Научная статья на тему 'Инновационный опыт МАОУ ДОД Станции юных натуралистов в экологическом образовании личности Чайковского муниципального района'

Инновационный опыт МАОУ ДОД Станции юных натуралистов в экологическом образовании личности Чайковского муниципального района Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоглазова Анна Петровна

Статья посвящена обобщению инновационного опыта в учреждении дополнительного образования во взаимодействии с субъектами образовательного процесса: обучающимися детских объединений, педагогами, родителями, а также учащимися образовательных учреждений, населением города. В качестве примера рассматриваются интегрированные учебные занятия с использованием новых методик и технологий, представлен опыт работы в построении многоуровневой модели исследовательской деятельности и организации нестандартных форм работы с семьёй как с субъектами образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационный опыт МАОУ ДОД Станции юных натуралистов в экологическом образовании личности Чайковского муниципального района»

Категория А - руководители образовательных учреждений

Белоглазова Анна Петровна,

директор МАОУ ДОД «Станция юных натуралистов», г. Чайковский, Пермский край sun-chaik@mail.ru

Инновационный опыт МАОУ ДОД Станции юных натуралистов Чайковского муниципального района в экологическом образовании личности Аннотация. Статья посвящена обобщению инновационного опыта в учреждении дополнительного образования во взаимодействии с субъектами образовательного процесса: обучающимися детских объединений, педагогами, родителями, а также учащимися образовательных учреждений, населением города. В качестве примера рассматриваются интегрированные учебные занятия с использованием новых методик и технологий, представлен опыт работы в построении многоуровневой модели исследовательской деятельности и организации нестандартных форм работы с семьёй как с субъектами образовательного процесса.

Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, педагог дополнительного образовании, экологическое образование и просвещение, исследовательская компетенция, интегрированные учебные занятия, методическая работа, нестандартные формы работы, инновационные подходы.

«Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра»

Луций Анней Сенека

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов» (далее Станция) за 40 лет своего существования прошло путь от городского внешкольного учреждения до учреждения дополнительного образования детей. Станция юннатов - это многопрофильное учреждение эколого-биологической направленности, имеющее высшую категорию. Приоритетными направлениями деятельности Станции являются эколого-биологическое, социально-педагогическое, естественнонаучное, художественно-эстетическое. Согласно образовательным программам этих направленностей в учреждении организована исследовательская, проектная, профилактическая деятельность, по развитию художественно - эстетического вкуса, работа с семьёй, а также в рамках воспитательного пространства имеют место различные досуговые мероприятия для детей и подростков соответственно их возрастам и интересам. С октября 2010 года Станция юных натуралистов, получив статус автономного образовательного учреждения, приступает к освоению инновационных механизмов своей образовательной системы. Деятельность Станции направлена на разработку новых технологий экологического образования обучающихся, расширяющих их кругозор по проблемам созидательного отношения человека к природе. В связи с чем в 2012 году разработан проект программы по созданию центра экологического развития личности Чайковского муниципального района на базе Станции, главной идеей которого является осуществление инновационных изменений во взаимодействии с субъектами образовательного процесса: обучающимися детских объединений, педагогами, родителями, а также учащимися образовательных учреждений, населением города.

Экологическое просвещение подрастающего поколения

Процессу экологического образования и просвещения на Станции юннатов всегда уделялось и уделяется должное внимание. Воспитать экологически грамотного гражданина своей страны, патриота своего города всегда было приоритетом в деятельности с обучающими детских объединений. С этой целью в учреждении была выстроена траектория развития социального партнёрства с общеобразовательными школами, детскими дошкольными учреждениями, предприятиями для совместного решения экологических проблем города Чайковский. Так, например, ежегодно, Станцией проводятся социально - значимые акции: «оБЕРЕГай», «БУНТ», «Чистый город»; различные мероприятия: мастерская «Птичья столовая», интеллектуальные игры такие, как «Сказочная страна зверей», «Мой Пермский край», «Вода - источник жизни на Земле», «Пермский край - водный край»; муниципальные конкурсы: «Урок Чистоты» в рамках краевого проекта «Генеральная уборка» по сбору макулатуры, «Чайковский в цвету» в рамках всероссийской акции «Россия в цвету». В учреждении уже стало традицией своеобразно проводить для учащихся школ города праздники, посвященные экологическим датам таким, как «День птиц», «День воды», «День защиты от экологической опасности», «День Земли» и др.

