Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радошнова Ирина Леонидовна

Интенсивное развитие в отечественных университетах вектора обучения иностранных студентов свидетельствует о необходимости теоретического и научно-методического обоснования успешной его реализации в педагогической практике. В качестве ведущего методологического основания совершенствования образовательной деятельности со студентами мною рассмотрено проектирование.Проведенное мною теоретическое исследование опыта отечественных университетов в области международного образовательного сотрудничества в сфере высшего образования. Направленность на развитие академической мобильности и повышение экспортного потенциала российской системы образования способствует успешному решению ряда значимых целей. Среди них: формирование конкурентоспособности российских вузов, повышение привлекательности российского образования на мировом рынке, увеличение общего дохода от оплаты иностранных граждан, обучающихся в РФ, обеспечение экономики России квалифицированными иностранными специалистами, укрепление «мягкой силы» нашей страны путем участия в формировании элит иностранных государств. Для реализации названных ключевых направлений востребовано более эффективное использование ресурсов социально-образовательной поддержки, включающей соответствующие, актуальные современному социальному периоду, научно обоснованные подходы и технологии. Опыт работы педагогического коллектива Оренбургского государственного университета с иностранными студентами на факультете подготовки иностранных граждан показал, что проектирование является базовым условием успешности их социально-образовательной поддержки. Целевое взаимодействие с обучающимися в учебной, социальной, коммуникативной, досуговой проектной деятельности содействовало ориентации на персонализацию отношений с учетом их индивидуальных особенностей развития, уровня воспитанности и обученности.Таким образом, совокупность возможностей проектирования, с использованием технологий и моделей осуществления целенаправленной помощи в адаптации, личностной и профессиональной социализации прибывающих в университет иностранных студентов будет полезна в педагогической практике учителей, преподавателей, кураторов из учреждений высшего и среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радошнова Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGNING SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT FOR FOREIGN UNIVERSITY STUDENTS

The intensive development of the vector of teaching foreign students at domestic universities indicates the need for a theoretical and scientific-methodological justification for its successful implementation in pedagogical practice. As a leading methodological basis for improving educational activities with students, I considered design. My theoretical study of the experience of domestic universities in the field of international educational cooperation in the field of higher education. The focus on developing academic mobility and increasing the export potential of the Russian education system contributes to the successful achievement of a number of significant goals. Among them: the formation of the competitiveness of Russian universities, increasing the attractiveness of Russian education in the world market, increasing the total income from the payment of foreign citizens studying in the Russian Federation, providing the Russian economy with qualified foreign specialists, strengthening the «soft power» of our country by participating in the formation of elites of foreign states. To implement these key areas, more efficient use of social and educational support resources is required, including relevant, relevant to the modern social period, scientifically based approaches and technologies. The experience of the teaching staff of the Orenburg State University with foreign students at the Faculty of Training of Foreign Citizens showed that design is a basic condition for the success of their social and educational support. Targeted interaction with students in educational, social, communicative, leisure project activities contributed to the orientation towards the personalization of relations, considering their individual characteristics of development, level of upbringing and training.Thus, a set of design possibilities, using technologies and models for the implementation of targeted assistance in the adaptation, personal and professional socialization of foreign students arriving at the university, will be useful in the pedagogical practice of teachers, lecturers, curators from institutions of higher and secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

DOI: 10.25198/1814-6457-234-45 УДК 37

Радошнова И.Л.

Оренбургский государственный университет, г Оренбург, Россия E-mail: ril33s@yandex.ru

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Интенсивное развитие в отечественных университетах вектора обучения иностранных студентов свидетельствует о необходимости теоретического и научно-методического обоснования успешной его реализации в педагогической практике. В качестве ведущего методологического основания совершенствования образовательной деятельности со студентами мною рассмотрено проектирование.

