Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОВМЕСТНЫЕ ПРОДУКТИВНЫЕ ПРОБЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОПТАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатович Владлен Константинович, Николаева Полина Юрьевна, Пономарева Елена Федоровна

Статья посвящена проблеме выявления и создания психологических и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профессионального самоопределения учащихся современных общеобразовательных школ. Цель статьи - обосновать недостаточность психолого-педагогических условий и стратегий профориентации в современной массовой школе и обосновать собственный подход к решению данной проблемы. Исследование проводилось методами анализа научной литературы, изучения педагогического опыта и имитационного моделирования. Предпринят анализ существующих моделей профориентации в общеобразовательных школах. Сделан вывод о том, что в них преобладают традиционные информационная и психодиагностическая стратегии профориентации, не обеспечивающих эффективности профессионального самоопределения учащихся в современном динамичном мире профессий. Обосновано, что главным противоречием выступает ориентация этих стратегий на выбор конкретных профессий, в то время как в современном мире наиболее востребованы надпрофессиональные, универсальные навыки и компетенции. Предложена авторская модель неформальной образовательной среды общеобразовательной школы, в условиях которой учащимися могут совершаться совместные продуктивные профессионально ориентированные пробы. Показано, что совершение этих проб выступает необходимым условием эффективности профессионального самоопределения в современном мире. Охарактеризованы функциональные компоненты и этапы реализации предложенной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатович Владлен Константинович, Николаева Полина Юрьевна, Пономарева Елена Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE LOCAL EDUCATIONAL SPACE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOLS IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL

The article is devoted to the problem of identifying and creating psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of professional self-determination of students in modern general education schools. The purpose of the article is to substantiate the insufficiency of psychological and pedagogical conditions and vocational guidance strategies in modern mass schools and to substantiate their own approach to solving this problem. The research was carried out by methods of analysis of scientific literature, study of pedagogical experience and simulation. The analysis of existing models of vocational guidance in general education schools has been undertaken. It is concluded that traditional informational and psychodiagnostic strategies of vocational guidance prevail in them, which do not ensure the effectiveness of professional self-determination of students in the modern dynamic world of professions. It is substantiated that the main contradiction is the orientation of these strategies towards the choice of specific professions, while in the modern world, the most in demand are over-professional, universal skills and competencies. The author's model of the informal educational environment of a general education school is proposed, under conditions of which students can perform joint productive profession-oriented tests. It is shown that the performing these tests is a necessary condition for the effectiveness of professional self-determination in the modern world. Functional components and stages of implementation of the proposed model are characterized.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-23-34 УДК37.02

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛОКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Владлен КонстантиновичИгнатович

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Полина Юрьевна Николаева

Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия polinaponomarenko1908@gmail.com

Елена Федоровна Пономарева

Кубанский Государственный университет г. Краснодар, Россия leno4ka8719@list.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления и создания психологических и педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса профессионального самоопределения учащихся современных общеобразовательных школ. Цель статьи - обосновать недостаточность психолого-педагогических условий и стратегий профориентации в современной массовой школе и обосновать собственный подход к решению данной проблемы. Исследование проводилось методами анализа научной литературы, изучения педагогического опыта и имитационного моделирования. Предпринят анализ существующих моделей профориентации в общеобразовательных школах. Сделан вывод о том, что в них преобладают традиционные информационная и психодиагностическая стратегии профориентации, не обеспечивающих эффективности профессионального самоопределения учащихся в современном динамичном мире профессий. Обосновано, что главным противоречием выступает ориентация этих стратегий на выбор конкретных профессий, в то время как в современном мире наиболее востребованы надпро-фессиональные, универсальные навыки и компетенции. Предложена авторская модель неформальной образовательной среды общеобразовательной школы, в условиях которой учащимися могут совершаться совместные продуктивные про-

фессионально ориентированные пробы. Показано, что совершение этих проб выступает необходимым условием эффективности профессионального самоопределения в современном мире. Охарактеризованы функциональные компоненты и этапы реализации предложенной модели.

