Научная статья на тему 'Специфика учебного стресса студентов-психологов в период зачетной сессии'

Специфика учебного стресса студентов-психологов в период зачетной сессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
619
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / STRESS / УЧЕБНЫЙ СТРЕСС / ACADEMIC STRESS / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конарева И.Н., Котович А.С., Мананкова А.В.

В работе проанализированы особенности учебного стресса студентов-психологов. Выявлено, что студенты подвергаются достаточно сильному стрессу в период зачетной недели: уровень стресса увеличивается почти у 80% студентов. Индекс синдрома эмоционального выгорания находился на среднем уровне. Причинами, способствующими возникновению стресса, являются большая учебная нагрузка и неустроенность в личной жизни. Учебный стресс проявляется в ощущении постоянного дефицита времени и плохом настроении. Среди физиологических признаков стресса наиболее часто отмечается учащенное сердцебиение. Основными приемами снятия стресса называется вкусная еда и сон, реже общение и перерывы в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF EDUCATIONAL STRESS OF PSYCHOLOGY DURING TEST PERIOD

This paper analyzes the features of the educational stress psychology students during the test period. The study involved 43 students of 3rd course of the Faculty of Psychology. According to the questionnaires, students are exposed to sufficiently strong stress in the test period. The level of stress on the student's record week increased by almost 80% of students, dropped by 7% and remained virtually unchanged at 14%. The level of anxiety before exams assessed as above average. Emotional burnout syndrome was expressed moderately. The most obvious factors contributing to the emergence of stress in students, are large workload and disorder in their personal lives. Least of all on the development of the educational stress affect the problem of living together with other students in the dormitory and the possible existence of a conflict in the group. Stress associated with studies, primarily manifested in a hurry and feeling the constant lack of time, and in a bad mood and depression. Least of all physiological effects of stress are marked. Among the physiological signs of the stress the students most frequently mentioned heart palpitations (56%), then points stiffness and muscle trembling, headaches and other pains. The main methods of stress relief were named tasty food and sleep (using 84% of respondents), communication and business interruption (70%) are used less frequently. Least of all students use for stress relief cigarettes and alcohol. The results of correlation analysis showed that the stronger the emotional exhaustion is expressed, the more intense the students noted in their diverse manifestations of academic stress. Low level of professionalism contributes to the reduction of the flow of a lighter academic stress.

Текст научной работы на тему «Специфика учебного стресса студентов-психологов в период зачетной сессии»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского

Социология. Педагогика. Психология. Том 2 (68). 2016. № 3. С. 78-87.

УДК 159.91:612.821

СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО СТРЕССА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В ПЕРИОД ЗАЧЕТНОЙ СЕССИИ Конарева И. Н., Котович А. C., Мананкова А. В.

Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

E-mail: i.n.konareva@mail.ru

В работе проанализированы особенности учебного стресса студентов-психологов. Выявлено, что студенты подвергаются достаточно сильному стрессу в период зачетной недели: уровень стресса увеличивается почти у 80 % студентов. Индекс синдрома эмоционального выгорания находился на среднем уровне. Причинами, способствующими возникновению стресса, являются большая учебная нагрузка и неустроенность в личной жизни. Учебный стресс проявляется в ощущении постоянного дефицита времени и плохом настроении. Среди физиологических признаков стресса наиболее часто отмечается учащенное сердцебиение. Основными приемами снятия стресса называется вкусная еда и сон, реже - общение и перерывы в деятельности.

Ключевые слова: стресс, учебный стресс, стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание.

ВВЕДЕНИЕ

Стресс уже давно стал частью нашей повседневной жизни, и учебная деятельность студентов в этом не исключение. Возрастающее психоэмоциональное напряжение в период сессии переводит уровень оптимального учебного стресса в дистресс [1]. Так, в период зачетной недели у студентов изменяется целый комплекс показателей эмоциональной сферы: возрастают признаки субдепрессии, невроза, фрустрации, тревожности, эмоциональной возбудимости; незначительно снижаются проявления психомоторной эмоциональности и дистимии, уменьшается длительность эмоций [2].

Для профилактики негативных последствий стресса необходимо знать, в первую очередь, его причины. На появление и развитие стресс-реакций влияет ряд факторов учебной деятельности и организации студенческой жизни, а также личностные особенности студентов, которые надо учитывать в процессе управления стрессом. Успешное преодоление трудных жизненных ситуаций связано с овладением приемами снятия стресса и развитием личностных ресурсов, которые проявляются в феномене «стрессоустойчивость ».

