Научная статья на тему 'КОСТЮМ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV - НАЧАЛА XVI ВЕКА: ПО МАТЕРИАЛАМ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ'

КОСТЮМ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV - НАЧАЛА XVI ВЕКА: ПО МАТЕРИАЛАМ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ / МИНИАТЮРЫ РУКОПИСНЫХ КНИГ / ГРАВЮРЫ ПЕРВОПЕЧАТНЫХ КНИГ / ИСТОРИЯ ФРАНЦУЗСКОГО КОСТЮМА XV-XVI ВЕКОВ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Жабрева А.Э.

В статье рассматриваются миниатюры рукописных и гравюры первопечатных книг, созданных во Франции в конце XV - начале XVI века, выявленные в фондах разных библиотек как в оригинале (Библиотека РАН, Российская национальная библиотека), так и в оцифрованном виде (Национальная библиотека Франции, Библиотека Конгресса и др.), а также по иконографии из публикаций XIX-XX веков. Книги представляют собой совершенно разные по содержанию и назначению сочинения: Книги часов для личного пользования, справочник по лекарственным растениям, перевод сочинений Ф. Петрарки и др., но имеющие в своем составе миниатюры или гравюры с изображениями людей. Часть этих источников рассматривается в связи с историей костюма впервые. Период правления Карла VIII и Людовика XII, ставший переходным временем от высокого Средневековья к Возрождению, отразился на сравнительно быстрой смене форм костюма. Исследование изображений, которыми украшены манускрипты и первопечатные книги, дополняет список уже известных изобразительных источников, расширяет представление о внешнем облике людей разного социального положения и рода деятельности, а также случаях использования того или иного костюма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FRENCH COURT COSTUME OF THE LAST QUARTER OF THE 15TH - EARLY 16TH CENTURIES: ACCORDING TO THE BOOK ILLUSTRATIONS

The article considers manuscript miniatures and engravings of first print books created in France at the end of the 15th - beginning of the 16th centuries. These books were identified from the collections of various libraries both in the original (Russian Academy of science Library, National Library of Russia) and in digital form (National Library of France, Library of Congress etc.), as well as from their publications of the 19th - 20th centuries. The books are completely different in content and purpose of the essay: books of hours for personal use, a handbook on medicinal plants, translations of F. Petrarch’s works, etc., but including miniatures or engravings with people images. Some of these sources are considered in connection with the costume history for the first time. The period of the reign of Charles VIII and Louis XII, which became a transitional time from the High Middle Ages to the Renaissance, was reflected in a relatively rapid change in the costume shape. The study of images that decorate manuscripts and first-print books complements the list of already known pictorial sources. It expands the understanding of the appearance of people of different social status and occupation, cases of using a particular costume.

Текст научной работы на тему «КОСТЮМ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV - НАЧАЛА XVI ВЕКА: ПО МАТЕРИАЛАМ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ»

УДК 75.056(44): 76(44)

КОСТЮМ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРА ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XV - НАЧАЛА XVI ВЕКА: ПО МАТЕРИАЛАМ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Жабрева А. Э.1, 2

1 Библиотека Российской академии наук, Биржевая линия, д. 1, Санкт-Петербург, 199034, Россия.

2 Санкт-Петербургский государственный университет. Факультет искусств. 10-я линия, д. 49, Санкт-Петербург, 199178, Россия.

В статье рассматриваются миниатюры рукописных и гравюры первопечатных книг, созданных во Франции в конце XV — начале XVI века, выявленные в фондах разных библиотек как в оригинале (Библиотека РАН, Российская национальная библиотека), так и в оцифрованном виде (Национальная библиотека Франции, Библиотека Конгресса и др.), а также по иконографии из публикаций XIX-XX веков. Книги представляют собой совершенно разные по содержанию и назначению сочинения: Книги часов для личного пользования, справочник по лекарственным растениям, перевод сочинений Ф. Петрарки и др., но имеющие в своем составе миниатюры или гравюры с изображениями людей. Часть этих источников рассматривается в связи с историей костюма впервые.

Период правления Карла VIII и Людовика XII, ставший переходным временем от высокого Средневековья к Возрождению, отразился на сравнительно быстрой смене форм костюма. Исследование изображений, которыми украшены манускрипты и первопечатные книги, дополняет список уже известных изобразительных источников, расширяет представление о внешнем облике людей разного социального положения и рода деятельности, а также случаях использования того или иного костюма.

Ключевые слова: изобразительные источники, миниатюры рукописных книг, гравюры первопечатных книг, история французского костюма XV-XVI веков.

THE FRENCH COURT COSTUME OF THE LAST QUARTER OF THE 15TH - EARLY 16TH CENTURIES: ACCORDING TO THE BOOK ILLUSTRATIONS

Zhabreva A. E.1, 2

1 The Russian Academy of Science Library (St.-Petersburg, Russia), 1, Birzhevaya line, St. Petersburg, 199034, Russian Federation.

2 St. Petersburg State University, Faculty of Arts, 49, 10th line, St. Petersburg, 199178, Russian Federation.

The article considers manuscript miniatures and engravings of first print books created in France at the end of the 15th - beginning of the 16th centuries. These books were identified from the collections of various libraries both in the original (Russian Academy of science Library, National Library of Russia) and in digital form (National Library of France, Library of Congress etc.), as well as from their publications of the 19th - 20th centuries. The books are completely different in content and purpose of the essay: books of hours for personal use, a handbook on medicinal plants, translations of F. Petrarch's works, etc., but including miniatures or engravings with people images. Some of these sources are considered in connection with the costume history for the first time.

The period of the reign of Charles VIII and Louis XII, which became a transitional time from the High Middle Ages to the Renaissance, was reflected in a relatively rapid change in the costume shape. The study of images that decorate manuscripts and first-print books complements the list of already known pictorial sources. It expands the understanding of the appearance of people of different social status and occupation, cases of using a particular costume.

Keywords: pictorial sources, manuscript miniatures, early printed books engravings, history of the 15th - 16th centuries French costume.

Последняя четверть XV — начало XVI века во французской истории — это переходный период от позднего Средневековья к Новому времени. Этот процесс пришелся на годы правления Карла VIII (1470-1498) и Людовика XII (14621515). Условием восхождения на престол Людовика XII была его свадьба с Анной Бретонской (1477-1514), вдовой предыдущего короля и правительницей Бретани — одного из крупнейших феодальных владений Европы того времени. Внешняя политика Франции последней четверти XV — начала XVI века, направленная на завоевание Италии, не принесла королевству существенных территориальных приобретений, зато в страну приехало много итальянских скульпторов, художников, ученых, садовников, парфюмеров, портных, ювели-

ров, оказавших сильное влияние на культуру, искусство и быт северного соседа.

