Научная статья на тему 'К вопросу о понимании сущности социально-психологического механизма в работе с метафорическими ассоциативными картами (мак)'

К вопросу о понимании сущности социально-психологического механизма в работе с метафорическими ассоциативными картами (мак) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАК (МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ) / MAC (METAPHORICAL ASSOCIATIVE MAPS) / ЛИЧНОСТНЫЕ СМЫСЛЫ / PERSONAL MEANINGS / РЕФРЕЙМИНГ / REFRAMING / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISM / ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС / PERSONAL RESOURCE / АССОЦИИРОВАННОЕ И ДИССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ КЛИЕНТА / ASSOCIATED AND DISSOCIATED STATE OF THE CLIENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пирогова В. В.

В статье автор рассматривает внутреннюю структуру работы психотерапевтического метода МАК (метафорические ассоциативные карты), с помощью социально-психологического механизма, выделяет разные уровни работы с клиентом и специфику клиентского позиционирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пирогова В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITY OF THE UNDERSTANDING OF THE ESSENCE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MECHANISM TO WORK WITH METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS (MAC)

In the article the author considers the internal structure of the work of the psychotherapeutic method of MAC (metaphorical Association cards), with basing of socio-psychological mechanism, identifies different levels of work with the client and the specifics of client positioning

Текст научной работы на тему «К вопросу о понимании сущности социально-психологического механизма в работе с метафорическими ассоциативными картами (мак)»

времени. В ходе театрализованных экскурсий и представлений, старшеклассники знакомятся с традициями и обычаями наших предков, историческими эпохами, их вниманию предоставлены фондовые экспонаты: костюмы, скатерти, расшитые ткани, старинная утварь, шкатулки, различные изделия из дерева, глиняные экспонаты (кувшины, куклы др.), украшения и многое другое. Красоту и роскошь музейных экспонатов невозможно передать словами, поэтому эффективность эстетического развития личности старшеклассников в вышеописанных действах несомненно достигается в ходе их прямой вовлеченности в эти действа, а не простого экскурсионного прослушивания музейного информационного текста.

На уроках-лекциях и мастер-классах школьники вовлекаются в активную деятельность: с помощью муляжирования («метод обработки формы известного изделия для уточнения и корректировки его в натуральную величину» [5, 201].) предоставляется возможность в прописях законспектировать полученную информацию с помощью чернил и пера. На мастер-классах используются различные виды искусства и творчества: лепка из глины, рисование, создание предметов с использованием различных стилей и направлений живописи, работа с бумагой, различные поделки и игрушки, работа с бисером, нитями, тканями и многое другое. В начале занятий демонстрируется фондовая работа, проводится небольшой экскурс по истории создания изделия и непосредственно создание самого продукта искусства. При данной форме работы, процесс эстетического развития эффективен и дает свои результаты, так как у старшеклассников активизированы такие психологические механизмы, как моторика, мышление, логика, воображение, восприятие, позволяющие усваивать моральные, нравственные, эстетические принципы.

Выше изложенный материал позволяет сделать следующие выводы:

1. Эстетическое развитие является важнейшим компонентом современной жизни, несмотря на то, что со временем тенденция прекрасного и эстетического вкуса смещается, однако культурное наследие будет всегда неизменно влиять на личность.

2. Эстетическое развитие старшеклассников является сложным интегративным процессом, который способствует развитию творческого потенциала, гармонизации эмоционально-коммуникативной сферы, расширению познаний мировой культуры, обобщению своего собственного эстетического формирования.

3. Важную роль в эстетическом развитии старшеклассников выполняют такие музейные средства, как: тематические экскурсии с элементами театральных представлений, проведение тематических клубов и круглых столов с использованием фондовых экспонатов, экспозиционных элементов, способствующих созданию творческих произведений искусства; вовлечение школьников в активное взаимодействие с сотрудниками музея с целью их знакомства с предметным миром музея, его научной концепцией, научно-исследовательской фондовой работой, художественным проектированием и оформлением, социологическим и социально-психологическим исследованием, изучающих особенности процесса мышления и восприятия в специфических условиях музея.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм Еврознак. 2006. - 672 с.

2. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.

3. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. Избр.статьи и доклады. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

4. Куренкова, Р. А. Эстетика: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 368 с.

5. Мышева Т, П. Музейно-образовательная деятельность будущих социальных педагогов // Сб. науч. тр. «Теоретические и

практические проблемы социальной педагогики». Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. С. 121-125.

6. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учрежде-

ний / Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2012. - 240 с.

7. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие /[Текст] // Б. А. Столяров. - М., 2004. -

312 с.

8. Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании // Молодой ученый - 2012 .- №10. - С. 392-394.

9. Харламов И. Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. - 272 с.

10. Широкоград Т. В. Критерии эффективности формирования эстетической культуры личности старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть I. -Новосибирск: СибАК, 2011.

В.В. Пирогова

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ СУЩНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА В РАБОТЕ С МЕТАФОРИЧЕСКИМИ АССОЦИАТИВНЫМИ КАРТАМИ (МАК)

Аннотация. В статье автор рассматривает внутреннюю структуру работы психотерапевтического метода МАК (метафорические ассоциативные карты), с помощью социально-

психологического механизма, выделяет разные уровни работы с клиентом и специфику клиентского позиционирования.

Ключевые слова: МАК (метафорические ассоциативные карты), личностные смыслы, реф-рейминг, социально-психологический механизм, личностный ресурс, ассоциированное и диссоциированное состояние клиента.

V.V. Pirogova

THE PECULIARITY OF THE UNDERSTANDING OF THE ESSENCE OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL MECHANISM TO WORK WITH METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS

(MAC)

Abstract. In the article the author considers the internal structure of the work of the psychotherapeutic method of MAC (metaphorical Association cards), with basing of socio-psychological mechanism, identifies different levels of work with the client and the specifics of client positioning.

Key words. MAC (metaphorical associative maps), personal meanings, reframing, socio-psychological mechanism, personal resource, associated and dissociated state of the client.

На сегодняшний день накоплен обширный теоретический и практический материал применения нового проективного метода - МАК, построенного на работе с метафорическими ассоциативными картами. Популярность и актуальность данного метода в работе практических психологов, психотерапевтов, школьных психологов, педагогов и бизнес-тренеров, коучеров, работающих как с группами, так и отдельными клиентами объясняется. во-первых, его доступностью и легкостью в обучении, а во-вторых, способностью решать широкий спектр проблем личностного и межличностного характера. Отдельные исследователи. Т.А. Бородулькина, Н.В. Дмитриева, Н.В. Буравцова, Е.В. Казанцева, В.И. Шебанова рассматривают МАК как один из самых экологичных экспресс методов в современной психологической практике [2; 3; 4; 6; 12].

Кроме этого, в исследовании Н.В. Дмитриевой, Н.В. Буравцовой, М.Ю. Перевозкиной и Л.В. Левиной указывается, что особый интерес к метафорическим картам проявляют и обычные люди - та категория населения «которая стремится к самопознанию, саморазвитию, испытывая желание заглянуть внутрь себя, узнать нечто новое и неизвестное» [4, с.242].

В исследованиях Т.С. Плехановой (2016), С.В. Савиновой (2017), приводятся примеры использования МАК в рамках онлайн консультирования [11; 12]. С.В. Савинова отмечает, что самый удобный и надежный способ общения консультанта и клиента при работе с метафорическими картами реализуется с помощью скайпа. Консультант, беседуя с клиентом, достает карты в порядке указываемом клиентом. первая, вторая и т. д. На сегодняшний день существуют даже специализированные сайты, в рамках которых функционируют личные кабинеты «для онлайн - консультирования с электронными наборами метафорических ассоциативных карт» [12, с.136]. В качестве позитивных моментов такой онлайн работы автор отмечает, возможность клиента работать самостоятельно с картами в любое удобное для него время, а негативным эффектом является вероятность отсутствия в электронной колоде отдельных карт и необходимость оплачивать услуги сайта.

Другим знаковым моментом актуализации МАК является значительное количество новых колод, которые появляются в пространстве практической психологии каждый год. Н. Е. Милоро-дова и Г.В. Попова указывают, что «данная тенденция по их созданию достаточно стойкая. Многие психологи предлагают свои авторские колоды на данном этапе» [9, с.150].

