Научная статья на тему 'Средства формирования «мягких» навыков у студентов вуза'

Средства формирования «мягких» навыков у студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
soft skills / мягкие навыки / гибкие навыки / надпрофессиональные компетенции / дидактические средства / требования рынка труда / конкурентоспособность / преподавание иностранного языка / soft skills / labour market / didactic tools / labour market requirements / competitiveness / foreign language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Элла Леонидовна

Введение. Современный мир развивается в условиях глобальных трансформаций. На смену относительно недавно устоявшемуся восприятию мира, которое обозначалось акронимом VUCA и характеризовало его как изменчивый, неопределенный, сложный и неоднозначный, приходит мир BANI, в котором доминирует хрупкость, беспокойство, нелинейность и непостижимость. Такие характеристики рассматриваются как вызовы для отдельного индивидуума и общества в целом, при этом устойчивое развитие человека служит ответом на эти вызовы. В связи с этим в системе профессионального образования, которая сопряжена с требованиями рынке труда, происходит трансформация образовательных ориентиров. Все большую значимость приобретают soft skills, или «мягкие» навыки. Цель. На основе анализа проблемных аспектов педагогического обеспечения, направленного на формирование soft skills, предложить диверсифицированные средства их развития. Методы исследования включают теоретико-методологический анализ научных публикаций; анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования преподавателей. Результаты. Выявлена высокая потребность в наличии «мягких» навыков у выпускников для их трудоустройства и профессионального успеха. Идентифицированы проблемные аспекты образовательного процесса, характерные при работе над развитием навыков, значимых для профессиональной карьеры, предложены стратегии их преодоления. Научная новизна. Инновационным аспектом данного исследования является трансформация дидактических компонентов образовательного процесса с акцентом на использование актуализированных педагогических инструментов, стимулирующих формирование «мягких» навыков у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка. Практическая значимость. Предложенная схема целенаправленного использования диверсифицированных средств формирования «мягких» навыков позволит преподавателям оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategies for soft skills development in university students

Introduction. The world is undergoing rapid transformations, moving from the previously-defined VUCA (Volatile, Uncertain, Complex, Ambiguous) environment to a BANI (Brittle, Anxious, Non-linear, Incomprehensible) one. These characteristics pose significant challenges for individuals and societies alike. Sustainable human development serves as a key response to these challenges, necessitating a continuous transformation of educational systems to align with the evolving demands of the labour market. In this context, soft skills are gaining crucial importance. Aim. This study aims to analyze the challenges associated with current pedagogical approaches toward developing soft skills. Based on this analysis, the study proposes diversified means for fostering such skills in university students. Methods. The research employs a combination of theoretical and methodological analysis of relevant scholarly publications, alongside empirical data gathered through a questionnaire survey administered to teachers. Results. The study identifies a high demand for soft skills among graduates for successful employment and professional development. It further analyzes the existing challenges in the educational process regarding the development of career-critical skills and proposes strategies to overcome them. Scientific novelty. This study introduces a novel approach to modifying instructional elements within the educational process. The proposed approach emphasizes the use of contemporary pedagogical tools that actively stimulate the development of soft skills in university students while they learn a foreign language. Practical significance. The proposed framework outlines the purposeful utilization of diversified means for soft skill development. This framework will empower educators to optimize the educational process, aligning it with the evolving requirements of the industry.

Текст научной работы на тему «Средства формирования «мягких» навыков у студентов вуза»

https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1 008 Научная статья

Средства формирования «мягких» навыков у студентов вуза

Э. Л. Емельянова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация ELEmelyanova@fa.ru

Аннотация

Введение. Современный мир развивается в условиях глобальных трансформаций. На смену относительно недавно устоявшемуся восприятию мира, которое обозначалось акронимом VUCA и характеризовало его как изменчивый, неопределенный, сложный и неоднозначный, приходит мир BANI, в котором доминирует хрупкость, беспокойство, нелинейность и непостижимость. Такие характеристики рассматриваются как вызовы для отдельного индивидуума и общества в целом, при этом устойчивое развитие человека служит ответом на эти вызовы. В связи с этим в системе профессионального образования, которая сопряжена с требованиями рынке труда, происходит трансформация образовательных ориентиров. Все большую значимость приобретают soft skills, или «мягкие» навыки.

