Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СТАРШЕКЛАССНИКИ / УЧАЩИЕСЯ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрианов Александр Сергеевич

Профессиональное самоопределение старшеклассников является значимым социальным эффектом деятельности образовательной среды. Если молодые люди не имеют возможности реализовать свой потенциал, это усиливает социальные риски, поэтому профессиональное самоопределение становится элементом национальной политики. На международном уровне разрабатываются программы развития карьеры молодежи как ресурса устойчивого развития стран. Чем выше в государстве уровень подушевого дохода, тем большее влияние он оказывает на профессиональную ориентацию. Содержание понятий «профессия», «профессиональное образование», «профориентация» различается в разных странах, а отечественные исследователи не только указывают на их многозначность, но и обосновывают необходимость или искать им замену, или вкладывать в них новые смыслы (Н. С. Пряжников). Сегодня профориентация не сводится к тому, чтобы «привязать человека к работе, он действительно обладает некоторыми специфическими способностями, но это помогает ему выполнять разнообразные виды деятельности, а успех в работе зависит от систематического прогресса и адаптации в процессе работы» (О. П. Садилова, И. А. Мушкина).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN BUILDING AN EDUCATIONAL STRATEGY

Professional self-determination of high school students is a significant social effect of the educational environment. If young people do not have the opportunity to realize their potential, this increases social risks, therefore professional self-determination becomes an element of national policy. At the international level, youth career development programs are being developed as a resource for the sustainable development of countries. The higher the level of per capita income in the state, the greater the impact it has on professional orientation. The content of the concepts of “profession”, “vocational education”, “career guidance” varies in different countries, and domestic researchers not only point out their ambiguity, but also justify the need to either look for a replacement for them, or put new meanings into them (N. S. Pryazhnikov). Today, career guidance is not limited to “tying a person to work, he really has some specific abilities, but it helps him to perform a variety of activities, and success in work depends on systematic progress and adaptation in the process of work” (O. P. Sadilova, I. A. Mushkina).

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПОСТРОЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ»

Профессиональное самоопределение старшеклассников в построении образовательной

стратегии

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ АНДРИАНОВ,

старший преподаватель кафедры организации огневой и физической подготовки, кандидат педагогических наук Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: vyzemsky@bk.ru

Professional Self-Determination of High School Students in Building an Educational Strategy

ALEXANDER SERGEYEVICH ANDRIANOV,

Senior lecturer of the Department of Organization of Fire and Physical Training, Candidate of Pedagogical Sciences Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia

Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: vyzemsky@bk.ru

УДК 378.046.4

Аннотация. Профессиональное самоопределение старшеклассников является значимым социальным эффектом деятельности образовательной среды. Если молодые люди не имеют возможности реализовать свой потенциал, это усиливает социальные риски, поэтому профессиональное самоопределение становится элементом национальной политики. На международном уровне разрабатываются программы развития карьеры молодежи как ресурса устойчивого развития стран. Чем выше в государстве уровень подушевого дохода, тем большее влияние он оказывает на профессиональную ориентацию. Содержание понятий «профессия», «профессиональное образование», «профориентация» различается в разных странах, а отечественные исследователи не только указывают на их многозначность, но и обосновывают необходимость или искать им замену, или вкладывать в них новые смыслы (Н.С. Пряж-ников). Сегодня профориентация не сводится к тому, чтобы «привязать человека к работе, он действительно обладает некоторыми специфическими способностями, но это помогает ему выполнять разнообразные виды деятельности, а успех в работе зависит от систематического прогресса и адаптации в процессе работы» (О.П. Садилова, И.А. Мушкина).

Annotation. Professional self-determination of high school students is a significant social effect of the educational environment. If young people do not have the opportunity to realize their potential, this increases social risks, therefore professional self-determination becomes an element of national policy. At the international level, youth career development programs are being developed as a resource for the sustainable development of countries. The higher the level of per capita income in the state, the greater the impact it has on professional orientation. The content of the concepts of "profession", "vocational education", "career guidance" varies in different countries, and domestic researchers not only point out their ambiguity, but also justify the need to either look for a replacement for them, or put new meanings into them (N.S. Pry-azhnikov). Today, career guidance is not limited to "tying a person to work, he really has some specific abilities, but it helps him to perform a variety of activities, and success in work depends on systematic progress and adaptation in the process of work" (O.P. Sadilova, I.A. Mushkina).

