

Осведомленность о ценности природы и экологических проблемах

Я

Проектная и природоохранная деятельность,

экологосообразное т ворчест во

Осознанное отношзние к природе как универсальной ценности,экологообоснован ное поведение в природе

Формирование ценностного отноивния к природе (воспитание экологической к ультуры)

Рис. 1. Последовательность применения методов формирования у школьников ценностного отношения к природе

коррекции ведется для каждой группы с учетом возраста и интересов каждого ребенка (табл. 1).

Школьники младшего возраста любознательны и наблюдательны, у них ярко выражен интерес к познанию мира природы, поэтому чтение стихотворений, сказок и легенд с разнообразными экологическими ситуациями и чудесными превращениями раскрывает богатый опыт наших предков, его мудрость и чуткость в отношении как к отдельным растениям и животным, так и ко всей природе. Постепенно, в более старшем возрасте на занятиях читаются и разбираются ситуативные рассказы о взаимоотношениях человека и природы в различные периоды истории, определяются проблемы и предпринимаются попытки к нахождению выхода из кризисных ситуаций. В дальнейшем проводится моделирование различных экологических ситуаций с учетом заданных условий, с выходом из кризисов и восстановлением экологического равновесия с учетом особенностей взаи-модействующих организмов.

В «Литературном марафоне» ключевой является фраза «А в это время...». В начале «Литературного марафона» задаются: ситуация, событие, происходящее с определенными участниками (реально существующими, сказочными или фантазийными); пары литературных жанров (например, любовный -детектив, комедия - ужасы); количество кру-

гов по группе (начинается с одного, когда каждый ученик говорит одно предложение). В итоге получается рассказ с двумя сюжетными линиями, раскрывающими ситуацию с разных сторон. Педагог направляет учеников и следит за выполнением условий.

Особое место в образовательном процессе на станции юных натуралистов занимают экскурсии. При благоприятных погодных условиях экскурсии проводятся в естественных условиях. Коллекция живых объектов позволяет проводить не только учебные экскурсии, но и экскурсии-наблюдения и экскурсии-путешествия, когда школьники самостоятельно проводят наблюдения за животными и растениями, изучение их жизни и поведения, пытаются составить экологические цепочки, основываясь на живых объектах СЮН г. Сургута. Важно во время экскурсии вызывать сочувствие к животным, используя при этом механизм идентификации, подчеркивая факторы, вызывающие положительную эмоциональную реакцию.

Игра «Крокодил» позволяет идентифицировать себя с животными и растениями. Ведущий, чаще педагог, задает участнику изобразить какое-нибудь растение, животное или явление при помощи пантомимы. Издавать звуки запрещено. Если остальные ученики узнают того, кого изображал участник, то он побеждает. Возможен командный вариант игры, когда вызывается участник из противоположной команды.

Примечание: + + + - используется часто; + + - используется регулярно; + - используется редко; - не используется.

Таблица 1

Средства коррекции у школьников отношения к природе

Средства Классы

1-4 5-8 9-11

Чтение сказок, стихотворений с экологическими ситуациями и чудесными превращениями + + + + -

Ситуативные рассказы о взаимоотношениях человека и природы в различные периоды истории + + + + +

Моделирование различных экологических ситуаций с учетом заданных условий - + + + +

