ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ
О.В. Чурсинова, канд. психол. наук, доцент
Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования (Россия, г. Ставрополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-3-4-81-84
Аннотация. В данной статье представлен анализ понятий «гендерная идентичность», «гендерная дисфория», «гендерный стереотип». Рассматриваются факторы, влияющие на формирование гендерной идентичности, особенности восприятия своего тела подростками, телесные модификации как результат неприятия своего тела. Приводятся примеры техник и упражнений на диагностику и коррекцию образа «Я», гендер-ной идентичности.
Ключевые слова: гендерная идентичность, гендерная дисфория, гендерный стереотип, гендеквир, подростки, метафорические ассоциативные карты, арт-терапия.
Гендерная идентичность - один из базовых компонентов образа «Я». Формирование гендерной идентичности достаточно сложный процесс, который проходит каждая личность. Один из кризисов, во время которого происходит самоопределение в данной сфере - подростковый. Подростки проходят сложный процесс становления себя. В этот период большое влияние на них оказывает среда: информационная, культурная и социальная. У подростков меняются интересы, привязанности, система ценностей.
В современных условиях традиционные образцы маскулинности / фемининности претерпевают значительную трансформацию. Подростку бывает достаточно трудно интегрировать в личности различные социальные роли, образцы поведения. Подросток стремится самостоятельно, активно осмысливать и формировать свою гендер-но-половую идентичность, а не просто инертно усваивать гендерные нормы и роли [1].
Следуя моде на проявление своей индивидуальности в вопросе гендерной идентичности, подростки порой доходят до крайностей, которые могут губительно сказаться на их здоровье.
Ребенок может соответствовать гендер-ным экспектациям и успешно осваивать гендерную роль, которой предшествовала гармоничная половая аутоидентификация.
При этом представление о принадлежности к определенному полу складывается у ребенка к трем, максимум - к пяти-шести годам.
Э. Эриксон выделяет три уровня идентичности:
- Индивидный уровень идентичности -это результат осознания человеком представления о себе как о некоторой относительно неизменной данности физического облика, темперамента, задатков, прошлого опыта и устремления в будущее.
- Личностный уровень идентичности -формирование образа психологического «Я», стремление понять себя, свои возможности и способности, делающие подростка уникальным и неповторимым.
- Социальный уровень идентичности -чувство принадлежности к значимой референтной группе [2]. Подростки активно ищут своих и группируются. Одной из острых проблем социальной идентичности является предпочтение виртуального пространства реальному.
В.А. Перегудина [3] к основным структурным компонентам гендерной идентичности относит:
- когнитивный - представление о собственной гендерной принадлежности, образе тела; гендерных ролях и др.;
- аффективный - степень удовлетворенности / неудовлетворенности своим телом,
первичными и вторичными половыми признаками; самооценка;
- поведенческий - гендерные паттерны поведения;
- семантико-символический - идеальный образ «Я».
Принятие себя начинается с тела. Восприятие тела и контакт с телом влияет на разные аспекты жизнедеятельности. Когда тело не нравится - подросток не нравится себе. Посредством органов восприятия тела мы воспринимаем мир. Тело вырабатывает энергию для движения и любой активности. Наши эмоции и чувства тоже создает и хранит тело. Нам важен доступ ко всем ресурсам тела.
Непринятие своего тела может выражаться в различных модификациях тела (несуицидальное самоповреждение). К такого рода модификациям можно отнести татуаж, пирсинг, самопорезы, самоожоги, перфорация частей тела с помещением инородных предметов в отверстие и др.
Особенности культуры и цивилизации создают отчетливый отпечаток на теле и в современном мире ведущую роль в этом отношении играют социальные сети, транслирующие и задающие определенные стандарты.
Важным психологическим последствием такого влияния является проявление гендерной дисфории.
Дисфория - состояние психологического дистресса, вызванного непринятием своего биологического пола и полоролево-го статуса. Это состояние может быть поверхностным или глубоким в зависимости от степени неприятия собственного биологического пола.
Кроме того, в обществе и в сознании подростков закрепляются определенные гендерные стереотипы и схемы.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что гендерное поведение свойство приобретенное, а не врожденное. Мы поощряем одно поведение у девочек («девочки так себя не ведут», «ты же леди»), и порой абсолютно противоположное - у мальчиков, покупаем для них разные гендерно специфические игрушки, способствуя усвоению ими гендерных схем, на бессознательном уровне.
Среди проявлений гендерной идентичности, отличающейся от традиционной двухвариантной можно выделить гендерк-вир, имеющий множество проявлений.
Формирование у подростка неконструктивных паттернов поведения, в том числе и гендерных напрямую связано с нарушением равновесия мужского и женского у родителей обоих полов.
Нежелание ребенка соответствовать по-лоролевому поведению, что наблюдается у девочек - «сорванцов» или мальчиков -«маменькиных сынков», может не сопровождаться конфликтными чувствами в связи с принадлежностью к своему полу.
Однако есть люди, которые «чувствуют себя противоположным полом» или «чувствуют себя кем-то между полов» - крос-сгендеры. При этом они остаются биологическими мужчинами и женщинами.
Полоролевая идентификация подростков в традиционных обществах происходила путем обрядов (инициаций «взросления»). В цифровом обществе такие обряды не осуществляются. В итоге неиницииро-ванность поколения родителей тормозит инициацию их детей и внуков [4].
Педагогам-психологам в ОО все чаще приходится сталкиваться с запросами по проблеме гендерной идентичности, становлении образа «Я». В связи с этим в рамках курсов повышения квалификации «Метафорические ассоциативные карты в деятельности педагога-психолога», реализуемых на базе ГБУ ДПО «СКИРО ПК и ПРО» целый модуль отведен на работу с образом «Я».
