Научная статья на тему 'Изучение стрессоустойчивости студентов в процессе обучения в вузе'

Изучение стрессоустойчивости студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПРИЧИНЫ СТРЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узденова Ж.Р., Анаев М.А.

Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. Обучение в высшем учебном заведении это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. В статье рассматриваются стрессоустойчивость студентов, приёмы снятия стресса, представлены результаты по исследованию уровня стрессоустойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Узденова Ж.Р., Анаев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение стрессоустойчивости студентов в процессе обучения в вузе»

Общая педагогика

35

2. Анисимов В.П. Педагогика родительства. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004. - 160 с.

3. Варпаховская О. «Зеленая дверца»:первые шаги в общество // Ребенок в детском саду. - 2014. - N 1. - С. 30-35.

4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 172 с.

5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. Пособие для воспитателей детских садов / Под ред. Л.И. Каплан. - М.: Просвещение, 1983. -80 с.

6. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. - М.: Дом РАО; Баласс, 2005. -144 с.

ИЗУЧЕНИЕ СТРЕССОУСТОИЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© Узденова Ж.Р.*, Анаев М.А.*

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова,

г. Нальчик

Студенческая жизнь для одних студентов ассоциируется со студенческими обществами, общением с интересными людьми, различными мероприятиями и весельем. Для других это серьезное испытание, изменение в жизни, трудная жизненная ситуация к которой необходимо приспосабливаться. Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. В статье рассматриваются стрессоустойчивость студентов, приёмы снятия стресса, представлены результаты по исследованию уровня стрессоустойчивости.

Ключевые слова стресс, стрессоустойчивость, причины стресса.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения.

* Магистрант (направление «Педагогическое образование», магистерская программа «Педагогическая психология»).

* Заведующий кафедрой Педагогики и психологии дополнительного профессионального образования, доцент кафедры Педагогики и психологии, кандидат психологических наук.

36

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта [1, с. 33].

Студенты молоды и сталкиваются с разными проблемами, новые условия обучения требуют от них больше самостоятельности, ответственности, самоорганизации и не все студенты готовы к решению многочисленных проблем и задач которые предоставляет жизнь. Необходимо отметить, что стресс - это сложное, неоднозначное явление, проявляющееся на самых различных уровнях биосоциального существа под названием - человек. Стрессам подвержен каждый человек вне зависимости от своих половозрастных или социодемографических характеристик [2, с. 56].

Обучение в высшем учебном заведении - это стресс для многих студентов. Студенту необходимо преодолевать трудности, осваивать новые роли и модифицировать старые, адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Существует большое количество подтверждений тому, что хронический стресс - спутник студенческой жизни [4, с. 45].

Стресс, испытываемый студентами, может сказываться на обучении (приобретении, применении и переработке знаний), что препятствует академической успеваемости. Трудности с успеваемостью в свою очередь также создают дискомфорт, в результате чего общий стресс усиливается.

Термин «стресс» и его расшифровка первоначально были изложены Г. Селье (1950, 1960), который показал независимость процесса приспособления от характера раздражения или нагрузки. Воздействия могут быть самыми различными, но независимо от своих особенностей ведут к цепи однотипных изменений, обеспечивающих приспособление. Он отмечает, что слово «стресс», так же как «успех», «неудача» и «счастье», имеет различное значение для разных людей. Поэтому дать его определение довольно трудно, хотя оно и вошло в нашу обыденную речь. Мильман В.Э. рассматривает стресс, как функцию двух факторов: величины потребности в достижении и субъективной оценки вероятности достижения [3, с. 76].

В последние годы проблема изучения нормы и предболезни привлекала к себе внимание многих исследователей, таких как: О.Г. Газенко, Р.М. Баевского, Г. Селье, Р. Лазарус, В. Кеннон, П.Б. Зильберман. Исследованием проблемы стресса занимались также У Кэннон, Д. Майерс, Л.А. Китаев-Смык, Ю.В. Щербатых, Ю.И. Александров и др.

Целью нашей работы было исследование стрессоустойчивости студентов в процессе обучения в вузе.

Исследование было проведено в Кабардино-Балкарском государственном университете. В исследовании приняли участие 45 студентов. Для реа-

Общая педагогика

37

лизации проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики:

1. Тест на учебный стресс (Разработан Ю.В. Щербатых).

2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С. Коухена и Г. Виллиансо-на) [1, с. 50].

На первом этапе нашей работы мы исследовали основные причины учебного стресса и определили основные приемы снятия стресса студентами, с помощью теста на учебный стресс, разработанный Ю.В. Щербатых.

Анализ результатов показал, что основными причинами возникновения стресса у студентов являются большая учебная нагрузка (11,1 %) и строгие преподаватели (9 %). Меньше всего студентов волнует проблема совместного проживания с другими студентами (2,2 %) и конфликт в группе (2,2 %) можно сделать вывод о том, что группа дружная.

Затем мы выявили уровень постоянного стресса у студентов за последние три месяца учёбы и приёмы снятия стресса. Из полученных результатов видно, что у 33,3 % студентов уровень постоянного стресса за последние три месяца незначительно уменьшился, у 22,2 % значительно уменьшился, у 11,1 % не изменился, у 13,3 % незначительно возрос и у 20 % значительно увеличился.

