Научная статья на тему 'СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая поддержка / социальная поддержка / иностранные студенты / академическая мобильность / Российские вузы / современные средства адаптации международных студентов / academic support / social support / international students / academic mobility / Russian universities / current practice of international students’ adaptation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мураева Екатерина Юрьевна, Архипова Мария Владимировна

Адаптация иностранных студентов к новой образовательной среде является актуальной проблемой, требующей всестороннего изучения. Данный процесс имеет значительное влияние на качество образования, обеспечение комфортного пребывания в условиях нового академического и культурного пространства, развитие международного сотрудничества и повышение уровня академической мобильности. Успешная адаптация также может служить одним из аспектов маркетинговой стратегии высших учебных заведений для привлечения иностранных учащихся. В данной статье представлен анализ содержимого веб-сайтов 15 ведущих университетов России с целью описать виды поддержки адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде. Выборка осуществлялась на основе рейтинга ИА «Регнум» по данным Министерства науки и высшего образования РФ и Мирового рейтинга университетов QS. В качестве методов применялись анализ источников отечественных и зарубежных ученых, контент-анализ интернет-источников по теме, сравнение и систематизация данных в таблицу. В результате обзора в статье представлены современные, практические способы академической и социальной поддержки иностранных студентов, систематизированные по направлениям поддержки адаптации. В ходе исследования были определены и описаны семь основных категорий услуг для академической и социальной поддержки, предлагаемых в топ-15 университетах России. Была выявлена тенденция к развитию конкретных направлений поддержки определенными вузами. Результаты исследования могут быть использованы российскими университетами для развития вспомогательных услуг по адаптации иностранцев и совершенствования маркетинговой стратегии для привлечения новых международных учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мураева Екатерина Юрьевна, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The international students’ adaptation to a new educational environment is an acute problem that requires comprehensive study. This process has a significant impact on the quality of education, providing a comfortable stay in a new academic and cultural environment, developing international cooperation and increasing the level of academic mobility. Successful adaptation can also serve as one of the aspects of the marketing strategy for tertiary institutions to attract foreign students. This article presents the analysis of Russian universities’ websites content in order to describe the types of the foreign students support in the process of adaptation to a new educational environment. The sample was based on the rating of IA Regnum using the data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, and the QS World University Ranking. The following methods were used: the analysis of domestic and foreign scientific sources, content analysis of the internet sources on the topic, comparison and systematization of data in a chart. The results of the study are presented in the article and identify modern, practical ways of adaptation support in study-abroad environment, systematized by directions of support. The research has identified and described seven main categories of academic and social support services offered in the top-15 universities in Russia. A trend towards the development of specific support areas by certain universities has been found. The results of the study can be used by Russian universities to develop support services for adaptation and improve marketing strategies to attract new international students.

Текст научной работы на тему «СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

Педагогика

УДК 378.1

студент магистратуры 2 курса Мураева Екатерина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

СРЕДСТВА АКАДЕМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. Адаптация иностранных студентов к новой образовательной среде является актуальной проблемой, требующей всестороннего изучения. Данный процесс имеет значительное влияние на качество образования, обеспечение комфортного пребывания в условиях нового академического и культурного пространства, развитие международного сотрудничества и повышение уровня академической мобильности. Успешная адаптация также может служить одним из аспектов маркетинговой стратегии высших учебных заведений для привлечения иностранных учащихся. В данной статье представлен анализ содержимого веб-сайтов 15 ведущих университетов России с целью описать виды поддержки адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде. Выборка осуществлялась на основе рейтинга НА «Регнум» по данным Министерства науки и высшего образования РФ и Мирового рейтинга университетов QS. В качестве методов применялись анализ источников отечественных и зарубежных ученых, контент-анализ интернет-источников по теме, сравнение и систематизация данных в таблицу. В результате обзора в статье представлены современные, практические способы академической и социальной поддержки иностранных студентов, систематизированные по направлениям поддержки адаптации. В ходе исследования были определены и описаны семь основных категорий услуг для академической и социальной поддержки, предлагаемых в топ-15 университетах России. Была выявлена тенденция к развитию конкретных направлений поддержки определенными вузами. Результаты исследования могут быть использованы российскими университетами для развития вспомогательных услуг по адаптации иностранцев и совершенствования маркетинговой стратегии для привлечения новых международных учащихся.