Цель. На основе анализа проблемных аспектов педагогического обеспечения, направленного на формирование soft skills, предложить диверсифицированные средства их развития.

Методы исследования включают теоретико-методологический анализ научных публикаций; анализ эмпирических данных, полученных в результате анкетирования преподавателей.

Результаты. Выявлена высокая потребность в наличии «мягких» навыков у выпускников для их трудоустройства и профессионального успеха. Идентифицированы проблемные аспекты образовательного процесса, характерные при работе над развитием навыков, значимых для профессиональной карьеры, предложены стратегии их преодоления.

Научная новизна. Инновационным аспектом данного исследования является трансформация дидактических компонентов образовательного процесса с акцентом на использование актуализированных педагогических инструментов, стимулирующих формирование «мягких» навыков у студентов вузов в процессе изучения иностранного языка.

Практическая значимость. Предложенная схема целенаправленного использования диверсифицированных средств формирования «мягких» навыков позволит преподавателям оптимизировать образовательный процесс в соответствии с запросами работодателей.

Ключевые слова: soft skills, мягкие навыки, гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции, дидактические средства, требования рынка труда, конкурентоспособность, преподавание иностранного языка

Для цитирования: Емельянова Э. Л. Средства формирования «мягких» навыков у студентов вуза // Профессиональное образование и рынок труда. 2024. Т. 12. № 1. С. 105-115. https://doi.Org/10.52944/PORT.2024.56.1.008

© Емельянова Э. Л., 2024

Статья поступила в редакцию 12 февраля 2024 г.; поступила после рецензирования 4 марта 2024 г.; принята к публикации 6 марта 2024 г.

Original article

Strategies for soft skills development in university students

Ella L. Emelyanova

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation ELEmelyanova@fa.ru

Introduction. The world is undergoing rapid transformations, moving from the previously-defined VUCA (Volatile, Uncertain, Complex, Ambiguous) environment to a BANI (Brittle, Anxious, Non-linear, Incomprehensible) one. These characteristics pose significant challenges for individuals and societies alike. Sustainable human development serves as a key response to these challenges, necessitating a continuous transformation of educational systems to align with the evolving demands of the labour market. In this context, soft skills are gaining crucial importance. Aim. This study aims to analyze the challenges associated with current pedagogical approaches toward developing soft skills. Based on this analysis, the study proposes diversified means for fostering such skills in university students. Methods. The research employs a combination of theoretical and methodological analysis of relevant scholarly publications, alongside empirical data gathered through a questionnaire survey administered to teachers.

Results. The study identifies a high demand for soft skills among graduates for successful employment and professional development. It further analyzes the existing challenges in the educational process regarding the development of career-critical skills and proposes strategies to overcome them.

Scientific novelty. This study introduces a novel approach to modifying instructional elements within the educational process. The proposed approach emphasizes the use of contemporary pedagogical tools that actively stimulate the development of soft skills in university students while they learn a foreign language.

Practical significance. The proposed framework outlines the purposeful utilization of diversified means for soft skill development. This framework will empower educators to optimize the educational process, aligning it with the evolving requirements of the industry.

Keywords: soft skills, labour market, didactic tools, labour market requirements, competitiveness, foreign language teaching

For citation: Emelyanova, E. L. (2024). Strategies for soft skills development in university students. Vocational Education and Labour Market, 12 (1), 105-115. (In Russ.) https://doi.org/10.52944/PORT.2024.56.1.008

Received February 12, 2024; revised March 4, 2024; accepted March 6, 2024.

