Научная статья на тему 'ГРАВЮРЫ ИНКУНАБУЛ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НИОРК БАН)'

ГРАВЮРЫ ИНКУНАБУЛ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НИОРК БАН) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительные источники / гравюры инкунабул / костюм последней четверти XV в. / костюм Германии / костюм Франции. / pictorial sources / incunabula engravings / costume of the last quarter of the 15th century / French costume / German costume.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Жабрева Анна Эрнестовна

В статье исследуются гравюры семи инкунабул 1485–1500 гг. из фонда Научно-исследовательского отдела редкой книги Библиотеки РАН: двух Библий, трех богослужебных книг, одной исторической хроники и справочника лекарственных растений, изданных на территории Германии и Франции. Гравюры на дереве (ксилографии) представляют интерес в качестве изобразительных источников по истории европейского костюма позднего Средневековья, поскольку, действующие лица книг разного содержания изображены преимущественно в тех одеждах, обуви, головных уборах, которые бытовали во время создания иллюстраций. В рассматриваемых изданиях даже герои Священного писания облачены в аристократические и городские костюмы периода распространения франко-бургундских мод. В книгах религиозного содержания отразилось многообразие облачений церковнои священнослужителей. Гравюры дают возможность получить как общую, так и самую детальную информацию, например, рассмотреть чулки и туфли, обычно невидимые на женских изображениях. Выявленные рисунки костюмов сопоставляются с их французскими и немецкими названиями, делается попытка выяснить социальный статус и профессиональную принадлежность людей, исходя из их облика, наличия тех или иных одежд и аксессуаров. Рассмотрение изобразительных источников короткого временного периода (меньше четверти столетия) позволяет заметить общие и отличительные черты немецких и французских костюмов, изменение форм отдельных элементов, выход из употребления и появление новых одежд и головных уборов, постепенное проникновение ренессансных влияний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCUNABULA ENGRAVINGS AS A PICTORIAL SOURCE FOR THE EUROPEAN COSTUME HISTORY AT THE END OF THE 15TH CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE RESEARCH DEPARTMENT OF THE RARE BOOK OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES LIBRARY)

The author studied engravings from seven 1485–1500 incunabula from the fund of the research department of the Rare book of the Russian Academy of Sciences Library: two Bibles, three liturgical books, one historical chronicle, and a reference book of medicinal plants published in Germany and France. Wood engravings (xylographs) are of interest as pictorial sources for the European costume history of the late Middle Ages since the characters of the books with various content are depicted mainly in those clothes, footwear, and headdresses that were in use at the time the books were created. Even the heroes of Scripture are in the garments of the Franco-Burgundian fashion. In the books of religious content, in addition to the aristocratic and urban costume, the variety of church and priests vestments was reflected. Engravings provide an opportunity to obtain both general and most detailed information. For example, in some illustrations, it is possible to see even stockings and shoes, usually invisible in images of women. The author compared the identified images with their names, made an attempt to find out the social status and professional affiliation of people based on their appearance and accessories. Consideration of pictorial sources in a narrow chronological period (less than a quarter of a century) allowed the author to notice common and distinctive features in the costumes depicted in German and French books, changes in the forms of some elements, coming out of use and the emergence of new clothes and headdresses.

Текст научной работы на тему «ГРАВЮРЫ ИНКУНАБУЛ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НИОРК БАН)»

УДК 75.05б«14»+940.1

DOI 10.24412/2686-7443-3-45-53

Жабрева Анна Эрнестовна, кандидат педагогических наук, научный сотрудник, член Санкт-Петербургского Союза художников. Библиотека Российской академии наук, Россия, Санкт-Петербург, Биржевая линия, д. 1. 199034. annazhabreva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1246-9485; Researcher ID : F-9531-2019

Zhabreva Anna Ernestovna, PhD in Pedagogy, researcher, member of the Saint Petersburg Union of Artists. The Russian Academy of Science Library, 1 Birzhevaia line, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. annazhabreva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1246-9485; Researcher ID: F-9531-2019

ГРАВЮРЫ ИНКУНАБУЛ КАК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО КОСТЮМА КОНЦА XV ВЕКА (ПО МАТЕРИАЛАМ НИОРК БАН)

INCUNABULA ENGRAVINGS AS A PICTORIAL SOURCE FOR THE EUROPEAN COSTUME HISTORY AT THE END OF THE 15th CENTURY (BY THE MATERIALS OF THE RESEARCH DEPARTMENT OF THE RARE BOOK OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES LIBRARY)