Ключевые слова: локальное образовательное пространство, профессиональное самоопределение, совместные продуктивные пробы, психолого-педагогическое сопровождение, оптант

Для цитирования: Игнатович В.К., Николаева П.Ю., Пономарева Е.Ф. Моделирование локального образовательного пространства профессионального самоопределения старшеклассников в общеобразовательной школе// Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 3. С. 23-34. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-23-34

Original article

MODELING OF THE LOCAL EDUCATIONAL SPACE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOLS IN A GENERAL EDUCATION SCHOOL

Vladlen Konstantinovich

Kuban State University Krasnodar, Russia http://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Polina Yurievna Nikolaeva

Kuban State University Krasnodar, Russia

polinaponomarenko1908@gmail.com

Elena Fedorovna Ponomareva

Kuban State University

Krasnodar, Russia leno4ka8719@list.ru

Abstract. The article is devoted to the problem of identifying and creating psychological and pedagogical conditions that ensure the effectiveness of the process of professional self-determination of students in modern general education schools. The purpose of the article is to substantiate the insufficiency of psychological and pedagogical conditions and vocational guidance strategies in modern mass schools and to substantiate their own approach to solving this problem. The research was carried out by methods of analysis of scientific literature, study of pedagogical experience and simulation. The analysis of existing models of vocational guidance in general education schools has been undertaken. It is concluded that traditional informational and psychodiagnostic strategies of vocational guidance prevail in them, which do not ensure the effectiveness of pro-

fessional self-determination of students in the modern dynamic world of professions. It is substantiated that the main contradiction is the orientation of these strategies towards the choice of specific professions, while in the modern world, the most in demand are over-professional, universal skills and competencies. The author's model of the informal educational environment of a general education school is proposed, under conditions of which students can perform joint productive profession-oriented tests. It is shown that the performing these tests is a necessary condition for the effectiveness of professional self-determination in the modern world. Functional components and stages of implementation of the proposed model are characterized.

Keywords: local educational space, professional self-determination, joint productive tests, psychological and pedagogical support, optant

For citation:. Ignatovich V.K., Nikolaeva P.Yu., Ponomareva E.F. Modeling of the local educational space of professional self-determination of high schools in a general education school. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. No. 3. PP. 23-34. (In Russ.) DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-3-23-34

Ранний юношеский возраст, в который вступают старшеклассники, - это период развития, наиболее благоприятствующий пониманию себя, своих индивидуальных способностей и составлению планов на будущее. Этот этап непосредственно связан с самоопределением, то есть определением себя в мире и своего места в обществе (И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, Д.И. Фельдштейн, Н.С. Пряжни-ков и др.). У взрослеющего человека возникают новые степени свободы личностного и профессионального выбора. Но выбор этот не всегда прост. Молодые люди сталкиваются с необходимостью решать вопрос о выборе профессии, еще не имея достаточного жизненного опыта. В первую очередь это относится к опыту принятия ответственных решений о своих жизненных планах и перспективах. Таким образом, возникает противоречие между потребностью в профессионально-личностном самоопределении и недостатком средств его осуществления. Профессиональное самоопределение личности предполагает наличие у него профессиональных и социально-значимых качеств, в значительной степени гарантирующих процесс продуктивной самореализации в профессии [1]. Помощь в его устранении призваны оказывать различные системы психолого-педагогической поддержки и профориентации. Однако в настоящее время исследователи проблем профориентации отмечают, что действующая система образования не соответствует современным требованиям, так как не может сформировать человека, способного быстро адаптироваться к меняющимся условиям нынешней действительности, к жизни и развитию в динамичном и изменчивом мире[2]. Во многом это связано с динамичными и глобальными изменениями, происходящими в мире современных профессий и трудовых отношений [3]. Для повышения эффективности про-фориентационной работы необходимо разработать новые подходы к проектированию систем обучения и психолого-педагогического сопровождения старшеклассников, становление учащегося как субъекта, способного к принятию и осуществлению самостоятельных решений в процессе построения траектории свое-

го личностного и профессионального развития в условиях высокой степени неопределенности окружающего мира.

В этой связи наблюдается тенденция выхода профориентации за рамки школьного обучения. В настоящее время активно разрабатываются модели профориентации в условиях летних образовательных лагерей [4], организации куль-турно-досуговой деятельности [5], в процессе дополнительного образования [6] и т.д. Однако большинство проблем организации эффективной профориентацион-ной работы в общеобразовательных школах остаются нерешенными.