Экскурсии учебные + + + + + + + + +

Экскурсии-наблюдения + + + + + + + +

Экскурсии-путешествия + + + + + + +

Игра-занятие «Письмо» + + + + +

Игра-занятие «Прикоснись кживому» + + + + + + + + +

Игра-занятие «Природа и я» + + + + +

Игра-занятие «Пиши - рисуй» + + + + + +

Игра «Песенная азбука» + + + + + + + + +

Игра «Литературный марафон» - + + + + +

Игра «Кто это?» + + + + + + + +

Игра «Новое имя» + + + + + +

Игра-занятие «Нравится - не нравится» + + + + + + + +

Игра-занятие «Какое все чудесное» + + + + + + +

Игра «Крокодил» + + + + + + + + +

Игра «Путешествие с ...» + + + + + + + +

Акция «Отходы в доходы» + + + + + + + + +

Акция «Добрая зима» + + + + + + + + +

Акция «Елочка» + + + + + + + + +

Акция «Птицеград» + + + + + + + + +

Акция «Очистим планету от мусора» + + + + + + + + +

Практический проект «Зоопарк» + + + + + + +

Практический проект «Росток» + + + + + + +

Практический проект «Красота природы» + + + + + + + +

Мини-исследовательские проекты + + + + + -

Исследовательские проекты - + + + +

Игра «Путешествие с ...» представляет собой воображаемое путешествие с заданным животным по различным, несвойственным ему биотопам, странам и континентам. Игра дает возможность поставить себя на место животного, попавшего в сложные экологические условия, и проанализировать последствия подобных ситуаций.

Игра «Кто это?» способствует узнаванию объектов природы по разнообразным признакам и может проводиться в любых условиях, на переменке, по дороге на экскурсию, в ожидании мероприятия с любым количеством участников. Ведущий загадывает животное или растение, а участники должны угадать, задавая вопросы, на которые ведущий может отвечать только

«Да» или «Нет». Выигрывает тот участник, который первый узнает загаданное животное или растение. Для усложнения правил при повторяющихся вопросах могут начисляться штрафные баллы или участник выбывает из игры.

Игра «Новое имя» развивает чувство сопереживания и воображение. После прохождения учебного материала ученики придумывают новые видовые названия животным и растениям по общепринятым с систематике правилам (существительное и прилагательное) таким образом, чтобы название вызывало симпатию и положительные эмоции. В конце изучения курса может получиться целая новая систематика из «симпатичных» таксонов.

Игра-занятие «Прикоснись к живому» расширяет перцептивный опыт на тактильном уровне, закрепляет эмоционально-чувственное отношение к природе. «Прикоснись к живому» является неотъемлемой частью каждого занятия, на котором изучается животное или растение из коллекции СЮН, неопасное для непосредственного контакта. Животные, представляющие опасность, на занятия в кабинеты не приносятся. В каждом кабинете живет какой-нибудь зверек, рыбка или птичка, растут комнатные растения, за которыми школьники ухаживают, наблюдают и играют. Осознание того, что животные и растения зависят от помощи каждого из них, позволяет понять хрупкость жизни, ее ценность

Игра-занятие «Нравится - не нравится» преследует те же цели, что и предыдущее, дополнительно позволяя преодолеть нега -тивное отношение к некоторым животным. Ученикам предлагается вербализация личных чувств, которая делает возможным их осознание, обоснование и сопоставление с чувствами других. Школьники садятся в круг, в центр ставится клетка с «неприятным» животным, и каждый по очереди вспоминает пережитые как приятные, так и неприятные эмоции, вызванные этим животным. Позже ученики стараются найти что-то привлекательное во внешности или поведении. После чего животное можно погладить, взять на руки, пообщаться с ним. Обычно после такого занятия негативное отношение сменяется приязнью или, в крайнем случае, становится нейтральным.

Игра-занятие «Какое все чудесное» позволяет взглянуть на привычные природные объекты и явления по-новому через призму красоты и удивления. Происходит расширение чувственного опыта, развитие воображения и умения выражать свои чувства. Занятие особенно актуально в пасмурную погоду, когда солнце не выглядывает из-за туч, когда холодно и сыро. Посвятив 10-15 минут этой игре, можно найти чудесные моменты и изменить настрой на занятии.

Игра-занятие «Природа и я» проводится после экскурсии, прогулки или в начале занятия. Позволяет проанализировать свое отношение к живым объектам и к природе в целом. Ученикам предлагается составить список из 5-10 предложений, начинающихся с фразы «Природа (или определенный объект) для меня...». Принуждать детей к выступлению или резко критиковать нельзя. Коррекция отношения к природе должна проводиться постепенно и по возможности незаметно.

Игра-занятие «Пиши - рисуй» заключается в изображении названия животного или растения в таком виде, чтобы оно отражало внешность и характер данного животного. Подобное задание способствует усилению доминантности отношения к природе, стимулирует воображение и творческий потенциал.