Инновационные подходы в экологическом образовании детей

Станция юных натуралистов, имея достаточно оснащенную базу по эколого-биологическому профилю, предлагает своим воспитанникам - учащимся общеобразовательных школ свободу выбора программ, направлений обучения и воспитания.

Ежегодно в образовательном учреждении обучается до 1500 детей с 6 до 18 лет, реализуется до 30 образовательных программ эколого-биологического, социально-педагогического, естественнонаучного и художественно-эстетического направленностей.

Среди общеобразовательных учреждений города Чайковский Пермского края большой востребованностью пользуется образовательная программа педагога дополнительного образования высшей категории Т. А. Малых «Практическая зоология», которая помогает школам расширить компонент программ по биологии «Животные. 7 класс» (авторы И. Н. Пономарев, В. М. Константинов, В. С. Кучмен-

ко). После изучения основного теоретического материала по зоологии в школе программа «Практическая зоология» предусматривает на базе мини-зоопарка Станции реализацию практической части по изучению животных, что способствует развитию интереса детей к познанию животного мира.

Большое значение для образовательной деятельности школ Чайковского муниципального района имеют организуемые Станцией юннатов элективные курсы по практической зоологии позвоночных животных, практической экологии, ихтиологии, которые помогают педагогам общеобразовательных школ рассмотреть различные взаимосвязи в строении и функциях животных, связанных со средой и местом их обитания. Курсы «Практическая экология» и «Ихтиология» расширяют образовательное пространство школы в самоопределении учащихся.

Для педагогов образовательных учреждений г. Чайковский специалистами Станции проводятся мастер-классы по обмену положительным опытом в исследовательской и проектной деятельности, применении современных методик и технологий на занятиях по дополнительному образованию. На Станции стало традицией проведение фестивалей педагогического мастерства: «Новые педагогические идеи и находки» (2011 г.), «Творческая инициатива» (2012 г.), «Лучший руководитель детского объединения 21 века» (2013 г.), в которых принимают участие в качестве приглашенных учителя школ, воспитатели ДОУ. Педагоги СЮН, транслируя свой позитивный опыт в экологическом образовании детей представляют учебные занятия на основе интеграции сопутствующих наук в экологии. Организация таких мероприятий строится на проблемной основе. Технология педагогики сотрудничества (Е. А. Юнина, 1995) [1] помогает развивать устойчивый интерес занятиям дополнительного образования, а работа в группах в оргдеятельностном режиме создаёт атмосферу взаимосотрудничества. Главными критериями мероприятий являются новизна в структуре занятия и нестандартные подходы во взаимодействии с детьми. Приведем несколько примеров учебных занятий из опыта работы педагогов дополнительного образования Станции.

Интегрированное занятие по проблеме радиоактивного излучения приносящего вред здоровью человека расширило кругозор знаний подростков о видах радиоактивного излучения и применения его для лечения тяжелых заболеваний с точки зрения таких наук, как биология, физика и медицина. Группам подростков, представляющим в деловой игре врачей и ученых, была представлена возможность, используя компьютерную технику, изучить виды радиоактивного лечения людей, его положительное и отрицательное воздействие и интерпретировать изученную информацию в аудитории с точки зрения различных специалистов по проблеме занятия. Подростки самостоятельно сделали выводы о ценностном отношении к своему здоровью.