В настоящей статье предпринята попытка анализа состояния современной практики профориентации в общеобразовательной школе, выделены характеризующие ее противоречия и предложена модель профориентации, основанной на организации и психологическом сопровождении совместной проектной деятельности старшеклассников. Нами были использованы методы анализа научной литературы, изучения педагогического опыта и имитационного моделирования, осуществляемого в рамках проведения практических занятий с магистрантами психолого-педагогического направления профиля «Психологическое консультирование в образовании» Кубанского государственного университета. В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой максимальная эффективность профориентации обеспечивается формированием в образовательном пространстве школы неформальной среды для совершения учащимися продуктивных допрофессиональных индивидуально-групповых проб в различных сферах социально ориентированной деятельности.

В качестве главного методологического основания выступает положение о том, что система профориентации является подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывного образования и воспитания, цель которых - всестороннее развитие личности, формирование духовной культуры подрастающего поколения[7, с. 103].

Анализ публикаций и педагогического опыта показывает, что массовая общеобразовательная школа, как и в прошлые времена, тяготеет, используя терминологию Н.С. Пряжникова, к «информационной» и «тестологической» стратегиям профориентации [8]. Эти стратегии ориентированы, с одной стороны, на информирование учащихся о востребованных профессиях и возможностях их получения, с другой стороны, на изучение индивидуальных особенностей, определяющих характер наиболее успешного профессионального выбора. Для этого используется достаточно много различных методик, опросников, которые используются для помощи учащимся определиться с выбором профессии. В качестве примера можно указать такие диагностические методики, как «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Холланда и методика «Анкета интересов». Дадим их краткую характеристику.

Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда представляет собой простой способ изучения профессиональных склонностей [9] и позволяет соотнести склонности, способности и интересы личности с различными конкретными профессиями для более точного определения круга запросов в профессиональной сфере. В тесте содержатся 42 пары профессий, из которых необходимо выбрать наиболее подходящую, исходя из личностных способностей и возможностей. Методика позволяет определить принадлежность к одному из 6 типов: реалистический, интеллектуальный, социальный, артистический, предприимчивый, конвенциональный. Каждый тип личности является идеализацией, гипотетиче-

ской конструкцией для описания определённой группы людей, обладающих сходными личностными и профессиональными признаками.

Методика «Анкета интересов» [10] представляет собой 78 утверждений о различных видах занятий, на которые предлагается ответить одним из следующих утверждений: очень нравится; нравится, но не очень; затрудняюсь ответить; не нравится; совсем не нравится. По результатам диагностики определяются области деятельности (биология, физика и математика, химия, медицина, техника и строительство, экономика, филология, военные дело и спорт, история и юриспруденция, журналистика, педагогика, сфера обслуживания, искусство), к которым у пользователя проявляется интерес в той или иной степени. Данная методика также ориентирована, в первую очередь, на выбор школьниками профессий, соответствующих изучаемым в школе учебным дисциплинам, и не рассматривает профессии, находящиеся «на стыке» наук.

Эти и многие другие методики характеризуются выраженной ориентацией на выбор школьником конкретной профессии, которая, по мнению педагогов и психологов, должна стать главным делом его жизни. Эти взгляды отражают всеобщую установку, согласно которой, как, в частности, отмечает С.Х. Джиоев, профессиональное самоопределение определяется психологической готовностью учащегося именно к выбору профессии[11]. В этом, на наш взгляд, и состоит главное противоречие, характеризующее профориентационную работу в современной общеобразовательной школе. В этих представлениях не находят место именно те тенденции развития мира профессиональных отношений, на которые указывают сегодня многие эксперты. Так, в частности, А. Левенчук утверждает, что стремление выбрать и освоить какую-либо конкретную профессию «на всю жизнь» может стать фактором, существенно осложняющим процесс профессионального самоопределения в современном обществе: «Не задавайте себе вопроса: "Какой я профессии?". Лучше подумайте о тех практиках, которыми вы можете заниматься, для выполнения которых у вас есть навыки и знания, а также хватает личностных компетенций. Тогда у вас не будет проблем "смены профессии" или "судьбоносного жизненного выбора"» [12].

В связи с тем, что современный мир профессий очень изменчив, ученику важно освоить не какую-то конкретную профессию, а сферы совместной деятельности. В таком случае, задача современной школы подготовить учеников, которые не просто обладают набором теоретических знаний, а тех, кто в дальнейшем сможет самостоятельно спроектировать индивидуальную профессиональную траекторию реализации и сделать по ней первые шаги.

