Научная статья на тему 'НАУЧНАЯ ШКОЛА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ЧИСТЯКОВОЙ. ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ С. Н. ЧИСТЯКОВОЙ'

НАУЧНАЯ ШКОЛА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ЧИСТЯКОВОЙ. ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ С. Н. ЧИСТЯКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СЕТЕВОЕ ПАРТНЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Валентина Ивановна

Введение. Светлана Николаевна Чистякова, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, оставила яркий след в российской науке наряду с другими учеными, определившими эволюционирование педагогической мысли во второй половине ХХ - первой половины ХХI века в сторону развития личности в течение всей жизни - “life long learning”. Адаптация человека к обществу - это процесс, который сопровождает личность всю его жизнь. Меняется общество - меняются условия - совершенствуется адаптация. Понятие адаптации личности, применимое относительно условий в обществе и профессиональной деятельности, принадлежит профессору Николаю Николаевичу Чистякову. Основные положения о ней как о феномене созрели к 1963 г., а к 1973 г. идея профориентации получила свое развитие. Николай Николаевич обратил внимание, что социальное развитие человека всегда зависит от внутренних и внешних условий, и оно же их и определяет. Для этого следует учитывать целый комплекс психологических и социальных факторов. Также Николай Николаевич высказал мысль, что подходить к гармоничному развитию человека лучше всего вместе с обучением и воспитанием, постепенно ориентировать его на трудовую деятельность. В связи с этим понятие «профориентация» получило свое новое толкование. Идеи отца в полную силу зазвучали в исследованиях Светланы Николаевны Чистяковой, которая тесно связала образовательную деятельность и профориентацию в концепцию профессионального самоопределения личности, обусловившую взаимовлияние психологических, социальных, экономических факторов и развития общественных отношений в целом. Светлана Николаевна предложила ориентировать подрастающее поколение с ранних лет на изучение своих склонностей, способностей, мотивов, черт характера; приобщать его к определенным видам трудовой деятельности; прививать общекультурные ценности; обучать принятию осознанных решений в сложных ситуациях. Это позволило профессиональной ориентации стать одной из ведущих национальных идей развития отечественного образования. Актуальность концепции профессионального самоопределения личности обусловлена быстро меняющимися условиями современного общества и изменением запросов и потребностей работодателей, заинтересованных в адаптивных, мобильных, компетентных профессионалах. Методология. Фундаментальную основу разработки концепции профессионального самоопределения личности составили: личностно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие), признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности; системный подход (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Захаров, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, Л. И. Новикова и другие), позволяющий целостно видеть процесс педагогического сопровождения самоопределения личности; личностно ориентированный подход (К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Алексеев, А. А. Плигин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие ученые), обеспечивающий реализацию условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося; социокультурный подход (А. Г. Спиркин, В. А. Ядов), рассматриваемый как результат социализации человека, усвоения им определенных ценностей, норм, образцов поведения, принятых в различных сферах деятельности. Данное исследование проведено посредством ретроспективного анализа законодательных документов, научной литературы, анализа результатов многочисленных проектов, грантов, педагогических и психологических изысканий Светланы Николаевны и ее коллег. Многообразие педагогических концепций и технологий социально-профессиональной ориентации объединены гуманистическим, личностно ориентированным, системно-деятельностным, компетентностным, социокультурным подходами в условиях непрерывного образования. Немалая роль в обеспечении теоретического обоснования профессиональной ориентации учащейся молодежи и формирования профессионального становления принадлежит принципам: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, активности самоопределяющейся личности, партнерства и др. Результаты. Теоретико-методологическая составляющая процессов профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащейся молодежи послужила основанием для внедрения целевых программ, проектов, моделей педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся на федеральном и региональном уровнях, разработки и содержания профориентационных средств с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся. Идеи С. Н. Чистяковой реализуются на практике в виде комплексных программ, включающих вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения, рекомендованы для успешного их решения российскими и зарубежными учеными и практиками, специалистами различных областей, представителями государства и бизнеса. Заключение. Профессиональная деятельность Светланы Николаевны Чистяковой - это прежде всего академическая точность и полет научной мысли, энергия и удивительная работоспособность, огромный профессиональный и жизненный опыт. Плодотворная исследовательская и организаторская деятельность, передовые открытия и разработки снискали С. Н. Чистяковой славу великого ученого, а также вывели профессиональную ориентацию и самоопределение на широкий круг общественности как в России, так и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH SCHOOL OF SVETLANA NIKOLAEVNA CHISTYAKOVA. DEDICATED TO THE MEMORY OF S. N. CHISTYAKOVA

Introduction. Svetlana Nikolaevna Chistyakova, an active member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, academician and secretary of the Department of Vocational Education of the RAO, chief researcher of the Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education, left a significant mark in Russian science along with other scientists who determined the evolution of pedagogical development in the second half of the XXth century and the first half of the XXIst century in the direction of the development of personality throughout lifelong learning. A person’s adaptation to society is a process that one goes through for the rest of one’s life. Society is changing thus conditions are changing and adaptation is improving. The concept of personality adaptation, applicable to conditions in society and professional activity was introduced by Professor Nikolai Nikolaevich Chistyakov. Its main points as a phenomenon were developed by 1963, and by 1973 the idea of career guidance was evolved. Nikolay Nikolaevich also expressed the idea that it is best to approach the harmonious development of a person along with schooling and upbringing, gradually directing one towards work. In this regard, the concept of career guidance received its new interpretation. Father’s ideas were reinforced in the research of Svetlana Nikolaevna Chistyakova, who closely linked educational activities and career guidance in the concept of professional self-determination of an individual, which implies a reciprocal influence of psychological, social, economic factors and the development of public relations in general. Svetlana Nikolaevna suggested directing the younger generation from an early age towards exploring one’s inclinations, abilities, motives, character traits; introducing them to certain types of work; instilling general cultural values; teaching them conscious decision-making in difficult situations. This allowed professional orientation to become one of the leading national ideas for the development of Russian education. The relevance of the concept of professional self-determination of an individual is caused by rapidly changing conditions of modern society and changing demands and needs of employers interested in adaptive, responsive, competent professionals. Methodology. The fundamental basis for the development of the concept of professional self-determination of an individual were: a personal-activity approach (K. A. Abulkhanova-Slavskaya, L. S. Vygotsky, P. Ya. Galperin, V. V. Davydov, A. N. Leontiev, S. L. Rubinstein, D. B. Elkonin and others), recognizing activity as a condition for a proper development and self-development of an individual; a systematic approach (B. G. Ananyev, Y. K. Babansky, V. P. Bespalko, V. V. Zakharov, Yu. A. Konarzhevsky, V. V. Kraevsky, L. I. Novikova and others), providing a holistic view of the process of pedagogical support of an individual’s self-determination; a personality-oriented approach (K. A. Abulkhanova-Slavskaya, N. A. Alekseev, A. A. Pligin, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya and others), supporting the implementation of the conditions necessary for the discovery and purposeful development of student’s personality traits; sociocultural approach (A. G. Spirkin, V. A. Yadov), which is considered as a result of human socialization, assimilation of certain values, norms, patterns of behavior adopted in various activity areas. The study was conducted through a retrospective analysis of legislative documents, scientific literature, analysis of the results of numerous projects, grants, pedagogical and psychological research of Svetlana Nikolaevna and her colleagues. A variety of pedagogical concepts and technologies of socio-professional orientation are combined with humanistic, personality-oriented, system-activity, competence-based, socio-cultural approaches in the conditions of lifelong education. A significant role in providing a theoretical basis for the professional orientation of students and the development of professional formation belongs to the principles of continuity, integration, differentiation and individualization, activity of self-determining person, partnership, etc. Results. The theoretical and methodological component of the processes of professional orientation and professional self-determination of students served as the basis for the introduction of targeted programs, projects, models of pedagogical support for professional self-determination of students at the federal and regional levels, as well as the development and maintenance of career guidance tools taking into account the age and psychological characteristics of students. The ideas of S. N. Chistyakova are implemented in practice in the form of comprehensive programs that include topics of personal, social and professional self-determination. They are recommended for a successful implementation by Russian and foreign scientists, practitioners, specialists in various areas, representatives of the state and business. Conclusion. Professional activity of Svetlana Nikolaevna Chistyakova is primarily characterized by academic accuracy, amazing efficiency and energy, considerable professional and life experience. Productive research and organizational activities, innovative discoveries and developments earned S. N. Chistyakova the fame of a great scientist, and also brought professional orientation and self-determination to a wide range of the public both in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «НАУЧНАЯ ШКОЛА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ЧИСТЯКОВОЙ. ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ С. Н. ЧИСТЯКОВОЙ»