В рамках данного модуля педагоги-психологи знакомятся с эффективным инструментом для работы с гендерной идентичностью и образом «Я» - метафорическими ассоциативными картами (МАК). В работе с подростками можно использовать портретные колоды («Personita», «Self» и т.д.), сюжетные колоды («Яблоко»), колоды с образами животных («Тотемные животные», «Мое тотемное животное» и т.д.), специальные колоды для подростков («Планета», «Teenagers», «Я подросток») и др.
Рассмотрим в качестве примера несколько техник на основе МАК, которые
осваивают педагоги-психологи в рамках КПК:
1. Техника «Развитие гендерной идентичности». Предлагаем подростку разделить МАК из колоды «Яблоко» на две стопки по принципу - мужские и женские. Обсуждаем основания сделанного выбора. В зависимости от пола подростков предлагаем распределить образовавшиеся стопки по трем парам
- Что я знаю о себе как о представителе группы мужчин/женщин?
- Как я оцениваю свои черты личности с позиций мужественности/женственности?
- Как мое поведение характеризует меня как представителя данной группы?
Затем анализируем возникающие смыслы, ощущения, переживания.
2. Техника «Я и тело» на основе портретной колоды. Предлагаем подростку выбрать две карты:
- карта 1 - карта Я в отношениях с телом
- карта 2 - карта Тело в отношениях со мной.
Обсуждаем образы, чувства, возникшие по картам. Что могла бы сказать карта 1 -карте 2? Что карта 2 - ответила бы карте 1?
3. Техника «Гендерная самопрезентация» (Н. Буравцова). Предлагаем осознанно выбрать карту-портрет, наилучшим образом отражающую сущностный образ как представителя той гендерной группы, к которой подросток себя относит.
- Что это за образ?
- В чем его сущность?
- Что он транслирует окружающему миру?
- Чем это значимо для тебя?
Можно предложить линейную МАК-раскладку «Я в прошлом», «Я сейчас», «Я в будущем».
Также для педагогов-психологов проводятся семинары-тренинги, в рамках которых они знакомятся:
- с основными диагностическими материалами по вопросам гендерной идентичности, которые можно применять с детьми и подростками, например, опросник «Я -мужчина/женщина...» (автор Л.Н. Ожигова), методика «Рисунок муж-
чины и женщины» (Н.М. Романова), опросник «Пословицы»; методика «Половозрастная идентификация» (Н.Л. Белопольская), «Гендерная автобиография» и др.
- методами арт-терапии в работе с ген-дерной идентичностью: куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия и т.д.
Применение методов и техник куклоте-рапии на практике дает возможность проработать образ «Я», неадекватную самооценку, негативные эмоции, сформировать ресурсный образ «Я». К такой работе можно отнести изготовление куклы-мотанки, обереговой куклы. Наиболее эффективна такая работа с девочками-подростками.
Еще одним важным направлением является применение так называемых повествовательных техник, подразумевающих работу с текстами сказок, мифов, легенд, в которых прослеживаются архетипы «мужского» / «женского». Все сказки в гендер-ном отношении условно можно разделить на следующие группы:
- «женские» или сказки для девочек. Здесь очень важно научить как вести себя женщине (девочке), какие навыки и умения ей необходимо приобрести, для того, чтобы быть счастливой;
- «мужские» или сказки для мальчиков. В этих сказках отражаются стратегии мужского поведения, храбрость, мужество.
- «смешанные». Через такие сказки дети обучаются взаимоотношениям мужчины и женщины, гармоничном союзе между ними. Для работы можно воспользоваться сказками для девочек и мальчиков В. Го-лобородовой («Сказка о мудрой девушке», «Сказка о феечке», «Индюк-буржуй», «Поход» и др.).
Также педагоги-психологи осваивают технику «Кувшин и оружие» (модификация Е. Тарариной), направленную на идентификацию со своими гендерными составляющими. Для этого им предлагается взять кусок пластилина любого цвета, размять его и разделить на две части, не обязательно равные. Здесь важно ориентироваться на свою интуицию.
Из получившихся частей предлагается вылепить кувшин и оружие, а затем поис-
следовать получившиеся образы, учиты- периодом формирования гендерной иден-вая, что кувшин символизирует проявле- тичности. При этом доминирующим фак-ние женственности, а оружие - муже- тором становления гендерной идентично-ственности. сти выступает гендерная культура, транс-
Таким образом, подростковый возраст лируемая посредством сети Интернет и является особенно значимым возрастным средств массовой информации.
Библиографический список
1. Курочкина И.А., Шахматова О.Н. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2014. - 206 с.
2. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с.
3. Перегудина В.А. Мужская и женская гендерная идентичность: от детства к молодости. - Тула: ТулГУ, 2013. - 175 с.
4. Хайнс Салли Может ли гендер меняться?: Ад Маргинем, 2019. - 144 с.
GENDER IDENTITY OF MODERN ADOLESCENTS: FORMATION
AND CORRECTION
O.V. Chursinova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educators (Russia, Stavropol)
Abstract. This article presents an analysis of the concepts of «gender identity», «gender dysphoria», «The gender stereotype». Factors are considered, Influence on the formation of gender identity, Features of perception of the body by adolescents, Body modifications as a result of rejection of your body. Examples of techniques and exercises for the diagnosis and correction of the image of «I», gender identity.
Keywords: gender identity, gender dysphoria, gender stereotyping, gendequeer, adolescents, metaphorical associative maps, art therapy.