Конец XV — первая половина XVI века были периодом формирования абсолютной монархии во Франции, внешним выражением которой стал двор во главе с королем и королевой. Именно в это время усилиями Анны Бретонской двору были приданы те пышные формы, которым следовали все последующие правители: строились замки и общественные здания, интерьеры наполнялись изысканной мебелью и утварью, дорогими шпалерами, золотой и серебряной посудой, украшениями, книгами. Были организованы питомники для экзотических растений и вольеры для птиц. Оруженосцы и лучники охраняли замки, которые наполняли слуги, одетые в ливреи из желтого и красного бархата с отделкой горностаем.

Большую роль при дворе играли дамы, образованию и воспитанию которых королева придавала особое значение. По просьбам уважаемых отцов их дочерей принимали ко двору в «Школу для Дам», где воспитывали красивыми, мудрыми и добродетельными. Они занимались вышивкой, ткачеством, музыкой, изучали основы латыни и истории, любили чтение. Общество прекрасных, элегантных и образованных дам способствовало развитию манер и вкусов всего двора [1, р. 137-138]. Сама королева любила рыцарские романы, покровительствовала писателю и поэту Жану Маро (1483-1526) и художнику Жану Бурдишону (1457-1521), создававшим для нее великолепные книги.

Французский двор становился влиятельным центром культуры и искусства. В быту, литературе и разных видах искусства последняя четверть XV и первые пятнадцать лет XVI столетия были периодом перехода от средневековой эстетики и образа жизни к ренессансным, что наглядно отразилось в смене форм костюма и в сосуществовании старых и новых одеяний.

Иллюстрированные рукописные и печатные книги рубежа XV-XVI веков —

источники изобразительной информации по костюму своего времени

Отражением данного исторического процесса стали иллюминованные рукописи, создававшиеся по заказу королей и знати для частного использования или по особым придворным случаям (коронациям и похоронам), а также печатные книги. Наряду с живописными и скульптурными портретами, предметами декоративно-прикладного искусства, книжные миниатюры и гравюры содержат информацию о костюмах своего времени. Более того, количество этих источников позволяет представить достаточно подробно варианты бытовавших одежд, их социальную дифференциацию, особенности церемониальных нарядов и королевских регалий.

Уникальной в своем роде является рукописная книга с описанием второго коронования Анны Бретонской (Waddesdon Manor. Национальный фонд. Великобритания) [2]. На цветных миниатюрах изображены этапы продолжительной

церемонии, интерьеры церковных и дворцовых залов, действия тех или иных лиц во время коронации, шествия и торжественного обеда. Стоит отметить, что сохранилась подобная рукопись с описанием коронования и въезда в Париж королевы Клод (1499-1524), дочери Анны Бретонской и Людовика XII, супруги короля Франциска I (1515-1547) (Национальная библиотека Франции) [3].

Живописные портреты Карла VIII, Людовика XII и Анны Бретонской отразили придворный костюм рассматриваемого времени. Портрет королевы Анны, представляющий собой миниатюру на дереве (1495) кисти придворного художника Жана Перреаля (ок. 1450/1460 — после 1530), предваряющую книжный блок манускрипта из Национальной библиотеки Франции, уже неоднократно публиковался [4, р. 43; 5, с. 79]. На поясном портрете молодая королева запечатлена в платье темно-розового цвета с узкими рукавами и квадратным вырезом. Застежка платья расположена по центру и обработана черной тесьмой. Волосы прикрыты так называемым «бретонским чепцом».

Целый ряд сохранившихся рукописных книг иллюстрировал придворный художник Жан Бурдишон — портретист, выдающийся представитель французской школы книжной миниатюры. Он оформил книги часов для Карла VIII, Людовика XII, Анны Бретонской и ее маленького сына Шарля-Орланда. Наиболее известной из них является «Большая книга часов Анны Бретонской» — иллюминованная рукопись, созданная приблизительно в 1503-1508 гг. (Национальная библиотека Франции) [6]. Кодекс написан на пергамене, включает 49 полностраничных миниатюр с евангельскими сценами и изображениями святых, архангелов, евангелистов, портретами короля и королевы, дам, охотников, занятых сезонными работами крестьян в костюмах рубежа XV-XVI веков. Художник реалистично представил одежды знати, священнослужителей, горожан и простолюдинов, фактуры и узоры тканей, различия в уборе молодых и пожилых женщин, фасоны поясов, завязок и многое другое. Изысканная красота этой рукописи неоднократно привлекала к себе внимание. В частности, французский исследователь книжной миниатюры сотрудник Французского национального архива А. Лесуа де Ля Марш (1839-1897) с восторгом отзывался об этом памятнике и, видимо, впервые определил имя его создателя, опираясь на документ о выплате Бурдишону в 1508 г. вознаграждения за создание книги часов для королевского употребления [7, р. 240-243, 242].

Примерно в 1498-1499 гг. Бурдишон оформил книгу часов для Людовика XII1, в которой, помимо Мадонны, святых и картин календарного цикла, изо-

1 Эта рукопись была разобрана в XVI веке, и долгое время ее судьба оставалась неизвестной. В настоящее время миниатюра с портретом Людовика XII, облаченного в парадные доспехи, находится в Музее Гетти (Лос-Анджелес); часть миниатюр выявлена в разных коллекциях, в том числе в Британской библиотеке. Там же хранится и фрагмент книжного блока. Подробнее о рукописи см.: [8; 9].

бразил короля, в молитвенной позе, облаченным в парадные доспехи и гербовую накидку с королевской символикой Франции. Мастерство художника воспроизвело осязаемый холод металла, блеск золота, невесомость тонких колец на фалангах длинных пальцев.

Руке Бурдишона приписываются также миниатюры из французской рукописи начала XVI века «Стихотворные послания Людовика XII и Анны Бретонской» [10]2, составленной во время итальянского похода короля (Российская национальная библиотека). Рукопись, заказанная, как предполагается, самой королевой, представляет собой кодекс ин-кварто, написанный на пергамене; он включает 112 листов, в том числе 11 полностраничных миниатюр с портретами короля и королевы, аллегорическими изображениями, сценкой из жизни крестьян. Отношения Людовика XII и Анны Бретонской считались идеальными, несмотря на большую разницу в возрасте. Нежные отношения королевской четы отражены в книжных миниатюрах из «Стихотворных посланий». Как исторические источники они бесценны изображениями повседневного быта, интерьеров, утвари, костюмов. Миниатюры опубликованы в ряде изданий, раскрывающих фонды Российской национальной библиотеки [12; 13].