ИМЯ В ПЕДАГОГИКЕ LEADERS OF EDUCATION

УДК/UDC 37.048.45

DOI 10.54509/22203036_2022_1_175

Сахарова Валентина Ивановна

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики, психологии и профессионального образования, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, г. Кемерово

Sakharova Valentina I.

Doctor of Pedagogical Sciences, Docent, Associate Professor at the Department of Pedagogy, Psychology and Vocational Education, Kuzbass Regional Institute for the Development of Vocational Education, Kemerovo

НАУЧНАЯ ШКОЛА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ЧИСТЯКОВОЙ Посвящается памяти С. Н. Чистяковой

RESEARCH SCHOOL OF SVETLANA NIKOLAEVNA CHISTYAKOVA Dedicated to the memory of S. N. Chistyakova

Введение. Светлана Николаевна Чистякова, действительный член Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, академик-секретарь Отделения профессионального образования РАО, главный научный сотрудник Института стратегии развития образования РАО, оставила яркий след в российской науке наряду с другими учеными, определившими эволюционирование педагогической мысли во второй половине ХХ - первой половины XXI века в сторону развития личности в течение всей жизни - "life long learning".

Адаптация человека к обществу - это процесс, который сопровождает личность всю его жизнь. Меняется общество - меняются условия - совершенствуется адаптация. Понятие адаптации личности, применимое относительно условий в обществе и профессиональной деятельности, принадлежит профессору Николаю Николаевичу Чистякову.

Основные положения о ней как о феномене созрели к 1963 г., а к 1973 г. идея профориентации получила свое развитие. Николай Николаевич обратил внимание, что социальное развитие человека всегда зависит от внутренних и внешних условий, и оно же их и определяет. Для этого следует учитывать целый комплекс психологических и социальных факторов. Также Николай Николаевич высказал мысль, что подходить к гармоничному развитию человека лучше всего вместе с обучением и воспитанием, постепенно ориентировать его на трудовую деятельность. В связи с этим понятие «профориентация» получило свое новое толкование.

Идеи отца в полную силу зазвучали в исследованиях Светланы Николаевны Чистяковой, которая тесно связала образовательную деятельность и профориентацию в концепцию профессионального самоопределения личности, обусловившую взаимо-

влияние психологических, социальных, экономических факторов и развития общественных отношений в целом.

Светлана Николаевна предложила ориентировать подрастающее поколение с ранних лет на изучение своих склонностей, способностей, мотивов, черт характера; приобщать его к определенным видам трудовой деятельности; прививать общекультурные ценности; обучать принятию осознанных решений в сложных ситуациях. Это позволило профессиональной ориентации стать одной из ведущих национальных идей развития отечественного образования.

Актуальность концепции профессионального самоопределения личности обусловлена быстро меняющимися условиями современного общества и изменением запросов и потребностей работодателей, заинтересованных в адаптивных, мобильных, компетентных профессионалах.

Методология. Фундаментальную основу разработки концепции профессионального самоопределения личности составили: личностно-деятельностный подход (К. А. Абульханова-Славская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие), признающий деятельность условием полноценного развития и саморазвития личности; системный подход (Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Захаров, Ю. А. Конаржевский, В. В. Краевский, Л. И. Новикова и другие), позволяющий целостно видеть процесс педагогического сопровождения самоопределения личности; личностно ориентированный подход (К. А. Абульханова-Славская, Н. А. Алексеев, А. А. Плигин, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и другие ученые), обеспечивающий реализацию условий, необходимых для раскрытия и целенаправленного развития личностных черт учащегося; социокультурный подход (А. Г. Спиркин, В. А. Ядов), рассматриваемый как результат социализации человека, усвоения им определенных ценностей, норм, образцов поведения, принятых в различных сферах деятельности.

Данное исследование проведено посредством ретроспективного анализа законодательных документов, научной литературы, анализа результатов многочисленных проектов, грантов, педагогических и психологических изысканий Светланы Николаевны и ее коллег. Многообразие педагогических концепций и технологий социально-профессиональной ориентации объединены гуманистическим, личностно ориентированным, системно-деятельностным, компетент-ностным, социокультурным подходами в условиях непрерывного образования.

Немалая роль в обеспечении теоретического обоснования профессиональной ориентации учащейся молодежи и формирования профессионального становления принадлежит принципам: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, активности самоопределяющейся личности, партнерства и др.

Результаты. Теоретико-методологическая составляющая процессов профессиональной ориентации и профессионального самоопределения учащейся молодежи послужила основанием для внедрения целевых программ, проектов, моделей педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся на федеральном и региональном уровнях, разработки и содержания профориентацион-ных средств с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

Идеи С. Н. Чистяковой реализуются на практике в виде комплексных программ, включающих вопросы личностного, социального и профессионального самоопределения, рекомендованы для успешного их решения российскими и зарубежными учеными и практиками, специалистами различных областей, представителями государства и бизнеса.

Заключение. Профессиональная деятельность Светланы Николаевны Чистяковой - это прежде всего академическая точность и полет научной мысли, энергия и удивительная работоспособность, огромный профессиональный и жизненный опыт. Плодотворная исследовательская и организаторская деятельность, передовые открытия и разработки снискали С. Н. Чистяковой славу великого ученого, а также вывели профессиональную ориентацию и самоопределение на широкий круг общественности как в России, так и за рубежом.

Introduction. Svetlana Nikolaevna Chistyakova, an active member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, academician and secretary of the Department of Vocational Education of the RAO, chief researcher of the Institute of Educational Development Strategy of the Russian Academy of Education, left a significant mark in Russian science along with other scientists who determined the evolution of pedagogical development in the second half of the XXth century and the first half of the XXIst century in the direction of the development of personality throughout lifelong learning. A person's adaptation to society is a process that one goes through for the rest of one's life. Society is changing thus conditions are changing and adaptation is improving. The concept of personality adaptation, applicable to conditions in society and professional

activity was introduced by Professor Nikolai Nikolaevich Chistyakov. Its main points as a phenomenon were developed by 1963, and by 1973 the idea of career guidance was evolved. Nikolay Nikolaevich also expressed the idea that it is best to approach the harmonious development of a person along with schooling and upbringing, gradually directing one towards work. In this regard, the concept of career guidance received its new interpretation. Father's ideas were reinforced in the research of Svetlana Nikolaevna Chistyakova, who closely linked educational activities and career guidance in the concept of professional self-determination of an individual, which implies a reciprocal influence of psychological, social, economic factors and the development of public relations in general. Svetlana Nikolaevna suggested directing the younger generation from an early age towards exploring one's inclinations, abilities, motives, character traits; introducing them to certain types of work; instilling general cultural values; teaching them conscious decision-making in difficult situations. This allowed professional orientation to become one of the leading national ideas for the development of Russian education. The relevance of the concept of professional self-determination of an individual is caused by rapidly changing conditions of modern society and changing demands and needs of employers interested in adaptive, responsive, competent professionals.