Проведенное мною теоретическое исследование опыта отечественных университетов в области международного образовательного сотрудничества в сфере высшего образования. Направленность на развитие академической мобильности и повышение экспортного потенциала российской системы образования способствует успешному решению ряда значимых целей. Среди них: формирование конкурентоспособности российских вузов, повышение привлекательности российского образования на мировом рынке, увеличение общего дохода от оплаты иностранных граждан, обучающихся в РФ, обеспечение экономики России квалифицированными иностранными специалистами, укрепление «мягкой силы» нашей страны путем участия в формировании элит иностранных государств. Для реализации названных ключевых направлений востребовано более эффективное использование ресурсов социально-образовательной поддержки, включающей соответствующие, актуальные современному социальному периоду, научно обоснованные подходы и технологии. Опыт работы педагогического коллектива Оренбургского государственного университета с иностранными студентами на факультете подготовки иностранных граждан показал, что проектирование является базовым условием успешности их социально-образовательной поддержки. Целевое взаимодействие с обучающимися в учебной, социальной, коммуникативной, досуговой проектной деятельности содействовало ориентации на персонализацию отношений с учетом их индивидуальных особенностей развития, уровня воспитанности и обученности.

Таким образом, совокупность возможностей проектирования, с использованием технологий и моделей осуществления целенаправленной помощи в адаптации, личностной и профессиональной социализации прибывающих в университет иностранных студентов будет полезна в педагогической практике учителей, преподавателей, кураторов из учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Ключевые слова: образование, университет, обучение иностранных студентов, профессиональное образование, социально-образовательная поддержка, педагогические технологии.

Radoshnova I.L.

Orenburg State University, Orenburg, Russia E-mail: ril33s@yandex.ru

DESIGNING SOCIO-EDUCATIONAL SUPPORT FOR FOREIGN UNIVERSITY STUDENTS

The intensive development of the vector of teaching foreign students at domestic universities indicates the need for a theoretical and scientific-methodological justification for its successful implementation in pedagogical practice. As a leading methodological basis for improving educational activities with students, I considered design.

My theoretical study of the experience of domestic universities in the field of international educational cooperation in the field of higher education. The focus on developing academic mobility and increasing the export potential of the Russian education system contributes to the successful achievement of a number of significant goals. Among them: the formation of the competitiveness of Russian universities, increasing the attractiveness of Russian education in the world market, increasing the total income from the payment of foreign citizens studying in the Russian Federation, providing the Russian economy with qualified foreign specialists, strengthening the «soft power» of our country by participating in the formation of elites of foreign states. To implement these key areas, more efficient use of social and educational support resources is required, including relevant, relevant to the modern social period, scientifically based approaches and technologies. The experience of the teaching staff of the Orenburg State University with foreign students at the Faculty of Training of Foreign Citizens showed that design is a basic condition for the success of their social and educational support. Targeted interaction with students in educational, social, communicative, leisure project activities contributed to the orientation towards the personalization of relations, considering their individual characteristics of development, level of upbringing and training.

Thus, a set of design possibilities, using technologies and models for the implementation of targeted assistance in the adaptation, personal and professional socialization of foreign students arriving at the university, will be useful in the pedagogical practice of teachers, lecturers, curators from institutions of higher and secondary vocational education.

Key words: education, university, training of foreign students, vocational education, social and educational support, pedagogical technologies.

Принципиально значимым и актуальным направлением современного высшего образования в нашей стране является его интернационализация с наличием экспорта образовательных услуг. В университетах страны постоянно происходит значительное увеличение контингента иностранных учащихся, которое осуществляется в рамках международных договоров государств о сотрудничестве в сфере образования, науки и культуры; межуниверситетских соглашений об экспорте образовательных услуг; меморандумов о совместных научно-образовательных программах и проектах. В Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию о реализации государственной политики в сфере образования подчеркивается актуальность данного направления, остающегося приоритетным даже в сложной геополитической, эпидемиологической и социально-экономической обстановке, когда удалось обеспечить неснижение показателя количества иностранных граждан и ввести новые национальные проекты «Наука и университеты», «Приоритет-2030» [3]

В этой связи, востребованной в организации учебного процесса с иностранными студентами, является целевая разработка моделей сотрудничества, педагогических подходов и технологий, с учетом постоянно изменяющихся политических, экономических, социальных условий, и на основе накопленного отечественного опыта в решении рассматриваемой задачи.

Характерной особенностью реализации данного направления в отечественных университетах является тот факт, что мобильность и жизнедеятельность прибывающих иностранных студентов существенно подкрепляются конструктивно разработанными педагогическими технологиями и образовательными программами комплексной социально-педагогической поддержки.

