VTTk"- 1 SO-O Г©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0
-'Л14- 1Jy у |(сс) | TEis is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license
DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0071 (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ГЕНДЕРНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ
© Автор(ы) 2021 SPIN: 4703-2868 AuthorlD: 1092001 ResearcherlD:
ORCID: 0000-0002-0803-8797
ВИНОГРАДОВА Ксения Сергеевна, аспирант кафедры истории, философии и психологии Института
фундаментальных наук Кубанский государственный технологический университет (350072, Россия, Краснодар, ул. Московская, д. 2, e-mail: [email protected]) Аннотация. Целью данной статьи является анализ существующих взглядов на феномены тендера и тендерной идентичности, основных направлений исследований и их данных, обзор наиболее актуальных проблем в данной области, а также выявление возможности взаимосвязи характера и тендерной идентичности. Отделение понятия ген-дер от биологического пола повлекло интенсивное изучение социально-психологического пола и связанных с ним феноменов — гендерной идентичности, маскулинности, феминности, андрогинности, кризисов гендерной идентичности, гендерных дисфорий. Приводятся данные исследований, которые демонстрируют высокую коморбидность психических расстройств и гендерной дисфории, наличие особенностей гендерного самосознания у лиц с психическими заболеваниями, лиц с девиантным поведением, описывается феномен внезапной гендерной дисфории, приводятся данные о встречаемости психических расстройств у лиц, желающих сменить пол, а также о преобладании шизоидных и шизотипических черт у лиц, чей гендер не совпадает с биологическим полом. Сопутствующие гендер-ной дисфории психологические проблемы предлагается рассматривать не как результат стигматизации и текущей неудовлетворенности жизнью, а как изначальный фактор, в основе которого — онтологическая неуверенность и определенным образом сформировавшиеся паттерны поведения и построения идентичности. Приводятся данные исследований идентичности во взаимосвязи с чертами характера. Характер рассматривается в рамках гештальт-под-хода с точки зрения динамической концепции личности. Автор делает предположение, что в основе формирования характерологических черт и паттернов могут лежать метапотребности в безопасности, привязанности и манипулировании, а также что гендерная идентичность может формироваться и функционировать под влиянием этих паттернов.
Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерная дисфория, акцентуации, самопонимание, динамическая концепция личности, онтологическая неуверенность, метапотребности, характер, личность, субъектный подход
INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL FEATURES IN THE STRUCTURE OF GENDER IDENTITY
© The Author(s) 2021
VINOGRADOVA Kseniya Sergeevna, postgraduate student of the Department of History, Philosophy and
Psychology of the Institute of Fundamental Sciences Kuban State Techonological University (350072, Russia, Krasnodar, 2 Moskovskaya Street, e-mail: [email protected]) Abstract. The purpose of this article is to analyze the existing views on the phenomena of gender and gender identity, the main directions of research and their data, an overview of the most pressing problems in this area, as well as to identify the possibility of the relationship between character and gender identity. The separation of the concept of gender from biological sex led to an intensive study of the socio-psychological sex and related phenomena - gender identity, masculinity, femininity, androgyny, gender identity crises, gender dysphorias. The article provides research data that demonstrate a high comorbidity of mental disorders and gender dysphoria, the presence of features of gender self-awareness in persons with mental disorders, persons with deviant behavior, describes the phenomenon of rapid onset gender dysphoria, provides data on the incidence of mental disorders in persons wishing to change their sex, as well as about the predominance of schizoid and schizotypal traits in persons whose gender does not coincide with the biological sex. The psychological problems accompanying gender dysphoria are proposed to be considered not as a result of stigmatization and current dissatisfaction with life, but as an initial factor based on ontological uncertainty and in a certain way formed patterns of behavior and identity building. The data of research of identity in relation to character traits are presented. The character is considered within the Gestalt approach from the point of view of the dynamic concept of personality. The author suggests that the formation of character traits and patterns may be based on meta-needs for security, attachment, and manipulation, and that gender identity may be formed and functioned under the influence of these patterns.
