Воспитание и социализация личности
Сведения для цитирования: Воронкова, Э. Ф. Метафорические ассоциативные карты как инструмент успешной консультативной работы психолога со студентами / Э. Ф. Воронкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2021. — № 3 (31). — С. 118-122.
УДК 377:159.9 ББК 74.57:88.4
МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УСПЕШНОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА СО СТУДЕНТАМИ
Э. Ф. Воронкова
В статье описаны методы арт-терапии в работе педагога-психолога с подростками. В качестве инструмента арт-терапии представлены метафорические ассоциативные карты, работа с которыми строится на принципах проективных методик. С помощью карт во время консультаций создается пространство диалога. Благодаря этому педагог-психолог проектирует линию взаимодействия с подростком. В общении со студентами карты используются для развития интуиции, воображения, коммуникации, умения решать возникающие трудные жизненные ситуации конструктивными, социально приемлемыми способами. Автор делает обзор применяемых в своей профессиональной деятельности метафорических ассоциативных карт, показывая специфику каждого инструмента и его направленность в коррекции определенных личностных качеств подростков. В статье выделяется, что в процессе работы со студентами происходит трансформация негативных переживаний в позитивные, беспокойство сменяется принятием ситуации и созданием проекции будущего.
Ключевые слова: арт-терапия в работе психолога, метафорические ассоциативные карты, проективные методики, коррекция личностных качеств.
Студенческий возраст — это этап развития личности через кризис взросления, знакомство с новыми социальными ролями, формирование навыка трудолюбия, а также развитие умения решать возникающие трудные жизненные ситуации конструктивными, социально приемлемыми способами, не нарушая состояния психологической стабильности своей личности.
Некоторые молодые люди на данном возрастном этапе сталкиваются со сложностями, связанными с преодолением этого кризиса, и тогда у них появляется чувство неполноцен-
ности, некомпетентности во многих жизненных вопросах. В таких случаях помощь психолога-консультанта просто необходима.
Психологическое консультирование студентов колледжа является одной из главных задач психологического сопровождения участников образовательного процесса. Наряду с основными базовыми методами психологического консультирования, такими как беседа, интервью, активное и эмпатическое слушание, наблюдение, педагог-психолог вправе выбирать и использовать в своей работе и другие методы,
которые являются профессиональными наработками отдельных психологических теорий и школ.
На сегодняшний день существует множество современных эффективных методик для своевременного оказания психолого-педагогической помощи учащимся и студентам. Разнообразие выбора делает работу не только интересной, но и более продуктивной.
Одним из успешно зарекомендовавших себя инструментов в практике психолога-консультанта являются метафорические ассоциативные карты (МАК). Метафорические ассоциативные карты — это не новое направление в психологии, это действенный и разносторонний инструмент, наглядное средство в работе психолога.
Метафорическим ассоциативным картам почти 50 лет — в 1975 г канадский искусствовед и художник Эли Раман, желая вынести искусство из галерей и приблизить его к людям, создал первую колоду карт под названием «Ох» (от англ. Oh — междометия, означающего удивление).
В 1983 г. немецкий психотерапевт Моритц Эгетмейер обнаружил, что карты «Ох» могут стать инструментом, способным подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах, и начал сопровождать картинки историями. Эта идея явилась толчком, который позже привел к созданию «Саги» (Saga) — второй колоды метафорических ассоциативных карт.
Существуют три крупных научных института, которые разрабатывают и публикуют методы работы с МАК: немецкий «О^институт» под руководством Моритца Эгейтмейера, израильский институт «Норд» под руководством доктора психологии Офры Аялон и украинский «Институт Проективных Карт» под руководством Евы Морозовской.
Сегодня карты переведены на многие языки, в том числе и на русский, а кроме них существует 17 уникальных карточных колод, которые могут использоваться как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт [1].
Карты МАК являются инструментом арт-терапии, работа с ними строится на принципах проективных методик. Педагог-психолог может также соединять МАК с другими методами арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, сказкотерапия и т. д.).
Работа метафорических карт основана на таком психологическом феномене, как ассоциации: когда человек смотрит на изображения, он ассоциирует их с какими-либо ситуациями,
событиями, объектами. Причем картинки очень многослойны, в них скрыты разные смыслы и информация — в этом проявляется действие метафор.
Срабатывает также закон проекции, о котором писал психиатр Зигмунд Фрейд: карты вызывают ассоциации и являются тем, на что они накладываются. К тому же, проявляющиеся образы раскрывают внутренний мир человека — даже то, что он забыл или не осознавал. Благодаря диссоциации впечатлений от образов происходящее воспринимается со стороны, а значит, проще анализировать его и извлекать нужную информацию.
