Научная статья на тему 'СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ'

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
496
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Синько Ольга Викторовна, Семкина Анна Васильевна, Раилко Надежда Васильевна

В статье исследуется методика адаптивной физической культуры, рассматриваются её основные задачи и принципы, изучается область применения, а также положительные стороны, влияющие на людей с ограниченными возможностями здоровья. В результате теоретического анализа авторы делают вывод о том, что применение средств адаптивной физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Синько Ольга Викторовна, Семкина Анна Васильевна, Раилко Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS AND METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND THEIR EFFECTIVENESS IN THE SOCIAL ENVIRONMENT

The article examines the methodology of adaptive physical culture, it examines its main tasks and principles, including the scope of application, as well as the positive aspects affecting people with disabilities. As a result of theoretical analysis, the authors concluded that the use of adaptive physical culture and sports is an effective, and, in some cases, the only method of physical rehabilitation and social adaptation of people with disabilities.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ»

лег. Общество не стоит на месте, как и новые требования к преподаванию и имиджу педагога, но при этом неизменным остается образ «идеального учителя», который включает в себя такие качества как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Питкин В.А. Формирование культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования / В.А. Питкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №7 (209). - С. 353-355.

2. Соловьева Н.В. О современном образе преподавателя физической культуры / Н.В. Соловьева, В.Н. Кремнева // E-SCIO. - 2019. - №7 (34). - С. 540-545.

3. Магомедов Р.Р. Учитель физической культуры в цифровизации обучения / Р.Р. Магомедов, М.Р. Попова, Н.В. Махновская // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 258-261.

4. Курганский С. М. Психологический портрет учителя / С. М. Курганский // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 10. - С. 56-67.

5. Повышение образовательно процесса путем использования здоровьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко, О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 377-381

6. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К. Г. Данилиди, О.А. Снимщикова, А.С. Ткач, О.А. Балацкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 119-122.

7. Еременко В.Н., Медведева А.С., Левченко А.А. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №3 (28). - С. 316-321.

REFERENCES

1. Pitkin, V.A. (2022), "Formation of a healthy lifestyle culture in the system of continuing education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 353-355.

2. Solovyova, N.V. and Kremneva, V.N. (2019), "About the modern image of a teacher of physical culture", E-Scio, No. 7 (34), pp. 540-545.

3. Magomedov, R.R., Popova, M.R. and Makhnovskaya, N.V (2020), "Teacher of physical culture in digitalization of education", The world of science, culture, education, No. 4 (83), pp. 258-261.

4. Kurgansky, S.M. (2014), "Psychological portrait of a teacher", Handbook of a teacher-psychologist. School, No. 10, pp. 56-67.

5. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S., Mazurenko, E.A. and Snimshchikova, O.A. (2020), "Improving the educational process through the use of health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 377-381

6. Danilidi, K.G. (2021), "Combined physical activity to ensure health and efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 119-122.

7. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A.A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 3 (28), pp. 316-321.

Контактная информация: vera_er_ko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.011.3

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Ольга Викторовна Синько, преподаватель, Анна Васильевна Семкина, студент, Надежда Васильевна Раилко, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

В статье исследуется методика адаптивной физической культуры, рассматриваются её основные задачи и принципы, изучается область применения, а также положительные стороны, влияющие на людей с ограниченными возможностями здоровья. В результате теоретического анализа авторы делают вывод о том, что применение средств адаптивной физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, люди с ограниченными возможностями, реабилитация, возможности здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p173-176

MEANS AND METHODS OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE AND THEIR EFFECTIVENESS IN THE SOCIAL ENVIRONMENT

Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Olga Viktorovna Sinko, the teacher, Anna Vasilyevna Semkina, the student, Nadezhda Vasilyevna Railko, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The article examines the methodology of adaptive physical culture, it examines its main tasks and principles, including the scope of application, as well as the positive aspects affecting people with disabilities. As a result of theoretical analysis, the authors concluded that the use of adaptive physical culture and sports is an effective, and, in some cases, the only method of physical rehabilitation and social adaptation of people with disabilities.