Ключевые слова: академическая поддержка, социальная поддержка, иностранные студенты, академическая мобильность, Российские вузы, современные средства адаптации международных студентов.

Annotation. The international students' adaptation to a new educational environment is an acute problem that requires comprehensive study. This process has a significant impact on the quality of education, providing a comfortable stay in a new academic and cultural environment, developing international cooperation and increasing the level of academic mobility. Successful adaptation can also serve as one of the aspects of the marketing strategy for tertiary institutions to attract foreign students. This article presents the analysis of Russian universities' websites content in order to describe the types of the foreign students support in the process of adaptation to a new educational environment. The sample was based on the rating of IA Regnum using the data of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, and the QS World University Ranking. The following methods were used: the analysis of domestic and foreign scientific sources, content analysis of the internet sources on the topic, comparison and systematization of data in a chart. The results of the study are presented in the article and identify modern, practical ways of adaptation support in study-abroad environment, systematized by directions of support. The research has identified and described seven main categories of academic and social support services offered in the top-15 universities in Russia. A trend towards the development of specific support areas by certain universities has been found. The results of the study can be used by Russian universities to develop support services for adaptation and improve marketing strategies to attract new international students.

Key words: academic support, social support, international students, academic mobility, Russian universities, current practice of international students' adaptation.

Введение. Адаптация иностранных студентов к новой образовательной среде является актуальной проблемой, требующей всестороннего исследования. В условиях глобализации и интернационализации высшего образования все больше студентов со всего мира поступают в российские вузы. Успешная адаптация этих студентов к новым условиям учебы, проживания и социокультурной среде важна для повышения качества образования, обеспечения комфортной жизни студенчества и развития международного сотрудничества.

В настоящее время адаптация интенсивно исследуется в следующих областях: адаптация иммигрантов [6, 10]; социальная адаптация детей [8]; адаптация в бизнесе (адаптация к новой рабочей среде и адаптация к лидерству) [7, 14]; адаптация в медицине и биологии (стресс, реакция мозга на адаптацию) [13, 16]. Некоторые аналитики также занимаются вопросом адаптации иностранных студентов на базе университетов [9, 12, 15].

Процесс адаптации имеет особенность некоторого форсирования, когда личности приходится приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. В случае адаптации иностранных студентов условия их жизни меняются быстро, кардинально и продолжаются довольно длительный период времени, поскольку программы обучения и обмена обычно занимают семестр, учебный год или два учебных года. Это период, когда большая часть традиционных представлений и образа жизни человека не работает должным образом, поэтому студентам необходимо найти новые способы, чтобы снова чувствовать себя комфортно в окружающей среде [10].

Адаптацию иностранных студентов к новой образовательной среде можно определить как многофакторную проблему, включающую социальный, психологический, академический, культурный и биологический аспекты [17]. Выявление и решение проблем адаптации может помочь поддержать академическую успеваемость и общее благополучие новичков в университете за счет снижения интенсивности культурного шока и его последствий, таких как стресс, депрессия и агрессивное поведение.

