Научная статья на тему 'Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории'

Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прикладная графика / научная графика / история костюма / средневековый костюм / репродукционная графика / историзм в изобразительном искусстве / археологическая реконструкция / applied graphics / scientific graphics / costume history / medieval costume / reproduction graphics / historicism in fine arts / archaeological reconstruction

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арутюнян Юлия Ивановна

XIX век порождает особое отношение к исторической достоверности. В области архитектуры и убранства помещений господствует стилизация, в реставрации наступает эпоха «стилистических реконструкций», в изобразительном искусстве предпочтение отдается сюжетам из далекого прошлого, в отличие от эпохи классицизма, художников привлекает национальное наследие и образы средневековой культуры. Позитивистское стремление к точности трактовки и к достоверному воспроизведению деталей приводит к появлению трактатов по истории костюма, которые продолжают традиции гравюры «мод и нравов» XVIII в. Отличительной особенностью изданий является совмещение типа научной публикации с практическим пособием для художников, наличие изображений памятников прошлого и внимание к мелким деталям и подробностям в передаче костюма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medieval Costume in the European Scientific Illustration of the 19th Century: Problems of Interpretation of History

The 19th century gives rise to a special relationship for historical authenticity. Principles of stylization dominated in the field of architecture and interior decoration, in the restoration comes the era of “stylistic reconstructions”, preference is given to subjects from the distant times in the visual arts, unlike the era of classicism, artists appeal to the national heritage and images of medieval culture. Objective desire for exact interpretation and reliable reproduction of details leads to the appearance of treatises on the history of the costume, which continue the tradition of engraving “fashion and mores” of the 18th century. Such publications frequently combine the type of scientific publication and a practical guide for artists, the presence of images of monuments of the past and attention to detail in the costume.

Текст научной работы на тему «Средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории»

УДК 7. 76.03/.09 766. 7.05

Ю. и. Арутюнян

средневековый костюм в европейской научной иллюстрации XIX века: проблемы интерпретации истории

XIX век порождает особое отношение к исторической достоверности. В области архитектуры и убранства помещений господствует стилизация, в реставрации наступает эпоха «стилистических реконструкций», в изобразительном искусстве предпочтение отдается сюжетам из далекого прошлого, в отличие от эпохи классицизма, художников привлекает национальное наследие и образы средневековой культуры. Позитивистское стремление к точности трактовки и к достоверному воспроизведению деталей приводит к появлению трактатов по истории костюма, которые продолжают традиции гравюры «мод и нравов» XVIII в. Отличительной особенностью изданий является совмещение типа научной публикации с практическим пособием для художников, наличие изображений памятников прошлого и внимание к мелким деталям и подробностям в передаче костюма. Ключевые слова: прикладная графика; научная графика; история костюма; средневековый костюм; репродукционная графика; историзм в изобразительном искусстве; археологическая реконструкция.

Yulia Arutyunyan

Medieval Costume in the European Scientific

Illustration of the 19th Century:

Problems of Interpretation of History

The 19th century gives rise to a special relationship for historical authenticity. Principles of stylization dominated in the field of architecture and interior decoration, in the restoration comes the era of "stylistic reconstructions",

preference is given to subjects from the distant times in the visual arts, unlike the era of classicism, artists appeal to the national heritage and images of medieval culture. Objective desire for exact interpretation and reliable reproduction of details leads to the appearance of treatises on the history of the costume, which continue the tradition of engraving "fashion and mores" of the 18th century. Such publications frequently combine the type of scientific publication and a practical guide for artists, the presence of images of monuments of the past and attention to detail in the costume.

Keywords: applied graphics; scientific graphics; costume history; medieval costume; reproduction graphics; historicism in fine arts; archaeological reconstruction.