В исследовании Н.Е. Милородовой и Г. В. Поповой приводится полноценный обзор основных видов колод, которые были созданы в разных странах за последние 10-20 лет. В их статье отмечается, что на сегодняшний день в Израиле существует более 60 видов колод, наиболее известными из которых являются «Дуэт», «Аниби» (я во мне), «Миби» (кто во мне), «Зверь и ребенок», «Сезам», «Степс», «Призма» и другие [9].

В России одной из первых колод стали карты - У. Халкола, А. Копытина, «Спектрокарты», карты Г. Кац и Е. Мухаматулиной «Окна и двери», «Дороги. Опыт жизненного пути», «Из сундука прошлого. Опыт детских переживаний», карты К. Крюгер «ОНА» [9]. Качественно новым направлением стала серия графических черно-белых карт О. Н. Никитиной, В.Р. Пешковской «Графические карты», в основе которых положены принципы гештальт-терапии и арт-терапии. Особое место занимает колода, разработанная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Мастер сказок», построенная на основании принципов сказкотерапии и ведущих архетипов.

В Белоруссии распространение метода МАК связано с именами А. Горобченко, Л. Степановой, М. Дыгуна; наиболее известные колоды «Цвета и чувства» [9].

Особую актуальность обрела технология МАК в Украине, где был создан Институт проективных карт (ИНПРОК) - (INSTITUTE OF METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS (IMAC) (2010),

который одним из первых на территории бывших стран СНГ принял на себя миссию по разработке новых колод и обучению работы с ними. Активную поддержку развивающемуся направлению оказали основоположники данного метода - Моритц Эгетмейер - немецкий психотерапевт и Офра Аялон - израильский психотерапевт, разработчик колоды «COPE», которые посетили Киев и провели одни из первых семинаров по МАК в 2010 году. В ноябре 2014 года в Киеве состоялся первый международный фестиваль метафорических карт «Максимальная жизнь», в котором приняли участие ведущие специалисты по работе с метафорическими картами. Наиболее известными специалистами по работе с техникой МАК в Украине являются: Разида Ткач - разработчик таких колод как «Василиса Прекрасная» «Царевна-лягушка», «Сказка о Емеле-дурачке»; Ева Морозовская, автор нескольких персональных колод: «Греческие мифы», «Семейный альбом», «Контакт» и др. [10].

Многие специалисты оценивают неоднозначно использование карт ТАРО в рамках работы с метафорическими практиками [8]. Между тем, существует целостное направление метафорических карт, базирующихся на идеях карт ТАРО, которые активно использовались и Э. Рамана, для создания своих собственных колод. Данное направление работает в рамках юнгианской психологической традиции и сказкотерапии. Авторы-разработчики опираются на базовые архетипы и использование их символов. Среди них можно отметить С. Каплан-Уильямс «Карты снов и фантазий», К. Майсс «Архетипические карты», Д. Паркер «Карты сновидений» [10].

Представленный выше обзор отражает характер актуальности данного метода в пространстве современной практической психологии и психотерапии. При этом многие авторы подчеркивают, что МАК можно использовать в рамках различных психологических подходов - «в психоанализе, гештальт-терапии, арт-терапии, психодраме, когнитивно-эмоционально-поведенческой терапии, логотерапии, карьерном, профориентационном, семейном и индивидуальном консультировании», в сочетании с кататимно-имагинативной практикой, в работе с различными возрастными категориями от детей и подростков до взрослых и пожилых [3].

В связи с этим, особой актуальностью наполняется вопрос о специфике социально-психологического механизма, положенного в основание метода метафорических карт. Цель нашего исследования - представить основные подходы к пониманию структуры и содержательных характеристик социально-психологического механизма действия метафорических ассоциативных карт (МАК).

Отдельными исследователями предпринимались попытки осветить психологические функции метафорических карт (МАК), подробно об этом можно прочитать в статье В.И. Шебановой (2014) [13]. Были также описаны основные принципы организации психологической работы и ее основные этапы в исследованиях Н. В. Дмитриевой, Н. В. Буравцовой, М. Ю. Перевозкиной и Л. В. Левиной (2014; 2015)[3; 4; 5]; использование отдельных техник и стратегий в ходе работы представлено в трудах Н.Е. Милородовой и Г.В. Поповой (2016) [9], Е. Морозовской (2013) [10], Г. Кац (2014) [7].