Keywords: gender, gender identity, gender dysphoria, accentuations, self-understanding, dynamic concept of personality, ontological insecurity, meta-needs, character, personality, subject approach
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Процессы глобализации, все большая тенденция к индивидуализму, развитие конструктивистской парадигмы влияют на личность современного человека. Актуальность приобретают проблемы гендерной идентичности. Социальные изменения в обществе, уравнявшие права женщин с правами мужчин, - далеко не единственные последствия этих преобразований. Сегодня активное развивающееся направление гендерной психологии наблюдает и изучает такие феномены, связанные с гендерным аспектом идентичности, как: все более явно проявляющаяся гендерная унификация, андрогинность; гендер-квиры, гендерная
дисфория и гендерная неконформность, в том числе и среди подростков.
Повышается толерантность ко всем тем явлениям, которые еще недавно считались если не патологическими и противоправными, то постыдными. При этом гендерная дисфория, несмотря на пересмотр DSM и МКБ на предмет половых и сексуальных отклонений, сегодня представляет для психологов, психиатров и исследователей научную и практическую проблему. Также требует проработки подход к диагностированию лиц, столкнувшихся с гендерно ассоциированными расстройствами. Ученым-психологам также следует и дальше продолжать исследование механизмов и факторов формирования гендерной идентичности в
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
рамках различных подходов, в частности - рамках экзистенциально-гуманистической парадигмы,
основываясь на субъектном подходе.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Сегодня проводится большое количество исследований тендерной идентичности и связанных с ней феноменов, и получаемые данные говорят о значимой роли гендерного самосознания для поддержания психического благополучия. При этом в гендерных кризисах, дисфориях, различных формах гендерных репрезентаций заметен след акцентуаций характера, расстройств личности, экзистенциальных проблем. Это позволяет сделать предположение, что гендер, являясь социальным конструктом, есть результат функционирования личности, преломляемый внутренними факторами, в числе которых — индивидуально-психологические особенности.
Отделение понятия гендер как социального или психологического пола запустило активную разработку различных подходов к гендерным различиям и факторам формирования гендерной идентичности, среди которых сегодня лидируют социокультурные теории.
Теория социального конструирования гендера основана отрицании детерминирующей поведенческой роли биологического пола (как это подразумевает эс-сенциалистский подход), а также наличия причинной зависимости между мужской и женской психофизиологией. Теория подчеркивает активность самого человека в так называемом конструировании гендера (П. Бергер, Т. Лукман, И. Гоффман и др.).
Отечественная психология долго оставалась на позиции полоролевой социализации, придерживаясь эс-сенциалистского взгляда на гендерную идентификацию, прежде чем тема гендерной идентичности обрела самостоятельность и стала изучаться детально с позиций субъектного подхода.
Современные российские ученые сегодня активно разрабатывают проблемы гендерной идентичности, выделив ее в структуре самосознания как самостоятельный феномен. В современном обществе гендерная идентичность личности — это одна из наиболее изучаемых тем (Ю.В. Градскова, Е.А. Здравомыслова, В.Е. Каган, И.С. Клёцина, Е.Ю. Мещеркина, Л.Н. Ожигова и др.) По концепции Л.Н. Ожиговой «реализация гендерной идентичности личности связана с выработкой определенных способов социокультурной презентации своих организмических свойств в той форме, которая отвечает собственным личностным смыслам» [1].
Несмотря на распространенность теории социального конструирования гендера, некоторые ученые, как отечественные, так и зарубежные, продолжают настаивать на определяющей роли в формировании гендер-ной социализации именно биологических факторов, организмических свойств (Д.В. Воронцов, И.С. Кон, В.С. Мухина и др.). Подобного мнения придерживался и основоположник разделения гендера и пола Р. Столлер, а также М. Даймонд [2], Р. Фридман [3], М. Роббинс [4] и др. При этом подчеркивается субъектность гендерной идентичности, активное начало человека в конструировании своего гендера.
