Научная статья на тему 'Эффективность восстановления крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях'

Эффективность восстановления крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
462
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОХОДНОЕ ДИЗЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / SELF-PROPELLED DIESEL EQUIPMENT / ТОЧКА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ / BREAK-EVEN POINT / ХОДИМОСТЬ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН / СТРУКТУРА ЗАТРАТ / COST STRUCTURE / ШИНОРЕМОНТНАЯ МАСТЕРСКАЯ / TIRE REPAIR SHOP / GIANT TIRE LIFE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Щадов Иван Михайлович, Конюхов Владимир Юрьевич, Чемезов Александр Владимирович, Беляевская Тамара Сергеевна

Рассматривается эффективность организации ремонтов крупногабаритных шин самоходного дизельного оборудования, эксплуатируемых в подземных условиях на горных предприятиях. Для того, чтобы более подробно ознакомиться с этим вопросом, приведен технологический процесс восстановления крупногабаритных шин, указано количество крупногабаритных шин, которое ежегодно приобретает предприятие для успешного функционирования рудников, и рассчитан фактический экономический эффект при проведении восстановления крупногабаритных шин. Далее описывается метод определения ходимости шин после восстановительных процессов и осуществляется расчет точки безубыточности с помощью проведения опытно-промышленных испытаний в условиях действующих рудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Щадов Иван Михайлович, Конюхов Владимир Юрьевич, Чемезов Александр Владимирович, Беляевская Тамара Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETREADING EFFICIENCY OF GIANT TIRES USED AT MINING ENTERPRISES

The article deals with the effectiveness of giant tire repair organization for self-propelled diesel equipment operating in underground conditions of mining enterprises. To discuss this issue in more details the authors describe a technological process of giant tires retreading, specify the number of giant tires annually purchased by the enterprise to ensure successful operation of mines. An actual economic effect from giant tire retreading is calculated as well. Next, the method determining tire life after the restoration is described and a break-even point is calculated with the application of pilot tests under condition of operating mines.

Текст научной работы на тему «Эффективность восстановления крупногабаритных шин, эксплуатируемых на горных предприятиях»

ционной безопасности. М.: Бином, 2010. 176 с.

3. Бирюков А.А. Информационная безопасность: защита и нападение. М.: ДМК Пресс, 2012. 474 с.

4. Гафнер В.В. Информационная безопасность. М.: Феникс, 2010. 336 с.

5. Гужов В.В., Калюжная И.А., Тюнина Н.О., Федорова Т.Н. Разработка политики информационной безопасности в организациях инновационной сферы экономики [Электронный ресурс]. URL: http://www.rssecurity.ru/docs/Rs_mon.pdf (29.09.2014).

6. Карминский А.М. Информационно-аналитическая составляющая бизнеса. М.: Финансы и статистика, 2007. 272 с.

7. Минаев В.А., Фисун А.П. Правовое обеспечение информационной безопасности. М.: Маросейка, 2008. 368 с.

8. Одинцов А.А. Экономическая и информационная безопасность предпринимательства: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

9. Панкратьев В.В. Информационная безопасность [Электронный ресурс]. URL: http://vvpankrat.ru/moistatyiobezopasnosti (30.09.2014).

10. Партыка Т.Л., Попов И.И. Информационная безопасность. М.: Форум, 2012. 432 с.

11. Садердинов А.А., Трайнев В.А., Федулин А.А. Информационная безопасность предприятия. М.: Дашков и К., 2005. 336 с.

12. Сердюк В.А. Информационная безопасность: сегодня и завтра // Аналитический банковский журнал. 2009. № 11. С. 66-68.

13. Стерхов А.П. Инновационные риски и разраба-

тываемые на их основе способы обеспечения безопасности предпринимательства // Вестник ИрГТУ. 2013, № 1 (72). С. 176-180.

14. Стерхов А.П. Использование маркетинговых технологий для обеспечения безопасности инновационного бизнеса // Вестник ИрГТУ. 2013. № 7 (78). С. 206-214.

