Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / МОНИТОРИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРАРНЫЙ ВУЗ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жученко О.А.

Представлены результаты сравнительного мониторинга эмоциональных состояний студентов аграрного и медицинского вузов. Отмечены психологические особенности, характеризующие студентов как возрастную и акмеологическую категорию. Выявлены отличительные факторы, вызывающие положительные и отрицательные эмоции в вузе и за его пределами в зависимости от направления подготовки и специальности. Результаты исследования будут интересны психологам и преподавателям для облегчения адаптации первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE MONITORING OF THE EMOTIONAL STATES OF UNIVERSITY STUDENTS

The results of comparative monitoring of the emotional states of students of agricultural and medical universities are presented. The psychological features that characterize students as an age and akmeological category are noted. The distinctive factors that cause positive and negative emotions in the university and beyond, depending on the direction of training and specialty, are revealed. The results of the study will be of interest to psychologists and teachers to facilitate the adaptation of first-year students.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ СТУДЕНТОВ

ВУЗОВ

О.А. Жученко, старший преподаватель

Ижевская государственная сельскохозяйственная академия (Россия, г. Ижевск)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-4-1-205-209

Аннотация. Представлены результаты сравнительного мониторинга эмоциональных состояний студентов аграрного и медицинского вузов. Отмечены психологические особенности, характеризующие студентов как возрастную и акмеологическую категорию. Выявлены отличительные факторы, вызывающие положительные и отрицательные эмоции в вузе и за его пределами в зависимости от направления подготовки и специальности. Результаты исследования будут интересны психологам и преподавателям для облегчения адаптации первокурсников.

Ключевые слова: эмоциональные состояния, мониторинг, образовательный процесс, внеучеб-ная деятельность, аграрный вуз, медицинский вуз.

Профессиональное становление является достаточно сложным и длительным процессом, начинающимся с момента начала обучения в стенах высшего учебного заведения и продолжающимся весь период активной деятельности субъекта. Формирование компетенций, внеучебная деятельность как в вузе, так и за ее пределами, безусловно, меняет уровень активности, характер переживаний студента. Состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один из важнейших механизмов интеграции человека как целостности - как единства его духовной, психической и телесной организации. Одна из важнейших функций психических состояний - регуляция адаптации к окружающей среде. Особенно она важна для младших курсов студентов высших школ.

Наряду с регулятивной, важной функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний и образование функциональных единиц (процесс - состояние -свойство), состоящих из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических процессов и психологических свойств [1]. Благодаря этому обеспечиваются отдельные акты психической активности в текущем времени, организация «психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее функционирования в различных сферах жизнедеятельности.

Осознанные и неосознанные потребности, стремления, способности, возможности условия среды (объективное воздействие, субъективное восприятие и понимание текущей ситуации) определяют возникновение психических состояний [2]. В учебной деятельности у студентов чаще встречаются отрицательные

(апатия, злость, гнев, отчаяние, раздражение, утомление, переутомление, озабоченность, страх, депрессия) и положительные состояния (заинтересованность, удовлетворенность, радость, удовольствие, бодрость, восхищение, надежда) [3; 4]. Психические состояния, в значительной степени определяя протекание психических процессов, физическое и психическое здоровье студентов, являясь одними из существенных оснований поведения субъекта, деятельности и различных форм взаимодействия с окружающими, влияют на успешность учебной деятельности [5]. В связи с этим мониторинг эмоциональных состояний студентов позволяет повысить качество управления и эффективности процесса подготовки будущих профессионалов, так как целью обучающих и воспитательных воздействий в образовательном пространстве вуза является актуализация познавательной активности, мотивов обучения и формирование положительного отношения к изучаемому предмету, чтобы студент продолжил освоение тех или иных знаний самостоятельно.

В научной литературе есть работы, посвященные психологическим и педагогическим особенностям обучения в медицинском вузе [6; 7; 8], при этом меньше изучен вопрос адаптации студентов в аграрных вузах [9]. Безусловно, исследования проводятся и в сельскохозяйственных высших школах, но с целью изучения психологических, педагогических, акмеологических особенностей студентов, лишь уточняя выборку. Объясняется это тем, что медицинские специальности, так же, как и ветеринарные, - особенные. Современное развитие медицины определяет высокий уровень подготовки студентов-медиков, тре-

- Сельскохозяйственные науки -

бует от них формирования качественных профессиональных компетенций, так как от них зависят чужие жизни каждый день. Мотивами поступления студентов может быть либо реализация направленности личности, либо выбор самого вуза , исходя из разных критериев, либо их сочетание. Так, профессионально-значимыми качествами для врачебных специальностей, коррелирующими с мотивами выбора обучения в вузе, являются эмпатийность, личностная тревожность, агрессивность и конфликтность [7].