Изображение костюмов разных эпох и регионов - традиционная тема графических циклов европейских мастеров XVI-XVII столетий. Общая схема организации подобных изданий предполагала наличие отдельных листов с крупноформатными иллюстрациями и страниц с рядами последовательно представленных фигур в разнообразных одеяниях. Реальные исторические деятели изображены в «Gratae Posteritati» 1560 г., хранящемся в Британском музее (Лондон); выступавший в качестве посла при императорах Максимилиане I, Карле V и Фердинанде I Зигмунд фон Герберштейн (Sigmund von Herberstein) повествует о посещении Московского царства, Польши, Турции. Своеобразные мемуары снабжены портретами рассказчика в костюмах, отражающих миссию посольства. «В этих одеждах меня отправили в посольство к Сигизмунду, королю Польши», - поясняет автор [12, р. 70]. На гравюрах возникает образ представительного старца в «джуббоне» из венецианской парчи с крупным цветочным орнаментом или в высокой шапке с широким меховым отворотом и ферязи на меху. «Посланный во второй раз императором, тогда еще эрцгерцогом, Фердинандом в Москву, я получил от Великого Князя эти одеяния», - уточняет дипломат [12, р. 70].

В художественном наследии Европы широко представлен тип костюмного трактата, демонстрирующий обычаи и нравы разных народов и континентов. Характерным образом становится персонаж, облаченный по моде определенного региона. К подобному типу изданий можно отнести «Recueil de la diversité des habits»

1567 г. и «Omnivm fere gentivm nostra statis habitvs» 1563 г. [3] из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Страничные иллюстрации обрамлены декоративной рамой, лаконичные одно-фигурные изображения тщательно и достоверно воспроизводят детали одеяний. В издании 1563 г. каждый лист представляет собой законченное произведение: стремление к наглядности и пове-ствовательности приводит к внимательной проработке, стремление к воспроизведению подробностей и определенный «этнографизм» порождают выразительные графические изображения. Персонажи, демонстрирующие костюмы различных регионов и сословий, жестикулируют и двигаются в замкнутом пространстве листа, образы характерны и динамичны, иногда несколько насмешливы, иногда лиричны и трогательны. Сложные костюмы представлены с нескольких ракурсов, одеяния не только четко прочитываются, но и создают определенный тип, подчеркивают социальную роль и особенности поведения героя, атрибуты и антураж способствуют раскрытию идеи. Мастер подмечает особенности декора испанского костюма и его отличие от европейской традиции, отраженной в одеждах представителей Франции и немецких земель, венгерский костюм удивляет необычными плюмажами и нетрадиционной для Западной Европы делией. Особенностью данного трактата является изображение важных деталей костюма с разных точек, в частности, со спины. Необходимо добавить, что в XVI столетии неизменной темой подобных подборок становится восточный костюм; внимание к необычным одеждам и аксессуарам, интерес к орнаментам и оружию, любопытство, жажда нового и увлечение «экзотикой» порождают оригинальные и неожиданные решения.

К подобным изданиям можно отнести и вышедший в 1578 г. труд «обычаи разных народов Европы, Азии, Африки и Америки», хранящийся в Научной библиотеке при Российской академии художеств (Санкт-Петербург) [9]. Сборник графических изображений костюма представляет собой традиционный тип издания «моды и нравы», листы разделены на регистры, чинно следующие один за другим персонажи в одинаковых позах и поворотах демонстрируют одеяния различных сословий и регионов. композиция проста

и статична, исполнение не отличается виртуозностью и тонкостью в проработке, сочная и активная линия охватывает контуры, моделировка объемов формальна и лаконична, штриховки даны пастозной ритмизованной серией однотипных ударов резца. В характере передачи движений, положении фигур и трактовке деталей ощущается столкновение сложившейся позднеренессансной изобразительной системы и народной традиции. Рука мастера уверенна и тверда, цель не в создании эстетически привлекательного изображения, а в точной передаче подробностей костюма. Линия резца убедительно и четко выявляет форму, гравер отказывается от вариаций штриха и пластической проработки деталей. Композиция и принцип создания изображения точны и лаконичны, конкретны и рациональны, цель -передать региональные особенности костюма, охарактеризовать детали и подробности - достигается минимумом средств. Интересен лист с именами художников и аллегориями четырех континентов, это - один из ранних примеров персонификаций Европы, Азии, Африки и Америки, определенными атрибутами характеризующими особенности климата и быта разных земель.

