Таблица 6
Агрегатно-узловой ремонт колесных пар внутришахтного транспорта
Заказчик План на 2013 г., ед. Факт 2013 г., ед. Отклонение, ед. План на 2014 г., ед. Отклонение плана 2014 г. от плана 2013 г., ед.
Рудник № 1 300 554 254 1440 1140
Рудник № 2 330 277 -53 1460 1130
Рудник № 3 936 572 -364 980 44
Рудник № 4 0 73 73 220 220
Всего 1566 1476 -90 4100 2534
Стратегия наращивания загрузки предприятий ремонтной группы
Таблица 7
Вид агрегатно-узлового ремонта Объем работ, планируемый к выполнению агрегатно-узловым методом ремонтов, ед.
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.
Ремонт и восстановление запорной арматуры 3600 4000 4500 5000
Базовый ремонт промышленных насосов 620 650 670 700
Ремонт и восстановление узлов внутришахтного транспорта 4500 5000 5500 6000
В заключение необходимо отметить, что основной вероятной причиной формирования заказа для предприятий ремонтной группы по отдельным направлениям без наращивания объемов работ является отсутствие возможности увеличения ремонтного фонда структурных подразделений заказчика, а также необ-
ходимого обменного фонда узлов и агрегатов. Поэтому для достижения единого положительного результата по выпуску готовой продукции заказчиком и подрядчиком следует решать производственные задачи совместно.
Статья поступила 13.03.2015 г.
Библиографический список
1. Ящура А.И. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: справочник. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. 360 с.
УДК 911.3:32+327.1
БОДАЙБИНСКИЙ И МАМСКО-ЧУЙСКИЙ РАЙОНЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
1 9
© А.А. Черенев1, Ц.Б. Дашпилов2
Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Россия, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1.
Статья посвящена оценке социально-экономической ситуации, сложившейся в северных районах Иркутской области в постсоветский период. Рассмотрены основные проблемы местного населения и хозяйственной деятельности муниципальных образований. Определены ключевые факторы снижения социально-экономического потенциала северных территорий Иркутской области. Рассмотрены административно-политические и муниципальные процессы в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах. Выявлено значительное снижение качества жизни населения исследованных территорий и ухудшение демографической ситуации регионе. Ключевые слова: транспортная изоляция; социально-экономические ситуация; местное самоуправление; уровень жизни.
1 Черенев Алексей Анатольевич, кандидат географических наук, ведущий инженер лаборатории «Георесурсоведения и политической географии», тел.: 89148893660, e-mail: [email protected]
Cherenev Aleksei, Candidate of Geography, Leading Engineer of the Laboratory of Georesource Studies and Political Geography, tel.: 89148893660, e-mail: [email protected]
2Дашпилов Цыренжап Бимбаевич, ведущий инженер лаборатории «Картография», тел.: 89148855480, e-mail: [email protected]
Dashpilov Tsyrenzhap, Leading Engineer of the Cartography Laboratory, tel.: 89148855480, e-mail: [email protected]
BODAIBINSKY AND MAMSKO-CHUYSKY DISTRICTS OF THE IRKUTSK REGION: SOCIO-ECONOMIC ANALYSIS A.A. Cherenev, Ts.B. Dashpilov
V.B. Sochava Institute of Geography SB RAS, 1 Ulan-Batorskaya St., Irkutsk, 664033, Russia.
The article deals with the assessment of the socio-economic situation in the northern areas of the Irkutsk region in the post-Soviet period. Consideration is given to the main problems of local population and economic activities of municipalities. The key factors determining the decrease in the socio-economic potential of the northern territories of the Irkutsk region are identified. Having studied politico-administrative and municipal processes in Bodaibinsky and Mamsko-Chuysky destricts, the authors have revealed a significant decline in population life quality and worsening of the demographic situation in the region.
Keywords: transport seclusion; socio-economic situation; local self-government; living standards.