Еще не так давно социологи и практики сферы образования отмечали среди основных причин, тормозящих развитие международных связей и экспорта образовательных услуг в высшей школе: недостаточность единой политики в этой области, слабое бюджетное финансирование; поверхностное информационное обеспечение межуниверситетского сотрудничества; отсутствие стабильных связей и малый опыт

международной деятельности у части вузов. На сегодня ситуация значительно трансформируется в силу сложившихся обстоятельств. [7]

В статье рассматривается и анализируется опыт проектирования и реализации образовательно-педагогической поддержки как особой педагогической технологии, которая показала свою состоятельность в практике взаимодействия с иностранными студентами в российском университете регионального масштаба. В педагогической практике происходило, с одной стороны, включение прибывающих студентов в решение конкретных дидактических задач их обучения, с другой, - обеспечение включенности в образовательную среду жизнедеятельности университета, а также в жизнь социума, окружающей действительности города и новой, незнакомой для них страны.

Под проектированием в педагогической деятельности понимается создание специфичного конструкта, основанного на ведущих принципах системности развивающего пространства для обучения и развития личности, обогащенного идеями взаимосвязи потребностей общества и субъекта, и включающего совокупность организационных, корректирующих, контролирующих действий организаторов образовательной среды в университете по созданию особых социально-педагогических ситуаций для приобретения обучающимися нового опыта [2], [5].

Социально-образовательная поддержка как вид деятельности, технология взаимодействия с иностранными студентами в университете имеет непосредственное отношение к развитию социальной и образовательной среды, благоприятно содействующей их успешному обучению, профессиональному самоопределению, формированию гармоничной личности. Решению названных аспектов способствует реализация ряда направлений: организационно-информационное; дидактическое; наставничество и тьютерство; культурно-досуговое.

При использовании термина «социально-образовательная поддержка» мы опирались на трактовку исследователей, подчеркивающих наличие двухкомпонентности понятия, где социальная направленность составляет равноценную часть термина, усиливая фокус внимания организаторов поддержки студентов на равновесие обеих сторон, на основе понимания равно-

значности социального аспекта, а не сведению его к второстепенному, по сравнению с образовательным. Придерживаясь более широкого значения образования как процесса и результата усвоения человеком общего и специализированного социального опыта, систематизированных знаний, умений, а также общественных норм и ценностей; мы считаем образование

одним из важнейших средств социального регулирования, консолидации и воспроизводства общества, и считаем его необходимым пространством повышения уровня адаптивных возможностей обучающегося человека в постоянно меняющихся исторических условиях. Это толкование понятия убедительно подчеркивает, что именно в процессе образования происходят инкультуризация и социализация человека [6], [8].

С этих позиций социально-образовательная поддержка включала необходимость использования форм и функций социальной защиты иностранных студентов в сложных для них жизненных обстоятельствах вдали от родного края, дома, семьи, и способствовала сглаживанию социальных диспропорций. При этом использовались как экономические инструменты (сниженная оплата общежития, выплата гарантированной социальной стипендии и др.), оказание социально - психологического и правового консультирования, вовлечение в общественно значимые программы, творческие встречи с интересными людьми, дополнительные занятия). Данный комплексный подход обеспечивал ориентацию на персонализацию взаимодействия преподавателей и студентов с учетом их индивидуальных особенностей развития, уровня воспитанности и обученности.

Особое значение в реализации такой комплексной поддержки имело качество аналитической деятельности педагогического коллектива факультета, обоснования и выбора критериев, параметров и индикаторов мониторинга происходящих личностных и поведенческих изменений в жизнедеятельности иностранных студентов. В свою очередь соблюдение целостности социально-образовательной поддержки гарантированно способствовало социальной дифференциации на базе интенсификации индивидуального развития и активизировало повышение уровня успешной личностной и про-

фессиональной социализации иностранных студентов [1], [4].

Анализ опыта работы Факультета подготовки иностранных граждан (далее - факультет) созданного в Оренбургском государственном университете в целях обеспечения подготовки иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, а также удовлетворения потребности иностранных обучающихся в интеллектуальном, культурном, социально-нравственном развитии и приобретении знаний свидетельствует о реальных возможностях положительных результатов в решении задач проектирования социально-образовательной поддержки даже в непростых современных условиях.