Введение

Колоссальные трансформации на рынке труда повлекли за собой изменения модели найма квалифицированных сотрудников на работу, в перечне требований к потенциальным сотрудникам наблюдается явное смещение акцента с hard skills на soft skills.

Так, по данным крупнейшей российской компании интернет-ре-крутмента HeadHunter среди требуемых навыков в вакансиях молодых специалистов лидируют именно «мягкие» навыки1.

Согласно отчету о будущем рабочих мест, опубликованном на Всемирном экономическом форуме 2023 г., аналитическое мышление является основным навыком, который востребован наибольшим количеством компаний работодателей, и составляет в среднем 9,1 % основных навыков, о которых сообщают компании. Такие когнитивные навыки, как творческое мышление, мотивация и самосознание, любознательность и обучение на протяжении всей жизни, способности адаптироваться к изменениям на рабочих местах, надежность и внимание к деталям, в глобальной таксономии навыков занимают первые строчки рейтин-га2. Международная консалтинговая компания, McKinsey & Company, специализирующаяся на стратегическом управлении, прогнозирует, что восемь из десяти основных навыков, которые понадобятся будущим работникам, - это «мягкие» навыки: творческое мышление, адаптивность и интерпретация сложной информации3.

Следует заметить, что для российских и зарубежных авторов, исследующих проблемы подготовки специалистов, отмеченные выше тренды и тенденции не явились неожиданностью, многие из них давно учитывают важность формирования soft skills в процессе вузовского обучения и предлагают различные способы их формирования и развития (Быстро-ва и др. 2020; Сальная, Овчаренко, 2017) путем внедрения в изучение дисциплин командных видов работы и проектных методов (Евстропова, Шайхутдинова, 2018; Коротких, Носенко, 2019; Меньшенина, Лабзина, 2019; Шилова, 2017), активного подхода к обучению (England et al., 2020), особенно на магистерских программах (Ahmad et al., 2022).

«Мягкие» навыки индивидуума способствуют обеспечению его благополучия как в личной сфере жизни, так и в профессиональной. Навыки коммуникации, саморегуляции и продуктивного мышления увеличивают стрессоустойчивость и свободу поведения. Образовательная среда, способствующая развитию «мягких» навыков у студентов, определяет условия для осуществления ими социально-профессиональных инноваций (Степанова, Зеер, 2019).

В результате все большее внимание уделяется включению развития «мягких» навыков в университетские учебные программы и практику преподавания. Такие изменения побуждают преподавателей университетов критически пересмотреть ключевые элементы образовательного процесса с тем, чтобы его актуализировать и акцентировать на развитие

1 Топ востребованных навыков молодого специалиста, 2023, 23 янв. https://hh.ru/articie/31231

2 The Future of Jobs Report 2023", Published: 30 April 2023, https://www.weforum.org/publications/the-future-of-iobs-report-2023/ in-fuH/4-skills-outlook

3 Ann Kowal Smith, When Times Are Hard, It's The Soft Skills That Will Save Us", July 26, 2023.

этих важнейших компетенций. Цель статьи - внести вклад в развитие этой темы, обсудив проблемы, связанные с трансформацией компонентов педагогического обеспечения, и предложить перечень диверсифицированных средств формирования и развития «мягких» навыков.

Методы

В качестве методов исследования использован контент-анализ научных публикаций с целью выявления и систематизации вариантов развития «мягких» навыков; критическое осмысление собственного опыта интеграции формирования «мягких» навыков; опрос (анкетирование) и интервьюирование преподавателей вузов для выяснения проблемных аспектов и их классификации. В опросе принимали участие преподаватели Финансового университета при Правительстве РФ, участники III Международной научно-практической конференции «Методика преподавания иностранных языков: научные исследования высшей школы» (25-26 января 2024 г.)1, преподаватели Российского университета транспорта. В ходе эмпирического исследования осуществлен опрос 97 респондентов - преподавателей иностранного языка. Анкетирование носило добровольный и анонимный характер. Предварительно всем респондентам была предоставлена исчерпывающая информация о целевых установках и задачах исследования. Им предлагалось ответить на следующие вопросы: Включаете ли вы формирование «мягких» навыков в занятия по иностранному языку; Реализуете ли вы обеспечение приращения «мягких» навыков в процессе обучения английскому языку имплицитно или эксплицитно; Какие педагогические инструменты вы используете в настоящее время для интеграции формирования «мягких» навыков в преподавание иностранного языка; С какими барьерами вы сталкиваетесь при обучении «мягким» навыкам в процессе преподавания иностранного языка; Как, с вашей точки зрения, можно улучшить преподавание «мягких» навыков в процессе обучения иностранному языку? Опрос проводился через Google-формы с последующим выборочным интервьюированием.

