Научная статья на тему 'СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДОВЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна

В статье изучается средовый подход в образовании как одна из концептуальных основ реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе на современном этапе. В исследовании анализируется сущность средового подхода в высшем профессиональном образовании, изучается педагогический потенциал среды, обозначены преимущества использования в педагогической практике вуза средового подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL APPROACH IN HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article studies the environmental approach in education as one of the conceptual foundations of the professional training of future teachers in higher education at the present stage. The study analyzes the essence of the environmental approach in higher professional education, studies the pedagogical potential of the environment, identifies the advantages of using the environmental approach in pedagogical practice of the University.

Текст научной работы на тему «СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

2. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 3. - С. 13-21.

3. Леднев В.С. Содержание образования: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - 223 с.

4. Рубин Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 28-41.

5. Ходанович А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 3(6). -С. 259-268.

УДК 371

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современном педагогическом образовании происходят динамические изменения, вызванные влиянием внешних и внутренних факторов. В современных условиях среди сущностных характеристик образовательных заведений, происходящие в современном образовании, в значительной степени большое значение приобретает процесс формирования целесообразной образовательной среды, благоприятной для удовлетворения потребностей личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

По мнению Е.Б. Лактионовой, «для анализа состояния образовательной среды образовательных учреждений и процессов, происходящих в ней, принципиальным является осознание системности воздействия среды, осознание взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может изменяться сам» [3, с. 40].

Сегодня вопросы создания образовательной среды учреждения образования активно освещаются на многочисленных научных конференциях, в психолого-педагогических публикациях, диссертационных исследованиях. Это подтверждает тезис о том, что сегодня средовый подход рассматривается как специфическая методология исследования и проектирования педагогических систем наряду с признанными подходами реализации высшего профессионального образования и повышения его качества, такими как: личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный, культурологический, гуманистический, аксиологический и др.

С целью обоснования целесообразности использования концептуальных положений средового подхода в системе педагогического образования, следует проанализировать его сущность и преимущества использования в педагогической практике высшей школы при реализации профессиональной подготовки будущих педагогов.

Изложение основного материала исследования. А.И. Артюхина методологическую функцию средового подхода обосновывает в значении «инструмента исследования и использования в педагогических целях таких факторов развития личности, которые выходят за рамки возможностей их преднамеренного конструирования и управления ими и представлены как объективные предметы и обстоятельства, влияние которых, опосредовано избирательностью личности» [1, с. 43].

По мнению В.В. Серикова «средовой подход в дидактике интегрирует в себе социокультурную и личностную, содержательную и процессуальную, объективную и эстетико-художественную основу обучения, «снимает» многие теоретико-практические проблемы и противоречия проектирования и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса» [5, с. 23].

В основе анализируемого нами подхода - концепт «среда». По мнению В.И. Слободчикова, среда представляет собой не просто социальную статическую единицу, это сложная система, находящаяся в постоянном развитии и охватывающая различные, близкие и далекие жизненные сферы [6].

Образовательная среда - это то, что отражает системные формирующие влияния предметного, социального и информационного окружения. По мнению С.В. Тарасова «образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [7, с. 133]. В данном контексте стоит уточнить, что исследователь под понятием социокультурной среды понимает сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека [7].

Эффективность средового подхода основывается на педагогическом потенциале среды, под которым в психолого-педагогической литературе понимают «единство количественных и качественных педагогических возможностей образовательной среды, которые актуализируются в результате саморазвития» [4, с. 232].

К компонентам структуры педагогического потенциала среды В.А. Козырев относит личностные, материальные, духовные и структурные возможности [2].

Анализ теоретических педагогических источников позволяет говорить о том, что исследователями также в качестве структурных компонентов педагогического потенциала среды определяются следующие:

- ценностно-смысловой;

- нравственный;

- интеллектуальный;

- эстетический и др.

Рассмотрим существенные преимущества использования средового подхода в системе высшего профессионального педагогического образования.

