Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Аксютина З.А. — Методолого-теоретические основы терапии метафорическими ассоциативными картами // Психология и Психотехника. - 2023. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0722.2023.3.38002 EDN: XRMYKJ URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=38002
Методолого-теоретические основы терапии метафорическими ассоциативными картами
Аксютина Зульфия Абдулловна
СКСЮ: 0000-0003-2548-4673
кандидат педагогических наук
доцент, кафедра социальной педагогики и социальной работы, Омский государственный
педагогический университет
644076, Россия, Омская область, г. Омск, ул. Партизанская, 4а, оф 110
Статья из рубрики "Психотехника"
DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.38002 EDN:
Дата направления статьи в редакцию:
05-05-2022
Аннотация: Метафорические ассоциативные карты стали популярным средством в арт-терапии детей и взрослых, что является поводом и необходимостью их тщательного изучения. Предметом анализа выступают методолого-теоретические основания использования метафорических ассоциативных карт. Цель статьи - выявление методолого-теоретических оснований использования метафорических ассоциативных карт. В качестве методов исследования используется анализ научных публикаций и методы категориально-системной методологии (универсальная схема взаимодействия и метод категориального маятника). В статье обосновывается место метафорических ассоциативных карт в психотерапии, осуществляется поиск теоретических оснований для осуществления психотерапевтических процедур, связанных с метафорическими ассоциативными картами. На основе опоры на идею, высказанную Н. В. Дмитриевой, Ю. М. Перевозкиной, Л. В. Левиной и Н. В. Буравцовой, проводится доказательный анализ характерных особенностей по отнесению метафорических ассоциативных карт к разделу экспрессивной психотерапии, подклассу креативной терапии и классу, арт-терапии. При теоретическом обосновании МАК-терапии на основе опоры на системный и
деятельностный подходы выявляются методологические компоненты ее качественных состояний (объект, предмет и цель) в системной, процессной и деятельностной вариациях. Исследование МАК-терапии как динамической системы позволило сделать вывод о зависимости результата взаимодействия от творческого потенциала клиента, что указывает на возможные ограничения в применении метафорических ассоциативных карт. Построение системной модели МАК-терапии позволило выявить основной понятийный аппарат данной области психотерапии. Полученные результаты теоретического исследования будут полезны в практике оказания помощи при проведении психотерапевтических процедур с применением метафорических ассоциативных карт.
Ключевые слова:
метафорические ассоциативные карты, МАК-терапия, колода, универсальная схема взаимодействия, метод категориального маятника, психотерапия, экспрессивная психотерапия, креативная терапия, арт-терапия, творческий потенциал
Введение
Метафорические ассоциативные карты (далее - МАК) находят стремительное распространение, активно используются в арт-терапевтической работе с детьми и взрослыми. Существует множество предложений различных колод карт, что указывает на высокую их востребованность. Вместе с тем, использование в арт-терапевтической практике тех или иных технологий требует понимания их теоретико-методологических оснований, которые позволяют раскрывать возможности и перспективы МАК в решении злободневных затруднений человека, его развитии.
Предметом исследования будут методолого-теоретическиеоснования использования МАК. Новизна исследования определяется накопленным арсеналом практик применения МАК, в основе которых наиболее часто лежат общетерапевтические подходы, а собственные методологические основания остаются недостаточно выделенными. Приведенные предмет и новизна исследования обусловили цель статьи - выявление методолого-теоретическихоснований использования МАК.
Методологические основания метафорических ассоциативных карт
Осуществляя поиск методологических основ МАК будем исходить из тезиса Н. В. Дмитриевой, Ю. М. Перевозкиной, Л. В. Левиной и Н. В.Буравцовой считающих их «разделом экспрессивной психотерапии, являющейся подклассом креативной терапии, входящей в класс арт-терапии» [8, Сш 2621.
Обратимся к классу - арт-терапии. Как правило, наиболее часто речь идет об использовании в качестве терапевтических воздействий арт-технологий. Хронологически первые упоминания понятия «арт-технологии» относятся к концу 30-ых гг. прошлого века. Арт-терапия является относительно новым направлением в психотерапии. Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач Адриан Хилл. В 1938-е г., находясь на лечение с туберкулезом легких, он заметил, что занятия творчеством отвлекают его от тяжелых переживаний и помогают справляться с болезнью [20, с- 65]. Терапия искусством или арт-терапия выступает в качестве своеобразного посредника в общении пациента и терапевта на символическом уровне. В. Беккер-Глош и Э. Бюлов
связывают арт-технологии с художественным творчеством, которое связано «с действием
трёх факторов: экспрессии, коммуникации и символизации» [2, с 43]. Указанные авторы делают акцент лишь на художественном аспекте творчества, хотя в настоящее время в арт-технологиях используется все более расширяющийся диапазон видов творчества.