Согласно статистике Project Atlas в 2022 году Россия заняла 6-ое место в мире среди самых популярных направлений для обучения за рубежом, приняв в свои университеты 351127 человек, что составляет 6% от общего количества иностранных студентов [11]. Чтобы поддержать конкурентный уровень высших учебных заведений, необходимо уделять должное внимание поддержке адаптации иностранных студентов. Успешная адаптация - один из ключей к получению положительных отзывов от иностранных студентов, обмену позитивным опытом со своими сокурсниками и зарубежными друзьями. Это может быть одним из аспектов маркетинговой стратегии высших учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. Данное ознакомительное, описательное исследование было разработано с целью получения обзора видов услуг академической и социальной поддержки, предлагаемых иностранным студентам, обучающимся в 15 ведущих университетах РФ по количеству студентов. Рейтинг составлен информационным агентством

«Регнум» на основе данных Министерства науки и высшего образования РФ, предоставившего результаты ежегодного мониторинга деятельности вузов страны за 2023 год [2]. В основе исследования лежит следующий вопрос: какие услуги по академической и социальной поддержке были предложены иностранным студентам лучшими университетами РФ в 2023 году? Цель этого конкретного исследования заключается в описании типов услуг, предлагаемых на веб-сайтах университетов РФ, чтобы выявить, каким образом ВУЗы пытаются привлечь иностранцев и помочь им в процессе академической и социальной адаптации. У данного исследования есть ограничения, т.к. данные на веб-сайтах могут быть устаревшими и не соответствовать услугам, предлагаемым в действительности. Кроме того в процессе не учитывается оценка качества и эффективности самими студентами.

Выборка состояла из 15 крупнейших ВУЗов РФ, которые вошли в Топ-15 вузов по рейтингу, предоставленному информационным агентством «Регнум» на основе данных Министерства науки и высшего образования РФ за 2023 год, и «Мировому рейтингу университетов QS», составленному аналитическим агентством Quacquarelli Symonds в 2023 году [1]. Критерием выборки служило количество иностранных студентов - не менее 2000 чел.

Эти ВУЗы расположены в 6 регионах страны, количество поступивших иностранных студентов варьировалось от 2071 (РУТ в г. Москва) до 15006 чел. (МФПУ «Синергия», г. Москва). Наибольшая доля иностранных студентов (более 20%) в двух университетах страны (МФПУ «Синергия» и РУДН в Москве), в то время как в 3 вузах, вошедших в выборку, доля иностранных студентов составляет менее 10% (УрФУ в Свердловской обл., ДГТУ в Ростовской обл., СПбПУ в г.Санкт-Петербург, РУТ в г.Москва). Остальные университеты в выборке находятся в диапазоне от 10% до 20% (МГУ, НИУ ВШЭ, ММУ в г.Москва, КФУ в респ. Татарстан, СПбПУ, СПбГУ, ИТМО в г.Санкт-Петербург, ЮФУ в Ростовской обл., НИ ТГУ, НИУ ТПУ в Томской обл.). Данные о численности студентов в вузах России предоставлены Главным информационно-вычислительным центром МИРЭА РТУ на основе данных от Министерства науки и высшего образования РФ за 2023 год [4].

В этом исследовании использовались данные, доступные на официальных веб-сайтах всех 15 университетов РФ, перечисленных в отчете. Информация о демографии иностранных студентов, а также об академических и социальных службах поддержки, которые предназначены для поддержки иностранных студентов в этих учебных заведениях, была получена с веб-страницы международного отдела каждого из учебных заведений и введена в таблицу Microsoft Bxcel для дальнейшего изучения и анализа. На стадии обработки результатов был применен метод контент-анализа для определения типов услуг, предлагаемых университетами. Все специализированные программы и услуги были подсчитаны доя определения частоты предложений и сгруппированы, чтобы выяснить, какие специализированные услуги чаще всего предлагались иностранным студентам в учебных заведениях, включенных в выборку.

В результате исследования было выделено семь направлений поддержки адаптиации: визово-миграционное сопровождение, программы изучения русского языка и довузовская подготовка, академическая поддержка иностранных студентов, общественные и культурные мероприятия, мероприятия по профессиональному развитию, онлайн услуги, служба адаптации. Для управления данными процессами во всех 15 ведущих университетах было назначено административное подразделение, осуществляющее документальную, социальную и академическую поддержку иностранных студентов (международный отдел, офис международной мобильности студентов или департамент внешних связей).

