Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / СТУДЕНТ / ИМИДЖ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Синько Ольга Викторовна, Семкина Анна Васильевна, Раилко Надежда Васильевна

Реалии системы образования изменяется так же стремительно, как и требования, предъявляемые к преподавателям. Вопрос заинтересованности ученика к предмету стал особенно острым с приходом в образовательную систему дистанционных уроков как альтернативы очным. Целью исследования было выявление внешних и внутренних личностных качеств, которыми должен обладать современный преподаватель физической культуры. На основе анализа имеющихся материалов рассматривается понятие «имидж» преподавателя, составляющие этого термина, а также влияние преподавателя физической культуры на студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еременко Вера Николаевна, Синько Ольга Викторовна, Семкина Анна Васильевна, Раилко Надежда Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IMAGE OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER

The realities of the education system are changing as rapidly as the requirements imposed on teachers. The question of the student's interest in the subject has become especially acute with the arrival of distance learning as an alternative to full-time lessons in the educational system. The purpose of the study was to identify external and internal personal qualities that a modern physical education teacher should possess. Based on the analysis of the available materials, the concept of the "image" of the teacher is considered, as well as the components of this term and the influence of the teacher on the student.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 378.124

СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Ольга Викторовна Синько, преподаватель, Анна Васильевна Семкина, студент, Надежда Васильевна Раилко, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Реалии системы образования изменяется так же стремительно, как и требования, предъявляемые к преподавателям. Вопрос заинтересованности ученика к предмету стал особенно острым с приходом в образовательную систему дистанционных уроков как альтернативы очным. Целью исследования было выявление внешних и внутренних личностных качеств, которыми должен обладать современный преподаватель физической культуры. На основе анализа имеющихся материалов рассматривается понятие «имидж» преподавателя, составляющие этого термина, а также влияние преподавателя физической культуры на студента.

Ключевые слова: физическая культура, педагогика, здоровый образ жизни, преподаватель, студент, имидж.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p171-173

MODERN IMAGE OF THE PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Vera Nikolaevna Eremenko, the senior teacher, Olga Viktorovna Sinko, the teacher, Anna Vasilyevna Semkina, the student, Nadezhda Vasilyevna Railko, the student, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The realities of the education system are changing as rapidly as the requirements imposed on teachers. The question of the student's interest in the subject has become especially acute with the arrival of distance learning as an alternative to full-time lessons in the educational system. The purpose of the study was to identify external and internal personal qualities that a modern physical education teacher should possess. Based on the analysis of the available materials, the concept of the "image" of the teacher is considered, as well as the components of this term and the influence of the teacher on the student.

Keywords: physical culture, pedagogy, healthy lifestyle, teacher, student, image.

ВВЕДЕНИЕ

При организации учебного процесса ставится ряд важнейших задач, связанных с образованием, воспитанием, оздоровлением, тренировочным и соревновательным процессом, решение которых в большой степени зависит от профессиональной компетентности педагога, его физической подготовки, коммуникации со студентами и коллегами и так далее. Здоровый образ жизни студентов и молодого поколения в целом является залогом здоровья, выработки силы воли, а также самодисциплины обучающихся. При этом стоит отметить, что задача формирования здорового образа жизни возлагается именно на преподавателя физической культуры. Заинтересовать студентов классической программой физкультуры становится все сложнее: устаревшая программа обучения молодому поколению представляется скучной, из чего вытекает следующая задача преподавателя - создание собственного имиджа [1].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Имидж педагога - это эмоционально окрашенное восприятие его образа, формирующееся в сознании учащихся, коллег, социального окружения, а также в массовом сознании [2, 3]. Задача учителя физкультуры - тщательно искать подход к каждому студенту, воспринимая возрастные и физические особенности обучающихся, так как именно в области физической культуры решаются общепедагогические задачи формирования все-

сторонне развитой личности, ведущей здоровый образ жизни. Личный пример педагога во многом содействует воспитанию личности обучающегося [3, 4]. Обязанность преподавателя физической культуры - раскрыть потенциал и личностные способности обучающихся, посодействовать их развитию, обучить студентов правильно работать над развитием своих физических и морально-волевых качеств как на занятиях, так и дома, заставить студентов поверить в свои силы [5].

Также не стоит забывать про то, что педагог должен поддерживать и собственное здоровье, вести здоровый образ жизни, следить за своим внешним видом, тем самым демонстрируя положительный образ студентам. Не должен преподаватель и дискредитировать честь и достоинство обучающегося - естественно, речь идет об уважении со стороны самого педагога. Но при этом и молодому поколению не стоит забывать о правилах и нормах поведения при коммуникации с преподавателем. Ещё одним не менее важным аспектом является речь. У преподавателя физической культуры она должна быть четкой, не сбиваться во время демонстрирования упражнений [6, 7]. Кроме всего вышеперечисленного, педагог обязан уметь анализировать специальную литературу по психологии, педагогике, физическому воспитанию и спорту, а также обращаться к педагогическому опыту своих коллег и предшественников.

