Научная статья на тему 'СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ И МАК В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ И МАК В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансовое мышление / деньги / финансовый сценарий / арт-терапия / метафорические ассоциативные карты / сказкотерапия / financial thinking / money / financial scenario / art therapy / metaphorical associative maps / fairytale therapy

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — О В. Чурсинова

В данной статье автор рассматривает понятие «финансовое мышление», основные денежные сценарии, формируемые с детства и значительно влияющие на отношения с деньгами. Основной акцент в статье делается на практических техниках и упражнениях в арсенале педагога-психолога, с помощью которых можно исследовать и корректировать денежные сценарии, развивать финансовое мышление у субъектов образовательной деятельности. Мощным инструментом в работе с денежными запросами являются различные направления арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, метафорические ассоциативные карты, арт-коучинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART TERAPIA MEANS AND MAC IN THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL FRAMEWORK OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

In this article, the author considers the concept of "financial thinking", The main cash scenarios, formed from childhood and significantly affecting the relationship with money. The main emphasis in the article is on practical techniques and exercises in the arsenal of the teacher-psychologist, with which you can explore and adjust money scenarios, develop financial thinking of subjects of educational activities. A powerful tool in working with money requests are various areas of art therapy: isotherapy, Fairytale Therapy, Metaphorical associative maps, Art coaching.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ И МАК В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СРЕДСТВА АРТ-ТЕРАПИИ И МАК В РАЗВИТИИ ФИНАНСОВОГО МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-165-168

Аннотация. В данной статье автор рассматривает понятие «финансовое мышление», основные денежные сценарии, формируемые с детства и значительно влияющие на отношения с деньгами. Основной акцент в статье делается на практических техниках и упражнениях в арсенале педагога-психолога, с помощью которых можно исследовать и корректировать денежные сценарии, развивать финансовое мышление у субъектов образовательной деятельности. Мощным инструментом в работе с денежными запросами являются различные направления арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, метафорические ассоциативные карты, арт-коучинг.

Ключевые слова: финансовое мышление, деньги, финансовый сценарий, арт-терапия, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия.

Арт-терапия - это не только отличный инструмент для самопознания и самовыражения, но и мощное средство для развития финансовой грамотности. С помощью продуктов творчества можно ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, мечты и надежды, как радостные, так и негативные относительно денег и финансов, отследить финансовые установки и др. [1].

Арт-терапия использует символы и метафоры, которые являются мощными инструментами для изучения концепций, связанных с деньгами. Создавая визуальные представления, мы углубляемся в сложные идеи - ценности, изобилие, дефицит средств, финансовые цели и видим интересные перспективы.

Отношение человека к деньгам является одной из важнейших составляющих его финансовой успешности. Сильное влияние на отношение к деньгам оказывают денежные сценарии, которые формируются с детства под влиянием семьи. Отношение к финансам формируется у ребенка до 7 лет. При этом самому ребенку вовсе необязательно быть участником каких-то денежных отношений.

Денежный сценарий представляет собой неосознаваемые установки и паттер-

ны, способствующие или препятствующие в достижении финансовых целей.

Наиболее значимым маркером, характеризующим финансовое мышление и проявления денежного сценария являются эмоции. Создание и анализ творческих продуктов деятельности задействует бессознательные глубоко запрятанные чувства в отношении денег, что способствует эмоциональному осознанию и предоставляет безопасное пространство для катарсиса и проживания.

Денежное мышление в значительной степени под влиянием личной истории взаимоотношений с деньгами:

- первые заработанные деньги;

- опыт денежных поощрений и наказаний;

- крупные финансовые удачи/неудачи и т.д.

Э. Берн выделил следующие финансовые сценарии:

- «Удачник» +/+ - трудяга достигает целей, имеет арсенал стратегий, знает, что делать в любом случае, уважает деньги;

- «Неудачник» -/— не достигает целей, ждет чуда, игнорирует возможности и способности. «деньги-мусор»;

- «Не выигрывающий» -/+ - живет от зарплаты до зарплаты, считает себя недостойным денег;

- «Не проигрывающий» +/- - рискует, переоценивает, недоволен своим положением, считает, что все ему должны.

С. и Б. Палмер выделяют определенные денежные типы:

- Сберегатель - «деньги даются тяжким трудом», «зарплата не увеличивается» (ограничивающие убеждения);

- Растратчик - «деньги текут сквозь пальцы», «не могу накопить» (антисценарий);

- Любитель риска - рискованные сделки, долги, кредиты (зависимость);

- Страж безопасности - перестраховщик, колеблющийся, упускает возможности (страхи);

- Пофигист - беспечный, «не знаю, сколько ... ну и ладно».

Среди причин финансовых проблем помимо денежных сценариев можно также отметить недостаточный уровень знаний и навыков; нежелание брать на себя ответственность (детская позиция); пассивность, инертность (люди «не видят» = не ищут возможностей, не хотят изменений); заниженную самооценку, неуверенность в себе; отсутствие внутренних опор.

Можно выделить основные направления работы педагога-психолога с денежными запросами:

- «Что вы думаете о деньгах?» - работа с мышлением (работа с ограничивающими убеждениями);

- «Что вы чувствуете к деньгам?» - работа с выстраиванием правильных отношений с деньгами;

- «Что вам дают деньги?» - работа с потенциалом (баланс «брать/давать»);

- «Что вы делаете с деньгами?» - работа с управлением финансами, финансовой грамотностью, поведенческими паттернами и сценариями.

