Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРИНЦИПЫ МОДЕРНИЗАЦИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

В статье рассмотрена проблема модернизации высшего профессионального педагогического образования и пути ее решения в историческом контексте. В работе обозначены результаты и достижения модернизации педагогического образования, полученные на современном этапе. В исследовании очерчены основные принципы и направления модернизации современного высшего профессионального педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везетиу Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF MODERNIZATION OF HIGHER PROFESSIONAL PEDAGOGICAL EDUCATION

The article considers the problem of modernization of higher professional pedagogical education and ways of its solution in the historical context. The paper outlines the results and achievements of modernization of pedagogical education, obtained at the present stage. The study outlines the basic principles and directions of modernization of modern higher professional pedagogical education.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

выпускников с ОВЗ расширяет спектр образовательного пространства вуза, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности выпускников с ОВЗ. Мероприятия, организованные совместными усилиями организаций межведомственного и межсекторного взаимодействия способствуют формированию профессиональной идентичности у студентов с нарушениями ОВЗ.

Аннотация. Авторы статьи обращают внимание специфику инклюзивного образования в вузе, делают акцент на особой роли межведомственного и межсекторного взаимодействия ,что расширяет спектр образовательного пространства вуза, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности выпускников с ОВЗ.

Ключевые слова: студент с ОВЗ, гуманизация высшего образования, инклюзивное образование.

Annotation. The authors of the article pay attention to the specifics of inclusive education in the university, emphasize the special role of interdepartmental and intersectoral interaction, which expands the range of the educational space of the university, high-quality educational services, and ensures the growth of the professional competence of graduates with disabilities.

Keywords: student with disabilities, humanization of higher education, inclusive education.

Литература:

1. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Роль преподавателя в реализации гуманистической функции инклюзивного образования в педагогическом вузе // Приоритеты развития непрерывного профессионального образования: проблемы, перспективы, опыт, решения / под.ред. М.В. Новикова - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 - 178 с.

2. Бугайчук Т.В., Уща С. О реализации гуманистической функции инклюзивного образования в вузе // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации / под науч. ред. М.В. Новикова. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - с. 46-50.

3. Бугайчук Т.В., Федорова П.С. Филиппова М.В. Проблема формирования инклюзивной компетентности специалистов, реализующих социально-трудовую реабилитацию молодых инвалидов в учреждения // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала / Отв.ред. Е.А.Ободкова. - Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2015. - 107 с. - С.70-76.

4. Education White paper. Special Needs Education. Building an inclusive education and training system. (2001). [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://www.info.gov.za/whitepapers / 2001/educ6.pdf (дата обращения 20.03.2017).

5. Turnbull, R., Turnbull, A., Shank, M., Smith, S.J. Exceptional Lives. Special Education in todays schools. USA: Pearson Prentice Hall. (2004)

6. UNESCO 2009. Policy Guidelines on Inclusion in Education, Paris: UNESCO

7. United Nations 2006. Convention on Rights of People with Disabilities. [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://www.un.org/disabilities/ convention/conventionfull.shtml (дата обращения 20.03.2017).

УДК 371

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наукВезетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На современном этапе развития мирового социума наиболее ярким явлением выступает информатизация общества, представляющая собой процесс перехода от индустриального общества, в котором целью была выработка продукта, к постиндустриальному обществу, где основном ценностной единицей выступает информация. Так в период становления информационного общества, ввиду его компьютеризации и информатизации, основной приоритет во всех общественных сферах отдается инновационным информационным технологиям.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу отразился на всех его сферах. Не составила исключения и система образования. Процесс информатизации отразился и на системе образования, в частности - высшего профессионального. Реалии нового времени, его ценности и перспективы вызвали потребность в модернизации высшего профессионального образования. Ввиду учета сущности и функций педагогической деятельности основное внимание в системе модернизации высшего образования отведено реформированию и совершенствованию профессионального педагогического образования.

Перспективы совершенствования и развития высшего профессионального педагогического образования неоднократно становились предметом изучения представителями государственной законодательной политики в области образования. В сущности, модернизация педагогического образования берет начало с нулевых годов XXI века. Концептуальные основы модернизации педагогического образования отразились в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы» (приказ №1818 от 24.04.2001), «Программе модернизации педагогического образования» (приказ № 1313, от 01.04.2003) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (№ 1756-р от 29.12.2001).

