УДК 658.58
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАТРАТ НА СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПО РЕМОНТУ КОЛЕСНЫХ ПАР НА БАЗЕ ПО «НОРИЛЬСКТРАНСРЕМОНТ»
© И.М. Щадов1, А.В. Чемезов2, В.Ю. Конюхов3, Т.С. Беляевская4
13 4
'' Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 2ООО «Норильскникельремонт», 663305, Россия, г. Норильск, ул. Павлова, 17.
Проводится анализ рентабельности создания подразделения по ремонту колесных пар для обслуживания нужд предприятия. Для обеспечения объективной оценки рассмотрены следующие данные: потребность в колесных парах при ремонте грузовых вагонов ПО «Норильсктрансремонт», структура затрат на формирование единицы колесной пары в планируемом подразделении и сторонних организациях, сравнение ожидаемых затрат на формирование колесной пары и годовые затраты в плановом объеме на будущий год при организации собственного подразделения и при проведении ремонтов сторонними организациями. Проводится сравнение представленных данных и делается вывод о том, стоит ли организовывать собственное предприятие или более экономичным является закупка формированных колесных пар у организаций «на материке».
Ключевые слова: ремонтное предприятие; колесная пара; техническое обслуживание; технико-коммерческое предложение.
COMPARATIVE PROFITABILITY ANALYSIS OF WHEEL SET REPAIR ENTERPRISE CREATION
ON THE BASIS OF PA "NORILSKTRANSREMONT"
I.M. Shchadov, A.V. Chemezov, V.Yu. Konyukhov, T.S. Beliaevskaia
National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. LLC Norilsknikelremont, 17 Pavlov St., Norilsk, 663305, Russia.
The article analyzes the profitability of creating a business unit for wheel set repair for enterprise needs servicing. The following data have been examined in order to provide an objective assessment: wheel set demand under the repair of Production Association Norilsknikelremont rail freight cars, the structure of costs per wheel set formation in the planning repair unit and in third party organizations, comparison of expected costs for wheel set formation and annual costs in the amount planned for next year under the creation of enterprise's own repair unit and when repair is performed by the third party organizations. Having compared the data submitted the authors conclude whether to organize enterprise's own repair unit or it is more economical to purchase the formed wheel sets from "mainland" organizations. Keywords: repair provider; wheel set; maintenance; technical and commercial proposal.
Колесная пара относится к ходовым частям и является одним из ответственных элементов вагона. Она предназначена для направления движения вагона по рельсовому пути и восприятия всех нагрузок, передающихся от вагона на рельсы при их вращении. Работая в сложных условиях нагруженности, колесные пары должны обеспечивать безопасность движения поездов и надежность перевозочного процесса.
Колесная пара состоит из оси и двух укрепленных на ней колес. При эксплуатации колеса перекатываются по рельсовому пути и получают значительные
статические и динамические нагрузки через небольшую площадь. В процессе торможения происходит нагрев и износ обода, что способствует образованию дефектов в нем. Не без того сложная ситуация усугубляется суровым климатом, поэтому для обеспечения безопасности движения поездов колесные пары с дефектами ремонтируют с заменой непригодных для дальнейшего использования элементов, такие колесные пары называются формированными. Колесные пары формируются в колесном цехе, оснащенном гидравлическим прессом, станками для обработки
1Щадов Иван Михайлович, доктор технических наук, зав. кафедрой управления промышленными предприятиями, тел.: 89025770740, e-mail: [email protected]
Shchadov Ivan, Doctor of technical sciences, Head of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89G2577G74G, e-mail: [email protected]
2Чемезов Александр Владимирович, главный инженер, тел.: 89135044136, e-mail: [email protected] Chemezov Aleksandr, Chief Engineer, tel.: 891З50441З6, e-mail: [email protected]
ЗКонюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: [email protected]
Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 891488517GG, e-mail: [email protected]
4Беляевская Тамара Сергеевна, студентка, тел.: 89G41З147G2, e-mail: [email protected] Beliaevskaia Tamara, Student, tel.: 89041З14702, e-mail: [email protected]
ISSN 1814-З520
ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (1GG) 2G15
297
осей и колес, мостовым и консольным кранами, стендами для дефектоскопирования осей и др. Данное оборудование позволяет совершать следующие операции по формированию колесных пар:
- обрабатывать сопрягаемые поверхности ступицы колеса и подступичной части оси;
- запрессовать наружную часть подступичной зоны оси;
- наметить середину оси кернером для симметричной установки колеса при запрессовке;
- осуществить грамотную подборку колеса.
