УДК 658.58
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОМЕНКЛАТУРЫ ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ УЗЛОВ ОБОРУДОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ АГРЕГАТНО-УЗЛОВОГО МЕТОДА РЕМОНТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
© А.В. Чемезов1, И.М. Щадов2, В.Ю. Конюхов3, Т.С. Беляевская4
000 «Норильскникельремонт»,
663305, Россия, г. Норильск, ул. Павлова, 17.
2 3 4
,, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Россия, Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Описывается порядок определения номенклатуры ремонтируемых узлов оборудования, экономически целесообразных к восстановлению агрегатно-узловым методом ремонта. Приводится пример развития данного метода ремонтного воздействия на практике в условиях действующего горно-металлургического производства. Рассматривается достигаемый эффект от узлового ремонта, направленного на стабильную работу оборудования промышленных предприятий.
Ключевые слова: агрегатно-узловой метод ремонта; эффективность предприятия; номенклатура ремонтируемых узлов; качество восстанавливаемых агрегатов, узлов.
REPAIRED UNITS NOMENCLATURE DETERMINATION AND UNIT REPAIR METHOD DEVELOPMENT AT INDUSTRIAL ENTERPRISES
A.V. Chemezov, I. M. Shchadov, V.Yu. Konyukhov, T.S. Beliaevskaia
1 LLC Norilsknikelremont,
17 Pavlov St., Norilsk, 663305, Russia.
2,3,4 Irkutsk National Research Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article describes the procedure of determining the nomenclature of equipment units that from the economic point of view are feasible to be repaired by a unit repair method. A practical example of the development of the mentioned repair method is given for mining and smelting production. The results of the unit repair method are also considered with a view to guarantee stable operation of industrial equipment.
Key words: unit repair method; enterprise efficiency; nomenclature of repaired units; quality of repaired units.
На практике перечень оборудования, наладка которого может быть организована только на принципах и стратегиях регламентированного ремонта, крайне узок. Фактически ремонт большей части оборудования неизбежно основан на сочетании (в различных пропорциях) регламентированного ремонта и ремонта по техническому состоянию. В этом случае «каркас» структуры ремонтного цикла определяется совокупностью элементов оборудования, ремонт которых основан на стратегиях регламентированного ремонта или ремонта по наработке. На полученную «жесткую» основу структуры ремонтного цикла оборудования накладываются (в «нежестком» варианте) сроки проведения ремонта отдельных элементов, обслуживаемых по техническому состоянию.
Одним из наиболее перспективных методов ремонтов оборудования для предприятий любых форм собственности является агрегатно-узловой метод, при котором неисправные сменные элементы (агрегаты, узлы и детали) заменяются новыми или отремонтированными, взятыми из оборотного фонда. В ряде зарубежных стран замена неисправных агрегатов и узлов приурочивается к плановым срокам проведения ТО, а сам ремонт называется - «планово-предупредительное обслуживание» [1].
Номенклатура ремонта оборудования агрегатно-узловым методом для каждого предприятия-заказчика зависит от его финансовых возможностей, создания оборотного фонда запасных частей и узлов, производственных условий, развитости собственной ре-
1Чемезов Александр Владимирович, главный инженер, тел.: 89135044136, e-mail: [email protected] Chemezov Aleksandr, Chief Engineer, tel.: 89135G44136, e-mail: [email protected]
2Щадов Иван Михайлович, доктор технических наук, заведующий кафедрой управления промышленными предприятиями, тел.: 89025770740, e-mail: [email protected]
Shchadov Ivan, Doctor of technical sciences, Head of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89G2577G74G, e-mail: [email protected]
3Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: [email protected]
Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 891488517GG, e-mail: [email protected]
4Беляевская Тамара Сергеевна, студентка, тел: 89041314702, e-mail: [email protected] Beliaevskaia Tamara, Student, tel.: 89G413147G2, e-mail: [email protected]
монтной базы, ее оснащенности, территориальной удаленности и многих других факторов. Очень важно подчеркнуть, что развитие агрегатно-узлового метода ремонта невозможно в первую очередь без заинтересованности самой инженерно-эксплуатационной службы предприятия-заказчика.
В рамках развития агрегатно-узлового метода ремонта были проработаны различные направления по расширению номенклатуры ремонтов на базе подразделений ремонтной группы (рис. 1, 2). В результате чего сделаны следующие выводы:
1. Отклоненные предложения, имеющие в конечном итоге отрицательный результат:
- Ремонт редукторов технологического оборудования. Анализ проведенных ремонтов редукторов технологического оборудования предприятий горнометаллургической компании показал, что общее количество отремонтированного оборудования составляет более 13 200 ед., при этом из них только 1900 ед. ремонтируются в мастерских участков, остальные же восстанавливаются либо без демонтажа с основного агрегата, либо по месту производства работ.