15. Стерхов А.П. Системный подход в обеспечении безопасности инновационного бизнеса [Электронный ресурс] // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 5. С. 181-193. URL: http://eizvestia.isea.ru/reader/ article.aspx (11.10.2014).

16. Стерхов А.П. Создание и управление комплексной системой безопасности бизнеса // Вестник ИрГТУ. 2014. № 8 (91). С. 199-208.

17. Филатова И.В. Информационная безопасность инновационной деятельности малого бизнеса как составляющая системы обеспечения экономической безопасности инновационной сферы // Теоретические, организационные, учебно-методические и правовые проблемы: материалы XIX Международной научной конференции (Москва, 25-26 мая 2010 г.). М., 2010. С. 92-97.

18. Филиппов В.А. Информационно-аналитическая поддержка малого инновационного предпринимательства. М.: КомКнига, 2006. 200 с.

19. Эриксон Дж. Хакинг: искусство эксплойта. М.: Символ-Плюс, 2010. 510 с.

20. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: учебник для вузов. М.: Академический Проект; Мир, 2008. 544 с.

УДК 658.58

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КРУПНОГАБАРИТНЫХ ШИН, ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ НА ГОРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

© И.М. Щадов1, В.Ю. Конюхов2, А.В. Чемезов3, Т.С. Беляевская4

12 4

'' Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. 3ООО «Норильскникельремонт», 663305, Россия, г. Норильск, ул. Павлова, 17.

Рассматривается эффективность организации ремонтов крупногабаритных шин самоходного дизельного оборудования, эксплуатируемых в подземных условиях на горных предприятиях. Для того, чтобы более подробно ознакомиться с этим вопросом, приведен технологический процесс восстановления крупногабаритных шин, ука-

1

Щадов Иван Михайлович, доктор технических наук, заведующий кафедрой управления промышленными предприятиями, тел.: 89025770740, e-mail: [email protected]

Shchadov Ivan, Doctor of technical sciences, Head of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 8902б770740, e-mail: [email protected]

2Конюхов Владимир Юрьевич, кандидат технических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: 89148851700, e-mail: [email protected]

Konyukhov Vladimir, Candidate of technical sciences, Professor of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: 89148851700, e-mail: [email protected]

Чемезов Александр Владимирович, главный инженер, тел.: 89135044136, e-mail: [email protected] Chemezov Alexander, Chief Engineer, tel.: 89135044136, e-mail: [email protected]

4Беляевская Тамара Сергеевна, студентка, тел: 89041314702, e-mail: [email protected] Beliaevskaia Tamara, Student, tel.: 89041314702, e-mail: [email protected]

зано количество крупногабаритных шин, которое ежегодно приобретает предприятие для успешного функционирования рудников, и рассчитан фактический экономический эффект при проведении восстановления крупногабаритных шин. Далее описывается метод определения ходимости шин после восстановительных процессов и осуществляется расчет точки безубыточности с помощью проведения опытно-промышленных испытаний в условиях действующих рудников.

Ключевые слова: самоходное дизельное оборудование; точка безубыточности; ходимость крупногабаритных шин; структура затрат; шиноремонтная мастерская.

RETREADING EFFICIENCY OF GIANT TIRES USED AT MINING ENTERPRISES I.M. Shchadov, V.Yu. Konyukhov, A.V. Chemezov, T.S. Beliaevskaia

National Research Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. "Norilsknikelremont" LLC, 17 Pavlov St., Norilsk, 663305, Russia.

The article deals with the effectiveness of giant tire repair organization for self-propelled diesel equipment operating in underground conditions of mining enterprises. To discuss this issue in more details the authors describe a technological process of giant tires retreading, specify the number of giant tires annually purchased by the enterprise to ensure successful operation of mines. An actual economic effect from giant tire retreading is calculated as well. Next, the method determining tire life after the restoration is described and a break-even point is calculated with the application of pilot tests under condition of operating mines.

Keywords: self-propelled diesel equipment; break-even point; giant tire life; cost structure; tire repair shop.

