Научная статья на тему 'Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов'

Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / PHYSICAL CULTURE / STRESS / SPORT / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калманович В. Л., Хайруллин Р. Р., Имангулов Р. Ш.

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на стрессоустойчивость студентов ВУЗов. На основе проведенных исследований в Казанском государственном институте культуры, выявлено, что занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на стрессоустойчивость студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калманович В. Л., Хайруллин Р. Р., Имангулов Р. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF STRESS AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF CREATIVE UNIVERSITIES

In our paper we study the influence of physical culture and sport for the stress of University students. The Kazan state Institute of culture studies have been conducted with students of the 2nd course full-time music faculty. The aim of our research is to study the impact of stress on students and its prevention with the help of physical exercises and sports. In our study, we used the following methods and techniques: a survey "Signs of stress", a self-assessment test of stress tolerance S.G.Cohen and Williamson and test of training stress developed by Yu. V. Shcherbatykh. From our studies it was revealed that physical activity and sports are beneficial for the stress of students and it can be concluded that students involved in sports are more resistant to stress and recover faster from it than the students, whose state of his health do not systematically engage in physical exercise.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стрессоустойчивости и физического развития студентов творческих вузов»

6.Подъячев К.В. Роль гражданского общества в трансляции ценностей патриотизма: опыт российских ло-кальностей // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 1921 октября 2016 года) [Электронный ресурс] Материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В.А Мансуров — Электрон. дан. - М.: Российское общество социологов, 2016. С. 2312-2322.

7.Ясавеев И.Г. Лейтмотивы властной риторики в отношении российской молодежи // Социологическое обозрение. 2016. Т.15. № 3. С.46-67.

8.Nurullin, R., 2014. Personality Formation and Education in Multicultural Field jf Social Life. Middle-East Journal of Scientific Research 21(1): 38-42. 2014 [ISSN 1990-9233, ©IDOCI Publications, 2014 DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2014. 21.01.21174]

УДК-796

В.Л.Калманович, Р.Р.Хайруллин, Р.Ш.Имангулов

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье рассматривается влияние физической культуры и спорта на стрессоустойчивость студентов ВУЗов. На основе проведенных исследований в Казанском государственном институте культуры, выявлено, что занятия физической культурой и спортом благотворно влияют на стрессоустойчивость студентов.

Ключевые слова: физическая культура, стрессоустойчивость, спорт; физическая нагрузка.

VladimirL.Kalmanovich, Rafael R.KhairuUin, Rais SH.Imangulov THE RELATIONSHIP OF STRESS AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS OF CREATIVE UNIVERSITIES

In our paper we study the influence of physical culture and sport for the stress of University students. The Kazan state Institute of culture studies have been conducted with students of the 2nd course full-time music faculty. The aim of our research is to study the impact of stress on students and its prevention with the help of physical exercises and sports. In our study, we used the following methods and techniques: a survey "Signs of stress", a self-assessment test of stress tolerance S.G.Cohen and Williamson and test of training stress developed by Yu. V. Shcherbatykh. From our studies it was revealed that physical activity and sports are beneficial for the stress of students and it can be concluded that students involved in sports are more resistant to stress and recover faster from it than the students, whose state of his health do not systematically engage in physical exercise.

Key words: physical culture, stress, stress, sport, physical training.

Для студента сегодня стресс является несверхъестественным явлением, а скорее ответом на накопившиеся проблемы, на постоянный процесс борьбы с каждодневными трудностями. Стрессовое состояние у студента может быть вызвана многими причинами, связанными с обучением в ВУЗе или личной жизнью студента. Стрессовое состояние вредно для организма человека, но иногда стресс и полезен. Полезный стресс прибавляет нам сил и энергии, а вредный проявляется в виде различных расстройств и болезней.