Редукторы по своей сути являются нестандартным оборудованием и привязаны к конкретному типу технологического оборудования, поэтому в качестве примера для выполнения экономического расчета был выбран отдельный объект - обогатительный передел. Количество отремонтированных редукторов на обогатительной фабрике составляет 136 ед. в год. Расчеты экономического эффекта показывают, что с учетом транспортных затрат ожидаемый итоговый результат отрицательный (-100 тыс. руб.), при этом не учтены дополнительные капитальные затраты, связанные с оснащением ремонтной зоны специализированной оснасткой.
- Ремонт вентиляторов местного проветривания (ВМП) предприятий минерально-сырьевого комплекса. Расчет был выполнен на основании общего количества ВМП горных предприятий - 357 ед. Ожидаемый экономический эффект составляет 2941 тыс. руб. и достигается за счет предполагаемого увеличения срока службы ВМП с 24 до 36 месяцев. Тем самым сокращается закуп новых ВМП.
Однако для внедрения данного предложения потребуются дополнительные инвестиционные затраты, связанные с приобретением специализированного оборудования и оснастки, что отрицательно отразится на конечном финансовом результате в первые годы реализации предложения.
2. Наиболее перспективными агрегатно-узловыми методами ремонтов определены следующие направления:
- Реставрация технологических задвижек и вентилей на базе специализированного участка ремонтного предприятия. Годовая производственная программа участка ремонта запорной арматуры -1664 ед. различного типоразмера на сумму более 13 200 тыс. руб. Специализированная оснастка и станочный парк на производственных площадях участка имеется в наличии.
Ожидаемый экономический эффект составляет 3129 тыс. руб. и достигается за счет снижения сметной стоимости ремонтных работ.
- Реставрация колесных пар внутришахтного транспорта (ВШТ) на базе специализированного поверхностного участка ремонтного предприятия. Годовой объем ремонта колесных пар ВШТ составляет до 7106 шт. Ожидаемый экономический эффект после реализации мероприятия - 5500 тыс. руб. и достигается за счет разницы соотношения размера заработной платы между работающими в подземных и поверхностных условиях труда.
Для реализации данного мероприятия необходимо дополнительное обустройство производственных площадей из имеющегося парка наплавочных агрегатов, станочного парка, моечного и прессовочного оборудования.
- Ремонт промышленных насосов различного типоразмера на базе специализированного участка ремонтного предприятия. Выполненный анализ проведенных ремонтов насосов на объектах горнометаллургической компании показал, что в настоящее время силами участка выполняется капитальный ремонт 124 насосов в год.
Ожидаемый экономический эффект незначительный и в расчетах составил 716 тыс. руб. в год. Предприятиями-заказчиками был проработан вопрос об увеличении капитальных ремонтов насосов на базе данного участка до 257 единиц в год.
Вместе с тем данное предложение не требует дополнительных капитальных вложений (ремонтное оборудование в наличии) и позволит повысить качество выполняемых ремонтов насосов.
После согласования со службой заказчика всех организационно-технических мероприятий в течение года проведен комплекс подготовительных операций на производственных площадях предприятий ремонтной группы. В результате совместной работы с инженерно-эксплуатационными службами заказчиков достигнуты следующие производственные результаты.
Ремонт и восстановление запорной арматуры
Для своевременного выполнения ремонта возросшего количества запорной арматуры и в связи с увеличением сложности организации производства работа участка организована в двухсменном режиме. В соответствии с потребностью предприятий-заказчиков сформированы выездные звенья участка, оснащенные переносным оборудованием, для проведения ремонта запорной арматуры на месте установки.
Выполнение производственного заказа узлового ремонта запорной арматуры различного типоразмера представлено в табл. 1.
За 2014 год ожидается освоение объемов в количестве 3520 ед. запорной арматуры, или 105% от планируемого объема (табл. 2).
Достигнутый результат - надлежащее качество ремонта на примере восстановления задвижки Ду-250 мм (рис. 3).
Таблица 1
Ремонт запорной арматуры различного типоразмера в 2012 и 2013 гг._
Заказчик Дудо 100 мм Ду до 300 мм Ду > 400 мм Итого, шт.