Век спустя Венцель Холлар, богемский мастер, работавший в Голландии и Англии, создает несколько циклов гравюр, изображающих женщин в костюмах различных регионов Европы и мира [13]. Изысканные и тонко проработанные офорты отмечены рукой уверенного профессионального художника, линейный строй произведений отличается тонкими вариациями линии и пятна, штриховки, как прозрачное кружево, обрамляют фигуры, погружая персонажей в условно обозначенное линией горизонта пространство. Мастер говорящей детали, В. Холлар облачает своих героинь в загадочные одеяния Востока и Африки, скрывает лица вуалями и масками, играет с фактурами материалов, акцентирует говорящие детали1. Непосредственно связанные с развитием портрета, навеянные творчеством Антониса ван Дейка и его школы, эти изображения не только отражают особенности определенной эпохи и региона, но и создают характерный тип издания, подчеркивая переход от раннего костюмного трактата, строгого, документального, лаконичного, четко фиксирующего детали, к популярным

в XVIII столетии гравюрам «мод и нравов», связанным с эстетикой галантного века, изящным и игривым, где сюжетная составляющая доминирует над принципом демонстрации конкретных одеяний. Эпоха Просвещения и склонность к экзотике вызывают интерес к далеким странам и континентам, требующий от художника этнографической точности, узнаваемости мотивов, соответствия научным воззрениям и эстетическим канонам эпохи.

Концепция исторической достоверности в искусстве XIX в. порождает внимание к костюмам прошлых эпох. Академическая схема условной трактовки «древних одеяний» сменяется интересом к археологически точной передаче костюмов героев. Эпоха романтизма, пробудившая вкус к литературной интерпретации прошлого, увлечение иными временами и землями, формирует идеи историзма, получившие активное развитие в архитектуре, решении интерьеров, декоративно-прикладном искусстве. В художественной критике ведутся споры о степени погружения в эпоху, о научной достоверности в передаче деталей; в педагогической системе Академии художеств появляется специальный костюмный класс, позволяющий освоить принципы изображения фигуры в одеждах определенного региона и эпохи; формируются собрания оружия и утвари, призванных служить образцами для воспроизведения. Историческое знание обретает содержательную целостность и идейное наполнение. Расширяется и усложняется тематический корпус произведений, исторический жанр трансформируется, вовлекая сюжеты жанрово-бытового толка, интерес к археологически достоверной трактовке прошлого порождает новую концепцию воплощения прошлого. Визуальная интерпретация истории обретает точно выработанную систему, ориентированную на экспективность и стереотипное понимание эпохи. Формируется система устойчивых «маркеров», диктующая свои законы и требования, немаловажную роль при «считывании» смыслов обретают костюм и аксессуары.

Требование исторической достоверности поднимает новую волну исследований, меняются форма и направление пенсионерских поездок выходцев из Академии, Grand Tour расширяет

географию. Античность теряет отстраненность мифа и пафос репрезентативной царственности, поражают события драматические и таинственные, влечет и повседневность. Эпоха историзма обретает идеал в средневековой культуре: отношение к вере, политическая система и государственное устройство, возвышенная глубина чувств, мистическая экзальтация и кровавые распри, антураж мрачных замков и одухотворенная возвышенность готических храмов. Бесспорным и очевидным признаком времени становится костюм. Многочисленные подборки гравюр, справочники, научные труды и иллюстрированные издания по истории средневековых одеяний выходят в свет в XIX столетии. В их общем решении, структуре и композиции, принципах презентации материала, характере описаний и методах интерпретации можно проследить определенные закономерности.

