Научная статья на тему 'Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран в сфере государственных предприятий и публичных компаний'

Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран в сфере государственных предприятий и публичных компаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1150
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПУБЛИЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПУБЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА / АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО / ДОЛЯ УЧАСТИЯ ГОСУ-ДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елеусизова Индира Каржаубаевна, Тұрлыбек Дана Манарқызы

Анализ законодательства в сфере юридических лиц, их дочерних органи-заций, субъектов квазигосударственного сектора в Республике Казахстан, а также за-рубежного опыта правового регулирования государственных предприятий и публичных компаний, проведенный научными сотрудниками отдела гражданского, гражданско-про-цессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законо-дательства Республики Казахстан» в 2016 году показал наличие ряда проблемных вопросов в правовом регулировании указанных юридических лиц и возможность имплементации эф-фективных норм правовых актов стран ближнего и дальнего зарубежья и совершенство-вания отечественного законодательства. Институт юридического лица в гражданском праве в целом был исследован многи-ми учеными-юристами как отечественными, так и зарубежными. К таким можно от нести М.К. Сулейменова, Е.А. Суханова, Ф.С. Карагусова, И.С. Шиткину и др. Вместе с тем актуальные на сегодняшний день вопросы понятия, правового положения, привилегий субъектов квазигосударственного сектора и их аналогов за рубежом, на наш взгляд, мало исследованы и требуют всестороннего изучения и анализа.В Послании Главы государства народу Казахстана от 6 января 2016 года «План на-ции путь к казахстанской мечте» указывается на необходимость дальнейшей работы по приватизации в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы, согласно которому в конкурентную среду передаются 65 наиболее крупных компаний госу-дарственной собственности АО ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро», 173 дочерних и зависимых организаций, входящих в состав АО «ФНБ «Самрук-Казына».Приватизация государственной собственности и передача активов квазигосудар-ственного сектора проводятся для дальнейшего укрепления и развития отечественного предпринимательства, частного бизнеса. В этой связи целью настоящего исследования является проведение анализа зарубеж-ного опыта по правовому регулированию юридических лиц с участием государства и вы-работка соответствующих предложений по совершенствованию законодательства в дан-ной сфере. Для достижения данной цели нами были изучены вопросы классификации форм юри-дических лиц с участием государства, особенности их правового статуса, деятельности, налогообложения, ответственности. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в законотворческой работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, регулирующего юридические лица, в том числе субъектов квазигосударственного сектора, а также в на-учных исследованиях в рассматриваемой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елеусизова Индира Каржаубаевна, Тұрлыбек Дана Манарқызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ законодательства зарубежных стран в сфере государственных предприятий и публичных компаний»

Азаматтьщ, азаматтьщ процеспик щцьщ

4. Йеппе Д. Участие прокурора в гражданском процессе. Замечания к новым положениям гражданского процессуального кодекса РФ. Юрист. 2004. № 7. ^олжетсмдшк режима СПбМУ Зац факультет ютапханасыныц электрондык каталогы http://www.law.edu.ru/doc/ document.asp?docID=1235336 ^олжетмдшк кYнi: 19. 02. 2016.

5. Баймолдина З.Х. Гражданское процессуальное право Республики Казахстан: Ею томда. 2-т. Ерекше бeлiмi (16-30-так;ырыптар) Окулык;. — Алматы: ^азГЗА. 2001. - 468-б.

REFERENCES

1. Kazakhstan Respublikasy Memleket basshysynyH ¥lt zhospary - demon institutsionaldyK reformany zhYzege Asyr zhenindegi 100 na^ty Kadam.

2. Tokareva E.V. Zashhita prokurorom publichnogo interesa v grazhdanskom processe. Diss. na soiskanie uchenoj stepeni k.yu.n. SPb., 2015, 215 s.

3. Belousova E.A. Ponyatie publichno-pravovogo interesa v arbitrazhnom processe // Vestnik Povolzhskoj akademii gosudarstvennoj sluzhby. 2014. № 6. S. 61- 65.

4. Jeppe D. Uchastie prokurora v grazhdanskom processe. Zamechaniya k novym polozheniyam grazhdanskogo processualnogo kodeksa RF. Yurist. 2004. № 7.Rezhim dostupa: Elektronnyj katalog biblioteki yuridicheskogo fakulteta SPbGU http://www.law.edu.ru/doc/document. asp?docID=1235336 Data dostupa: 19. 02. 2016.

5. Bajmoldina Z.Kh. Grazhdanskoe processualnoe pravo Respubliki Kazaxstan: V dvux tomax. T. 2. Osobennaya chast (Temy 16-30) Uchebnik. — Almaty: KazGYuA. 2001.- 468 s.