Для работы с денежными запросами существует большое разнообразие специализированных колод метафорических ассоциативных карт (МАК), среди них:

- «Денежный запрос» (Е. Баксан);

- «Денежная колода» (Ю. Евсюкова, Н. Герасимова);

- «Мир денег» (А. Максимова);

- «Багаж: финансовые сценарии» (Н. Буравцова);

- «Установки: деньги» (И. Федорова) и

др.

Помимо специализированных колод в работе с денежными запросами можно также применять универсальные и ресурсные колоды МАК.

Рассмотрим примеры техник на основе МАК и арт-терапии, которые можно применять в работе с подростками и педагогами.

1. «Мои денежные качества». Из любой универсальной колоды в открытую или в закрытую предлагаем выбрать одну или несколько карт и на основе анализа через метафоры и ассоциации осознать и проговорить свои денежные качества.

2. «Муха и денежка» (Н. Буравцова). С помощью данного упражнения можно осознать и скорректировать личный денежный сценарий. На первом этапе работы предлагается вспомнить начало сказки К. Чуковского «Муха Цокатуха»:

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Далее из колоды МАК в закрытую вытягиваются три карты, с помощью которых необходимо продолжить фразы:

- И в этот момент ей очень захотелось.

- Но, с другой стороны.

- Поэтому...

На следующем этапе предлагается выбрать еще одну карту, символизирующую образ «Денежки»:

- что это за денежка?

- как она оказалась в поле?

- какова ее ценность для вас?

- с чем это связано? [2].

3. Техника изотерапии «Выявление финансовых ограничений». Предлагаем немного пофантазировать и представить себе, что вы являетесь обладателем собственного королевства, в котором есть своя валюта. Это ваша личная валюта. После визуализации предлагаем нарисовать эту валюту, а дальше обсуждаем:

- как называется ваша валюта?

- как выглядит?

- это купюра, монета или что-то другое?

- каков размер нарисованной валюты?

- есть ли на ней ваше лицо?

- какую цветовую гамму использовали и что эти цвета значат для вас?

Затем осуществляется обсуждение и анализ: «Какой смысл заложен для вас в написанной вами сказке?».

Достаточно эффективно в работе по формированию финансового мышления могут применяться элементы кинотерапии. Например, фильмы о финансовых мошенничествах или картины, изображающие различные аспекты потребительского общества, могут вызвать у зрителей вопросы о собственных финансовых решениях и привычках.

Еще одни достаточно полезный инструмент по развитию финансового мышления - это настольные и трансформационные игры на основе МАК, а также игровые платформы [3]. Например, в работе с педагогами в мини группах можно применять замечательную игровую методику Н. Буравцовой «Путешествие к финансовому благополучию».

Таким образом, в современных реалиях, когда происходят постоянные финансовые мошенничества, развивается общество потребления для того, чтобы быть финансово успешным и грамотным очень важно, начиная с детства развивать финансовое мышление. Наиболее эффективным и мягким инструментом в данной работе являются средства арт-терапии и МАК. Библиографический список

1. Беляева О.А. Арт-диагностика - творческий подход в преодолении финансовых вызовов // Вестник Московской международной академии. -2021. - №1. - С. 36-39.

2. Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в развитии финансовой успешности: алгоритмы, техники, схемы. - Новосибирск: СМАЛЬТА, 2022. - 16 с.

3. Федоров С. Использование МАК в трансформационных играх. - Екатеринбург.: Издательские решения, 2020. - 80 с.

- ваше отношение к той валюте, которую вы создали?

4. «10 слов» (В. Бутова). Сказкотерапия также имеет огромный потенциал в работе с темой денег. Например, на этапе вхождения можно предложить вспомнить сказки о материальном, финансах, изобилии, деньгах, богатстве. Далее подключаем работу с МАК и предлагаем в открытую выбрать карту, символизирующую деньги, богатство, изобилие. На основе выбранной карте необходимо написать 10 ассоциаций «Что вас вдохновляет на изобилие?». На следующем этапе из 10 слов-ассоциаций предлагается выбрать только одно слово, которое больше всего отзывается, «цепляет» и представить себя этим символом в образе, а далее написать сказку от имени получившегося предмета, состояния или образа. После написания сказки осуществляется ее анализ и обсуждение, поиск подсказок.

5. «Сказка по шаблону». Предлагается 10 незаконченных предложений о деньгах, которые необходимо продолжить. Затем в каждом пункте выбирается одно ключевое слово. Из получившихся 10 слов нужно написать сказку о деньгах.

ART TERAPIA MEANS AND MAC IN THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL FRAMEWORK OF EDUCATIONAL ACTIVITIES

O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Russia, Stavropol)

Abstract. In this article, the author considers the concept of "financial thinking", The main cash scenarios, formed from childhood and significantly affecting the relationship with money. The main emphasis in the article is on practical techniques and exercises in the arsenal of the teacher-psychologist, with which you can explore and adjust money scenarios, develop financial thinking of subjects of educational activities. A powerful tool in working with money requests are various areas of art therapy: isotherapy, Fairytale Therapy, Metaphorical associative maps, Art coaching.

Keywords: financial thinking, money, financial scenario, art therapy, metaphorical associative maps, fairytale therapy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.