Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1145
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АДАПТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сердюкова Ирина Юрьевна

Статья посвящена особенностям обучения в вузе студентов с ОВЗ различных нозологических групп. Инклюзивный процесс в высшей школе понимается как специально организованный образовательный процесс совместного обучения студентов с ОВЗ с нормально развивающимися студентами по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом их особых образовательных потребностей. Раскрыта сущность понятия «ограниченные возможности здоровья». Описан психолого-педагогический статус студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В инклюзивном обучении необходима организация безбарьерной среды в вузе, которая должна учитывать потребности студентов с ОВЗ. Показано, что задачами инклюзивного образования в вузе становятся разработка и внедрение технологий инклюзивного обучения, технологий тьютерского сопровождения, технологий психолого-педагогического сопровождения с учетом психолого-педагогического статуса студентов с ОВЗ различных нозологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сердюкова Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DISABILITIES BY NOSOLOGICAL GROUPS AND FEATURES OF THEIR EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the peculiarities of teaching students with disabilities of various nosological groups at the university. The inclusive process in higher education is understood as a specially organized educational process of co-education of students with HIA with normally developing students according to adapted or individual educational programs taking into account their special educational needs. The essence of the concept of “limited health opportunities'^ revealed. The article describes the psychological and pedagogical status of students with hearing, vision, and musculoskeletal disorders. In inclusive education, it is necessary to organize a barrier-free environment at the university, which should take into account the needs of students with disabilities. It is shown that the tasks of inclusive education at the university are the development and implementation of technologies of inclusive education, technologies of tutoring support, technologies of psychological and pedagogical support, taking into account the psychological and pedagogical status of students with disabilities of various nosologies.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ РАЗНЫХ НОЗОЛОГИЧЕСКИХ ГРУПП В ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

Особенности организации обучения студентов-инвалидов разных нозологических групп в высших образовательных учреждениях

Сердюкова Ирина Юрьевна,

аспирант, кафедра профессионального образования, русского языка и методики его преподавания, ФГБОУ ВО «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева» E-mail: irinaserdiukova@yandex.ru

Статья посвящена особенностям обучения в вузе студентов с ОВЗ различных нозологических групп. Инклюзивный процесс в высшей школе понимается как специально организованный образовательный процесс совместного обучения студентов с ОВЗ с нормально развивающимися студентами по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом их особых образовательных потребностей. Раскрыта сущность понятия «ограниченные возможности здоровья». Описан психолого-педагогический статус студентов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. В инклюзивном обучении необходима организация безбарьерной среды в вузе, которая должна учитывать потребности студентов с ОВЗ. Показано, что задачами инклюзивного образования в вузе становятся разработка и внедрение технологий инклюзивного обучения, технологий тьютерского сопровождения, технологий психолого-педагогического сопровождения с учетом психолого-педагогического статуса студентов с ОВЗ различных нозологий.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ОВЗ, психолого-педагогический статус, психолого-педагогическое сопровождение, адаптивные программы.

Приоритетные направления развития отечественного высшего профессионального образования связаны с процессами гуманизации, с повышением открытости и доступности образования. В связи с этим новым перспективным стратегическим направлением государственной образовательной политики стало развитие инклюзивного образования на всех его ступенях, в том числе и на ступени высшего профессионального образования.

Становление и современное понимание сущности понятия инклюзивное образование обусловлено генезисом общественного сознания на отношение к инвалидности как социальному феномену и к инвалидам как к социальной группе. Отсюда возникает проблема создания образовательных условий для удовлетворения образовательных потребностей лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзивный процесс в высшей школе понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие лиц с ОВЗ в среду нормально развивающихся студентов в вузе, их обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом их особых образовательных потребностей [1; 4]. В настоящее время в высшей школе имеется достаточный опыт внедрения различных моделей инклюзивного обучения студентов с ОВЗ различных нозологий.

Создание инклюзивной образовательной среды в вузе предполагает исследование вопросов, связанных с психолого-педагогической характеристикой студентов с ОВЗ по нозологическим группам, а также анализ материально-технических, организационно-педагогических, научно-

методических и психолого-педагогических условий их обучения в вузе. Необходимым становится определение сущности понятия «лицо с ОВЗ», к которым относятся студенты, «имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания» [1, с. 25]. Важно выделить как общую специфику психолого-педагогического статуса студентов с ОВЗ, так и их особенности у студентов с различной нозологией. Так, согласно О.И. Купреевой, для всех студентов с ОВЗ, независимо от нозологической группы, присущи дезадаптивные типы отношения к своему дефекту. Поэтому для студен-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

тов с ОВЗ характерны «проблемы в построении межличностных отношений, неудовлетворенность отношениями с миром, с окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом» [3, с. 210].