Педагоги дополнительного образования Станции юннатов по краеведению, физики и географии одной из общеобразовательных школ г. Чайковский подготовили и провели итоговое интегрированное мероприятие по проблеме будущего и настоящего гидроэнергетики. Учащимся старших классов были предложены разнообразные задания, которые они выполняли в группах, используя свои собственные знания по водным ресурсам Пермского края. Они обсуждали видеосюжеты, высказывая своё мнение о проблемах современной гидроэнергетики. Подростками были сделаны доклады по исследованию будущего и настоящего влияния гидроэнергетики на промышленное хозяйство страны. Такое занятие позволило расширить кругозор их знаний о роли гидроэнергетических ресурсов страны.

Педагоги дополнительного образования Станции социально-педагогической направленности поделились опытом в проведении интегрированного мероприятия «Стоп, зеленый змий!» по профилактике социально-опасных явлений среди молодежи и развитию их активной гражданской позиции по отношению к социальному злу. Ими были представлены новые формы и подходы в профилактической работе. Так, например, опыт с белком и спиртом по определению особенностей ПАВ, показ экспонатов аномальных органов, привезенных из музея кафедры патологии медицинского колледжа, и комментирование специалиста, просмотр и обсуждение за круглым столом видеосюжета по употреблению и последствиях алкогольных напитков на растущий подростковый организм. Интересной была работа в группах по сфабрикованному письму молодого человека, выражающего трудную жизненную ситуацию. Совместно с психологом подростки обсуждали её и искали альтернативные пути выхода. Педагоги показали, как эффективно можно использовать педагогику сотрудничества на занятиях по профилактике негативных явлений. В рамках мероприятия была проведена социально - значимая акция, представлена групповая работа по новой технологии в ОДР (оргдеятельностном режиме), где каждый член группы выполнял свои функциональные обязанности в обсуждении проблемы употребления молодыми людьми ПАВ. Свои мероприятия с подростками педагоги социально-педагогической направленности выстраивают на проблемной основе, применяя методику проблемного обучения [1].

В интегрированном занятии психолого-валеологической направленности «Кошка - домашний ангел-хранитель» был представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий, применяя неординарные подходы. Дети и педагоги узнали о том, как с помощью кошачьих движений можно помочь себе в снятии напряжения и приобретения положительных эмоций, науке фелиноте-рапия, которая доказывает, что многие кошачьи движения можно использовать в профилактике заболеваний спины, поясницы, а также при помощи кошачьего «мур-мур» можно исправить дефекты речи, а при «мяу-мяу» сделать правильную дыхательную гимнастику.

В процессе интегрированного мероприятия «Мы дети твои, Земля!», подготовленном педагогом-организатором и педагогом дополнительного образования по краеведению, субъекты приобрели опыт в методике проведения коллективно-творческих дел, как совместными усилиями можно и интересно воплотить в жизнь социально-значимое дело. Так, например, группам было предложено защитить свою идею по охране водоёмов от загрязнения воды. При решении данной проблемы имели место различные варианты: благоустройство родника, уход за ним, проведение беседы со сверстниками и жителями Завокзального микрорайона о значении воды для здоровья человека, проведение социально-значимой акции с привлечением представителей Совета микрорайона. Группой подростков «Кадры новой смены» было предложено использовать совместную деятельность всех заинтересованных ведомств в защите родников города. Из этого выступления молодых людей можно сделать вывод о том, что нашему подрастающему поколению небезразлично будущее Планеты Земля!

Ценным моментом воспитательного мероприятия по проблеме защиты пернатых «друзей», как отметили присутствующие педагоги, была деятельность, нацеленная на приобретение детьми социально-экологической компетенции, способствующей применению экологических знаний и умений в заботе о животных и птицах. Занятие начиналось с музыки П. И. Чайковского «Времена года», с ассоциаций детей по поводу прослушанных музыкальных фрагментов в разные времена года. На фоне музыки дети говорили о красоте птиц, об особенностях каждой из них, пользе, которую приносят хозяйству наши пернатые друзья. Педагоги рассказали детям о традициях русского народа, связанных с прилётом птиц на свою родину. Ребята водили хороводы и пели заклички. Интересным моментом занятия стал эпизод, когда на сымитированном педагогами дереве расселись бумажные перелетные птицы, о которых рассказывали дети, опираясь на свой личный опыт. Работа над решением такой глобальной экологической проблемы как защита птиц оказала на детей большое впечатление. Педагогом был зачитан детям отрывок из газетной статьи «Птичек жалко», и дальнейший ход занятия был посвящен обсуждению проблемы гибели птиц, нахождению путей их спасения по методике проблемного обучения. Безусловно это явилось новым подходом во взаимодействии с детьми. Ребята совместно с педагогами обсудили причины массовой погибели птиц и предложили свои варианты их защиты от холода, голода и смерти, одним из которых явился выпуск листовок собственными силами обучающихся объединения «Друзья природы».