Добыча, отгрузка и доставка горной массы для дальнейшей переработки в подземных условиях на рудниках осуществляется в основном с помощью самоходного дизельного оборудования (рис. 1).

В рамках технического обслуживания и ремонта самоходного дизельного оборудования (далее - СДО) производится замена крупногабаритных шин. С целью увеличения ходимости шин и более рачи-

тельного подхода при их замене, на базе специализированного шахто-ремонтного управления организовали шиноремонтную мастерскую.

Крупногабаритная шина (далее -КГШ) представляет собой пневматическую шину с шириной профиля от 350 мм (14 дюймов) до 660 мм (26 дюймов) включительно, независимо от посадочного диаметра.

Рис. 1. Шахтный самосвал

Прежде чем приступить к ремонту КГШ, был изучен технологический процесс ее восстановления и выбраны соответствующее оборудование и материалы. Технологический процесс восстановления КГШ включает в себя несколько этапов:

1. Отбор шины для восстановления (определение общего состояния каркаса для решения вопросов по технической возможности и экономической целесообразности ремонта).

2. Обработка места повреждения (зачистка, удаление поврежденных нитей корда) (рис. 2).

^Ш.

Рис. 2. Разработка повреждения

3. Измерение повреждения, выбор подходящего пластыря.

4. Заполнение повреждения ремонтным материалом (рис. 3).

Рис. 3. Заполнение воронки повреждения сырой резиной

5. Вулканизация места ремонта (рис. 4).

6. Установка пластыря (рис. 5).

7. Припрессовка пластыря с помощью нагревательных плит вулканизатора.

8. Контроль качества ремонта (поиск наличия отслоений или других дефектов в результате вулканизации).

Рис. 4. Вулканизация поврежденного места термопрессом

Рис. 5. Установка пластыря

9. Восстановление рисунка протектора, шлифование места ремонта (рис. 6).

Щ

Рис. 6. Шина после ремонта

Длительность ремонта одной КГШ может достигать 72 часов.

Оснастка была подобрана таким образом, чтобы производителем был предоставлен план расстановки оборудования, размещения коммуникаций (электричество, сжатый воздух и т.д.), произведен шефмон-таж оборудования в цехе и организовано

обучение ремонтного персонала [1, 2]. При этом использовалось следующее оборудование:

- вулканизатор «Термопресс ЕМ-1» для ремонта крупногабаритных шин (от 12.00-24 до 33.25-35). В вулканизатор встроен поворотно-наклонный механизм, что дает возможность установить рабочий орган в любую позицию для выполнения работ;

- ремонтный штатив 3Р с канатным ручным приводом (г/п 1000 кг);

- подогреватель сырой резины (габариты 500х200 мм, мощность 160 Вт);

- вспомогательное оборудование и инструменты: ручной экструдер, ручная дрель, режущие и зачистные инструменты, пневмо- и ручные инструменты, пылесос, накладки, зажимы, пилы, щетки и т.д.

Количество закупленных КГШ в год для предприятий сырьевой базы приведено в табл. 1.

Отличительные особенности расчета ожидаемого экономического эффекта от организации ремонта КГШ в условиях специализированной шиноремонтной мастерской:

- стоимость перемещения шины в подземной части рудника в расчет не принимается, так как она осуществляется хозяйственным способом;

- в инвестициях не учтены затраты на проектные и изыскательские работы, на строительство капитальных подземных горных выработок, монтаж дополнительного оборудования (вложения в приобретение оборудования составили 9,4 млн руб.);

- при оценке экономического результата не учитываются потери от простоя техники из -

за шиномонтажных работ (время движения, ожидания и проведения шиномонтажных работ).

Результаты расчета фактического экономического эффекта при восстановлении КГШ для СДО рудника с наименьшим износом и, соответственно, при меньшем количестве закупаемых шин (для рудника 4: шахты № 1, № 2) представлены в табл. 2.

