Научная статья на тему 'СРЕДА МАЛОГО ГОРОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

СРЕДА МАЛОГО ГОРОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среда малого города / профориентация / образовательная среда / воспитательная среда / профессиональное самоопределение / small town environment / career guidance / educational environment / educational environment / professional self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалева М. В.

В данной статье рассмотрена среда малого города, ее потенциал для организации профессионального самоопределения старшеклассников. Данное изучение позволило сделать ряд выводов. Профориентация старшеклассников в малых городах должна учитывать местные особенности и предоставлять им информацию и поддержку, необходимые для осознанного выбора профессии в условиях ограниченного местного окружения. Среда малого города, включающая в себя социокультурные, образовательные и психологические аспекты, является ключевым фактором, определяющим развитие профессионального самоопределения у подрастающего поколения. Особенно острой эта ситуация является для школ малых городов. Актуальность исследования обусловлена тем, что система профориентации в школах малых городов недостаточно приспособлена для подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности, к взаимодействию с различными субъектами, связанными с инфраструктурой малого города, к формированию стремлений связать перспективы деятельности учащихся с развитием местных территорий. Среда малых городов играет важную роль в профориентации школьников, предоставляя возможности для развития творческого потенциала и расширения профессионального кругозора. Важность творческого подхода в профориентации подчеркивается многими авторами. Творческие методы и приемы помогают учащимся лучше понять себя, свои интересы, способности и потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михалева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ENVIRONMENT OF A SMALL CITY IN ORGANIZING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS

this article examines the environment of a small city and its potential for organizing professional self-determination of high school students. This study allowed us to draw a number of conclusions. Career guidance for high school students in small towns should take into account local characteristics and provide them with the information and support necessary to make an informed choice of profession in a limited local environment. The small town environment, which includes sociocultural, educational and psychological aspects, is a key factor determining the development of professional self-determination among the younger generation. This situation is especially acute for schools in small towns. The relevance of the study is due to the fact that the career guidance system in small town schools is not sufficiently adapted to prepare high school students for professional activities, to interact with various entities related to the infrastructure of a small town, and to formulate aspirations to connect the prospects of students’ activities with the development of local territories. The environment of small towns plays an important role in career guidance for schoolchildren, providing opportunities for developing creative potential and expanding their professional horizons. The importance of a creative approach in career guidance is emphasized by many authors. Creative methods and techniques help students better understand themselves, their interests, abilities and potential.

Текст научной работы на тему «СРЕДА МАЛОГО ГОРОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

М. В. Михалева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 108-116. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 1 (97). P. 108-116.

Научная статья УДК 374.3

doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-108-116

СРЕДА МАЛОГО ГОРОДА

В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Марина Владимировна Михалева

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, Mia826@mail.ru, Ьйр8://ога^ о^/0000-0002-0402-1269

Аннотация. В данной статье рассмотрена среда малого города, ее потенциал для организации профессионального самоопределения старшеклассников. Данное изучение позволило сделать ряд выводов. Профориентация старшеклассников в малых городах должна учитывать местные особенности и предоставлять им информацию и поддержку, необходимые для осознанного выбора профессии в условиях ограниченного местного окружения. Среда малого города, включающая в себя социокультурные, образовательные и психологические аспекты, является ключевым фактором, определяющим развитие профессионального самоопределения у подрастающего поколения. Особенно острой эта ситуация является для школ малых городов. Актуальность исследования обусловлена тем, что система профориентации в школах малых городов недостаточно приспособлена для подготовки старшеклассников к профессиональной деятельности, к взаимодействию с различными субъектами, связанными с инфраструктурой малого города, к фор© Михалева М. В., 2024

мированию стремлений связать перспективы деятельности учащихся с развитием местных территорий.

Среда малых городов играет важную роль в профориентации школьников, предоставляя возможности для развития творческого потенциала и расширения профессионального кругозора. Важность творческого подхода в профориентации подчеркивается многими авторами. Творческие методы и приемы помогают учащимся лучше понять себя, свои интересы, способности и потенциал.