В психологии для описания способности человека сохранять оптимальное функционирование психики и активность в сложных ситуациях используется различная терминология. Так, эта способность определяется как «эмоциональная устойчивость», «нервно-психическая устойчивость», «адаптация к стрессу» и «стрессоустойчивость». Однозначного определения феномена стрессоустойчивости

не существует. С ним связывают высокую психоэмоциональную резистентность и способность контролировать эмоции, преодолевать эмоциональное возбуждение при выполнении сложной деятельности, выносить большие физические нагрузки и эффективно решать поставленные задачи в экстремальных условиях [3].

Ответной реакцией на стресс является эмоциональное (профессиональное) выгорание, которое представляет собой стресс-синдром и описывается как процесс постепенной утраты нервно-психической устойчивости и профессиональной активности личности [4]. Развитие эмоционального выгорания у студентов может характеризоваться безразличием к учебной деятельности, преобладанию формальных контактов с другими людьми, ощущением личностной и профессиональной некомпетентности, потерей интереса к получаемой профессии и в целом ослаблением учебной мотивации. Выгорание иногда отождествляют с третьей фазой стресса - истощением, и тогда употребляют как синоним понятию «профессиональный стресс» [4].

Адекватная оценка многогранных проявлений стресса предполагает его комплексную диагностику с помощью методик, имеющих профессиональную специализацию, что мы и попытались сделать в этом исследовании. Цель работы -выявить и описать особенности учебного стресса у студентов-психологов в период сессии.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 43 студента 3-го курса (возраст 19-20 лет) факультета психологии КФУ им. В. И. Вернадского. Психологическое тестирование проводилось в период зачетной сессии. Оно включало предъявление следующих методик.

1) Тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых. Выявляет причины, признаки проявления и приемы снятия стресса.

2) Тест для студентов «Легко ли вы переносите стресс во время сессии?» Ю. В. Щербатых. Разделяет респондентов на типажи «отличник», «боязливый», «везунчик» и «пофигист».

3) Бостонский тест на стрессоустойчивость (тест анализа стиля жизни). Выявляет уровни устойчивости к стрессовым ситуациям.

4) Тест самооценки уровня стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Позволяет оценить пять уровней устойчивости к стрессу (отличный, хороший, удовлетворительный, плохой и очень плохой).

5) Опросник профессионального (эмоционального) выгорания К. Маслач и С. Джексон (Maslach Burnout Inventory) в адаптации Н. Е. Водопьяновой. Диагностирует три стадии перегорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

Математический аппарат исследования представлен критерием R Спирмена и критерием «угловое преобразование Фишера ф*».

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Для лучшего понимания учебного стресса необходимо знать его причины, проявления и способы снятия. Это позволяет выяснить тест на учебный стресс Ю. В. Щербатых, в котором предлагается оценить по 10-балльной шкале предложенные варианты ответов на различные аспекты стресса (Таблицы 1, 2, приведено среднее значение ± стандартное отклонение).

Таблица 1

Причины стресса студентов

Вопрос 1. Вклад отдельных проблем в общую картину М ± т

стресса

Строгие преподаватели 5,65 ± 1,98

Большая учебная нагрузка 7,10± 1,77

Отсутствие учебников 5,00 ± 3,29

Непонятные, скучные учебники 5,45 ± 2,46

Жизнь вдали от родителей (для иногородних студентов) 3,10 ± 2,97

Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 4,00 ± 2,95

Неумение правильно организовать свой режим дня 5,25 ± 2,61

Нерегулярное питание 5,10 ± 2,59

Проблемы совместного проживания с другими студентами 2,75 ± 2,47

Конфликт в группе 2,25± 3,07

Излишне серьезное отношение к учебе 5,30 ± 2,94

Нежелание учиться или разочарование в профессии 5,50 ± 2,58

Стеснительность, застенчивость 3,85 ± 2,74

Страх перед будущим 5,00 ± 2,32

Проблемы в личной жизни 6,25 ± 2,90

Сумма 70,75 ± 19,71

Иное: нехватка времени, лень, семейные конфликты, вторая

смена, состояние здоровья и пр.

Студенты присваивали больше баллов следующим причинам, способствующим возникновению стресса. Это проблемы большой учебной нагрузки и неустроенности в личной жизни. Менее всего на развитие учебного стресса оказывают влияние проблемы совместного проживания с другими студентами и возможное наличие конфликта в группе. Обобщенный показатель по этому вопросу был ниже среднего (71 балл из 150 возможных баллов). В графе «иное» студенты писали такие причины: поиск работы, непонимание близких, личностные особенности, перебои в электроэнергии, погодные условия и даже «все отлично, проблем нет». Не смогли назвать причины стресса 12 % опрошенных.