С появлением в научном информационном пространстве понятия «гендер» были выделены такие аспекты этого феномена, как маскулинность и феминность, а Сандрой Бем была развита концепция андрогинии. По ее мнению это качество повышает адаптивность в социуме, так как дает больше вариантов взаимодействия с ним, «диверсифицирует» личность [5]. При этом для действительного гармоничной андрогинии, если таковая действительно имеет место быть, важны факторы, за счет которых достигается это состояние. [6]. С. Бем предложила для определения гендерной идентичности опросник на основе условных «типично мужских» и 304
«типично женских качеств». Низкие показатели по обеим шкалам предполагают недифференцированную тендерную идентичность.
Кризис гендерной идентичности является сегодня наиболее актуальной проблемой в данном направлении психологии. Исследованиям гендерных дисфорий и ассоциированных с ними психических расстройств показывают многообразие и сложность данных явлений. Согласно Р. Лэйнгу переживание своего тела является для человека основанием, «на котором он может быть личностью вместе с другими людьми» [7]. Онтологическая неуверенность в контексте гендерной дисфории подтверждается клиническими наблюдениями: расстройства шизофренического спектра встречаются у лиц с гендерной дисфорией чаще, чем в общей популяции, выявлен высокий уровень коморбидности психических расстройств в трансгендерной популяции [8], описан целый спектр коморбидных расстройств, связанных с гендерной дисфорией [9, 10].
Исследование психологических особенностей и психопатологической коморбидности среди лиц с гендерной дисфорией и нестандартной сексуальной ориентацией занимает все более значимое место в пласте психологических и психиатрических исследований. Так, предпринимаются попытки выявить дезадаптивные схемы и личностные черты лиц из числа сексуальных меньшинств [11], характерологические особенности, предикторы гендерных дисфорий, особенности гендерной идентичности женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией и их психологические особенности [12], коморбид-ность и обусловленность средовыми факторами, особенности диагностики и распространенность [13, 14].
Однако следует отметить недостаточно изученную взаимосвязь гендера и сопутствующих особенностей характера в контексте субъектно-бытийного подхода.
В психологических и медицинских научных публикациях прослеживается тенденция рассматривать психические расстройства гендерно дисфоричных лиц и лиц с гомосексуальной ориентацией как следствие стигматизации, в то время как анализ клинических случаев и анамнеза свидетельствует как о предшествовавших травмах и деструктивном опыте, так и о наличии акцентуаций и расстройств самих пациентов и членов их семей задолго до актуализации собственно гендерных проблем. Кроме того, анализ случаев обратившихся в медицинские центры по поводу смены пола показывает, что значительное число обратившихся имели не истинный транссексуализм, а психические расстройства или внутриличност-ные конфликты [15, 16, 17, 18]. Имеются также данные о людях, совершивших трансгендерный переход, однако продолжающих страдать от неудовлетворенности и даже жалеющих о своем решении. Уязвимой группой являются несовершеннолетние с еще формирующейся идентичностью. Так, Л. Литман описала феномен «резко возникшей гендерной дисфории» (rapid onset gender dysphoria) [19] среди подростков, которые ранее не проявляли каких-либо устойчивых признаков недовольства своим полом, которые, по мнению исследователя, приводят к ложному самодиагностированию. Проведен ряд исследований, демонстрирующих различия в гендерном самосознании группы «гендерно несоответствующих» лиц и лиц с расстройствами шизофренического спектра [8, 20,].
По данным E. Klonsky участники исследования, которые вели себя менее свойственно их конвенциональной гендерной роли, демонстрировали больше шизоидных и шизотипических черт. Менее маскулинные мужчины и менее феминные женщины были более шизоидными и шизотипическими [21]. Эти данные косвенно подтверждаются и отечественным исследованием гендерной идентичности больных шизофренией [22]. В контексте экзистенциальных теорий психических расстройств и заболеваний кризисы гендерной идентичности приобретают, таком образом, важное значение и, вероятно, име-
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
ют взаимосвязь с ними.