Изложение основного материала исследования. По словам А.Я. Данилюк, указанные программы имели комплексный характер, охватывая наиболее важные направления модернизации педагогического образования, предусматривая координацию процессов развития общего и профессионального образования, педагогического образования в центре и в регионах, объединение усилий научно-педагогической общественности на приоритетных направлениях развития образования» [2]. Однако, по мнению А.Я. Данилюк, повышение уровня управляемости за развитием системы педагогического образования и перевод ее в качественно новое состояние как важнейшая задача так и осталась нерешенной. Исследовательница объясняет это тем, что в указанных государственных проектах педагогическое образование рассматривалось «как самостоятельный вид профессионального образования в отрыве от тех

проблем и возможностей, которые существуют в других сферах образования, прежде всего, в системе общего образования» [2, с. 14]. А.Я. Данилюк подчеркивает, что реальная эффективность и социальная значимость модернизации педагогического образования может быть достигнута при условии ее нацеленности на качественное развитие содержания педагогической деятельности с учетом социокультурных потребностей развития личности и задач человеческой цивилизации, стоящих перед обществом и государством в целом [2, с. 14].

Так, проблема модернизации продолжала оставаться актуальной, как и поиск путей ее реализации. Результатом мероприятий по разработке и реализации путей модернизации образования, в том числе и педагогического, стал феномен его стандартизации.

Стандартизация представляет собой «процесс установления и применения стандартов» [4, с. 29]. В широком значении под стандартом понимают норму, образец, аналог, принимаемый за исходный для сопоставления с другими объектами по набору параметров или признаков, которые признаются в значении обязательных [4]. В рамках проблемы стандартизации образования под стандартом понимается «нормативный документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом» [4, с. 28-29].

Стандарт образования, по мнению B.C. Леднева, - это «система основных параметров, которые принимаются как государственная норма образованности, которая отражает общественный идеал и учитывающий возможности реальной личности и системы образования для достижения этого идеала» [3, с. 37].

Практической значимостью процесса стандартизации высшего профессионального образования стало появление и внедрение государственных образовательных стандартов ВПО, которые впоследствии заменили усовершенствованные стандарты второго поколения (ФГОС ВПО).

Современные государственные образовательные стандарты ВПО содержат требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению процесса профессиональной подготовки, а также к организации практик, итоговой государственной аттестации и уровню профессиональной подготовки будущих специалистов, что позволяет определить комплекс компетентностей выпускников, формирование которых является первоочередной задачей высшей школы. Результатом стандартизации высшего педагогического образования стала также разработка и внедрение профессионального стандарта «Педагог». Значимость данного документа, по мнению исследователей О.В. Горшковой и Л.Ю. Фалько, в том, что «наличие профессионального стандарта дает возможность предъявить согласованные требования к качеству труда. Система профессиональных стандартов является основой для разработки образовательных стандартов, обеспечивающих сопряжение требований рынка труда и сферы образования. Квалификационные характеристики, содержащиеся в профессиональных стандартах, используются при разработке программ модульного обучения, при отборе и аттестации персонала, процедурах сертификации персонала» [1, с. 94].

На современном этапе развития высшего профессионального образования в качестве концептуальных основ признаны компетентностный, личностно-ориентированный, системно-деятельностный, гуманистический подходы и концепция непрерывного педагогического образования. Приоритетными направлениями преобразований, реализуемых сегодня в сфере высшего профессионального педагогического образования ввиду его модернизации и информатизации являются:

- реализации идей личностной ориентации обучения;

- усиление интегративности образования;

- интенсификация информатизации образования с целью повышения его эффективности [5].

К ведущим принципам модернизации педагогического образования А.Я. Данилюк относит следующие:

- повышение социального и материального статуса педагогического работника;

- педагогизацию педагогического образования;

- педагогизацию профессионального образования;

- оптимизацию региональных систем педагогического образования;

- восстановление государственного заказа на подготовку педагогических кадров;

- дифференциацию и интеграцию научно-предметной и педагогической подготовки педагогов;

- индивидуализацию профессиональной подготовки педагогов;

- расширение педагогического сектора рынка образовательных услуг [2].

Обобщая вышеизложенное, заключим, что такие тенденции, как стандартизация, гуманизация, информатизация высшего педагогического образования, составляющие основные направления его модернизации и развития на современном этапе, направлены на повышения качества профессиональной подготовки педагогов, формирование специалиста в области образования с учетом требований современного общества и государства.

Аннотация. В статье рассмотрена проблема модернизации высшего профессионального педагогического образования и пути ее решения в историческом контексте. В работе обозначены результаты и достижения модернизации педагогического образования, полученные на современном этапе. В исследовании очерчены основные принципы и направления модернизации современного высшего профессионального педагогического образования.