Колода МАК может показывать разные образы; каждый рисунок направлен на то, чтобы пробудить подсознание и вызвать какие-либо ассоциации.
МАК применяется во многих сферах — психологии, психотерапии, педагогике, воспитании и обучении, — независимо от возраста человека, его пола, культуры, религии, социального положения и других факторов. Использовать карты можно в работе с детьми дошкольного возраста (приблизительно с пяти лет), с подростками, взрослыми, подобрав соответствующую колоду [2].
Работа с ассоциативными картами — процесс небыстрый, стандартный сеанс может занимать два часа, однако все очень индивидуально. Первым шагом в этом процессе служит установление контакта со студентом и постановка вопроса или ситуации, затем уже начинается работа с самими картами. Вытягивать карты можно как открытым, так и закрытым способами. При открытом (произвольном) способе человек сам перебирает изображения, выбирая среди них наиболее подходящие для себя. Этот метод более спокойный и безопасный, он помогает расслабиться. Закрытый способ (вслепую) похож на действия с гадальными картами, которые берут, не видя их, — это добавляет элемент игры и даже ощущение судьбоносности. Данный метод более сложный, требует глубокой проработки.
Студенты колледжа приходят на консультации с различными запросами. Проанализировав тематику консультаций, мы увидели, что на первом месте у них стоят проблемы психологического и личностного характера (вопросы самооценки, стресс, депрессивные и тревожные состояния, личностное развитие и др.). На втором месте — проблемы во взаимоотношениях в семейной системе (конфликты в семье, проблемы в отношениях с родителями, опекунами, проблемы зависимостей членов семьи).
Далее — отношения со сверстниками в группе, в коллективах, с друзьями, вопросы отношения полов. И на последнем месте — проблемы в обучении и конфликты с преподавателями.
Существует множество различных конфигураций, методов выкладки карт и наборов. Базовым и основным набором МАК являются колоды «ОЬ> по 88 карт — это карты для развития интуиции, воображения, коммуникации.
Как упоминалось выше, педагог-психолог самостоятельно выбирает для своей работы комплекты карт. Главное правило при подборе — карты должны нравиться, «цеплять», чтобы взаимодействие с ними было приятным, а рисунки вызывали желание рассматривать их. К тому же очень важно наличие ресурсных изображений — нельзя, чтобы все они были негативными.
В работе со студентами карты являются незаменимым помощником, неким посредником, во время консультаций они способствуют созданию пространства диалога. Обучающимся становится намного проще сформулировать и выразить проблемную ситуацию словами.
В процессе работы со студентами негативные переживания трансформируются в позитивные, вместо беспокойства приходит принятие. Карта меняется, а вместе с ней меняется и внутреннее пространство, которое ранее было заполнено напряжением, происходит поиск ресурсов и постановка новых целей, что очень актуально для подросткового и юношеского возраста, поиск себя и своего жизненного пути [3].
Спектр работы с метафорическими картам очень обширен. В настоящее время в своей консультативной практике мы активно используем три колоды карт.
1. «Мастер сказок» (автор — Т. Д. Зенкевич-Евстигнеева) [4]: 50 сюжетных карт, которые помогают не только понять смысл текущих жизненных обстоятельств, но и разбудить интуицию.
Карты предназначены для размышлений о жизни и значении текущих ситуаций, адресованы взрослым, однако хорошо адаптированы для подросткового и юношеского возраста.
Студенты колледжа с большим удовольствием выполняют задания к картам, например, пишут свои личные истории, сказки, тем самым как бы формируя новую, положительную жизненную программу.
Систематическая работа с колодой «Мастер сказок» помогает поддержать ясность понимания происходящего в жизни и контакт с самим собой [4].
2. «Семена» (автор — Е. В. Тарарина) [5]: набор из 49 изображений для работы, а также комментариев к ним; предназначен для личного развития, самомотивации и вдохновения детей старше 14 лет.
Ключевой здесь является идея о том, что жизнь человека строится на законах причины и следствия. Колода «Семена» позволяет:
- понять базовые мотивации человека, скрытые и явные;
- помочь человеку найти ответ на вопрос, как он создал ту или иную ситуацию в своей жизни;
- определить конкретные алгоритмы решений любых проблем и задач.
Основные идеи, на которых строится результативность колоды, отражены в следующих принципах:
1) что посеешь, то и пожнешь;
2) если есть семя, плод будет обязательно;
3) если нет семени, ничего не вырастет;
4) каждому семени нужно время на созревание;
5) плод всегда больше, чем семя;
6) ничто не существует само по себе — на все есть причина;
7) каждый человек на 100 % автор своей реальности;
8) никакое сотворение невозможно без этической составляющей;
9) все имеет потенциал стать чем угодно;
10) содержание любого действия всегда на 90 % определяет наша мотивация [5].