Игра-занятие «Письмо» похоже на предыдущее тем, что способствует развитию эмпатии и воображения, кроме того, оно стимулирует идентификацию с объектами природы. Учащиеся выбирают животное или растение по своему желанию или из заданных по теме занятия и пишут ему небольшое письмо. После чего письма перемешиваются и раздаются учащимся в этой группе или в другой. Ребята пишут ответы на письма от лица адресата, но обращаясь к человеку. Игра-занятие «Письмо» может проводиться только в группах с дружески -ми отношениями между учениками или если дети не знакомы между собой.

Традиционная экологическая акция «Очистим планету от мусора» проводится ежегодно, способствуя развитию эмпатии и реализации деятельностного компонента экологического образования. Во время нее школьники очищают от скопившегося мусора территорию станции и близлежащий парк. Эта акция позволяет оценить поведение людей по отношению к природе, вред, наносимый природе безответственностью людей. Наведя порядок в лесу, ребята, оценивая свой труд, не мусорят сами и стараются не давать мусорить другим.

Акция «Отходы в доходы» является логическим продолжением акции «Очистим планету от мусора» и заключается в изготовлении полезных или забавных вещей из «бросовых» материалов, давая им вторую жизнь. Оживляя отслужившие вещи, придумывая применение упаковкам, ребята развивают фантазию и снижают количество выбрасываемого мусора. Большая часть детских поделок продается во время благотворительной распродажи в рамках акции «Добрая зима».

Акция «Добрая зима» проводится в ноябре - марте и направлена на оказание помощи зимующим животным. Изготовление кормушек, выпуск листовок способствуют участию в экологосообразной деятельности школьников всех возрастов. Изучение образа жизни животных и растений зимой пополняют багаж знаний учеников. Ребята следят за кормушками, наполняя их теми кормами, которыми можно кормить птиц. Наблюдения за птицами способствуют актуализации чувственного опыта.

Участие в разнообразных мероприятиях в рамках акции «Елочка» способствует расширению перцептивного опыта, усилению доминантности отношения к природе, стимулированию воображения, вовлечению в эко-логонаправленную деятельность. Ежегодная традиционная акция «Елочка» включает в себя проведение социологического опроса «Какая елка будет стоять у Вас дома?», выпуск листовок с призывом к жителям города беречь живые хвойные деревья.

Акция «Птицеград», как и предыдущие, направлена на вовлечение школьников в деятельность по сохранению биологического разнообразия. Кульминационным этапом акции становится изготовление и размещение искусственных гнездовий для птиц. Этому предшествует большая подготовительная работа по изучению биологии и экологии птиц, правилам изготовления скворечников и дуплянок.

Участие в практических проектах «Зоопарк», «Росток» и «Красота природы» ведется в течение всего года и включает в себя

практические работы на базе зоологического и растениеводческого отделов и в творческих мастерских «Фитодизайн» и «Пластика природных форм». Разнообразный контакт с живыми объектами и природным материалом затрагивает все чувства ребенка, раскрывая многогранность окружающего мира.

Большую роль в формировании у школьников ценностного отношения к природе играют разнообразные исследовательские проекты, реализуемые на базе станции юннатов г. Сургута. В написании исследовательских проектов принять участие могут школьники всех возрастов и учебных объединений, выполняемых под руководством педагогов. Реализация проектов предусматривает глубокую теоретическую подготовку и разнообразную практическую деятельность при всестороннем изучении предмета исследования. В процессе исследования учащиеся раскрывают для себя многогранный мир природы с его сложными и разнообразными связями. Как правило, все эти проекты выполняются подростками и старшими школьниками. Младшие школьники проводят простейшие натуралистические опыты на учебно-опытном участке, в теплицах, осуществляют фенологические наблюдения в природе, изучают доступные методики. Из числа наиболее увлеченных юннатов, обладающих усидчивостью, которые могли бы заниматься достаточно трудоемкой работой по сбору данных, подбираются юные исследователи.

Многолетний опыт работы муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей станция юных натуралистов свидетельствуют, что школьники, занимающиеся на СЮН несколько лет и включенные в экологосообраз-ную деятельность, воспринимают природу как одушевленную ценность; анализируют свои мысли и чувства, возникающие при общении с природой; в повседневной жизни совершают природосообразные поступ-ки, что является показателем высокого уровня ценностного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.