Аннотация. В статье исследуются гравюры семи инкунабул 1485-1500 гг. из фонда Научно-исследовательского отдела редкой книги Библиотеки РАН: двух Библий, трех богослужебных книг, одной исторической хроники и справочника лекарственных растений, изданных на территории Германии и Франции. Гравюры на дереве (ксилографии) представляют интерес в качестве изобразительных источников по истории европейского костюма позднего Средневековья, поскольку, действующие лица книг разного содержания изображены преимущественно в тех одеждах, обуви, головных уборах, которые бытовали во время создания иллюстраций. В рассматриваемых изданиях даже герои Священного писания облачены в аристократические и городские костюмы периода распространения франко-бургундских мод. В книгах религиозного содержания отразилось многообразие облачений церковно- и священнослужителей. Гравюры дают возможность получить как общую, так и самую детальную информацию, например, рассмотреть чулки и туфли, обычно невидимые на женских изображениях. Выявленные рисунки костюмов сопоставляются с их французскими и немецкими названиями, делается попытка выяснить социальный статус и профессиональную принадлежность людей, исходя из их облика, наличия тех или иных одежд и аксессуаров. Рассмотрение изобразительных источников короткого временного периода (меньше четверти столетия) позволяет заметить общие и отличительные черты немецких и французских костюмов, изменение форм отдельных элементов, выход из употребления и появление новых одежд и головных уборов, постепенное проникновение ренессансных влияний.

Ключевые слова: изобразительные источники; гравюры инкунабул; костюм последней четверти XV в.; костюм Германии; костюм Франции.

Abstract. The author studied engravings from seven 1485-1500 incunabula from the fund of the research department of the Rare book of the Russian Academy of Sciences Library: two Bibles, three liturgical books, one historical chronicle, and a reference book of medicinal plants published in Germany and France. Wood engravings (xylographs) are of interest as pictorial sources for the European costume history of the late Middle Ages since the characters of the books with various content are depicted mainly in those clothes, footwear, and headdresses that were in use at the time the books were created. Even the heroes of Scripture are in the garments of the Franco-Burgundian fashion. In the books of religious content, in addition to the aristocratic and urban costume, the variety of church and priests vestments was reflected. Engravings provide an opportunity to obtain both general and most detailed information. For example, in some illustrations, it is possible to see even stockings and shoes, usually invisible in images of women. The author compared the identified images with their names, made an attempt to find out the social status and professional affiliation of people based on their appearance and accessories. Consideration of pictorial sources in a narrow chronological period (less than a quarter of a century) allowed the author to notice common and distinctive features in the costumes depicted in German and French books, changes in the forms of some elements, coming out of use and the emergence of new clothes and headdresses.

Keywords: pictorial sources; incunabula engravings; costume of the last quarter of the 15th century; French costume; German costume.

Инкунабул, т. е. книг напечатанных до 31 декабря 1500 г., специалисты насчитывают около 40 тысяч, их общий тираж составлял не менее 12-15 миллионов экземпляров [4, с. 12, 23]. Это была не только церковная, но и медицинская, юридическая литература, труды по астрономии, сочинения античных и современных писателей, народные повести, описания путешествий, лечебники, календари, речи ораторов, объявления о монетах, статуты и межгосударственные договоры. Лишь часть изданий дополнялась иллюстрациями.

Библиотеке РАН на 1963 г. согласно каталогу, составленному научным сотрудником Отдела редкой и рукописной книги Елизаветой Ивановной Бобровой (1898-1976), принадлежало 814 инкунабул [4, с. 12, 23]. Точные библиографические описания, включающие сведения о наличии иллюстраций и особенностях конкретного экземпляра, исключительный по качеству справочный аппарат помогают исследователям вести поиск по разнообразным критериям. По каталогу выявляется около 90 названий, содержащих хотя бы одну гравюру, в девяти книгах гравюры оказались раскрашенными.

Илл. 1. Соломон и царица Савская. Раскрашенная гравюра из "Biblia germanica". 1485. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

В данной работе рассматриваются семь инкунабул 1485-1500 гг. Среди них две Библии, три богослужебные книги, одна историческая хроника и одна книга с описаниями лекарственных растений. Пять из них издано в Германии, две — во Франции. Одна книга украшена лишь выходной гравюрой, другая отличается богатыми бордюрами, в сюжеты которых вписаны и человеческие фигуры, остальные декорированы множеством гравюр разного размера, включающих до десятка действующих лиц. Иллюстрации инкунабул представляют собой гравюры на дереве (ксилографии), раскраска сделана от руки.

