Научная статья на тему 'Приоритетные шаги в реформировании системы подготовки кадров для системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в российской Федерации'

Приоритетные шаги в реформировании системы подготовки кадров для системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ДЕФЕКТОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттон Эндрю

В статье определены и охарактеризованы главные приоритеты модернизации системы педагогического образования в Российской Федерации. Они представлены в широком контексте процесса реформирования образования на всех уровнях системы и в специфических условиях развития специального образования. Показаны пять основных навыков, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки специалистов для специального образования. В статье проанализированы достоинства инновационной образовательной программы «Педагогика и психология потенциальных возможностей», которая разработана в соответствии с концепцией свободных искусств, в рамках подходов и принципов кондуктивного образования. Программа была разработана для образования на уровне бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттон Эндрю

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities IN REFORMING SPECIAL Educational Needs Teacher Training System in the Russian Federation

The article singles out the main priorities of the teacher-training modernization system in the Russian Federation. It is described in the broad context of reforming process of education at all levels of the system and in the specific conditions of the development of special education. It is shown that there are five main abilities which should be developed during personnel training for special education. The article analyses the advantages of the innovative educational program “Pedagogics and Psychology of Potential” which is suggested in respond to liberal education requirement, in the framework of the approaches, priciples in conductive education. The programme is created for special bachelors' training.

Текст научной работы на тему «Приоритетные шаги в реформировании системы подготовки кадров для системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в российской Федерации»

УДК 378

SUTTON A.1

'Conductive Education Foundation, Birmingham, Great Britain

PRIORITIES IN REFORMING SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS TEACHER TRAINING SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The article singles out the main priorities of the teacher-training modernization system in the Russian Federation. It is described in the broad context of reforming process of education at all levels of the system and in the specific conditions of the development of special education. It is shown that there are five main abilities which should be developed during personnel training for special education. The article analyses the advantages of the innovative educational program "Pedagogics and Psychology of Potential" which is suggested in respond to liberal education requirement, in the framework of the approaches, priciples in conductive education. The programme is created for special bachelors' training.

Keywords: Teacher-training modernization, development, special educational needs teacher training system, reforming.

Reforming the system of education in the Russian Federation is dictated by the need for integration with global education. The most important issues are to select the best foreign models of education-system development and their accurate adaptation to the Russian mentality. This is about building a new educational system, full of the latest innovations yet preserving the national culture and identity. Moreover, scientifically grounded modernisation of education should provide competitiveness to the quality of teacher training.

The concept of teacher-training modernization includes cooperation with foreign partners by expansion of mobility of teachers and students, and realization of collaborative scientific projects and programmes. The innovative components of teacher-training modernisation [13] include specialists' training based on the launch of a practice-oriented model [6, 9]. Professional activity should be constructed in accordance with the professional standard and FGOS VO.

The approved project proposal seems the most interesting and constructive experience in the system of modernization of higher education at Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The core of the state assignment being made by the University is planning and realising the main bachelor degree educational programs within an enlarged group of specialties "Education and Pedagogics" (department - Special (defectological) education), which are expected to improve students' academic mobility in the network [14, 3, 4, 8, 15, 18].

The innovative educational program "Pedagogics and Psychology of Potential" is suggested in respond to liberal education requirements, is created for special bachelors' training. It is important, that the networking resource is used to cooperate with other universities and institutions in the education system, and in health and social policy.

The project authors' considered solution appeals to conditions and mechanisms [1, 12] of the widening boundaries for children and young people with special needs. Training technologies are set up for graduates ready to work under different educational conditions. World-wide practice of incorporating positive spheres of inclusive education is broadening, so that this fits with humanising tendencies in education [10, 11]. This project demonstrates other reasons for teachers who have become interested in educating and bringing up children with special needs to choose this line while gaining pedagogical competence.

Ideas, offered by university members, deal with different kinds of disabilities, including cerebral palsy. This category of children is not insignificant, from both the point of view of their displaying a large variety of personal peculiarities and for their socialization and comprehensive development. International experience of conductive education [2, 19, 20] had shown in practice the

consistency and expediency of considering a child with special needs to be a whole individual, using a systematic and complex approach to rehabilitation. An intention to create conditions that stimulate children to demonstrate their vital functions and to use all their abilities for complex and systematic development, is reflected in a book "Pedagogy and Psychology of Potential" and fits the principles and aims of conductive education. Certainly, the main aim of this approach is to bring up people who are active, fruitful and thoughtful, and able to think creatively and solve different problems with their vital functions.