За два последних десятилетия в экономической структуре северных районов Иркутской области произошли значительные перемены, соответственно изменились и курс социально-экономического развития данных территорий, и приоритеты в хозяйственно-бытовой деятельности местного населения. Экономические преобразования привели к тому, что люди здесь оказались на грани выживания. Органы местного самоуправления также не могут в полной мере выполнять свои функции без дополнительных финансовых дотаций. На сегодняшний день большинство северных районов Иркутской области являются крайне депрессивными в социально-экономическом плане [1]. Данное состояние обусловлено прекращением функционирования предприятий, ориентированных на выпуск продукции для министерства обороны РФ (комбинат «Мамслюда», Мамско-Чуйский район), «уходом» налогов в федеральный центр (прииск «Высочайший», Бодайбинский район, и т.д.) и транспортной изолированностью от крупных промышленных и торговых центров.
Для муниципальных образований (МО) северных районов Иркутской области характерны одни и те же проблемы, связанные с неблагоприятным транспорт-но-географическим положением, спадом или отсутствием промышленного производства, низкой инвестиционной привлекательностью территории, большим предпринимательским риском. Но даже среди северных районов имеются различия в транспортной доступности, влияющие на их социально-экономическое развитие. Рассмотрим эти различия на примере двух районов (Бодайбинского и Мамско-Чуйского), имеющих общие транспортные связи, но разную транспортную доступность.
Транспортная изоляция
Главной проблемой северных территорий можно определить транспортную изоляцию (или, как чаще принято формулировать, ограниченную транспортную доступность) от крупных промышленных центров и путей грузоперевозок [2].
Наиболее благоприятную транспортную доступность имеет Бодайбинский район. Основные пассажирские и грузовые перевозки здесь осуществляют по автомобильной дороге протяженностью 220 км от ст. Таксимо Республики Бурятии до г. Бодайбо. Пассажирские перевозки осуществляет также частное маршрутное такси, стоимость которого составляет от 2 до 2,5 тыс. руб. в зависимости от погодных условий. А внутри района имеются несколько автодорог мест-
ного значения: Бодайбо - Кропоткин; Бодайбо - Мара-кан; Бодайбо - Мамакан. Общая длина автодорог общего пользования в регионе составляет 579 км и внутрипоселковых дорог - 184 км. Автодорожное покрытие находится в неудовлетворительном состоянии.
Куда более остро стоит проблема транспортной доступности в Мамско-Чуйском районе. Основной завоз грузов летом осуществляют по автодороге до г. Бодайбо и далее до п. Мамакан, а затем паромной переправой по р. Витим до пгт. Мама.
Транспортную блокаду позволило бы снять строительство автодороги (около 50 км) Мамакан - Мусковит, которое планировалось еще при СССР. Фактическая стоимость провоза груза 1 т/км водным транспортом составляет 21,2 руб., а автотранспортом - всего 3,2 руб. 1 т/км.
Трудности в доставке грузов определяют и политику ценообразования. Так, например, в Мамско-Чуйском районе в осенне-весенний период доставка грузов осуществляется только авиацией, когда стоимость перевозки 1 т груза составляет 52,0 тыс. руб.; в период распутицы доставка грузов в район обходится еще дороже, в 5,5 раза больше, чем автотранспортом и железной дорогой. В летнее время доставка грузов в поселения осуществляется из п. Таксимо автотранспортом, при этом от п. Мамакан до п. Мама - водным транспортом, где фактическая стоимость 1 т/км составляет 21,2 руб., а автотранспортом - всего 3,8 руб. т/км [3].