Keywords: adaptive physical culture, people with disabilities, rehabilitation, health opportunities.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая активность - жизненно важная потребность человека. Для людей с ограничениями в здоровье (ОВЗ) физическая активность представляет собой основополагающий момент [1] в реабилитации, а также в последующем возвращении к нормальной жизни в социуме [2]. Именно с этой целью в настоящее время разработана методика адаптивной физической культуры.

Предмет статьи: комплекс, включающий в себя специальные физические упражнения, направленные на реабилитацию. Задачи статьи:

1. Раскрытие сущности понятия «адаптивная физическая культура».

2. Анализ ключевых требований к деятельности педагогов в области адаптивной физической культуры;

3. Раскрытие особенностей занятий адаптивной физической культурой;

4. Доказательство важности привлечения людей с ОВЗ к занятиям физической культурой и спортом.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Под адаптивной физической культурой сегодня понимают определенное сочетание спортивно-оздоровительных мероприятий, которые направлены на приспособление людей с ОВЗ к комфортной жизни в социуме [3], избавление от разнообразных психологических барьеров, создающих сложности в возвращении к полноценной жизни [2].

Сфера ее использования необычайно широка и разнообразна, особенно в условиях жизни современного общества, когда состояние здоровья населения мира в целом и подрастающего поколения в особенности становится хуже с каждым годом. Адаптивная физкультура рекомендована пациентам, которые страдают различными нарушениями в состоянии здоровья, в чем и заключается ее отличие от общей физкультуры. При этом существуют определенные функции адаптивной физической культуры:

- оздоровительная, когда упражнения выбираются с учетом индивидуальных способностей организма каждого пациента [4];

- воспитательная, цель которой заключается в том, чтобы привить стремление к здоровому образу жизни всему населению;

- образовательная, суть которой - усвоение теории и практики оздоровительной физкультуры особо обученными тренерами [5].

Распространение адаптивной физкультуры в обществе жизненно необходимо для людей, имеющих ОВЗ. Большинство специалистов считают, что такая физкультура эффективнее терапии, основанной на использовании медикаментозных препаратов. Она проводится исключительно под наблюдением специалиста по адаптивной физкультуре [5]. Физическая культура необходима для стимулирования положительной динамики в работе всего организма, следствием чего является выработка требуемой координации движений, развитие физических качеств и способностей, нацеленных на поддержку жизнедеятельности и совершенствование работы организма.

Для того чтобы назначить обучающимся с ОВЗ тот или иной комплекс занятий по адаптивной физической культуре, необходима консультация врача. С этой целью ученики на плановой диспансеризации проходят осмотры докторов разнообразной специализации, а врач общей практики выносит заключение о направлении на занятия адаптивной физкультуры. Образовательный процесс для студентов с ОВЗ требует поэтапного перехода от занятий под наблюдением преподавателя к самостоятельным [6; 7].

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что собранный и упорядоченный авторами теоретический материал может быть использован как специалистами образовательных учреждений, так и обучающимися, занятыми исследованием этой проблемы.

ВЫВОДЫ

Выполнив все обозначенные задачи, необходимо подвести итог: применение физической культуры при адаптации людей с ограничениями в здоровье является эффективным, а в ряде случаев это становится единственным методом физической реабилитации и адаптации в социуме.

Таким образом, методика адаптивной физкультуры способствует процессу адаптации людей с ограниченными возможностями к жизни в социальной среде, помогает им поддерживать физическую активность и следить за состоянием своего здоровья. Данная методика формируется индивидуально с каждым пациентом в ходе взаимодействия с врачом и специалистом по адаптивной физкультуре. Такая физическая культура быстро развивается и помогает многим людям, имеющим ограничения в здоровье, участвовать в спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К.Г. Данилиди, О.А. Снимщикова, А.С. Ткач, О.А. Балацкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 119-122.