Фактическая ходимость КГШ в шахте № 1 представлена на рис. 7, в шахте № 2 -на рис. 8.

При этом необходимо отметить, что эффективность восстановления изношенных КГШ СДО признана далеко не на всех предприятиях сырьевой базы и, как показала практика, в значительной степени зависит от крепости добываемой горной породы и состояния подземных горных выработок. В более тяжелых и агрессивных условиях происходит, соответственно, более интенсивный износ и повреждение шин.

В связи с отсутствием статистических данных по количеству ремонтопригодных шин и их ходимости после ремонта на рудниках 1, 2, 3 была рассчитана минимальная ходимость шины после ремонта (точка безубыточности), представленная в табл. 3.

Испытания проводились согласно «Программе опытно-промышленных испытаний» на рудниках 1, 2, 3 с учетом использования двух колес типоразмера 26,5х25 на каждом руднике в период с ноября 2014 года по февраль 2015 года.

Сводные результаты испытаний представлены в табл. 4.

Таблица 1

Количество закупленных КГШ в год для предприятий сырьевой базы_

Предприятие Количество КГШ Стоимость, млн руб. % КГШ, закупленных на каждый рудник, от общего количества приобретенных КГШ

Рудник 1 516 167,6 39

Рудник 2 296 123,7 23

Рудник 3 262 105,3 20

Рудник 4 230 95,3 18

Всего 1304 491,9 100

Примечание. Таблица составлена по экспертным данным специалистов ООО «Норильскникельремонт».

Таблица 2

Фактический экономический эффект при восстановлении КГШ для СДО рудника

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Шахта № 1 Шахта № 2

1 Средневзвешенная фактическая цена закупки 1 шины* тыс. руб. 253 597

2 Средневзвешенная фактическая ходимость шины в год (без учета ходимости после ремонта) моточас 863 1119

3 Расчетная стоимость моточаса новой шины (стр. 1 / стр. 2) тыс. руб./ моточас 0,29 0,53

4 Количество отремонтированных шин /доля от закупленных шин шт./% 22/25 45/32

5 Фактические затраты на 1 ремонт (с учетом шиномонтажных и транспортных услуг) тыс. руб. 18,4 73,7

6 Ходимость шины после ремонта моточас 115 436

7 Расчетная стоимость моточаса отремонтированной шины (стр. 5 / стр. 6) тыс. руб./ моточас 0,16 0,17

8 Экономический результат (снижение операционных затрат) ((стр. 3 - стр. 7) * стр. 4 * стр. 6) тыс. руб. 328,9 7 063,2

Примечание. 1. Расчетное количество шин, не включенных в закупку (стр. 8 / стр. 1): для шахты № 1 - 1,3, для шахты № 2 - 11,8. 2. Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта (точка безубыточности) (стр. 5 / стр. 3): для шахты № 1 - 63 моточаса, для шахты № 2 - 139 моточасов. *Типоразмер КГШ 18.00-25 (шахта № 1); типоразмер КГШ 26.5-25 (шахта № 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 7. Фактическая ходимость КГШ в шахте № 1

Рис. 8. Фактическая ходимость КГШ в шахте № 2

Таблица 3

Минимальная ходимость шины после ремонта_

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. Рудники 1, 2, 3

1 Средневзвешенная фактическая цена закупки 1 шины тыс. руб. 369

2 Средневзвешенная фактическая ходимость шины моточас 1329

3 Расчетная стоимость моточаса новой шины тыс. руб./ моточас 0,28

4 Расчетные затраты на 1 ремонт шины на поверхностной базе с учетом шиномонтажных и транспортных услуг (рис. 9) тыс. руб. 93,2

5 Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта на поверхностной базе (точка безубыточности) (стр. 4 / стр. 3) моточас 333

6 Расчетные затраты на 1 ремонт шины в подземных условиях (с учетом шиномонтажных услуг) (рис. 10) тыс. руб. 108,1

7 Расчетная минимальная ходимость шины после ремонта в подземных условиях (точка безубыточности) (стр. 6 / стр. 3) моточас 386

Рис. 9. Структура затрат на один ремонт КГШ на поверхностной базе, тыс. руб.