В ряде исследований [23] показано, что мужчины с девиантным антисоциальным поведением (насилие над женщинами) имеют специфические особенности гендерной идентичности и гендерной репрезентации. Другие исследования демонстрируют наличие особенностей гендерной идентичности лиц с эндогенными психотическими заболеваниями [20].
Взаимосвязь гендерной идентичности и психических расстройств, таким образом, активно изучается и набирает данные, тогда как исследования индивидуально-психологических черт, наиболее свойственных тому или иному типу гендерной идентичности, немногочисленны. D.P. Schmitt, A.E. Long приводят данные обширных кросскультурных гендерных исследований личностных качеств «Большой пятерки» [24]. Отечественными учеными была исследована связь феминности-маскулин-ности и мотивации у подростков, в результате чего показаны особенности системы мотивов в зависимости от типа гендерной идентичности [25]. Имеются также данные исследований связи типа гендерной идентичности и представлений о семье у подростков [26], а также гендерной социализации в неполной семье [27], изучаются гендерные особенности нарциссических черт [28]. А.С. Исаева и А.А. Скупейко провели эмпирическое исследование, в котором выяснили, какие именно особенности личности, ее окружения могли повлиять на формирование нетрадиционной гендерной идентичности [29].
Все приведенные исследования показывают, что существует явная взаимосвязь гендерной идентичности и различных психических, личностных и бытийных аспектов, что требует более детального изучения.
В контексте теории социокультурного конструирования гендера актуальны для изучения особенности самопонимания как процесса, актуализирующего определенные аспекты идентичности, как понимания собственной идентичности [30], поскольку именно исследование смыслового содержания и специфики самоинтерпретации способно прояснить, как именно и за счет каких внутриличностных факторов происходит конструирование гендера.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью данной статьи является теоретический анализ возможной связи гендер-ной идентичности с индивидуально-психологическими особенностями (метапотребности в контексте гештальт-подхода и конструкт онтологической уверенности-неуверенности).
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Для выполнения задачи использовались теоретические методы исследования: анализ научной литературы по теме.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Гендерная идентичность — это неотъемлемая часть целостного развития личности, феномен, детерминированный физиологическими процессами и культурно-средовым влиянием, обладающий качествами субъект-ности, интегративности и динамичности, который, по предположению авторов, функционирует через призму, лежащую в области индивидуально-психологических особенностей, а также связан с уровнем онтологической уверенности, силы Я (Self).
Анализ теоретического материала показал, что феномен идентичности изучен в психологии достаточно детально и разнопланово, однако практически отсутствуют систематические исследования связи идентичности с характером как внутренней психологической опорой и паттерном достижения и ощущения самотождественности. Идентичность личности как феномен, обеспечивающий уникальность каждого из нас, помимо содержательного аспекта обладает своеобразным «рисунком»
— набором-индивидуально-психологических характеристик, свойств характера. С одной стороны, каждый характер уникален, с другой, учеными во все времена предпринимались попытки обнаружить сходные черты между группами людей, типологизировать их, объяснить их возникновение. На сегодняшний день можно констатировать, что связь феноменов идентичности и индивидуально-психологических черт, так называемых акцентуаций, недостаточно изучена, несмотря на, вероятно, детерминирующую роль акцентуаций в структуре и функционировании идентичности.
Л.А. Кириллов одним из первых подошел к изучению индивидуально-типологических особенностей самосознания акцентуированных личностей. Рефлексивное «Я», по его мнению существует в «акцентуированном» сознании, которое выступает как в качестве мотивирующего фактора, так и в качестве преграждающих активность факторов. Ученый утверждает, что акцентуации характера — «один из влиятельных факторов, во многом определяющий устойчивое ядро самосознания личности» [31].
