Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО И МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО И МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ С ОВЗ / ГУМАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Свинар Елена Владимировна

Авторы статьи обращают внимание специфику инклюзивного образования в вузе, делают акцент на особой роли межведомственного и межсекторного взаимодействия,что расширяет спектр образовательного пространства вуза, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности выпускников с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугайчук Татьяна Владимировна, Свинар Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION IN THE HIGHER EDUCATION: THE PROBLEM OF INTERSTATE AND INTERSECTOR INTERACTION

The authors of the article pay attention to the specifics of inclusive education in the university, emphasize the special role of interdepartmental and intersectoral interaction, which expands the range of the educational space of the university, high-quality educational services, and ensures the growth of the professional competence of graduates with disabilities.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО И МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»

неудачам, причем последние мобилизуют деятельность учащихся. Они способны справиться с заданием самостоятельно, «без доски» и помощи учителя.

В поведении детей практически не отражаются факторы школьной тревожности, поскольку она находится на низком уровне. Личностный профиль составляют открытость, доброжелательность, хорошая социальная приспо-собленность, приспособленность к требованиями окружающей жизни. Отмечается стабильность, уверенность в себе, подготовленность к успешному выполнению школьных требований.

Выводы. Преодоление школьной дезадаптации, освоение детьми социально значимых норм и способов учебного поведения становится возможным в рамках целенаправленного взаимодействия педагогов с детьми, детей друг с другом. В этой связи можно утверждать, что одним из главных путей социальной адаптации школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание. Именно воспитательный процесс способствует тому, что процесс социализации от прямого воздействия взрослых на поведение детей постепенно формирует у школьников элементарные навыки самоконтроля и саморегуляции поведения.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью, раскрывается специфика нарушенного поведения как одного из проявлений школьной дезадаптации. Особое внимание уделено описанию типологии поведения школьников с нарушением поведения по критерию адапатации в учебном процессе.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, школьная дезадаптация, типология нарушений поведения детей с нарушением интеллекта.

Annotation. The article examines the behavior of schoolchildren with intellectual insufficiency, reveals the specificity of the disturbed behavior as one of the manifestations of school disadaptation. Particular attention is given to the description of the typology of behavior of schoolchildren with a violation of behavior by the criterion of adaptation in the learning process.

Keywords: intellectual insufficiency, school disadaptation, typology of behavioral disorders of children with intellectual disabilities.

Литература:

1.Богданова A.A. Особенности регуляционной системы поведения школьников с интеллектуальной недостаточностью // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 58. - Ч. 3. - 380 с.

2. Выготский Л.С. Педология подростка. -М.: Бюро заочного обучения при 2 МГУ, - 1929. - 172 с.

3. Иовчук Н.М. Механизмы школьной дезадаптации при эндогенных заболеваниях у детей и подростков. // Дефектология. - 1998, №4, с. 15-23.

УДК 378.17, 376

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМА МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО И МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии Бугайчук Татьяна Владимировна ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского» (г. Ярославль); кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры медико-биологических дисциплин Свинар Елена Владимировна ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» (г. Киров)

Постановка проблемы. Современный мир переживает коренную смену подходов не только к образованию, но и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией образовательного процесса на развитие и формирование личностных качеств человека. Для XXI столетия характерно понимание, что только самореализация личности способствует динамике любого социального развития. Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой личностно-деятельностной парадигмы образования, одним из аспектов которой является понятие «инклюзивное образование» [1].

Инклюзивное образование в России находится в стадии формирования, поэтому для нашей страны задача создания системы такого образования требует решения на государственном уровне. Именно инклюзивное образовательное пространство обеспечит обучающимся с особыми образовательными потребностями равные возможности развития, необходимого для максимальной адаптации и полноценной интеграции в общество.

На международном уровне этот процесс выделяют Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования [6] и другие документы, в том числе и Конвенция о правах инвалидов [7]. В них указана необходимость обеспечить доступ к образованию, право на качественное образование и право на уважение в образовательной среде каждому, независимо от вида нарушений здоровья. Определена главная цель инклюзивного образования - устранить препятствия в образовании [4].

Очевидно, что инклюзия в образовании предъявляет повышенные требования ко всем участникам образовательного процесса. От студентов с ограниченными возможностями здоровья она требует чрезвычайного напряжения сил - интеллектуальных и психологических ресурсов личности, от их коллег по обучению - толерантности, понимания, готовности оказывать помощь, то есть каждого «проверяет» на предмет человечности и этической культуры. Однако особые требования в этом аспекте предъявляются к преподавателям, работающим в группах, где есть студенты с ОВЗ, а также к организации межсетевого взаимодействия, так как чтобы достичь результатов во введении инклюзивной практики в вузе, важно развивать сетевое взаимодействие [2, 3]. Актуальной проблемой в рамках инклюзивного образования является развитие социального партнерства направленного как на взаимодействие с семьей, так и с другими социальными институтами.