The essence of the approaches in conductive education is determined in many respects by the initial meaning of the Latin word "conducere" - to bring together. Teachers, dealing with special needs children, take the role of conductors, helping children with their various vital functions and encouraging their many-sided development. All these demand of its specialists knowledge from the spheres of pedagogy, psychology, anatomy and medicine, plus definite personal qualities and a way of thinking.

In Russia the functions of the specialist in conductive education are assigned to speech pathologists. Nowadays these specialists work under different educational conditions and there is a great number of variants of remediation and rehabilitation. So, the question of teacher training for special and inclusive education remains very urgent. The pedagogical profession is an example of a complicated combination of different social interactions (teacher - pupils, teacher - teachers, teacher - parents, teacher - administration). Plunging into the pedagogical community and its personal mentality takes place in the process of higher education [9].

In the context of modernizing of teacher training it is absolutely necessary to revise the requirements for a teacher-defectologist, which is in our opinion successfully resolved in the project of Minin University. On the basis of the professionalisation of pedagogical programmes the authors of the project lay down the changing requirements for the outcome of education through analysis and correlation of developing competencies, with a list of competencies that is determined by the Teacher's Professional Standard.

During personnel training for special education the emphasis is on:

- the ability to analyse the needs of employers and the labour market;

- the ability and readiness for the implementation of professional work in the conditions of network interaction;

- the ability for reflective assessment [18] of their own professional activity;

- the readiness for implementation of activity-related mechanisms for solving professional problems;

- the ability to make adequate choice and use innovative methods and teaching techniques, as well as means of evaluating the educational results of students.

Analysis of the labor market and of potential students' personal requirements should be included within the of the programme's of the programme's absolute advantages. This was a starting point for the curriculum design and detailed study of its components.

One of the most important problems, successfully solved by the authors of the programme, was the change of the programme structure: from a disciplinary type of training to a modular one. This was a module chosen as a complex scientific-practical didactical unit, directed to training in the exact set of professional actions suitable for a teacher's professional standard.

The authors who planned the program (module, discipline, parts) tried to define exactly what students should attain (would learn and understand) and what they should be able to demonstrate (would be good at something and would be able to demonstrate or do something without assistance). For example, educational results of such a discipline as "Sociocultural technologies in rehabilitation and adaptation of persons with special need" are formulated in the following way:

- a specialist demonstrates abilities to plan, organize and evaluate the effectiveness of rehabilitation and adaptation of people with special needs;

- a specialist demonstrates possession of designing technologies of rehabilitation and adaptive space for people with special needs.

Rationality of designing progression of educational results should be noted. This begins with the module, the following forming of educational results of single disciplines, or parts. For example, educational results of the subject "Methodical basis of subject training for the persons with special needs" are planned according to the logic of educational results of the module "The activity mechanisms of complex accompaniment for the persons with special needs".

The modules included in the educational program «Pedagogy and Psychology Potentiality» are built on the complementary, meaningful continuity and consistency in the training and formation of the professional and personal mentality of future special-educators. Incorporated into the basis of professional training, the program modules represent a unified educational system [17]. It allows one to vary the meaningful components and to build individual learning paths.

Variability in building learning paths, and schemes of individualisation of entry and exit in educational modules, involves three vectors of «professional and personal mentality» in the module «Bases of professional work in the professional activity in special and inclusive education», and four vectors of development in realization of the module «Activity mechanisms of complex support of persons with special needs». Mechanisms of differentiation of learning paths are defined by a set of elective courses. Realising pre-selection of additional subjects makes a change is possible in implementing the schema of the core courses of the program. In this case disciplines that are obligatory imply variation in the content and also in the activity component of the program, as reflected in the emphasis on certain topics, types of work and reporting forms [6, 16].

The programme as a whole and the content of individual disciplines are interesting. For example, in the module "philosophical and socio-legal framework for the support of people with special needs" discipline, "Organizational and legal foundations of special and inclusive education" is aimed at achieving a comprehensive understanding of the nature and essence of the basic legal concepts and the status of subjects of legal relations in the system of special and inclusive education. In the process of studying this course students learn to apply the legislative algorithm to creating local regulatory documents, and to analyze and to give a legal interpretation of the law governing the system of special and inclusive education.