В проведенном В.А. Южаковым исследовании связи между показателями самоидентичности, акцентуирован-ности и групповыми показателями (социометрическим статусом) делается вывод о том, отсутствие акцентуаций не влияет на уровень гармоничности структуры идентичности, а также о том, что акцентуированная личность может иметь гармоничную структуру идентичности. При этом подчеркивается роль индивидуально-типологических особенностей и принадлежности человека к разным социальным группам в формировании личностного и социального аспекта идентичности [32].
Исследованием И.Ю. Климовой и Г.А. Колосова была установлена взаимосвязь акцентуаций и личностных расстройств. Утверждается, что исследуемые, имеющие те или иные акцентуации, «не менее чем в половине случаев имеют психотическую акцентуацию или личностное расстройство». [33]. Полученные данные устанавливают связь между чертами характера и чертами личности, между индивидом и субъектом.
В отечественной психологии характер в целом определяется как комплекс относительно устойчивых черт, сочетание которых в том или ином соотношении и придает индивидуальность личности. В характере выражается отношение к внешнему миру и самому себе, поведение в различных ситуациях. С.Л. Рубинштейн считает чертами характера «те существенные свойства человека, из которых с определённой логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие другие» [34]. Ю.Б. Гиппенрейтер отделила черты характера и черты личности, назвав первые способом действия, в вторые — детерминантой направленности и мотивов [35].
Остается малоизученным вопрос о возникновении тех или иных выраженных черт, а также то, как эти сформировавшиеся и относительно устойчивые черты, выходя за рамки личностной идентичности, влияют на другие виды идентичности — социальную, профессиональную, гендерную.
Актуальным представляется рассмотреть эти причины с точки зрения гештальт-концепции (Ф. Перлз, П. Гудман и др.), положения которой схожи с субъектно-бытийным подходом.
Данная концепция отличается от других тем, что характер рассматривается здесь не как набор черт, свойств, которые дают базу для типологизации, а как процесс, происходящий «здесь-и-теперь», а также как наиболее свойственные индивиду способы формирования, прерывания и завершения гештальта (контакта фигуры и фона), не обусловленные влиянием ситуации. «Соответственно, анализ структуры характера подразумевает ответ на вопрос: «Как сформировался данный паттерн поведения?»,
«Как мы делаем то, что мы делаем?» [36].
Пытаясь описать природу паттернов, в рамках данного подхода Д. Хломовым была создана динамическая концепция личности. Цикл контакта (где граница контакта принадлежит и фигуре, и фону одновременно), согласно концепции, строится на последовательно актуализирующихся трех метапотребностях — безопасности, привязанности, манипулировании — которые задают направление контакта и определяют его содержание. Метапотребность в данном случае — это потребность, у которой нет фиксированного предмета или способа удовлетворения, эта потребность может быть удовлетворена формально прямо противоположными способами.» [37].
Согласно данной концепции три основные расстройства личности — шизоидное, пограничное (невротическое или созависимое) и нарциссическое — предстают в данной концепции не как клинические диагнозы, а как три составляющих личности каждого человека, отвечающих за три вышеописанные метапотребности — в безопасности, привязанности, манипулировании соответственно — и формируются тем или иным образом при последовательном прохождении стадий психического развития, выделенных в психоаналитических, гуманистических, экзистенциальных и других теориях личности, развивающих идею объектных отношений [37].
В концепции описаны особенности, характерные для каждого психотипа, которые проявляются в цикле контакта, частично описания совпадают с классическими типологиями акцентуаций (А.Е. Личко, К. Леонгард, П.Б. Ганнушкин), но и имеют свои особенности, отличаются большей феноменологичностью, осмыслением в экзистенциальном аспекте и наиболее близки с типологией Н. Мак-Вильямс [38]. Таким образом, мы предполагаем, что гендерная самоинтерпретация, представление о гендерных ролях, гендерный статус более «шизоидных», более «нарциссических», более «невротичных» (названных Д. Хломовым в одной из лекций «отношен-ческими») личностей или их сочетаний в том или ином соотношении будут различаться или иметь свои особенности, что обусловлено состоянием удовлетворенности метапотребностей. Так, для шизоида основным будет стремление к безопасности и автономии внутреннего мира (онтологической уверенности), для невротической личности — межличностные отношения, для нарцисси-ческой — статус, ощущение собственной значимости.