Все вузы, вошедшие в выборку, обеспечивают визово-миграционное сопровождение иностранных учащихся: подготовка документов, визовое сопровождение, помощь с получением ДМС, прохождением медицинского осмотра и процедуры снятия отпечатков пальцев, первоначальной миграционной регистрацией и размещением.

Программы изучения русского языка были также наиболее распространенными предлагаемыми услугами. Большинство программ по русскому языку включали занятия на различных уровнях владения языком, а также использовались в качестве довузовской подготовки в виде годового курса, включающего общие знания по русскому языку и изучение лексики в аспекте выбранной специальности. Некоторые из участников предлагали услуги разговорного клуба.

Академическая поддержка в основном представлена курсами довузовской подготовки (6 из 15 вузов предлагают данную услугу), также предоставляются услуги кураторов, личных репетиторов, координаторов учебного процесса, менторские программы. Сотрудники НИУ ВШЭ разработали академический хендбук, содержащий подробную систематизированную информацию о зачетах и системе оценок, видах заданий для оценивания знаний, графике учебного процесса, а также организовали центр по академическому развитию студентов, который отвечает за академическую поддержку учащихся. Частный университет МФПУ «Синергия» предоставляет услуги кураторов и репетиторов, которые индивидуально работают с каждым студентом. В качестве нововведения, предложенного международным консультативным советом по академическому процессу, в Томском государственном университете НИТГУ был создан центр академического письма, проводящий консультации по написанию научных работ и оказывающий помощь студентам в подготовке к конференциям и редактировании научных статей для публикации.

Все представленные университеты организуют разнообразные общественные и культурные мероприятия для интеграции иностранцев в образовательную среду. Большинство из них ориентировано на все студенческое сообщество, однако некоторые специализированы для международных студентов: культурные фестивали (напр. Межвузовский молодежный фестиваль дружбы народов, Всемирный фестиваль молодежи), международные клубы и научные конференции, сообщества иностранных студентов, дни и недели культуры, лекции по многообразию культур, международные студенческие проектные марафоны, ознакомительные мероприятия, международные творческие и спортивные группы и события.

7 из 15 вузов уделяют особое внимание трудоустройству и карьерному развитию своих студентов и выпускников, организовывая для них консультации по вопросам карьеры, инструкции по трудоустройству, ярмарки вакансий, мастер классы от ведущих экспертов, тестирование на предпринимательскую деятельность, экскурсии в компании-работодатели и мероприятия по развитию финансовой грамотности.

Университеты активно разрабатывают онлайн услуги по академической и социальной поддержке иностранных студентов: онлайн платформы для обучения, информационные экосистемы в виде приложений, университетские хендбуки, программы МООС, виртуальные туры, вебинары перед прибытием, психологическая помощь онлайн, публикации опыта и отзывов иностранных студентов и выпускников.

Многие вузы в качестве поддержки адаптации организуют встречу иностранных студентов в аэропорту, помощь с заселением, проводят ориентационные мероприятия, предлагают психологическую помощь. В некоторых вузах (МФПУ «Синергия», УрФУ, КФУ, РУДН, НИ ТГУ) наряду с международным отделом есть специализированные центры адаптации иностранных студентов. 3 университета УрФУ, НИУ ВШЭ и ИТМО также предлагают систему buddy - помощь от студентов университета в адаптации к новой культурной и социальной среде на добровольной основе.

Стоит отметить, что все официальные сайты вузов в обязательном порядке предлагают информацию на русском и английском языках, многие также используют китайский (10 вузов), испанский (5), арабский (2), французский (2),

португальский (1) и турецкий (1) языки. Также 13 из 15 вузов разработали образовательные программы на английском

Сайты многих вузов из выборки находятся на стадии обновления и содержат неполную информацию по выбранной тематике. Некоторые данные находятся на старых версиях сайтов, что усложняет навигацию и затрудняет процесс систематизации данных.