Целью нашей работы явилось изучение эмоциональных состояний студентов аграрного и медицинского вузов. Цель реализуется через решение задач:

1. Теоретический анализ особенностей эмоциональных состояний студентов.

2. Разработка авторской анкеты, направленной на изучение эмоций студентов во время и вне учебных занятий.

3. Сравнение выборок респондентов.

Объект исследования - эмоциональные состояния студентов вуза.

Предмет исследования - эмоциональные состояния студентов аграрного и медицинского вузов.

Гипотеза данного исследования - у студентов в рамках образовательного процесса и вне его в зависимости от направления подготовки и специальности отличаются источники положительных и отрицательных эмоциональных состояний.

Выборку составили 362 студента 1-2 курсов, из них - 237 человек из ФГБОУ ВО «Ижевская ГСХА» и 125 человек из ФГБОУ ВО ИГМА (67,8% девушек и 32,2% юношей в возрасте 17-21 года). Методы: анализ литературы, авторская анкета, описательная статистика. Анкета состояла из следующих вопросов:

1. Что, чаще всего, доставляет вам положительные эмоции в вузе? а) учеба, б) общение, в) внеучебная деятельность, г) еда.

2. Что, чаще всего, вызывает у вас положительные эмоции за пределами вуза? а) подготовка к учебным занятиям, б) работа, в ) общение с семьей, г) общение с друзьями, д) финансовая стабильность, е) хобби, ж) еда, з) другое.

3. Что, чаще всего, вызывает положительные эмоции на учебных занятиях в вузе? а) информация, б) сам преподаватель, в) общение с одногруппниками, г) общение с преподавателем.

4. Что, чаще всего, вызывает у вас отрицательные эмоции в вузе? а) учеба, б) общение, в) еда, г) внеучебная деятельность.

5. Что, чаще всего, вызывает у вас отрицательные эмоции за пределами вуза? а) подготовка к учебным занятиям, б) работа, в ) общение с семьей, г) общение с друзьями, д) финансовые трудности.

6. Что, чаще всего, вызывает отрицательные эмоции на учебных занятиях в вузе? а) объем и сложность информации, б) сам преподаватель, в) общение с одногруппниками, их пассивность, г) общение с преподавателем.

7. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями на учебных занятиях? а) «ухожу» в смартфон, занимаюсь своими делами, б) рисую, в) ухожу с занятия, г) конфликтую с окружающими, д) сосредотачиваюсь на учебной информации, е) другое.

8. Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями вне вуза? а) двигательная активность (спорт, прогулка, танцы, уборка и т. д.), б) никотин, алкоголь, кальян, снюсы, в) вкусная еда, г) компьютерные игры, д) хобби, любимое дело, е) просмотр фильмов, чтение книг, ж) работаю, з) секс, и) поход по магазинам, к) общение с друзьями, л) конфликтую с окружающими, близкими, м) обсуждение других людей, н) другое.

9. Что, чаще всего, вызывает у вас желание изучать учебную дисциплину? а) нравится преподаватель, б) интересная информация, в) нужная информация для профессиональной деятельности, г) необходимость сдавать сессию, д) все факторы.

10. Какие эмоции вы испытываете чаще всего, думая об учебе в свободное время? а) положительные, б) нейтральные, в) отрицательные, г) в свободное время я не думаю об учебе.

11. Как часто вы выполняете домашнее задание? а) часто, б) иногда, в) всегда, г) никогда.

12. Насколько события, происходящие в вашей личной жизни, влияют на вашу учебную деятельность? а) легко переключаюсь на занятия, б) переключаюсь на занятия под влиянием внешних факторов (преподаватель, од-ногруппники), в) не могу переключиться на занятия, думаю о своем.

13. Укажите ваш пол.

14. Сколько вам лет?

Для обработки результатов выполнен математический анализ данных (табл. 1).

Таблица 1. Анализ частоты проявлений эмоциональных состояний у студентов разных вузов

Показатели Студенты аграрного вуза Студенты медицинского вуза

Источник положительных эмоций в вузе Общение 59,9% 63,2%

Учеба 12,7% 27,2 %

Внеучебная деятельность 16,5% 4%

Еда 11% 5,6%

Источник положительных эмоций за пределами вуза Общение с друзьями 84,9% 78,4%

Общение с семьей 54,9% 66,4%

Хобби 64,6% 66,4%

Подготовка к учебным занятиям 10,5% 24,8%

Финансовая стабильность 35% 22,4%

Еда 0,8% 58,4%

Источник положительных эмоций на занятиях в вузе Информация 52,7% 64,8%

Преподаватель как личность 40,5 % 54,4 %

Общение с преподавателями 47,3% 47,2%

Общение с одногрупниками 70,0% 68,8%

Источник отрицательных эмоций в вузе Учеба 52,7% 60,80%

Общение 5,5% 6,40%

Еда 24,5% 13,6%

Внеучебная деятельность 28,7% 29,6%

Источники отрицательных эмоций за пределами вуза Подготовка к занятиям 61,2% 70,4%