Methodology. The fundamental basis for the development of the concept of professional self-determination of an individual were: a personal-activity approach (K. A. Abulkhanova-Slavskaya, L. S. Vygotsky, P. Ya. Galperin, V. V. Davydov, A. N. Leontiev, S. L. Rubinstein, D. B. Elkonin and others), recognizing activity as a condition for a proper development and self-development of an individual; a systematic approach (B. G. Ananyev, Y. K. Babansky, V. P. Bespalko, V. V. Zakharov, Yu. A. Konarzhevsky, V. V. Kraevsky, L. I. Novikova and others), providing a holistic view of the process of pedagogical support of an individual's self-determination; a personality-oriented approach (K. A. Abulkhanova-Slavskaya, N. A. Alekseev, A. A. Pligin, V. V. Serikov, I. S. Yakimanskaya and others), supporting the implementation of the conditions necessary for the discovery and purposeful development of student's personality traits; sociocultural approach (A. G. Spirkin, V. A. Yadov), which is considered as a result of human socialization, assimilation of certain values, norms, patterns of behavior adopted in various activity areas. The study was conducted through a retrospective analysis of legislative documents, scientific literature, analysis of the results of numerous projects, grants, pedagogical and psychological research of Svetlana Nikolaevna and her colleagues. A variety of pedagogical concepts and technologies of socio-professional orientation are combined with humanistic, personality-

oriented, system-activity, competence-based, sociocultural approaches in the conditions of lifelong education. A significant role in providing a theoretical basis for the professional orientation of students and the development of professional formation belongs to the principles of continuity, integration, differentiation and individualization, activity of self-determining person, partnership, etc.

Results. The theoretical and methodological component of the processes of professional orientation and professional self-determination of students served as the basis for the introduction of targeted programs, projects, models of pedagogical support for professional self-determination of students at the federal and regional levels, as well as the development and maintenance of career guidance tools taking into account the age and psychological characteristics of students. The ideas of S. N. Chistyakova are implemented in practice in the form of comprehensive programs that include topics of personal, social and professional self-determination. They are recommended for a successful implementation by Russian and foreign scientists, practitioners, specialists in various areas, representatives of the state and business.

Conclusion. Professional activity of Svetlana Nikolaevna Chistyakova is primarily characterized by academic accuracy, amazing efficiency and energy, considerable professional and life experience. Productive research and organizational activities, innovative discoveries and developments earned S. N. Chistyakova the fame of a great scientist, and also brought professional orientation and self-determination to a wide range of the public both in Russia and abroad.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация, развитие личности, системно-деятельностный подход, предпро-фильная подготовка, профильное обучение, сетевое партнерство, образовательный кластер.

Keywords: professional self-determination, professional orientation, personality development, system-activity approach, pre-profile training, profile training, network partnership, educational cluster.

Введение

В основе профессиональной ориентации лежит необходимость в трудовой подготовленности молодежи. Во второй половине XVII века в гуманистических концепциях прогрессивных деятелей и педагогов (Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Песталоцци и др.) складывается совершенно четкая идея о том, что трудовое воспитание является одним из условий развития личности и осознанной подготовки ее к профессиональной деятельности.

Профориентация и выбор профессии в нашей стране на протяжении XX столетия рассматривались как одна из важнейших сторон общего образования, политехнического обучения и воспитания личности, способной жить и трудиться в обществе с социалистической экономикой. Учителя должны были владеть средствами профориентации с учетом интересов государственной системы образования и требований научно-технического прогресса, а также охраны окружающей среды. К процессу формирования сознательного отношения молодежи к выбору профессии при-частны все слои общества, но главная роль отводится школе, учителям.

Перед педагогами ставится задача развивать способность обучающихся к самоопределению, а для этого необходимо постепенно сформировать у школьников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать, реализо-вывать планы своего профессионального, жизненного и личностного развития и выстраивать траекторию собственного будущего.

Н. Н. Чистяков одним из первых заявил, что профессиональная ориентация - это научная междисциплинарная область знаний и в то же время самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования. Идея о необходимости учета психолого-педагогических, экономических условий с целью социальной и профессиональной ориентации, адаптации личности к обществу и профессиональной деятельности окончательно созрела к 1973 г. С 1963 по 1973 г. начинает создаваться Кузбасская школа профориентаторов. Под руководством Николая Николаевича научно и практически обосновываются и проверяются содержание, формы и методы профессиональной ориентации на различных этапах. Главный же акцент Николай Николаевич всегда делал на слове «личность». Несмотря на сложные социально-экономические условия, которые в разные периоды переживала наша страна, идеи гуманизации профориентации, уважения к личности, опора на ее интересы и потребности остались приоритетными.

Существенная особенность профессиональной ориентации в том, что она органически вписывается в общую систему не только образования молодежи, но и развития промышленности регионов, становится важнейшим фактором формирования профессионального выбора молодежи, подготовки ее к трудовой деятельности и жизненному будущему.

Идеи комплексного подхода к организации профессиональной ориентации и касающиеся ее места в общей системе образования, воспитания и трудо-

вой подготовки, были тесно связаны с идеями лаборатории профессиональной ориентации Института трудового обучения педагогической академии СССР. В начале 70-х гг. XX в. сотрудники лаборатории под руководством А. Е. Голомштока подготовили теоретические основы системы профессиональной ориентации. Николай Николаевич поставил акцент на оказании социально-психологической поддержки личности в ситуации выбора профессии с учетом ее особенностей, собственных предпочтений и кадровых потребностей.

Первые выдающиеся аспиранты-кузбассовцы Николая Николаевича - Н. Я. Канторович, Н. Э. Касаткина, Т. А. Буянова и другие - предложили при подготовке рабочих кадров высокой квалификации формировать ценностные ориентации, нравственные идеалы будущего учителя. Особенно актуальна данная позиция была для профориентологов, которые помогали бы педагогам в организации консультаций школьникам делать свой профессиональный выбор. В школах, вузах и на промышленных предприятиях Кузбасса создавались профориентационные кабинеты и центры, работал межведомственный областной совет по профориентации, действовала служба профессиональной диагностики при Кемеровском госуниверситете. Идея подготовки высококвалифицированных мотивированных специалистов заработала.

Светлана Николаевна Чистякова достойно продолжила дело своего отца Н. Н. Чистякова по развитию идей профессиональной ориентации молодежи. Проблема профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся всегда была острой и не подвергалась сомнению, была значимой в отношении педагогических работников, которые воспитывали подрастающее поколение в труде и для труда. Однако она не всегда признавалась конъюктурой. Но и тогда Светлана Николаевна оставалась верной своей, по ее пониманию всегда необходимой, концепции жизненного, профессионального и социального самоопределения учащейся молодежи. В 1960-е-1970-е гг. акцент постепенно перемещался в сторону воспитания способности молодежи делать выбор дальнейшего образования, то есть учитывались объективные и субъективные условия и факторы при выборе профессии.

