Научная статья на тему 'Средства и методы развития навыков самоорганизации студентов технологического вуза на занятиях иностранного языка'

Средства и методы развития навыков самоорганизации студентов технологического вуза на занятиях иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
605
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ / SELF-ORGANIZATION SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочемасова Д.Р.

Воспитание самостоятельности и активности есть главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых, и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладение системой умений, навыков, знаний, развитии способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание самостоятельной работы при изучении иностранного языка, а также выявляет особенности контроля и самоконтроля при организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ndependence and activity education are the main task of the teacher in training of students. This task is set for the teacher of one of the first, and is the most significant in the course of training in a foreign language. The organization of independent work of students helps efficiency development with training, mastering by system of abilities, skills, knowledge, and development of abilities in intellectual and physical work. Article opens essence and the content of independent work at learning of foreign language, and also reveals features of control and self-checking at the organization of educational activity in training in foreign languages.

Текст научной работы на тему «Средства и методы развития навыков самоорганизации студентов технологического вуза на занятиях иностранного языка»

УДК 378.147:81

Д. Р. Кочемасова

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: образовательный процесс, иностранные языки, навыки самоорганизации.

Воспитание самостоятельности и активности - есть главная задача преподавателя в обучении студентов. Именно эта задача ставится перед преподавателем одной из первых, и является наиболее значимой в процессе обучения иностранному языку. Организация самостоятельной работы студентов помогает развитию эффективности в обучении, овладение системой умений, навыков, знаний, развитии способностей в умственном и физическом труде. Статья раскрывает сущность и содержание самостоятельной работы при изучении иностранного языка, а также выявляет особенности контроля и самоконтроля при организации учебной деятельности в обучении иностранным языкам.

Key words: educational process, foreign languages, self-organization skills.

Independence and activity education are the main task of the teacher in training of students. This task is set for the teacher of one of the first, and is the most significant in the course of training in a foreign language. The organization of independent work of students helps efficiency development with training, mastering by system of abilities, skills, knowledge, and development of abilities in intellectual and physical work. Article opens essence and the content of independent work at learning offoreign language, and also reveals features of control and self-checking at the organization of educational activity in training in foreign languages.

Использование современных методик обучения - это основа организации самостоятельной работы студентов технологического ВУЗа на занятиях по иностранному языку. Проблемный метод обучения можно считать одним из таких методов. Он начал получать популяризацию в 20-е, 30-е годы XX века в зарубежной и советской школе. Американский педагог и психолог Дж. Дьюи [1] является основателем теоретических положений такого метода.

В наши дни многие ученые и педагоги работают над вопросами проблемного метода. Основным вопросом в исследовании проблемного метода является формирование учебных занятий, которое подразумевает создание активной самостоятельной деятельности и проблемной ситуации под руководством педагога, результат приводит к тому, что происходит творческое овладение знаниями, навыками и умениями, а также развитие мыслительных способностей у студентов.

Проблемный метод характерен тем, что способы и знания учебной деятельности не предоставляются в законченном виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым студент смог бы говорить гарантированно верно и корректно [1].

Основной смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности студентов. Такой подход обусловлен тем, что современное образование ориентировано на воспитание творческой личности и на закономерности развития такой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях.

Основа проблемного обучения - это создание особого вида мотивации, поэтому требуется адекватное конструирование дидактического материала. Материал должен быть представлен как череда (цепь) проблемных ситуаций [2].

Важно отметить, что этот метод, даже являясь самым эффективным, нельзя считать единственным приемлемым в обучении иностранному языку, так как эффективность обучения зависит от пра-

вильного сочетания различных методов обучения. Преподавателю следует помнить, видение проблемы в каждом простом вопросе - это не правильно. Также, нельзя ставить слишком тяжелые и сложные задачи перед студентами, так как любые задания требуют определенной подготовки и специальных знаний.

Метод проектов [3] появился еще в начале века, когда исследования педагогов и философов были обращены на исследования путей развития активного самостоятельного мышления ребенка. Задача состояла не просто в том, чтобы научить ребенка запоминать и воспроизводить знания, которые ему даст школа, а научить его применять их на практике [4].

Многие страны мира отдавали предпочтение методу проекта. Причина этого, главным образом была связана с тем, что метод позволяет неотделимо соединять знания студентов их разных областей при решении одной проблемы. Но давайте обратимся к нашей теме, к теме иностранного языка. Доказано, что проект ценен именно тем, что в ходе его выполнения студенты формируют умения работать самостоятельно, приобретают опыт познавательной деятельности. Самое главное, что студент сам определяет содержание и форму проекта. Этот метод помогает оптимизировать процесс в ВУЗе, развивать навыки самостоятельной работы [2].