Работа 18,6% 12,8%

Общение с семьей 3,4% 2,4%

Финансовые трудности 57,8% 43,2%

Общение с друзьями 3% 1,6%

Источники отрицательных эмоций на занятиях в вузе Объем и сложность информации 86,9% 87,2%

Общение с преподавателями 4,2% 14,4%

Преподаватель как личность 11,8% 20,0%

Общение с одногруппниками, их пассивность 19,4% 12,8%

Способы самоконтроля отрицательных эмоций на занятиях в вузе Переключение на гаджет и свои дела 41% 23,8%

Рисование 23,5% 19,8%

Уход с занятий 6% 2%

Концентрация на учебном занятии 68,5% 69,3%

Конфликт с окружающими 2% 1%

Способы самоконтроля отрицательных эмоций вне вуза Двигательная активность 64,4% 62,4%

Вредные привычки 8,7% 8,9%

Вкусная еда 71,8% 68,3%

Компьютерные игры 24,2% 15,8%

Хобби 64,4% 55,4%

Фильмы, книги 73,2% 65,3%

Секс 18,8% 10,9%

Поход по магазинам 35,6% 37,6%

Общение с друзьями 78,5% 68,3%

Обсуждение других людей 11,4% 6,9%

Работа 19,5% 4%

Факторы мотивации изучения дисциплин Нравится преподаватель 36,7% 26,7%

Интересная информация 58,2% 44,6%

Информация нужна для профессиональной деятельности 50,2% 54,5%

Необходимость сдавать сессию 32,5% 25,7%

Все факторы 29,5% 33,7%

Эмоции в отношении учебы во внеучебное время Положительные 20,1% 30,7%

Отрицательные 8,7% 15,8%

Нейтральные 47% 43,6%

Не думаю об учебе 24,2% 9,9%

Частота выполнения домашнего задания Часто 39,6% 28,7%

Всегда 40,9% 68,3%

Иногда 19,5% 4%

Влияние событий личной жизни на учебную деятельность Минимальное 55% 59,4%

Переключение под влиянием внешних факторов 36,9% 35,6%

Максимальное 8,1% 5%

- Сельскохозяйственные науки -

Общение выходит на первый план как источник позитива как внутри вуза, так и за его пределами. Это можно объяснить тем, что в данном возрасте общение является ведущей потребностью [10], а также содействует их личностному развитию [11]. При этом следует отметить, что студентов - медиков чаще радует учеба, профессиональная информация на занятиях, сами преподаватели как личности, а студентов - аграриев - внеучебная деятельность. Подготовку к учебным занятиям в медицинском вузе чаще отмечают источником как положительных, так и отрицательных эмоций. Совокупность этих показателей может свидетельствовать о преобладающей внутренней мотивации у студентов-медиков. Для младших курсов приоритетной является интересная, увлекающая информация, нескучная форма занятий, что подтверждалось нами ранее [4]. Для них ведущее значение имеют качества, определяющие высокий уровень развития познавательных способностей [12].

При этом, согласно ответам респондентов, педагогическое общение в медицинском вузе чаще вызывает отрицательные эмоции. Это связано с преобладающим авторитарным стилем преподавания на специализированных кафедрах, призванным сформировать учебную и внутреннюю дисциплину будущего врача. А в аграрном вузе личность преподавателя чаще является фактором, мотивирующим студентов изучать учебные дисциплины, то есть речь идет о внешней мотивации. Преподаватель, произвольно влияя на состояние студентов и используя определенные пути стимуляции, может формировать активные психические состояния, значительно повышающие работоспособность и качество выполнения учебных задач; хорошо зная личностные характеристики студентов, может эффективно применять различные методы коррекции и регуляции для достижения лучшего результата, что должно привести в большинстве случаев к активизации работы студентов [3].

Ярким фактом полученных данных является еда как причина позитивных эмоций у преобладающего большинства будущих врачей, чего практически не встречается у студентов сельскохозяйственного вуза. Вероятно, они

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нагрузку. Это подтверждается тем, что медики чаще думают об учебе за пределами вуза, испытывая при этом разные эмоции при подготовке к занятиям. При этом больше 68% из них всегда делают домашние задания («против» 41% респондентов в аграрном вузе).