Понятие социально-психологический механизм было разработано в рамках социальной психологии в конце ХХ века и рассматривалось многими авторами (О.О. Свиридова, Г.В. Довжик, В.Н. Воронина и др.) как «определенным образом (через определенные процедуры) скомпонованные условия жизнедеятельности индивидов, в которых различные психологические закономерности в предусмотренном сочетании дают предусмотренный эффект» [1, с.267]. В процессе рассмотрения социально-психологического механизма подчеркивается его социальное начало, определяющее процесс взаимодействия и коммуникации личности и социума, личности и социокультурной реальности, личности и ее бессознательной (теневой части).

Для нас важным здесь будет понимание «искусственности» создаваемых условий, которые будут способствовать трансформации субъективных представлений по средствам приобретения нового опыта, нового знания, с опорой на различные психологические процедуры. Нам представляется, что понимание социально-психологического механизма действия метафорических карт будет раскрыто через два основных момента: 1) определение тех психологических процедур и психических состояний, в которых участвует психика клиента в ходе работы с метафорическими картами; 2) специфические особенности приобретения нового личностного опыта через процесс интериоризации, возможного инсайта или их синтезированного начала.

Акцент на использовании социально-психологического механизма для понимания сущности функционирования МАК позволяет нам использовать в качестве одного из рабочих определений метафорических карт, определение, предложенное в работе Н. Е. Милорадовой и Г. В. Поповой: «Метафорические ассоциативные карты - это, прежде всего, определенная концепция функционирования человека в социуме, которая личностно воспринята автором и предложена для понимания определенной сферы отношений, технологически воплощенная создателем посредством рисунков, репродукций, фотографий, графических изображений и слов» [9, с. 150].

Подобный подход к пониманию МАК демонстрирует продолжающийся поиск в условиях практической психологии, более уникальных инструментов для понимания проблемных ситуаций и личностной специфики ее проживания. Об этом же свидетельствует и то количество новых колод, которое появляется каждый год.

В качестве важнейшей характеристики МАК многие исследователи подчеркивают ее проективный характер [4; 10; 13]. В исследовании Н.В. Дмитриевой, Н.В. Буравцовой, Л.В. Левиной, Ю.М. Перевозкиной отмечается: «ассоциативные (проективные) карты - особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах и постулатах проективных методик» [4, с.242]. Именно проективный механизм, придает картам особую универсальность в использовании. Обращаясь к описанию важнейших психических состояний и процедур, отметим важнейшие особенности проекции как психологического механизма. Каждый клиент, работающий с картами сам формирует смысл того изображения, которое он видит на картинке. Изображение на карте для человека становится образом подлинно личностного, значимого т. е. обретает определенный смысл в ходе дальнейшей работы, и вследствие этого наполняется новым содержанием. Извлекая из колоды карту, клиент начинает реагировать на изображение на карте, включать различные уровни сознания: погружаться в воспоминания, актуализировать воображение, созерцать себя и ситуацию со стороны.

Проекция позволяет открывать в клиенте то, что он не всегда способен увидеть и признать в себе, очень часто проецирует на окружающих (свои скрытые потребности, мотивы, ценностные установки). В процессе идентификации себя с героем рассказа или сказки клиент переносит на его образ свои собственные желания, конфликты, мотивы. Создавая рассказ по картинке, человек углубляется в свой внутренний мир, раскрывая его содержание, как для терапевта, так и для себя. В исследовании Е.В. Казанцевой подчеркивается что, «психологическая сущность данного процесса может быть раскрыта, опираясь на культурно-аналитический подход, в рамках которого заключен "широкий класс взаимосвязанных феноменов и реальностей, разворачивающихся в системе координат: практика-психика-культура"» [6, с.164]. Опираясь на идею постнеклассической рациональности автор рассматривает процедуру работы с МАК как «пусковой механизм процесса самоорганизации индивида, (как систему, в рамках которой происходит обретение новых жизненных ориентиров или индивидуальных смыслов)» [6, с.164]. Ситуация работы с картами создает условия в рамках которых происходит соединение «объективного и субъективного и где порождаются феномены субъективно-объекивного внутренне-внешнего свойства, а проще общесистемные конструкты, становясь тем, что в синергетике называют "параметрами порядка"», что позволяет клиенту «обрести себя», посмотреть на себя со стороны.