классицистические реминисценции и активное влияние эстетики эпохи ампир формирует настороженное отношение к средневековым представлениям о красоте, многочисленные рассуждения о ценности готического искусства акцентируют религиозное и политическое значение идеи, а не красоту и изящество форм. В трактатах первой трети XIX столетия интерпретация Средневековья сквозь призму классицистических воззрений порождает трансформацию пропорций, внимание к деталям, и даже при копировании прославленных образцов прошлого художник воспринимает прошлое сквозь призму академизма. Бесспорная преемственность, использование одинаковых изображений и сохранение эстетических предпочтений характеризует публикации 1840-х гг., усложняется характер требований: появляется интерес к деталям и подробностям, трактаты обретают единую схему, иллюстративные ряды ориентированы на творческое осмысление образов. Историзм порождает стилизацию, формируются устойчивые приемы трактовки изображений прошлого современными художниками: не репродукционная гравюра, а свободная интерпретация с элементами стилизации становится характерным приемом середины века. Возникает интерес к изучению и систематизации, издания включают синхронистические таблицы и аналитические обзоры,

описательный подход ранних публикаций уступает место научным методам систематизации материала. Произведения искусства прошлого изучаются и классифицируются, внимание привлекают детали, изображения становятся проще, точнее и схематичнее. В 1880-е гг. появляются справочники по истории средневекового костюма, гравюры заменяются схематичными рисунками с развернутыми подписями и подробным анализом характерных черт. Подобный тип публикаций, бесспорно связанный с деятельностью Э.-Э. Виолле-ле-Дюка, предполагает наличие развернутого корпуса терминов, научный аппарат, анализ произведений на основе сформировавшейся методологии. Описания теряют романтический антураж занимательного повествования, обретая краткость и информативную наполненность словарной статьи. Изображения ориентированы не на художественное претворение идеи, а на наглядность, доступность, четкость и достоверность. Именно этому типу издания уготована долгая история, в ХХ столетии труды, посвященные повседневной культуре Средневековья, структурируются и иллюстрируются по данной схеме.

Научная иллюстрация - актуальная и востребованная тема в современном искусствознании: журнальные публикации и учебники, научные издания и популярные книги в ХХ столетии неизменно снабжались изобразительными рядами. Ботанические и географические рисунки, гравюры, поясняющие опыты в естественных науках, портреты деятелей истории, наконец, абстрактные интерпретации отвлеченных понятий в журналах середины ХХ в. изучены и систематизированы. однако тема визуальной интерпретации костюма не получила должного отражения в исследованиях: внимание уделяется изображениям современной одежды [2; 4; 11; 14], иллюстрациям исторического характера в указанных трудах места не отведено. Изучение трактовки средневековых облачений в публикациях XIX в. обладает определенной научной новизной, вносит интересный аспект в анализ живописи эпохи историзма и позволяет выявить источники и проследить пути формирования определенных приемов изображения на основе анализа и сопоставления иллюстраций трудов о костюме Средневековья и Ренессанса.

В 1829 г. Камиль Боннар выпускает масштабное трехтомное издание, посвященное костюму XШ-XV вв. [6]. Отдельные листы с изображениями чередуются с короткими комментариями. Иллюстрации, исполненные подчеркнуто графически, тонкой пружинистой линией и воздушной штриховкой, воспроизводят известные произведения искусства Средневековья и Возрождения. Тексты носят описательный характер, просты и конкретны, подробно рассказывается о деталях костюма и бытовых подробностях, обычно указывается и имя художника, работа которого послужила источником графического изображения. Встречаются однофигурные композиции и развернутые повествовательные сцены, пейзажные мотивы, ведуты. Трактовка персонажей носит явные черты идеализации и стилизации в духе академической традиции; легкие пропорции, классические одеяния, отстраненные лица и узнаваемые позы -характерный пример интерпретации Средневековья художником, ориентированным на классицистическую эстетику и понимание законов красоты (ил. 1). Средневековье воспринимается как набор занимательных сюжетов, символ национального прошлого, эпоха, полная поэзии и драматизма; со стилистической точки зрения доминирует академическое прочтение образной трактовки.