Цель статьи: определить роль межведомственного и межсекторного взаимодействия вуза по реализации инклюзивного образования в рамках ФГОС ВО.

Изложение основного материала исследования. Международный опыт показывает, что одна из многих трудностей, связанных с реализацией инклюзивного образования, относиться к способности

выстроить сетевое взаимодействие, которое позволяет решать многочисленные социальные и проблемы и проблемы учащихся с ОВЗ связанные с учебным процессом и дальнейшим профессиональным развитием [5]. Поэтому в условиях современной гуманизации образовательной политики процессы инклюзивного образования становятся значимыми. При этом процесс межведомственного и межсекторного взаимодействия по содействию студентов и выпускников с ОВЗ не выстроены или выстроены неустойчиво и не эффективно.

Определяя, что такое межсекторальное и межведомственное взаимодействие, выделим главное, это взаимодействие государственных органов, частных и общественных организаций, средств массовой информации по улучшению опосредованных факторов, определяющих условия реализации инклюзивного образования.

Как показывает опыт развития инклюзивной практики за рубежом и в России помощь людям с ОВЗ может быть организована только на основе делового сотрудничества учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты. В результате реализации партнерских отношений в вузе создаются комплексные технологии сопровождения субъектов образовательного процесса по направлениям:

- включение студента в образовательное пространство;

- включение профессорско-преподавательского коллектива в инклюзивное пространство;

- включение и моделирование инклюзивного пространства для будущих работодателей.

Существуют следующие преимущества выстраивания межсетевого взаимодействия между вузом и

социальными партнерами студентов и выпускников с ОВЗ:

1. Каждого студента в интегративной среде принимают независимо от его нарушений.

2. Возможность получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам, касающимся профессионального становления студента, его воспитания, адаптации в обществе.

3. Построение и развитие партнерских отношений всех субъектов социализации студента с ОВЗ.

Таким образом, межсетевое взаимодействие с социальными партнерами позволяет использовать

максимум возможностей для развития студентов с ОВЗ и их индивидуальных особенностей; решать многие образовательные задачи, тем самым повышая уровень образовательных услуг и уровень реализации стандартов высшего образования.

Участниками межведомственного и межсекторного взаимодействия по содействию студентов и выпускников с ОВЗ для обеспечения количественных и качественных показателей являются: государственные и негосударственные образовательные организации, в том числе, организации специального образования; реабилитационные центры; центры социальной защиты и социального обслуживания; специализированные учреждения здравоохранения; учреждения культуры; промышленные предприятия и организации; пенитенциарные учреждения; общественные организации и движения.

Эффективность межсекторального и межведомственного взаимодействия обеспечивают органы, объединяющие их деятельность - Координационный центр сопровождения развития инклюзивного образования в вузе. В реализации межведомственного и межсекторного взаимодействия по содействию студентов и выпускников с ОВЗ необходимо выполнение комплекса мер.

В сфере здравоохранения:

- изучение причин и организация профилактической работы по снижению факторов риска рождения студентов с ограниченными возможностями здоровья;

- развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма студентов;

- взаимодействие с образовательными организациями в выполнении индивидуальных программ реабилитации развития обучающегося с инвалидностью;

- развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для студентов с особыми нуждами и для их родителей.

В сфере труда, занятости и социальной защиты:

- организация и проведение профориентационной работы с учащимися и студентами, имеющими инвалидность или особенности психофизического развития;

- содействие организации профессионального обучения лиц с особыми образовательными потребностями с перспективами трудоустройства;

- оказание помощи в трудоустройстве выпускников профессиональных образовательных организаций, имеющих инвалидность;

- развитие системы социальной и реабилитационной помощи для лиц с особыми образовательными потребностями;

- внедрение принципов инклюзивного образования в процессе предоставления социальных услуг в стационарных учреждениях и центрах временного и дневного пребывания;

- подготовка специалистов сферы труда, занятости и социальной защиты к взаимодействию с образовательными организациями инклюзивного образования;

- развитие форм и методов социальной помощи семьям, имеющим студентов-инвалидов.

В сфере образования:

- разработка локальных актов, регулирующих образовательную деятельность в условиях инклюзивного образования;

- развитие материально-технической, методической базы образовательных организаций с целью включения студентов с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс;

- совершенствование системы методической работы для подготовки преподавателей и специалистов к работе в инклюзивном образовании;

- создание необходимых условий для образования лиц с особыми образовательными потребностями;

- разработка методических пособий и моделей индивидуальных образовательных программ для организации обучения лиц с особыми образовательными потребностями в условиях образовательных организаций.

Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на принципах: добровольности, равноправие сторон, уважение интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов.