Подобная организация «параметров порядка» возможна благодаря тем психологическим процедурам, которые задействованы в процессе работы с картами.

Процесс общения с картами начинается с работы с образом (метафорой). Метафоры, образы и ассоциации позволяют преодолеть когнитивный уровень психологических защит и «настроить контакт с бессознательным» [4, с.243]. Выбор карты многие исследователи рассматривают как разновидность «магической процедуры». Вальтруда Киршке в своей книге отмечает: «Каждый, кто занимается ассоциативными картами, рано или поздно придет к удивительному выводу: многие карты вытянутые в слепую, поразительным образом попадают в точку и отражают жизненную ситуацию игрока (настолько точно, что думаешь: «Это не может быть случайностью!»). Это наблюдение привело к тому, что в некоторых кругах ассоциативным картам стали приписывать некую магическую силу. Некоторым даже стало казаться, что карты способны, как некий оракул раскрыть всю нашу подноготную» [8, с.128]. Попытаемся придать этому утверждению психологический смысл. Выбранная клиентом карта позволяет «открыть двери в пределы бессознательного», при этом сам человек не догадывается о том, что изображение и то, «как он его видит», говорит о проблеме гораздо больше, чем сам он собирается сообщить. Правильная «мягкая» позиция терапевта/психолога и система наводящих вопросов позволяет увидеть не только саму проблему, но и проанализировать ее истоки, «"столкнуть" клиента с теми мыслями, ощущениями, чувствами и переживаниями, которых он избегает» [4, с.247].

В ходе работы с картами клиент может занимать одно из трех возможных состояний: «ассоциированное, диссоциированное, бисоциированное» [5, с.262]. Ассоциированное состояние предполагает полное погружение клиента в пространство символов карты. Личность ассоциирует себя с изображением на карте, другим человеком или объектом, приписывая ему персональные эмоции, чувства, ощущения. Задача психолога - способствовать полной идентификации клиента и выбранного образа, концентрация на изображении с помощью уточняющих вопросов.

Диссоциированное состояние клиента демонстрирует наличие некоторой дистанции между клиентом и образом на карте. Клиент «не погружается» в пространство карты, он находится на ее поверхности. Идентификация носит неглубокий характер, клиент остается «самим собой». Задача психолога следовать данной позиции клиента и задавать соответствующие вопросы: «Что изображено на карте?», «Что чувствует этот человек?» и т.д. Рискнем предположить, что подобные пози-

ции, которые были выделены в ходе наблюдения за поведением клиентов, можно связать с разными уровнями организации начального этапа работы. Всех клиентов можно разделить на две большие группы: первая - клиенты, ориентированные на поиск знаков судьбы, интуитивные ощущения, впечатлительные и творческие личности, выбирают ассоциативную позицию; вторая группа -клиенты, пытающиеся найти решение проблемы исходя из рациональной, логически обоснованной позиции, более настороженные и ориентированные держать под контролем любые ситуации, чаще выбирают - диссоциированную позицию. Бисоциированное состояние формируется на основе объединения двух выше обозначенных, поскольку работа с картами предполагает актуализацию биперсонального пространства, соединяющего в себе «психическое содержание отдельных частей (субличностей) клиента, который общается или сам с собой (диалог Я-реального с Я-идеальным), или с воображаемым собеседником» [5, с.264].

В работе Е.В. Казанцевой актуализируется идея двойственности сознания клиента работающего с МАК. Автор подробно описывает работу с техникой МАК на разных уровнях сознания: когнитивном - логическом и «магическом» - бессознательном. В своей статье исследовательница пишет: «двойственному миру реальности сознания соответствует двойственность воздействующих и воспринимаемых им феноменов: слова и образы. И если слова актуализируют рациональный уровень сознания, образы ориентированы на активацию «магического» (мифологического) уровня. Они обращены к чувствам и эмоциям человека, его интуиции. МАК мягко снимает проблему «рациональных барьеров», аппелируя через образ к магической реальности. В этой связи, метафорические ассоциативные карты выступают в качестве своеобразного маркированного проводника между миром магическим и миром реальным. Неслучайно, метафорические карты рассматриваются как средство «прорыва в собственную фантазию, креативность, инструмент для самопознания, ...» [6, с.168]. Наиболее значимым, по мнению автора, является осмысление возможности поиска личностных смыслов не только с помощью интериоризации и рациональной когнитивной работы сознания, но и с помощью погружения в мир творчества, метафор и образов.