Основными направлениями работы факультета являлись привлечение и набор иностранных обучающихся, планирование и организация их учебной и внеаудиторной деятельности, ди-дактико-методическое обеспечение образовательного процесса, оказание качественных услуг за счет подбора педагогических работников, имеющих профессиональное образование в области методики преподавания соответствующих дисциплин иностранным гражданам, опыт высокого уровня технологической оснащенности учебного процесса, опыт социально-педагогического сопровождения в качестве наставников (тьютеров) прибывших в РФ из разных стран граждан.

Проектирование осуществлялось на основе выработанной стратегии целенаправленного привлечения, приема и адаптации иностранных студентов. Учитывались параметры четырех категорий иностранных студентов, прибывших на бюджетное обучение в пределах квоты Правительства РФ или приравненных в правах к гражданам РФ, и поступающих на внебюджетное обучение, на основе договоров об оказании платных образовательных услуг, договоров о сетевой форме реализации образовательной программы.

С учетом актуальных социальных факторов и здоровьесберегающих обстоятельств, к каждому вновь прибывающему иностранному студенту был проявлен индивидуальный подход, учитывая менталитет, социокультурные традиции его страны и другие особенности. Были организованы встречи в аэропорту или на

железнодорожном вокзале, осуществлено размещение в обсерваторе, в отдельно отведенной комнате со всеми удобствами, сдача тестов на выявление инфекций.

В связи с новыми реалиями введен ряд особенностей приема: осуществление дистанционного приема документов, увеличение сроков приемной кампании, увеличение сроков заезда иностранных студентов в РФ, соблюдение мер профилактики здоровья.

Ценность использования метода проектирования можно обосновать с нескольких сторон. Во-первых, его результат отражал поэтапность прогнозирования, моделирования и реализации социальных процессов и явлений в жизнедеятельности иностранных студентов; во-вторых, в результате интегрировался понятийный, технологический и критериальный инструментарий взаимодействия педагогического коллектива, призванного профессионально грамотно обеспечить иностранным студентам безопасную среду, оказывать психолого-педагогическое содействие, вовлекать их в университетскую жизнь, поддерживать своевременную обратную связь и оказывать им правовое и миграционное сопровождение.

Спроектированы направления социально-образовательной поддержки по пяти профилям общеобразовательной подготовки студентов, не владеющих русским языком: экономическому; гуманитарному; инженерно-техническому; естественно-научному; медико-биологическому. Эти задачи решала в составе факультета кафедра русского языка и общеобразовательных дисциплин. Социальные и профессионально ориентированные задачи углубленно реализовались в рамках деятельности сообщества «Ассоциация иностранных студентов и выпускников Оренбуржья».

В соответствии с разработанной стратегией факультет в прошлом учебном году провел зачисление в ряды слушателей 89 иностранных граждан из стран дальнего зарубежья, таких как Алжирская Народная Демократическая Республика, Арабская Республика Египет, Республика Гаити, Республика Индонезия, Королевство Иордания, Республика Ирак, Республика Йемен, Федеративная Республика Сомали, Французская Республика, ЦАР, Республика Чад. Из них 7 - обучающиеся в пределах квоты на об-

разование иностранных граждан Правительства Российской Федерации.

Факультет продолжает взаимодействие с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, в области международного гуманитарного сотрудничества. В рамках совместной деятельности с Россотрудничеством реализуются соглашения и мероприятия по повышение интереса иностранных учащихся и ученых к русскому языку, российскому образованию и науке, к образовательным программам ОГУ.

Активно продолжилось сотрудничество с «Центром международных программ» при Министерстве образования и науки Республики Таджикистан, с Фондом содействия разработке программ просвещения и пропаганде русской творческой школы «Образование и культура», с ООО «Хаммурапи» и «Центром гуманитарного сотрудничества со странами СНГ». Также были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере набора иностранных граждан для обучения в университете: ООО «Тропикана», ООО «Ремас Груп», Общественный фонд «Демилге. Кей Джи».

Целенаправленно профориентационная работа проводилась в приграничном и ближнем зарубежье: традиционны Международные выставки-ярмарки «Российское образование», проект «Образовательный миграционный мост», этноквесты; участие в проекте «Учись в России» - востребованы среди выпускников образовательных школ из Армении, Таджикистана, Киргизии, Казахстана.