В настоящее время планируется строительство автодороги Мусковит - Мамакан (дорога Мамакан -Бодайбо состоит из гравийной автодороги, порядка 50 км, и паромной переправы через р. Витим). От г. Бодайбо проложена гравийная дорога до железнодорожной станции Таксимо (Республика Бурятия). Протяженность автодороги Бодайбо - Таксимо составляет 220 км. Между этими двумя населенными пунктами ходят маршрутные такси (стоимость билета колеблется в пределах 2-2,5 тыс. руб. в зависимости от погодных условий). Строительство дороги Мусковит - Мамакан позволит снять транспортную блокаду Мамско-Чуйского района и даст местным жителям альтернативу передвижения по региону и стране (сегодня авиация является единственным и крайне дорогим средством передвижения за пределы района). Дорога Мусковит - Мамакан должна будет проходить параллельно ЛЭП-110 Мусковит - Мамакан. Учитывая, что ЛЭП находится в аварийном состоянии, дорога позволит более оперативно и с меньшими затратами произ-
водить обслуживание, поиск и ликвидацию часто возникающих аварий.
Однако здесь следует сказать, что строительство этой дороги велось еще в СССР и основная часть была уже сделана (в том числе и капитальный автомобильный мост через р. Мама). Оставшийся участок составляет порядка 40 км. Летом 2012 г. никаких работ по строительству автодороги нами замечено не было.
Эффективное функционирование транспортного комплекса на севере Иркутской области - одно из приоритетных направлений изыскания методов оптимизации условий жизни населения и моделей ведения муниципального хозяйства.
Упадок жилищно-коммунальной инфраструктуры
Одной из важнейших проблем развития северных территорий является упадок жилищно-коммунальной инфраструктуры. Жилищный фонд имеет высокую благоустроенность - 90,5%. Жилые дома имеют следующее оборудование: водопровод, канализацию, центральное отопление, горячее водоснабжение в виде прямого водозабора из систем отопления, ванны. Степень износа жилищного фонда составляет 40-70% (табл. 1 и 2).
В соответствии с ветхостью построек в неудовлетворительное состояние пришла и вся жилищно-коммунальная инфраструктура. Особое опасение, по признанию местных жителей, вызывает состояние «внутрянки» (внутридомовых сетей холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализации).
Как показала практика, необходим капитальный ремонт всей системы водо- и теплоснабжения, а не только отдельных ее участков. Так, например, в сентябре 2012 г. в п. Мама при пробном запуске отопления во многих домах лопнули трубы. Накануне летом при проведении социологического исследования в данном населенном пункте местные жители высказы-
вали опасения по поводу надежности отремонтированных теплосетей, и, как оказалось, небезосновательно.
Затраты на содержание поселков Согдиондон и Горно-Чуйский (Мамско-Чуйский район) составили за 2011 г. 123,2 млн руб., из них на содержание ЖКХ -56,3% всех затрат, бюджетных учреждений - 18,5%, органов местного самоуправления - 4,6%, содержание ЛЭП, автодороги - 20,8%. Однако этого финансирования оказывается недостаточным для комплексного ремонта систем жилищно-коммунального хозяйства.
Отсутствие горячей воды в теплое время года и электроснабжения в течение светового дня стало нормой для жителей п. Мама (электричество подается рано утром на 1 -2 часа и вечером). В среднем при заработной плате 7-9 тыс. руб. оплата за жилье и коммунальные услуги составляет от 5 тыс. руб. и выше (имеются в виду 1-2 комнатные квартиры и дома).
В Бодайбинском районе уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры также носит катастрофический характер: водопроводные сети имеют износ 74%, канализационные - 63,1%, тепловые - 59,4%, теплоисточники - 55,6%. Так же, как и жители Мамско-Чуйского района, бодайбинцы знают, что летом горячей воды в кране не бывает.
К значимым проблемам северных районов можно отнести постоянно нестабильную подачу электроэнергии в дома. Особенно это актуально в период с отрицательными среднесуточными температурами. Единственной энергоснабжающей организацией в регионе является филиал «Мамско-Чуйские электрические сети» ОГУП «Облкоммунэнерго». Электроснабжение осуществляется: по ЛЭП-110 Таксимо (БАМ) - Мама-кан; от Мамаканской ГЭС по ЛЭП-110 Мамакан - Мусковит - Мама. Протяженность линий электропередачи составляет 450 км.