Данный вид персональной работы клиента В.И. Шебанова связывает с функцией рефремин-га [13]. Понятие рефрейминга было введено в научный оборот сторонниками нейролингвистиче-ского программирования (НЛП) - Р. Бендлером и Дж. Гриндером (80-е гг. ХХ века). Под рефрей-мингом понимают способность к переформулированию, изменению контекста или представления о ситуации, проблеме. Чаще всего под рефреймингом подразумевается умение смотреть на ситуацию с разных позиций, с учетом разных аспектов.

Стоит также отметить, что работа с техникой МАК позволяет прорабатывать проблему, осевшую на разных уровнях личностного существования: 1) духовном, 2) когнитивном, 3)эмотивном, 4) телесном, а также показать клиенту возможный дисбаланс между принятием и непринятием ситуации на разных уровнях личностного существования (в форме конфликтов между когнитивной и телесной сферой, или эмотивной и когнитивной). Используя «челночную технику» в работе с метафорическими картами психолог/психотерапевт пропускает новую информацию через все жизненные сферы личности клиента. Как отмечается в исследовании Н.В. Дмитриевой, Н.В. Буравцовой, Л.В. Левиной, Ю.М. Перевозкиной: «основное внимание уделяется телесным и эмоциональным реакциям, которые испытывает клиент при взгляде на карты» [5, с.268]. С помощью МАК происходит простраивание каузальных связей между отдельными сферами личностного существования, человек учиться чувствовать свои ощущения, эмоции телесные реакции согласовывая их между собой, формируя гармоничный образ себя.

Одним из актуальных вопросов при работе с клиентами выступает вопрос о психологической безопасности и экологичности техники. Прежде всего, данный аспект связан с пониманием «особой позиции» клиента, который обращается за психологической помощью. Это чаще всего люди потерявшие «достоверные ориентиры» в повседневной реальности, «эмоциональные утопленники», у которых отсутствует уверенность в выбранном пути, нарушена дифференциация в восприятии позитивного и негативного, утрачены актуальные смыслы, цели. Метафорические карты позволяют в безопасном режиме приблизить клиента к пониманию его проблемы, перенести на них свое внутреннее состояние, отключившись на время от прямого рационального подхода к решению психологической проблемы.

Внутренняя установка контроля над ситуацией также создается вариативностью выбора карты в открытую или в слепую. В ряде работ практикующих психологов подчеркивается, что выбор карт в открытую (картинкой вверх) эффективно позволяет снижать тревогу клиента, которая часто возникает в начале взаимодействия между клиентом и психологом. Открытый выбор карты очень часто выступает как более предпочтительный для клиента [4, с.249]. Закрытый способ в большей степени подходит для любителей «острых ощущений», вопрошающих судьбу. Предварительно клиент может спросить себя о том, что хочет получить с помощью карт: ответ о причине проблемы, о способе ее решения, или том и другом одновременно. Разворачивая карту картинкой к себе (и тем самым вступая в контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на вопрос. В

другом варианте клиент берет карту (ни о чем не думая), и, увидев изображение, самостоятельно интерпретирует его (например, рассказывает сказку) [там же].

Кроме этого, пугающую или негативную карту в ходе сеанса можно отодвинуть, накрыть, перевернуть, проработать и найти к ней ресурс; любая карта может быть по-разному истолкована, переосмыслена, а благодаря многочисленности карт и вариативности их комбинаций клиент находит именно ту картинку, которая помогает спроецировать на себя его актуальное состояние. Таким образом, клиент все время испытывает ощущение контроля над ситуацией, он сам регулирует и выбирает степень самораскрытия, глубину погружения в проблему и степень ее проработки.