Изданный в 1847 г. в Париже труд [7] продолжает и развивает традицию, раскрашенные гравюры почти дословно воспроизводят листы Камиля Боннара, подписи уточнены, датировки конкретизированы. Более широкий круг тем и яркие сочные декоративные цвета формируют орнаментальное прочтение композиций в духе «стиля трубадуров». Склонность к сказочности и занимательности соседствует со стремлением к воплощению истории через достоверные события, антураж, детали костюма. Иллюстративный ряд включает прямые повторения работ 1829 г., листы, подписанные Э. Дювергером, А.-Т. Паннемакером, вензелем Клермана и несколькими монограммистами. Издание лишено стилистического единства, иллюстрации исполняли разные мастера, среди репродукционных изображений преобладают портреты исторических персонажей и сюжетные композиции (ил. 2). Продолжая сформировавшуюся традицию вольных интерпретаций памятников

средневекового искусства, мастера графики в большей мере учитывают образный строй произведений, ориентируясь на приемы стилизации, они заново осмысляют эстетические закономерности художественных традиций прошлого.

В 1840-1854 гг. выходит в свет трехтомное сочинение о костюме христианского Средневековья Хефнера-Альтенека - первый по-настоящему аналитический труд, построенный на равновесии изобразительной и исследовательской частей [10]. Система сводных таблиц, хронологических графиков и описаний позволяет проследить эволюцию типов одеяний и общее стилистическое направление изменений в области костюма, достоверные и тщательные копии со средневековых произведений искусства охватывают более широкий период - от времен Каролингов до позднего Возрождения. Тонкие прорисовки тона сепии воспроизводят книжную миниатюру, росписи, рельефы и круглую скульптуру. Яркий пример научной иллюстрации, данный труд ориентирован не на эстетически выразительную интерпретацию Средневековья сквозь призму авторского видения или концепции эпохи, а на достоверность детали, скрупулезную точность и абстрактный, лишенный авторской трактовки, характер каждого образа (ил. 3). Альбом в конце тома предваряет заставка, шмуцтитул стилизован под лист манускрипта, общее решение и типажи коррелируют с эстетическими приоритетами эпохи историзма, но в соединении изображений, орнаментов и шрифта ощущаются поиски в области стиля, в сфере синтетического взаимодействия слова и образа в графике. Преклонение перед условным и таинственным Средневековьем, романтическим иным миром, грезой и фантазией уступает место рациональной систематизации и поиску основ классификации визуального материала. Эпоха позитивизма и уверенности в научном прогрессе упорядочивает и эстетические переживания, вводя их в плоскость достоверной трактовки истории. Рядом с четким и суховатым репродуцированием встречаются колоритные и динамичные образы, шаржированное преувеличение и интерес к деталям делает героев позднего Средневековья особенно экспрессивными и эмоционально наполненными. Линеарная сдержанная манера

еще более акцентирует ироничный взгляд художника на персонажей.

В оформлении труда Фр. Бока 1859 г. [5] стилизация затронула решение титульного листа и шмуцтитулов, структура многофигурных композиций, дробление листа на сегменты, обращение к средневековому пониманию пространства и готический шрифт безошибочно указывают на эпоху (ил. 4). Техника литографии, сглаженные формы и приглушенные акценты светотени которой несколько противоречат готической остроте и графичности, позволяет создавать сложные и многословные композиции. Подробные и точные изображения тканей с учетом тональных особенностей и характера шитого золотом декора отличаются богатством и декоративностью. Светоносность позолоты, сочные цвета и компактный изобразительный ряд - новое и оригинальное явление в научной иллюстрации, стремление воспроизвести фактуру ткани, передать впечатление, создать образ средневекового памятника за счет точного следования всем приемам художественной выразительности возводят книгу на новую ступень в области издательской деятельности. Научный характер труда подчеркнут соотношением иллюстративного ряда и текста, при этом композиция титульного листа и особенно шмуцтитулов явно перегружена текстом и деталями; наглядность и читаемость сюжета вступает в конфликт с лаконичным решением тома в целом. Аллегоризм и наглядность символики, изобилие цитат (например, изображения ангелов в ренессансных одеждах), игры с текстом и шрифтом создают ощущение калей-доскопичности, лишают зрителя целостного впечатления. Синтез осуществлен лишь в гармонии текста и отдельных изображений памятников средневекового искусства. Эклектичность интерпретации порождает многословность и чрезмерную детализацию.