При приближении сессии уровень стресса у студентов значительно увеличивается, что показали их ответы на вопрос № 2 об изменении уровня стресса, который:

- значительно уменьшился у двух студентов (5 %);

- незначительно уменьшился у одного человека (2 %);

- не изменился у шести студентов (14 %);

- незначительно возрос у 12 человек (28 %);

- значительно увеличился у 22 студентов (51 %).

Процент студентов, у которых уровень стресса значительно увеличился, был достоверно больше по сравнению с другими изменениями уровня стресса (фэмп=2,230 при р<0,05).

Таблица 2

Проявления стресса у студентов

Вопрос 3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? М ± т

Ощущение беспомощности, невозможности справиться с проблемами 6,00 ± 2,81

Невозможность избавиться от посторонних мыслей 5,25 ± 2,69

Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внимания 5,25 ± 2,99

Раздражительность, обидчивость 4,95 ± 2,21

Плохое настроение, депрессия 6,55± 2,35

Страх, тревога 6,45 ± 2,35

Потеря уверенности, снижение самооценки 6,15 ± 2,70

Спешка, ощущение постоянной нехватки времени 6,60± 2,68

Плохой сон 5,50 ± 3,44

Нарушение социальных контактов, проблемы в общении 4,00 ± 2,36

Учащенное сердцебиение, боли в сердце 2,30± 2,29

Затрудненное дыхание 2,15± 2,41

Проблемы с желудочно-кишечным трактом 2,95 ± 2,58

Напряжение или дрожание мышц 3,00 ± 2,55

Головные боли 5,15 ± 2,62

Низкая работоспособность, повышенная утомляемость 5,35 ± 2,50

Сумма 76,45 ± 29,28

Иное: нехватка времени, тревога, апатия, лень, усталость

Стресс, связанный с учебой, в первую очередь проявляется в спешке и ощущении постоянной нехватки времени, а также в плохом настроении и депрессии. Менее всего отмечаются физиологические проявления стресса: затрудненное дыхание, учащенное сердцебиение, боли в сердце. Обобщенный показатель по этому вопросу был ниже среднего (76 баллов из 160 возможных). В графе «иное» студенты указывали такие проявления стресса: отсутствие мотивации, плохое усвоение знаний,

чувство неизбежности плохих событий, ухудшение здоровья, несобранность, отсутствие аппетита, ухудшение настроения. Затруднились написать какое-либо проявление стресса 30 % студентов.

Основными приемами снятия стресса из предложенных были названы вкусная еда и сон (используют 84 % респондентов), чуть реже применяются общение и перерывы в деятельности (около 70 % случаев). Эти приемы используются достоверно чаще других (фэмп.=1,777 при р<0,05). Менее всего студенты применяют для снятия стресса сигареты и алкоголь, а также различные хобби и просмотр телевизора (Таблица 3).

В пункте «иное» чаще всего встречались музыка (19 % случаев), чтение и рисование (14 %), интернет и кино (9 %). Редко назывались танцы, аутогенная тренировка, домашние животные, игра на гитаре, вышивка. Единичными были упоминания таких способов: просмотры модных блогов, компьютерные игры, баскетбол, покупка нужной вещи, туризм, поплакать, горячая ванна с маслом, кулинария.

Таблица 3

Приемы снятия стресса

Вопрос 4. Какие приемы снятия стресса вы Частота выбора,

практикуете? в%

алкоголь 23

сигареты 21

наркотики -

телевизор 21

вкусная еда 84

перерыв в работе или учебе 70

сон 84

общение с друзьями или любимым человеком 74

поддержка или совет родителей 49

секс 51

прогулки на свежем воздухе 49

хобби 21

физическая активность 37

Иное: музыка, чтение, рисование, интернет, кино

На вопрос № 5 «Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами» было получено среднее значение 7,50 ± 2,06 баллов из 10 возможных, т. е. уровень волнения отмечался выше среднего.

Наиболее часто студенты отмечали учащенное сердцебиение как физиологический признак стресса (56 %). Этот признак достоверно лидировал по частоте называния (фэмп=1,964 при р<0,05). Затем указывались скованность и дрожание мышц, головные и другие боли (Таблица 4). Среди возможных

физиологических признаков называли также покраснение кожи, апатию, тошноту, головокружение, повышение аппетита и даже отсутствие волнения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Физиологические признаки проявления стресса

Вопрос 6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя? Выбор студентов, в %

Учащенное сердцебиение 56

Сухость во рту 9

Затрудненное дыхание 9

Скованность, дрожание мышц 35

Головные или иные боли 35

Иное: заикание

Среди способов снятия предэкзаменационного волнения достоверно лидировали общение и сон (фэмп.=1,899 при р<0,05) по сравнению с другими (Таблица 5).

