М.А.ИВАНОВА, И.С.ЛЕБЕДЕВА
Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет)
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с организацией и управлением самостоятельной работой студентов при обучении иностранным языкам. Одной из самых эффективных форм организации является модульная технология обучения иностранным языка. Рассмотрены преимущества и недостатки модульной технологии.
The problems of organization and managing, checking up independent /autonomous work of the students are analyzed in this paper. One of the most effective ways of the organization, managing, checking technique of autonomous work is a module. Advantages and disadvantages of module learning are considered.
Одним из основных требований, предъявляемых к подготовке специалиста, считается его готовность к непрерывному профессиональному самообразованию. В области обучения иностранных языков (ИЯ) целью является развитие языковой личности, вторичной языковой личности, способной эффективно осуществлять межкультурное общение во всех сферах жизни. Другими словами эффективное владение иностранным языком прежде всего, предполагает умение самостоятельно работать над изучением языка, пополнять и поддерживать свою коммуникационную и информационную культуру*.
Рассмотрим один из вариантов управления самостоятельной работой - модульное обучение / технология модульного обучения. Модульное обучение (МО) основано на следующей основной идее: студент должен учиться сам, а преподаватель обязан осуществлять управление его учением. Модуль выступает средством модульного обучения, (в него входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по достижению дидактических целей). В сущ-
* Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002.
ностных характеристиках МО заложено его отличие от других систем обучения**.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Во-вторых, меняется форма общения преподавателя и студента. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют перевести обучение на субъект субъектную основу. В-третьих, студент работает максимум времени самостоятельно, учится планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами.
При модульной технологии рекомендуется использовать несколько правил: 1) перед каждым модулем проводить входной контроль знаний, умений и навыков студентов; 2) при обнаружении пробелов в знаниях студентов необходимо провести соответствующую коррекцию; 3) обязательно осуществляется текущий и промежуточный контроль в конце каждого учебного элемента; 4) после завершения работы с модулем осуществля-
** Конышева А.В. Организация самостоятельной работой учащихся по иностранному языку. СПб, 2005.
- 83
Санкт-Петербург. 2008
ется выходной контроль; 5) если итоговый контроль показал низкий уровень усвоения материала, необходимо проводить его доработку.
При работе с данной технологии необходимо опираться на некоторые теоретические основы и основные принципы построения модульных программ. Прежде всего, следует знать о принципе целевого назначения. Модули можно разделить на три типа: познавательные, операционные и смешанные. При изучении иностранных языков чаще всего используются смешанные модули. По методике обучения ИЯ модуль рассматривается: 1) с точки зрения содержания как - тема (unit), которую предполагается изучить за определенное количество часов; 2) с точки зрения видов речевой деятельности - как учебные блоки: говорение, аудирование, чтение, письмо; 3) с точки зрения языка - как аспекты языка (лексика, грамматика, словообразование); 4) с точки зрения степени сложности изучаемого материала -как уровни владения ИЯ.
Важным критерием построения модуля является структурирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Другой критерий связан с осуществлением дифференциации учебного содержания. Однако при работе с модулем у студента возникают проблемы: высокая степень самостоятельности (свобода выбора модуля, уменьшение количества времени для объяснений на занятиях); самоконтроль и ответственность за свои действия, и саморазвитие, увеличение разнообразных форм контроля. Проблемы, связанные с работой модуля, для преподавателя возникают при взаимоотношениях преподавателя и студента в направлении партнерства-сотрудничества.
Преподаватель становится координатором и консультантом. Преподаватель должен стать фасилитатором (facilitator), умеющим вырастить у студентов способность к самостоятельности в обучении и далее к самопознанию.
Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения данного им модуля. Величина оценки выбирается самим преподавателем, или совместно со студентами. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма - предметный рейтинг студента. Шкала рейтинговых оценок должна быть известна и преподавателю и студенту. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся: 1) Осуществление самостоятельной работы студентов более эффективно; 2) обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними; 3) системный подход к построению курса и определению его содержания; 4) гибкость структуры модульного построения курса; 5) эффективный контроль знаний, навыков и умений; 6) выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя; 7) быстрая дифференциация студентов; 8) при значительном сокращении времени практических занятий и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения.
84 -
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.175