Работая с картами «Семена», студенты колледжа отмечают быстрый положительный эффект после консультации. И, конечно же, очень приятно получать положительную обратную связь от студентов. Вот, например, слова студента первого курса, регулярно посещающего психолога колледжа, после очередной консультации с использованием карт из данной колоды: «До работы с Вами, примерно полгода назад, я чувствовал себя, как этот человек под колпаком, а сейчас я стал более свободным и мое здоровье стало намного лучше». Еще одна студентка сказала: «Я осознала свою проблему, теперь я знаю, куда мне двигаться дальше, я знаю свою цель. Мне нужно работать над собой, развивать в себе трудолюбие и спонтанность, больше уделять времени учебе и не бояться быть такой, какая я есть. Мне кажется, моя самооценка пошла вверх».
3. «Многоликий алкоголизм» (авторы — Н. И. Олифирович, И. А. Громова, И. В. Сукач): колода из 40 карт с изображениями, которые
отражают жизнь зависимых и созависимых людей [6]. Этот набор также очень хорошо зарекомендовал себя в работе со студентами колледжа.
Помимо больных алкоголизмом, в помощи нуждаются члены их семей — партнеры, родители, а также дети, — которые сосуществуют рядом с аддиктом. Но даже не становясь химически зависимыми, живущие рядом с алкоголиками люди трансформируются, обретая ряд устойчивых патологических личностных и поведенческих черт [6].
Кто-то из студентов сразу приходит на консультацию и готов открыто говорить о проблеме зависимости в своей семье, а кому-то нужно больше времени, чтобы довериться и рассказать о наболевшем. Поэтому данная колода карт является неким мостом между психологом и студентом. Карты из этой колоды помогают увидеть, прожить и отпустить травмирующие ситуации, связанные с проблемой зависимостей в семьях.
Кроме того, колода «Многоликий алкоголизм» может быть использована в психопрофилактической работе с молодежью, как индивидуальной, так и в формате малой группы.
В работе с МАК одной из наиболее простых и информативных является техника «Три карты», для нее можно использовать любую колоду. Студенту задается четко сформулированный вопрос исходя из проблемы обращения, и он достает вслепую три карты, после чего рассказывает о каждой карте, анализирует, находя ответы на свои вопросы.
Также можно предлагать для обсуждения опорные тематические варианты:
1) прошлое, настоящее, будущее;
2) чувства, идеи, действия;
3) проблема, источник проблемы, выход (путь);
4) цель, что препятствует ее достижению, что ускоряет, приближает;
5) мое положение сейчас, что будет происходить, совет (выход).
Студент каждый раз находит свой уникальный образ, тот, который ему близок, и самостоятельно делает выбор: никто не навязывает решение, психолог только помогает и сопровождает.
Все аспекты личности и деятельности студента взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно поэтому педагог-психолог, через работу с МАК помогая студенту преодолеть кризис в межличностных отношениях, помогает ему и в остальных аспектах жизнедеятельности, потому что именно эти проблемы могли обусловить снижение успеваемости, депрессивные состояния, потери или подмены жизненных целей, а также возможные правонарушения.
Конечно, МАК — не единственная методическая техника в арсенале психолога, но использование карт во время консультаций со студентами колледжа помогает увидеть зерно проблемы и вывести ее наружу для дальнейшей проработки. Кроме того, студентам становится легче рассказывать о непростых жизненных моментах и ситуациях и таким образом трансформировать свою проблему в цель.
У карт есть интересная особенность: они всегда, даже при большом выборе, выпадают «в тему», что очень впечатляет студентов и вдохновляет их на дальнейшую работу с психологом.
В заключение хочется отметить, что данная методика является сильным инструментом и отличается простотой, экологичностью и эффективностью. Научиться работать с картами и применять их в своей консультативной практике по силам каждому специалисту, имеющему дело с подростками.
Библиографический список
1. Рассказова, Е. В. Метафорические ассоциативные карты как инструмент в работе практического психолога / Е. В. Рассказова // Психологи на b17.ru : [сайт]. — 2021. — URL: https://www. b17.ru/article/15482/ (дата обращения: 01.06.2021).
2. Попова, Г. В. Алгоритмы применения метафорических ассоциативных карт в индивидуальном консультировании / Г. В. Попова, Н. Э. Милорадова // Актуальн напрямки сучасноТ практично! психологи i психотерапи : матерiали мiжнародноТ науково-практичноТ конференций — Харш : ХНУВС, 2013. — С. 57-60.