Сегодня идеи Николая Николаевича и Светланы Николаевны Чистяковых продолжают развиваться, искать перспективные подходы к профессиональному самоопределению индивида, проектированию педагогических систем, моделей образовательных отношений, ориентированных на личностные запросы и потребности обучающихся. Они нашли свое отраже-

ние в реальных программах, проектах, в работе учителей, преподавателей. Также необходимо учитывать, что развитие способности к самопознанию, самоизменению, рефлексии, самосовершенствованию и самореализации является необходимым условием современного образования и подготовки молодежи к самоопределению. Светлана Николаевна была убеждена в том, что идея подготовки школьников к самоопределению должна быть основана не только на учете индивидуальных особенностей человека и требований профессии, но и на учете возможных изменений личностных качеств и смены требований работодателя. Одним из главных положений концепции самоопределения является идея подготовки специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, готового проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные потребности, знания; человека, стремящегося к самообразованию и развитию на протяжении всей жизни. Важно отметить, что изменение содержания форм и методов образовательной деятельности позволяет обучающемуся осваивать компетентности и культурные нормы, значимые для его профессионального самоопределения: умение ставить цель и составлять программу действий ее достижений; умение анализировать имеющиеся варианты продолжения образования с учетом возможных ограничений; способность успешно включаться в продуктивную, практическую деятельность, направленную на приобретение опыта в избираемой сфере труда; способность использовать уже имеющийся опыт взаимодействия с профессионально-производственной и социокультурной средой в контексте профориентационно значимых проблем.

Таким образом, самоопределение подрастающего поколения выдвигается на первый план профильного обучения при соблюдении принципов интеграции, проблематизации, дифференциации и индивидуализации, практикоориентированности, социального партнерства.

Свой научный поиск Светлана Николаевна начинала в Российской академии образования, где образовав круг единомышленников, пришла к идее педагогического сопровождения профессионального и социального самоопределения школьников и учащейся молодежи, создала творческий и работоспособный коллектив Центра самоопределения и профессиональной ориентации Института содержания и методов обучения РАО (г. Москва), объединенный общей благородной целью - внедрить системную профори-ентационную работу с учащейся молодежью на федеральном и международном уровнях.

Одной из значимых позиций Светланы Николаевны, от которой, по ее мнению, зависел успех теоретических выкладок, был упор на педагогическую практику при высокой мотивированности и компетентности педагогов, реализующих новые подходы. Она всегда призывала к вовлечению сотрудников и единомышленников, руководителей школ и учителей в опытно-экспериментальную и научно-исследовательскую работу по педагогической поддержке профессионального самоопределения школьников, результаты которой позволили совершенствовать профессиональную педагогическую деятельность и способствовали подготовке мотивированных и высоко заинтересованных в результатах своей деятельности кадрах.

Постоянная работа с педагогами-практиками стала одной из отличительных особенностей Светланы Николаевны, что позволяло с опорой на методологические основы педагогики и психологии актуализировать фундаментальные знания в конкретных ситуациях, быть открытыми новому, уметь анализировать прошлые ошибки и учитывать их при разработке новых практико-ориентированных педагогических технологий профессионального самоопределения личности в контексте жизненного творчества.

Методология

На протяжении многих лет Светлана Николаевна занималась разработкой, обновлением концептуальных оснований и внедрением технологий педагогической и психологической помощи школьникам, стоящим на пороге принятия решения о профессиональном пути и своем образовательном маршруте.

Постановление «О реформе общеобразовательной и профессиональной школы» 1984 г. дало новый виток развитию профессиональной ориентации, появлению новых структур (территориальных центров профессиональной ориентации с сетью районных профконсульта-ционных пунктов, кабинетов профессиональной ориентации в общеобразовательных учреждениях), подготовке специалистов по работе с молодежью. Светлана Николаевна Чистякова являлась соавтором первого профориентационного курса «Основы производства. Выбор профессии», который в 1980-е гг. был обязательным предметом школьной программы; одним из авторов Концепции профессионального самоопределения молодежи, где профессиональное самоопределение определяется как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения. Этот длительный процесс согласования внутри-

личностных и социально-профессиональных потребностей не завершается профессиональной подготовкой по избранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и профессионального пути [7]; координатором Международной сети школ продуктивного образования «Город-как-Школа», в основе которого лежит принцип «обучение через деятельность (делание)» [14; 18]; Концепции педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников [12], Концепции подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся [11], Концепции профильного обучения [13]. Разрабатывала методики и технологии профессиональных проб [9].

Важным положением идеи непрерывного профессионального образования является то, что профессиональное самоопределение формируется с появлением у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, реализуется через формирование отношения к себе как субъекту профессиональной деятельности на основе оценки уровня своего профессионализма.

Основными принципами концепции самоопределения являются принципы: непрерывности, интеграции, дифференциации и индивидуализации, непрерывности, активности самоопределяющейся личности и партнерства.

- Принцип непрерывности обеспечивает в образовательном процессе единство среднего общего и профессионального образования на основе общекультурных, социальных и личностных запросов.

- Интеграции предполагает объединение субъектов образовательного процесса, в котором каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на социально-профессиональное самоопределение личности.

- Дифференциации и индивидуализации. Данный принцип ориентирован на организацию образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей, запросов учащихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс социально-профессионального самоопределения молодежи.

- Активности самоопределяющейся личности -предполагает веру в возможность самостоятельного и осмысленного решения человеком своих проблем. Это принцип активности самого педагога и психолога при сопровождении социально-профессионального самоопределения, а следовательно, предполагает поиск новых подходов к профориентационной работе

с учетом конкретных условий образовательного учреждения и города.

- Партнерства - основывается на добровольном взаимодействии ради достижения общих (или близких) целей и совместного решения проблем на основе взаимоуважения и признания равных прав участников взаимодействия и коммуникации.

Идеи оказания подросткам своевременной, научно обоснованной помощи сообразно сложившейся социокультурной ситуации нашли отражение в работах многих представителей научной школы Светланы Николаевны Чистяковой [4-6; 8; 15]. Научные труды, экспериментальную работу Светланы Николаевны отличает целостное видение и изучение проблемы, ярко выраженная направленность на образование личности, на педагогическое сопровождение и поддержку ее профессионального и жизненного становления, социальное партнерство, оказание помощи в решении важной для каждого человека проблемы -«кем быть».

Результаты

Светлана Николаевна подходила к понятию профессиональной ориентации в расширенном контексте - с позиций социального, ценностного, личностного самоопределения и общественных отношений; рассматривала профессиональную ориентацию как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи при выборе профессии, в профессиональном самоопределении и формировании готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом общественных потребностей в специалистах различного профиля [17]. Она, в частности, отмечала, что приоритетными в профориентационной работе являются: значимость традиций трудовой подготовки школьников, профессиональные пробы по востребованным профессиям; проектная, исследовательская деятельность; возможности передовых информационных технологий в поддержке профессионального самоопределения; потребности регионального рынка труда и учет образовательного и производственно-профессионального окружения в поселках, городах, регионе; создание технопарков; организация социального партнерства, сетевого взаимодействия и др.

Светлана Николаевна считала, что инновационный характер профориентационной деятельности педагогов в свете новых требований времени и общества обеспечивается ориентацией на новые образовательные результаты; принципиальным изменением содер-

жания, форм работы учителя и ученика, студента и преподавателя; изменением характера взаимоотношений между субъектами образовательного процесса. Данные утверждения можно отнести не только к профориентационной, но и в целом к педагогической деятельности каждого учителя школы, преподавателя колледжа, техникума или вуза, потому что без ориентации системы образования на новые вызовы и требования общества воспитать социально зрелую, конкурентоспособную личность невозможно.

Вполне обоснованный интерес к разработкам научной школы Светланы Николаевны проявили представители отечественной и зарубежной науки. Регулярное участие Светланы Николаевны в конгрессах международной сети школ продуктивного образования (International Network of Productive Schools -INEPS) послужило разработке проекта «Город-как-Школа» во многих российских городах.