амортизация доп. обор.;_

услуга по замене колеса; 4,

материалы; 23,9

Рис. 10. Структура затрат на один ремонт КГШ в подземных условиях, тыс. руб.

Таблица 4

Результаты испытаний по итогам проведенных мероприятий на рудниках 1, 2, 3

Наименование предприятия Серийный № шины Общая наработка, моточас Причина демонтажа

Рудник 1 F3M383078 87 Отслоение заплатки

F2M183332 122 Разрыв на заплатке

Рудник 2 F4R588149 148 Прокол по протектору

F3R183083 627 Полный износ

Рудник 3 F3Y181520 194 Разрыв на заплатке

F3Y181213 152 Прокол по боковине

Средняя наработка шины до полного износа в подземных производственных подразделениях составляет 1200-1500 моточасов.

Полученные результаты показали высокий процент (50%) шин, эксплуатация которых прекращена ввиду наличия повреждений (прокол, разрыв, отслоение) по месту выполненного ремонта, что не позволяет признать испытания положительными, а ремонт целесообразным и удовлетворяющим условиям эксплуатации данных рудников.

Фактический экономический результат от ремонта КГШ рудника 4 за 2013 год составил 7,4 млн руб., отремонтировано 67 шин (29% от закупленных шин), в том числе:

- по шахте № 1: 0,3 млн руб., отремонтировано 22 шин (25% от закупленных шин);

- по шахте № 2: 7,1 млн руб., отремонтировано 45 шин (32 % от закупленных шин).

В связи с отсутствием статистических данных о количестве ремонтопригодных шин и их ходимости после ремонта на рудниках 1, 2, 3 произведен расчет минимальной ходимости шин после ремонта. Наиболее эффективным признан вариант, при котором фактическая ходимость шин после ремонта должна составлять не менее 333 моточасов (25% к средневзвешенной фактической ходимости) для группы типоразмеров КГШ 26.5-25. По результатам проведенных опытно-промышленных испытаний была выполнена оценка экономического результата от организации ремонта шин, эксплуатируемых на рудниках 1, 2, 3.

Полученные результаты (табл. 4) свидетельствуют о недостаточной ходимости шин после восстановления в подземных условиях данных рудников.

Вместе с тем восстановленные КГШ с рудников 1, 2, 3 стали повторно применять на руднике 4 (шахты № 1, № 2), т.е. в более щадящих условиях, тем самым сократив закуп и поставку новых шин на 25%.

Статья поступила 27.07.2015 г.

1. МаксиЭкскаватор.ру [Электронный ресурс]. URL: http://maxi-exkavator.ru (1.06.2015).

2. Шинный Торговый ДомЪ [Электронный ресурс]. URL: http://www.shtd.ru (1.06.2015).

3. Щадов И.М., Чемезов А.В., Конюхов В.Ю., Беля-евская Т.С. Мероприятия по повышению эффективности работы ремонтного предприятия // Вестник ИрГТУ. 2014. № 10. С. 269-273.

4. Щадов И.М., Чемезов А.В., Конюхов В.Ю., Беля-евская Т.С. Определение номенклатуры восстанавливаемых узлов оборудования и развитие агрегат-но-узлового метода ремонта на промышленных

ши список

предприятиях // Вестник ИрГТУ. 2015. № 6. С. 291-297.

5. Щадов И.М., Чемезов А.В., Конюхов В.Ю., Беля-евская Т.С. Предложения по повышению эффективности ремонтной деятельности путем аудита функционирования системы Технического Обслуживания // Вестник ИрГТУ. 2014. № 11. С. 320-324.

6. Щадов И.М., Чемезов А.В., Конюхов В.Ю., Беля-евская Т.С. Сравнительный анализ рентабельности создания предприятия по ремонту колесных пар на базе ПО «Норильсктрансремонт» // Вестник ИрГТУ. 2015. № 5. С. 297-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.