Ключевые слова и словосочетания: профессиональное самоопределение; образовательная среда; старшеклассники; учащиеся; профессия; профессиональное образование; профессиональная ориентация.

Keywords and phrases: professional self-determination; educational environment; high school students; students; profession; vocational education; professional orientation.

Предметом социальной педагогики выступает процесс педагогического влияния на социальные взаимодействия человека в течение всех периодов жизни [1]. При этом профессиональное самоопределение старшеклассников можно рассматривать как результат активного освоения ими социально-профессионального пространства — специальным образом организованной среды, аккумулирующей условия и возможности для развития и реализации человеком своего потенциала в определенной профессиональной деятельности [11]. Кроме образовательных организаций в него входят управления, отделы, центры и т. д., заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров. Региональная система образования, вузы как ее элементы, предприятия и организации как субъекты социально-профессионального пространства региона формируют ценностные и профессиональные ориентации молодежи. Учет специфики данного пространства в профориентационной работе значим для ее эффективности.

Цель данной работы — проанализировать условия и закономерности профессионального самоопределения старшеклассников, возможности влияния на их образовательную стратегию со стороны образовательных организаций.

Проблема профессионального самоопределения человека носит междисциплинарный характер. Ее осмысление с начала ХХ в. сформировало самостоятельные направления исследований в психологии, педагогике, социологии. Социологические исследования профессионального самоопределения направлены на понимание и прогнозирование социальных процессов через анализ планов, ценностей, личностных смыслов разных категорий населения, прежде всего молодежи. Данная проблема рассматривается в исследованиях разных масштабов:

— национальные или межрегиональные исследования, которые позволяют понять закономерности социализации молодежи в конкретный исторический период, культурные, экономические, политические тенденции развития страны или региона;

— исследования отдельных факторов, обуславливающих профессиональное самоопределение: традиций, системы образования, соци-

ально-экономических условий [4; 12], влияния семьи и семейных ценностей [5];

— исследования прикладного характера с целью определить отношение респондентов к разным профессиям, восприятие ими вузов, профилей профессиональной подготовки. Респондентами при этом часто выступают абитуриенты или студенты [2; 7], на основе их ответов делаются выводы о конкурентных позициях вузов или профилей обучения, об эффективности каналов информирования потенциальных потребителей образовательных услуг. Такие социологические исследования по содержанию и целям близки к маркетинговым исследованиям.

Педагогические исследования профессионального самоопределения детей и молодежи традиционно сочетают внимание к индивидуальным мотивам и к социальным факторам выбора профессии. Этот принцип восходит к исследовательским проектам под руководством В. Н. Шубкина, начатым в 1963 г. [13, с. 65] и получившим развитие в теории профессионального и личностного самоопределения Н. С. Пряжникова [6], в исследованиях профессиональных и образовательных стратегий молодежи Д. Л. Константиновского [13]. Большинство исследований подтверждают, что выбор молодыми людьми пути развития, профессиональной деятельности, линии жизни является поликаузальным — переплетением внутренних и внешних причин [8].

Психологические, социологические и педагогические задачи анализа профессионального самоопределения неизбежно пересекаются, если объектом исследования выступают ценностные ориентации детей и молодежи. Так, в последнее время проведены масштабные исследования трудовых ценностей молодежи Чехии, Испании и Турции, студентов Германии и Финляндии. В них отражены культурные различия, влияние образовательной среды на формирование и изменение трудовых ценностей и профессионально значимых качеств молодых людей, роль родителей как модераторов их поведения.

Значительная доля современных зарубежных исследований самоопределения молодежи базируется на теории профессионального выбора Дж. Холланда [10] и социально-когнитивной теории карьеры [9], которые объясняют процессы формирования профессиональных

интересов, факторов успеха в образовательной и профессиональной сферах. Канадские ученые выявили взаимосвязь профессиональных интересов и опыта профессиональной деятельности школьников. Это объясняет данный эффект тем, что люди начинают интересоваться деятельностью, которую, по их мнению, они могут выполнять хорошо. Ученые Франции доказали, что отсутствие самоэффективности проявляется в неуверенности в собственной способности решать сложные проблемы и в трудности принятия карьерных решений [10]. Исследования в Хорватии обосновали воздействие на цели учащихся ожиданий и опыта обучения [10], описали явление «карьерная зрелость» как способность индивида справляться с задачами построения карьеры, а «адаптивность старшеклассников» как ресурс принятия карьерных решений [10].