Еще одна рукопись, иллюстрированная Бурдишоном около 1508 г., — «Генуэзский поход» (Национальная библиотека Франции) [14] — стихотворное описание победоносной осады Генуи Людовиком XII в 1507 г. Жана Маро. Миниатюры изображают отдельные эпизоды битвы, торжественный въезд короля в город, сцены из жизни генуэзцев, где представлены итальянские костюмы. Особое внимание в книге привлекают роскошные парадные доспехи короля, его шлем с огромным султаном из белых перьев и убранство коня, занимающие главное место на миниатюре с изображением въезда Людовика в Геную. На выход-

2 Рукопись «Epistres en vers françois dediees a Anne de Bretagne et Louis XII» в литературе фигурирует под разными названиями, например, «Письма королевских поэтов» [5, с. 33], «Рукопись Fr. F.V.XIV.8 из Санкт-Петербурга» [11]. Манускрипт представляет собой сборник стихов, имитирующих переписку короля и королевы. Подробную характеристику этой рукописи см.: [11].

Илл. 1. Жан Маро вручает свою книгу «Генуэзский поход» Анне Бретонской. Выходная миниатюра из рукописи «Le Voyages de Gênes» [14]

ной миниатюре манускрипта изображена Анна Бретонская, коленопреклоненный автор, вручающий ей книгу, дочь Клод, придворные (илл. 1).

Существуют несколько экземпляров рукописной книги с описанием торжественного погребения Анны Бретонской [15], отличавшегося невиданной пышностью и продолжительностью [4, p. 95-96]. Впервые в истории по поручению Людовика XII книга в срочном порядке была изготовлена в нескольких экземплярах. Их вручали высокопоставленным участникам печальной церемонии, рассылали к европейским дворам. Церемония сделалась образцом для похорон всех королей и королев Франции, а сама книга — образцом для подобных изданий. Характеристика одного из экземпляров дана Хеленой М. Блём [16], описание миниатюр приведено в публикации французского историка Эмиля Габори (18721954) [17]. Рукопись содержит семь миниатюр. На первой из них изображена скончавшаяся королева, лежащая на парадной кровати в замке Блуа, облаченная в «grand robe» (т. е. в «королевском сюрко»3) и корону, прикрытая горностаевой накидкой, рядом положены ее регалии (скипетр и «рука правосудия»). Вокруг почившей в черных траурных одеждах стоят мужчины и женщины, произносящие молитвы. На второй миниатюре королева представлена лежащей в гробу, вокруг нее скорбящие; на третьей изображен зал, затянутый черным бархатом, королева покоится на кровати, в ее руках королевские регалии (илл. 2); на четвертой представлена церковь в Блуа; на пятой — прибытие процессии из Блуа в Париж, королеву заменяет манекен, исполненный Жаном Перреалем; на шестой — гроб с телом королевы, установленный в соборе Нотр-Дам; на седьмой — гроб в Базилике Сен-Дени [17, с. 102].

Ценность имеют и другие иллюминованные рукописные и печатные книги рассматриваемого периода. На иллюстрациях — короли, королевы, круп-

3 «Королевским сюрко» принято называть женскую верхнюю одежду без рукавов и боковин, ее юбка держится на плечиках лифа, от которого оставлены лишь центральные части на груди и на спинке. Эти детали так же, как и подол юбки, отделывались мехом горностая. «Королевское сюрко» бытовало с XIV века и до начала XVI века оставалось официальной одеждой королев [18, с. 205, 536; 19, с. 200].

Илл. 2. Изображение покойной королевы Анны Бретонской, облаченной в «королевское сюрко». Миниатюра из рукописи «Commémoration et advertissement de la mort de...

Madame Anne...» [15]

ные сановники, горожане, ремесленники в присущих им одеждах и головных уборах. Среди них интересны книги, имеющие выходные миниатюры или гравюры с изображением момента вручения подносного экземпляра высокопоставленному лицу. Удалось выявить несколько французских инкунабул различного содержания, имеющих такие иллюстрации. Изображения Карла VIII, его супруги, двора и небесных покровителей помещены в книге «La legend dorée» французского переписчика книг, издателя и книгопродавца Антуана Верара (работал в 1485-1512 гг.)4. Книга «Epitres de Рис. 3. Издатель Антуан Верар преподносит Saint Paul», также изданная Вераром, книгу некоему святому. содержит гравюру на дереве с изобра-

фронтиспис [21, p. Aii.] жением Анны Бретонской, ее при-

дворных и самого издателя [20, вкл. между с. 292 и 293]. Выходная миниатюра с изображением этого же издателя, преподносящего переводы стихов Ф. Петрарки неизвестному лицу (судя по нимбу над головой, причисленному лику святых), помещена в издании 1490 г. (Библиотека Конгресса) [21] (рис. 3).

Такая же гравюра обнаружена на обороте титульного листа издания «Hortus sanitatis», представляющего собой перевод на французский язык латинского трактата «Сад здоровья» (Библиотека РАН) [22]. На гравюре представлены сразу несколько вариантов мужских костюмов конца XV века. Издатель одет в длинную робу с меховым шалевым воротником и длинными свободными рукавами; головной убор он снял и придерживает его локтем левой руки. Человек, изображенный позади него, похож на итальянца. Он облачен в длинное платье с глухим воротом и разрезом спереди, с узкими рукавами, с ремнем на талии; на нем невысокая плоская шапочка без украшений. Длинное платье человека, вероятно, зажиточного горожанина, стоящего по левую руку от Верара, кажется отставшим от моды. У него глухой ворот, откинутый на спину воротник, застежка на пуговицы в верхней части груди, глубокие боковые

4 «Золотая легенда» (лат. Legenda aurea или Legenda sanctorum) — собрание жизнеописаний, широко известное и часто издаваемое сочинение в позднесредневековой Европе. Указанная миниатюра опубликована в черно-белом исполнении [20, il. between p. 65 и 66.] и в цвете [4, p. 57].

разрезы подола, ремень с прикрепленной к нему сумкой-кошелем треугольной формы. Его головной убор с округлой тульей, поднятыми кверху полями, украшенными пером, отличается от других шапок с плоскими тульями и высокими околышами.

Значение книжных миниатюр как ценного изобразительного источника оценил еще историк, археолог Жюль Этьен Жозеф Киш-ра (1814-1882), использовавший их как основной источник в своей фундаментальной работе по истории французского костюма [23]. Рассматриваемый отрезок истории проиллюстрирован целым рядом черно-белых контурных рисунков с миниатюр, выявленных среди манускриптов Национальной библиотеки Франции. Отдельным разделом время Карла VIII и Людовика XII представлено и в сочинении Ари Ренана (18571900) [24], где также приведены материалы книжных миниатюр, но уже заимствованные из сочинений других авторов. Миниатюры из книги «Четыре сословия общества» (Библиотека Школы изящных искусств, Париж), выполненные Бурдишоном, использованы отечественным историком костюма М. Н. Мерцаловой для характеристики французских костюмов рассматриваемого времени [18, с. 364-369].