В связи с этим, на сегодняшний день в современном образовании существует два наиболее важных подхода в обучении, а именно: формирование детско-взрослых команд как нового командного взаимодействия обучающихся и взрослых (педагогов, родителей, социальных партнеров) и формирование у учащихся надпрофессиональных компетенций.

В этой связи уместно обратиться к концепции Д. Сьюперу [13], которым были обозначены основные стадии профессионального развития: стадия роста или пробуждения, на которой выбор профессий происходит под влиянием фантазий, интересов и способностей; стадия «разведки» или исследования, включающая временное занятие, переходный период, в котором ненадежные решения переносятся на реальный мир работы или учебы, и «апробирование», когда выбор проверяется в реальном труде; стадия «упрочнения», на которой профессиональ-

ные планы субъекта обретают относительную стабильность. Нетрудно заметить, что в этих характеристиках фаз профессионального становления выбор профессии не является самодостаточным действием, носит сложный, разветвленный характер и вписан в общий контекст личностного развития.

Современный мир профессий весьма динамичен. Одни профессии исчезают, на их место приходят совершенно другие.

Эксперты, анализируя происходящее на рынке труда, утверждают, что к 2030 году появится около двухсот новых профессий. Радикальные перемены ждут более тридцати отраслей. И это будет толчком для создания специальностей, которых раньше не было.

Новому рабочему поколению придется абсолютно по-другому развивать навыки, чтобы в будущем успевать за изменениями профстандартов и быстро адаптироваться в предлагаемых обстоятельствах.

Кризис на рынке труда, вызванный коронавирусом, окончательно развенчал тезис «одна профессия на всю жизнь». Чтобы оставаться востребованным, работник XXI века должен постоянно учиться, осваивать новые компетенции и не бояться кардинально менять сферу деятельности.

Как отметил Дмитрий Судаков руководитель проекта «Атлас новых профессий»: «Навыки будущего — это навыки, которые пригодятся нам завтра. В завтрашнем мире тоже нужно будет уметь считать. Но успех будет зависеть и от того, сможет ли человек получить навыки 21-го века»[14].

По утверждению автора, для каждой специальности набор будет свой. Но наибольшее значение будут иметь так называемые надпрофессиональные навыки: системное мышление; навыки межотраслевой коммуникации; навыки менеджмента; программирование; клиентоориентированность; мультикультур-ность и мультиязычность; коммуникабельность; мультифункциональность; творческое начало.

В связи с тем, что современный мир профессий очень изменчив, ученику важно освоить не какую-то конкретную профессию, а сферы совместной деятельности. В таком случае, задача современной школы подготовить учеников, которые не просто обладают набором теоретических знаний, а тех, кто в дальнейшем сможет самостоятельно спроектировать индивидуальную профессиональную траекторию реализации и сделать по ней первые шаги. Нет смысла доказывать, что дидактическая система общеобразовательной школы не обеспечивает формирование этих навыков.

Предлагаемая нами модель неформальной образовательной среды профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы базируется на принципах продуктивного пробного действия (Б.Д. Эльконин [15]),со-бытийности образовательного пространства (В.М. Гребенникова, В.К. Игнатович [16]) и необыденности (В.В. Давыдов [17]). Согласно этим принципам, неформальная образовательная среда школы проектируется как объединенный общей идеей «веер» проектных микропространств, каждое из которых осваивается участниками совместной деятельности путем решения творческих задач, выводящих их за пределы обыденного сознания. Содержание этих задач моделирует многообразие современного общества. Так, в качестве предметности совместной творческой деятельности учащихся им может быть предложено создание «города будущего», в котором будут представлены самые различные, уже известные и еще неизвестные профессии. Конкретное содержание совместной деятельности

участников определяется путем моделирования задач, которые возникают у жителей по мере «обживания» этого города.