Выводы. В этом исследовании были определены и описаны виды вспомогательных услуг, предлагаемых иностранным студентам в 15 ведущих университетах России, которые приняли наибольшее количество международных студентов в 2023 году. Данная работа направлена на получение более полного представления о типах программ поддержки, которые могут в наибольшей степени способствовать социальной адаптации иностранных студентов и их академическому успеху во время обучения. В ходе анализа было выделено семь основных направлений поддержки адаптации: визово-миграционное сопровождение, программы изучения русского языка, академическая поддержка, общественные и культурные мероприятия, мероприятия по профессиональному развитию, онлайн услуги и служба адаптации.

В целом, университеты, включенные в это исследование, ориентированы на решение языковых, письменных и академических проблем с помощью программ, специально разработанных для иностранных студентов, испытывающих трудности адаптации, упомянутые в существующей литературе.

Прослеживается тенденция к развитию конкретных направлений поддержки. Например, МФПУ «Синергия» больше внимания уделяет профессиональному развитию студентов и их трудоустройству, индивидуальной поддержке академического процесса (куратор, личный репетитор), возможностям онлайн обучения (онлайн платформа LMS). Возможно, на данный процесс повлиял статус частного учреждения и ориентация на предоставление платных услуг. Несмотря на малое количество бюджетных мест (0,3%) [4], данный вуз привлекает самое большое количество русских и иностранных студентов. РУДН - один из вузов с самой развитой системой средств адаптации международных студентов, где учреждены 4 центра работающих в этом направлении (центр развития социальной и культурной адаптации и межкультурной коммуникации, международный культурный центр, центр адаптации иностранных студентов, центр психологической помощи). На официальном сайте НИУ ВШЭ представлены тщательно разработанные средства адаптации по всем выделенным 7 направлениям, кроме того информация лаконично изложена, привлекательно оформлена, используется простая и понятная навигация. Поддержка организована по аналогии с практикой американских вузов [12] и ориентирована на нужды иностранных студентов.

На наш взгляд, для проведения более полного анализа работы вузов в области поддержки адаптации, не хватает статистики по международным учащимся, географии студентов, публикуемых в официальных источниках или на сайтах университетов.

Ведущие вузы страны в разной степени уделяют внимание разработке средств поддержки адаптации иностранных студентов и публикации информации на официальных веб-сайтах. В силу того, что одним из основных способов размещения информации о поступлении является интернет, вузам необходимо использовать данный источник для привлечения большего количества международных клиентов. Следует тщательно изучать потребности учащихся и предлагать дополнительные услуги по поддержке адаптации для комфортного пребывания и обучения, а также информировать студентов через веб-сайты о существующих возможностях в доступной форме. Развитие данного направления может стать важным инструментом в маркетинговой стратегии высших учебных заведений в сфере предоставления платных услуг.

Данное исследование имеет ограничения, т.к. информация, предоставленная на веб-сайтах, может быть не совсем точной и актуальной. Кроме того, исходя из имеющихся данных, было невозможно оценить опыт студентов и их восприятие качества предлагаемых программ и услуг. Изучение опыта иностранных студентов в использовании описанных средств академической и социальной поддержки и его влияние на общий уровень удовлетворенности от обучения в лучших 15 вузах России может стать следующим шагом в развитии этого исследования.