Миниатюры и гравюры наряду с другими материалами публиковались в изданиях, посвященных истории Франции в целом и данному времени в частности. Так, некоторые изображения из книги Поля Лакруа (1806-1884) [20] — это черно-белые контурные рисунки в тексте и высококачественные цветные воспроизведения оригиналов на вклеенных листах (илл. 4).

Много иллюстраций из редких книг рубежа ХУ-ХУ! века. помещено в альбоме-каталоге, приуроченном к выставке, посвященной 530-летию со дня рождения Анны Бретонской в Замке бретонских герцогов — Музее истории г. Нанта в 2007 г. [4].

Рукописные книги из собрания Анны Бретонской, находящегося в настоящее время в Национальной библиотеке Франции, неоднократно привлекали к себе внимание. Например, диссертация американского исследователя К. Мишель Хирни [25] полностью построена на изучении текстов и миниатюр трех рукописей: «Описание коронования и въезда в Париж Анны Бретонской»,

Илл. 4. Людовик XII перед Bonne Fortune с королевой Анной,

их дочерью Клод, с придворными и дамами. Миниатюра из манускрипта [20, ins. p. 280-281]

«Жизнеописание известных женщин» и «Генуэзский поход».

Возможности книжной миниатюры как изобразительного источника еще далеко не исчерпаны. Это особенно заметно в наши дни, когда появилась возможность знакомиться не только с оригиналами манускриптов и первопечатных книг, но и с опубликованными в высоком разрешении копиями редких изображений в альбомах и каталогах, а также удаленно изучать оцифрованные книжные сокровища библиотек разных стран.

Мужской костюм конца XV — начала XVI века

В конце XV - начале XVI века мужчины прикрывали нижнюю половину тела короткими калесонами с брагетом (caleçon à braguette), о-де-шосс (le haut-de-chauses) и ба-де-шосс (les bas-des-chausses). Эти три детали заменили бытовавшие прежде брэ и длинные шоссы. Ба-де-шосс (чулки) могли отличаться цветом, даже быть сшитыми из разных по цвету полос. Свита Людовика XII носила оранжевые и желтые чулки, их о-де шосс были из желтого и красного бархата [23, с. 345]. Эти золотисто-оранжево-красные цвета хорошо просматриваются на миниатюрах.

На сорочку надевался пурпуэн — верхняя одежда с отрезным облегающим лифом и баской в виде юбки. Он мог быть с рукавами и без них. В алом пур-пуэне с длинными рукавами Людовик XII запечатлен на миниатюре из «Стихотворных посланий»: разрез одежды затянут черными шнурками с золотыми наконечниками, пышные в верхней части рукава от локтя до запястья сильно заужены и застегнуты на четыре мелкие пуговки. Плечо украшено парными шнурками, которыми, по всей вероятности, рукава прикреплены к лифу. Безрукавные пурпуэны надевались поверх лат. Они служили отличительным знаком рыцаря и дополнительным украшением парадных доспехов, как это можно видеть на миниатюрах из «Генуэзского похода».

Во времена Карла VIII на смену упеляндам пришли робы. Эти свободные распашные верхние одежды шились длиной по щиколотку, до полу и даже длиннее. Их рукава могли быть узкими или свободными, прямоугольной или треугольной формы. Они делались с такими большими разрезами, что в них можно было пропустить руку. Особенно нарядными были королевские робы: сшитые из драгоценных тканей, с длинными, волочащимися по полу подолами, подбитые и опушенные дорогим мехом. Эти одежды использовались для особых церемоний, например, при коронации (как показано на миниатюрах рукописи с описанием въезда и коронации Анны Бретонской). Эстетика позднего Средневековья подразумевала моложавый вид, стройную фигуру, длинные ноги, тонкую талию, поэтому знатные господа надевали под одежды род бархатного корсета с вставками из стальных полос, на ноги — остроносую обувь, отпускали длинные волосы и гладко брились.

Робы были универсальной одеждой, бытовавшей не только среди аристократов, но и горожан. В них, например, облачены издатели, подносящие свои работы королеве (см. илл. 3). В коричневой длинной робе на черном меху, с широкими рукавами, имеющими большие разрезы от плеча до локтя, представлен Жан Маро, подносящий королеве Анне свою книгу «Генуэзский поход». Наряд придворного поэта, очевидно, более смелый и модный (его черный пурпуэн имеет большой вырез, позволяющий видеть край присборенной белоснежной сорочки), сильно отличается от консервативного облика стоящих поодаль придворных, одетых в робы разной длины с вертикальной застежкой и глухим воротом (см. илл. 1).

К 1510-м годам на смену робам пришли шамарр — сравнительно широкие, но менее длинные (сначала по щиколотку, а зачем и чуть ниже колена) одежды с рукавами разных форм (илл. 5).

Шамарр тоже подбивались мехом, их рукава имели разрезы и могли откидываться. Но они не приталивались и не подвязывались. Их силуэт уже был иным: более широким и свободным, даже массивным (глубокие складки усиливали этот эффект), придающим мужской фигуре дородность и даже некоторую полноту, что соответствовало эстетике Нового времени. Такую одежду, сделанную из черного бархата на собольем меху, изобразил Бурдишон на плечах придворного сановника, стоящего перед троном королевы на одной из миниатюр «Стихотворных посланий».

К концу правления Карла VIII головные уборы приобрели форму больших круглых шапок с плоскими или немного скругленными тульями и поднятыми вверх полями. Спереди или сбоку к ним прикреплялись перья или золотой аграф (см.: илл. 3). Затем головные уборы несколько уменьшились, стали более плоскими, их единственным украшением оставался аграф (см.: илл. 4; 5). На раскрашенных миниатюрах эти шляпы бывают красного или черного цвета, у слуг — коричневого цвета разных оттенков.

Длинные носки обуви, как указывал историк материальной культуры Герман Вейс (1822-1897), с 1480 г. сменились короткими и широкими, а с 1500 г. сделались очень широкими и стали дополняться ремешком на щиколотке [26,

Илл. 5. Аристократ в конце правления Людовика XII. Миниатюра из манускрипта [23, р. 345]

с. 80]. Они назывались «лапы» (pattes), на миниатюрах изображались обычно черным цветом [23, p. 345] (см.: илл. 4; 5).

На раскрашенных иллюстрациях видно, что отдельные детали костюма бывали разных расцветок, да и сами делились по вертикали и горизонтали (mi-parti). Пестрота была особенно во вкусе молодых людей и солдат и даже была введена в костюм слуг, например, пажи Анны Бретонской были одеты в платье ми-парти из желтых и черных тканей [23, p. 345].