Развитие навыков и умений самоорганизации - одна из главных и актуальных задач образования, гарантирующий успех в последующем обучении [5].

Умения и навыки самоорганизации студент может применять независимо от предмета изучения. Основные умения, необходимые для успешного формирования навыка самоорганизации на занятиях иностранного языка можно разделить на три блока:

- информационно-ориентировочные умения (умения наблюдения, слушания, чтения);

- операционально-исполнительские умения (умения классификации и обобщения);

- контрольно-коррекционные умения (умения самопроверки и самоконтроля) [5].

1) Наблюдение, слушание, чтение - умение целенаправленного восприятия и отражение главного в материале (схема, рисунок, таблиц и т.д.) в учебном процессе и при выполнении домашнего задания. Данный вид умений обеспечивает интерес студента к заданию, а также планирование следующих действий, пересекаясь с нахождением способов и средств выполнения учебного задания, то есть студент размышляет, мыслит. Поэтому нужно уделять особое внимание размышлению, обдумыванию того, что он (студент) читает, наблюдает, слушает.

2) Классификация (группировка) и обобщение - умения, реализующие операционно-исполнительный этап учебной деятельности. Такие умения по своим внутренним психическим механизмам напрямую сопоставляются анализу, синтезу, абстракции и обобщению. Классификация имеет отношение с определением основы, принципа (двух или трех принципов) разделения и объединения данных с установлением иерархии принципов. Данная классификация дает возможность сравнения, то есть происходит тонкое дифференцирование исследуемых объектов. Именно это умение помогает установить связь и зависимость, лежащих в основе систематизации и осмысленного усвоения навыков самоорганизации учебного процесса. В тоже время идет активизация сосредоточенности на принципах учебного материала в ходе выполнения всего задания.

3) Умение оценивать себя - деятельность студентов, которая состоит из умения оценивать свою работу с точки зрения, верно ли выполнил - и при надобности самостоятельно исправить свои ошибки.

Формирование навыков самоорганизации ведут к появлению разногласия самооценки и возможностей студентов. С одной стороны студенты начинают неоправданно высокого оценивать свои возможности, с другой стороны наоборот самооценка падает, и происходит отказ от преодоления трудностей, без этого невозможна положительная динамика в усвоении знаний и развитии студентов.

Виды учебной деятельности, развивающие навыки самоорганизации учебной деятельности на занятиях иностранного языка:

1) Наблюдение. Группирование наглядного материала

2) Слушание. Классифицирование разговорного материала

3) Чтение. Чтение и классификация словесного материала

4) Обобщение. Наблюдение - обобщение. Отражение содержания наглядного материала к учебному процессу

5) Слушание - обобщение. Предоставление выводов в устной форме

6) Чтение - обобщение. Чтение и обобщение словесного материала.

1-3-й виды заданий.

Изучение рисунка (схема, таблица), прослушивание сообщения (текст, топик), чтение текста. Рассмотреть рисунок (схему), прослушать сообщение (текст), прочитать текст; разделить содержащиеся в источнике знаний сведения - по заданному или по самостоятельно найденному основанию, признаку (основаниям, признакам); проверить правильность классификации учебно-значимых сведений, выделенных в соответствии с поставленной учебной задачей, вернуться к заданию, самостоятельно удостовериться в правильности его решения или обнаружить ошибки в ходе формирования умений, что можно сделать с помощью одногруппни-ков, преподавателя, родителей.

4-6-й виды заданий.

Рассмотреть рисунок (схему), прослушать сообщение (текст, топик), прочитать текст и обобщить содержащиеся в нем конкретные сведения, подчиняя их принадлежности к более общему ряду сведений (например, по принадлежности видовых сведений к родовым, подведению признаков понятий под определенные понятия); проверить себя.

Множественность вариантов сочетаний в одном задании разных умений (наблюдение, слушание, чтение; классификация, обобщение; контроль, коррекция) делает реальностью разнообразие заданий, а это значит, что студент постоянно будет сталкиваться с новой учебной ситуацией, будет по-другому строить поиск ее решения. Это создает реальные условия не только для развития мышления, и его волевых качеств, но и для индивидуализации процесса обучения. Главное, чтобы решение учебной задачи не сводилось к одной жесткой схеме, чтобы учитывались индивидуальные особенности каждого студента и группы в целом.