Таблица 5

Способы снятия стресса

Вопрос 7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение? Частота выбора, в %

Общение с друзьями или родными людьми 42

Сон 39

Вкусная еда 21

Все выучить / владение информацией, которую сдавать 19

Музыка 16

Секс 16

Прогулка на свежем воздухе 12

Хобби, занятие любимым делом 9

Результаты диагностики студентов с помощью методик «Бостонский тест на стрессоустойчивость», тест для студентов «Легко ли вы переносите стресс во время сессии?» Ю. В. Щербатых, «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона отражены в таблице 6.

Таблица 6

Интегральные показатели стрессоустойчивости студентов

Показатели Среднее значение Миним. -

± станд. отклонение максим. значение

Бостонский тест 32,72± 8,42 14,0-50,0

Тест Щербатых 27,53± 4,48 19,0-40,0

Тест Коухена и Виллиансона 2,35± 0,36 1,5-3,6

Результаты Бостонского теста на стрессоустойчивость показали, что стиль и организация жизни оказывают немалое влияние на уровень стресса студентов (итоговый балл 32 из 100 возможных). Снижают стрессоустойчивость студентов финансовые проблемы, отсутствие общественной деятельности, курение и алкоголь. Повышают стрессоустойчивость студентов наличие у них друзей, умение отдавать положительные эмоции взамен на чувства других, эффективная организация своего времени, регулярная горячая еда и сон 7-8 часов, умение шутить.

Выполнение теста «Легко ли вы переносите стресс во время сессии?» Ю. В. Щербатых выявило, что студенты подвергаются достаточно сильному стрессу в сессионный период (по выборке 27,5 балла из 40 возможных). 28 % респондентов принадлежали к типажу «Отличник»: они ответственны, увлечены учебой и не подвержены стрессу во время сессии. Большинство студентов (65 %) можно отнести к типажу «Боязливый». Их количество было достоверно больше, чем «отличников» (фэмп=3,546 при р<0,01). Такие учащиеся стремятся хорошо учиться по всем предметам из-за страха перед преподавателями, поэтому и возможен стресс. Небольшое количество студентов (7 %) можно назвать «Везунчиками»: они не ответственны, но сообразительны, а развитые коммуникативные навыки выручают их в период сессии и поэтому учебный стресс им не грозит. Типажа «пофигист» в выборке выявлено не было.

В целом во время учебной деятельности студенты стараются сдать задания заблаговременно, но не всегда это удается. Списывают редко, обычно когда сами не знают ответа. При подготовке к экзамену чаще всего просматривают все вопросы и пишут шпаргалки. Родители обычно внимательно следят за их успехами. К диплому о высшем образовании относятся как к документу, который поможет лучше устроиться в жизни и обрадует родителей. После окончания вуза собираются работать по специальности, если получится.

Согласно тесту «Самооценка стрессоустойчивости» С. Коухена и Г. Виллиансона, студенты показали уровень стрессоустойчивости, который можно оценить на «хорошо с плюсом» (средний балл в выборке 2,35), т. к. уровень «отлично» составляет 0,5 балла, а «хорошо» - 6,8 балла [1].

Результаты тестирования студентов с помощью опросника выгорания МВ1 представлены в таблице 7. Оценки по шкалам «эмоциональное истощение» и «деперсонализация» были выражены средне, а показатель «редукция профессионализма» был высокого уровня. Индекс синдрома перегорания составил 0,43 (границы индекса 0-1). Таким образом, синдром эмоционального выгорания был

выражен средне. Он может проявляться в эмоциональном перенапряжении, легком цинизме и отстраненности при межличностной коммуникации, в чувстве нереализованности в профессии.

Таблица 7

Данные по опроснику МВ1

Показатели Среднее значение ± станд. откл. Мин. -макс. значение Средний диапазон значений

Эмоциональное истощение 24,59 ± 9,76 10,0 - 45,0 16,0 -24,0

Деперсонализация 8,86 ± 5,24 2,0 - 25,0 6,0 -10,0

Редукция профессионализма 23,79 ± 5,61 10,0 - 33,0 31,0 -36,0

Проведение корреляционного анализа выявило положительные взаимосвязи между баллами по шкале «эмоциональное истощение» и вопросу № 3 «В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой» теста Ю. В. Щербатых (г=0,482 при р=0,013), а также между оценками по шкале «редукция профессионализма» и интегральным показателем по тесту для студентов Ю.В. Щербатых «Легко ли вы переносите стресс во время сессии?» (г=0,518 при р=0,007). Так, чем сильнее выражено эмоциональное истощение, тем интенсивнее студенты отмечают у себя разнообразные проявления учебного стресса. Низкий уровень редукции профессионализма способствует более легкому протеканию учебного стресса.