Освоение исследовательской компетенции

В новом XXI веке одной из актуальных задач современного образования является приобщение учащихся к исследовательской и проектной деятельности, которая формирует важные компетенции, необходимые специалисту в любой области знаний. Опыт в построении многоуровневой модели исследовательской деятельности был представлен педагогом Станции юннатов на одном из заседаний проблемных групп педагогического сообщества. Организация учебно-исследовательской деятельности на Станции юных натуралистов выстроена по 3-х уровневому обучению:

I уровень - ознакомительный или начальное образование (наблюдения за представителями флоры и фауны).

II уровень - ориентирующий или лабораторно-исследовательский (проектная деятельность).

III уровень - углубленный или учебно-исследовательский.

Педагоги были ознакомлены с характеристикой предложенных уровней обучения и алгоритмом работы по овладению методами исследовательской деятельности.

На I уровне - реализуются программы, направленные на формирование у детей младшего школьного возраста понятий экология, экологическая культура, что такое взаимодействие и гармоничное сосуществование с природой ближайшего окружения. Реализуемые программы позволяют развивать ребенка в экологическом направлении, совершенствовать его интеллект, расширять детский кругозор, развивать наблюдательность.

Основные формы и методы обучения на данном этапе это: наблюдения, беседы, экскурсии, игры, путешествия.

Группы обучения - одновозрастные. Занятия проводятся всей группой.

Педагоги презентуют свои образовательные программы для детей на специально организованном для них круглом столе: «Юный исследователь», «Друзья природы», «Домашние питомцы», «Юный эколог», «Тропинка к своему Я», «Учебно-исследовательская деятельность», «Современное естествознание», «Малая академия», «Природа и экология Чайковского муниципального района», «Здоровье - это красиво». Дети выбирают по своим интересам и способностям подходящее для них направление деятельности, в котором они будут работать по исследованию объектов живой и неживой природы. В ходе исследовательской деятельности дети получают компетентность в таком методе как наблюдение. Академик И. П. Павлов считал наблюдательность одним из самых главных качеств исследователя, без которого невозможно сделать ни одного открытия. Поэтому, наблюдение - один из основных методов научного познания, усвоение которого помогает учащимся самостоятельно приобретать новые знания и применять их при выполнении различных заданий.

На первом этапе обучения по исследовательским программам обучающиеся получают опыт в самостоятельном исследовании способа передвижения животных, их основных частей тела, ориен-

тировку животного в пространстве, его реагирование на окружающих, взаимоотношения с людьми, жизненные проявления в разные времена года: изменения в окраске в переходные сезоны, гнездо-строение, запас кормов, их поиск зимой.

Второй уровень ориентирует детей на лабораторно-исследовательскую деятельность. Основные методы и формы обучения: игры, беседы, экскурсии, опыты, семинары по организации исследовательской деятельности и работе с проблемным вопросом, наблюдения с элементами исследовательской и проектной деятельности. В ходе наблюдения за животными у детей возникает множество вопросов, на которые педагог предлагает детям самостоятельно ответить. «Естественно, для того чтобы помочь ответить на вопрос, выбрать тему, интересующую ученика, нужно узнать его склонности, суметь услышать, понять, почувствовать его интересы. Это сложная, но вполне решаемая педагогическая задача» (А. И. Савенков) [2]. Формулирование темы и постановка проблемного вопроса - это важнейший этап в исследовательской деятельности от которой во многом зависит её успешность. Педагоги станции работают индивидуально с каждым «исследователем». Продуктом совместной деятельности второго этапа является - учебный проект.