Согласно традиции, выработанной еще художниками рукописной книги, на иллюстрациях запечатлены те одежды, обувь, головные уборы, аксессуары, которые бытовали во время создания гравюры, с теми особенностями, которые существовали в той или иной стране, даже в отдельном городе. И это не зависело от содержания текста: персонажи библейских сюжетов, герои античных авторов и литературно-художественных произведений Средневековья часто одевались иллюстраторами по современным им модам. Именно эта особенность делает гравюру инкунабул изобразительным источником по истории костюма последней четверти XV в. Обратимся к примерам, рассматривая их в хронологической последовательности по годам издания.

Наиболее ранняя из выявленных иллюстрированных инкунабул была напечатана в 1485 г. Это Biblia germanica [7] — объемная книга с большим количеством гравюр. Они

выполнены, судя по всему, хорошим мастером, аккуратно раскрашены преимущественно в красно-коричневые и зеленовато-желтые тона. Гравюры представляют собой иллюстрации к Священному писанию, но их персонажи, по большей части одеты в костюмы, бытовавшие во время распространения франко-бургундских мод. Юдифь, Вирсавия, царица Савская и др. одеты в облегающие сюрко1 с завышенной талией, узкими рукавами и тяжелыми юбками, волочащимися по полу (Илл. 1). Чтобы иметь возможность ходить, дамам приходилось подбирать подол верхнего платья, открывая взору часть нижнего. Их головы увенчаны высокими и объемными уборами, порожденными прихотливой эстетикой высокой готики. Среди них эскофьон (фр. escofion) — головной убор в виде тюрбана, обвитый дорогими лентами и сетками, венец, надетый поверх сетки для волос, эннен (фр. hennin) — высокий конус, обтянутый драгоценной тканью и наброшенной поверх него полупрозрачной вуалью2.

На страницах этой Библии разносторонне показаны мужские одежды: короткие упелянды3 молодых людей, длинные упелянды людей старшего возраста, мантии высокопоставленных персонажей и платья простых людей. У людей в коротких одеждах хорошо видны хозе4 — шитые плотно обтягивающие ноги чулки разных цветов, а также остроносая обувь черного цвета, по-немецки называвшаяся «Schnabelschuhe»5, — непременные элементы франко-бургунских мод в Германии. Разнообразны причудливые головные уборы округлых и треугольных форм, с высокими или

Илл. 2. Эсфирь перед Артаксерксом. Раскрашенная гравюра из "Biblia germanica". 1485. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Илл. 3. Выходная гравюра из Бревиария. 1490. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург. Источник: https://knpam.rusneb.ru/kp/item38612

низкими тульями, с отвернутыми вверх или опущенными вниз полями. Запечатлен на гравюрах и шаперон, называвшийся «Sendelbinde»6 (Илл. 2).

Примером издания, имеющего только одну выходную гравюру, является «Бревиарий» 1490 г. [8]. Гравюра помещена на обороте первого листа и раскрашена (Илл. 3). На ней изображены трое мужчин разного социального положения. В центре расположен высокопоставленный священнослужитель, епископ, если судить по костюму, положению рук и по тому, что над гербом возвышается рукоять епископского посоха [14, S. 326]. Поверх его длинной белой одежды накинута волочащаяся по полу мантия коричневатого цвета. Пелерина из длинных серо-голубых шкурок с хвостиками, свисающих по нижнему краю, представляет либо деталь мантии, либо самостоятельную вещь. Историк материальной культуры Герман Вейс (1822-1897) называл подобный плащ «cappa» и указывал, что первоначально он состоял из капюшона и пелерины [1, c. 19]. На голове епископа «birretum» — круглая шапка с кисточкой на верхушке. Из украшений хорошо виден драгоценный аграф на шее, золотой с красным камнем в центре, а также кольца на руках. Конечно, это не литургическое облачение, а богатый повседневный наряд церковнослужителя высокого ранга.

Илл. 4. Раскрашенная гравюра из "Biblia germanica". 1494. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Илл. 5. Раскрашенная гравюра из "Vitae sanctorum, partum" Иеронима Стридонского. 1497. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Почтительная поза, огромная витая свеча в руках человека, изображенного по левую руку епископа, красный цвет в одежде, соответствующий фону герба, дают основание предполагать в нем слугу, принадлежащего дому церковного иерарха, или свечника. Верхней одеждой ему служит роб7 со свободными рукавами, из-под него видны чулки-шоссы8, сшитые из белых и красных полос ткани. На ногах башмаки, присущие небогатым горожанам. Человек, изображенный слева, одет в черный роб, окантованный по вороту, полочкам, подолу и краям рукавов узкой полосой белого меха. Его можно определить как респектабельного горожанина. Похожее изображение с такой характеристикой привел в своей книге английский историк костюма первой половины XX в. Герберт Норрис [15, р. 422]. Возможно, что это изображение конкретного человека, выступившего донатором издания, экземпляр которого зажат у него под рукой.