Различают следующие нозологические группы студентов с ОВЗ: с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с множественными нарушениями [1]. Трудностями учебной деятельности студентов с ОВЗ по слуху являются нарушение функций вестибулярного аппарата, замедленность процессов, связанных с речью, нарушения равновесия, точности движений, особенно мелкой моторики, а также дисгармоничность физического развития, нарушение осанки, заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства [4]. У студентов с ОВЗ с нарушением зрения учебная деятельность осуществляется на основе слухового и тактильного восприятия вследствие нарушения функционирования зрительной системы. Организация учебной деятельности студентов с нарушением зрения связана с трудностями, которые проявляются «в нарушении пространственных образов, координации и точности движений, быстрой утомляемости, а также в нарушении осанки и слабости дыхательной мускулатуры» [4, с. 99-100]. Группа студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата неоднородна по составу, поэтому имеет место значительные вариации первичных патологий и вторичных нарушений развития, поэтому и учебные трудности студентов с ОВЗ по опорно-двигательным нарушениям также разнообразны, ведущими из которых являются трудности, обусловленные церебральными нарушениями [4].

Каждый из дефектов развития обуславливает собственное своеобразие психического и физического развития студентов, поэтому для студентов с ОВЗ необходимым является создание специальных педагогических условий обучения в высшей школе, обеспечивающих их успешную адаптацию в вузе. Инклюзия в высшем образовании предъявляет определенные требования ко всем субъектам образовательного процесса. Студенты с ОВЗ испытывают ряд трудностей в процессе адаптации к обучению в вузе, а также напряжение интеллектуальных и психологических ресурсов личности в силу ограниченности образовательных возможностей по причине дефекта. Студенты группы возрастной нормы должны усвоить ценности толерантности, понимания и готовности оказывать помощь студентам с ОВЗ. Особые требования предъявляются к профессиональным компетенциям преподавателей вуза на предмет их готовности к осуществлению инклюзивного обучения 5 студентов, то есть «к характеру и содержанию пе-5 дагогической деятельности, к профессионального педагогическим знаниям и умениям, к уровню еЗ профессионально-педагогической культуры» [1, ав с. 8]. Преподаватель вуза в инклюзивном обучении

студентов выступает в качестве тьютера. Он должен уметь оказывать психолого-педагогическую и методическую помощь студенту с ОВЗ по содержанию преподаваемой дисциплины, чтобы создать условия для более полного усвоения информации, что возможно только на основе понимания специфики психолого-педагогического статуса студентов с ОВЗ, учета их образовательных потребностей и нозологии нарушенного развития [4].

Приоритетными задачами инклюзивного образования в вузе становятся разработка и внедрение технологий инклюзивного обучения, технологий тьютерского сопровождения, технологий психолого-педагогического сопровождения в процессе совместного обучения студентов с ОВЗ различных нозологий со студентами возрастной нормы. Решение данных задач предполагает организацию инклюзивной деятельности по разным направлениям. Во-первых, необходима организация безбарьерной среды в вузе и в студенческих общежитиях, которая должна учитывать потребности студентов с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, что требует существенных материально-технических средств. Во-вторых, важной задачей становится формирование единой нормативно-правовой и научно-методической базы инклюзивного обучения студентов с ОВЗ с учетом нозологии нарушенного развития. В-третьих, инклюзивное обучение студентов с ОВЗ предполагает мониторинг специфических образовательных потребностей у различных нозологических групп студентов с ОВЗ. Важной задачей является организация системы психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ различных нозологий, как на этапе довузовской подготовки, так и на этапе обучения в вузе с учетом специфики нарушенного развития и процессов адаптации к обучению в вузе [1].

Таких студентов отличает психологическая неготовность обучаться в вузе и эмоциональная незрелость. Окончив либо специальную школу, либо инклюзивную и получая образование по специальным адаптированным программам студенты зачастую не готовы обучаться в системе высшего образования. Они испытывают стресс, нуждаются в руководстве. Часто они не в состоянии самостоятельно решить простейшие проблемы: оформить документы, разобраться в расписании, самостоятельно освоить модульные курсы, особенно с использованием новейших электронных образовательных ресурсов и т.п. Таким студентам требуется помощь со стороны учебно-вспомогательного персонала.