Обучение детей на III уровне носит характер учебно-исследовательской деятельности и является логическим продолжением I-II уровней обучения. На данном этапе идет отбор талантливых детей, проявивших желание заниматься исследовательской деятельностью в детском исследовательском обществе Станции юных натуралистов (ДИО).

Таким образом, опыт работы педагогов в данном направлении показывает один из путей решения проблемы профилизации подрастающего поколения. Подростки приобретают необходимые компетенции для дальнейшего самоопределения такие, как социальную, способствующую расширению и углублению знаний об окружающей действительности и себе, прагматическую, способствующую пониманию практической значимости социально-экологических действий.

Итогом работы педагогов в данных направлениях явилось создание на Станции юннатов в 2007 году детского исследовательского общества. Система работы ДИО выстроена в соответствии со следующими направлениями.

1. Информационное, предполагающее распространение среди детей информационно-методических пакетов с: подборкой положений о городских, краевых и российских конференциях, конкурсах эколого-биологической направленности, листом обзора источников эколого-биологической информации, методическими рекомендациями по написанию исследовательских работ, сборниками работ обучающихся СЮН прошлых лет. Через сайт СЮН, а также местные и краевые СМИ осуществляется контакт с другими представителями образовательных учреждений эколого-биологической направленности по обмену опытом.

2. Методическое. Направлено на повышение учебно-исследовательской компетентности педагогов. Методист по работе с одаренными детьми готовит пакет нормативных документов по организации исследовательской деятельности, им проводятся семинары по организации исследований. Методист руководит работой ДИО, обеспечивая педагогов и обучающихся методическими пособиями, организует участие в конкурсах, конференциях, слетах и др.

3. Психологическое направлено на выявление потребностей и уровня мотивации детей к исследовательской деятельности. С детьми проводится диагностика их способностей и интересов. Обучающиеся ДИО получают навыки уверенного поведения при защите своих работ, умения управлять собой в ситуации неуспеха. С подростками проводится коррекционная работа, подразумевающая индивидуальные и групповые занятия; интеллектуальные игры, упражнения на развитие навыков корректного общения и управления своими эмоциями.

4. Риторическое. Направлено на формирование культуры речи публичных выступлений, предполагающей достоверность фактов, уместные высказывания, эмоциональность речи. Ребята получают опыт в системном построения своих выступлений на научно-практических конференциях.

5. Мониторинг деятельности ДИО. Предусматривает отслеживание результатов учебно-исследовательских работ обучающихся, участвующих только на высоких уровнях: региональном, всероссийском, которые повышают имидж Станции юных натуралистов. Организованный в честь юных исследователей бенефис талантов по итогам исследовательских работ, повышает самооценку личности как знатоков природы и патриотов родного края.

Методическая работа с педкадрами в контексте современного образования

Чтобы шагать в ногу со временем и быть конкурентоспособным учреждением, необходимо иметь профессионально грамотные педагогические кадры. На Станции юннатов в 2012 году разработана программа деятельности методической поддержки по саморазвитию педагогов, целью которой является создание благоприятных педагогических условий для появления у педагогов осознанной потребности в самопознании себя и своей педагогической деятельности. Инновационным моментом методической программы является то, что она направлена на постепенный переход от общих организационных форм работы к организации индивидуальной деятельности педагогов по проектированию содержания, форм и способов собственной траектории развития (из опыта работы информационно-методического центра г. Гурьевск, 2012) [3]. Свою профессиональную компетенцию педагоги дополнительного образования Станции юннатов повышают не только за счет внутристан-