Функциональные компоненты предлагаемой модели соответствуют классическим представлениям о педагогической системе (Н.В. Кузьмина [18]), с позиций которых мы рассматриваем моделируемую неформальную образовательную среду. Учащийся (первый компонент) понимается нами как оптант, то есть, субъект выбора будущей образовательной траектории профессионализации, носитель потребности в профессионально-личностном самоопределении и творческой самореализации в будущей профессиональной деятельности. Педагог (второй компонент) в данном случае выступает в роли тьютора, то есть субъекта психолого-педагогического сопровождения собственного образовательного продвижения субъекта, открывающего перед ним новые перспективы своего личностного и профессионального становления и вступающего с ним в творческие субъект-субъектные взаимодействия. Цель этого взаимодействия (третий компонент) состоит в формировании готовности учащихся к выбору и успешному стартапу индивидуальной образовательной траектории профессионализации, обеспечивающей максимальное раскрытие своего творческого потенциала в социально ориентированной деятельности. Содержание образования (четвертый компонент) проектируется как предметность совместной творческой деятельности учащихся, на которой ими осуществляются продуктивные допрофессиональные пробы и определяется собственное смысловое отношение к будущей профессиональной деятельности. Способы педагогических коммуникаций (пятый компонент нашей модели) представляют собой продуктивные детско-взрослые коммуникации, в процессе которых педагог, как отмечает С.Д. Поляков, может занимать целый спектр различных профессионально-ролевых позиций: «жесткий руководитель», «генератор идей», «старший товарищ», «координатор отдельных идей и дел», «рядовой участник», «тайный советник», «наблюдатель», «психолог», «посторонний» [19, с. 11].

Деятельность по освоению этих микропространств осуществляется в три этапа. На первом(подготовительном)происходит выбор учащимися своих проектных детско-взрослых команд по реализации проектов, в наибольшей степени отвечающих их интересам и компетенциям. В рамках реализации этого этапа предполагается выбор учеником наставника, совместно с которым будут реализовы-ваться следующие форматы взаимодействия: проведение видеоконференций, интерактивные образовательные игры, разработка и решение кейсов проектной и учебно-исследовательской деятельности.

На втором этапе осуществляется совместная творческая деятельность малых групп, направленная на реализацию проектов, обеспечивающих удовлетворение базовых потребностей жителей «города будущего».К таким потребностям могут быть отнесены: необходимость комфортного, современного жилья, обустройство экологической среды города, обеспечение информационной мобильности граждан, создание эффективной системы местного самоуправления и т.д. Соответственно содержание деятельности проектных команд включает в себя строительство новых зданий (разработка их макетов), благоустройство природных ландшафтов, законотворчество, здравоохранение и т.п. Так же в процессе обсуждения могут возникнуть направления, которые ранее не освещались, но столь

необходимы в современном мире. Это может быть синтез тех, которые уже известны, а может и что-то новое. Ученикам нужно будет выбрать одно из них для дальнейшей работы.

Например, ученики выбрали задачу проектирования «идеального» жилья, которое будет соответствовать всем требованиям комфортной жизни человека будущих времен. Для этого им нужно будет определить: какие материалы будут использоваться при строительстве и внутренней отделке, каким критериям они должны соответствовать, планировку жилья; будет ли это многоквартирный дом, либо дом «на земле» с участком; какое должно быть техническое оснащение этого жилья и т.д.

Для того чтобы прийти к общему видению и действительно дойти до этапа готового проекта потребуются все те надпрофессиональные навыки, которые так востребованы в современном мире. Так же ученикам предоставляется возможность сделать наглядный материал для демонстрации своих результатов работы.

Оценка данной работы осуществляется в форме защиты выполненного проекта, в качестве экспертов выступают наставники, преподаватели и сторонние наблюдатели (например, родители учащихся).

На третьем этапе осуществляется групповая рефлексия тех изменений личностного сознания, которые возникли в результате участия каждого ученика в совместной творческой деятельности. Учащимся необходимо ответить на главный вопрос: удалось ли им «побывать» в неизвестном ранее профессиональном будущем и осуществить на этой основе неформальный выбор будущей траектории профессионализации? Для этого должны быть организованы специальные ситуации, отвечающие общей логике и структурным компонентам рефлексии как особой аналитической «деятельности над осуществленной деятельностью». Так, коллектив исследователей под научным руководством А.А. Попова выделяет следующие шаги рефлексии:

- остановка (необходимо выйти из позиции субъекта деятельности и занять позицию внешнего аналитика);

- фиксация (выделение существенных явлений, характеризующих осуществленную деятельности);

- объективация (представление выделенных явлений в объективной форме, допускающей их «внешнее» рассмотрение и осмысление);

- остранение (рефлексивный взгляд на построенную картину деятельности как на что-то необычное, выходящее за рамки обыденных бытовых представлений);

- разработка новой схемы дальнейших действий [4].