С целью изучения мнения по поводу образа и имиджа современного преподавателя физической культуры было проведено исследование в виде интервью, в котором приняли участие 7 человек: 1 ребенок школьного возраста (1 класс), 3 студента КубГТУ и 3 родителя.

Так, при проведении интервью с первоклассником были отмечены такие характеристики педагога как уважительное отношение, педагогический такт и организаторские способности, то есть преобладающим требованием к учителю является доброжелательность, а также любовь к детям и эмпатия. Опрошенные студенты КубГТУ отметили следующие важные характеристики педагога: знание своего предмета; уверенность в собственных силах; грамотная речь; умение находить общий язык со студентами; дисциплинированность. Главное, что отметил для себя каждый студент, стал индивидуальный подход к учащимся, а также внешний вид преподавателя. При проведении интервью с родителями выяснилось, что для них важен индивидуальный подход к каждому ребенку, внешний вид преподавателя (его следование ЗОЖ), интерактивная составляющая занятий, способствующая повышению интереса ребенка к занятиям, а также знание педагогом своего предмета, дисциплинированность, любовь к детям.

Поводя итог интервьюирования, можно сделать следующие выводы:

- студенты и родители отмечают, что в преподавателе физической культуры важны знание предмета, дисциплинированность и индивидуальный подход к обучающимся;

- родителями было отмечено, что больше интерактивности в занятиях приведет к заинтересованности молодого поколения в занятиях физкультурой;

- такие качества как доброжелательность и любовь к детям важны для педагога физической культуры;

- важными качествами для каждого участника интервью являются уважительное отношение, педагогический такт, уверенность в собственных силах, грамотная речь, дисциплинированность.

ВЫВОДЫ

Таким образом, на имидж преподавателя физической культуры влияет знание предмета, соблюдение здорового образа жизни, индивидуальный подход к каждому учащемуся, сохранение коммуникации, укрепляющее в обучающихся веру в себя, нравственность и уважительность. Для того чтобы педагог физкультуры соответствовал требованиям времени, ему необходимо на постоянной основе отслеживать новинки в специализированной литературе, периодических изданиях, перенимать опыт своих кол-

лег. Общество не стоит на месте, как и новые требования к преподаванию и имиджу педагога, но при этом неизменным остается образ «идеального учителя», который включает в себя такие качества как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Питкин В.А. Формирование культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования / В.А. Питкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №7 (209). - С. 353-355.

2. Соловьева Н.В. О современном образе преподавателя физической культуры / Н.В. Соловьева, В.Н. Кремнева // E-SCIO. - 2019. - №7 (34). - С. 540-545.

3. Магомедов Р.Р. Учитель физической культуры в цифровизации обучения / Р.Р. Магомедов, М.Р. Попова, Н.В. Махновская // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4 (83). - С. 258-261.

4. Курганский С. М. Психологический портрет учителя / С. М. Курганский // Справочник педагога-психолога. Школа. - 2014. - № 10. - С. 56-67.

5. Повышение образовательно процесса путем использования здоровьесберегающих технологий / Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Е.А. Мазуренко, О.А. Снимщикова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 6 (184). - С. 377-381

6. Комбинированная физическая активность для обеспечения здоровья и работоспособности / К. Г. Данилиди, О.А. Снимщикова, А.С. Ткач, О.А. Балацкая // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12 (202). - С. 119-122.

7. Еременко В.Н., Медведева А.С., Левченко А.А. Роль физической культуры в жизни человека / В.Н. Еременко, А.С. Медведева, А.А. Левченко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - №3 (28). - С. 316-321.

REFERENCES

1. Pitkin, V.A. (2022), "Formation of a healthy lifestyle culture in the system of continuing education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (209), pp. 353-355.

2. Solovyova, N.V. and Kremneva, V.N. (2019), "About the modern image of a teacher of physical culture", E-Scio, No. 7 (34), pp. 540-545.

3. Magomedov, R.R., Popova, M.R. and Makhnovskaya, N.V (2020), "Teacher of physical culture in digitalization of education", The world of science, culture, education, No. 4 (83), pp. 258-261.

4. Kurgansky, S.M. (2014), "Psychological portrait of a teacher", Handbook of a teacher-psychologist. School, No. 10, pp. 56-67.

5. Fedorova, N.P., Voroshilova, I.S., Mazurenko, E.A. and Snimshchikova, O.A. (2020), "Improving the educational process through the use of health-saving technologies", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (184), pp. 377-381

6. Danilidi, K.G. (2021), "Combined physical activity to ensure health and efficiency", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (202), pp. 119-122.

7. Eremenko, V.N., Medvedeva, A.S. and Levchenko, A.A. (2019), "The role of physical culture in human life", Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, No. 3 (28), pp. 316-321.

Контактная информация: vera_er_ko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.011.3

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

Вера Николаевна Еременко, старший преподаватель, Ольга Викторовна Синько, преподаватель, Анна Васильевна Семкина, студент, Надежда Васильевна Раилко, студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.