2012 2013 2012 2013 2012 2013 2012 2013
Горно-металлургические предприятия 651 1013 104 174 10 14 765 1201
Предприятия 477 топливно-энергетического комплекса - 349 198 153 66 77 41 579
Всего 1128 362 302 327 76 91 1506 1780
Таблица 2
Освоение объемов ремонта запорной аппаратуры в 2014 г._
Заказчик План 2014 г., шт., ед. Ожидаемое выполнение плана 2014 г., шт., ед. Отклонение, %
Служба главного энергетика горнометаллургических предприятий 1970 2039 104
Служба главного механика горнометаллургических предприятий 154 260 169
Предприятия-заказчики топливно-энергетического комплекса 1042 1042 100
Собственные фонды 179 179 100
Всего 3345 3520 105
Рис. 2. Участок по узловому ремонту запорной арматуры (общий вид). Площадь помещения составляет 1617 м Участок оборудован четырьмя кран-балками, грузоподъемностью 5 т, и двумя воздушными компрессорами
а) б)
Рис. 3. Вид задвижки: а - до ремонта; б - после ремонта
Сравнительный технико-экономический анализ восстановления запорной арматуры на примере одного из металлургических заводов представлен в табл. 3.
Развитие агрегатно-узлового метода ремонта запорной арматуры позволило:
- сократить время простоя оборудования заказчика (на период ремонта) за счет создания оборотного фонда;
-увеличить межремонтный период;
- соблюсти технологию восстановления узла;
- повысить культуру производства ремонтного персонал;
- дополнительно производить закуп новой запорной арматуры за счет достигаемого экономического эффекта.
Ремонт промышленных насосов различного типоразмера
В целях развития специализированного участка по ремонту центробежных насосов, а также повышения качества выполняемых ремонтов и культуры произ-
водства были выполнены ряд технических мероприятий
- изготовлена и введена в эксплуатацию установка стационарной мойки;
- изготовлен стенд для разборки, сборки центробежных секционных насосов;
- разработан стенд для проведения испытаний насосных агрегатов после восстановления;
- обновлен станочный парк участка (токарно-винторезные станки, фрезерные станки, ножницы гильотинные).
Диаграмма затрат на капитальный ремонт в 2013 году на примере химического насоса 7 КТС-9 приведена на рис. 4.
Сравнительные затраты на восстановление химического насоса типа 7 КТС-9 в 2013 году приведены в табл. 4.
За 2014 год ожидается освоение объемов ремонта в количестве 620 ед. промышленных насосов или 106% от плана (табл. 5).
Таблица 3
Сравнительный технико-экономический анализ восстановления запорной арматуры
Типоразмер запорной арматуры Объем, шт. Стоимость ремонта «в горячем цехе», тыс. руб. Стоимость узлового ремонта, тыс. руб. Экономия, тыс. руб. Средняя стоимость новой арматуры (сталь), руб. Количество закупаемой арматуры за счет экономии, шт.
Задвижка Ду-80 19 234,8 137,0 97,8 4 423 18
Задвижка Ду-100 32 408,3 240,3 168,0 6 994 18
Задвижка Ду-150 29 554,1 334,6 219,5 17 691 10
Задвижка Ду-200 59 1 592,6 943,1 649,5 27 778 18
Задвижка Ду-250 2 68,4 40,1 28,3 35 293 1
Задвижка Ду-300 10 390,1 223,1 167,0 58 968 2
Задвижка Ду-500 10 589,3 325,7 263,6 116 376 2
ВСЕГО 161 3 837,7 2 243,8 1 593,9 267 523 69
за год,
количество ремонтов в год, шт стоимость 1 ремонта без материалов, тыс руб стоимость 1 ремонта с стоимость всех ремонтоЕ материалами, тыс руб млн руб.
Существующее положение Агрегатно-узловой метод
Рис. 4. Затраты на капитальный ремонт в 2013 г. на примере химического насоса 7 КТС-9
Таблица 4
Сравнительные затраты на восстановление химического насоса КТС-9_
Способ ремонта Вид ремонта Количество ремонтов в год, шт. Стоимость ремонта без материалов, тыс. руб. Стоимость ремонта с материалами, тыс. руб. Затраты на ремонт, млн руб. Общие затраты, млн. руб.
Обычный к 68 95,1 107,4 7,3 17,2
т 136 38,1 72,8 9,9
Агрегатно-узловой к 52 42,3 138,2 7,2 12,15
т 68 38,1 72,8 4,95
Таблица 5
Освоение объемов ремонта промышленных насосов_
Заказчик План 2013 г., ед. Факт, 2013 г., ед. Откл., % План 2014 г., ед. Откл. плана 2013 г. от плана 2014 г., %
Фабрика 1 491 491 100 529 108
Фабрика 2 50 50 100 50 100
Завод 16 16 100 16 100
Рудники 28 28 100 30 101
Всего 585 585 100 620 106
Таким образом, развитие метода агрегатно-узлового ремонта химических насосов в стационарных условиях позволило на 30% увеличить межремонтный период за счет улучшения качества ремонтных воздействий. Проведение в ходе ремонта таких операций, как балансировка рабочих колес, восстановление
корпусов насосов, защитных втулок, подгонка сопрягаемых деталей с применением станочного оборудования, гидравлические испытания по окончании сборки, которые невозможно было осуществить в условиях действующих цехов производственных подразделений, дало свои результаты (рис. 5).