The training course "Deontology and acmeology of supporting people with special needs" aims at training teachers in the field of special and inclusive education with focus on ethics and principles of acmeological support for those with special needs, as well as the development of new approaches to disabled children but with potential for the highest development. Deontological principles are more likely to affect the identity of assistants, focusing on moral, social, cultural and professional factors that help them to find an approach to the child with disabilities. Acmeological component of the discipline is of great practical importance and this is aimed at identifying creative potential and correction of impairments of persons with special needs.

In a series of natural and mathematical disciplines rational and productive solution is to include such innovational courses as: "Organization of remote support of training people with special needs", "Organization of informative educational environment for people with special needs", "immetrical statistical methods in special education and psychology", "Statistical methods in special education and psychology" together with the clinical basics of special pedagogy and psychology, and basic competence in the field of developmental anatomy, physiology and pathology of individuals with the special needs.

In the professional training unit a substantial component should be noted, fully oriented to the students' humanistic worldview and tolerant attitudes towards children with special needs. The most important components are the key indicator for students' understanding of compensatory and potential abilities. Throughout the professional disciplines we can observe strict adherence to systematic, consecutive training of students' understanding of the characteristics, patterns and, what is more important, potential and prospects of the development of children with special needs. It is highly relevant and significant to introduce imitation into the training process, along with the real inclusion of students into the educational advisory-remedial, developmental-rehabilitative and

educational process of special and inclusive education, through the use of integrative professional knowledge.

The following relates to tasks of this nature:

• making and solving neuropsychological problems (discipline "Innovative methods of an expert and diagnostic and analytical activity");

• an individual educational track design (discipline "Individual educational route in a system of accompaniment physically challenged people");

• development and presentation of the program of expert assessment of a professional health educator (discipline "Resource-saving technologies in the special and inclusive education");

• the development and presentation of learning models of work organization with families of physically challenged children (discipline "Special pedagogy and psychology of family systems");

• the demonstration of psychological portraits of "problem" subjects of communication in artistic figures of literature and cinema (discipline "Experimental communication psychology in special and inclusive education");

• the development and presentation of a project of social partnership " Education without bounds" (discipline "social partnership in multicultural environment of special and inclusive education") [12,13];

• Analyzing the program "Pedagogics and Psychology of Potentiality" and its implementation it is necessary to note prospects and the authors' strategically balanced approach, particularly in the context of tolerant multicultural communication. Suggested tools and forms of work will help to involve the best-trained and motivated personnel in teaching and educating the younger generation.

© Sutton A., 2015

САТТОН ЭНДРЮ1

1 Фондация Кондуктивного образования

ПРИОРИТЕТНЫЕ ШАГИ В РЕФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье определены и охарактеризованы главные приоритеты модернизации системы педагогического образования в Российской Федерации. Они представлены в широком контексте процесса реформирования образования на всех уровнях системы и в специфических условиях развития специального образования. Показаны пять основных навыков, которые должны быть сформированы в процессе профессиональной подготовки специалистов для специального образования. В статье проанализированы достоинства инновационной образовательной программы «Педагогика и психология потенциальных возможностей», которая разработана в соответствии с концепцией свободных искусств, в рамках подходов и принципов кондуктивного образования. Программа была разработана для образования на уровне бакалавриата.

Ключевые слова, модернизация педагогического образования, развитие, реформирование, система подготовки специалистов в области дефектологии

Реформирование системы образования в Российской Федерации продиктовано необходимостью интеграции с мировым образовательным пространством. Важными решениями являются отбор лучших мировых образцов для развития системы образования и их грамотная адаптация к реальным условиям российской ментальности. Речь идет о построении новой системы образования, «напитанной» новыми мировыми инновациями и в то же время о сохранении национальной самобытности и культуры. При этом научно

обоснованная модернизация образования должна в конечном итоге обеспечить конкурентоспособность качества подготовки специалистов.

Концепция модернизации педагогического образования подразумевает установление взаимодействия с международными партнерами за счет расширения академической мобильности преподавателей и студентов, реализации совместных научных программ и проектов. Инновационные позиции модернизации педагогического образования [13] подразумевают профессионализацию подготовки специалистов, основанную на внедрении модели практико-ориентированного обучения [6, 9]. Профессиональная деятельность должна быть построена в соответствии с профессиональным стандартом и ФГОС ВО.