Хотя проблема профессионального самоопределения молодежи стала многоаспектной областью исследований для специалистов разных стран, еще мало изучен вопрос о влиянии социальных условий региона на выбор учащимися карьеры и вуза. Считаем необходимым рассматривать данный вопрос в двух ракурсах: исходя из личностных смыслов учащихся и из интересов регионального развития, что отвечает принципам социальной педагогики.

Анкета для старшеклассников включала вопросы относительно их профессиональных и образовательных планов: о том, какие подразделения за пределами своего региона они рассматривают в качестве возможных мест продолжения карьеры, о приемлемых для их близких условий работы. Вопросы открытого типа позволили определить мотивы выбора выпускниками места обучения, а также опосредованно оценить их доминирующие ценности, которые проявились в выборе образовательной стратегии.

Исследование подтвердило значимость социальных факторов в построении старшеклассниками образовательной стратегии, в выборе ими профессии и вуза.

Ведущими факторами можно назвать:

— качество жизни в регионе;

— соотношение затрат на получение профессионального образования и потенциальной оплаты труда;

— возможность трудоустройства по полученной специальности;

— мнение семьи, семейные ценности и традиции;

— близость места обучения к месту жительства, позволяющая минимизировать расходы в период обучения;

— эмоциональная близость с семьей, друзьями, своим регионом;

— целенаправленная работа школы по выявлению и формированию профессиональных интересов и способностей учащихся;

— партнерство школ и вузов, активность позиционирования вузов в региональном образовательном пространстве.

В соответствии с педагогическими принципами на основе характеристик информированности учащихся, их доминирующих ценностей и оценки самоэффективности можно предложить следующую типологию моделей профессионального самоопределения школьников:

1) «целеустремленные» имеют выраженный профессиональный интерес, знания (часто и профессиональный опыт) в желаемой сфере деятельности, знания о необходимых им вузах и условиях поступления, отличаются высокой самоэффективностью и общей социальной активностью;

2) «стратеги» не имеют явного предпочтения к одной сфере деятельности, готовы к различным вариантам профессионального обучения и трудоустройства, осведомлены о различных вузах и профилях подготовки;

3) «искатели» стремятся к переменам, к обретению самостоятельности от родителей, их интересуют новые впечатления, новые города, они могут иметь достаточно знаний о различных вузах, особенностях профессий, но не имеют выраженных профессиональных склонностей или интересов;

4) «фаталисты» не имеют выраженных профессиональных интересов, планируют поступать «туда, куда хватит проходных баллов», отличаются внешним локусом контроля, низкой самоэффективностью и поверхностными знаниями о возможностях профессионального обучения и профессиональной деятельности;

5) «малообеспеченные» осведомлены об условиях обучения в разных вузах и об условиях работы в различных профессиональных сферах, имеют хороший уровень школьной подготовки, но выбирают вуз не по своим профессиональным интересам, а по принципу «лишь бы на бюджетное место»; в этой позиции отражаются индивидуальные и семейные ценности школьников, при этом реальное материальное положение семьи может быть благополучным.

Верификация этих моделей нуждается в дополнительных психолого-педагогических исследованиях. Вузы и организации среднего профессионального образования могут в большей мере влиять на потенциальных абитуриентов, как выстраивая партнерство со школами, так и активно участвуя в социальной жизни своего региона, позиционируя свои образовательные программы.

Изучая возможные средства помощи школьникам в построении образовательной стратегии, можно видеть позитивный опыт западных стран. Службы по вопросам профессионального самоопределения там работают и в статусе государственных организаций, и как коммерческие структуры. В странах Северной Америки консультанты по профориентации имеют степень магистра, в Канаде и ЕС консультационные услуги оказывают в школах педагоги, которые закончили дополнительные курсы бакалавриата, и это «ключевые специалисты школы, поскольку они выполняют задачи, способствующие общему развитию учащихся».

В отечественных школах преобладает информационный подход к профориентации учащихся, на нем основана и работа вузов со школьниками. Но большой объем информации, доступной школьникам из различных источников, не способствует выбору, а только затрудняет его. Считаем, что деятельност-ный подход является наиболее продуктивным для профессионального самоопределения учащихся. При этом значимы такие формы работы вузов, как «тест-драйв»: они дают возможность погрузиться в культурную среду высшей школы через совместные с учениками спортивные, творческие, научные мероприятия, социальные проекты и программы, открытые занятия преподавателей вузов.