Таблица 1
Жилой фонд на 1 января 2013 г._
Район Всего, тыс. кв. м общей площади Фонд Приходится в среднем на одного жителя, кв. м
Городской Сельский Всего Городского Сельского
МО города Бодайбо и района 656,4 592,3 64,1 30,3 29,4 42,4
МО Мамско-Чуйского района 193,2 176,5 16,7 38,9 37,8 Нет данных
Таблица 2
Благоустройство всего жилищного фонда на 1 января 2013 г., %_
Район Удельный вес площади, оборудованной
С водопроводом С канализацией С отоплением С горячим водоснабжением С ваннами С газом С напольными электрическими плитами
МО г. Бодайбо и района 78 77 80 76 75 - 76
МО Мамско-Чуйского района 86 76 86 - 76 - -
Электрические сети находятся в ветхом состоянии, необходим капитальный ремонт. Из-за большой изношенности основных фондов производятся частые отключения энергоснабжения, что препятствует устойчивой работе предприятий и является фактором риска. За 2006 г. произошло более 100 аварий. Структуру потребителей электроэнергии поселения составляют: организации и предприятия - 38%; население -50%; прочие потребители - 12%. Электроэнергия, подаваемая с Мамаканской ГЭС, является подпитывающей, и ее не хватает для стабильного энергообеспечения.
Жилищно-коммунальная инфраструктура населенных пунктов северных районов Иркутской области нуждается в колоссальных финансовых вливаниях. Надо признать, что государственное капиталовложение на реконструкцию систем ЖКХ, в конечном счете, себя оправдает - прекратится сверхнормативный расход энергоресурсов, резко возрастет коэффициент полезного действия оборудования.
Административно-территориальные изменения на севере
Слабое развитие социальной инфраструктуры, безработица (в Мамско-Чуйском районе на 2010 год безработица составляла 5,3%, что в 2,5 раза выше среднего показателя по области), низкая заработная плата ведут к оттоку населения из северных районов в крупные города. Сокращение населения носит катастрофический характер (п. Луговский Мамско-Чуйского района при СССР насчитывал 3500 жителей - сейчас их около 300. В Бодайбинском районе было 9 МО -осталось 6, (упразднены Мараканское, Патомское, Синюгинское МО); в Мамско-Чуйском районе было 6 МО - осталось 5 [4], но сейчас, согласно программе социально-экономического развития до 2015 года, предполагается сократить еще 2 МО низового поселенческого уровня (Горно-Чуйское и Согдиондонское). Выписка из постановления № 146 от 24.07.2012 г. администрации Мамско-Чуйского района звучит таким образом: «В связи с ликвидацией производства в поселках Согдиондон, Горно-Чуйский Мамско-Чуйского района, отдаленностью и неперспективностью данных поселков, с целью сокращения затрат на их содержание, улучшения условий проживания граждан, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования Мамско-Чуйского района, распоряжением администрации Мамско-Чуйского района от 14.06.2012 г. № 224 «О разработке долгосрочной целевой программы Мамско-Чуйского района: Переселение граждан из отдаленных неперспективных населенных пунктов Мамско-Чуйского района - п. Согдиондон, п. Горно-Чуйский в период 2013-2015 гг.». Горно-Чуйское и Согдиондонское МО являются самыми отдаленными населенными пунктами от районного центра в Мамско-Чуйском районе (118 и 150 км соответственно). В п. Согдиондон зарегистрировано 366 человек, фактически проживает 275 человек. В п. Горно-Чуйском - 414 и 276 соответственно, 44,7% проживают за его пределами» [5].