Идея продуктивного образования, в основе которого лежит принцип «обучение через деятельность», способствует становлению социальной зрелости учащейся молодежи посредством стимулирования общекультурного и предпрофессионального опыта, ориентированного на их истинные образовательные потребности. Основная цель проекта «Город-как-Школа» -продуктивное (практическое, производственное) обучение, ориентированное на активное вхождение подростков в реальную трудовую деятельность, расширение их социально-трудового опыта, создание условий социально-профессиональной адаптации через деятельность в различных сферах. Основная задача продуктивного обучения - развитие совмещенного практического и образовательного опыта старшеклассника, овеществленного в конкретном продукте (проекте). Наряду с обязательными учебными занятиями проводятся социальные трудовые практики, создается пространство для продуктивной деятельности подростка при поддержке педагога, без чего не появится инициативный и умелый специалист.

Научно обоснованная идея комплексной подготовки профконсультантов, педагогов к работе по профессиональной ориентации была реализована в рамках образовательных проектов «Профконсультант. Преподаватель основ экономических знаний» по переобучению безработных граждан с высшим образованием в Кемеровском государственном университете в 1998 и 2001 гг. Целью данных проектов стала динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения.

Идея предпрофильной подготовки и профильного обучения старшеклассников, обучения молодых

людей профессии в период ее освоения в профессиональной образовательной организации и в период овладения молодым специалистом профессиональными компетенциями на рабочем месте по завершении обучения нашла свое воплощение на федеральных экспериментальных площадках РАО и министерства образования во многих регионах России.

В качестве основных результатов можно назвать концептуальные положения теории профессиональной ориентации В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, которые раскрывают понятие «профессиональное самоопределение» как сложный диалектический процесс формирования личностью системы основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных профессиональных планов и намерений, реалистического образа себя как профессионала [2, с. 11-15; 16, с. 6-9].

В целом самоопределение можно охарактеризовать как центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих: жизненное самоопределение отражает цели и результаты самореализации в окружающем мире; личностное самоопределение связано с формированием ценностно-смыслового самопознания и деятельностного своеобразия человека; профессиональное самоопределение позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Теоретические идеи, практические разработки научной школы С. Н. Чистяковой остаются востребованными и находят воплощение в реализации региональных программ развития профессионального образования, в построении организационно-функциональных моделей профориентационной работы, в создании и обновлении дидактического и методического обеспечения профессиональной ориентации молодежи, технологического обеспечения профори-ентационной составляющей предпрофильной подготовки и профильного обучения, в разработке технологий профориентационно значимого социального партнерства.

По инициативе С. Н. Чистяковой при Отделении профессионального образования РАО были созданы экспертный и научные советы, зарождались идеи инженерного, педагогического, этнокультурного образования и информатизации образования.

В 1996 г. на основе рекомендаций и критериев Института продуктивного обучения в Европе и опу-

бликованных в книге «Продуктивное обучение - возможности образования молодежи в Европе» под научным руководством Светланы Николаевны был разработан проект «Город-как-Школа». В этот период в Кемеровском областном институте усовершенствования учителей проведены международный симпозиум «Инновационные технологии в подготовке школьников Кузбасса к социально-профессиональному самоопределению» и международная научно-практическая конференция «Продуктивное обучение в практике образовательных учреждений. Предварительные результаты и перспективы проекта «Город-как-Школа»» с участием ученых и практиков из городов Российской Федерации и Германии (1996, 1997). По решению симпозиума в межшкольных учебных комбинатах Кузбасса начались работа по данному проекту и сотрудничество с международной сетью школ продуктивного образования (International Network of Productive Schools - INEPS).

Продуктивное образование имеет несколько реальных позиций:

- индивидуальные программы и самостоятельная учеба подростков (получение конкретного продукта учебной деятельности подростка на основе индивидуальных программ и собственного выбора);

- деятельность создает опыт, в том числе и опыт образования, он анализируется, рождает личностное знание, вместе они являются залогом личностного роста;

- работа подростка на рабочем месте и его практики, включенные в обязательном порядке в учебный процесс (возможность учиться у мастеров-профессионалов, совместно с ними выполнять реальную работу, группой обсуждать проблемы обучения, практики и приобретать индивидуальный смысл);

- групповая работа и рефлексия вместо классно-урочной системы (система содержательно связанных учебных групповых занятий, дискуссий и рефлексии, самообразования школьников, производственных и социальных практик на основе реального выбора);

- педагог-консультант и тьютор вместо учителя-предметника (оказание необходимой педагогической и психологической поддержки обучающимся);

- учебная мастерская с современным оборудованием (самостоятельное осмысление деятельности на реальном рабочем месте для приобретения первоначального опыта в интересующей подростка профессиональной деятельности).

Таким образом, «обучение через деятельность» при прохождении трудовой практики или стажировки на реальном предприятии является адекват-

ным способом знакомства обучающегося с профессией и освоения профессиональных знаний и навыков. При таком подходе подросток может понять, какая профессия ему действительно ближе, в реальности ощутить особенности трудовых взаимоотношений и специфику совместной работы, нацеленной на общий результат, создание конкретного продукта. При этом в процессе деятельности такого рода вырабатываются не только необходимые профессиональные навыки, но и трудовые ценности, навыки работы в коллективе и взаимодействия с работодателем.

Многолетнее творческое сотрудничество С. Н. Чистяковой и ее последователей с педагогическим коллективом московского межшкольного учебного комбината № 13 «Хамовники», учреждениями повышения квалификации и переподготовки работников образования Кемеровской, Курской, Московской областей, Республики Саха (Якутия) и других регионов России способствовало созданию научных, учебных и методических работ, развивающих идею интегра-тивного профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера», реализуемого на разных возрастных этапах.

Научная деятельность С. Н. Чистяковой и коллег отразилась в проектах РГНФ по всей России, учитывающих региональные особенности и развития личности: Исследовательская практика школьников в профильном обучении (2006-2007), Педагогическая поддержка проектирования школьником образовательно-профессионального маршрута (в предпрофильной подготовке и профильном обучении) (2008-2009), Система профессиональной ориентации учащейся молодежи: состояние и перспективы (2010-2011), Психолого-педагогические технологии формирования социально-профессионального самоопределения учащихся в условиях непрерывного образования (2011-2012), Тенденции и ресурсы развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в условиях сетевого социального партнерства (2014-2016) [1, с. 66].

Реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2788) оказала большое влияние на развитие системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательной школы, а также на поиск более гибких подходов к построению учебных планов основной и старшей школы.

С. Н. Чистякова была научным руководителем ВНИКа по теме: «Профильное обучение в образова-

тельных учреждениях региона Кузбасс» (2007-2010), который предусматривал одно из направлений модернизации образования - предпрофильную подготовку и профильное обучение, где важнейшим элементом являются элективные курсы. Они служат для вовлечения обучающегося в ситуацию «ответственного выбора» и способствуют формированию у него опыта принятия решения об индивидуальном образовательном маршруте.

Ориентационная работа в процессе предпрофиль-ной подготовки частично компенсирует недостатки существующей системы образования и, в частности, профильного обучения, демонстрируя необходимость становления нового типа социальности у будущих выпускников и провоцируя собственные размышления обучающегося о целях и смыслах дальнейшего социального и профессионального становления.

Обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности с учетом заявленных им индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки обучающихся, включающей овладение школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда, приобретения практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения.