Третьей по хронологии должна быть названа Biblia germanica 1494 г. [6], снабженная раскрашенными гравированными инициалами и гравюрами, занимающими половину или восьмую часть страницы. Некоторые их них повторяются, буквально или с небольшими изменениями. Отдельные иллюстрации представляют собой многофигурные композиции, в том числе объединяющие несколько сюжетов одного повествования. Гравюры сделаны чрезвычайно тонко: имеются не только контуры фигур и предметов, но и моделировка объемов, фактуры материала, волос, орнамента ткани. Они расцвечены темно-желтой, зеленой, бордовой и синей красками, что свидетельствует о больших материальных средствах, вложенных в реализацию издания. Персонажи многих иллюстраций представлены одетыми в костюмы второй половины XV в. Женщины изображены в облегающих сюрко, но их головные уборы уже невысоки: это венки, сетки над ушами, эскофьоны, украшенные вуалями и драгоценностями. Можно разглядеть и такие чисто немецкие детали, как пояс с бубенцами, крупные цепи на шеях (Илл. 4). Мужчины из числа простонародья представлены

Илл. 6. Купание Вирсавии. Фрагмент гравюры из книги "Heurs à l'usage de Paris". 1498. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

в чулках-хозе, мягких ботинках, коротких рубахах. Люди более высокого звания или старшего возраста одеты в упе-лянды или робы, в плащи разнообразных фасонов. Нашла свое место на гравюрах и короткая мужская одежда с мешкообразными рукавами, называемая «шекке» (л. 55 об.)9. Король облачен в мантию (л. 130), евангелисты Лука (л. 419 об.) и Марк (л. 413) в длинных упеляндах и шаперонах (с длинными шлыками). На страницах кодекса неоднократно встречаются рыцари в латах, прорисованных в мельчайших деталях (л. 160, 386 и др.).

На обороте третьего листа рассматриваемой библии помещена гравюра, представляющая кардинала (или евангелиста Марка в образе кардинала), облаченного в мантию бордового цвета и лишь ему присвоенную шляпу (фр. рПе^), установленную еще в 1245 г., к которой в дальнейшем были добавлены боковые шнуры и кисти. Закрепление за кардинальским облачением красного цвета, как писал Герман Вейс, произошло в XIV-XV вв. [1, с. 18].

Множеством гравюр небольшого формата украшено сочинение Иеронима Стридонского «О знаменитых мужах» (1497), представляющее собой сборник житий отцов церкви и церковных писателей первых четырех веков нашей эры [11]. Раскрашены гравюры довольно небрежно, использованы желтовато-коричневый, розовый, изумрудно-зеленый, черный цвета. Жизнеописания святых обусловили особый набор сюжетов, в которых значительное место занимают монахи разных орденов и церковные иерархи в соответствующих одеяниях. Встречаются и светские костюмы, соответствующие позднеготическим модам (Илл. 5).

Примером того, насколько ценными оказываются и не раскрашенные гравюры, служит «Парижская Книга часов» (ок. 1498) [10]. Фигуры и полуфигуры людей помещены в бордюры, окаймляющие каждую страницу текста. Их сюжеты повторяются, словно бы печатник использовал прямоугольные фрагменты и менял их по своему вкусу. Изображенные в бордюрах мужчины и женщины по большей части облачены в длинные свободные одеяния, дополненные пелеринами, фестонами, бубенцами, разрезами, характерными для моды позднего Средневековья.

В этом издании имеется и несколько полностраничных гравюр с изображениями библейских сюжетов. Обращают на себя внимание женские персонажи, одетые в котт (фр. cotte) — длинные свободные платья с узкими длинными рукавами. Головные уборы женщин состоят из нескольких деталей: горж (фр. gorge) — полоса ткани, укутывающая шею и часть груди, барбет (фр. barbette) пропускается под подбородком, а омюсс (фр. aumusse) представляет собой род капюшона. Такой облик считался наиболее приемлемым для добропорядочных горожанок XV в., тем более для святых.