Деятельность региональных вузов строится исходя из задач региональной экономики, в рамках этих же задач нужно организовывать профориентационную работу вузов. Мы поддерживаем предложение отечественных ученых о необходимости внедрить в образовательную систему прогнозно-ориентированную профориентацию [3], учитывающую не только образовательные стратегии молодежи, но и перспективные нужды экономики.

Результаты исследования профессионального самоопределения старшеклассников позволяют выделить ряд принципов профориентаци-онной работы со школьниками:

1) принцип социальной ориентированности образовательных организаций, при котором их деятельность направляется не только на развитие личности учащихся, но и на формирование их образовательной стратегии с учетом актуальных потребностей общества;

2) принцип практико-ориентированного обучения в старших классах, что предполагает создание условий для формирования у школьников профессионального опыта в различных сферах;

3) принцип партнерства школ и вузов в организации профориентационной работы;

4) принцип системного взаимодействия школ, вузов, организаций среднего профессионального образования региона в образовательных, творческих, спортивных, научных мероприятиях.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать в качестве индикатора социальной зрелости выпускников школы. Для успешной социализации учащихся требуется не только освоение ими образовательных программ, но и мотивационная готовность к профессиональному образованию.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам исследования:

1) профессиональное самоопределение старшеклассников не сводится к выбору профессии, а включает многообразие ценностных ориентаций на признание, самореализацию, успех в жизни, экономическое благополучие; поэтому на выбор вуза и выбор карьеры выпускников школ в значительной мере влияют социально-экономические факторы региона их проживания;

2) уровень мотивационной готовности к профессиональному выбору у учащихся 11 класса чрезвычайно низок даже в период выбора ими дисциплин для сдачи ЕГЭ;

3) в мотивах выбора профессии отражаются доминирующие ценности школьников, периодический анализ которых необходим для эффективной педагогической поддержки построения учащимися образовательной стратегии;

4) следует признать недостаточно используемым такой ресурс помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении, как взаимодействие вузов и школ.

Перспективными направлениями исследования мы считаем анализ самоэффективности старшеклассников различного социального статуса, с различным уровнем учебных достижений, а также роль различных форм общественной активности школьников для их профессионального самоопределения.

Список литературы:

1. Загвязинский В. И. Методологическая куль- вания // Социальная педагогика в России. тура социально-педагогического исследо- 2019. № 4.

2. Зинурова Р. И., Тузиков А. Р., Фатхулли-на Л. З., Алексеев С. А. Исследование мотивов и факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами // Управление устойчивым развитием. 2018. Т. 14. № 1.

3. Кекконен А. Л., Федорова Е. А., Симакова А. В. Образовательные стратегии старшеклассников и их влияние на расширенное воспроизводство человеческого капитала региона (на примере Республики Карелия) // Политика и Общество. 2016. № 9.

4. Кирко В. И., Евсеенко Е. А., Малахова Е. В., Копцева Н. П. Выбор карьеры детьми коренных народов Севера, учащихся в старших классах средней школы Республики Саха (Якутия) // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 6.

5. Коньшина Т. М., Пряжников Н. С., Садов-никова Т. Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков: ценностно-смысловой аспект // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2018. № 3.

6. Пряжников Н. С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2018. Т. 3. № 1.

7. Садилова О. П., Мушкина И. А. Профори-ентационная работа в системе профессионального образования России // Вестник

Адыгейского государственного университета. 2017. Т. 203. № 3.

8. Сергиенко Е. А., Эйдельман Г. Н. Возрастная идентификация современной молодежи как фактор самодетерминации // Образование и саморазвитие. 2015. Т. 45. № 3.

9. Терентьев К. Ю. Высшее образование в структуре образовательных стратегий современной молодежи // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 2 (6).

10. Толстогузов С. Н. Опыт профориентацион-ной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. Т. 120. № 1.

11. Трубина Г. Ф., Зеер Э. Ф., Мащен-ко М. В. Социально-ориентированный подход в образовании как условие успешной социализации учащегося // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 6.

12. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. Т. 5. № 2.

13. Чередниченко Г. А. Образовательные и профессиональные траектории молодежи: исследовательские концепты // Социологический журнал. 2013. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.