2. Еременко В.Н. Адаптивная физическая культура среди детей с ослабленным здоровьем или особенностями развития / В.Н. Еременко, О.В. Синько, В.А. Питкин // Этнос и культура в эпоху глобализации: сборник материалов IV Международной научной очно-заочной конференции, 1-2 июля 2021 г. - Краснодар: Изд. КубГТУ, 2021. - С. 258-265.

3. Кайшева А.И. Особенности организации тренировочного процесса, влияющие на физическую подготовленность студентов / А.И. Кайшева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 166-168.

4. Снимщикова О.А. Возможности специальной педагогики комплексном коррекционном пространстве / О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 400-403.

5. Питкин В.А. Роль адаптивной физической культуры в развитии личности студентов вуза / В.А. Питкин, О.В. Синько, Г.Е. Тюпенькова // Наука. Техника. Технологии. - 2021. - № 2. - С. 257-260.

6. Плешакова Е.А. Проблемы адаптивной физкультуры в России / Е.А. Плешакова // Ученые записки Казанского филиала Российского государственного университета правосудия. - 2015. -№ 11. - С. 366-371.

7. Еременко В.Н. Особенности развития спорта под влиянием научно-технического прогресса и его принятие человеком / В.Н. Еременко, О.В. Синько, Н.П. Федорова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №3 (28). - С. 336-338.

REFERENCES

1. Danilidi, K.G. (2021), "Combined physical activity to ensure health and efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 119-122.

2. Eremenko, V.N., Sinko, O.V. and Pitkin, V.A. (2021), "Adaptive physical culture among children with impaired health or developmental characteristics", Ethnos and culture in the era of globalization: A collection of materials of the IV International Scientific full-time Conference, Krasnodar, pp. 258265.

3. Kaisheva, A.I. (2021), "Features of the organization of the training process affecting the physical fitness of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 166-168.

4. Snimshchikova, O.A. (2022), "Possibilities of special pedagogy in a complex correctional space", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (206), pp. 400-403.

5. Pitkin, V.A., Sinko, O.V. and Tyupenkova, G.E. (2021), "The role of adaptive physical culture in the development of the personality of university students", Nauka. Technic. Technologies, No. 2, pp. 257-260.

6. Pleshakova, E.A. (2015), "Problems of adaptive physical education in Russia", Scientific notes of the Kazan branch of the Russian State University ofJustice, No. 11, pp. 366-371.

7. Eremenko, V.N., Sinko, O.V. and Fedorova, N.P. (2019), "Features of the development of sports under the influence of scientific and technological progress and its acceptance by man", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 3 (28), pp. 336-338.

Контактная информация: vera_er_ko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.81

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СЕВЕРОВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. М.К. АММОСОВА ПО

ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ

Вячеслав Вячеславович Ефремов, мастер спорта РФ по вольной борьбе, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

Цель нашего исследования проанализировать соревновательную деятельность студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова по вольной борьбе. Материалы и методы. Для исследования соревновательной деятельности борцов вольного стиля нами были определены критерии и разработаны таблицы, собраны видео материалы официальных соревнований исследуемых борцов и проведен сравнительный анализ технико-тактических действий. Результаты. Исследование выявило лучшие стороны и недостатки спортсменов, а также дает основания для целенаправленной работы и своевременной коррекции плана подготовки спортсменов. Заключение. Проделанная работа позволяет сделать вывод, что исследуемые владеют высокой физической и технико-тактической подготовкой, что позволяет им работать первым номером идти в атаку, навязывать свою борьбу соперникам и приносит им победу.

Ключевые слова: соревновательная деятельность, технико-тактическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p176-180

ANALYSIS OF THE COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF THE NORTHEASTERN FEDERAL UNIVERSITY IN FREESTYLE WRESTLING

Vyacheslav Vyacheslavovich Efremov, the master of sports of the Russian Federation in freestyle wrestling, senior teacher, North-Eastern Federal University, Yakutsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.