Оренбургскому госуниверситету предоставилась возможность презентовать вуз потенциальным студентам из Вьетнама. И это закономерно. ОГУ имеет большой опыт сотрудничества с республикой. Заключен ряд договоров с Русским домом в Ханое. Осуществляется программа академического обмена с Ханойским государственным техническим университетом им. Ле Куй Дона. Немало представителей Вьетнама прошли в ОГУ обучение по программам бакалавриата и аспирантуры.

В рамках Дня открытых дверей для вьетнамской аудитории сообщили о созданном в ОГУ факультете, осуществляющем довузовскую подготовку абитуриентов из-за рубежа, и

презентовали основные направления обучения, социально-бытовые условия, представленные в университете, информировали о перспективах и потенциале развития Оренбуржья.

Активно использованы многообразие современных маркетинг-стратегий для привлечения будущих студентов с помощью интернет: оптимизация сайта вуза, перевода главной страницы и основной информации на 5 иностранных языков; Social Media Marketing и контекстная реклама; регулярное ведение аккаунтов/ пабликов ОГУ в социальной сети VKontakte; рекламная компания, ориентированная на англоязычных абитуриентов; создание каналов в TELEGRAM; создание базы EMAIL адресов потенциальных абитуриентов; создание шаблона и контента для рассылок.

В этой связи особое внимание в университете уделяется деятельности тьюторов, так как их задача: помочь студентам в преодолении социально-культурных; психологических; учебно-организационных; языковых; эмоциональных и физиологических барьеров, оказывая социально-образовательную поддержку, и повышая уровень социокультурной адаптации, жизненного и профессионального самоопределения иностранных студентов.

В перечне проведенных мероприятий, направленных на привлечение иностранных студентов в вуз, и на их социокультурную адаптацию: Фестиваль народов мира в ОГУ; экскурсия в музей военно-патриотического поискового клуба «Патриот», организованная при поддержке патриотического клуба ОГУ «Я горжусь»; экскурсия в Оренбургский областной музей изобразительных искусств, в музей истории ОГУ; мастер-классы в гончарной мастерской; активный отдых в горнолыжном центре « Олимпиец» в канун Дня российского студенчества. Тьюторами факультета в сотрудничестве с «Ассоциацией иностранных студентов и выпускников Оренбуржья» организованы также еженедельные встречи-занятия в формате Разговорного клуба русского языка «InterLingua».

Таким образом, использование проектирования в образовании и социальной действительности позволило решить ряд задач приоритетного значения, к которым на сегодня принадлежит экспорт образовательных услуг и гибкая, мобильная организация процесса

подготовки к профессиональному обучению иностранных студентов в российских университетах, на основе содействия межкультурному диалогу и взаимообогащения культур и языков.

Представленный в статье материал исследования вопросов реализации социально-образовательной поддержки иностранных студентов отражает результативность конструирования для них всех необходимых модулей и этапов социальных образцов, возможных для освоения в целях повышения качества жизни, уровня социализации, с учетом запросов, интересов, стремлений обучающихся, на базе изученных знаний, личностного потенциала и имеющихся социальных ресурсов.

Особое значение при реализации социально-образовательной поддержки студентов приобретает профессиональная подготовка преподавательского коллектива к данному виду деятельности. Только в этом случае обеспечивается востребованная логика последовательной активации ключевых содержательных элементов управления социальным проектом, среди которых: целеполагание и декомпозиция целей в реальной ситуации, их преемственность; определение сроков и последовательности работ в соответствии с нормативами и объемом, - с мониторингом, анализом отклонений и окончательным составлением плана; оценка имеющихся необходимых ресурсов и расчет трудозатрат; определение рисков и мер реагирования на их проявление, ущерб, препятствия достижению поставленных целей.

В дополнение отметим важность такого направления, как управление качеством, гарантирующее подтверждение соответствия стандартам на основе собственной оценки или с помощью внешней, независимой системы оценивания; создание команды, привлечение добровольцев - волонтеров, установление и оформление отношений со всеми. В результате проектирования целенаправленного взаимодействия всех участников созданного пространства, событий, конкретных ситуаций в естественно протекающих обстоятельствах реальной жизнедеятельности иностранных студентов, была реализована комплексно вся схема поступления, распространения, сбора необходимой для сотрудничества информации, что обучающимся помогло преодолеть препятствия и

определенные барьеры, а педагогическому коллективу своевременно и эффективно решить все

возникающие задачи по осуществлению социально-образовательной поддержки студентов.