В системе модернизации высшего образования интересным и конструктивным опытом является апробированный проект-предложение Нижегородского государственного педагогического университета им. К.Минина. Суть выполняемого вузом государственного задания заключается в проектировании и реализации основных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия [14, 3, 4, 8, 15, 18].

Предложенная образовательная программа «Педагогика и психология потенциальных возможностей» отвечает требованиям либерального образования, рассчитана на подготовку универсальных бакалавров и носит инновационный характер. Очень важно, что используется ресурс сетевого взаимодействия с другими вузами и учреждениями системы образования, здравоохранения и социальной политики.

Грамотным решением авторов проекта выступает обращение к условиям и механизмам [1, 12] расширения границ оказываемой помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Описаны технологии подготовки бакалавров, готовых работать в разных образовательных условиях. Расширен опыт внедрения позитивных практик инклюзивного образования, что согласуется с общемировыми тенденциями гуманизации образования [10, 11]. Данный проект демонстрирует иные условия прихода в профессию педагогов, которые на этапе получения общепедагогических компетенций серьезно заинтересовались проблемами обучения и воспитания детей с ОВЗ и решили продолжить образование по другому направлению.

Предлагаемые сотрудниками университета идеи касаются разных категорий детей с ОВЗ, в том числе и детей с детским церебральным параличом. Данная категория детей представляет собой весьма нетривиальную группу как с позиции разнообразия проявления индивидуально-личностных особенностей, так и с позиции вариативности подходов в создании условий для успешной социализации и всестороннего гармоничного развития. Международный опыт кондуктивной педагогики [2, 19, 20] практически показал состоятельность и целесообразность рассмотрения ребенка с двигательными нарушениями как личности в целом, используя системный, комплексный подход в реабилитации. Отраженное в программе «Педагогика и психология потенциальных возможностей» стремление создать для ребенка условия, стимулирующие его жизнедеятельность и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития, всецело соответствуют принципам и целям кондуктивного обучения. Основной целью такого подхода, безусловно, остаётся воспитание активного, продуктивного, думающего человека, способного самостоятельно творчески мыслить и решать разнообразные жизненные задачи.

Смыслы подходов в кондуктивной педагогике во многом определены изначальным значением латинского слова «кондуктор» - проводник. Педагоги, сопровождающие детей с ОВЗ, в значительной степени берут на себя роль такого «проводника», помогающего ребёнку в самых различных жизненных ситуациях и побуждающего его к всестороннему развитию. Это, в свою очередь, требует от подобных специалистов знаний в области педагогики,

психологии, анатомии, медицины, а также определённых личностных качеств и образа мышления.

В России функции специалиста кондуктивной педагогики в большей степени возлагаются на учителей-дефектологов. На современном этапе данные специалисты работают в разных образовательных условиях, и существует большое количество вариантов построения коррекционно-реабилитационных маршрутов. В связи с этим остроактуальным вопросом остаётся оптимизация подготовки кадров для системы специального и инклюзивного образования. Педагогическая профессия является образцом сложной комбинации различных социальных взаимодействий (педагог - обучающиеся, педагог -педагоги, педагог - родители обучающихся, педагог - администрация). В процессе обучения студентов предполагается вхождение в профессиональное сообщество и погружение в профессионально-личностное ментальное пространство [9].

В контексте модернизации педагогического образования совершенно необходимым является пересмотр требований, предъявляемых к учителю-дефектологу, что, на наш взгляд, успешно решено в проекте Мининского университета. В основу профессионализации педагогических программ авторы проекта закладывают изменение требований к результатам обучения через анализ и соотнесение осваиваемых компетенций со списком компетенций, определенных профессиональным стандартом педагога.

В качестве базовых компетенций при подготовке кадров акценты ставятся на:

- способность анализировать потребности работодателей и рынка труда;

- способность и готовность к реализации профессиональной деятельности в условиях сетевого взаимодействия;

- способность к рефлексивной оценке [18] собственной профессиональной деятельности;

- готовность к реализации деятельностных механизмов для решения профессиональных задач;

- способность к адекватному выбору и использованию инновационных методов и приемов обучения, а также средств оценивания образовательных результатов обучающихся.