Обычный ремонт
Агрегатно-узло вой
36 мес. ^^^^
48 мес. 1
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Рис. 5. Результаты внедрения метода агрегатно-узлового ремонта химических насосов
в стационарных условиях
Ремонт и восстановление колесных пар внутришахтного транспорта
В течение 2011 г. специалистами ремонтной службы был спроектирован технологический процесс восстановления колесных пар внутришахтного транспорта, представленный на рис. 6, и в последующий период на территории поверхностного участка установлено оборудование, приспособления и оснастка.
Процесс создания поверхностного участка ремонта колесных пар ВШТ производился строго по технологии (рис. 7, а, б).
В настоящее время существует значительная потребность в ремонте колесных пар горнорудных предприятий, но в связи с отсутствием возможностей руд-
ников по перепуску (подъему «на гора») узлов ВШТ из-за ограничения времени, связанного с подъемом горной массы, возникают опасения по дальнейшему росту объема ремонтов. Ход выполнения агрегатно-узлового ремонта колесных пар за последний период времени представлен в табл. 6.
Учитывая описанные выше результаты, достигнутые ремонтниками в последние годы, необходимо продолжить наращивать загрузку производственных мощностей специализированных участков предприятий ремонтной группы на последующие среднесрочные периоды, базовая стратегия которых изложена в табл. 7.
Рис. 6. Схема технологического процесса восстановления колесных пар внутришахтного транспорта
ЖИ
Ч ! 1 V
а б
Рис. 7. Поверхностный участок ремонта колесных пар ВШТ: а - вид слева; б - общий вид
Таблица 6
Агрегатно-узловой ремонт колесных пар внутришахтного транспорта
Заказчик План на 2013 г., ед. Факт 2013 г., ед. Отклонение, ед. План на 2014 г., ед. Отклонение плана 2014 г. от плана 2013 г., ед.
Рудник № 1 300 554 254 1440 1140
Рудник № 2 330 277 -53 1460 1130
Рудник № 3 936 572 -364 980 44
Рудник № 4 0 73 73 220 220
Всего 1566 1476 -90 4100 2534
Стратегия наращивания загрузки предприятий ремонтной группы
Таблица 7
Вид агрегатно-узлового ремонта Объем работ, планируемый к выполнению агрегатно-узловым методом ремонтов, ед.
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Ремонт и восстановление запорной арматуры 3600 4000 4500 5000
Базовый ремонт промышленных насосов 620 650 670 700
Ремонт и восстановление узлов внутришахтного транспорта 4500 5000 5500 6000
В заключение необходимо отметить, что основной вероятной причиной формирования заказа для предприятий ремонтной группы по отдельным направлениям без наращивания объемов работ является отсутствие возможности увеличения ремонтного фонда структурных подразделений заказчика, а также необ-
ходимого обменного фонда узлов и агрегатов. Поэтому для достижения единого положительного результата по выпуску готовой продукции заказчиком и подрядчиком следует решать производственные задачи совместно.
Статья поступила 13.03.2015 г.
Библиографический список
1. Ящура А.И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: справочник. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 360 с.
УДК 911.3:32+327.1
БОДАЙБИНСКИЙ И МАМСКО-ЧУЙСКИЙ РАЙОНЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1 9
© А.А. Черенев1, Ц.Б. Дашпилов2
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1.
Статья посвящена оценке социально-экономической ситуации, сложившейся в северных районах Иркутской области в постсоветский период. Рассмотрены основные проблемы местного населения и хозяйственной деятельности муниципальных образований. Определены ключевые факторы снижения социально-экономического потенциала северных территорий Иркутской области. Рассмотрены административно-политические и муниципальные процессы в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах. Выявлено значительное снижение качества жизни населения исследованных территорий и ухудшение демографической ситуации регионе. Ключевые слова: транспортная изоляция; социально-экономические ситуация; местное самоуправление; уровень жизни.
1 Черенев Алексей Анатольевич, кандидат географических наук, ведущий инженер лаборатории «Георесурсоведения и политической географии», тел.: 89148893660, e-mail: [email protected]
Cherenev Aleksei, Candidate of Geography, Leading Engineer of the Laboratory of Georesource Studies and Political Geography, tel.: 89148893660, e-mail: [email protected]
2Дашпилов Цыренжап Бимбаевич, ведущий инженер лаборатории «Картография», тел.: 89148855480, e-mail: [email protected]
Dashpilov Tsyrenzhap, Leading Engineer of the Cartography Laboratory, tel.: 89148855480, e-mail: [email protected]