Результаты деятельности ВНИКа были учтены при разработке учебно-методической документации, программ и технологий социально-профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений; проведении научно-практических семинаров по подготовке и повышению квалификации педагогических и руководящих кадров, работающих в профильной школе; при подготовке региональной программы перехода на профильное обучение в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования по настоящее время.

Среди научных интересов Светланы Николаевны -исследования, посвященные непрерывному педагогическому образованию, теории и практике подготовки и повышению квалификации педагогов, профессиональному росту учителей, влиянию личности педагога на самореализацию детей и молодежи, о чем свидетельствует ее активное участие в разработке Концепции развития непрерывного педагогического образования в Северо-Восточном федеральном университете. Представители научной школы под руководством С. Н. Чистяковой участвовали в выполнении Государственного контракта № 1120-1 от 14.06.2011 «Разработка организационно-

функциональной модели профориентационной работы с учащимися с учетом особенностей образовательного и профессионально-производственного потенциала Республики Саха (Якутия)» (2011-2012).

В 2014 г. Светлана Николаевна поддержала идею соглашения между Российской академией образования и Правительством Калининградской области по основным направлениям: развитие образования и науки; координация деятельности и повышение эффективности использования образовательного, научного и инновационного потенциала; подготовка кадров высшей квалификации; повышение уровня научных исследований и выполнение совместных инновационных проектов.

По инициативе С. Н. Чистяковой и по согласованию с администрациями сибирских регионов коллективом ученых и педагогов-практиков на базе учреждений СПО, ВО, ДО, общеобразовательных школ был запущен проект «Теоретико-методологические основания опережающей подготовки специалистов среднего профессионального образования» (20 экспериментальных площадок в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской, Тюменской областях и Алтайском крае) [1, с. 70].

Сегодня профессиональное самоопределение личности реализуется не в форме разового выбора одной из множества карьерных траекторий, набор которых определяется потребностями экономической сферы, а в форме выбора индивидуального набора общих и профессиональных компетенций с учетом возможностей и потребностей личности. Профессиональное самоопределение как динамичный процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности, начиная с дошкольного возраста, когда в игровом пространстве формируются первичные представления о мире профессий и интерес к трудовой деятельности; обучение в общеобразовательной школе и профессиональной образовательной организации, когда происходит развитие универсальных учебных действий и профессиональных компетенций, личностных и профессионально важных качеств будущих специалистов, до выхода на пенсию или полностью из трудовой деятельности, осознаешь актуальность и необходимость профориентационной работы как непрерывного процесса.

Идея С. Н. Чистяковой о том, что важная роль в подготовке обучающихся к профессиональному выбору отводится педагогам, имеет особое значение: «Сегодня требуется такая система подготовки педагогических кадров, которая способна обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обра-

зование, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, развития креативных способностей обучающихся, формирования одного из важнейших умений - умения учиться самостоятельно; обеспечить владение педагогом новыми средствами организации образовательного процесса, инновационными технологиями обучения, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода» [16, С. 53].

Педагогическая общественность многих регионов страны хорошо знакома с деятельностью Светланы Николаевны, которая читала лекции по педагогике, профессиональной ориентации, проводила семинары, мастер-классы, оказывала помощь, как ученым-исследователям, так и руководителям-практикам и педагогам. Совместными усилиями проводился поиск новых научных подходов, концепций, идей, лучшие практики отрабатывались в образовательных организациях.

В ходе образовательных проектов «Профконсуль-тант. Преподаватель основ экономических знаний» по переобучению безработных граждан с высшим образованием исследовалась динамика смысловых образований личности в процессе профессионального переобучения. Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности. Деятельностно-смыс-ловое единство личности - это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Оно характеризуется: оптимальным соотношением между системой ценностно-смысловых ориен-таций личности и сформированной системой деятельности, направленной на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и т. д.), т. е. состоянием, обусловливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов); возможностями для развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования деятельности личности; минимальным проявлением неблагоприятных психологических состояний.

Личность человека при таком подходе является одновременно объектом профориентационных, про-фконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект). Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, акту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне. Можно выделить этапы профессионального самоопределения, когда уровень его «проблемности» повышается в силу указанных причин. Этапы профессионального самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения как смысловой, так и деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека. Каждый этап профессионального самоопределения кроме содержания характеризуется конкретной ситуацией, специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста.

Выпускники курсов успешно работают в школах Кемеровской области и отмечают, что проект дал им не только новую профессию, но и сделал их жизнь более осмысленной. Как сказала одна из слушательниц: «Я поняла, что могу в большей степени, чем раньше, стать хозяйкой своей судьбы». И это мнение отражает суть перемен, происходящих со всеми субъектами, созданного в процессе переобучения «пространства понимания».

Специалисты различных служб профориентации, занятости населения особое внимание уделяют профессиональному консультированию старших школьников: устанавливают соответствие индивидуальных, психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии; используют различные формы (справочные, диагностические, формирующие, медицинские) и методы консультирования (беседы, наблюдение, тестирование, анкетирование, проблемные ситуации, тренинги, упражнения). Таким образом, профессиональная ориентация была направлена на формирование осознанного отношения учащихся к профессиональной деятельности через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.

Теоретические и прикладные разработки успешно проходили внешнюю экспертизу на международных и всероссийских симпозиумах, научных конференциях, выставках и форумах. Светлана Николаевна была инициатором и активным участником 15 научно-практических конференций в Кузбассе (1994-2019) по проблемам жизненного и профессионального самоопределения, психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения уча-

щейся молодежи. В итоге под научным руководством и научным консультированием С. Н. Чистяковой успешно защищено 11 кандидатских и 8 докторских диссертаций кузбасских аспирантов и соискателей.

Научно-методические семинары, выступления, встречи и беседы Светланы Николаевны с педагогами Калининградской области нашли отражение в работе педагогов колледжей и школ, выстраивающих системную профориентационную работу с обучающимися на всех этапах обучения, организующих проведение профессиональных проб по методике, разработанной авторским коллективом научной школы С. Н. Чистяковой, сетевом социальном партнерстве, социальных практиках, уроках профессиональной ориентации.

Научные исследования С. Н. Чистяковой в Курской области начались в 2010 году, когда она была научным руководителем, вдохновителем экспериментальных площадок РАО. Тема исследования связана с научно-методическими основами социального партнерства в профессиональной ориентации учащейся молодежи. В результате создана многоуровневая система сетевого социального партнерства, реализация в практике работы профессиональных образовательных организаций содержания, инновационных технологий и форм организации профессиональной ориентации молодежи; разработана и реализуется программа научно-исследовательской деятельности, определяющая концептуальные основы, программные аспекты социального партнерства в профессиональной ориентации молодежи; создан и расширяется кластер социального партнерства образовательных организаций. В Курском институте развития образования с 2016 года реализуется дополнительная профессиональная программа для профориентологов. Сегодня они успешно проводят профориентационное тестирование, информирование и консультирование обучающихся, привлекают родителей к профориентационной деятельности, организуют конкурсное движение профориен-тационной направленности, участвуют во всероссийских и региональных профориентационных проектах. С 2019 г. проводимые научно-практические конференции носят имя С. Н. Чистяковой [1, с. 40-41].

Педагогические исследования в Мордовском государственном педагогическом институте имени М. Е. Евсевьева основываются на разработках научной школы С. Н. Чистяковой. С 2012 г. Светлана Николаевна осуществляла научное руководство инновационной площадкой «Теоретико-методические основы создания модели вуза как базового центра педагогического образования»; с 2017 г. выступала

в качестве научного руководителя Мордовского научного центра РАО, координирующего совместные инновационные научные проекты [1, с. 75].