Ключевые слова: модернизация педагогического образования, непрерывное образование, стандартизация образования, образовательный стандарт, профессиональный стандарт, принципы модернизации, информатизация.

Annotation. The article considers the problem of modernization of higher professional pedagogical education and ways of its solution in the historical context. The paper outlines the results and achievements of modernization of pedagogical education, obtained at the present stage. The study outlines the basic principles and directions of modernization of modern higher professional pedagogical education.

Keywords: modernization of pedagogical education, continuous education, standardization of education, educational standard, professional standard, principles of modernization, information.

Литература:

1. Горшкова O.B., Фалько Л.Ю. Профессиональные стандарты: практика разработки и внедрения в России // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2012. - № 5. - С. 93-103

2. Данилюк А.Я. Принципы модернизации педагогического образования // Проблемы современного образования. - 2010. - № 3. - С. 13-21.

3. Леднев B.C. Содержание образования: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 1989. - 223 с.

4. Рубин Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 11. - С. 28-41.

5. Ходанович А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2003. - № 3(6). -С. 259-268.

УДК 371

СРЕДОВЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ОБРАЗОВАНИИ

кандидат педагогических наук Вовк Екатерина Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. В современном педагогическом образовании происходят динамические изменения, вызванные влиянием внешних и внутренних факторов. В современных условиях среди сущностных характеристик образовательных заведений, происходящие в современном образовании, в значительной степени большое значение приобретает процесс формирования целесообразной образовательной среды, благоприятной для удовлетворения потребностей личностного развития субъектов учебно-воспитательного процесса.

По мнению Е.Б. Лактионовой, «для анализа состояния образовательной среды образовательных учреждений и процессов, происходящих в ней, принципиальным является осознание системности воздействия среды, осознание взаимосвязи и взаимозависимости субъекта и окружения, в результате которого субъект может изменяться сам» [3, с. 40].

Сегодня вопросы создания образовательной среды учреждения образования активно освещаются на многочисленных научных конференциях, в психолого-педагогических публикациях, диссертационных исследованиях. Это подтверждает тезис о том, что сегодня средовый подход рассматривается как специфическая методология исследования и проектирования педагогических систем наряду с признанными подходами реализации высшего профессионального образования и повышения его качества, такими как: личностно-ориентированный, компетентностный, системно-деятельностный, культурологический, гуманистический, аксиологический и др.

С целью обоснования целесообразности использования концептуальных положений средового подхода в системе педагогического образования, следует проанализировать его сущность и преимущества использования в педагогической практике высшей школы при реализации профессиональной подготовки будущих педагогов.

Изложение основного материала исследования. А.И. Артюхина методологическую функцию средового подхода обосновывает в значении «инструмента исследования и использования в педагогических целях таких факторов развития личности, которые выходят за рамки возможностей их преднамеренного конструирования и управления ими и представлены как объективные предметы и обстоятельства, влияние которых, опосредовано избирательностью личности» [1, с. 43].

По мнению В.В. Серикова «средовой подход в дидактике интегрирует в себе социокультурную и личностную, содержательную и процессуальную, объективную и эстетико-художественную основу обучения, «снимает» многие теоретико-практические проблемы и противоречия проектирования и реализации личностно-ориентированного образовательного процесса» [5, с. 23].

В основе анализируемого нами подхода - концепт «среда». По мнению В.И. Слободчикова, среда представляет собой не просто социальную статическую единицу, это сложная система, находящаяся в постоянном развитии и охватывающая различные, близкие и далекие жизненные сферы [6].

Образовательная среда - это то, что отражает системные формирующие влияния предметного, социального и информационного окружения. По мнению C.B. Тарасова «образовательная среда есть, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности» [7, с. 133]. В данном контексте стоит уточнить, что исследователь под понятием социокультурной среды понимает сложную структуру общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека [7].

Эффективность средового подхода основывается на педагогическом потенциале среды, под которым в психолого-педагогической литературе понимают «единство количественных и качественных педагогических возможностей образовательной среды, которые актуализируются в результате саморазвития» [4, с. 232].

К компонентам структуры педагогического потенциала среды В.А. Козырев относит личностные, материальные, духовные и структурные возможности [2].

Анализ теоретических педагогических источников позволяет говорить о том, что исследователями также в качестве структурных компонентов педагогического потенциала среды определяются следующие:

- ценностно-смысловой;

- нравственный;

- интеллектуальный;

- эстетический и др.

Рассмотрим существенные преимущества использования средового подхода в системе высшего профессионального педагогического образования.

Использование средового подхода в образовании позволяет решать задачи педагогического исследования и проектирования, такие как: исследование ситуации развития личности, формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.