ционной методической работы, но и на курсах повышения квалификации при Ижевском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. Педагоги получили компетенции по таким проблемам современного образования и воспитания, как интеграция образовательных программ дополнительного и основного образования, организация мониторинга педагогической деятельности в современных условиях, гендерный подход в педагогике и его роль в воспитании и образовании мальчиков и девочек, современные формы во взаимодействии с семьёй. Специалисты Станции обучились также определению самых лучших качеств педагога дополнительного образования, компетентностям, необходимым для поддержания конкурентоспособности детских объединений в работе с современным подрастающим поколением. Но самый главный упор на курсах в вопросах профессиональной компетенции был сделан на эрудированность, умение перестраиваться в любой педагогической ситуации, быть интересным и современным педагогом, умеющим завлечь детей своим делом, обучить их жизненным знаниям и умениям, необходимым им в дальней жизнедеятельности. Большинство педагогов учреждения повысили свою компетентность по вопросам интеграции основного и дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности. Это помогло специалистом Станции в проведении мероприятий по обмену инновационным опытом в организации внеурочной деятельности в рамках муниципальной методической конференции по теме: «Организация единого образовательного пространства в контексте ФГОС» (март, 2012 г.).

Ценным вкладом в портфолио СЮН являются публикации педагогических работников по обмену позитивным опытом в сборниках краевого и международного уровня, журналах, сети Интернет, выступлениях на всероссийских, региональных и межрегиональных конференциях.

Нестандартные формы работы с семьями как с субъектами образовательного процесса Станции

Нестандартность работы с родителями, дети которых посещают детские объединения, выражается, прежде всего, в необычных направлениях и формах деятельности с ними. Так как родители являются полноправными субъектами образовательного процесса, то для них, учитывая их запросы, была разработана программа сотрудничества педагогов, узких специалистов, детей под названием «Родительский дом» с целью обучения знаниям, умениям и навыкам развивать и сохранять детское здоровье, используя при этом нестандартные подходы. В реализации программ принимают участие, как педагоги дополнительного образования, так и специалисты-волонтеры из центра медицинской профилактики г. Чайковский. План совместной деятельности - комплексный, включающий мероприятия различной направленности от приобретения психолого-педагогических знаний до бытовых семейных и экологических в том числе. Определена миссия команды, принимающей участие в реализации родительской программы: оказание помощи папам и мамам в приобретении авторитета среди своих взрослеющих детей, в умениях: быть интересным человеком своему ребенку, искать и находить новые средства общения с детьми, входить вместе с ними в мир природы, здорового образа жизни, искусства, разнообразных проблем и взаимоотношении между людьми.

Программа «Родительский дом» предусматривает организацию деятельности по пяти направлениям, объединённым в основном проблемами семейного воспитания.

1. «Отцы» и дети по раскрытию индивидуальных особенностей каждого члена семьи, умению позитивно решать проблемы, учитывая индивидуальность характера, также по укреплению связей между поколениями, изучению родословия и традиций семьи.

2. «Береги здоровье смолоду» по развитию у детей и взрослых спортивного интереса, воспитанию привычки и потребности в зОж как одного из условий нравственного поведения человека.

3. «Человек и окружающий мир» по приобщению детей и родителей к совместному изучению природы родного города и края, активному участию в социально-значимых акциях, конкурсах и других мероприятиях, а также проходит работа по ознакомлению с профессиями родителей, решению проблем дальнейшего самоопределения детей в семье.

4. «Экономика в семье» по обучению родителей и детей совместному планированию семейного бюджета.

5. «Семейный иммунитет» по ознакомлению родителей с основными документами по защите прав детей, с различными методами воспитания, уважающими достоинство ребенка, по сохранению психического здоровья детей.

Работа с родителями по всем направлениям деятельности проходит при использовании интерактивных методов взаимодействия таких, как: различные психологические приемы - «Шоковая терапия», «Чучело оппонента»; игровая деятельность, по умению достойно разрешать конфликты в семье. Опыт учреждения с семьёй показал, что только совместные коллективно-творческие дела в любой деятельности дают эффективные результаты.