К абсолютным преимуществам программы следует отнести анализ потребностей рынка труда и личных запросов потенциальных студентов. Именно с этого было начато проектирование учебной программы и детальная проработка её компонентов.

Одной из важнейших задач, которую успешно решили разработчики программы, являлось изменение структуры программы: от дисциплинарного типа построения к модульному принципу. Именно модуль выбран в качестве комплексной научно-практической дидактической единицы, направленной на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога [2].

Авторы, проектирующие программу (модуль, дисциплину, раздел), старались точно определить, чего студент достигнет (будет знать и понимать) и что он сможет продемонстрировать (будет уметь и сумеет практически продемонстрировать, сделать самостоятельно). Например, образовательные результаты дисциплины «Социокультурные технологии в реабилитации и адаптации лиц с ОВЗ» сформулированы так:

- демонстрирует умения планировать, организовывать и оценивать эффективность реабилитации и адаптации лиц с ОВЗ;

- демонстрирует владение технологиями проектирования и конструирования реабилитационно-адаптационного пространства для лиц с ОВЗ.

Хочется отметить и рациональность последовательности проектирования образовательных результатов, начиная с модуля, с последующим выстраиванием образовательных результатов отдельных дисциплин и даже отдельных разделов. Например,

образовательные результаты дисциплины «Методические основы предметной подготовки лиц с ОВЗ» планируются исходя из логики образовательных результатов модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ОВЗ».

Модули, включённые в образовательную программу «Педагогика и психология потенциальных возможностей», построены на взаимодополнении, содержательной преемственности и системности в обучении и формировании профессионально-личностной ментальности будущего учителя-дефектолога. Встраиваясь в основу профессиональной подготовки, модули, входящие в программу, представляют собой единую образовательную систему [17]. Это позволяет варьировать содержательные компоненты и выстраивать индивидуальные образовательные траектории.

Вариативность построения образовательного маршрута и схемы индивидуализации входа в образовательные модули и выхода из них подразумевает 3 вектора «профессионально-личностной ментальности» на модуле «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования», 4 вектора развития при реализации модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ОВЗ». Механизмы дифференциации образовательных траекторий определяются набором дисциплин по выбору. При осуществлении предварительного выбора дополнительных дисциплин возможно изменение схемы реализации основных дисциплин программы. При этом дисциплины, обязательные к изучению, подразумевают вариативность как по содержательному, так и по организационно-деятельностному компоненту программы, что находит отражение в акцентах на те или иные темы, виды работ и формы отчётности [6, 16].

Интересным и самобытным представляется как структура программы в целом, так и содержание отдельных дисциплин. Так, например, в модуле «Философские и социально-правовые основы сопровождения лиц с ОВЗ» дисциплина «Организационные и правовые основы специального и инклюзивного образования» направлена на достижение всестороннего понимания студентами природы и сущности основных юридических понятий и статуса субъектов правоотношений в системе специального и инклюзивного образования. В процессе изучения данного курса у студентов формируются умения применять алгоритм правотворчества при создании нормативной локальной документации, анализировать и давать правовое толкование нормативно-правовых актов, действующих в системе специального и инклюзивного образования.

Учебный курс «Деонтология и акмеология сопровождения лиц с ОВЗ» направлен на подготовку педагогических кадров в сфере специального и инклюзивного образования, ориентированных на деонтологические и акмеологические принципы сопровождения лиц с ОВЗ, а также выработку новых подходов достижения ребенком с ОВЗ наивысшего потенциала развития. Деонтологические принципы в большей степени затрагивают личность сопровождающего, ориентируясь на морально-нравственные, социокультурные и профессиональные факторы, помогающие найти подходы к ребенку с ОВЗ. Акмеологическая составляющая дисциплины имеет большую практическую значимость и направлена на выявление творческого потенциала и коррекцию нарушения развития лиц с ОВЗ.

В цикле естественнонаучных и математических дисциплин продуктивным и рациональным решением видится включение, наряду с клиническими основами специальной педагогики и психологии, базовыми компетенциями в сфере возрастной анатомии, физиологии и патологии лиц с ОВЗ, таких инновационных курсов (на усмотрение студента), как: «Организация дистанционного сопровождения обучения лиц с ОВЗ», «Организация информационной образовательной среды для лиц с ОВЗ», «Непараметрические методы математической статистики в специальной педагогике и психологии», «Статистические методы в специальной педагогике и психологии».