Причиной этих изменений в первую очередь является сессия, студенты перед экзаменами волнуются больше нормы, у них появляется страх перед будущим, боязнь получить плохую оценку.

У всех испытуемых основным способом снятия стресса является сон (100 %). Для большинства опрошенных студентов это общение с друзьями или любимым человеком (77,7 %). Это тоже эффективный способ снять стресс. У половины опрошенных прогулки на свежем воздухе (51,1 %). Алкоголь, сигареты, в качестве приема снятия стресса в исследуемой нами группе практически не используются (6,6 %).

На втором этапе мы исследовали уровень стрессоустойчивости каждого студента, в начале семестра и перед сессией с помощью теста самооценки стрессоустойчивости С. Коухена и Г. Виллиансона. Данный тест позволяет человеку оценить уровень своей стрессоустойчивости (он может быть отличный, хороший, удовлетворительный, плохой или очень плохой).

По данной методике мы получили следующие результаты. В начале семестра у 42,2 % студентов удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, у 26,6 % хороший уровень, у 20 % плохой, у 6,6 % отличный и у 4,4 % очень плохой. А перед сессией у 28,8 % студентов удовлетворительный уровень стрессоустойчивости, у 20 % хороший уровень, у 40 % плохой, у 6,6 % отличный и у 4,4 % очень плохой.

При решении задач, поставленных, в ходе проведения исследования выявлено, что основными причинами стресса у студентов являются большие учебные нагрузки, которые возникают из-за большого количества заданий

38

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

по разным учебным дисциплинам. Все это приводит к спешке и постоянной нехватке времени. Чаще всего студенты восстанавливают силы крепким сном и общением с друзьями и близкими людьми.

Для современного студента стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Он может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Стресс в студенческой деятельности представляет собой повседневные перегрузки, связанные с особенностями процесса обучения в вузе и оказывающие непосредственные и независимые эффекты на самочувствие и психические или соматические функции.

Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Проанализировав все полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. Основными причинами возникновения стресса у студентов исследуемой нами группе являются большая учебная нагрузка и строгие преподаватели.

2. Основными способами снятия стресса у студентов являются сон, также общение с друзьями или любимым человеком, прогулки на свежем воздухе, вкусная еда, перерыв в работе или учебе, поддержка родителей и другое.

3. Показатель самооценки стрессоустойчивости студентов в начале семестра соответствует удовлетворительной оценке показателя, который означает адекватность восприятия своей стрессоустойчивости и уровень стрессоустойчивости студентов в группе, а к началу сессии уровень самооценки стрессоустойчивости снизился до плохого уровня.

В дальнейшей своей работе мы планируем продолжить изучение стрессоустойчивости, а также рассмотреть способы его повышения и коррекционной работы со студентами, испытывающими стресс.

Проанализировав полученные результаты в ходе нашего исследования, мы предложили рекомендации для повышения уровня стрессоустойчивости у студентов:

1. В любой ситуации сохраняйте выдержанность и терпение, взвешивая каждое свое слово.

2. Старайтесь проявлять уважение к каждому.

3. Чаще выходите на свежий воздух на прогулки, делайте выездные поездки, занимайтесь спортом.

Общая педагогика

39

4. Освойте дыхательные практики, научитесь расслабляться здоровыми способами.

5. Займитесь самоорганизацией, самоконтролем.

6. Старайтесь сохранять концентрацию в любых ситуациях.

7. Учитесь находить общий язык со всеми.

8. Найдите себе творческое занятие.

9. Чередуйте активный и пассивный отдых.

10. Анализируйте все стрессовые ситуации, которые попадают в ваше поле зрения.

11. Каждую ситуацию оценивайте трезво.

12. Чаще находитесь в кругу друзей.

13. Чаще выключайте компьютер и телевизор.

14. Найдите для себя хобби.

15. Повышайте самооценку.

16. Необходимо устранить или исправить внешние раздражители.

17. Не зацикливайтесь на прошлом, а смотрите в будущее.

18. Надо перестать себя запугивать, порождать различные страхи и не давать развиваться панике.

19. Каждый день после трудового дня надо найти время для полного расслабления.

20. Эффективное средство - глядя в зеркало, проговорить следующие фразы:

- Я ничего не боюсь.

- Я верю в себя и свои силы.

- Я знаю, что у меня всё получится, и я всё отлично решу.

- Я иду вперёд, не оглядываясь на прошлое.

- Я знаю, что решу любые свои проблемы.

Чем чаще человек выходит из зоны комфорта и переживает нестандартные ситуации, учится на них реагировать, тем выше поднимается его стрессоустойчивость. Повышение стрессоустойчивости дает человеку уверенность в своих силах, а также улучшает физическое здоровье.

Список литературы:

1. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. - М.: Академический Проект. 2009. - 934 с.

2. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2010. - 928 с.

3. Шоповаленко И.В. Стрессоустойчивость / И.В. Шоповаленко. - М., 2005.

4. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст]. -СПб.: Питер, 2006. - 256 с.

5. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. - М.; СПб., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.