Ключевые слова: среда малого города, профориентация, образовательная среда, воспитательная среда, профессиональное самоопределение

Для цитирования: Михалева М. В. Среда малого города в организации профессионального самоопределения старшеклассников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 1 (97). С. 108-116. doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-108-116

Original article

THE ENVIRONMENT OF A SMALL CITY IN ORGANIZING PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH

SCHOOL STUDENTS

Marina V. Mikhaleva

Institute for Education Development Strategy, Moscow, Russia, Mia826@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0402-1269

Abstract. this article examines the environment of a small city and its potential for organizing professional self-determination of high school students. This study allowed us to draw a number of conclusions. Career guidance for high school students in small towns should take into account local characteristics and provide them with the information and support necessary to make an informed choice of profession in a limited local environment. The small town environment, which includes sociocultural, educational and psychological aspects, is a key factor determining the development of professional self-determination among the younger generation. This situation is especially acute for schools in small towns.

The relevance of the study is due to the fact that the career guidance system in small town schools is not sufficiently adapted to prepare high school students for professional activities, to interact with various entities related to the infrastructure of a small town, and to formulate aspirations to connect the prospects of students' activities with the development of local territories.

The environment of small towns plays an important role in career guidance for schoolchildren, providing opportunities for developing creative potential and expanding their professional horizons. The importance of a creative ap-

proach in career guidance is emphasized by many authors. Creative methods and techniques help students better understand themselves, their interests, abilities and potential.

Keywords: small town environment, career guidance, educational environment, educational environment, professional self-determination

For citation: Mikhaleva M. V. The environment of a small city in organizing professional self-determination of high school students. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(1):109-117. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-97-108-116

Малый город — уникальное социальное пространство, которое может предложить особые ресурсы и возможности для профориентации старшеклассников. Это связано с нестандартной образовательной и воспитательной средой, которую обеспечивает малый город, и она может быть использована для успешной организации профориентации. Нередко малые города характеризуются более тесными социальными связями и большим уровнем социальных объединений. Все это может быть полезным для организации профориентационных мероприятий и программ, которые предполагают заинтересованность, начиная от учителей и родителей и заканчивая представителями местных компаний и организаций [1].

В малых городах есть возможность более прямого и тесного общения с профессионалами, представителями различных сфер. Это может помочь учащимся лучше понять специфику различных профессий, узнать о реальных требованиях и перспективах. На практике это может быть реализовано через организацию встреч и экскурсий на места работы, практик и стажировок. Эффективность профессиональной ориентации может быть усилена за счет активного использования потенциала местного сообщества. Малые города могут предложить учащимся оригинальный взгляд на местное сообщество и экономику, что, в свою очередь, может поспособствовать развитию реалистичного восприятия возможностей трудоустройства и карьерного роста. Учащиеся смогут выбрать профессию, которая не только интересна им, но и востребована на местном рынке труда [2].

Среда в более широком смысле обозначает все области жизни ученика, в которых происходит процесс его воспитания и развития. Это может включать не только школу, но и семью, социальные группы и общины, культурные и досуговые учреждения, виртуальное пространство и т.д.

В этом контексте среда малого города, включая школы, общественные организации и местные компании, может играть ключевую роль в организации профессиональной ориентации. Это может включать в себя возможность стажировки, встречи с профессионалами различных областей и активные формы работы по профориентации, позволяющие учащимся участвовать в реальной работе и понять, что они действительно хотят делать в будущем.

Профессиональное самоопределение — это индивидуальное представление и предпочтение относительно выбора определенной профессии или сферы деятельности. Оно является результатом взаимодействия различных факторов, таких как личностные особенности, интересы, ценности, мотивы, опыт, социокультурный контекст и внешние влияния.

Ресурс среды малого города — это сильное чувство сообщества и социальная близость. В малом городе ученики могут получать поддержку и обратную связь не только от учителей и родителей, но и от широкого круга людей, которые знают их лично. Это может стать ценным источником информации и поддержкой для старшеклассников в процессе профессионального самоопределения.