Результаты и обсуждение

По мнению многих практиков - преподавателей вузов, иностранный язык является одной из наиболее подходящих дисциплин для интегрированного развития «мягких» навыков (Вагапова и др., 2016; Есмурзае-ва, Новикова, 2019; Раицкая, Тихонова, 2018; Сальная, Овчаренко, 2017; Слезко, 2019; Шайхутдинова, 2020). При этом подходы к решению проблемы трансформации функций преподавателей в контексте формирования «мягких» навыков у студентов сильно различаются. В одних вузах реализуются программы формирования soft skills как компонента учебного плана, в других преподаватели сами разрабатывают дополнительные факультативные курсы или интегрируют спроектированные ими траектории развития в занятия, проявляя личную инициативу.

1 III Международная науч.-практ. конф, «Методика преподавания иностранных языков: научные исследования высшей школы» http://www.fa.ru/org/chair/dapk/News/2024-02-01-conference.aspx

Результативность этих приемов и подходов обусловливается совокупностью факторов, среди которых к наиболее важным можно отнести специфику отобранных для формирования «мягких навыков»; используемые методы обучения; объем и характер поддержки, оказываемой преподавателям.

По результатам эмпирического исследования более половины преподавателей иностранного языка, принявших участие в анкетировании (53 %), развивают «мягкие» навыки на занятиях имплицитно, 13 % эксплицитно, около четверти (24 %) опрошенных меняют тактику в зависимости от задач, реализуемых на занятиях, менее 10 % не подтвердили, что они целенаправленно занимаются развитием «мягких» навыков.

Более 40 % респондентов формируют «мягкие» навыки при помощи проведения дискуссий, такой же процент через ролевые игры, на интерактивные задания приходится 15 %. Данные виды работы являются самыми частотными на занятиях по иностранному языку.

Прогнозируемо, что более трети (35%) респондентов отметили, что большие временные затраты на разработку инструментов развития мягких навыков являются препятствием для систематического включения этих практик в работу, менее 20 % ссылаются на нехватку систематизированных материалов, 5 % процент преподавателей выделяет среди сложностей отсутствие инструментов оценки развития "мягких" навыков. К этой же категории можно отнести преподавателей, не занимающихся развитием "мягких» навыков, так как не видят в этом необходимости. Вызывает настороженность, что пусть и незначительное количество респондентов (4 %), но все же отмечают в качестве барьера нежелание студентов развивать «мягкие» навыков. Полагаясь на практический опыт и ответы интервьюируемых, можно допустить, что это нежелание вызвано низкой осведомленностью о важности развития "мягких" навыков (особенно для студентов технических специальностей), а также сложностями в освоении иностранного языка. Данное предположение косвенно подтверждается тем, что среди прочих барьеров 10 % преподавателей отмечают недостаточный уровень владения языком. Если учесть, что основными приемами формирования «мягких» навыков является дискуссия и ролевая игра, то студенты с недостаточно высоким уровнем владения языком ожидаемо будут проявлять сопротивление из-за невозможности в этой ситуации конкурировать со студентами с более высоким уровнем владения языком (однако из этого не следует вывод о более низком уровне сформиро-ванности названных навыков).

Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о диверсификации средств формирования «мягких» навыков и разработке схемы, включающей требуемые для успешного их формирования актуализированные средства с акцентом на трансформацию операционно-деятельностного компонента процесса обучения и конкретизацию навыков, на которые сфокусировано то или иное средство. Схема (см. рис.) включает в себя совокупность следующих операционно-деятельностных компонентов и соответствующих средств формирования:

1. Содействие активному обучению, что подразумевает создание интерактивного поля обучения с высокой степенью включенности студентов. Важно, чтобы студенты брали на себя роль активных участников. Высокую результативность показывают групповые проекты, ролевые игры, дебаты, кейсы. Очевидно, что уровень взаимодействия в команде и умение решать проблемы возрастет. При этом в процессе планирования тайминга занятия важно учитывать, что деление на команды занимает гораздо больше времени, если решение принимают студенты, а не преподаватель, и у них есть некие ограничения в выборе. В этом случае обучающимся предстоит преодоление реальной проблемы, поскольку они должны принять непростые решения и учесть множество факторов, таких как взаимоотношения с однокурсниками, критерии отбора членов команды, наличие «слабых» членов команды и прочие.

2. Культивирование критического мышления предполагает, что преподаватель задает открытые вопросы, поощряя при этом анализ информации с разных точек зрения, оценку ее достоверности, аргументацию своей позиции, проведение исследований, формулирование гипотез, сбор данных и обобщение выводов, преподаватель помогает обучающимся принимать взвешенные решения и формулировать суждения. Анализ и синтез информации из разных источников должен быть структурированным, особенно на первых этапах, поскольку студенты «вязнут» в количестве и вариациях информации по исследуемому вопросу.

3. Стимулирование самоанализа и метапознания является труднореализуемым компонентом, поскольку в этом у студентов практически отсутствует опыт. Прежде всего следует помочь студентам осмыслить свой учебный опыт, определить свои сильные стороны и области, требующие улучшения, предоставить возможность самоконтроля, проведения собственной оценки и постановки цели для личного роста. В представлении большинства студентов все эти функции выполняет преподаватель без активного участия студентов. Вместе с тем работодатели ждут студентов с высоким уровнем саморегуляции, умением ставить цели и брать ответственность на себя. Именно на формирование этих навыков направлены вышеперечисленные средства.

4. Моделирование эффективной коммуникации опирается на демонстрацию преподавателем четкой, лаконичной, убедительной и эмпатич-ной коммуникации на занятиях. Необходимо предоставлять студентам практику эффективного общения посредством презентаций, дебатов и взаимодействия. В результате у студентов развивается наиболее нестабильная составляющая эффективной коммуникации - эмоциональный интеллект.

5. Интеграция технологий и инноваций повышает вовлеченность студентов за счет интерактивных онлайн-платформ, обучающих игр, УЯ-симуляций и других инструментов. Поскольку технологии развиваются стремительно, у студентов формируется адаптивность, повышается уровень цифровой грамотности. При правильной организации использования новейших технологий студенты учатся вдохновляться новыми идеями и развивать свою креативность.

Целенаправленное использование диверсифицированных средств формирования «мягких» навыков у студентов Focused use of diversified tools to build students' soft skills

6. Поощрение культурной компетентности позволяет развивать культурную осведомленность и чувствительность. Для содействия культурной компетенции следует использовать возможности обучения иностранных студентов в вузе. Организация дискуссий о различиях и сходствах культур, проведение экскурсий и прочее. Стоит отметить, что в этом случае у преподавателя возникает дополнительная нагрузка по решению организационных вопросов.

7. Оценивание развития «мягких» навыков. Этот компонент пока не регламентирован в программах обучения, тем не менее предоставление конструктивной обратной связи и рекомендаций по развитию «мягких» навыков целесообразно. Важно разработать инструменты оценки формирования «мягких» навыков и поддерживать студентов в готовности производить собственную оценку и оценку одногруппников, развивая саморефлексию.