Нарядный городской и аристократический женский костюм, представленный на другой гравюре из той же «Парижской Книги часов», дополнен верхним платьем — робом с зауженным лифом и пышной юбкой, головным убором, драгоценным поясом и украшениями. В женском костюме последнего десятилетия XV в. при сохранении прежнего готического силуэта уже появились некоторые элементы эстетики Нового времени10, хорошо заметные на гравюре, изображающей купание Вирсавии (Илл. 6). Это плоский прилегающий корсаж и декольте квадратной формы на платьях прислуживающих женщин, смена высоких головных уборов низкими, длинных заостренных носов обуви — округлыми. Приводимая иллюстрация примечательна еще и тем, что на первом плане изображены обычно невидимые на женских изображениях чулки и туфли. Изменения во французском костюме, происходившие в последнее десятилетие XV в., особенно тщательно проанализировал в своей фундаментальной работе историк Жюль Кишра (1814-1882) [17], опиравшийся на миниатюры рукописей того времени. Гравюры рассматриваемой инкунабулы подтверждают его наблюдения.

Среди инкунабул для истории костюма любопытен перевод на французский язык латинского трактата «Сад здо-ровъя»11 (ок. 1500) [12]. Единственная гравюра с изображениями людей в костюмах помещена на обороте титульного листа (Илл. 7). Другие гравюры этого справочника лекарственных растений являются изображениями их листьев, сте-

Илл. 7. Выходная гравюра из книги "Hortus sanitatis". 1500. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Илл. 8. Пример раскрашенных гравюр-заставок с поясными портретами условных королей и рыцарей в книге "Die Chronica van der hilliger Stat van Coellen". 1499. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

блей и других частей. Экземпляр БАН не раскрашен, имеет частичные повреждения. В центре гравюры расположена, вероятно, фигура французского переписчика книг, издателя и книгопродавца Антуана Верара (работал в 1485-1512), преподносящего книгу неизвестному лицу (судя по нимбу над головой — причисленному лику святых), и еще группа мужчин. В пользу того, что на рассмотренной гравюре изображен скорее издатель, нежели автор, говорит то, что точно такая же гравюра в качестве выходной помещена в книге стихов Франческо Петрарки, тоже изданной Вераром в 1490 г. (Библиотека Конгресса) [16].

Издатель одет в длинный роб с меховым шалевым воротником и длинными свободными рукавами — модную верхнюю одежду, которая пришла на смену упелянду в последней четверти XV в. Его головной убор снят и придерживается локтем левой руки. Человек, изображенный позади него, похож на итальянца: он облачен в длинное платье с глухим воротом и разрезом спереди, с узкими рукавами, с ремнем на талии; на нем невысокая плоская шапочка без украшений. Длинное одеяние другого человека, стоящего по левую руку от Верара, кажется немного отставшим от моды: у него глухой ворот, откинутый на спину воротник, застежка на пуговицы в верхней части груди, глубокие боковые разрезы подола, ремень с прикрепленной к нему сумкой-кошелем треугольной формы. Его головной убор с округлой тульей и поднятыми кверху полями отличается от других шапок с

плоскими тульями и высокими околышами. Расположение этого человека на переднем плане гравюры словно намекает на то, что именно благодаря его финансам книга увидела свет.

В заключение рассмотрим богато иллюстрированную «Хронику славного города Кёльна» [9]. Кодекс большого формата декорирован большим числом гравюр разного размера и содержания. Повествование начинается от сотворения мира, охватывает библейские и античные времена, однако действующие лица облачены преимущественно в немецкие костюмы времен Альбрехта Дюрера. Например, персидский царь Дарий показан в шаубе12 с синим воротником (л. 33 об.)13; никак нельзя назвать античными костюмы трех всадников с гравюры, предваряющей раздел о Юлии Цезаре: центральный рыцарь изображен в мантии и короне, на том, что слева, — шапка с длинными перьями, на том, что справа, — тюрбан (л. 36 об). Отдельные гравюры (например, строительство города Кёльна) используются несколько раз: они либо совершенно одинаковы и лишь раскрашены по-разному, либо видоизменены в деталях. В раскраске гравюр использованы бордовый, розовый, синий, желтый, зеленый, серый цвета. Складки, светотени драпировок обозначены штрихами, но иногда тонируются и краской. Разные предметы одежды на одном персонаже раскрашены разным цветом (или оставлены без раскраски).