Это, в свою очередь, может помочь старшеклассникам лучше понять и оценить профессиональное самоопределение и возможности.

Во-первых, в малом городе старшеклассники имеют возможность установить более тесный контакт с педагогами и профессионалами в различных областях. Это облегчает проведение индивидуальных консультаций и рекомендаций, которые учитывают индивидуальные интересы и способности каждого ученика. Благодаря этому процесс профориентации становится более персонализированным и эффективным [5].

Во-вторых, малые города обычно обладают более непосредственной связью с реальным миром труда. Старшеклассники имеют больше возможностей для практического опыта и наблюдения за работой в различных сферах. Они могут посещать местные предприятия, организации и учреждения, чтобы получить представление о различных профессиях и их требованиях. Такой практический опыт позволяет старшеклассникам получить более реалистичное представление о своих интересах и целях [6].

Кроме того, в некоторых малых городах существуют профессиональные сообщества и ассоциации, объединяющие представителей разных

профессий. Это открывает дополнительные возможности для старшеклассников установить контакты с профессионалами, обсудить с ними вопросы, узнать больше о выбранной сфере и получить ценные советы от опытных людей. Такие взаимодействия способствуют расширению кругозора старшеклассников и помогают им принять осознанные решения относительно своего профессионального пути [8].

Наконец, малые города часто обладают гибкостью и адаптивностью в организации мероприятий по профориентации. Школы и местные учреждения могут проводить специализированные курсы, мастер-классы, лекции с участием ведущих специалистов, чтобы дать старшеклассникам более глубокое понимание различных профессий. Благодаря небольшому количеству участников такие мероприятия могут быть более интерактивными и индивидуальными [11].

В малых городах, где общество обладает необычной структурой и особенностями, окружающая среда играет значимую роль в формировании профессионального самоопределения старшеклассников. В отличие от больших городов, где перед молодыми людьми представлен широкий спектр профессий, малые города могут предложить ограниченный выбор. Это, в свою очередь, может как сузить, так и конкретизировать профессиональные интересы старшеклассников, делая их выбор более ясным и сфокусированным [3].

Среда малого города обладает рядом уникальных характеристик и возможностей для организации профориентации старшеклассников. Эти аспекты включают уникальное сообщество, сильные социальные связи, близость образовательных и профессиональных учреждений, а также возможность реализации разнообразных профессиональных траекторий [4].

Особую роль в этом процессе играют учреждения образования и поддержки молодежи, включая школы, профессиональные колледжи, центры культуры и т.д. В них ведется активная профориентационная работа, ориентированная на раскрытие потенциала каждого учащегося. Более того, именно здесь происходит формирование и развитие интересов, навыков и умений, которые будут полезны при выборе профессии [7].

Еще одним ресурсом малого города является его близость к природе и возможность привлечения местных экологических и природных ресурсов для организации образовательного процесса. Это может быть особенно важно для обучающихся, интересующихся профессиями, свя-

занными с экологией, сельским хозяйством, геологией, туризмом и т.п. Однако следует учитывать и те проблемы, которые могут возникнуть в процессе профориентации в малом городе. К таким могут относиться ограниченный выбор профессий и сфер деятельности, малая численность предприятий и организаций, возможность столкновения с недостатком рабочих мест в будущем и др. [9].

Среда малого города играет ключевую роль в формировании профессионального самоопределения старшеклассников. В ее структуру входят образовательные учреждения, дополнительные образовательные учреждения, семья, сообщество и средства массовой информации, все это вносит значимый вклад в процесс профориентации [10].

Образовательные учреждения являются основным элементом среды. Школа во многом определяет направленность образовательного и проф-ориентационного процессов. Учитель и классный руководитель в большинстве случаев являются первыми, кто помогает ученику в понимании его интересов, способностей и возможностей, а также направляют его в выборе профессии.