Трансформация операционно-деятельностных компонентов и соответствующих средств формирования обусловливает изменения в образовательном процессе. В контексте этих тенденций происходит переход от традиционных методов обучения, ориентированных на пассивное усвоение знаний, к инновационным методам, стимулирующим активную познавательную деятельность студентов и требующих от преподавателей непрерывного профессиональным развития для совершенствования методов преподавания.

Заключение

Несмотря на растущее признание важности «мягких навыков» в высшем образовании, еще многое предстоит узнать о том, как наилучшим образом интегрировать эти навыки в университетские учебные программы и практику преподавания.

Создание учебной среды, способствующей развитию «мягких» навыков, включает в себя трансформацию компонентов образовательного процесса, внедрение новых методов обучения, использование технологий и развитие сотрудничества между студентами. На данном этапе каждый преподаватель на тактическом уровне должен по-своему решать задачи: поиск инновационных приемов, техник, подходов в предметной области.

Предложенная схема, включающая требуемые для успешного формирования «мягких» навыков актуализированные средства, позволяет преподавателям сформировать траекторию индивидуального профессионального развития, а вузам использовать ее для дизайна мер по трансформации образовательного процесса в соответствии с запросами работодателей.

В качестве продолжения исследования перспективным и важным является анализ существующих инструментов оценки сформированности «мягких» навыков и их дальнейшее усовершенствование.

Список литературы

1. Быстрова Н. В., Казначеева С. Н., Григорян К. М. Развитие soft skills в условиях формирования конкурентоспособности студентов педагогических направлений // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Вып. 66. Ч. 3. С. 37-40.

2. Вагапова Н. А., Доломанюк Л. В., Вагапов Г. В. Soft skills как необходимый компонент содержания инженерного образования // Вестник Казанского энергетического университета. 2016. № 4(32). С. 134-142.

3. Евстропова Н. С., Шайхутдинова Х. А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 2. С. 89-100. https:// doi.org/10.18384/2310-7219-2018-2-89-100

4. Есмурзаева Ж. Б., Новикова Е. В. Потенциал лингвистических дисциплин в аграрном вузе в развитии soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2019. № V6. С. 15-21. http://e-koncept.ru/2019/196053.htm

5. Коротких Г. Е., Носенко Н. В. Принципы формирования «soft skills» при обучении английскому языку студентов неязыковых специальностей вузов // Иностранные языки: Лингвистические и методические аспекты. 2019. № 44. С. 43-487.

6. Меньшенина С. Г., Лабзина П. Г. Потенциал дисциплины «иностранный язык» для формирования гибких навыков студентов технических вузов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2019. Вып 16. № 2. С. 105118. https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8

7. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. Soft skills в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15. № 3. С. 350-363. https://doi.org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363

8. Сальная Л. К., Овчаренко В. П. О формировании универсальных компетенций студентов инженерного вуза средствами дисциплины «Иностранный язык» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 6. Ч. 2. С. 199-202.

9. Слезко Ю. В. Формирование «Мягких» навыков в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку студентов-международников // 2019. Т. 12. № 9. C. 417-423. https://doi. org/10.30853/filnauki.2019.9.84ISSN 1997-2911.

10. Степанова Л. Н., Зеер Э. Ф. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 65-89. http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

11. Шайхутдинова Х. А. Формирование soft skills в процессе подготовки студентов к успешной профессиональной деятельности // Поволжский педагогический вестник. 2020. Т. 8. № 2(27). С. 99-106.