Т. В. Жукова, обосновывая применение арт-технологий применительно к профессиональной деятельности психолога указывает, что под арт-технологиями следует понимать «совокупность форм, методов и средств различных видов искусства,
направленных на развитие творческого потенциала личности» ———Можно утверждать, что спустя довольно короткий промежуток времени увеличивается круг видов искусства, используемых при разработке арт-технологий. Кроме того, Т. В. Жукова внесла в понимание сущности рассматриваемого понятия новое содержательное наполнение, выражающееся в направленности на развитие потенциала личности.
И. М. Кунгурова сводит понимание арт-технологий к двум составляющим: искусству, как таковому, и целеполаганию. По её мнению, арт-технологии - это «совокупность средств искусства и методов художественно-творческой деятельности для достижения
намеченной педагогической цели» [14, с- 47]. Эта мысль указывает на «перетекание» применения арт-технологий с психологической практики в педагогическую.
М. Лийбман связывает понимание арт-технологий с психологией человека. Арт-технологии - это «использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения» [24, с-
Я. Е. Прошкина и О.А. Белобрыкина полагают, что к арт-терапевтическим методам относятся сказкотерапия, игротерапиия, песочная терапия, абсурдизация и
формокоррекционная ритмопластика [17!. Отметим, что содержательной полной классификации видов искусств, относящихся к арт-терапии, нами не найдено.
С методологической точки зрения МАК возможно рассматривать в качестве проективных методик и как разновидность арт-терапии и как мифологизированной реальности И^!. По мнению специалистов, метафорические ассоциативные карты по своей методической сути, несомненно, относятся к проективным методикам, где осуществляется работа с фантазиями, образами, позволяющими заглянуть во внутренний мир человека, выявить его ценности и ожидания. Подклассом арт-терапии является креативная терапия или терапия творчеством. Считается, что термин «терапия творчеством» сформулировал первым в 1867 г. В. Гайзингер, под которым он понимал поддержку, укрепление и прояснение духовной индивидуальности личности, посредством занятий творчеством. Постепенно с терапии больных это направление стало применяться и в отношении здоровых людей с трудностями в «психическом отвлечении». В ХХ в. терапия творчеством становится терапией самораскрытия в творчестве. Этому направлению большое внимание уделял Е. М. Бурно - создавший в 1989 г. метод терапии творческим
самовыражением
М. Е. Бурно описал эксперимент, проходивший в 1926 г., под руководством доктора М. Ю. Лахтина, в котором пациенты с неврозами привлекались к выжиганию по дереву, художественной вышивке, лепке, росписи по фарфору и дереву. М. Ю. Лахтин считал, что в процессе занятий творчеством человек ощущает себя частью целого, черпает в творении силы, происходит его самораскрытие путем обращения к чувствам.
В основе креативной терапии лежат психоанализ З. Фрейда, психодрама Я. Л. Морено, теория терапевтической помощи графическим самовыражением М. Наумбург, аналитическая психология К. Юнга. Именно в 1923 г. К. Юнг занимаясь интроспекцией за сновидениями, образами, начал зарисовывать увиденное. На основе собственного опыта он стал предлагать и пациентам делать зарисовки, рассматривая рисунок как средство отражения бессознательного. Под влиянием разрабатываемых идей К. Юнга с 1925 г. специалисты начинают использовать в психотерапии изобразительные средства в Европе (Е. Спир, Н. Франк, Д. Хеуер, и др.) и США (Э. Крамер, Н. Левиз, М. Наумбург П Шилдер, М. Штерн и др.). Широкое применение занятий по рисованию и живописи в целях психотерапии активно начинается с 40-х гг. XX в., что обусловлено разработкой М. Наумбург динамически ориентированной арт-терапии.