После окончания монтажа колес на каждую фор-
мируюмую колесную пару подвешивают на балке прессы для того, чтобы проконтролировать качество запрессовки. В дальнейшем на колеса наносятся следующие данные: дата запрессовки, тип колесной пары, диаметр подступичной части оси и отверстия ступицы, номер оси, натяг, длина ступицы, конечные усилия запрессовки, маркировка цельнокатаного колеса. После осмотра и проверки колесную пару передают на участок механической обработки поверхностей катания, обточки и накатки шеек, а затем проверяют основные размеры колесной пары. На формированной колесной паре проверяют: расстояние между внутренними гранями ободов колес, разницу расстояний от внутренних граней колес от торца оси с обеих сторон колесной пары и диаметр колес по кругу катания. Обработанную колесную пару передают на участок окраски, где ее покрывают краской черного цвета на олифе, лаком или эмалью, после на колесной паре в холодном состоянии выбивают знаки маркировки и клеймения.
При транспортировке готовой продукции ОАО «ГМК «Норильский Никель» (ОАО «ГМК «НН») использует железнодорожный транспорт, поэтому проблема износа колесных пар при эксплуатации в сложных условиях также актуальна для этого предприятия. На базе предприятия ремонтом колесных пар занимается ПО «Норильсктрансремонт» (ПО «НТР»). На сегодняшний день ПО «НТР» выполняет ограниченный перечень работ:
- подготовительные работы;
- наплавка КП по гребню;
- наплавка КП по профилю катания;
- распрессовка букс;
- ревизия роликовых букс;
- наплавка букс;
- замена бандажей;
- черновая обточка;
- токарная обработка колес;
- замена лабиринтов и колец;
- мойка узлов и деталей;
- окраска.
Остальные же работы, такие как дефектоскопия, распрессовка колес, проточка и обработка оси, приточка колес, ремонт подшипников, запрессовка, приемка и клеймение, производятся силами сторонних организаций. Основная причина этого - отсутствие необходимого оборудования. Поэтому ОАО «ГМК «НН» производит закупку новых и формированных колесных пар у сторонних организаций.
Потребность ПО «НТР» в колесных парах при ремонте грузовых выгонов на сегодняшний день представлена на рис. 1.
Таким образом, в настоящий момент ремонт грузовых вагонов производится с заменой колесных пар на закупленные новые, формированные сторонними организациями либо на прошедшие частичный ремонт в ПО «НТР».
Расчетные затраты на формирование единицы колесной пары с использованием б/у оси составляют 133,2 тыс. руб. (без учета амортизации). Структура затрат представлена на рис. 2.
Для сравнения рассмотрим затраты на формирование одной колесной пары ПО «НТР» и сторонних организаций (рис. 3).
Как видно из диаграммы, представленной на рис. 3, расчетная стоимость формирования колесной пары силами ПО «НТР» выше стоимости:
- закупки новых колесных пар - на 23 тыс. руб. (21%);
- формирования колесных пар, закупаемых у сторонних организаций, - на 41,5 тыс. руб. (45%);
- формирования отработанных колесных пар Заполярного филиала ОАО «ГМК «НН» силами сторонних организаций - на сумму от 56 до 61 тыс. руб. (7285%).
Структура затрат на формирование единицы колесной пары в ПО «НТР» и ОАО «КрЭВРЗ» показана на рис. 4.
Рис. 1. Анализ потребности в колесных парах при ремонте грузовых вагонов в ПО «НТР»
Рис. 2. Затраты на формирование колесной пары, тыс. руб.
Рис. 3. Стоимость единицы колесной пары грузовых вагонов, тыс. руб.
Расчетные затраты ПО "НТР" Калькуляция ОАО "КрЭВРЗ"
Рис. 4. Сравнение ожидаемых затрат на формирование колесных пар, тыс. руб.