12. Шилова С. А. Формирование гибких навыков средствами микрогрупповых форм работы при обучении иностранному языку в вузе // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, № 4(24). С. 374-380. https://doi. org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380

13. Ahmad S., Ahmad S., Ameen K. A qualitative study of soft skills development opportunities: Perceptions of university information professionals. Global Knowledge, Memory and Communication. 2021. Vol. 70, No. 6/7. P. 489-503. https://doi.org/10.1108/GKMC-06-2020-0073

14. England T. K., Nagel G. L., Salter, S. P. Using collabourative learning to develop students' soft skills. Journal of Education For Business. 2020. Vol. 95, No. 2. P. 106-114. https://doi.org/10.1080/08832323.2019.1599797

References

Ahmad, S., Ahmad, S., & Ameen, K. (2021). A qualitative study of soft skills development opportunities: Perceptions of university information professionals. Global Knowledge, Memory and Communication, 70 (6/7), 489503. https://doi.org/10.1108/GKMC-06-2020-0073

Bystrova, N. V., Kaznacheeva, S. N., & Grigoryan, K. M. (2020). Soft skills development under conditions of forming competitiveness of students of pedagogical directions. Problemy Sovremennogo Pedagogicheskogo Obrazovaniya, 66(2), 37-40. (In Russ.)

England, T. K., Nagel, G. L., & Salter, S. P. (2020). Using collaborative learning to develop students' soft skills. Journal of Education for Business, 95(2), 106-114. https://doi.org/10.1080/08832323.2019.1599797

Esmurzayeva, Zh. B., & Novikova, E. V. (2019). The potential of linguistic disciplines in an agrarian university in the development of soft skills. Concept, V6, 15-21. (In Russ.) http://e-koncept.ru/2019/196053.htm

Evstropova, N. S., & Shaikhutdinova, H. A. (2018). Development of the critical thinking skills in the course of students' individual work in english at a technical university. Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Pedagogy, 2, 89-100. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2310-7219-2018-2-89-100

Korotkov, G. E., & Nosenko, N. V. (2019). Principles of «soft skills» development in teaching english to university students of non-linguistic departments. Inostrannye Âzyki: Lingvisticeskie i Metodiceskie Aspekty, 44, 4347. (In Russ.)

Menshenina, S. G., & Labzina, P. G. (2019). Educational potential of "foreign language" course to develop soft skills of technical students. Vestnik of Samara State Technical University Psychological and Pedagogical Sciences, 16(2), 105118. (In Russ.) https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2019.2.8

Raitskaya, L. K., & Tikhonova, E. V. (2018). Perceptions of soft skills by russia's university lecturers and students in the context of the world experience. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, 15(3), 350-363. (In Russ.) https://doi. org/10.22363/2313-1683-2018-15-3-350-363

Salnaya, L. K., & Ovcharenko, V. P. (2017). The potential of the course "foreign language" for soft skills forming in engineering education. Philology. Theory & Practice, 6(2), 199-202. (In Russ.)

Shaikhutdinova, H. A. (2020). Sharpening soft skills in training students for efficient teaching. Povolzskij Pedagogiceskij Vestnik, 8, 2(27), 99-106. (In Russ.)

Shilova, S. A. (2017). Developing soft skills through group work within the framework of teaching english at university. Izvestiya of Saratov University. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 6, 4, 374-380. (In Russ.) https://doi.org/10.18500/2304-9790-2017-6-4-374-380

Slezko, Yu. V. (2019). Formation of "Soft" skills in the process of professionally oriented foreign language teaching to international students. Philology. Theory & Practice, 12(9), 417-423. (In Russ.) https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.9.84 Stepanova, L. N., & Zeer, E. F. (2019). Soft skills as predictors of students' life self-fulfillment. The Education and Science Journal, 21(8), 65-89. (In Russ.) http://dx.doi.org/10.17853/1994-5639-2019-8-65-89

Vagapova, N. A., & Dolomanyuk, L. V., & Vagapov, G. V. (2016). Soft skills are necessary component for engineering education. Kazan State Power Engineering University bulletin, 4(32), 134-142. (In Russ.)

Информация об авторе

Емельянова Элла Леонидовна, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0326-2060 , elemelyanova@fa.ru

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Information about the author

Ella L. Emelyanova, Cand. Sci. (Pedagogy), Senior Lecturer of the Department of English and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian Federation, ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0326-2060, elemelyanova@fa.ru

Conflict of interests: the author declares no conflict of interest.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.