В жизни французского двора костюм играл не только роль маркера социального статуса человека, но и создавал определенный фон для короля и королевы, придавал пышность придворным церемониям. Регалией короля в то время была орденская цепь, составленная из раковин-гребешков, соединенных шнурами, завязанных бантиками. Этот придворный рыцарский орден Св. Михаила был установлен еще Людовиком XI (1423-1483) в 1469 г. Его цепь неоднократно изображалась на груди Карла VIII и Людовика XII, в том числе на книжных миниатюрах.

Другой особенностью придворного наряда были короткие гербовые накидки (tabard), надевавшиеся поверх обычного платья, доспехов или даже монашеского облачения в особых случаях. Гербовые накидки использовались как королем и высшей аристократией, так и их оруженосцами, герольдами, слугами. Накидка в цвете французского герба изображена на плечах Людовика XII в одной из миниатюр из написанной для него книги часов. На рисунках из описания похорон Анны Бретонской представлены накидки, символизирующие двойную власть усопшей королевы: передняя и задняя полость плаща, а также каждый рукав разделены надвое по вертикали, на левой стороне по лазурному фону — золотые французские лилии (герб Франции), на правой — по серебряному фону рядами размещены символические черные горностаевые шкурки (герб Бретани). Сдвоенные гербы размещены по всему павильону, где на смертном одре покоится королева (см.: илл. 2).

Женский костюм рубежа XV-XVI веков

Женский костюм рассматриваемого периода состоял из следующих предметов: домашние туфли, башмаки, чулки, сорочка, повседневное платье (котт), верхнее парадное платье (роб), пояс, косынка (горжет), воротник, головной убор. Наиболее детальные сведения об этом приведены в упомянутой работе Кишра, где иллюстрации почерпнуты из рукописей рубежа XV-XVI века, а названия предметов одежды — из стихотворной поэмы Оливье де ла Марша (1425/1426-1502). Обратим внимание на те предметы, которые можно рассмотреть на книжных иллюстрациях.

Так, на приведенной Кишра картинке, относящейся к 1488 г., изображена занятая своим туалетом дама. Ее платье (cotte), пока еще цельнокроеное, спе-

реди имеет широкий и глубокий вырез, позволяющей надеть его через бедра (илл. 6).

По краям выреза расположены отверстия для шнура (lacet), затянув который, женщина получала узкую, облегающую стан, верхнюю часть платья и свободную, расклешенную с помощью клиньев, нижнюю. Вертикальный шов по центру груди, обшитый черной тесьмой, отчетливо виден на вышеописанном портрете Анны Бретонской и на миниатюре «Людовик XII с королевой Анной, их дочерью Клод, с придворными и дамами перед Фортуной» (манускрипт Национальной библиотеки Франции) (см.: илл. 4). Одна из дам в этой групповой сцене изображена со спины, благодаря чему хорошо видно, что платье-котт и сзади имело прилегающий к телу лиф, а тяжелая юбка с небольшим шлейфом заложена глубокими складками.

Юбка котт в конце XV и в начале XVI века была довольно широкой и очень длинной, но в 1510-е гг. она укоротилась до пяток. Сверху повязывался кушак, к которому крепили ножик, кошелек, коробочку для булавок и другие дамские мелочи. Вниз, под шнуровку котт, накладывали воротник особого рода (collier) из алой ткани. Поверх же накидывалась косынка (gorgerette) из полупрозрачной материи или надевался воротничок в виде полосы плотной ткани (pièce), прикрывавший плечи и грудь [23, p. 336].

Верхнее парадное платье (robe) имело плоский прилегающий корсаж с квадратным глубоким декольте, оставлявшим видным край косынки и воротника. Платье имело очень широкие рукава, часто с меховой отделкой, юбка шилась из большого количества ткани, длиной гораздо длиннее, чем до пола, что заставляло подбирать ее на бедра с помощью тесемок и закрепов, как показано на некоторых миниатюрах. Выходные платья шились из парчи с крупным золотым узором по пунцовому фону, рукава отделывались горностаем или соболем. На талию привязывали пояс, к которому крепились четки. В роб из драгоценной золотой ткани одета королева на выходной миниатюре Большой книги часов Анны Бретонской. Отвороты рукавов выполнены из богатого коричневого меха. В других источниках королева запечатлена в алых, желтых, малиновых платьях.

К 1500 г., как указал Кишра, появились первые платья-роб, разрезные от подола до талии, а их длина уменьшилась до пола [23, p. 337]. Но, судя по изо-

D.iiac vu colli! л j-a loiletli', daj'ri'r- te иь, tarifais it* £151 do ];l MitUilNúiJUC UnltMUflki.

Илл. 6. Дама, одевающая котт. Миниатюра из манускрипта [23, p. 335]

бражениям на миниатюрах из «Стихотворных посланий», «Генуэзского похода» [4, р. 89; 12, р. 248; 13] и других рукописей и печатных книг, такая распашная юбка была привилегией только королевы Анны. Ни одна другая дама, даже ее дочери, не запечатлены в разрезных робах. Можно предположить, что эта исключительная форма юбки изначально делалась для облегчения движений королевы, имевшей одну ногу короче другой. В период правления Франциска I разрезная юбка станет неотъемлемой частью парадного дамского костюма.

Исследователи отмечали скромность повседневных нарядов Анны Бретонской и то, что дамы, желавшие ей угодить, носили такие же [23, р. 338]. Сложилась даже своеобразная придворная униформа, хорошо заметная на миниатюрах. Дамы и девицы из свиты королевы представлены на книжных иллюстрациях одетыми в серые, сиреневатые, коричневые, оранжевые, желтые платья. Их декольте обрамлены узкими белыми полосами и прикрыты более или менее широкими воротниками из черного сукна или бархата. Широкие отвороты рукавов их платьев обычно черного или белого цвета.

При дворе королевы Анны непременным головным убором был «бретонский чепец» (также «темплет», «шаперон», «куаф»). Он состоял из двух деталей: собственно чепца, отделанного вокруг лица полосой белоснежной ткани, и черного бархатного или суконного покрывала, облегавшего голову и спускавшегося к плечам и на спину. Покрывало вдоль переднего края окаймлялось галуном или ювелирными розетками с вставками из драгоценных камней. Когда Анна Бретонская во время первого вдовства надела черную вуаль, то эта деталь вошла в моду среди придворных дам, а затем и богатых горожанок [26, с. 88]. В таком сложном головном уборе с наколкой, свешивающейся на лоб и ниспадающей на затылок, королева представлена на двух миниатюрах манускрипта «Хвала Богоматери» [27] (Национальная библиотека Франции) (илл. 7). Такой же убор видим на ее портрете из «Стихотворных посланий» [12, р. 248].

Таким был женский костюм конца XV - первого десятилетия XVI века, запечатленный на многих иллюстрациях вышеназванных рукописных и печатных книг.