В блоке профессиональной подготовки следует отметить содержательный компонент, всецело ориентированный на формирование у студентов гуманистических мировоззренческих позиций и толерантных установок в отношении детей с ОВЗ. Эти

ключевые установки являются важнейшим условием для понимания студентами компенсаторных и потенциальных возможностей. Во всём профессиональном цикле дисциплин просматривается чёткое следование системному, последовательному формированию у студентов целостного представления об особенностях, закономерностях и, самое важное, потенциальных возможностях и перспективах развития детей с ОВЗ.

Весьма актуальным и значимым является внедрение в процесс подготовки кадров имитационного и реального включения студентов в консультативно-просветительскую, коррекционно-развивающую, реабилитационную и образовательную деятельность специального и инклюзивного образования на основе применения интегральных профессиональных знаний. К такого рода заданиям следует отнести:

- составление и решение нейропсихологических задач (дисциплина «Инновационные методы экспертной и диагностико-аналитической деятельности»);

- проектирование индивидуальной образовательной траектории (дисциплина «Индивидуальный образовательный маршрут в системе сопровождения лиц с ОВЗ»);

- разработка и презентация программы экспертной оценки профессионального здоровья педагога (дисциплина «Ресурсосберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании»);

- разработка и презентация учебных моделей организации работы с семьёй ребёнка с ОВЗ (дисциплина «Специальная педагогика и психология семейных систем»);

- демонстрация психологических портретов «проблемных» субъектов коммуникации в художественных образах литературы и кино (дисциплина «Практическая психология общения в специальном и инклюзивном образовании»);

- разработка и защита проекта социального партнерства «Образование без границ» (дисциплина «Социальное партнерство в поликультурной среде специального и инклюзивного образования») [12, 13].

Анализируя модульную программу «Педагогика и психология потенциальных возможностей» и практический опыт её апробации, хочется отметить перспективность и стратегическую грамотность подходов авторов-разработчиков, особенно в контексте толерантного поликультурного общества. Предлагаемые инструментальные средства и формы работы позволят привлечь к обучению и воспитанию подрастающего поколения наиболее подготовленные и мотивированные кадры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабаева А.В., Шмелева Н.В. Инклюзивное образование как механизм разрешения проблемы социальной дезинтеграции [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №4. URL: www.science-education.ru/127-21148 (дата обращения: 23.09.2015).

2. CEP Quotationary of Andräs Pet and his Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2013. 120 p.

3. Фильченкова И.Ф., Гришина А.В., Перевощикова Е.Н. Инновационные подходы к проектированию программ подготовки педагогических кадров (по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование») // Международная научная школа психологии и педагогики . 2015. № 6 (14) 20. С. 31-34. ISSN 2025-7658c

4. Груздева М.Л. Построение дистанционного учебного курса для сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Информатика и образование, 2015. № 1. С. 46-48.

5. Илалтдинова Е.Ю. Среднее образование в России (управленческий аспект) //Педагогика. 2003.№ 6. С. 180-183.

6. Илалтдинова Е.Ю. Среднее образование в России //Педагогика. 2001. № 6. С. 80-83

7. Карпушкина Н.В., Кудрявцев В.А. Учебный проект как новая форма творческой деятельности студентов // Инновационные технологии в науке и образовании: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. 376 с.

8. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Организационно-технологические аспекты практики будущих педагогов в условиях реализации образовательных модулей // Международный журнал экспериментального образования. 2015. №11. С. 183-186.

9. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 151-154.

10. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Диссеминация опыта проектирования профессиональных модулей в педагогическом вузе // Вестник МГПУ серия «Педагогика и психология». 2015. №3(33). С. 31-44.

11. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Опыт реализации проекта «Клинические базы практик» в педагогическом вузе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: www.science-education.ru/127-20630

12. McGuigan Ch., Graham J., Maguire G., Sutton A. eds. Intelligent Love. Parents' action for Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2010. 165 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Never, never quit. My Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2013. 110 p.

14. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Карпушкина Н.В., Уромова С.Е. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Основы профессиональной деятельности в системе специального и инклюзивного образования»: методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет. 2014. 123 с.

15. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Каштанова С.Н., Ольхина Е.А., Медведева Е.Ю., Кудрявцев В.А., Конева И.А, Карпушкина Н.В., Уромова С.Е. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Деятельностные механизмы комплексного сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: методическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет. 2014. 150 с.

16. Папуткова Г.А., Седых Е.П., Орлова О.А. Проектирование системы независимой оценки качества деятельности студентов в процессе промежуточной аттестации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: www.science-education.ru/127-21240 (дата обращения: 17.09.2015).

17. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Общая характеристика и структура модели подготовки бакалавров-дефектологов по новым модулям в условиях сетевого взаимодействия // Научное мнение. 2015.№7. С.10.

18. Перевощикова Е.Н., Каштанова С.Н. Проект как форма итоговой аттестации по образовательному модулю // Высшее образование сегодня. 2015. № 4. С.17-23.

19. Самсонова Н.В. Модернизация образовательных программ - от профессионального стандарта к образовательным результатам // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 12.

20. Седых Е.П. Проектирование рефлексивной деятельности обучающихся в условиях сетевого обучения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. URL: www.science-education.ru/127-21239 (дата обращения: 17.09.2015).

21. Sutton A., Maguire G. eds. Andräs Pet. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2012. 281 р.

22. Sutton A., Maguire G. eds. Just Do It! Young conductors in their new world. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2009. 135 p.

REFERENCES

1. Babaeva A.V., Shmeleva N.V. Inkljuzivnoe obrazovanie kak mehanizm razreshenija problemy social'noj dezintegracii [Inclusive education as mechanism of solution of the problem of social disintegration]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no.4. Available at: http://www.science-education.ru/127-21148 (accessed 23.09.2015) (in Russian)

2. CEP Quotationary of Andras Peto and his Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2013. - 120 p.

3. Fil'chenkova I.F., Grishina A.V., Perevoshhikova E.N. Innovacionnye podhody k proektirovaniju programm podgotovki pedagogicheskih kadrov (po napravleniju podgotovki «Special'noe (defektologicheskoe) obrazovanie») [Innovative approaches to programs design of preparation of pedagogues (in the direction of preparation "Vocational (defektologichesky) education")]. Mezhdunarodnaja nauchnaja shkolapsihologii ipedagogiki, 2015, no. 6 (14), pp. 3134 (in Russian).

4. Gruzdeva M.L. Postroenie distancionnogo uchebnogo kursa dlja soprovozhdenija obuchenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorovja [Creation of a remote training course for maintenance of training of children with limited opportunities of health]. Informatika i obrazovanie, 2015, no. 1, pp. 46-48 (in Russian).

5. Ilaltdinova E.Yu. Srednee obrazovanie v Rossii (upravlencheskiy aspekt). [Secondary education in Russia (administrative aspect)]. Pedagogika. 2003. № 6. p. 180-183.

6. Ilaltdinova E.Yu. Srednee obrazovanie v Rossii [Secondary education in Russia]. Pedagogika. 2001. № 6. p. 80-83

7. Karpushkina N.V., Kudriavtsev V.A. Uchebnyi proekt kak novaia forma tvorcheskoi deiatel'nosti studentov [Educational project as a new form of creative activity of students]. Innovatsionnye tekhnologii v nauke i obrazovanii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 15 maia 2015 g.) [Innovative Technologies in Science and Education: Proceedings of the international. scientific and practical. Conf. (Cheboksary May 15, 2015)]. Cheboksary, Interaktiv plius, 2015, 376 p. (In Russian)

8. Kartavyh M.A., Prohorova I.V., Ageeva E.L. Organizacionno-tehnologicheskie aspekty praktiki budushhih pedagogov v uslovijah realizacii obrazovatel'nyh modulej [Organizational and technological aspects of practice of future teachers in the conditions of realization of educational modules]. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija, 2015, no. 11, pp. 183-186 (in Russian).