Дополнительные образовательные учреждения (кружки, клубы по интересам, спортивные секции и др.) также важны в процессе профессионального самоопределения. Они позволяют учащимся приобретать новые навыки, развивать свои таланты, определять интересы, что способствует общему расширению кругозора и формированию профессионального самоопределения.

Семья влияет на профессиональное самоопределение старшеклассников, поскольку именно в семье закладываются первые представления о труде, профессиях, а также формируется система ценностей и жизненных ориентаций.

Сообщество и средства массовой информации воздействуют на учащихся, формируя общественное мнение о различных профессиях, о востребованности той или иной специальности на рынке труда.

Важным моментом среды малого города является активное использование доступных ресурсов и возможностей, включая местные предприятия, организации, учебные заведения, профессиональные сообщества и даже природные ресурсы. Например, сотрудничество школы с местными предприятиями и организациями может помочь учащимся получить более реалистичное представление о различных профессиях, овладеть конкретными навыками и даже получить практический опыт

работы. Это может значительно повысить их мотивацию к профессиональному самоопределению и помочь им сделать более осознанный выбор. В целом подобные подходы требуют активного участия не только учащихся и учителей, но и всего сообщества. Это, в свою очередь, может способствовать созданию общей системы ценностей, усилению социальной координации и сотрудничества, а также развитию социального капитала, что является важным ресурсом для профессионального самоопределения старшеклассников в малом городе.

Среда малого города имеет уникальные особенности, которые могут быть весьма полезными при организации профориентации старшеклассников.

Среда малого города обладает своими особенностями и потенциалом для организации профессионального самоопределения старшеклассников. Вот некоторые моменты, которые могут способствовать этому процессу:

1. Индивидуальный подход: в малом городе школьники часто имеют возможность более тесного взаимодействия с педагогами и профессионалами из разных сфер деятельности. Это позволяет проводить более индивидуальные консультации и рекомендации по профессиональному выбору, учитывая интересы и способности каждого ученика.

2. Близость к реальному миру труда: в малых городах учащиеся могут иметь больше возможностей для практического опыта и наблюдения за работой в различных сферах.

3. Наличие профессиональных сообществ: в некоторых малых городах существуют профессиональные сообщества или ассоциации, объединяющие представителей различных профессий. Это может быть отличной возможностью для старшеклассников установить контакты с профессионалами, пообщаться с ними, узнать больше о выбранной сфере и получить советы от опытных людей.

4. Поддержка социальных связей: в малом городе сложены более тесные социальные связи между людьми. Эта связь в малом городе является ценным источником информации и поддержки в процессе профориентации.

5. Гибкость и адаптивность: малый город может обладать большей гибкостью в организации мероприятий по профориентации. Возможно проведение специализированных курсов, мастер-клас-

сов или лекций с участием ведущих специалистов из близлежащих городов или даже удаленных областей. Также может быть больше возможностей для индивидуальных встреч и консультаций со специалистами в удобное время.

6. Укрепление сообщества: процесс профориентации в малом городе может стать сильным инструментом для укрепления сообщества и развития местного рынка труда. Старшеклассники могут получать информацию о местных профессиональных возможностях и ресурсах, что помогает им принять осознанные решения о будущей профессиональной деятельности и в итоге оставаться или возвращаться в свои малые города для работы и развития.

Малый город имеет уникальную среду, в которой старшеклассники получат более тесное взаимодействие с профессионалами, реальный опыт работы и ценные социальные связи. Эти факторы помогут им сделать осознанный выбор профессии и успешно вступить в мир труда.

В заключение можно отметить, что среда малого города обладает важным потенциалом для организации профориентационной работы с учащимися старших классов. Несмотря на ограниченные ресурсы, такие города могут предложить уникальные возможности для познания различных профессий «на месте», что способствует формированию более осознанного и устойчивого профессионального самоопределения. В этом процессе особую роль играют взаимодействие и сотрудничество различных участников — школы, семьи, общественности и местных предприятий. Проблемы, с которыми можно столкнуться в этом контексте, включают нехватку информации о различных профессиях, отсутствие профориентационных программ и специалистов, недостаток ресурсов для организации профориентационной работы. Однако преодоление этих проблем возможно при активном использовании местных ресурсов и вовлечении всех заинтересованных сторон в процесс профориентации.