3. Ведмеш, Н. А. Метафорические карты / Н. А. Ведмеш // Психология и психиатрия : [сайт]. — 2021. — URL: https://psihomed.com/metaforicheskie-kartyi/ (дата обращения: 01.06.2021)
4. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. — 2-е изд., испр. и доп. — Санкт-Петербург : Речь, 2015. — 220 с.
5. Тарарина, Е. В. Руководство по работе с колодой «Семена» / Е. В. Тарарина : Восточная ассоциация арт-терапии, 2016. — 6 с.
6. Олифирович, Н. И. Многоликий алкоголизм: метафорические ассоциативные карты. Методическое руководство / Н. И. Олифирович, И. А. Громова, И. В. Сукач. — Санкт-Петербург : Речь, 2019. — 128 с. — ISBN: 978-5-9268-3081-8.
For citation: Voronkova, E. Yu. Metaphoric associative cards as a tool for successful consultative work of a psychologist with students / E. Yu. Voronkova // Innovative development of vocational education. — 2021. — N° 3 (31). — P. 118-122.
METAPHORIC ASSOCIATIVE CARDS AS A TOOL FOR SUCCESSFUL CONSULTATIVE WORK OF A PSYCHOLOGIST WITH STUDENTS
E. Yu. Voronkova
The article describes the methods of art therapy in the work of a teacher-psychologist with adolescents. Metaphorical associative cards are presented as a tool of art therapy, the work with which is based on the principles of projective techniques. With the help of maps, a space of dialogue is created during consultations. Thanks to this, the teacher-psychologist designs the line of interaction with the adolescent. When communicating with students, cards are used to develop intuition, imagination, communication, the ability to solve difficult life situations in constructive, socially acceptable ways. The author reviews the metaphorical associative cards used in his professional activities, showing the specificity of each instrument and its focus in correcting certain personality traits of adolescents. The article emphasizes that in the process of working with students, negative experiences are transformed into positive ones, anxiety is replaced by the acceptance of the situation and the creation of a projection of the future.
Key words: art therapy in the work of a psychologist, metaphorical associative cards, projective techniques, correction of personal qualities.
References
1. Rasskazova E. V. Metaforycheskye assotsyatyvnye karty kak ynstrument v rabote prak-tycheskoho psykholoha [Metaphorical associative maps as a tool in the work of a practical psychologist]. Psychologists on b17.ru, 2021, available at: https://www.b17.ru/article/15482/ (accessed: 01.06.2021). (In Russian)
2. Popova G. V., Miloradova N. E. Alhorytmy prymenenyya metaforycheskykh assotsyatyvnykh kart v yndyvydual'nom konsul'tyrovanyy [Algorithms for the use of metaphorical associative maps in individual counseling], Materialy mizhnarodnoyi naukovo-praktychnoyi konferentsiyi Aktual'ni napryamky suchasnoyi praktychnoyi psykholohiyi i psykhoterapiyi [Materials of the international scientific-practical conference «Actual directions of modern practical psychology and psychotherapy»]. Kharkiv, KhNUVS, 2013, pp. 57-60.
3. Vedmesh N. A. Metaforycheskye karty [Metaphorical maps]. Psychology and psychiatry, 2021, available at: https://psihomed.com/metaforicheskie-kartyi/ (accessed: 01.06.2021) (In Russian)
4. Zinkevich-Evstigneeva T. D. Master skazok. 50 syuzhetov v pomoshch' razmyshlenyyam o zhyzny, lyudyakh y sebe dlya vzroslykh y detey starshe 7 let [Master of fairy tales. 50 plots to help think about life, people and yourself for adults and children over 7 years. 2nd ed.]. St. Petersburg, Rech', 2015, 220 p. (In Russian)
5. Tararina E. V. Rukovodstvo po rabote s kolodoy «Semena» [Guide to work with the deck «Seeds»]. Eastern Association of Art Therapy, 2016, 6 p. (In Russian)
6. Olifirovich N. I., Gromova I. A., Sukach I. V. Mnoholykyy alkoholyzm: metaforycheskye assotsyatyvnye karty. Metodycheskoe rukovodstvo [Multifaceted alcoholism: metaphorical associative maps. Methodical guide]. St. Petersburg, Rech', 2019, 128 p., ISBN 978-5-9268-3081-8. (In Russian)
Воронкова Эльвира Юлдашевна, педагог-психолог ГБПОУ «Южно-Уральский многопрофильный колледж», Российская Федерация, г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Voronkova Elvira Yuldashevna, Educational Psychologist, South Ural Multidisciplinary College, Russian Federation, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]