Литература:

1. Агрегатор независимой оценки высшего образования Best-edu. - 2024. - URL: https://best-edu.ru/ratings/global/qs-world-university-rankings?name=&countries%5B%5D=188&grade=& (дата обращения: 22.05.2024)

2. Батенева, Т.А. В тройку лидеров российских вузов по количеству студентов вошли МФПУ «Синергия», МГУ и УрФУ / Т.А. Батенева // Спецпроект RG.RU: www.rg.ru. - 2024. - URL: https://rg.ru/2023/12/07/v-trojku-liderov-rossijskih-vuzov-po-kolichestvu-studentov-voshli-mfpu-sinergiia-mgu-i-urfu.html?ysclid=lt5r57fmti539014772 (дата обращения: 22.05.2024)

3. Ворохобов, А.В. Теоретические аспекты практики внедрения виртуальной образовательной среды / А.В. Ворохобов, Е.В. Плисов // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 3,- С. 5.

4. Главный информационно-вычислительный центр МИРЭА РТУ. - 2024. - URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/inst.php?id=1834 (дата обращения: 22.05.2024)

5. Каракозова, Е.Н. Иноязычная информационная деятельность студента технического вуза / Е.Н. Каракозова, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2023. - T.l 1. -№ 1.-С.4.

6. Ларин, А.Г. Китайские мигранты в России: История и современность / А.Г. Ларин. - Москва: Восточная книга, 2009. - С. 146-406

7. Ломов, Б.Ф. Психология и менеджмент / Б.Ф. Ломов, А.Л. Журавлев. - Москва: Знание, 1978. - 38 с.

8. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 142 с.

9. Harryba, S.A. Understanding the challenges of accessing university support services: the perspectives of staff member and international students / S.A. Harryba, M.A. Guifoyle, S. Knight 11 The International Journal of Learning. - 2012. - Vol. 18, № 6. -P. 263-290

10. Immigrant Youth: Acculturation, Identity, and Adaptation / J.W. Berry, J.S. Phinney, D.L. Sam, P. Vedder 11 Applied Psychology: an International Review. - 2006. - Vol. 55, № 3. - P. 303-332

11. Institute of International Education (HE). - 2024. - URL: https://www.iie.org/wp-content/uploads/2023/09/Project-Atlas_Infographic_2022.pdf (дата обращения: 22.05.2024)

12. Martirosyan, N.M. Academic and Social Support Services for International Students: Current Practices / N.M. Martirosyan, R.M. Bustamante, D.P. Saxon//Journal of International Students.-2019. - Vol. 9, № 1. -P. 172-191

13. McEwen, B. Stress and the individual. Mechanisms leading to disease / B. McEwen, E. Stellar 11 Archives of Internal Medicine. - 1993. -№ 153.-P. 2094.

14. Multicultural Personality Questionnaire: Development of a Short Form / K.I. Van der Zee, J.P. van Oudenhoven, J.G. Ponterotto, A.W. Fietzer//Journal of Personality Assessment.-2013. - Vol. 95,№ 1. -P. 118-124

15. O'Reilly, A. The psychological well-being and sociocultural adaptation of short-term international students in Ireland / A. O'Reilly, D. Ryan, T. Hickey // Journal of College Student Development. - 2010. - Vol. 51, №5. - P. 584-598

16. Selye, H. The general adaptation syndrome and the diseases of adaptation / H. Selye 11 Journal of Allergy. - 1946. - Vol. 17, №6. -P. 358-398

17. Terziev, V. Conceptual framework of social adaptation / V. Terziev 11 Proc. of INTCESS 2019 6th International Conference on Education and Social Sciences, Dubai, U.A.E., 4-6 February, 2019. - 498 p.

Педагогика

УДК 378.147

студентка Мясникова Екатерина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Пермовский Анатолий Алексеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат физико-математических наук, доцент Скачкова Елена Геннадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ «THEBEERGAME» В РАМКАХ ПОДГОТОВКИ ЛОГИСТОВ С ВЫСШИМ

ОБРАЗОВАНИЕМ

Аннотация. В данной статье авторы описывают структуру деловой игры «TheBeerGame» с точки зрения ее эффективности в учебном процессе высшего образования по специальности «Операционная деятельность в логистике». При описании исследования были применены различные методики, включая изучение структуры и принципов функционирования «Пивной Игры». В работе приведены правила и порядок проведения игры. Отображены и проанализированы получившиеся результаты. Перечислены компетенции, формируемые у обучающихся в ходе игры. Также в статье обозначена система отношений, характеризующая «Пивную игру» как процесс мыслительного преобразования реальной ситуации в имитационную. В заключении авторы приходят к выводу, что данная деловая игра в полной мере помогает сформировать профессиональные навыки будущих логистов.