М. Наумбург полагала, что динамически ориентированная арт-терапия, должна опираться на идеи З. Фрейда о распознании бессознательных глубинных мыслей и чувств человека, извлеченных из грез, конфликтов, образов, сновидений, страхов, фантазий. А исследование Г. Принцхорн (20-ые гг. ХХ в.) лишь подтвердило, что творческие работы пациентов отражают их наиболее интенсивные конфликты, поэтому внутреннее содержание конфликтов можно визуализировать с целью дальнейшего повествования о переживаемых чувствах.
Экспрессивная психотерапия это раздел к которому относятся и МАК. На связь креативной терапии с экзистенциями обратил внимание В. А. Мальцев, выделив особенности этой связи, заключающиеся в том, что:
1) креативность помогает разрешать такие данности, как изоляция и бессмысленность; 2) смерть актуализирует мужество творить; 3) свобода с одной стороны влияет на развитие креативности, но с другой стороны, сама креативность помогает приобрести человеку
свободу [16, с 1101. И, как справедливо считает разработчик экспрессивной психотерапии Н. Роджерс, ее можно рассматривать как человекоцентрированную. Это дает клиенту целостность психотерапевтического процесса, за счет обнаружения, осознания, балансирования и интеграции его противоположностей вокруг объединяющего центра -сущности клиента. Она полагает, что опосредовано в экспрессивной психотерапии происходит совершенствование личности, побуждаемой к творчеству посредством
преобразующего самовыражения, с целью достижения психического здоровья И§1.
Отметим, что экспрессивная психотерапия характеризуется включением распространенных методов: «арт-терапия, музыкотерапия, терапия танцем и драма терапия. Эффективность которых показана в ряде рандомизированных исследований, что
является доказательной базой их использования в практической деятельности» [19, с-А03!. И, как метко отмечает Р. Ю. Емельянова: «Все арт-терапевтические методы базируются на утверждении, что всякий раз, когда человек, не задумываясь о художественной ценности своих произведений, рисует, лепит, сочиняет сказку, танцует,
изготавливает куклу, в созданных образах отражается его внутренний мир» [9, с- 59-6°1.
Н. В. Дмитриева, Н. В. Буравцова, Л. В. Левина и Ю .М. Перевозкина разработали и описали принципы использования ассоциативных карт, к которым отнесли: метафоричность и имажинативность, символизм, универсальность, однозначность и точность, доступность обращения к клиенту, алгоритмизированность, проверяемость и адекватность, беспристрастность, ассоциативность, комплексность воздействия, безопасность, экологичность, медиативность, экспрессивность, информативность, креативность, нативность, энергетичность, проективность, эффективность
Теоретическое обоснование МАК-терапии
Исследуя МАК-терапию, обоснуем основные теоретические концепты, важные для ее полного понимания на научной основе. Необходимость разработки теоретических основ МАК-терапии остается актуальнейшей проблемой. Это находит отражение в диспропорции публикаций, большая часть которых посвящена практике их применения и наличием лишь небольшого количества публикаций, направленных на фундаментальное обоснование МАК-терапии.
Основными категориями МАК-терапии являются «объект», «предмет» и «цель». Обратимся к определению объекта и предмета МАК-терапии. Выделяются две области применения МАК - теоретическая и практическая. В теоретической области развивается направление, связанное с формированием нового течения арт-терапевтического знания - МАК-терапией, а в практике сформировался новый инструмент, все возможности которого пока остаются не изученными. Подтверждением этого служат слова С. С. Федосиной: «В зависимости от профессиональной позиции психолога МАК воспринимается и как психодиагностический инструмент, и как инструмент воздействия
на клиента, и как способ взаимодействия психолога с клиентом» [21—с:—48-54]. В результате формируются разные научные подходы применения МАК-терапии, задающие и различия в объектно-предметной области. Опишем основные варианты МАК-терапии или ее качественные состояния (табл. 1).
Таблица 1
Варианты качественных состояний использования МАК-терапии
Качественные состояния Формы проявления качественного состояния Механизмы реализации
система система использования МАК, система МАК-терапии, системный характер использования МАК и т. п. техники активного стимулирования восприятия с опорой на ме та фо ру и ассоциации
процесс процесс МАК-терапии и МАК-практики
деятельность про фе с с ио на л ьна я де я те льнос ть психолога, профессиональная деятельность психотерапевта, иг ро в а я де я те л ьно с ть
Качественные состояния МАК-терапии (система, процесс, деятельность) имеют индивидуально обусловленные формы проявления и единые механизмы реализации. Анализ качественных состояний дает возможность выявить методологические компоненты качественных состояний МАК-терапии, такие как объект, предмет и цель (табл. 2).