Таким образом, идентичность представляет собой самость (Self) как организованный, непрерывной преобразующийся гештальт (К. Роджерс), а характер — это внутренние метапотребностные факторы, определяющие свойства, особенности и направление этого процесса. Уровень онтологической уверенности, по нашему предположению, может играть в этом феномене определенную роль.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Гендерная идентичность под влиянием индивидуально-психологических характеристик приобретает как уникальность, так и закономерные для групп людей особенности. Анализ литературы показал, что гендерная идентичность и гендернаясамоинтерпретациясвязаныспсихологическим благополучием, гармоничной адаптацией. Характер в структуре идентичности предстает как значимый фактор, через который преломляется деятельность человека по отношению к себе и к миру.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Исследование гендерной идентичности с этой точки зрения может дать обширное поле для научного анализа, объяснить содержание той или иной идентичности, выявить более глубинные психологические проблемы, которые нередко завуалированы такими явлениями как гендерная дисфория, неспособность к гармоничным отношениям, построению семьи и других.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ожигова Л.Н. Гендерная идентичность личности и смысловые
Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
механизмы ее реализации: дис. д-ра психол. наук. Краснодар, 2006. 431 с.
2. Diamond M., Crawford M. Sex and Gender: Same or Different? Feminism & Psychology. 2000. Volume 10 (1). 46—54.).
3. Friedman R.C., Downey J. Biology and the Oedipus complex // Psychoanalytic Quarterly. 1995. № 64. Р. 234—264.
4. Robbins M. Nature, nurture, and core gender identity // Journal of the American Association. 1996. № 44 (suppl.). Р. 93—117.
5. Bem S. The measurement of psychological androgyny // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, vol. 42, № 2. P. 155—162.
6. Чуркина Н.А. Маскулинность и феминность в современном обществе: состояние, тенденции трансформации // Социодинамика. 2018. № 5. С. 16—20.
7. ЛэнгР.Д. Расколотое «Я». СПб.: Белый Кролик, 1995. 352 с.
8. Старостина Е.А., Ягубов М.И. К вопросу о нарушении половой идентичности при транссексуализме и расстройствах шизофренического спектра // Российский психиатрический журнал. 2019. № 5. С. 22—31.
9. Cole C.M., O'Boyle M., Emory L.E. et al. Comorbidity of gender dysphoria and other major psychiatric diagnoses // Archives of Sexual Behavior. 1997. Vol. 26, № 1. P. 13—26.
10. De Vries A.L.C., Noens I.L.J., Cohen-Kettenis P.T. Autism spectrum disorders in gender dysphoric children and adolescents // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2010. Vol. 40, № 8. P. 930—936.
11. Ерзин А.И., Семёнова Т.С., Антохин Е.Ю. Черты личности и ранние дезадаптивные схемы как предикторы суицидального риска у подростков-гомосексуалов // Суицидология. 2017. № 4 (29), том 8. С. 81.
12. Григорьева А.В., Водяха С.А. Особенности гендерной идентичности женщин с нетрадиционной сексуальной ориентацией //В сборнике: Проблемы психологического благополучия. Материалы международной заочной научной конференции. Екатеринбург, 2021. С. 155—63.
13. Duisin D., Batinic B., Barisic J., Djordjevic M.L., Vujovic S. Bizic M. Personality Disorders in Persons with Gender Identity Disorder // The Scientific World Journal. 2014. Vol. 2014.
14. Zucker K. J. Epidemiology of gender dysphoria and transgender identity /K. J. Zucker // Sexual Health. 2017. Vol. 14. № 5. P. 404
15. Попова Г.А. Расстройство половой самоидентификации в рамках непсихотических форм эндогенных заболеваний и расстройств личности: дис. канд. психол. наук. Москва, 2020, 218 с.