Системная работа - залог успеха

Успешное развитие нашего учреждения невозможно без слаженной работы коллектива. Успешность в работе определена единым «духом» Станции и доброжелательным микроклиматом. Взаимопомощь - поддержка - уважение - деятельность - важные критерии в работе администрации с педагогическими кадрами. Деловые партнерские отношения на протяжении последних трех лет повысили рейтинг МАОУ ДОД Станция юных натуралистов в реализации новых подходов экологиче-

ского образования во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса. Коллектив Станции полон творческих планов, имеет желание в передаче положительного педагогического опыта своим коллегам из других образовательных учреждений города по становлению экологической культуры личности. Благодаря системной работе по всем направлениям деятельности учреждение достигло за последние два года высоких результатов. 2010/11 учебный год

- Диплом всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи за содействие развитию творческих возможностей талантливой молодежи и создание условий для их реализации, г. Москва;

- Грамота Детского экологического движения «Зеленая планета» за формирование экологической культуры детей и подростков, г. Москва;

- Диплом Московского Городского Педагогического Университета за проведение массовых мероприятий по формированию экологической культуры у подрастающего поколения;

- Грамота всероссийского детского экологического движения «Зеленая планета» за большой вклад в формирование экологической культуры детей и подростков, г. Москва;

2011/12 учебный год

- Диплом 1 степени II открытого конкурса общественных инициатив в области экологического образования и просвещения в номинации «Экологическое образование в учреждении дополнительного образования» г. Ярославль;

- Диплом 2 степени краевого конкурса учреждений дополнительного образования детей по развитию воспитательного потенциала современной семьи, г. Пермь;

- Диплом IX открытого детского фестиваля народных промыслов Пермского края «Селенитовая шкатулка» за инновационные технологии, с. Ашап;

- Дипломом XVIII фестиваля «Экология. Творчество. Дети», г. Москва;

- Лауреат 3 степени Всероссийского конкурса ЭКОМИР 2011 в номинации «Экологическое образование и просвещение», г. Москва;

- Диплом лауреата международного детского экологического движения «Зеленая планета» за представление социально-значимых исследовательских и проектных работ по экологии, сохранению и возрождению лесных насаждений, энергосбережению и бережному отношению к природным ресурсам, г. Москва;

- Благодарственное письмо заместителя председателя Правительства Пермского края за организацию проведения XVIII акции «Дни защиты от экологической опасности», г. Пермь;

- Благодарственное письмо главы городского поселения за благоустройство города в рамках конкурса «Чайковский муниципальный район в цвету», г. Чайковский.

Библиографический список

1. Юнина Е. А. Педагогическая риторика. Учеб. пособие / Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования. Пермь Изд-во Перм. обл. ин-та повышения квалификации работников образования 1995.

2. Савенков А. И. Детские исследования в домашнем обучении http://researcher.ru/methodics/method/home/a_6lkio.html - [дата обращения 04.11.2012].

3. Прекина Е. Г. Инновационная модель муниципальной методической службы. Журнал Завуч 3/2012 с. 36.

Васильев Юрий Владимирович,

кандидат юридических наук, доктор политических наук, директор Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ставрополь sfranhgs@mail.ru

Сердюкова Елена Владимировна,

кандидат юридических наук, заместитель директора по учебно-методической работе Ставропольского филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Ставрополь serdukovalena@yandex.ru

Программа развития системы управления качеством образования в Ставропольском филиале ФГБОУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Аннотация. В статье рассматривается вопрос развития системы управления качеством образования в филиале на основе стандартов и директив Европейской ассоциации гарантии качества. Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы управления качеством образования и внутривузовские гарантии качества образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

Ключевые слова: качество образования, ФГОС, научно-образовательная система вуза.

Одним из важнейших направлений стратегии развития качества образования в Ставропольском филиале РАНХиГС является реализация комплексной программы управления качеством деятельности и проектирования институциональной модели обеспечения качества образования, в основе которой лежит принцип комплементарной (взаимосогласованной) реализации административного и педагогического проектирования в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.