Илл. 7. Анна Бретонская

перед Девой Марией. Миниатюра из рукописи [27, р. 6]

Исключением из общего правила были те особые события, когда Анна Бретонская надевала «королевское сюр-ко». В подобном наряде она изображена на выходной миниатюре книги «Похвалы Людовику XII» (Национальная библиотека Франции)5 (илл. 8).

Конечно, ее сюрко изображено стилизовано. Ткань юбки орнаментирована золотыми королевскими лилиями, равномерно расположенными на лазоревом фоне. Из такой же ткани выполнена мантия, закрепленная на плечах. Горностаевый мех виден на пластроне сюрко, широких рукавах котт и подкладке мантии, подвернутой на колени. Насколько в реальной жизни использовался этот костюм, бытовавший во времена матери Анны Бретонской, пока не ясно. Видимо, иллюстратор книги уже не видел настоящего «королевского сюрко», а следовал полувековой традиции изображать королеву в подобном наряде. Он также

увенчал символической короной ее бретонский чепец. Похожим образом одета королева и на выходной миниатюре рукописи «Trésors de l'âme» [4, p. 41]. Архаичность наряда королевы в обеих книгах контрастирует с платьями стоящих рядом придворных дам, соответствующими моде начала XVI века.

Великолепные образцы «королевского сюрко» представлены в «Большой книге часов Анны Бретонской». Однако в них облачена не королева, а Святая Екатерина. Конечно, одевая Святую в королевский наряд, Бурдишон хотел подчеркнуть значимость ее образа, но сегодня это выглядит как визуальное разделение современных ему и евангельских персонажей (подробнее см.: [19, с. 200]). В королевском сюрко Анна Бретонская изображена на смертном одре в миниатюрах рукописи с описанием ее похорон, и очевидно, что именно так она была облачена в действительности. В таком же наряде Анна изображена на скульптурном портрете в Сен-Дени.

Илл. 8. Клод Сессил вручает королеве Анне Бретонской книгу «Lounanges u roy Louis XII de ce nom», которую она заказала. Фронтиспис издания 1508 г. [20, p. 449]

5 Миниатюра на пергамене из книги «Louanges du roy Louis XII de de nom: miniature de dédicace montrant l'auteur Claude de Seyssel donnant son ouvrage à sa commanditaire Anne de Bretagne» (ок. 1508) опубликована в изд.: [4, p. 177, il. no 112].

Голубой пояс, хорошо заметный на цветных миниатюрах, был особым символом королевы, как и цепь Ордена Св. Михаила была регалией короля [4, p. 57]. Мотив шнура, или веревки (corde, кордельер), служившей поясом монахам-францисканцам, появился в Бретани во времена герцога Франциска I (1414-1450), деда Анны Бретонской. Он украшал интерьеры, щиты, книги бретонских герцогов и стал персональным знаком герцогини. Анна, уже став французской королевой, продолжала носить этот пояс, прикрепляя к нему длинные четки. На одной из миниатюр можно видеть небольшие черные пояски, подчеркивающие талии придворных дам. Возможно, они служат знаками того, что эти дамы удостоены чести быть принятыми в Орден шнура, или Орден опоясанных дам, основанного Анной Бретонской для высоконравственных дам из своего окружения. Впоследствии термин «кордельер» стали использовать для обозначения богатого украшения в виде длинной золотой цепочки, обвивавшей талию и спускавшейся почти до подола юбки [28, с. 206; 29, p. 174]. Такая драгоценность бытовала в аристократическом костюме всего XVI века. Излюбленным украшением женщин были золотые цепочки разной длины и форм.

Источников не бывает много...

Время правления Карла VIII и Людовика XII, объединенных незаурядной личностью Анны Бретонской, совпало с переходным периодом от Средневековья к Новому времени. Это заметно как в политической жизни, так и в культуре и искусстве. Зримо этот процесс проявился и в костюме, ведь практически при жизни одного поколения существенно изменились силуэты мужских и женских одежд, головных уборов, обуви. От чисто средневековых удлиненных, зауженных костюмов, длинноносых туфель произошел поворот к нарядам, зрительно расширявшим мужскую фигуру. Женские головные уборы совершенно видоизменились уже к началу рассматриваемого периода: они сделались низкими, частично стали открывать волосы. Костюм дам из аристократической среды начал приобретать элементы каркасного: лиф стал делаться более жестким и плотно охватывать торс, окончательно отделился от юбки, тогда как она еще сохраняла глубокие складки и небольшой шлейф. Талия вернулась на естественное место. Завершение формирования нового силуэта произойдет уже во времена царствования Франциска I.

Рассмотренные иллюстрации, число которых значительно больше, чем удалось представить в рамках одной статьи, подробно и разнообразно показывают костюм французского двора последней четверти XV — начала XVI века. Черно-белые изображения дают представление о силуэте в целом и об отдельных деталях: элементах отделки, глубине складок, форме декольте, а порой помогают понять расположение швов и места стыковок деталей. Цветные ил-

люстрации показывают излюбленные расцветки того времени, отражающие символику цветов: лазоревый цвет французского герба, золотой и красный цвета верховной власти; глубокий коричневый цвет соболя и черные хвостики горностая на белом фоне как отличительные элементы костюма знати. Характерная для рубежа веков яркость одежд французского двора часто контрастирует с черными и черно-белыми одеяниями монахов и монахинь, которые вносят мрачноватые ноты в придворные церемонии.

Несмотря на то, что изучение миниатюр и гравюр как изобразительного источника для истории костюма берет начало еще во второй половине XIX века, вновь обнаруженные изображения, которых никогда не бывает слишком много, дополняют имеющуюся информацию. Очевиден вывод о том, что миниатюры рукописных и гравюры первопечатных книг дают интересный материал по истории французского костюма. Как уже известные, так и вновь выявленные в данной статье, эти изобразительные материалы отражают костюм, бытовавший во время создания этих книг. Они могут не только служить источником для историка костюма, но и стать подспорьем для художника театра и кино.

ЛИТЕРАТУРА

1. Bertière S. Les reines de France au temps des Valois. [Pt. 1] "Le beau XVIe siècle". Paris: Editions de Fallois, 1994. 417 р.

2. Description du couronnement et de l'entrée à Paris d'Anne de Bretagne: manuscript / Maître de la Chronique scandaleuse. Paris. Vers. 1505.

3. Sacre, couronnement et entrée de Claude de France: manuscript / enlumineur: Maître des Entrées parisiennes. Paris, 1517. A+58 f. [Электронный ресурс]. URL: https:// gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10026508t/f45.item.r=Anne%20de%20Breton (дата обращения: 08.12.2021).

4. Anne de Bretagne: une histoire, un myth. Paris: Somogy, éd. d'art [etc.], 2007. 206 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кудрикова С. Ф. Франция, XV-XVIII века: биогр. слов. СПб.: Азбука-классика, 2010. 592 с.

6. Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne: manuscript / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, 1505-1510. 238 f. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b52500984v/f1.image.double (дата обращения: 02.08.21).

7. Lecoy de la Marche A. Les manuscrits et la minianure. Paris: Alcid Picard, s. a. 1890. 357 p.

8. A masterpiece reconstructed: The Hours of Louis XII: catalog of an exhibition held at the J. Paul Getty Museum, Oct. 18, 2005 - Jan. 8, 2006, and at the Victoria a. Albert Museum, Feb. 2 - May 1, 2006 / ed. by Th. Kren, M. Evans, essays by J. Backhouse,

Th. Kren, N. Turner, M. Evans. Los Angeles: London: Getty Publications, British Library, 2005. 9 p. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/booksPid =rh02AgAAQBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=true (дата обращения: 06.12.2021).

9. Backhouse J. Bourdichon's 'Hours of Henry VIII' // The British Museum Quarterly. 1973. Vol. 37, № % (Autumn). P. 95-102.

10. Epistres en vers françois dediees a Anne de Bretagne et Louis XII: manuscript / J. Lemaire de Belges, F. Andrelibni etc. / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, vers. 1512. 112 f.

11. Маршандис А., Дюмон Д. Рукопись FR. F. V. XIV, 8 из Российской Национальной библиотеки Санкт-Петербурга: литературный и исторический анализ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2013. № 3 (33). С. 33-51.

12. Voronova T. P., Sterligov A. Western European illuminated manuscripts of the 8th to 16th centuries in the National Library of Russia, St. Petersburg: France, Spain, England, Germany, Italy, The Netherlands / Ed. M. Grigorieva; transl. M. Faune. Bournemouth: St. Petersburg: Parkstone, Aurora, 1996. 287 p.

13. French miniatures 13th-16th centuries = Французская миниатюра XIII-XVI веков: набор откр. / Гос. публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина; авт.-сост. Т. Воронова. Л.: Аврора, 1984. 1 л. обл., 16 откр.

14. MarotJ. Le Voyage de Gênes: manuscrit / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, vers 15071508. A-C + 44 f. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/ btv1b8427230m/f1.planchecontact (дата обращения: 09.12.2021).

15. Commémoracion et advertissement de la mort de... Madame Anne, deux foiz royne de France, duchesse de Bretaigne...; complainte que fait [Pierre Choque, dit] Bretaigne: manuscript. Paris, 1514. 66 f. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/btv1b10308875d (дата обращения: 07.12.2021).

16. Bloem H. M. The processions and decorations at the royal funeral of Anne of Brittany // Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance. 1992. T. 54, No. 1. P. 131-160. URL: https://www.jstor.org/stable/20679245 (дата обращения: 20.11.2021).

17. Gabory É. Iconography d'Anne de Bretagne // Bulletin de la Societe Archeologique et Historique de Nantes et de la Loire-lnferieure. 1936. V. 76. P. 93-103.

18. Мерцалова М. Н. Костюм разных времен и народов: в 4 т. М.: Акад. моды; СПб.: Чарт пилот, 1993. Т. 1. 543 с.

19. Жабрева А. Э. Меха, перья и цветы в европейском средневековом костюме: по материалам миниатюр рукописей // Stratum plus. 2021. № 5. C. 195-205.

20. Lacroix P. Louis XII et Anne de Bretagne: chronique de l'histoire de France, ouvrage illustré. de 14 chromolithographies, 15 grandes gravures hors texte et d'environ 200 dessins dans le texte d'après les originaux de l'époque. Paris: G. Hurtrel, 1882. IV, 644 p. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k62369897. texteImage (дата обращения: 09.12.2021).

21. Petrarca F. Les apologues [et] fables de Laurens Valle. Paris: Antoine Vérard, ca. 1490. [36] l. [Электронный ресурс]. URL: https://www.loc.gov/resource/ rbc0001.2009rosen0407/?sp (дата обращения: 06.12.2021).

22. Hortus sanitatis [= Le jardin de santé]. Paris: Antoine Vérard, [s.l. (не ранее 1500). P. 1-2.

23. QuicheratJ. Histoire du costume en France depuis temps les plus reculés jusqu'a la fin du XVIIIe siècle: ouvrage contenant 481 gravures dessinées sur bois d'après les document authentiques par Chevignard, Pauquet et P. Sellier. Paris: Librairie Hachette et Co, 1875. 680 p.

24. Renan A. Le costume en France. Paris: Ancienne Maison Quantin, Librairies-imprimeries reunites, 1890. 274 p.

25. Hearne K. M. Anne de Bretagne (r. 1491-1514): images of medieval queenship in early modern France: dissertation ... doctor of Philosophy in Art History in the Graduate School of Binghampton University [Электронный ресурс] / State University of New York. New York, 2002. 378 p. UMI number: 3074488. URL: https://www.proquest. com/pqdtglobal/docview/305434631/D91B3B8B957F45C5PQ/1?accountid=28464 (дата обращения: 12.08.21).

26. Вейс Г. Внешний быт народов с древнейших до наших времен: в 3 т. / пер. c нем.: В. Чаева. М.: К. Т. Солдатенков, 1879. Т. 3. Ч. 1. 450 с.

27. Vérard A. Louenges a Nostre Dame: manuscript / enlumineur: Maître de la Chronique scandaleuse. Paris, vers 1505-1510. [4]+35 ff.+[1] Bibliothèque nationale de France. [Электронный ресурс]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/ btv1b8529691j?rk=21459;2 (дата обращения: 16.12.2021).

28. Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб: Литера, 1997. 416 с.

29. Bradley C. G. Western world costume: an outline history. London: Peter Owen Ltd, 1954. 451 p.

REFERENCES

1. Bertière S. Les reines de France au temps des Valois. [Pt. 1] "Le beau XVIe siècle". Paris: Editions de Fallois, 1994. 417 r.

2. Description du couronnement et de l'entrée à Paris d'Anne de Bretagne: manuscript / enlumineur: Maître de la Chronique scandaleuse. Paris. Vers. 1505.

3. Sacre, couronnement et entrée de Claude de France: manuscript / enlumineur: Maître des Entrées parisiennes. Paris, 1517. A+58 f. [E4ektronny*j resurs]. URL: https:// gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b10026508t/f45.item.r=Anne%20de%20Breton (data obrashheniya: 08.12.2021).

4. Anne de Bretagne: une histoire, un myth. Paris: Somogy, éd. d'art [etc.], 2007. 206 p.

5. Kudrikova S. F. Franciya, XV-XVIII veka: biogr. slov. SPb.: Azbuka-klassika, 2010. 592 s.

6. Horae ad usum Romanum, dites Grandes Heures d'Anne de Bretagne:

manuscript / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, 1505-1510. 238 f. [E4ektronny*j resurs]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b52500984v/f1.image.double (data obrashheniya: 02.08.21).