В качестве важнейшей психологической функции МАК исследователи выделяют - ресурсную. Эта функция МАК с опорой на метафоры и символы, активизирует личностные ресурсы (потенциалы, возможности). В ходе работы с картами внимание клиентов сосредотачивается на определенных моментах, например, на «особой энергетике» в картинке (каком-то участке карты или композиции в целом), созидательной идее или благополучном разрешении ситуации, которая была озвучена в рассказе по карте. Ресурсная функция МАК позволяет человеку зафиксировать возможности, обрести веру в свои внутренние силы и увидеть новые горизонты и способы выхода из сложившейся ситуации. МАК позволяют запустить восстановительный процесс, выстроить собственный план приспособления к различным условиям, открываться с иной, неожиданной стороны, как для самого себя, так и для окружающих его людей. Это может проявиться в комментариях к МАК или в возникновении ощущений у клиента в приливе сил, желании творить, создавать преобразовывать. На финальном этапе работы с метафорическими картами формулируются заключительные утверждения, проговариваются действия, которые будет выполнять клиент, относительно изменения его жизненных позиций, поведенческих стратегий и степени решения обозначенной проблемы.

Анализ научной литературы показал высокую актуальность и востребованность метода метафорических ассоциативных карт в современной психолого-терапевтической и диагностической работе. Рассмотрение работы метафорических ассоциативных карт с помощью социально-психологического механизма позволяет прояснить ряд значимых методологических и практических вопросов. Содержательные характеристики социально-психологического механизма МАК связаны с пониманием характера взаимодействия между личностью клиента и психологом/терапевтом, спецификой тех условий, которые созданы в ходе работы с техникой МАК - с одной стороны, а с другой - описанием запуска тех психологических механизмов и процедур, которые позволяют создать целостную структуру терапевтической работы. Описание построения процесса взаимодействия между клиентом и психологом позволило нам сформулировать следующие ключевые выводы:

- позиция клиента является определяющей и ведущей (он регулирует степень погружения в проблему, аспекты ее рассмотрения, выбор основных стратегий работы (в открытую или слепую, потребность в ресурсе), в ходе терапевтического взаимодействия;

- позиция терапевта не несет на себе директивной окраски и не нацелена на разрешение проблемы, а носит сопроводительный характер - знакомство со способами и стратегиями работы с возникающими у человека проблемами, обучение клиента специализированному языку понимания собственных проблем, трансляция клиенту части своего мировоззрения, т.е. «терапевтического мифа»;

- побуждение клиента к выбору активной самоформирующей позиции, расширение горизонтов сознания, осмысление проблемы как на рациональном, так и на бессознательном уровнях, поиск возможных источников ресурсного состояния.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аржанова К. А. Сущность понятия социально-психологического механизма // Вестник ГУУ. 2014. №13. -С. 265-267. иЯЬ: https://cvberleninka.rU/article/n/suschnost-ponvativa-sotsialno-psihologicheskogo-mehanizma

2. Бородулькина Т.А. Опыт использования метафорических ассоциативных карт в психологической работе с детьми / Т.А.Бородулькина // Науковий часопис НАЦЮНАЛЬНОГО ПЕДАГОГ1ЧНОГО УН1ВЕРСИТЕТУ iменi М. П. Драго-манова. Серiя 12. Психолопчш науки: збiрник наукових праць. - К.: НПУ iменi М. П. Драгоманова, 2016. - № 4(49). -С.39-52.

3. . Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В. Метафорические ассоциативные карты в пространстве психокоррекции эмоциональной недостаточности // СМАЛЬТА. 2014. №4. - С. 71-77.

4. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Перевозкина М.Ю., Левина Л.В. Методологические основы и принципы работы с ассоциативными картами // Развитие человека в современном мире материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. - С. 242-251.

5. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В., Перевозкина М.Ю., Левина Л.В. Основные этапы работы с ассоциативными картами /сб. Развитие человека в современном мире. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях. ФБГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. - С. 261-270.

6. Казанцева Е.В. МАК как «магическая» психотерапевтическая практика //Концепт 2017, № 1.- С.163-170.

7. Кац Г. Метафорические карты: руководство для психолога/ Г.Кац, Е. Мухаматулина. М.: Генезис, 2014. - 160 с.