В то же время отмечено, что финансовое положение вызывают больше разнообразных эмоций у представителей аграрного вуза.

Саморегуляция, являясь проявлением стрессоустойчивости, составляет основу самостоятельности, актуальной при обучении в вузе [13]. Выявлено, что для самоконтроля негативных состояний все студенты чаще переключаются на занятиях, концентрируясь на учебной информации. За пределами образовательного процесса субъекты используют с этой целью, в основном, двигательную активность, вкусную еду, общение с друзьями, хобби, фильмы / книги. На занятиях практически все учащиеся сосредотачиваются и настраиваются самостоятельно либо под влиянием внешних факторов.

Таким образом, можно заключить, что гипотеза подтвердилась. У студентов медицинского вуза больше времени, энергии занимают учебные занятия и подготовка к ним, вызывая целый спектр эмоций. Педагогическое общение очень значимо для учащихся младших курсов, но преподаватели аграрного и медицинского вузов вызывают разные эмоциональные состояния у них.

В то же время выявлено, что субъектами применяются одинаковые методы уменьшения действия отрицательных эмоций как на аудиторных занятиях, так и вне рамок образовательного процесса. Общение выступает ведущим источником положительных эмоций во всех сферах жизнедеятельности.

Результаты исследования можно использовать в учебном процессе для повышения его эффективности и облегчения адаптации первокурсников, а также для разработки исследовательских проектов, ориентированных на осмысление вопросов, связанных с успешным психологическим развитием и формированием гармоничной личности в условиях смены образовательной парадигмы в сторону цифрови-зации [14].

«заедают» стрессы и большую учебную

Библиографический список

1. Психология состояний / под ред. А.О. Прохорова. - М.: Когито-центр, 2011. - 624 с.

2. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические состояния / сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 2001. - С. 11-44.

3. Льдокова Г.М., Панфилов А.Н. Психические состояния студентов в усложненных условиях учебной деятельности // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 01.-3. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/1350.htm (дата обращения 11.01.2021)

4. Малахова О.Н., Жученко О.А. Мониторинг психических состояний студентов в условиях дистанционной и аудиторной образовательной коммуникации // Открытое и дистанционное образование. - 2017. - №4 (68). - С. 5-12.

5. Шмелева С.А. Психические состояния студентов педагогических специальностей и их взаимосвязь с профессионально важными качествами в процессе обучения в вузе. Автореферат дис. ... к.псих.н. - Казань, 2010. - 24 с.

6. Акименко Г.В. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы учебной деятельности на примере медицинского университета // Дневник науки. - 2020. - № 4. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnevniknauki.rU/images/publications/2020/4/pedagogics/Akimenko.pdf (дата обращения 10.01.2022).

7. Зайцева В.М. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности: на материале медицинского вуза. Автореферат дис. ... к.псих.н. - М., 2004. - 26 с.

8. Носкова А.В., Ершова Е.С. Психологические особенности обучения студентов в медицинском вузе // Методология и технология непрерывного профессионального образования. - 2020. -№2 (20).

9. Гончаренко О.Н. Условия формирования адаптивных способностей студентов аграрного вуза // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 10. - С. 48-52.

10. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. - М.: Прогресс, 2006. - 352 с.

11. Иманаев А.И., Малахова О.Н. Особенности коммуникативного опыта в современной студенческой среде: психолого-педагогический аспект // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2021. - № 94. - С. 66-69.

12. Эткина Э.И. и др. Психологические аспекты подготовки студентов медицинского вуза // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - №11 (42) Часть 4. - С. 105-107. doi: 10.18454/IRJ.2015.42.164

13. Жученко О.А. Мониторинг саморегуляции у студентов агропромышленных факультетов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. -2013. - № 11-12. - С. 51-53.

14. Малахова О.Н. Аутентичность в мульткультурных структурах образования третичного уровня // Коммуникативные стратегии информационного общества: Труды VI Международной науч.-практич.конф. (Санкт-Петербург, 20-23 ноября, 2013). - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского политех. ун-та, 2013. - С. 135-136.

COMPARATIVE MONITORING OF THE EMOTIONAL STATES OF UNIVERSITY

STUDENTS

O.A. Zhuchenko, Senior Lecturer Izhevsk State Agricultural Academy (Russia, Izhevsk)

Abstract. The results of comparative monitoring of the emotional states of students of agricultural and medical universities are presented. The psychological features that characterize students as an age and akmeological category are noted. The distinctive factors that cause positive and negative emotions in the university and beyond, depending on the direction of training and specialty, are revealed. The results of the study will be of interest to psychologists and teachers to facilitate the adaptation of first-year students.

Keywords: emotional states, monitoring, educational process, extracurricular activities, agricultural university, medical university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.