Таблица 2
Методологические компоненты качественных состояний МАК-терапии
Компоненты Варианты МАК-терапии
Система Процесс Деятельность
Объект Система МАК- Процесс Психотерапевтическая
терапии МАК- деятельность
те ра пии
Предмет К о мпоне нты М А К -те ра пии Программа МАК-те ра пии Структура психотерапевтической деятельности
Цель Стабильное функционирование системы МАК-те ра пии Достижение заданных в программе МАК-те ра пии результатов Оказание психотерапевтической помощи
Проведём анализ данных отраженных в таблице 2. В ситуации исследования МАК-терапии как системы необходимо изучать ее компоненты, т. к. для разворачивания системы важно стабильное функционирование всех ее составляющих. Имеющиеся в настоящее время публикации, посвященные различным практикам, акцентируют внимание на таких программных компонентах как техники, сценарии, приемы и упражнения. Очевидно, что с одной позиции процессуальная сторона является наиболее востребованной, а с другой - опыт описывать легче, чем теорию. Целью МАК-терапии в процессуальном исследовании выступает достижение заданных в программе результатов.
Опора на системный подход в исследованиях МАК-терапии направляет на изучение ее компонентно-элементного состава, а деятельностный подход ориентирует на выявление ее структуры при оказании психотерапевтической помощи. Проведенные анализ и полученные результаты позволили построить универсальную схему взаимодействия элементов целеполагания МАК-терапии (рис. 1).
Условные обозначения: ВИК - внутренние интенсивные конфликты; МАК -метафорические ассоциативные карты; КИ - колоды с изображениями; КС - колоды со словами; СК - смешанные и другие колоды; ТК - терапевтический контакт; ТП -творческий потенциал личности; РК - разрешение конфликта.
Рис. 1. Универсальная схема взаимодействия элементов целеполагания МАК-терапии
Сделаем пояснения к рисунку 1. Внутренние интенсивные конфликты, имеющиеся у клиентов, выступают источником разворачивания системы МАК-терапии. Разнообразные виды МАК (колоды с изображениями; колоды со словами и смешанные колоды) являются взаимодействующими элементами системы. Взаимодействие происходит в ходе терапевтического контакта. Результат взаимодействия зависит от творческого потенциала клиента, а достигнутый эффект заключается в разрешении конфликта.
Опираясь на описанные теоретические результаты представим системную модельМАК-терапии в форме маятника, отражающего взаимосвязь компонентов. Маятник,
отражающий МАК-терапию как динамическую систему, находится в непрерывном движении. Пусковым механизмом для использования МАК-терапии является запрос клиента, связанный с его потребностью в психологической помощи по разрешению внутренних конфликтов. Сама терапия может осуществляться как через индивидуальную, так и через групповую работу. Процессуальная составляющая реализации МАК-терапии происходит через три важнейших компонента: безопасность, рефлексия, личностный смысл.
Первый компонент предполагает формирование чувства безопасности в ходе терапевтического сеанса. МАК ассоциируются с игрой, что само по себе способствуют возникновению у клиента чувства безопасности. В МАК-терапии вторым составляющим компонентом является рефлексия клиентом собственных эмоций, чувств, переживаний. Для достижения рефлексии психолог задает вопросы, тем самым стимулируя клиента к самораскрытию. Часть вопросов заранее разрабатывается для конкретной технологии или колоды карт, а другая возникает в ходе проработки той или иной карты (ситуации, истории и др.). В результате прохождение клиентом всех этапов МАК-терапии должно завершится нахождением личностных смыслов (третий компонент). В идеальной модели предполагается полное разрешение внутреннего конфликта. Работа с МАК способствует разворачиванию саморазвития и самопознания как составляющих в осознании, понимании самого себя и достижения самоудовлетворенности жизнью. На это обратил внимание М. Ингерлейб, написавший: «Метафорические ассоциативные карты -надежный помощник для каждого специалиста, который работает с людьми, так как позволяют наладить коммуникацию, создать атмосферу доверия, интереса к самопознанию и саморазвитию, а также закладывают «канву» желаемого контекста
общения с клиентом или группой» Г11, с 11].