8. Киршке В. Клубника за моим окном. Ассоциативные карты для коммуникации и творчества. Издатель Моритц Эгет-мейер. 2010. - 240с.

9. Милорадова Н.Е., Попова Г.В. Об алгоритме создания новых колод метафорических ассоциативных карт //Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири 2016, № 3.- С. 149-161.

10. Морозовская Е. Проективные карты в работе психолога. Одесса: Институт Проективных Карт, 2013. - 112 с.

11. Савина С.В. Психологическое консультирование с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК) // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. - С. 133-137.

12. Плеханова Т.С. Эффективность метафорических карт в виртуальной среде //СМАЛЬТА. Научные исследования и инновационные разработки/ Scientific researches and innovation 2016, № 5. - С. 34-39.

13. Шебанова В.И. Психологические функции метафорических ассоциативных карт (как психодиагностического и психотерапевтического инструментария). В книге: International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists "SCIENTIFIC GENESIS" European Association of pedagogues and psychologists "Science". 2014. Geneva (Switzerland). - С. 23-31.

И.В. Пищик

СОПРОВОЖДЕНИЕ И ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С АУТИЧЕСКИМИ

РАССТРОЙСТВАМИ

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы понимания сущности развития ау-тичного ребенка и различные методики оказания психолого-педагогической помощи детям с ранним детским аутизмом дошкольного и младшего школьного возраста. Показаны основные задачи психолого-педагогического сопровождения и обучение детей с РАС в школьной среде.

Ключевые слова: детский аутизм, интеграция детей с аутизмом, инклюзия, методы психокоррекции.

I. V. Pischik

SUPPORT AND PRACTICE OF TEACHING CHILDREN WITH AUTISM DISORDERS

Abstract. This article examines theoretical basis of understanding for the development of an autistic child and the different methods of providing psychological and pedagogical assistance to children with early infantile autism preschool and primary school age. Showing the major tasks of pedagogic-psychological accompaniment and teaching children with RACES in school Wednesday.

Key words: early childhood autism, integration of children with autism, inclusion, methods of psychocorrection.

В настоящее время растет число детей с проблемами развития. Медицинские работники, психологи и педагоги озабочены нарастанием проблем психического и физического здоровья подрастающего поколения. Психологи отмечают, что проблемы современного ребенка невозможно решить лишь средствами традиционной психологии. По мнению исследователей, проблемы психологического здоровья детей включают в себя, прежде всего, вопросы психологической помощи детям и совершенствования современных медико-психологических, психотерапевтических практик и антропотехнологий [7]. Разработка этих вопросов требует обращения к постнеклассической психологии. Методология гуманитарного знания о человеке, разрабатываемая Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и другими учеными лежит в основе антропологии образования и современной практической психологии, которая направлена на оказание помощи детям, в ней нуждающимся, и особенно детям с аутическими расстройствами.

Одним из важнейших направлений исследований в специальной психологии и коррекцион-ной педагогике является изучение проблемы раннего детского аутизма. Аутизм (от греч. autos— сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира. Немецкий психиатр Эйген Блейлер в 1911 г. впервые использовал термин «аутизм» для обозначения симптома у взрослых больных, страдающих шизофренией, который проявляется в виде ухода человека от внешней реальности в мир собственных фантазий. И, все-таки, современное понимание аутизма существенно отличается от первоначального клинического определения, предложенного Блейлером. За рубежом аутизм можно рассматривать в поведенческом плане как внутренние переживания и уход от реальной действительности, как сознательное или бессознательное защитное приспособление против душевной боли, Эта защита дает человеку возможность избегать непосильных требований окружающей среды [9].

Впервые С.С. Мнухин представил описание «аутизма» в детском возрасте в 1947 г. Он так же выдвинул концепцию органическое происхождение раннего детского аутизма (РДА), то есть на фоне органического поражения нервной системы. К 1960 годам наступил «БУМ»: как отметил В.Е. Каган, проблеме аутизма посвящались монографии, было выпущено множество научной литературы. Чуть позже к концу 60-х - началу 70-х годов стали появляться работы отечественных авторов (Д.Н. Исаев, А.Е. Зеленецкая и др.), в которых они аргументировали критику расшири-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.