Итог эволюции типа исторического трактата о средневековом костюме представлен трудом Жермена Демаи [8], это научное издание снабжено иллюстрациями, непосредственно комментирующими текст. Художественное решение и творческое осмысление памятника уступает место лаконичной прорисовке, господствует строгий научный подход. Иллюстрации включают заставки

и концовки из средневековых манускриптов, тщательно скопированные и проаннотированные автором, и изображения костюмов в простой лаконичной и четко читаемой форме. Вслед за изданиями Э.-Э. Виолле-ле-Дюка, повествующими о быте и нравах Средневековья, подобный тип исследования, с лаконичными зарисовками, фиксирующими определенный аспект, становится все более актуальным и востребованным. научная иллюстрация отделяется от творческой интерпретации, художественное решение и эстетизация изображений подменяются доступностью и достоверностью. Изобразительные ряды публикаций скромны и деловиты, их цель -сопутствовать тексту, вербальная составляющая подчиняет себе визуальную трактовку, главенствует слово. Иллюстрация меняет свой статус, теряя независимость графического цикла и становясь частью публикации о результатах исследования. В следующем десятилетии тяга к строгости и достоверности изображения приведет к появлению фотографий в изданиях подобного типа.

Таким образом, в течение XIX в. иллюстрации к сочинениям по истории средневекового костюма проходят путь от академической интерпретации, стремящейся подчинить памятник прошлого современным эстетическим предпочтениям, к стилизации в духе историзма и эклектики. Трактаты демонстрируют преемственность, заимствуя не только сюжеты и круг тем, но и многократно используя изображения, восходящие к общему прототипу. Эпоха историзма формирует приемы стилизации, зритель ожидает определенных сюжетов, тем и способов воплощения, в трактатах вырабатывается комплекс устоявшихся иконографических схем, позволяющих безошибочно узнавать сюжет. К середине XIX в. выделяются два основополагающих вектора развития: творческая авторская трактовка и научная объективная интерпретация. Историзм с его стилизацией, отголоски эклектики, сказавшиеся в усложнении композиций и нарастании повествовательности, порождают тип богато украшенного труда о Средневековье. Развитие исторической науки вызывает интерес к методам изучения, поиску адекватных способов интерпретации: иллюстративный ряд становится конкретнее, он непосредственно комментирует текст,

уделяя внимание деталям повествования. В итоге разрабатывается вид справочной литературы, иллюстрации которой вторичны по отношению к излагаемому материалу, изображение упрощается до четко читаемой схемы, лаконичной, отражающей научный взгляд на сопроводительные иллюстрации. Последний тип публикации получит развитие в ХХ в., научная иллюстрация теряет свое значение в качестве принципа визуализации, но продолжает использоваться в журнальных публикациях и изданиях по истории и искусствоведению.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Венцелю Холлару принадлежат четыре серии офортов на тему костюма: «Omatus Muliebris Anglicanus or Several Habits of English Women» (1640), «Theatrum Mulierum» (1643), «Aula Veneris» (1644) и «Reisbüchlein» (1642-1646) [см.: 1, с. 152-153].

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арутюнян Ю. И. «Некоторые обычаи английских дам» Венце-ля Холлара и гравюра «мод и нравов» в XVII веке // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. № 4 (25). Дек. СПб., 2015. С. 150-156.