Поскольку Кёльном управляли архиепископы, то изображения некоторых из них с указанием имен помещены на основном и дополнительном титульных листах, а условные поясные изображения иерархов разного уровня и монахов различных орденов предваряют разделы и располагаются по левому краю страниц. Среди небольших заставок к разделам также три варианта поясных изображений королей и рыцарей, одетых в шаубе и отличающихся лишь

Илл. 9. Поклонение идолу. Раскрашенная гравюра из книги "Die Chronica van der hilliger Stat van Coellen". 1499. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

Илл. 10. Траян в колонии Агриппины. Раскрашенная гравюра из книги "Die Chronica van der hilliger Stat van Coellen". 1499. Библиотека Российской академии наук, Санкт-Петербург

раскраской (Илл. 8). В разделе, повествующем об основании ордена тамплиеров (л. 210 об.), приведено небольшое изображение рыцаря-тамплиера в черном плаще с белым крестом.

Остановимся подробнее на полностраничной гравюре, которая иллюстрирует библейскую притчу о «поклонении идолу» (л. 45) (Илл. 9). Идол изображен в виде фигуры рыцаря, закованного в золотые латы и воздвигнутого на колонну. Горожане, толпящиеся вокруг и простирающие к нему руки и кошельки, представлены в длинных одеждах коричневого, синего, зеленого цветов. Женщины одеты, как подобало горожанкам среднего достатка: в белые рубашки, нижние платья — котт и верхние — сюрко, съемные рукава которых создавали иллюзию разнообразия одежд. Изящество фигуры достигалось с помощью завышения линии талии, удлинения подола, глубоких вертикальных и изломленных драпировок юбки. Важную роль в композиции готического костюма играл головной убор крупных объемов, который на данной гравюре изображен в виде тюрбанов, дополненных пропущенными под подбородками барбеттами. Округлые, на жесткой основе головные уборы женщин назывались «кугельхаубе» (нем. Kugelhaube) и соответствовали французским эскофьонам.

Мужчины облачены в распашные длинные робы с застежкой спереди, с отложными воротниками. Наиболее четко видна одежда горожанина, протягивающего идолу кошель. Эта синего цвета одежда с длинными рукавами и большим красным воротником квадратной формы может быть определена как первоначальный вариант шаубе, которая войдет в употребление в начале XVI в. Этим словом называла подобные одежды немецкий историк костюма Эрика Тиль [18]. Шаубе уже короче роб, но еще не имеет тех крупных объемов, которые примет в эпоху Возрождения. Подобные кафтанообразные одежды бытовали во всех странах Западной и Восточной Европы, в том числе и на Руси.

Королевские длиннополые одежды изображены в иллюстрациях к рассказу о правлении императора Траяна в Колонии Агриппины (т. е. в будущем городе Кёльне). Римский император представлен восседающим как на коне, так и на троне в образе немецкого короля, одетого в длинную коричневую шаубе с широким, разложенным по плечам от-

ложным воротником, сколотым на шее большим аграфом (л. 70). Его золотая корона имеет вид венца с причудливыми зубцами, над которыми перекрещиваются две высокие дуги. Приближенные Траяна одеты в более короткие шаубе или безрукавные сюрко, на их головах подобия шаперонов. На переднем плане представлены рыцари в гербовых накидках разного цвета, края которых вырезаны фестонами («экреви-сами»), их обувь имеет длинные носы по средневековой моде (Илл. 10). Книга, изданная в Кёльне в 1499 г., демонстрирует отставание местных мод от французских.

Итак, можно отметить следующее:

1) гравюры рассмотренных инкунабул впервые вводятся в научный оборот как источники по истории костюма;

2) характеристика изображенных костюмов составлена на основании их сравнения с памятниками, уже описанными в отечественной и зарубежной специальной литературе Х1Х-ХХ вв., что показало недостаточность имевшихся сведений именно по рассматриваемому очень узкому хронологическому периоду (меньше четверти столетия). Не все изображения удалось уложить в известные рамки, подобрать названия одеждам и головным уборам, объяснить социальную и профессиональную принадлежность персонажей;

3) хронологическое исследование выявленных памятников позволяет заметить эволюцию костюма последней четверти XV в.: изменение форм отдельных элементов костюма, выход из употребления и появление новых одежд и головных уборов, т. е. более пристально и подробно проанализировать изменение моды в пределах короткого отрезка времени;

4) рассмотренные издания — прежде всего, книги религиозного содержания, поэтому в них, помимо аристократического и городского костюма, нашло отражение многообразие мира церковно- и священнослужителей, облаченных в присущие им одеяния;

5) проведенная работа подтвердила, что для истории костюма «картинок много не бывает», каждое новое изображение дополняет уже известный корпус изобразительных источников, закрывает хронологические или географические белые пятна. В нашем случае, это немецкий и французский костюм самого конца XV в.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Сюрко (фр. surcot) — одежда, надевавшаяся поверх котт, у женщин — длинная, с рукавами или без них [5, с. 536].