16. Попова Г.А. Расстройство половой самоидентификации в рамках непсихотических форм эндогенных заболеваний и расстройств личности (клинико-психопатологический аспект) //Психиатрия. 2020. № 2 (86). Т. 18. С. 13—20.
17. Попова Г.А. Становление понимания феномена расстройства половой идентификации //Психиатрия. 2019. № 3 (83). Т. 17. С. 51—61.
18. Матевосян С.Н., Тишова Ю.А., Калинченко С.Ю., Руденко Л.В. Расстройства половой идентичности: история изучения проблемы и распространенность в Российской Федерации // Российский психиатрический журнал. 2008. № 3. С. 65—71.
19. Littman L. Rapid-onset gender dysphoria in adolescents and young adults: A study of parental reports. / L. Littman // PLOS ONE. 2018. Vol. 13. №8.
20. Пискарева Т.К., Ениколопов С.Н. Нарушения половой идентичности и проблемы психического здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. 2019. .№3 С. 28—35.
21. Klonsky E.D., Jane J.S., Turkheimer E., Oltmanns T.F. Gender role and personality disorders. November // Journal of Personality Disorders. 2002. № 16(5). P. 464—476.
22. Овчинников А.А., СултановаА.Н., Радченко Д.С., Сычева Т.Ю., Климова И.Ю., Лобастов Р.Л. Особенности гендерной идентичности, защитных механизмов и семейного климата у больных шизофренией // Journal of Siberian Medical Sciences. 2019. № 1. С. 88—97.
23. Ениколопов С.Н., Дворянчиков Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. 2001. № 22 (3). С. 100—115.
24. Schmitt D.P., Long A.E., McPhearson A., O'Brien K., Remmert B., Shah S.H. Personality and gender differences in global perspective. Dectmber // Int J Psychol. 2017, № 52. Suppl 1. P. 45—56.
25. Ожигова Л.Н., Богомолова Т.О. Маскулинность / феминин-ность и мотивация личности подростков. Южно-российский журнал социальных наук. 2019. Т. 20, № 1. С. 137—151.
26. Воропай Е.В. Маскулинность и фемининность в представлениях современной молодежи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018. № 6. С. 5—15.
27. Дубовская Е.М., Мишина К.С. Особенности гендерной социализации в неполной семье // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 42. С. 9.
28. Искакова Д.В., Штерц О.М. Гендерные особенности нарцис-сических черт личности // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. С. 208.
29. Исаева А.С., Скупейко А.А. Психологические особенности формирования гендерной идентичности у лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией // Психология, образование: актуальные и приоритетные направления исследований. Тверь. 2021. С. 265—270.
30. Тучина О.Р. Концепция самопонимания личностью этнокультурной идентичности: субъектный подход // Научный журнал КубГАУ. 2015. № 108(04). С. 920—933.
31. Кириллов Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992. 22 с.
32. Южаков В.А. Связь формирования идентичности с социометрическим статусом и акцентуациями характера. Человеческий фак-
306
OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI
тор: социальный психолог. № 2 (40). 2020. С. 327—333.
33. Климова И.Ю., Колосов Г.А. Поиск взаимосвязи между акцентуациями характера и личностными расстройствами // Journal Of Siberian Medical Sciences. 2018. №3. С. 75— 79.
34. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.; Харьков; Минск; М.: Питер, 2000. 712 с.
35. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. 336 с.
36. Аралова М.П. Концепция характера в теории и практике геш-тальт-терапии // Северо-Кавказский психологический вестник. № 1. 2008. С. 59—64.
37. Олифирович Н.И., Хломов Д.Н. Динамическая концепция личности в гештальте и эмоционально-фокусированная терапия: грани соприкосновения //Психотерапия. № 1(181). 2018. С. 69—73.
38. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. 480 с.
Статья поступила в редакцию 15.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021