16.02.2022

Список литературы:

1. Автономов А. С. Оценка в социальном проектировании : метод. пособие / А. С. Автономов, Н. Л. Хананашвили ; под общ. ред. А. С. Автономова. М. : Нац. Ассоциация благотвор. организаций, 2010. 150 с. Дополнительная Гусева Е. Г. Мониторинг и оценка проектов / Е. Г. Гусева. СПб. : ЦРНО, 2014. 45 с.

2. Архипова Е. Б. Методология разработки социальных проектов как инструмента социальных изменений // Методология исследования социального развития и благополучия: учебные кейсы и практические задания : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; науч. ред. А. В. Старшинова ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. С. 109-129.

3. Доклад Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования от 10 июня. М., 2022, 183 с.

4. Организация, управление и администрирование в социальной работе : учебник / под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова О. Г. Прохоровой. М. : Изд-во «Юрайт», 2016. 425 с.

5. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.

6. Плотников В. А. Социальная поддержка в образовании в контексте управления человеческим капиталом // Управленческое консультирование, 2013, с. 27-29

7. Шамсутдинов И. Г. Социально-педагогическая работа в современном вузе: новые парадигмы, интернационализация, образовательный перенос // Образование и саморазвитие. 2011. Т. 3, № 25. С. 48-53.

8. Янкина Е. В. К вопросу о содержании понятия «социальная поддержка» (языковой аспект) //Известия Волгоградского государственного технического университета. 2011. Т. 7, № 9. С. 102-105.

9. Dolan P. The measure matters: an investigation of evaluative and experience-based measures of wellbeing in time use data / P. Dolan, L. Kudrna, Stone // Social Indicators Research. 2016. С. 1-17.

References:

1. Avtonomov A. S. Ocenka v social'nom proektirovanii : metod. posobie [Evaluation in social design] / A. S. Avtonomov, N. L. Khananashvili; under total ed. A. S. Avtonomova. M. : Nat. Benevolent Association. organizations, 2010. 150 p. Additional Guseva E. G. Monitoring and evaluation of projects / E. G. Guseva. SPb. : CRNO, 2014. 45 p.

2. Arkhipova E. B. Methodology for the development of social projects as a tool for social change // Metodologiya issledovaniya social'nogo razvitiya i blagopoluchiya: uchebnye kejsy i prakticheskie zadaniya : ucheb. posobie [Methodology for the study of social development and well-being: educational cases and practical tasks: textbook]/ A. V. Starshinova and others; scientific ed. A. V. Starshinova; Yekaterinburg: Publishing House Ural. un-ta, 2016, pp. 109-129.

3. Report of the Government of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation on the implementation of state policy in the field of education dated June 10. M., 2022, 183 p.

4. Organizaciya, upravlenie i administrirovanie v social'noj rabote : uchebnik [Organization, management and administration in social work: textbook] / ed. E. I. Kholostova, E. I. Komarova O. G. Prokhorova. M. : Yurayt Publishing House, 2016. 425 p.

5. Social'noe proektirovanie v obrazovanii i praktike social'noj raboty : ucheb. posobie [Social design in education and practice of social work: textbook] / A. V. Starshinova and others; [under common ed. A. V. Starshinova]; Ministry of Education and Science Ros. Federation, Ural. feder. un-t. - Yekaterinburg: Ural Publishing House. un-ta, 2018. - 160 p.

6. Plotnikov V. A. Social support in education in the context of human capital management // Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting], 2013, p. 27-29

7. Shamsutdinov I. G. Social and pedagogical work in a modern university: new paradigms, internationalization, educational transfer // Obrazovanie i samorazvitie [Education and self-development]. 2011. V. 3, No. 25. S. 48-53.

8. Yankina E. V. To the question of the content of the concept of «social support" (language aspect) // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Volgograd State Technical University]. 2011. V. 7, No. 9. S. 102-105.

9. Dolan P. The measure matters: an investigation of evaluative and experience-based measures of wellbeing in time use data / P. Dolan, L. Kudrna, Stone // Social Indicators Research. 2016, pp. 1-17.

Сведения об авторе:

Радошнова Ирина Леонидовна, декан факультета подготовки иностранных граждан Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент

E-mail: ril33s@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.