Взаимодействие с социальными партнерами может иметь вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей совместного сотрудничества.

Выводы. Развитие межведомственного и межсекторного взаимодействия по содействию студентов и

выпускников с ОВЗ расширяет спектр образовательного пространства вуза, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности выпускников с ОВЗ. Мероприятия, организованные совместными усилиями организаций межведомственного и межсекторного взаимодействия способствуют формированию профессиональной идентичности у студентов с нарушениями ОВЗ.

Аннотация. Авторы статьи обращают внимание специфику инклюзивного образования в вузе, делают акцент на особой роли межведомственного и межсекторного взаимодействия ,что расширяет спектр образовательного пространства вуза, качественных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности выпускников с ОВЗ.

Ключевые слова: студент с ОВЗ, гуманизация высшего образования, инклюзивное образование.

Annotation. The authors of the article pay attention to the specifics of inclusive education in the university, emphasize the special role of interdepartmental and intersectoral interaction, which expands the range of the educational space of the university, high-quality educational services, and ensures the growth of the professional competence of graduates with disabilities.

Keywords: student with disabilities, humanization of higher education, inclusive education.

Литература:

1. Бугайчук Т.В., Доссэ Т.Г. Роль преподавателя в реализации гуманистической функции инклюзивного образования в педагогическом вузе // Приоритеты развития непрерывного профессионального образования: проблемы, перспективы, опыт, решения / под.ред. М.В. Новикова - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015 - 178 с.

2. Бугайчук Т.В., Уща С. О реализации гуманистической функции инклюзивного образования в вузе // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации / под науч. ред. М.В. Новикова. -Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - с. 46-50.

3. Бугайчук Т.В., Федорова П.С. Филиппова М.В. Проблема формирования инклюзивной компетентности специалистов, реализующих социально-трудовую реабилитацию молодых инвалидов в учреждения // Карьерный успех: формирование кадрового потенциала / Отв.ред. Е.А.Ободкова. - Ярославль: Изд-во Академии Пастухова, 2015. - 107 с. - С.70-76.

4. Education White paper. Special Needs Education. Building an inclusive education and training system. (2001). [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://www.info.gov.za/whitepapers / 2001/educ6.pdf (дата обращения 20.03.2017).

5. Turnbull, R., Turnbull, A., Shank, M., Smith, S.J. Exceptional Lives. Special Education in todays schools. USA: Pearson Prentice Hall. (2004)

6. UNESCO 2009. Policy Guidelines on Inclusion in Education, Paris: UNESCO

7. United Nations 2006. Convention on Rights of People with Disabilities. [Электронный ресур]. - Режим доступа: http://www.un.org/disabilities/ convention/conventionfull.shtml (дата обращения 20.03.2017).

УДК 371

НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

кандидат педагогических наукВезетиу Екатерина Викторовна Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На современном этапе развития мирового социума наиболее ярким явлением выступает информатизация общества, представляющая собой процесс перехода от индустриального общества, в котором целью была выработка продукта, к постиндустриальному обществу, где основном ценностной единицей выступает информация. Так в период становления информационного общества, ввиду его компьютеризации и информатизации, основной приоритет во всех общественных сферах отдается инновационным информационным технологиям.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу отразился на всех его сферах. Не составила исключения и система образования. Процесс информатизации отразился и на системе образования, в частности - высшего профессионального. Реалии нового времени, его ценности и перспективы вызвали потребность в модернизации высшего профессионального образования. Ввиду учета сущности и функций педагогической деятельности основное внимание в системе модернизации высшего образования отведено реформированию и совершенствованию профессионального педагогического образования.

Перспективы совершенствования и развития высшего профессионального педагогического образования неоднократно становились предметом изучения представителями государственной законодательной политики в области образования. В сущности, модернизация педагогического образования берет начало с нулевых годов XXI века. Концептуальные основы модернизации педагогического образования отразились в «Программе развития системы непрерывного педагогического образования в России на 2001 - 2010 годы» (приказ №1818 от 24.04.2001), «Программе модернизации педагогического образования» (приказ № 1313, от 01.04.2003) и «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» (№ 1756-р от 29.12.2001).

Изложение основного материала исследования. По словам А.Я. Данилюк, указанные программы имели комплексный характер, охватывая наиболее важные направления модернизации педагогического образования, предусматривая координацию процессов развития общего и профессионального образования, педагогического образования в центре и в регионах, объединение усилий научно-педагогической общественности на приоритетных направлениях развития образования» [2]. Однако, по мнению А.Я. Данилюк, повышение уровня управляемости за развитием системы педагогического образования и перевод ее в качественно новое состояние как важнейшая задача так и осталась нерешенной. Исследовательница объясняет это тем, что в указанных государственных проектах педагогическое образование рассматривалось «как самостоятельный вид профессионального образования в отрыве от тех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.