Актуальность нашей темы объясняется тем, что надо изучать проблему борьбы со стрессом. Эта проблема определяется современными реалиями нашего общества, то есть усиленно накапливать психологическое давление на человека. И в то же время очень мало способов избавляется стрессовых состояний. Умение бороться со стрессовыми ситуациями является залогом не только психического здоровья человека. Существует множество методов борьбы со стрессом, преодоление стресса посредством спорта это самый простой и эффективный и способ, позволяющий с помощью физических упражнений изменить свое психологическое равновесие. Занятия физической культурой и спортом восполняют потребности организма в физическом труде [3].

Целью нашего исследования является изучение влияния стресса на студентов и его профилактика с помощью физических упражнений и занятий спортом.

Методы и приемы исследования:

1. анкетирование «Признаки проявления стресса»;

2. тест самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона;

3. тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Результаты иследований мы представили в форме таблиц.

В нашем исследовании участвовали студенты 2-го курса очного отделения музыкального факультета Казанского государственного института культуры, две группу в количестве по 30 человек, студенты обеих групп закончили первые две сессии на 4 и 5, в первой группе были студенты, обучающиеся в основной группе, но часто пропускающие занятия по физической культуре из-за болезней, вторая группа состояла из студентов, которые выступают за сборные команды ВУЗа по видам спорта и посещают спортивные секции. Первая группа контрольная - мы ее назвали «физкультурники», вторая группа экспериментальная назвали ее - «спортсмены» [1].

Диагностика стресса проводилась во время зимней сессии 2016-2017 учебного года.

В день экзамена в обеих группах был проведен визуальные контроль биологических признаков проявления стресса (таблица 1).

Табл. 1

Визуальные признаки проявления стресса.

Признак проявления стресса Выбор студентов, в %

1 группа «физкультурники» 2 группа «спортсмены»

Учащенное сердцебиение 90% 46,6%

Головные или иные боли 73,3% 13,3%

Затрудненное дыхание 56,6% 26,6%

Сухость во рту 40% 16,6%

Скованность, дрожание мышц 33,3% 20%

Нарушение сна, боли в животе 50% 10%

Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона.

Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

Методика включает 10 вопросов. При выполнении теста студентам было необходимо выбрать один подходящий ответ из стандартных вариантов (никогда, почти никогда, иногда, довольно часто, очень часто).

Тест самооценки стрессоустойчивости С.Коухена и Г.Виллиансона показал, в 1 группе («физкультурники»): 21 студент (70%) показали оценку стрессоустойчивости - удовлетворительно у 2 студента (6,7%) оценка стрессустойчивости - плохо и только у 7 студентов (23,3%) показали оценку - хорошо, во 2 группе («спортсмены»): 18 студентов (60%) показали оценку стрессоустойчивости - хорошо и 12 студентов (40%) показали оценку - удовлетворительно. Оценку плохо показал только один студент из обеих групп, а остальные показали оценку хорошо и удовлетворительно, что возможно связанно с молодым организмом студентов и высокой мотивацией при обучении (все студенты учатся на 4 и 5)

Тест на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых, позволил нам определить основные причины учебного стресса (таблица 2).

Табл. 2

Причины стресса студентов.

Причина стресса Результаты тах = 10

Большая учебная нагрузка 5,4

Страх перед будущим 4,9

Нежелание учится или разочарование в профессии 4,7

Непонятные, скучные учебники 4,7

Неумение правильно распорядиться ограниченными финансами 4,5

Строгие преподаватели 4,3

Проблемы в личной жизни 4,1

Нерегулярное питание 4,1

Неумение правильно организовать свой режим дня 4,1

Стеснительность, застенчивость 3,6

Излишнее серьезное отношение к учебе 3,2

Отсутствие учебников 2,5

Жизнь вдали от родителей 2,3

Конфликт в группе 1,9

Проблемы совместного проживания с другими студентами 1,5

Мы выяснили, что главные причины возникновения стресса у студенческой молодежи, являются учебная нагрузка и неопределенность перед будущим. Менее всего студентов нашего ВУЗа волнуют конфликты в группе. Нами была проделана большая работа для того, чтобы выявить в чем проявляется стресс. А также были исследованы основные приемы снятия стресса в обеих группах испытуемых. Студентами первой группы («физкультурники») практикуются такие приемы снятия стресса, как: вкусная еда и сон, сигареты и общение с друзьями или любимым человеком, телевизор и перерыв в