7. Lecoy de la Marche A. Les manuscrits et la minianure. Paris: Alcid Picard, s. a. 1890. 357 p.

8. A masterpiece reconstructed: The Hours of Louis XII: catalog of an exhibition held at the J. Paul Getty Museum, Oct. 18, 2005 - Jan. 8, 2006, and at the Victoria a. Albert Museum, Feb. 2 - May 1, 2006 / ed. by Th. Kren, M. Evans, essays by J. Backhouse, Th. Kren, N. Turner, M. Evans. Los Angeles: London: Getty Publications, British Library, 2005. 9 p. [EMektronny'j resurs]. URL: https://books.google.ru/books?id=rh02AgAA QBAJ&printsec=frontcover&redir_esc=y#v=onepage&q&f=true (data obrashheniya: 06.12.2021).

9. Backhouse J. Bourdichon's 'Hours of Henry VIII' // The British Museum Quarterly. 1973. Vol. 37, № % (Autumn). P. 95-102.

10. Epistres en vers françois dediees a Anne de Bretagne et Louis XII: manuscript / J. Lemaire de Belges, F. Andrelibni etc. / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, vers. 1512. 112 f.

11. Marshandis A., Dyumon D. Rukopis* FR. F. V. XIV, 8 iz Rossijskoj NacionaFnoj biblioteki Sankt-Peterburga: literaturny'j i istoricheskij analiz // Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tixonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 3: Filologiya. 2013. № 3 (33). S. 33-51.

12. Voronova T. P., Sterligov A. Western European illuminated manuscripts of the 8th to 16th centuries in the National Library of Russia, St. Petersburg: France, Spain, England, Germany, Italy, The Netherlands / Ed. M. Grigorieva; transl. M. Faune. Bournemouth: St. Petersburg: Parkstone, Aurora, 1996. 287 p.

13. French miniatures 13th-16th centuries = Franczuzskaya miniatyura XIII-XVI vekov: nabor otkr. / Gos. publ. b-ka im. M. E. Salty^kova-Shhedrina; avt.-sost. T. Voronova. L.: Avrora, 1984. 1 l. obl., 16 otkr.

14. Marot J. Le Voyage de Gênes: manuscrit / enlumineur: J. Bourdichon. Tour, vers 15071508. A-C + 44 f. [E^ektronny^j resurs]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/ btv1b8427230m/f1.planchecontact (data obrashheniya: 09.12.2021).

15. Commémoracion et advertissement de la mort de... Madame Anne, deux foiz royne de France, duchesse de Bretaigne...; complainte que fait [Pierre Choque, dit] Bretaigne: manuscript. Paris, 1514. 66 f. [E4ektronny*j resurs]. URL: https://gallica.bnf.fr/ ark:/12148/btv1b10308875d (data obrashheniya: 07.12.2021).

16. Bloem H. M. The processions and decorations at the royal funeral of Anne of Brittany // Bibliothèque d'Humanisme et Renaissance. 1992. T. 54, No. 1. P. 131160. URL: https://www.jstor.org/stable/20679245 (data obrashheniya: 20.11.2021).

17. Gabory É. Iconography d'Anne de Bretagne // Bulletin de la Societe Archeologique et Historique de Nantes et de la Loire-lnferieure. 1936. V. 76. P. 93-103.

18. Merczalova M. N. Kostyum razny*x vremen i narodov: v 4 t. M.: Akad. mody*; SPb.: Chart pilot, 1993. T. 1. 543 s.

19. Zhabreva A. E\ Mexa, per*ya i czvety* v evropejskom srednevekovom kostyume: po materialam miniatyur rukopisej // Stratum plus. 2021. № 5. C. 195-205.

20. Lacroix P. Louis XII et Anne de Bretagne: chronique de l'histoire de France, ouvrage illustré. de 14 chromolithographies, 15 grandes gravures hors texte et d'environ 200 dessins dans le texte d'après les originaux de l'époque. Paris: G. Hurtrel, 1882. IV, 644 p. [E*lektronny*j resurs]. URL: https://gallica.bnffr/ark:/12148/bpt6k62369897. textelmage (data obrashheniya: 09.12.2021).

21. Petrarca F. Les apologues [et] fables de Laurens Valle. Paris: Antoine Vérard, ca. 1490. [36] l. [E*lektronny*j resurs]. URL: https://www.loc.gov/resource/ rbc0001.2009rosen0407/?sp (data obrashheniya: 06.12.2021).

22. Hortus sanitatis [= Le jardin de santé]. Paris: Antoine Vérard, [s.l. (ne ranee 1500). P. 1-2.

23. QuicheratJ. Histoire du costume en France depuis temps les plus reculés jusqu'a la fin du XVIIIe siècle: ouvrage contenant 481 gravures dessinées sur bois d'après les document authentiques par Chevignard, Pauquet et P. Sellier. Paris: Librairie Hachette et Co, 1875. 680 p.

24. Renan A. Le costume en France. Paris: Ancienne Maison Quantin, Librairies-imprimeries reunites, 1890. 274 p.

25. Hearne K. M. Anne de Bretagne (r. 1491-1514): images of medieval queenship in early modern France: dissertation ... doctor of Philosophy in Art History in the Graduate School of Binghampton University [E*lektronny*j resurs] / State University of New York. New York, 2002. 378 p. UMI number: 3074488. URL: https://www.proquest. com/pqdtglobal/docview/305434631/D91B3B8B957F45C5PQ/1?accountid=28464 (data obrashheniya: 12.08.21).

26. Vejs G. Vneshnij by*t narodov s drevnejshix do nashix vremen: v 3 t. / per. s nem.: V. Chaeva. M.: K. T. Soldatenkov, 1879. T. 3. Ch. 1. 450 s.

27. Vérard A. Louenges a Nostre Dame: manuscript / enlumineur: Maître de la Chronique scandaleuse. Paris, vers 1505-1510. [4]+35 ff.+[1] Bibliothèque nationale de France. [E*lektronny*j resurs]. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/ btv1b8529691j?rk=21459;2 (data obrashheniya: 16.12.2021).

28. Andreeva R. P. E*nciklopediya mody*. SPb: Litera, 1997. 416 s.

29. Bradley C. G. Western world costume: an outline history. London: Peter Owen Ltd, 1954. 451 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Жабрева А. Э. — канд. пед. наук, член Союза художников; annazhabreva@mail.ru ORCID 0000-0002-1246-9485

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Zhabreva A. E. — Cand. Sci. (Pedagogy), Member of the St. Petersburg Union of Artists; annazhabreva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.