2 Автор монографии по истории средневекового костюма Л. М. Горбачева назвала женские головные уборы периода высокой готики термином «атур» (фр. atour, производное от фр. atourner — накручивать, наворачивать), отмечая их большое разнообразие и невозможность классифицировать и дать научное описание [2, с. 214].

3 Упелянд (фр. huppelande) — верхняя одежда феодалов в XIV-XV вв., длинная или короткая, с широкими колоколообразными рукавами [5, с. 538].

4 Хозе (нем. Hose) — то же, что шоссы. Немецкий историк костюма Э. Тиль применяет и другой термин — Strumpfhose [18, S. 234].

5 Носы туфель назывались Entenschnabel [13, S. 109, 330].

6 Sendelbinde — немецкое название шаперона [13, S. 344-345]. Шаперон, шаперон-буреле (фр. chaperon, chaperon-bourrelet) — самый распространенный мужской головной убор периода бургундско-французских мод XIV-XV вв. Состоявший из капюшона, надетого поверх шляпы, он был похож на тюрбан с причудливо свисавшей драпировкой (паттой) с одной стороны и длинным шлыком (хвостом) — с другой [5, c. 541].

7 Роб — (фр. robe) распашное платье с большим количеством складок, нарядная одежда не только знати, но и разбогатевшего ремесленника или врача [5, с. 534].

8 Шоссы (фр. chosses) — длинные, плотно облегающие ноги чулки-штаны XI-XV вв. [5, с. 541].

9 Шекке (нем. Schekke) — короткая узкая куртка с длинными рукавами [13, S. 321]. У М. Н. Мерцаловой эта одежда отнесена к гардеробу мелких ремесленников и крестьян [5, с. 541].

10 Об этом интересном периоде в истории французского костюма автор данной публикации уже писал более подробно [3].

11 «Сад здоровья» неоднократно переводился и переиздавался в XV-XVI вв., каждое издание отличается своим набором иллюстраций.

12 Шаубе (нем. Schaube) — верхняя одежда знати и крупных бюргеров, имевшая свободный крой, широкие рукава и большие квадратные воротники [5, с. 541].

13 Нумерация листов сделана карандашом в рассматриваемом экземпляре БАН.

Список литературы:

1. ВейсГ. Внешний быт народов с древнейших до наших времен / пер. с нем. В. Чаевой. М.: К. Т. Солдатенков, 1877. Т. 3, ч. 1. VIII, 343 с.

2. Горбачева Л. М. Костюм средневекового Запада: от нательной рубахи до королевской мантии. М.: ГИТИС, 2000. 232 с.

3. Жабрева А. Э. Костюм французского двора последней четверти XV — начала XVI века: по материалам книжных иллюстраций // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 1. С. 106-126.

4. Каталог инкунабулов / АН СССР. Б-ка; сост. Е. И. Боброва. М.; Л.: Наука, 1963. 280 с.

5. МерцаловаМ. Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. М.: Академия моды; СПб.: Чарт пилот, 1993. Т. 1. 544 с.

6. Biblia germanica. Lübeck: Steffen Arndes, 1494. 492 S.

7. Biblia germanica. T. 1. Strassburg: [Johann Grüninger], 1485. [466] S.

8. Breviarium Praemonstratense. [Strassburg: Johann Grüninger], 1490. 483 S.

9. Die Chronica van der hilliger Stat van Coellen. Köln: Johann Koelhoff, der Jüngere, S. Bartolomaeus Abend, 1499. 366 S.

10. Heurs à l'usage de Paris. (Almanach pour XXI an [1488-1508]). [Paris : Étienne Jehannot, ок. 1498]. 104 p.

11. Hieronymus. Vitae sanctorum, partum (Leben der heiligen Altväter). Augsburg: Johann Schönsperger, am fritage vor Sant Veitz tag, 1497. 284 S.

12. Hortus sanitatis [= Le jardin de santé]. Paris: Antoine Vérard, [s.l. (не ранее 1500)]. P. 1-2.

13. Klein R. Lexikon der Mode: drei Jahrtausende europäischer Kostümkunde: mit 980 zweifarbigen Zeichnungen von M. Riederer. BadenBaden: Woldemar Klein Verlag, 1950. 440 S.