Ключевые слова: имитационные методы, деловые игры, пьяная игра, цепи поставок, эффект хлыста.

Annotation. In this article, the authors describe the structure of the business game "TheBeerGame" in terms of its effectiveness in the educational process of higher education in the specialty "Operations in Logistics." When describing the research, various methods were used, including studying the structure and principles of functioning of the "Beer Game". The work provides the rules and procedure for playing the game. The resulting results are displayed and analyzed. The competencies developed in students during the game are listed. The article also outlines a system of relationships that characterizes the "Beer Game" as a process of mental transformation of a real situation into a simulation one. In conclusion, the authors come to the conclusion that this business game fully helps to develop the professional skills of future logisticians.

Key words: simulation methods, business games, the beer game, supply chains, whip effect.

Введение. Геймификация различных процессов жизни человека является нарастающим современным трендом в процессе обучения.

Наиболее широко используемым подходом становятся деловые игры, иногда их называют «flightsimulator» («симуляторами полета»), В рамках подхода подразумевается изучение и освоение обучающимися некоторых процессов на этапе предшествующем реальной профессиональной деятельности.

В данной статье авторы изучают применение игровых имитационных методов в образовании на основе деловой игры « TheBeerGame».

Раннее вопрос применения «Пивной Игры» в образовательном процессе уже рассматривался в статье Царенко А.С. «Применение имитационной игры «Пивная Игра» («BeerGame») для формирования компетенций в сфере управления сложными системами». Автор рассматривает знаменитую работу Питера Сенге, признанного специалиста в сфере управления, под названием «Пятая дисциплина», в которой представлен подробный анализ игры как метода повышения профессионального роста персонала [3].

В статье "Пивная игра в учебном процессе направления «Прикладная информатика»" Аручиди Н.А. занималась изучением данной темы с целью оценки возможности применения в учебном процессе игровых имитационных моделей на примере "Пивной Игры". Автором были рассмотрены результаты проведенных экспериментов [1].

Стоит отметить, что в пределах Российской Федерации существует относительно не большое количество статей на данную тему, изучающих «The Beer Game» как потенциально эффективный инструмент образовательной деятельности.

При написании исследования были применены различные методики, включая изучение структуры и принципов функционирования «Пивной Игры», анализ литературы по схожей тематике, обобщение полученных данных. Также был проведен игровой имитационный эксперимент с использованием «The Beer Game» в учебном процессе, в статье представлен анализ результатов данного эксперимента.

Изложение основного материала статьи. «Пивная Игра» или "The Beer Game" была придумана Джеем Райтом Форрестером в MIT Sloan School of Management в 1960 году. Основная цель игры заключается в демонстрации процесса возникновения "Эффекта Хлыста" в цепочках поставок.

"Эффект Хлыста" представляет собой ситуацию, когда резкое изменение спроса в одном из звеньев цепочки поставок вызывает избыток или нехватку товара у поставщика, его субпоставщика и так далее, что в конечном итоге приводит к нарушению поставок, неудовлетворению спроса, истощению финансовых ресурсов и потере прибыли.

В "Пивной Игре" участники имитируют четырехуровневую цепочку поставок, где задача состоит в производстве и транспортировке единиц пива: фабрика производит товар, а остальные три ступени распределения доставляют его до конечного потребителя (рис. 1). Рисунок был составлен на основе изображения взятого из статьи «Beer Game и Эффект Хлыста» [4].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.