Первый проект «Теория и практика подготовки специалистов в условиях научно-образовательных кластеров разного профиля» был связан с особенностями профессиональной ориентации в Республике Татарстан, основная идея которой заключается в ее осуществлении в условиях научно-образовательного кластера. Было выявлено, что образовательный кластер способствует получению синергетического эффекта в профориентационной работе и ускоренного внедрения инноваций во все сегменты отраслевого кластера: происходит ликвидация дублирующих звеньев, устраняются ненужные и надуманные барьеры. Создается единый научный и практико-ориентированный сектор. По инициативе Светланы Николаевны в Институте развития образования Республики Татарстан была создана инновационная площадка на тему «Региональная система организации наставничества педагогических и руководящих кадров на основе сетевого взаимодействия» [1, с. 45].

В Белгородской области Светлана Николаевна возглавила коллектив по исследованию проблемы «Разработка и внедрение системы поддержки социально-профессионального самоопределения педагогов» (2014-2016).

В 2015-2016 годах под научным руководством Светланы Николаевны был реализован проект «Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся» на базе ГБУВО Калининградской области «Педагогический институт» с целью повышения квалификации педагогов школ, колледжей по профориентации. В результате выстроилась системная работа по профессиональной ориентации со школьниками, студентами, выпускниками, педагогами школ в условиях непрерывного педагогического образования, апробирована организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Созданная Малая педагогическая академия как элемент системы непрерывного педагогического образования через программу деятельности со старшеклассниками способствовала формированию новых ценностей и смыслов педагогического образования, профессионального самоопределения обучающихся и устойчивого интереса к педагогической деятельности.

В 2018-2019 гг. Светлана Николаевна обеспечивала научное руководство проектов «Сетевая проф-

ориентационная школа «Ориентир - 2018», «Сетевая профориентационная школа «Ориентир - 2019» Ассоциации учреждений профессионального образования Калининградской области и поддержанных фондом президентских грантов. Светлана Николаевна была и научным руководителем проекта Профориентаци-онный интерактивный фестиваль «Ориентир - 2020». Идея подготовки педагогов, их готовности к ведению педагогической поддержки профессионального самоопределения обучающихся, воспитанников реализуется в проекте через содержательный анализ системной профориентационной работы участников проекта, научно-методические семинары в школах, подготовку сборника научно-методических материалов, обобщающих профориентационные практики педагогической поддержки профессионального самоопределения в различных образовательных организациях [6, с. 50-51].

Светлана Николаевна много лет была научным руководителем журнала «Профессиональное образование. Столица» (Москва), членом редакционного совета журнала «Профессиональное образование в России и за рубежом» (Кемерово), включенных в перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки РФ. С 2017 г. - главным редактором научно-методического журнала «Платформа-навигатор: развитие карьеры». Благодаря убеждениям и настойчивости Светланы Николаевны, СевероВосточный федеральный университет выступил учредителем этого журнала. Данное издание - единственное российское издание, ориентированное на все уровни образования, посвященное вопросам профессионального самоопределения, профессиональной ориентации и будущей профессиональной карьере учащейся молодежи, подготовке педагогов-профориентаторов в образовательных организациях Российской Федерации.

С. Н. Чистякова - автор более 250 научных работ (монографий, концепций, научных отчетов и статей, федеральных и региональных программ и проектов, учебников и учебно-методических комплектов для школьников, учебно-методических пособий, научно-методических рекомендаций и книг для педагогов).

Серия учебно-методических комплектов «Профессиональное самоопределение» не имеет аналогов в современной российской учебной литературе для школьников. Особое место среди них занимает разработанный под руководством С. Н. Чистяковой совместно с авторским коллективом и опубликованный с ее непосредственным участием в Издательском центре «Академия», Издательстве «Просвещение»

учебно-методический комплект по профессиональной ориентации обучающихся 1-11-х классов «Твоя профессиональная карьера» («Путешествие в мир профессий», 1-4-е классы; «Кем я хочу быть», 5-6-е классы; «Познаю себя и профессии», 7-8-е классы; «Профессиональное самоопределение: Выбор профиля обучения и профессии», 9-й класс; «Профессиональное самоопределение: от учебы к профессиональной карьере», 10-11-е классы).

Рекомендуемые формы занятий, предусмотренные ФГОС (разноуровневые задания, пробы, игры, проекты, исследовательская деятельность) и адаптированные к возрасту, разнообразны; их тематика охватывает основные проблемы профессиональной деятельности человека: специфика разделения труда, классификация профессий, профессионально важные качества, описание широкого круга профессий. Реализация концепции способствует формированию представлений обучающихся о себе, о труде в различных сферах профессиональной деятельности; помогает определить возможности построения будущего образовательного и профессионального маршрута, включает элементы диагностики и профессиональных проб. Авторским коллективом определены подходы к обеспечению поддержки профессионального самоопределения обучающихся с учетом особенностей региональных рынков труда и услуг профессиональных образовательных организаций.

Научные открытия и разработки С. Н. Чистяковой способствуют развитию педагогической науки в России, представляют уникальный опыт по разработке концепций и региональных программ по профессиональному самоопределению молодежи, созданию учебников и учебно-методических комплектов для школьников, а также книг для педагогов, развивающих идею интегративного профориентационного курса «Твоя профессиональная карьера» (1-11-й классы); разработке и внедрению в образовательный процесс оригинальных методик преподавания и подготовки кадров через образовательные программы, включающие предметы по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциацию обучающихся старших классов; профориентаци-онную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы; педагогические технологии, развивающие эмоциональную ценностно-смысловую, мотивационно-потребностную сферы личности, нравственные, социально и профессионально значимые качества; формы организации профориентационной работы на основе принципов непрерывности, практи-коориентированности, социального партнерства.

Заключение

Научная деятельность Светланы Николаевны с течением времени не только не утрачивает своего значения, но и приобретает новое звучание, ее научные идеи отвечают на вызовы времени и соответствуют современным тенденциям развития образования и общества.

Светлана Николаевна рассматривала профессиональную ориентацию в расширенном контексте с позиций социального, ценностного, личностного самоопределения субъектов общественных отношений, системы образования и общества. Практически все выделенные профессором С. Н. Чистяковой идеи являются ориентирами в работе профконсультантов.

Современный подход к организации профори-ентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации образовательного процесса, развития требуемых компетенций обучающихся как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ интернет-ресурсов для поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.

Научно-педагогическая деятельность С. Н. Чистяковой оказала большое влияние на развитие идей, методологии, теории, технологии профессионального самоопределения учащейся молодежи и в целом на развитие российской педагогической науки. Она всегда работала с исключительной ответственностью, находилась на гребне инновационного развития образования в контексте его мировых тенденций. Светлана Николаевна была увлекающимся человеком и могла увлечь своей идеей огромное количество людей. Авторитет ее был огромен. Но, как известно, «ничто на земле не проходит бесследно». Есть созданные С. Н. Чистяковой методологические и педагогические основы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения растущих людей, есть ее ученики и она - пример верности и преданности служению Отечеству, посвятив свою жизнь гражданской и профессиональной заботе о формировании нового поколения трудовых кадров.

Литература

1. Жизнь, судьба и профориентация: книга воспоминаний о С. Н. Чистяковой / под общ. ред. В. И. Сахаровой. Кемерово, 2020. 218 с.

2. Поляков В. А. Социально-педагогические программы перехода от учебы к работе // Выпускник, рынок, профессиональ-

ная карьера: мат-лы обл. науч.-практ. конф. Кемерово, 1994. С. 11-15.