Проведенный социологический опрос в г. Бодайбо, п. Мама, п. Мамакан, п. Луговский показал, что большинство опрошенных респондентов уедут из этих населенных пунктов в ближайшее время или хотят уехать, но не имеют такой возможности. К примеру, при таком же социологическом исследовании в Ниж-неудинском районе результаты получились абсолютно противоположными. На вопрос: «Как Вы думаете, почему люди уезжают в другие районы?» - самыми популярными ответами жителей Бодайбинского и Мам-ско-Чуйского районов были: «Низкая заработная плата»; «Низкий уровень развития социальной инфраструктуры»; «Безработица». Наиболее частые эмоции: разочарование, тревога, опасение; радость и другие позитивные эмоции испытывают в основном только подростки.
Комплекс социально-экономических проблем северных территорий непосредственным образом оказывает влияние на формирование политического мировоззрения местного населения.
Уровень жизни
Транспортная изолированность, отсутствие реального рынка труда и слабое развитие социальной инфраструктуры определяют низкий уровень жизни местного населения (имеется в виду материальное благосостояние и доступность удовлетворения материальных, духовных и рекреационных потребностей) [6]. Так, в Мамско-Чуйском районе среднесписочная численность работающих за 1 квартал 2012 г. составила 2601 чел., что на 5,8% ниже по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Оценивая демографические процессы в данных районах, можно сделать вывод о том, что несмотря на высокую рождаемость в Мамско-Чуйском районе по сравнению с Бодайбинским, в Мамско-Чуйском районе высокая смертность (табл. 3 и 4).
Таблица 3
Рождаемость в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах в 2010-2012 гг. (в расчете на 1000 населения), %
Район 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Бодайбинский 13,4 13,5 13,7
Мамско-Чуйский 16,4 13,4 18,4
Таблица 4 Смертность в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах в 2010-2012 гг. (в расчете на 1000 населения), %
Район 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Бодайбинский 16,6 17,8 17,3
Мамско-Чуйский 20,2 18,5 19,6
Вследствие чего мы наблюдаем более низкую естественную убыль населения в Мамско-Чуйском районе (рис. 1). Также мы наблюдаем очень высокий миграционный отток населения в обоих районах, но в Мамско-Чуйском районе он более высокий (рис. 2).
2010
2011
2012
-2
Бодайбинский Мамско-Чуйский
-4
Рис. 1. Естественный прирост, убыль (-) Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов в 2010-2012 гг.
(в расчете на 1000 населения)
0 -10 -20 -30 -40 -50 -60 -70
2010
2011
2012
Бодайбинский Мамско-Чуйский
Рис. 2. Миграционный прирос, убыль (-) Бодайбинского и Мамско-Чуйского районов в 2010-2012 гг.
(в расчете на 1000 населения)
Одним из индикативных показателей здоровья населения и достаточного оснащения инфраструктурой по обеспечению его профилактики и лечения является показатель детской смертности (табл. 5). Как мы видим, очень высокая детская смертность наблюдается в Мамско-Чуйском районе.
Таблица 5
Число детей, умерших до 1 года в Бодайбинском и Мамско-Чуйском районах в 2010-2012 гг. (в расчете на 1000 населения), %
денежный доход - на 12,4% и составил 11 102 рубля; прожиточный минимум - на 9,6% и составил 6248 рублей. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 797 чел., или 14,5% всего населения района. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года она снизилась на 65,3%. Уровень регистрируемой безработицы составил 7,3%; в аналогичном периоде 2011 года - 6,0% [7].
Таблица 6
Район 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Бодайбинский 6,4 3,2 13,3
Мамско-Чуйский 43,2 - 21,3
Среднемесячная оплата тр уда по годам, руб.
Район 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Бодайбинский 32 669,2 39 044,3 45 142,7
Мамско-Чуйский 17 894,7 20 039,7 22 964,5
0
Среднемесячная заработная плата выросла относительно аналогичного периода 2011 года на 15,9% и составила 16 403 рублей (см. табл. 6); среднедушевой
Высокий уровень безработицы и высокие цены на продукты питания (кефир в г. Бодайбо стоит 120 руб. за литр) обусловливают ухудшение криминогенной
ситуации в районах и определяют характер противозаконных деяний. Так, в п. Мама самым распространенным правонарушением среди молодежи является воровство продуктов питания.