14. Leonhard W. Das grosse Buch der Wappenkust: Entwicklung, Elemente, Bildmotive, Gestaltung. 2., dutchges. u. erw. Aufl. München: Callwey, 1978. 396 S.

15. Norris H. Medieval Costume and Fashion. Mineola: New York: Dover publications, 1999. 485 p.

16. Petrarca F. Les apologues [et] fables de Laurens Valle. [Paris: Antoine Vérard, ca. 1490]. [36] l. URL: https://www.loc.gov/resource/ rbc0001.2009rosen0407/?sp (дата обращения: 06.12.2021).

17. Quicherat J. Histoire du costume en France depuis temps les plus reculés jusqu'a la fin du XVIIIe siècle: ouvrage contenant 481 gravures dessinées sur bois d'après les document authentiques par Chevignard, Pauquet et P. Sellier. Paris: Librairie Hachette et Co, 1875. 680 p.

18. ThielE. Geschichte des Kostüms: die europäische Mode von den Anfängen bis zur Gegenwart. Berlin: Henschelverl. Kunst u. Gesellschaft, 1968. 698 S.

References

Biblia germanica (1485) T. 1. Strassburg: [Johann Grüninger]. (in Latin) Biblia germanica (1494). Lübeck: Steffen Arndes. (in Latin)

Bobrova, E. I. (comp.) (1963) Katalog inkunabulov [Catalog of Incunabula]. Moscow; Leningrad: Nauka Publ. (in Russian) Breviarium Praemonstratense (1490). [Strassburg: Johann Grüninger]. (in Latin)

Die Chronica van der hilliger Stat van Coellen (1499). Köln: Johann Koelhoff, der Jungere, S. Bartolomaeus Abend. (in German) Gorbacheva, L. M. (2000) Kostium srednevekovogo Zapada: ot natel'noi rubakhi do korolevskoi mantii [The Costume of the Medieval West: from Underwear to Royal Robes]. Moscow: GITIS Publ. (in Russian) Heurs à l'usage de Paris (1498). [Paris : Étienne Jehannot]. (in French)

Hieronymus (1497). Vitae sanctorum, partum. Augsburg: Johann Schönsperger, am fritage vor Sant Veitz tag. (in Latin) Hortus sanitatis [= Le jardin de santé] (1500). Paris: Antoine Vérard, pp. 1-2. (in Latin)

Klein, R. (1950) Lexikon der Mode: drei Jahrtausende europäischer Kostümkunde: mit 980 zweifarbigen Zeichnungen von M. Riederer. Baden-Baden: Woldemar Klein Verlag. (in German)

Leonhard, W. (1978) Das grosse Buch der Wappenkust: Entwicklung, Elemente, Bildmotive, Gestaltung. 2., dutchges. u. erw. Aufl. München: Callwey. (in German)

Mertsalova, M. N. (1993) Kostium raznykh vremen i narodov [Costume from Different Times and Peoples]. Vol. 1. Moscow: Akademiia Mody Publ.; Saint Petersburg: Chart pilot Publ. (in Russian)

Norris, H. (1999) Medieval Costume and Fashion. Mineola; New York: Dover Publ.

Petrarca, F. (1490) Les apologues [et] fables de Laurens Valle [Online]. [Paris: Antoine Vérard]. Available at: https://www.loc.gov/ resource/rbc0001.2009rQsen0407/?sp (accessed: 6 December 2021). (in Latin)

Quicherat, J. (1875) Histoire du costume en France depuis temps les plus reculés jusqu'a la fin du XVIIIe siècle: ouvrage contenant 481 gravures dessinées sur bois d'après les document authentiques par Chevignard, Pauquet et P. Sellier. Paris: Librairie Hachette et Co. (in French)

Thiel, E. (1968) Geschichte des Kostüms: die europäische Mode von den Anfängen bis zur Gegenwart. Berlin: Henschelverl. Kunst u. Gesellschaft. (in German)

Veis, G. (1877) Vneshnii byt narodov s drevneishikh do nashikh vremen [External Life of Peoples from Ancient Times to Our Times]. Vol. 3. Part 1. Moscow: K. T. Soldatenkov Publ. (in Russian)

Zhabreva, A. E. (2022) 'The French Court Costume of the Last Quarter of the 15th - Early 16th Centuries: According to the Book Illustrations', Vestnik Akademii Russkogo baleta im. A. Ia. Vaganovoi [Bulletin of Vaganova Ballet Academy], 1, pp. 106-126. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.