работе или учебе и алкоголь, прогулки на свежем воздухе и поддержка или совет родителей. Из таблицы 3 можно видеть, что не все приемы снятия стресса являются залогом здорового образа жизни. Во второй группе («спортсмены») в виду того что, испытуемые систематически занимаются спортом адаптация к стрессу идет быстрее и успешнее, они чаще чем обычные студенты сохраняют режим питания, сна и ведут здоровый образ жизни (не курят и редко употребляют алкоголь) [2].

Табл. 3

Приемы снятия стресса.

Способ снятия стресса Выбор студентов, в %

группа «физкультурники» группа «спортсмены»

Сон 100% 100%

Общение с друзьями или любимым человеком 80% 80%

Прогулки на свежем 80% 80%

воздухе

Вкусная еда 73,4% 70%

Перерыв в работе или учебе 60% 60%

Поддержка родителей 53,4% 45%

Физическая активность 46,7% 100%

Телевизор 26,7% 20%

Секс 26,7% 20%

Хобби 20% 20%

Сигареты 6,7% 0%

Алкоголь 6,7% 3%

Итак, из проведенного нами исследования на стрессоустойчивость можно сделать вывод, что студенты, занимающиеся спортом, более устойчивы к стрессу и быстрее восстанавливаются от него, чем студенты, которые по состоянию своего здоровья не могут систематически заниматься физическими упражнениями.

Литература

1. Калманович В.Л., Хайруллин Р.Р., Болотников АА., Мугаттарова Э.Р. «Влияние физической культуры и спорта на здоровье и образ жизни человека». XXVII Международная научно-практическая конференция «Приоритетные научные направления: от теории к практике», Новосибирск, ЦНРС, 2016. - С 141-146.

2. Калманович В.Л. «Проблемы построения учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Всероссийская научно-практическая конференция «Медико-биологические аспекты физической культуры, проблемы и перспективы развития» Казань, КФУ, 2013. - С. 143-146.

3. Прохоров В.А., Филюшин А.Г., Хайруллин Р.Р. «Формирование мотивации к здоровому образу жизни у студентов Казанского ГУКИ.» Всероссийская научно-практическая конференция "Перспективы развития современного студенческого спорта. Итоги выступлений российских спортсменов на универсиаде-2013 в Казани" Казань, ПГАФСиТ, 2013. - С 185-186

УДК 37.0

С.И.Сахаева

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ФГОС 3+ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЯ ПОДГОТОВКИ «РУКОВОДСТВО ЛЮБИТЕЛЬСКИМ ТЕАТРОМ» В КАЗГИК

В работе исследованы вопросы использования электронных ресурсов для формирования компетенций в соответствии с ФГОС 3+ у студентов профиля подготовки «Руководство любительским театром». Раскрыты составляющие компетенций ПК-17, ОПК-2, формируемые дисциплиной «Информационные технологии» на основе электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С», Исследованы методики формирования этих компетенций на основе практических примеров с использованием электронных ресурсов и продуктов фирмы «1С»: «1С: Предприятие 8», «1С: Предприятие 8. Работа с файлами», «1С: Управление небольшой фирмой 8», оценена их эффективность на основе эксперимента. Проведен количественный анализ уровня сформированности этих компетенций студентов по направлению «Руководство любительским театром». Результаты визуализированы в виде таблиц и диаграмм.

Ключевые слова: ПК-17, ОПК-2, IT-компетенции, информационно-коммуникационная компетенция, пользовательская, оценка уровня сформированности компетенций, продукты фирмы «1С», «Информационные технологии».

Sakhaeva S.I. ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE CONTEXT OF THE FORMATION OF COMPETENCIES FOR FSES 3+ STUDENTS OF PROFILE OF PREPARATION "MANAGEMENT OF AMATEUR THEATER'IN KSIK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.