Основным из показателей социально-экономического состояния территории является интерес местного населения и политических движений к процессам формирования органов местного самоуправления [8]. На рассматриваемой территории наблюдается низкий и средний уровень интереса у местного населения к процессам формирования органов местного самоуправления, а также малый интерес к территориям, где нет крупного промышленного производства и развитой социальной инфраструктуры, со стороны политических партий (Мамско-Чуйский район). В этих районах наблюдается значительное преобладание депутатов-самовыдвиженцев. Однако здесь следует отметить, что далеко не всегда они являются независимыми представителями местного населения, часто их поддерживают те или иные политические силы, разумеется, преследуя свои цели касательно данной территории либо для сохранения статуса.
Социально-экономическое развитие северных районов Иркутской области невозможно без выработки комплексной программы, направленной на решение задач по улучшению уровня жизни населения и промышленного освоения территории, а также финансового обеспечения данного мероприятия. В современных реалиях только возобновление промышленного производства способно дать новый импульс для социально-экономического развития северных территорий, только образование реального рынка труда сможет
повысить уровень жизни местного населения.
Ограниченная транспортная доступность северных территорий сдерживает социально-экономическое развитие районов и влияет на уровень жизни местного населения. Безальтернативная схема грузо- и пасса-жироперевозок ведет к монополизации рынка, увеличению цен на продукты питания, бытовые товары и горюче-смазочные материалы, а также к потере их качества. Развитие транспортной инфраструктуры позволит значительно сократить затраты на доставку жизненно необходимого в экстремальных природных условиях севера углеводородного сырья и уменьшит информационные расстояния между населенными пунктами.
Уровень жизни населения северных районов Иркутской области можно оценить как низкий: нет условий для полноценного удовлетворения материальных, духовных, образовательных и рекреационных потребностей. Сокращение населенных пунктов и целых МО свидетельствует о катастрофическом «опустынивании» территории, население уезжает из «северного рая» (именно так называли п. Маму и п. Мусковит местные жители во времена СССР). А ведь давно известно, что главная функция населения - закрепление за собой территории как собственности государства и удержания ее под своей юрисдикцией.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований «Полевые исследования в труднодоступных районах севера Байкальского региона», проект №13-03-18-017/13.
Статья поступила 24.03.2015 г.
Библиографический список
1. Ишмуратов Б.М. Экономико-географические и геополитические факторы развития межэтнических отношений на современном этапе // География и природные ресурсы. 1998. № 1 [Электронный ресурс]. URL: izdatgeo.ru (18.12.2014).
2. Безруков Л.А. Транспортно-экономические барьеры в развитии Сибири // ЭКО. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: ecotrends.ru (18.12.2014).
3. Программа социально-экономического развития Мамского городского поселения на период с 2008 г. по 2012 г. [Электронный ресурс]. URL: mchr.irkobl.ru (19.12.2014).
4. Иркутская область. Административно-территориальное деление: справочник. Иркутск: Упрполиграфиздат, 1984 [Электронный ресурс]. URL: irikipedia.ru/content/ (12.12.2014).
5. Фиона Хилл, Клиффорд Гэдди. Сибирское бремя. Просчеты советского планирования и будущее России. М.: Научно-
образовательный форум по международным отношениям, 2007. 328 с.
6. Черенев А.А. Условия формирования электоральных предпочтений в сельской местности (на примере Иркутской области) // География и природные ресурсы. 2009. № 4 [Электронный ресурс]. URL: izdatgeo.ru (18.12.2014).
7. Концепция комплексного социально-экономического развития муниципального образования Мамско-Чуйского района на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: mchr.irkobl.ru (19.12.2014).
8. Карнышев А.Д., Жуков К.С., Шестак В.Ф. Психология и политика: вопросы теории и практики. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2004 [Электронный ресурс]. URL: elit.library.use.ru/showdoc.php (20.12.2014).