3. Сахарова В. И., Килина И. А. Профессиональная ориентация младших школьников. Кемерово, 2020. 124 с.

4. Профессиональное самоопределение - дорога в постиндустриальный мир / авт.-сост.: В. М. Жураковский, В. Г. Мартынов, А. А. Туманов. М., 2021. 164 с.

5. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы / отв. ред. С. В. Панина. Киров, 2020. 299 с.

6. Профессиональное самоопределение личности: педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся: сб. науч.-метод. материалов / под общ. ред. Т. В. Королевой, В. И. Сахаровой, А. В. Даниленкова. Калининград, 2020. 306 с.

7. Профессиональное самоопределение молодежи. Концепция / С. Н. Чистякова, В. А. Поляков, С. А. Волошин,

B. В. Журавлев и др. // Педагогика. 1993. № 5. С. 33.

8. Профессиональное самоопределение: современный аспект [Электронный ресурс]: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф., посвященной памяти выдающегося российского учёного, профориентолога, академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Светланы Николаевны Чистяковой (2 апреля 2020 г., г. Якутск). Киров, 2020. 1 CD-R.

9. Профессиональные пробы: технология и методика проведения / С. Н. Чистякова, А. В. Гапоненко, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер. М., 2011.

10. Сахарова В. И. Современные образовательные технологии в профориентационной деятельности педагогов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 2.

C. 32-38.

11. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф., Соколова И. И. Концептуальные основания подготовки педагогов к профессиональной ориентации обучающихся // Педагогика. 2017. № 2. С. 84-97.

12. Чистякова С. Н. Концепция педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения школьников // Известия АСОУ. 2015. Т. 2, № 3. С. 47-52.

13. Чистякова С. Н., Дик Ю. И., Сасова И. А. Концепция профильного обучения в учреждениях общего среднего образования // Школьные технологии. 2002. № 4.

14. Чистякова С. Н. О международном проекте «Город-как-Школа» // Дополнительное образование. 1999. № 3. С. 25.

15. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. От учебы к профессиональной карьере. М., 2012. 176 с.

16. Чистякова С. Н. Педагогические условия формирования профессионального самоопределения школьников в современном мире труда // Выпускник, рынок, профессиональная карьера: мат-лы обл. науч.-практ. конф. Кемерово, 1994. С. 6-9.

17. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Подготовка учителя к педагогическому сопровождению обучающихся к будущему профессиональному выбору / С. Н. Чистякова // Платформа -Навигатор: развитие карьеры. 2018. № 1 (4). С. 51-61.

18. Чистякова С. Н. Развитие проекта «Город-как-Школа» // Новые ценности образования. 1996. № 5. С. 50.

Referense

1. Zhizn', sud'ba i proforientacziya: kniga vospominanij o S. N. Chistyakovoj[Life, Destiny and Vocational Guidance: Book of Memoirs about S. N. Chistyakova]. Ed. V. I. Sakharova. Kemerovo, 2020, 218 p. (In Russian).

2. Polyakov V. A. Social'no-pedagogicheskie programmy perekhoda ot ucheby k rabote [Social-pedagogical programs of transition from study to work]. Graduate, market, professional career. Matters of the regional scientific-practical conference. Kemerovo, 1994, pp. 11-15. (In Russian).

3. Sakharova V. I., Kilina I. A. Professional'naya orientacziya mladshikh shkol'nikov [Vocational guidance for junior high school students]. Kemerovo, 2020, 124 p. (In Russian).

4. Professional'noe samoopredelenie - doroga v postindustrial'nyj mir [Vocational self-determination - the road to the post industrial world]. Compilers V. M. Zhurakovsky, V. G. Martynov A. A. Tumanov. Moscow, 2021, 164 p. (In Russian).

5. Professional'noe samoopredelenie lichnosti: mekhanizmy i obrazovatel'ny'e resursy' [Personal Professional Self Determination: Mechanisms and Educational Resources]. Ed S. V. Panina. Kirov, 2020, 299 p. (In Russian).

6. Professional'noe samoopredelenie lichnosti: pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya obuchayushhikhsya [Personal Professional Self-Determination: Pedagogical Support of Students' Professional Self-Determination]. Collection of scientific and methodical materials. Eds. T. V. Koroleva, V. I. Sakharova, A. V. Danilenkova. Kaliningrad, 2020, 306 p. (In Russian).

7. Chistyakova S. N., Polyakov V. A., Voloshin S. A., Zhuravlev V. V. et al. Professional'noe samoopredelenie molodezhi. Konczepcziya [Professional self-determination of young people. Concept]. Pedagogy, 1993, no. 5, pp. 33. (In Russian).

8. Professional'noe samoopredelenie: sovremenny'jaspect [Professional self-determination: a modern aspect]. Collection of proceedings of the All-Russian scientific and practical conference dedicated to the memory of an outstanding Russian scientist, professional orientologist, academician of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Svetlana Nikolaevna Chistyakova (April 2, 2020, Yakutsk). Kirov, 2020. 1 CD-R. (In Russian).

9. Chistyakova S. N., Gaponenko A. V., Rodichev N. F., Lerner P. S. Professional'ny'e proby': tekhnologiya i metodika provedeniya [Occupational tests: technology and methodology]. Moscow, 2011. (In Russian).

10. Sakharova V. I. Sovremenny'e obrazovatel'ny'e tekhnologii v proforientaczionnoj deyatel'nosti pedagogov [Modern educational technologies in vocational activities of teachers]. Professional Education in Russia and Abroad, 2019, no. 2, pp. 32-38. (In Russian).

11. Chistyakova S. N., Rodichev N. F., Sokolova I. I. Konczeptual'ny'e osnovaniya podgotovki pedagogov k professional'noj orientaczii obuchayushhikhsya [Conceptual foundations of teacher training for professional orientation of students]. Pedagogy, 2017, no. 2, pp. 84-97. (In Russian).

12. Chistyakova S. N. Konczepcziya pedagogicheskogo soprovozhdeniya soczial'no-professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [The concept of pedagogical support for the socio-professional self-determination of schoolchildren]. Proceedings of the ASOU, 2015, vol. 2, no. 3, pp. 47-52.(In Russian).

13. Chistyakova S. N., Dik Yu. I., Sasova I. A. Konczepcziya profil'nogo obucheniya v uchrezhdeniyakh obshhego srednego obrazovaniya [The concept of profile education in institutions of general secondary education]. School technology, 2002, no. 4. (In Russian).

14. Chistyakova S. N. O mezhdunarodnom proekte «Gorod-kak-Shkola» [About the international project «City-as-a-School»]. Additional Education, 1999, no. 3, pp. 25. (In Russian).

15. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Ot ucheby' k professional'noj kar'ere [From studies to a professional career]. Moscow, 2012, 176 p. (In Russian).

16. Chistyakova S. N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov v sovremennom mire truda [Pedagogical conditions of formation of professional self-determination of schoolchildren in the modern world of work]. Graduate, Market, Professional Career. Matters of the Regional Scientific and Practical Conference. Kemerovo, 1994, pp. 6-9. (In Russian).

17. Chistyakova S. N., Rodichev N. F. Podgotovka uchitelya k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu obuchayushhikhsya k budushhemu professional'nomu vy'boru [Teacher preparation for pedagogical support of students for future professional choices]. Teacher Preparation for Pedagogical Support of Students for Future Professional Choices, 2018, no. 1 (4), pp. 51-61. (In Russian).

18. Chistyakova S. N. Razvitie proekta «Gorod-kak-Shkola» [Development of the City-as-a-School project]. New Values of Education, 1996, no. 5, pp. 50. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.