Таким образом, уровень стрессоустойчивости является важным фактором учебной жизни студента. Ведь от способности его личности адекватно реагировать в изменяющихся учебных условиях, выносить физические и умственные нагрузки зависит эффективность учебной деятельности.

ВЫВОДЫ

1. Согласно опросникам, студенты подвергаются достаточно сильному стрессу в сессионный период. Уровень стресса на зачетной неделе увеличился почти у 80 % студентов, снизился у 7 % и практически не изменился у 14 %. Уровень волнения перед экзаменами оценивался выше среднего. Индекс синдрома эмоционального выгорания находился на среднем уровне.

2. Наиболее явными причинами, способствующими возникновению стресса у студентов, являются большая учебная нагрузка и неустроенность в личной жизни. Менее всего на развитие учебного стресса влияют проблемы совместного

проживания с другими студентами в общежитии и возможное наличие конфликта в группе.

3. Стресс, связанный с учебой, в первую очередь проявляется в спешке и ощущении постоянной нехватки времени, а также в плохом настроении и депрессии. Менее всего отмечаются физиологические проявления стресса.

4. Среди физиологических признаков проявления стресса студенты наиболее часто отмечали учащенное сердцебиение (56 % случаев), затем указывались скованность и дрожание мышц, головные и другие боли.

5. Основными приемами снятия стресса были названы вкусная еда и сон (используют 84 % респондентов), реже применяются общение и перерывы в деятельности (около 70 %). Менее всего студенты используют для снятия стресса сигареты и алкоголь.

6. Результаты корреляционного анализа показали, что чем сильнее выражено эмоциональное истощение, тем интенсивнее студенты отмечают у себя разнообразные проявления учебного стресса. Низкий уровень редукции профессионализма способствует более легкому протеканию учебного стресса.

Список литературы

1. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции / Ю. В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. -256 с.

2. Конарева И. Н. Особенности эмоциональной сферы студентов в период сессии / И. Н. Конарева // Сборник статей научно-практической конференции «Психология социализации личности в современных условиях». - Симферополь: ДИАИПИ. - 2015. -С. 118-123.

3. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ. - 2006. - 528 с.

4. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 358 с.

UDC 159.91:612.821

SPECIFICS OF EDUCATIONAL STRESS OF PSYCHOLOGY DURING

TEST PERIOD Kcnareva I.N., Kotovich А^., Manankova А.У

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: i.n.konareva@mail.ru

This paper analyzes the features of the educational stress psychology students during the test period. The study involved 43 students of 3rd course of the Faculty of Psychology. According to the questionnaires, students are exposed to sufficiently strong stress in the test period. The level of stress on the student's record week increased by almost 80% of students, dropped by 7% and remained virtually unchanged at 14%. The level of anxiety before exams assessed as above average. Emotional burnout syndrome was expressed moderately. The most obvious factors contributing to the emergence of stress in students, are large workload and disorder in their personal lives. Least of all on the development of the educational stress affect the problem of living together with other students in the dormitory and the possible existence of a conflict in the group. Stress associated with studies, primarily manifested in a hurry and feeling the constant lack of time, and in a bad mood and depression. Least of all physiological effects of stress are marked. Among the physiological signs of the stress the students most frequently mentioned heart palpitations (56%), then points stiffness and muscle trembling, headaches and

other pains. The main methods of stress relief were named tasty food and sleep (using 84% of respondents), communication and business interruption (70%) are used less frequently. Least of all students use for stress relief cigarettes and alcohol. The results of correlation analysis showed that the stronger the emotional exhaustion is expressed, the more intense the students noted in their diverse manifestations of academic stress. Low level of professionalism contributes to the reduction of the flow of a lighter academic stress.

Keywords: stress, academic stress, stress resistance, emotional burnout.

References

1. Shcherbatych Y. V., Psychology of stress and corrections methods, 256 p. (Piter, St. Petersburg, 2006).

2. Konareva I. N., Peculiarities of emotional sphere students during the session / Collector of articles of scientific-practical conference "Psychology of personality socialization in modern conditions" (DIP, Simferopol, 2015) p. 118-123.

3. Bodrov V. A., Psychological stress: development and coping, 528 p. (PER SE, Moscow, 2005)

4. Vodopyanova N. E. and Starchenkova Y. S., Burnout syndrome: diagnostics and prophylactic treatment, 358 p. (Piter, St. Petersburg, 2008).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.