Использование средового подхода в образовании позволяет решать задачи педагогического исследования и проектирования, такие как: исследование ситуации развития личности, формирование

личностного и профессионального опыта специалиста, развитие потенциала студента, изучение источников развития профессионального и личного потенциала будущего педагога и т.д.

Эффективная инновационная образовательная среда позволяет опосредовано оказывать на развитие личности будущего специалиста эффективное положительное психологическое влияние. Педагогическое воздействие при применении средового подхода ведет к активизации подсознания, что делает его более конструктивным. Применение в практике педагогического вуза средового подхода помогает студенту самостоятельно ориентироваться в неизменно ускоряющемся информационном потоке, обеспечивая ему максимальную адаптацию.

К преимуществам средового подхода стоит отнести и то, что данный подход, благодаря выявлению условий включения студента как субъекта в образовательный процесс, применению всего арсенала педагогических средств, позволяет разработать технологию образования, основанную на учете влияний на все анализаторы, способствующую целостности и гармоничности воздействия на личность. Использование в профессиональной подготовке будущих педагогов анализируемого нами в данном исследовании подхода открывает возможность свободного выбора студентом содержания и форм деятельности, что позволяет ему достичь максимальных образовательных результатов, самовыражения и самореализации.

Средовой подход в современной педагогике признан основой технологии, позволяющей преодолеть дискретность образовательного процесса, обеспечивающей его реальную непрерывность.

Обобщая вышеизложенное, заключим: на современном этапе развития и модернизации высшего профессионального педагогического образования осуществляется поиск оптимальных путей и технологий реализации профессиональной подготовки педагогов, соответствующих требованиям современного общества и государства, изложенных в образовательных и профессиональных стандартах.

Наряду с компетентностным, личностно-ориентированным, системно-деятельностным, гуманистическим подходами одной из концептуальных основ реализации профессиональной подготовки будущих педагогов признан средовый подход, так как образовательная среда, ввиду своего богатого педагогического потенциала, позволяет в полной степени реализовать идею непрерывного педагогического образования.

Аннотация. В статье изучается средовый подход в образовании как одна из концептуальных основ реализации профессиональной подготовки будущих педагогов в высшей школе на современном этапе. В исследовании анализируется сущность средового подхода в высшем профессиональном образовании, изучается педагогический потенциал среды, обозначены преимущества использования в педагогической практике вуза средового подхода.

Ключевые слова: средовый подход, образовательная среда, высшее профессиональное образование, педагогическое образование, учреждение образование, педагогический вуз, образовательные подходы, педагогический потенциал среды.

Annotation. The article studies the environmental approach in education as one of the conceptual foundations of the professional training of future teachers in higher education at the present stage. The study analyzes the essence of the environmental approach in higher professional education, studies the pedagogical potential of the environment, identifies the advantages of using the environmental approach in pedagogical practice of the University.

Keywords: environmental approach, educational environment, higher professional education, pedagogical education, institution of education, pedagogical University, educational approaches, pedagogical potential of the environment.

Литература:

1. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза: учебное пособие. - Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2006. - 122 с.

2. Козырев В.А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета. - СПб.: СпбГУ, 1999. - 116 с.

3. Лактионова Е.Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54.

4. Основы разработки педагогических технологий и инноваций / Под. ред. В.А. Пятина. - Астрахань: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 1998. -380 с.

5. Сериков В.В. Ситуация развития личности современного студента // Воспитательная среда вуза как фактор профессионального становления специалиста.- Воронеж, 2001 - С. 20-23.

6. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Культурные модели школы. Вып. 7. - М., 1997. - С. 177-184.

7. Тарасов С.В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 3. - С. 133-138.

УДК 371.3: 378

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук Габеркорн Ирина Ивановна

Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Армянск)

Постановка проблемы. Формирование личности и ее становление происходит в процессе обучения и воспитания. С целью формирования всесторонне развитой личности необходимо придерживаться определенных условий: создание позитивного настроя для обучения; ощущение равного среди равных; обеспечение позитивной атмосферы в коллективе для достижения общих целей; осознание личностью ценности коллективно сделанных умозаключений; возможность свободно высказать свое мнение и выслушать своего товарища. Всем этим условиям отвечает интерактивное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.