В заключение еще раз подчеркнем, что предложенная модель неформальной образовательной среды выбора учащимися школы своей будущей индивидуальной траектории профессионализации в наибольшей степени ориентирована на поддержку процесса профессионального самоопределения учащихся общеобразовательной школы, не сводимого только к выбору будущей профессии. Главным результатом совершения совместных продуктивных профессионально ориентированных проб становится определение их субъектами своего целостного смыслового отношения к профессиональной деятельности как к главному средству личностного самовыражения и самоутверждения в предстоящей «взрослой» жизни.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2002. 510 с.

2. Василькова И.В. Профориентация старшеклассников в России и зарубежных странах // Дальний Восток: наука, образование. XXI век: материалы международной научно-практической конференции : В 2 томах / науч. ред. А. А. Шумейко. Комсомольск-на-Амуре, 2003. С. 113-116.

3. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2002. 390 с.

4. Попов А.А. Летний образовательный отдых детей в рамках компетентност-ного подхода: методическое пособие / Попов А.А., Глухов П.П., Луппа Г.М., Попова О.А. М.: ЛЕНАНД, 2016, 192 с.

5. Кыштымова Т.В., Блясова И.Ю., Максимовских А.Г. Сущность и специфика организации профориентации старшеклассников средствами культурно-досуговой деятельности // Символ науки: международный научный журнал. 2015. № 10-1. С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24392734

6. Мамбеталина А. С. Дополнительное образование как важнейшая подсистема непрерывного образования // Педагогика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том. 1. No 2 с. 35 - 38. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233784

7. Будаева Э.В. Проблемы самоопределения личности старшеклассника в процессе профориентационной работы // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 1. С. 102-104. https://elibrary.ru/item.asp?id=23088550

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб.пособие. М.: Академия, 2003. 480 с.

9. Холланд Д. Опросник профессиональных предпочтений [Электронный ресурс] // azps.ru А. Я. Психология. URL:http://azps.ru/tests/2/pfint.html (дата обращения 16.05.2021 г.

10. Овсянникова С. К. Организация профориентационной работы в школе: Методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. 362 с.

11. Джиоев С.Х. Профориентация как форма содействия трудовой занятости: некоторые вопросы теории правового регулирования // Государство и право. 2005. № 11. С.39-46.

12. Фахрутдинов А. Закат профессий (интервью с экспертом А. Левенчуком) // eRazvitie.org [электронный ресурс] http://erazvitie.org/article/zakat_professij (дата обращения 01.06.2021 г.).

13. D. Super. A life-span, life-space approach to career development // Journal of Vocational Behavior. 1980,13, 382-398.

14. Судаков Д. Атлас новых профессий: перезагрузка профориентации. [Электронный ресурс] https://tiei.ru/wp-content/uploads/Atlas-novyih-professiy.pdf (дата обращения 04.06 2021 г.).

15. Эльконин Б.Д. Педагогика развития: пробное действие как основа образования: доклад на IX конференции «Педагогика развития (Красноярск, 2002) [сайт]. URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_elkonin.htm (дата обращения 25.01.2021).

16. Гребенникова В.М., Игнатович В.К., Игнатович С.С. Принцип событийности в организации социокультурных практик учащихся как проектных единиц их индивидуальных образовательных маршрутов // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7. № 5-1. С. 207-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24086322

17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

18. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Педагогика, 1989. 264 с.

19. Поляков С.Д., Ясницкая В.Р., Зимин С.Э. Цели современного воспитания. Лич-ностно-ориентированное коллективное творческое дело. Серия Воспитание-96. Вып.1. Ульяновск: ИПК ПРО, 1996. 28 с.