Специфика особых образовательных потребностей каждой категории студентов с ОВЗ требует специализированной адаптации образовательных технологий, технических средств обучения, в частности применение средств передачи учебной информации в формате, доступном для студентов с ОВЗ с различными нозологиями. Создание безбарьерной среды для студентов с нарушениями

слуха включает систему сигнализации и оповещения, оборудование специальных учебных мест в аудиториях, библиотеке и иных помещениях. Образовательный процесс для студентов с нарушениями слуха предполагает использование мультимедийных и других технических средств для приема-передачи учебной информации в доступных формах, что требует оснастить аудитории звукоусиливающей аппаратурой, которая предназначение для слабослышащих и не слышащих людей [1; 4]. У студентов с инвалидностью по зрению имеет место недостаток визуализации учебной информации, что затрудняет доступ к учебной и учебно-методической литературе, ориентировку в предметно-пространственной среде и социально-бытовой инфраструктуре вуза. Для данной категории студентов необходимы оснащение системой тактильных, звуковых и цветовых ориентиров, например направляющие поручни, таблички, выполненные рельефно-точечным шрифтом Л. Брайля, тактильная плитка, ограничители контрастного цвета и др. Компенсация дефицита зрительной информации у студентов с нарушением зрения в учебном процессе осуществляется посредством применения информационно-цифровых технологий с программным обеспечением речевого сопровождения, использования ау-диоучебников [2].

У студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам затруднен по причине нарушений моторики и мышечного тонуса. Поэтому вузу необходимо приобрести персонализированную систему управления устройствами универсального доступа для лиц с инвалидностью, которая будет создавать максимально комфортные условия для студентов данной категории [4].

Образовательный процесс при обучении студентов с ОВЗ, исходя из психофизического развития и состояния их здоровья, основывается на применении социально-активных, рефлексивных методов обучения; во внеаудиторной деятельности - на применении технологии социокультурной реабилитации с целью создания комфортного психологического климата в студенческой группе [1]. Выбор методов и средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения в некоторых случаях опирается на организацию индивидуального маршрута обучения, в других - на внедрение адаптивных образовательных программ, в которых учитываются ограниченные образовательные потребности студентов с ОВЗ в зависимости от нозологической группы.

Итак, достижение высокого качества образовательных результатов у студентов с ОВЗ возможно только при условии организации инклюзивной модели обучения студентов на основе учета специфики особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ различных нозологических групп и специфики их психолого-педагогического статуса.

Литература

1. Бугайчук Т.В. Инклюзивное образование в вузе в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие / Т.В. Бугайчук, О.А. Коряковцева, Н.С. Усанина, М.А. Юферова; под. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - 75 с.

2. Инклюзия в вузах: как это работает на практике? Ч. 1. - 2018. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vistavki-konferents/7939-inklyuziya-v-vuzah-ka-eto-rabotaet-na-praktike-1.html

3. Купреева О.И. Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции. - 2011. - С. 210211.

4. Матанцева Т.Н. Практики инклюзивного образования в высшей школе: учебное пособие. -Киров: ВятГУ, 2017. - 249 с.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS WITH DISABILITIES BY NOSOLOGICAL GROUPS AND FEATURES OF THEIR EDUCATION AT THE UNIVERSITY

Serdyukova I. Yu.

Aliyev Karachay-Cherkess State University

The article is devoted to the peculiarities of teaching students with disabilities of various nosological groups at the university. The inclusive process in higher education is understood as a specially organized educational process of co-education of students with HIA with normally developing students according to adapted or individual educational programs taking into account their special educational needs. The essence of the concept of "limited health opportunities'^ revealed. The article describes the psychological and pedagogical status of students with hearing, vision, and musculoskeletal disorders. In inclusive education, it is necessary to organize a barrier-free environment at the university, which should take into account the needs of students with disabilities. It is shown that the tasks of inclusive education at the university are the development and implementation of technologies of inclusive education, technologies of tutoring support, technologies of psychological and pedagogical support, taking into account the psychological and pedagogical status of students with disabilities of various nosologies.

Keywords: inclusive education, students with disabilities, psychological and pedagogical status, psychological and pedagogical support, adaptive programs.

References

1. Bugaychuk T.V. Inclusive education in higher education in questions and answers: an educational and methodological manual / T.V. Bugaychuk, O.A. Koryakovtseva, N.S. Usanina, M.A. Yuferova; ed. by M.V. Novikov. - Yaroslavl: RIO YaGPU, 2018. - 75 p.

2. Inclusion in universities: how does it work in practice? Part 1. -2018. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.un-kniga.ru/vistavki-konferents/7939-inklyuziya-v-vuzah-ka-eto-rabotaet-na-praktike-1.html

3. Kupreeva O.I. Features of psychological support of students with disabilities / / Inclusive education: methodology, practice, technologies: Materials of the international scientific and practical conference. - 2011. - P. 210-211.

4. Matantseva T.N. Practices of inclusive education in higher school: textbook. - Kirov: VyatSU, 2017. - 249 p.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.