Список источников

1. Бесклубная А. В. Региональная направленность профориентационной работы старшеклассников / Великие реки — 2013: XV Межд. науч.-пром. форум / Нижегор. гос. архитек-тур.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2013.

2. Карачев А. А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников // Школа и производство. М.: Просвещение, 2012. 115 с.

3. Кириллова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопросы психологии. 2010. № 4. С. 29-37.

4. Климов Е. А. Как выбирать профессию: пособие для педагогов и психологов. М.: Контур, 2005. 100 с.

5. Климов Е. А. Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт, 2010. 180 с.

6. Митина Н. А., Нуржанова Т. Т. Система профессиональной ориентации молодежи на педагогические специальности // Молодой ученый, 2016. Т. 2. С. 60-65.

7. Немов Р. С. Психология: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений: Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2013. 350 с.

8. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во «УРАО», 2008. 150 с.

9. ПочебутЛ. Г. Организационная социальная психология: учебное пособие. СПб.: Издательство «Речь», 2009. 180 с.

10. Титова И. П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации. 2010. Т. 4. С. 25-30.

11. Чистякова С. Н., Пряжников Н. С., Родичев Н. Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе // Психологический журнал. 2006. № 4. С. 28-45.

References

1. Besklubnaja A. V. Regional'naja napravlennost' proforientacionnoj raboty starsheklassnikov / Velikie reki — 2013: XV Mezhd. nauch.-prom. forum / Nizhegor. gos. arhitektur.-stroit. un-t. N. Novgorod, 2013. [In Rus].

2. Karachev A. A. Aktual'nye problemy tehnologicheskogo obrazovanija rossijskih shkol'nikov // Shkola i proizvodstvo. M.: Prosveshhenie, 2012. 115 s. [In Rus].

3. Kirillova N. A. Cennostnye orientacii v strukture integral'noj individual'nosti starshih shkol'nikov // Voprosy psihologii. 2010. № 4. S. 29-37. [In Rus].

4. KlimovE. A. Kak vybirat' professiju: posobie dlja pedagogov i psihologov. M.: Kontur, 2005. 100 s. [In Rus].

5. Klimov E. A. Puti v professionalizm. M.: Moskovskij psihologo-social'nyj institut, 2010. 180 s. [In Rus].

6. Mitina N. A., Nurzhanova T. T. Sistema professional'noj orientacii molodezhi na pedagogicheskie special'nosti // Molodoj uchenyj, 2016. T. 2. S. 60-65. [In Rus].

7. Nemov R. S. Psihologija: uchebnoe posobie dlja studentov vysshih ped. ucheb. zavedenij: Kn. 1. Obshhie osnovy psihologii. M.: Gumanit. izd. centr «VLADOS», 2013. 350 s. [In Rus].

8. Povarenkov Ju. P. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovlenija cheloveka. M.: Izd-vo «URAO», 2008. 150 s. [In Rus].

9. Pochebut L. G. Organizacionnaja social'naja psihologija: uchebnoe posobie. SPb.: Izdatel'stvo «Rech'», 2009. 180 s. [In Rus].

10. Titova I. P. K voprosu o klassifikacii professij // Voprosy teorii i praktiki proforientacii. 2010. T. 4. S. 25-30. [In Rus].

11. Chistjakova S. N., Prjazhnikov N. S., Rodichev N. F. Problemy i perspektivy razvitija otechestvennoj proforientacii na sovremennom jetape // Psihologicheskij zhurnal. 2006. № 4. S. 28-45. [In Rus].

Информация об авторе

М. В. Михалева — аспирант

Information about the author

M. V. Mikhaleva — Graduate student

Статья поступила в редакцию 08.11.2023; одобрена после рецензирования 30.11.2023; принята к публикации 16.01.2024. The article was submitted 08.11.2023; approved after reviewing 30.11.2023; accepted for publication 16.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.