ISSN 1814-3520
ВЕСТНИК ИрГТУ №5 (100) 2015
299
Затраты на формирование КП з Затраты на закуп новых КП ■ Затраты на закуп формированных КП
План 2014 г. Jl Рассматриваемые варианты 48,1
' 1 """II 41 2 6,9 t 4 'l* (17*] |
34,3 . 19,7 (53*) 31,4 29,9 29,7
i J
39,9
34,3 41,2 23,2 21,7 21,5
ä 8,2 8,2 8,2 8,2
Формированные ||Новые колесные пары Сформированные КП ЗФ КП ЗФ КТ13Ф
колесные пары ОАО11 (100%)* сипами ПО "НТР" формированные в формированные в формированные в
"Промко- || ОАО "АМЗ" ЗАО"УВК" ОАО "КрЭвРЗ"
'-т-'
При условии закупки 20% новых КП для замены неремонтопригодных
Рис. 5. Годовые затраты на колесные пары грузовых вагонов, млн руб.
При сравнении затрат приходим к выводу, что стоимость формирования одной колесной пары в ПО «НТР» превышает стоимость ремонта в ОАО «КрЭВРЗ» в 2 раза, в том числе: затраты на материалы - в 1,6 раз; ФОТ и отчисления - в 5,8 раз.
Затраты на формирование и закупку колесных пар в плановых объемах 2014 г. представлены на диаграмме рис. 5.
На основании представленных выше данных можно сделать следующий вывод: из рассмотренных вариантов выполнение ремонтов колесных пар со сменой элементов силами ПО «НТР» является самым затратным. Наиболее экономически целесообразным является производство ремона колесных пар со сменой элементов сторонними организациями на «материке» (ОАО «КрЭВРЗ», ОАО «АМЗ», ЗАО «УВК»).
Плановая потребность в ремонте колесных пар на 2014 г. составила 2 286 штук, из них:
• частичный ремонт колесных пар - 1 912 шт. (84%);
• закупка формированных колесных пар - 374 шт. (16%).
Плановая стоимость закупки формированных колесных пар на 2014 г. составляла 91,7 тыс. руб., расчетная стоимость формирования колесных пар сила-
ми ПО «НТР» - 133,2 тыс. руб., что выше стоимости:
• новых колесных пар - на 21%;
• формированных колесных пар, закупаемых у сторонних организаций, - на 45%;
• формирования отработанных колесных пар Заполярного филиала ОАО «ГМК «НН» сторонними организациями - на 85%.
Расчетные инвестиционные затраты на организацию участка по ремонту колесных пар с заменой элементов силами ПО «НТР» составят не менее 140 млн руб. Для более детальной оценки затрат необходимо проведение проектно-изыскательских работ.
При условии формирования колесных пар силами ПО «НТР» затраты на ремонт вырастут по сравнению с текущей ситуацией на 14 млн руб. (40%).
Таким образом, наиболее экономически целесообразным является формирование отработанных колесных пар Заполярного филиала ОАО «ГМК «НН» силами специализированных сторонних организаций на «материке». При этом снижение затрат на ремонт колесных пар (по сравнению с плановыми затратами на закупку формированных колесных пар в 2014 г.) в зависимости от исполнителя работ составит от 3 до 4,6 млн руб. (8-13%).
Статья поступила 12.03.2015 г.
Библиографический список
1. Ремонт вагонов на заводах / В.И. Безценный, В.А. Петров, М.Б. Сахаров, В.И. Туровцев. М.: Трансжелдориздат, 1961. 362 с.
2. Калашников В.И., Подшивалов Ю.С., Демченков Г.И. Ремонт вагонов: учебник для техникумов ж/д транспорта. М.: Транспорт, 1985. 238 с.
3. Либман А.З., Демченков Г.И. Вагонное хозяйство: пособие по дипломному проектированию. М.: Транспорт, 1983.103 с.
4. Технология вагоностроения и ремонта вагонов: учебник для вузов. 2-е изд. / В.С. Герасимов, И.Ф. Скиба, Б.М. Кер-нич [и др.]; под ред. В.С. Герасимова. М: Транспорт, 1988. 381 с.
5. Трепененков Р.И. Альбом чертежей конструкции и деталей промышленных зданий: учеб. пособие. М.: Стройиздат, 1980. 282 с.