Выделение пяти групп умений позволяет наметить основные ориентиры по формированию навыков самоорганизации и самоконтроля и разработать программу действий по классам:

1. Умения, направленные на организацию деятельности студентов:

Начальный этап обучения Последний этап обучения

1.1 умение соглашаться с заданиями преподавателя 1.2 планирование задач и способов их осуществления 1.3 анализ учебного процесса с целью обозначения учебной задачи 1.4 выделение задачи в учебном материале 1.5 оценивание работы по неутвержденным критериям 1.1 определение общей задачи в деятельности преподавателя и студента 1.2 анализ усвоения учебного материала 1.3 создание схем, графиков, таблиц для выделения главных условий учебной задачи 1.4 определение последовательности выполнения учебной задачи 1.5 планирование этапов реализации деятельности 1.6 определение критерий по различным основаниям и оценивание работы в соответствии с ними; оценивание работу товарища

2. Умения, направленные на формирование коммутативных навыков:

са товарища, соседа по

парте

Начальный этап обучения

2.1 составление вопроса по наглядному пособию (картинка, предложения, слова)

2.2 пересказ содержание текста, рассказа

2.3. планирование хода решения учебной задачи

Последний этап обучения

2.1 самостоятельная постановка вопросов к тексту, рассказу преподавателя

2.2 отвечать согласно плану

2.3 составление сжатого пересказа прочитанного, увиденного, услышанного

2.4 освоение новых видов письменных заданий: письмо другу, письменные наблюдения

2.5 темп написания слов более 50 знаков в минуту

3. Умения, направленные на формирование интеллектуальных навыков:

Начальный этап обучения

3.1 осознанное и выразительное чтение

3.2 грамотная орфография

3.3 сопоставление объектов: факты, явления, утверждения

Последний этап обучения

3.1 восприятие новой информации

3.2 осмысление учебного материала, выделение основной мысли

3.3 применение общелогического мышления (анализирование, сравнение, обобщение)

3.4 рациональное запоминание информации

3.5 объяснение наблюдаемых фактов, прогнозирование некоторых из них

4. Умения, направленные на формирование организационной деятельности:

Начальный этап обучения

4.1 рациональное использование учебных принадлежностей, понимание учебной задачи, умение строить работу в определенном темпе

4.2 проверка работы по образцу

4.3 соблюдение правильной осанки

4.4 организация рабочего места

Последний этап обучения

4.1 подготовка рабочего места для учебного процесса

4.2 самостоятельное выполнение основных правил гигиены, учебного труда, следовать составленному режиму дня

4.3 работа в определенном темпе

4.4 контроль своего учебного процесса, а также контроль процес-

5. Умения, направленные на формирование информационной деятельности:

Начальный этап обучения

5.1 нахождение текста в содержании, использование вопроса и заданий

5.2 аудирование (текст на языке, объяснение преподавателя)

5.3 умение самостоятельно знакомиться с книгой, согласно картинкам составлять рассказ

Последний этап обучения

5.1 самостоятельное обращение к учебнику, умение работать с дополнительным материалом (словарь)

5.2 использование справочной литературы

5.3 самостоятельное чтение книг по выбору

В наше время существует множество новейших методик преподавания иностранных языков, как в школе, так и в ВУЗе [6]. Использование современных методик обучения - это основа организации самостоятельной работы студентов на занятиях. Главная задача преподавателя иностранного языка -выбрать верную методику и правильно использовать её на занятии. Любая методика, несомненно, используется преподавателем для того, чтобы сделать учебный процесс более интересным, более современным и максимально эффективным. Для развития навыков самоорганизации студентов в процессе урока необходимо овладеть определенными умениями. Множественность вариантов сочетаний в одном задании разных умений (наблюдение, слушание, чтение; классификация, обобщение; контроль, коррекция) делает реальностью разнообразие заданий, а это значит, что ученик постоянно будет сталкиваться с новой учебной ситуацией, будет по-другому строить поиск ее решения. Это создает реальные условия не только для развития мышления студента и его волевых качеств, но и для индивидуализации процесса обучения.

Литература

1. Д. Дьюи, Дальтонский лабораторный план, изд. 3-е, Новая Москва, Москва, 1925. 180 с.

2. И.А. Зимняя, Т.Е. Сахарова, Иностранные языки в школе, 3, 27-34 (1991)

3. М.Б. Ганачевская, Вестник Казанского технологического университета, 16, 16, 98-102 (2013)

4. А.В. Конышева, Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика, ч.3, Четыре четверти, Минск, 2003. 208 с.

5. Л. П. Корнева, ИЯШ, 5, 19-22 (2006)

6. Г.В. Рябкова, Вестник Казанского технологического университета, 16, 16, 231-233 (2013)

© Д. Р. Кочемасова - канд. фил. наук, ст. преп. каф. иностранных языков в профессиональной коммуникации КНИТУ, princessdinara@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.