В модели показано, что терапевтический контакт включен в психологическое сопровождение и психологическую поддержку. Все они в суммарной совокупности являются составляющими в оказании психологической помощи. Основными приемами терапевтического контакта являются метафора и ассоциация.
Ассоциация - спонтанная связь, возникающая между двумя или более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, идеями,
воспоминаниями и т. п.) в процессе психической деятельности индивида Г11, с- 211.
Метафора - любое языковое выражение с переносным смыслом, которое позволяет перенести реальность одного понятия на другое, более яркое -Ц-51.
Л. В. Шумилова пишет, что «метафора:
- используется как пояснительное средство, ускоряя за счет своей образности процесс восприятия и понимания неизвестного и малопонятного;
- оптимизирует процесс запоминания путем создания устойчивых ассоциативных связей;
- стимулирует воображение и стремление к познавательной деятельности;
- активизирует интуицию и языковое чутье;
- развивает креативность, поскольку обращена к подсознанию и запускает в действие внутренний, творческий потенциал личности» Г23, Сш 1611.
Л. И. Богданова описывая процесс применения метафоры отмечает: «Метафоризация -
один из смыслообразующих механизмов при порождении текстов, что непосредственно связано со способностью метафоры обозначать предмет или явление, видеть его в ином
ракурсе, давать ему оценку, выражая к нему свое отношение» [3, Сш 143"".
На основе представленной модели маятника, отражающего систему МАК-терапии возможно выстроить понятийный аппарат МАК-терапии, который включает следующие категории: МАК, МАК-терапия, групповая работа, индивидуальная работа, запрос, клиент, психологическая помощь, самопознание, саморазвитие, психологическая поддержка, психологическое сопровождение, терапевтический контакт, безопасность, рефлексия, личностный смысл, метафора, ассоциация. Кроме приведенных нами категорий в МАК-терапии активно применяются и другие категории: восприятие, проекция, смысл, нарратив, личностный смысл, инсайт, фигура и фон.
Обратим внимание и на функции, реализуемые в ходе МАК-терапии.
В исследовании З. А. Аксютиной и С. А. Маврина отмечается, что искусство выполняет разные функции: эстетическую, гедонистическую, духовного общения, познавательную,
предвосхищения, воспитательную, антаркическую, «функцию отказа», свободы [1, с- 172-Полагаем, что МАК можно рассматривать и как объект искусства и тогда, очевидно -они выполняют аналогичные функции. Эта идея созвучна с исследованием В. И. Шебановой. Ею апробировано достаточно большое количество наборов МАК. В ходе практической деятельности автор выделила ряд функций, связанных с их использованием. Мы их лишь перечислим: коммуникативная, стимулирующая, организующая (интегрирующая), фокусирующая или актуализирующая, фокусировки внимания, объективирующая, смыслобразующая, деконструирования, рефрейминга,
экспрессивная и катарсическая, защитная, ресурсная I22". Указанные функции значительно дополняют и расширяют теорию понимания технологии МАК. С описанием функций можно ознакомиться по работам указанных авторов.
Этапам работы с МАК большое внимание уделяют новосибирские исследователи. Так, Н. В. Дмитриева с соавторами выделили основные этапы работы с ассоциативными картами. Они включают: диагностику актуального состояния, диагностику желаемого состояния, выбор терапевтического подхода, выбор уровня, поиск альтернатив, окончание работы
[7, с. 261"". в исследовании МАК-терапии при работе с травмой Н.В. Дмитриева и Е. А. Миноходова указывают на другие этапы: формирование чувства безопасности; отреагирование переживаний; воссоздание целостности личной истории, то есть признание факта травмы и того, что ты оказалась жертвой ситуации; интеграция личности, восстановление личной целостности [6".
Может возникнуть иллюзия, что все практики МАК-терапии имеют собственные этапы. Считаем, что это не так. В указанных примерах различия заключаются в том, что в первом случае приводятся все этапы МАК-терапии, а во втором раскрывается этап поиска альтернатив.
Особая потребность практиков связана с классификацией колод МАК. Анализ различных колод МАК позволяет утверждать, что можно их классифицировать по трем критериям.
Критерий первый - возраст. По этому критерию обнаруживаются колоды карт, предназначенные для детей, подростков и взрослых.