9. Kashtanova S.N., Kudriavtsev V. A. Proektirovanie obrazovatel'nykh rezul'tatov v paradigme modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniia [Design of educational results in a paradigm of modernization of pedagogical education].Prioritetnye napravleniia razvitiia nauki i obrazovaniia : materialy VMezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Cheboksary, 12 iiunia 2015 g.) [Priority directions of development of science and education: reports of the V Intern. scientific and practical. Conf. (Cheboksary on June 12, 2015) / Editorial Board .: O. Shirokov [et al.]. Cheboksary, TsNS «Interaktiv plius», 2015, pp. 151-154. (In Russian)

10. Kashtanova S.N., Kudriavtsev V.A. Disseminacija opyta proektirovanija professional'nyh modulej v pedagogicheskom vuze [Dissemination of experience of professional modules design in pedagogical university]. VestnikMGPUserija «Pedagogika ipsihologija», 2015, no. 3(33), pp. 3144. (In Russian)

11. Kudriavtsev V.A., Kashtanova S.N. Opyt realizatsii proekta «Klinicheskie bazy praktik» v pedagogicheskom vuze [Experience of implementation of the project "Clinical Bases of Practice" in pedagogical higher education institution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia, 2015, no. 4. Available at: http:www.science-education.ru/127-20630 (in Russian)

12. McGuigan Ch., Graham J., Maguire G., Sutton A. eds. Intelligent Love. Parents' action for Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2010. 165 p.

13. Never, never quit. My Conductive Education. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2013. 110 p.

14. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Kashtanova S.N., Ol'khina E.A., Medvedeva E.Iu., Kudriavtsev V.A., Karpushkina N.V., Uromova S.E. Pedagogika i psikhologiia potentsial'nykh vozmozhnostei. Proektirovanie modulia «Osnovy professional'noi deiatel'nosti v sisteme spetsial'nogo i inkliuzivnogo obrazovaniia» [Pedagogy and psychology of potential opportunities. Design of the "Bases of Professional Activity in System of Vocational and Inclusive Education" module]. N. Novgorod, Mininskii universitet Publ., 2014. 123 p. (In Russian)

15. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Kashtanova S.N., Ol'khina E.A., Medvedeva E.Iu., Kudriavtsev V.A., Koneva I.A, Karpushkina N.V., Uromova S.E. Pedagogika i psikhologiia potentsial'nykh vozmozhnostei. Proektirovanie modulia «Deiatel'nostnye mekhanizmy kompleksnogo soprovozhdeniia lits s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorov'ia» [Pedagogy and psychology of potential opportunities. Design of the "Activity Mechanisms of Complex Support of Persons with Limited Opportunities of Health" module]. N. Novgorod, Mininskii universitet Publ., 2014. 150 p. (in Russian)

16. Paputkova G.A., Sedyh E.P., Orlova O.A. Proektirovanie sistemy nezavisimoj ocenki kachestva dejatel'nosti studentov v processe promezhutochnoj attestacii [Design of system of an independent assessment of quality of students' activity in the intermediate assessment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 4. Available at: http://www.science-education.ru/127-21240 (accessed 17.09.2015) (in Russian)

17. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Grishina A.V. Obshaja harakteristika i struktura modeli podgotovki bakalavrov-defektologov po novym moduljam v uslovijah setevogo vzaimodejstvija [General characteristic and structure of model of training of bachelors-speech pathologists on new modules in the conditions of network interaction]. Nauchnoe mnenie, 2015, no. 7, 10 p. (In Russian)

18. Perevoshchikova E.N., Kashtanova S.N. Proekt kak forma itogovoi attestatsii po obrazovatel'nomu moduliu [Project as a form of final certification for the educational module]. Vysshee obrazovanie segodnia, 2015, no. 4, pp.17-23 (in Russian).

19. Samsonova N.V. Modernizacija obrazovatel'nyh programm - otprofessional'nogo standarta k obrazovatel'nym rezul'tatam [Modernization of educational programs - from the professional standard to educational results]. Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta, 2015, no. 12. (In Russian)

20. Sedyh E.P. Proektirovanie refleksivnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v uslovijah setevogo obuchenija [Design of students' reflexive activity in the conditions of network training]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2015, no. 4. Available at: http:// www.science-education.ru/127-21239 (accessed 17.09.2015) (in Russian)

21. Sutton A., Maguire G. eds. Andras Peto. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2012. - 281 p.

22. Sutton A., Maguire G. eds. Just Do It! Young conductors in their new world. Birmingham, England. Conductive Education Press, 2009. - 135 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Саттон Эндрю - доктор наук, Фондация Кондуктивного образования, Бирмингем, Великобритания,

e-mail: conductive.world@gmail.com

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Sutton Andrew - PhD, Conductive Education Foundation, Birmingham, Great Britain, e-mail: conductive.world@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.