2. Adburgham A. Women in print, writing women and women's magazines from the Restoration to the accession of Victoria. London : George Allen & Unwin, 1972.

3. BertelliF., Vico E. Omnivm fere gentivm nostrœ œtatis habitvs, nvnqvam ante hac œditi. Venetijs : Ferdinando Bertelli ^neis typis excudebat, 1563.

4. Blum S. Eighteenth-Century French Fashion Plates: 64 Engravings from the "Galerie des Modes", 1778-1787. Mineola : Dover Publications, Inc., 1982.

5. Bock Fr. Geschichte der Liturgischen Gewänder des Mittelalters oder Entstehung und Entwicklung der kirchlichen Örante und Paramente in Rücksicht aut Stoff, Gevefe, Farbe, Zeichnnug, Schnitt und rituele Bedeutung nachgewiesen und durch zahleiche Abbild erläut. Bonn : Henry u. Cohen, 1859.

6. Bonnard C. Costumes des XIII-e, XIV-e, et XV-e siècles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture, avec un texte historique et discribtif par Camille Bonnard : 3 vols. Paris : Treuttel et Würtz, 1829.

7. Costum du Moyen age d'apres les manuscripts, les peintures et les monuments contemporains, précédé d'une dissertation sur les moeurs

et les usagea de cette époque : 2 vols. Bruxlles : Librairie historique-artistique, 1847.

8. Demay G. Le costume au Moyen âd'apres le sceaux. Paris : Librairie de Dumoulin et Co, 1880.

9. Habits de diverses nations de l'Europe, Asie, Afrique et Amerique. Bruxlles, 1578.

10. Hefner-Altenek J. H. Costumes du Moyen-age chretien d'apres de monuments contemporains : 3 vols. Frankfurt s/M ; Darmstadt : Henry Keller ; Guillayme Beyerle, 1840-1854.

11. MackrellA. An Illustrated History of Fashion: 500 Years of Fashion Illustration. London : B. T. Balsford Ltd., 1997.

12. Nevinson J. L. The Origin of the Fashion Plate. Washington, D.C. : Smithsonian Press, 1967.

13. Ornatus Muliebris Anglicanus or Several Habits of English Women, from Nobilities to country Women, as they are in these times, 1640 / Wenceslas Hollar, Bohemian, fecit Londini, 1640. London, 1640.

14. Vyvyan H. Hand Coloured Fashion Plates, 1770-1899. Boston : Boston Book and Art Shop, Inc., 1955.

л л-S/Г s. -Y» /.I

1. Иллюстрация из книги: Bonnard C. Costumes des XIII-e, XIV-е, et XV-e siècles, ecstraits des monuments les plus authentiques de peinture et sculpture, avec un texte historique et discribtif par Camille Bonnard : 3 vols. Paris : Treuttel et Wurtz, 1829. Научная библиотека при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

2. Иллюстрация из книги: Costum du Moyen age d'apres les manuscripts, les peintures et les monuments contemporains, précédé d'une dissertation sur les moeurs et les usagea de cette époque : 2 vol. [Librairie historique-artistique]. Paris, 1847. Научная библиотека при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

3. Иллюстрация из книги: Hefner-Altenek J. H. Costumes du Moyen-age chretien d'apres de monuments contemporains. Frankfurt s/M ; Darmstadt, 1840-1854. Научная библиотека при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

4. Иллюстрация из книги: Bock Fr. Geschichte der Liturgischen Gewänder des Mittelalters oder Entstehung und Entwicklung der kirchlichen Örante und Paramente in Rücksicht aut Stoff, Gevefe, Farbe, Zeichnnug, Schnitt und rituele Bedeutung nachgewiesen und durch zahleiche Abbild erläut. Bonn : Henry u. Cohen, 1859. Научная библиотека при Российской академии художеств, Санкт-Петербург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.