Критерий второй - состав. Односоставные колоды имеют в своем содержании карты с изображениями. Двусоставные (или смешанные) могут содержать в составе две колоды.
Например, изображения и слова (фразы), изображения основных карт и изображения ресурсов, изображения и трафареты.
Критерий третий - количество карт. Малые колоды карт содержат до 30 карт, средние до 100 и большие свыше 100 карт.
Отметим, что классификацию по сфере применения (напр., коучинг, финансы и т. п.) считаем неуместной в силу универсальности МАК как средства, применяемого в арт-те ра пии.
Заключение
Метафорические ассоциативные карты по методологическим основаниям являются инструментальной частью или одним из разделов экспрессивной психотерапии, относятся к подклассу креативной терапии, содержащийся в классе арт-терапии.
В ходе теоретического обоснования МАК-терапии выявленыметодологические компоненты качественных состояний МАК-терапии (объект, предмет и цель) в системной, процессной и деятельностной вариациях. Исследование МАК-терапии как динамической системы позволило четко обозначить зависимость результата взаимодействия от творческого потенциала клиента. Этот указывает на возможные ограничения в применении МАК. Построение системной модели МАК-терапии позволило выявить основной понятийный аппарат данной области психотерапии.
Полученные результаты теоретического исследования будут полезны в практике оказания помощи при проведении психотерапевтических процедур с применением метафорических ассоциативных карт.
Библиография
1. Аксютина З.А., Маврин С.А. Функции изобразительного искусства в социальном воспитании подростков, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные и социальные науки: электронный журнал. 2011. № 2. С. 167-173.
2. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство: журнал арт-терапии. 1999. № 1. С. 42-58.
3. Богданова Л.И. Концептуальная метафора в аспекте обучения иностранным языкам // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Русские и иностранные языки и методика их преподавания. 2005. № 1. С. 141-148.
4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением: (отечественный клинический психотерапевтический метод): учебно-практическое пособие по психотерапии и психологическому консультированию. М.: Альма Матер: Академический Проект, 2012. 487 с.
5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Левина Л.В., Перевозкина Ю.М. Методологические основы и принципы работы с ассоциативными картами / Развитие человека в современном мире : материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. Часть I. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С. 242-251.
6. Дмитриева Н.В., Миноходова Е.А. Этапы терапии психологической травмы с помощью МАК / Антология российской психотерапии и психологии. Материалы научно-практических конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной саморегулируемой организации «Союз
психотерапевтов и психологов». М.: Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига; Национальная саморегулируемая организация «Союз психотерапевтов и психологов», 2019. С. 41-45.
7. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М., Левина Л.В., Буравцова Н.В. Основные этапы работы с ассоциативными картами / Развитие человека в современном мире. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. Часть I. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С. 261-270.
8. Дмитриева Н.В., Перевозкина Ю.М., Левина Л.В., Буравцова Н.В. Основные этапы работы с ассоциативными картами / Развитие человека в современном мире. материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2 частях. Часть I. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2015. С. 261-270.
9. Емельянова Р.Ю. Использование креативной терапии в психологическом сопровождении личного состава // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2018. № 6. С. 59-65.
10. Жукова Т.В. Использование арт-технологий в подготовке студентов-психологов к профессиональной деятельности. М.: ВЛАДОС, 2005. 250 с.
11. Ингерлейб М.Б. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. СПб.: Питер, 2021. 192 с.
12. Казанцева Е. В. Метафорические ассоциативные карты как "магическая" психотерапевтическая практика // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. № 1. С. 163-170.
13. Кузьмин Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. 2015. № 5 (67). С. 159-164.
14. Кунгурова И.М. Арт-технологии в преподавании дисциплины "технологии и методики обучения иностранным языкам" в вузе // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2013. №5 (11). С. 46-51.
15. Липская Т.А. Возможности метафоры как психологического метода // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. № 4-3. С. 691-695.
16. Мальцев В.А. Креативная психотерапия сквозь призму экзистенциальных данностей // Вестник Кемеровского государственного университета. 2005. № 2 (22). С. 109111.
17. Прошкина Я.Е., Белобрыкина О.А. Как стать креативным: "простенькие" рецепты в стиле педагогики и психологии постмодерна (на материале экспертной оценки методического пособия Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой "Практикум по креативной терапии") // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 169198.