REFERENCES

1. Klimov E.A. Psychology of Professional Self-Determination. Rostov-on-Don: Phoenix Publishing House, 2002. 510 p. (in Russ)

2. Vasilkova I.V. Vocational guidance for high school students in Russia and foreign countries. Far East: Science, Education. XXI century: proceedings of international scientific-practical conference: in 2 volumes, scientific ed. A.A. Shumeyko. Komso-molsk-on-Amur, 2003. PP. 113-116. (in Russ)

3. Bauman Z. Individualized society, translated from English under the editorship of V.L. Inozemtsev. Moscow: Logos, 2002. 390 p. (in Russ)

4. Popov A.A. Summer educational recreation for children within the framework of the competence approach: a methodological handbook. Popov A.A., Glukhov P.P., Luppa G.M., Popova O.A. Moscow: LENAND, 2016, 192 p. (in Russ)

5. Kyshtymova T.V., Blyasova I.Y., Maksimovskikh A.G. The essence and specificity of the organization of career guidance for high school students by means of cultural and leisure activities. Symbol of Science: International Scientific Journal. 2015. № 10-1. С. 171-174. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24392734 (in Russ)

6. Mambetalina A. С. . Supplementary education as the most important subsystem of continuous education. Pedagogy: yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 1. No 2. PP. 35 - 38. (in Russ) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38233784 (in Russ)

7. Budaeva E.V. Problems of self-determination of high school student's personality in the process of career guidance. Bulletin of Buryat State University. 2015. № 1. PP. 102-104. https://elibrary.ru/item.asp?id=23088550 (in Russ)

8. Pryazhnikov N.S., Pryazhnikova E.Yu. Psychology of Work and Human Dignity: Textbook. M.: Academy, 2003. 480 p. (in Russ)

9. Holland D. Professional Preferences Questionnaire, azps.ru A. Y. Psychology. URL:http://azps.ru/tests/2/pfint.html (accessed 16.05.2021. (in Russ)

10. Ovsyannikova S. K. Organization of vocational guidance work at school: Methodical Guide. Nizhnevartovsk: Izd vo Nizhnevart. gosudarstva, 2013. 362 p. (in Russ)

11. Dzhioev S.Kh. Vocational guidance as a form of assistance to employment: some issues of the theory of legal regulation. State and Law. 2005. № 11. PP.39-46. (in Russ)

12. Fahrutdinov A. The decline of professions (interview with expert A. Levenchuk, eRazvitie.org, http://erazvitie.org/article/zakat_professij (accession date 01.06.2021). (in Russ)

13. D. Super. A life-span, life-space approach to career development. Journal of Vocational Behavior. 1980,13, PP. 382-398.

14. Sudakov D. Atlas of New Professions: Reloading Vocational Guidance. https://tiei.ru/wp-content/uploads/Atlas-novyih-professiy.pdf (accessed 04.06.2021). (in Russ)

15. Elkonin B.D. Developmental Pedagogy: Trial Activity as the Basis of Education:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Presentation at the IX Conference on Developmental Pedagogy (Krasnoyarsk, 2002) [online].

URL: http://www.experiment.lv/rus/biblio/vestnik_11/v11_elkonin.htm (accessed 25.01.2021). (in Russ)

16. Grebennikova V. M., Ignatovich V. K., Ignatovich S. S. The principle of eventfulness in organization of students' sociocultural practices as project units of their individual educational routes. Historical and Social-Educational Idea. 2015. Т. 7. № 5-1. PP. 207-213. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24086322 (in Russ)

17. Davydov V.V. Theory of Developmental Learning. MOSCOW: INTOR, 1996. 544 с. (in Russ)

18. Kuzmina N.V. Professionalism of a teacher and master of industrial training of vocational schools. M.: Pedagogy, 1989. 264 p. (in Russ)

19. Polyakov S.D., Yasnitskaya V.R., Zimin S.E. Objectives of modern education. Personality-oriented collective creative work. Series Upbringing-96. Vol. 1. Ulyanovsk: Institute of Personnel Training and Development, 1996. 28 p. (in Russ)

Информация об авторах: Игнатович Владлен Константинович, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия https://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Николаева Полина Юрьевна, магистрант кафедры педагогики и психологии Кубанский Государственный университет Россия, г. Краснодар polinaponomarenko1908@gmail.com

Пономарева Елена Федоровна, магистрант кафедры педагогики и психологии, Кубанский Государственный университет Россия, г. Краснодар leno4ka8719@list.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Ignatovich Vladlen K., Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University , Krasnodar, Russia

https://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Nikolaeva Polina Yu., Graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia

polinaponomarenko1908@gmail.com

Ponomareva Elena F., Graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia leno4ka8719@list.ru

The authors have read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article wass ubmitted: 24.05.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 14.06.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.06.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declare no conflicts of interests.

© Игнатович В.К., 2021 © Николаева П. Ю. 2021 © Пономарева Е.Ф. 2021 © «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.