18. Роджерс Н. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 336 с.
19. Ряполова Т.Л. Доказательный подход в использовании экспрессивных методов психотерапии в ранней реабилитации больных шизофренией // Журнал психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 2 (29). С. 103-108.
20. Ткаченко Г.А. Психологическая помощь онкологическим больным с использованием арт-терапии // Вестник психотерапии. 2010. № 33 (38). С. 65-69.
21. Федосина С.С. Метафорические ассоциативные карты в практической психологии: современное состояние, проблемы, перспективы // Будущее клинической психологии: Мат-лы X Всероссийской научно-практической конференции с
международным участием / Под ред. Е.В. Левченко. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2016. Выпуск 10. С. 48-54.
22. Шебанова В.И. Возможность применения метафорических ассоциативных карт в коррекции нарушений пищевого поведения // Психология. Экономика. Право. 2015. № 1. С. 47-61.
23. Шумилова Л.В. Метафора в структуре учебного занятия по английскому языку // Байкальский Вестник DAAD. 2019. № 1. С. 160-165.
24. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. 249 p.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
На рецензирование представлена работа «Методолого-теоретические основы терапии метафорическими ассоциативными картами».
Применение метафорических ассоциативных карт активно используется в арт-терапевтической работе с детьми и взрослыми. Однако важным является понимание их теоретико-методологических оснований, позволяющих раскрывать возможности и перспективы в решении значимых проблем человека. Именно данный аспект является предметом рассмотрения в данной статье. Новизна проведенного исследования определяется накопленным арсеналом практик применения МАК, в основе которых наиболее часто лежат общетерапевтические подходы, а собственные методологические основания остаются недостаточно выделенными.
Автором был проведен подробный анализ работ отечественных и зарубежных специалистов с конца 30-х годов прошлого века, в которых речь идет об использовании в качестве терапевтических воздействий арт-технологий. В результате был сделан вывод о том, что с методологической точки зрения метафорические ассоциативные карты можно рассматривать в качестве проективных методик, как разновидность арт-терапии, как мифологизированной реальности. Основными принципами их использования являются: метафоричность и имажинативность, символизм, универсальность, однозначность и точность, доступность обращения к клиенту, алгоритмизированность, проверяемость и адекватность, беспристрастность, ассоциативность, комплексность воздействия, безопасность, экологичность, медиативность, экспрессивность, информативность, креативность, нативность, энергетичность, проективность, эффективность.
Автором были выделены варианты качественных состояний применения МАК-терапии. Качественные состояния МАК-терапии (система, процесс, деятельность) имеют индивидуально обусловленные формы проявления и единые механизмы реализации. Анализ качественных состояний дает возможность выявить методологические компоненты качественных состояний МАК-терапии, такие как объект, предмет и цель. Полученные результаты позволили составить универсальную схему взаимодействия элементов целеполагания МАК-терапии. Опираясь на теоретические результаты, была представлена системная модель МАК-терапии в форме маятника, отражающего взаимосвязь компонентов. По мнению автора, маятник, отражающий МАК-терапию как динамическую систему, находится в непрерывном движении. Пусковым механизмом для ее использования является запрос клиента, который связан с его потребностью в
психологической помощи по разрешению внутренних конфликтов. Сама терапия может быть осуществлена как через индивидуальную, так и через групповую работу. Процессуальная составляющая реализации МАК-терапии должна происходить через три важнейших компонента: безопасность, рефлексия, личностный смысл. Основные приемы терапевтического контакта - метафора и ассоциация.
Полученные результаты отличаются несомненной как теоретической, так и практической значимостью, могут быть использованы в практике оказания помощи при проведении психотерапевтических процедур с применением метафорических ассоциативных карт. Рекомендации:
- перечитать работу на предмет описок (например, «выявление методолого-теоретическихоснований»), а также пунктуационных неточностей.
Библиография статьи включает в себя 24 отечественных и зарубежных источника, есть ссылки. Тематика работ соответствует проблематике статьи. Библиография и ссылки оформлены в соответствии с ГОСТ. Однако, требуется уточнение выходных данных номера 1 библиографии (номер выпуска и страниц).
Статья актуальна, отличается несомненной научной ценностью. Следовательно, работа может быть рекомендована к опубликованию с учетом рекомендаций.