УДК 347(574)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ПУБЛИЧНЫХ КОМПАНИЙ

Елеусизова Индира Каржаубаевна

Главный научный сотрудник Отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Т^рлыбек Дана Манарцызы

Старший научный сотрудник Отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства Института законодательства Республики Казахстан, магистр юридических наук; г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: государственное предприятие, публичная корпорация, публичные функции, юридическое лицо публичного права, акционерное общество, доля участия государства в экономике, налогообложение.

Аннотация. Анализ законодательства в сфере юридических лиц, их дочерних организаций, субъектов квазигосударственного сектора в Республике Казахстан, а также зарубежного опыта правового регулирования государственных предприятий и публичных компаний, проведенный научными сотрудниками отдела гражданского, гражданско-процессуального законодательства и исполнительного производства ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» в 2016 году показал наличие ряда проблемных вопросов в правовом регулировании указанных юридических лиц и возможность имплементации эффективных норм правовых актов стран ближнего и дальнего зарубежья и совершенствования отечественного законодательства.

Институт юридического лица в гражданском праве в целом был исследован многими учеными-юристами как отечественными, так и зарубежными. К таким можно от-

нести М.К. Сулейменова, Е.А. Суханова, Ф.С. Карагусова, И.С. Шишкину и др. Вместе с тем актуальные на сегодняшний день вопросы понятия, правового положения, привилегий субъектов квазигосударственного сектора и их аналогов за рубежом, на наш взгляд, мало исследованы и требуют всестороннего изучения и анализа.

В Послании Главы государства народу Казахстана от 6 января 2016 года «План нации - путь к казахстанской мечте» указывается на необходимость дальнейшей работы по приватизации в соответствии с Комплексным планом приватизации на 2016-2020 годы, согласно которому в конкурентную среду передаются 65 наиболее крупных компаний государственной собственности АО ФНБ «Самрук-Казына», АО «Байтерек» и АО «КазАгро», 173 дочерних и зависимых организаций, входящих в состав АО «ФНБ «Самрук-Казына».

Приватизация государственной собственности и передача активов квазигосударственного сектора проводятся для дальнейшего укрепления и развития отечественного предпринимательства, частного бизнеса.

В этой связи целью настоящего исследования является проведение анализа зарубежного опыта по правовому регулированию юридических лиц с участием государства и выработка соответствующих предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

Для достижения данной цели нами были изучены вопросы классификации форм юридических лиц с участием государства, особенности их правового статуса, деятельности, налогообложения, ответственности.

Результаты настоящего исследования могут быть использованы в законотворческой работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, регулирующего юридические лица, в том числе субъектов квазигосударственного сектора, а также в научных исследованиях в рассматриваемой области.

ШЕТ ЕЛДЕРДЩ МЕМЛЕКЕТТ1К КЭСШОРЫНДАР ЖЭНЕ ЖАРИЯ КОМПАНИЯЛАР САЛАСЫНДАГЫ ЗАЦНАМАСЫН САЛЫСТЫРМАЛЫ ТАЛДАУЫ

Индира ^аржаубайцызы Елеус^зова

Цазацстан Республикасыныц Зацнама институты Азаматтыц, азаматтыц ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу болгмшц бас гылыми цызметкер^ з.г.к.; Астана ц., Цазацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Дана Манарцызы Т^рлыбек

Цазацстан Республикасыныц Зацнама институты Азаматтыц, азаматтыц ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу бвлiмiнiц ага гылыми цызметкерi, зац гылымдарыныц магистрi, Астана ц., Цазацстан Республикасы; e-mail: [email protected]

Tymh создер: мемлекеттж кэсторын, жария корпорация, жария функциялар, жария цуцыц зацды тулгасы, акционерлж цогам, мемлекеттщ экономикага цатысу улеЫ, салыц салу.

Аннотация. «Цазацстан Республикасыныц Зацнама институты» ММ азаматтыц, азаматтыц ic ЖYргiзу зацнамасы жэне атцарушылыц ic ЖYргiзу бoлiмiнiц гылыми цызметкерлерiмен 2016 жылы ЖYргiзiлген Цазацстан Республикасындагы зацды тулгалар, олардыц еншшес уйымдары, квазимемлекеттж сектор cубъектiлерi саласындагы зацнаманы, сондай-ац мемлекеттж кэсторындар мен жария компанияларды цуцыцтыц реттудщ шетел тэжiрибеciн талдау аталган зацды тулгалардыц цуцыцтыцреттелутде проблемалыц сурацтардыц болуын жэне жацын жэне алыс шет елдерШц цуцыцтыц актшершц тиiмдi нормаларын имплементациялау мен отандыц зацнаманы жетiлдiру мYмкiндiгiн кeрcеттi.

Азаматтыц цуцыцтагы зацды тулга институты, жалпы алганда, кептеген отандыц жэне шетелдж зацгер-галымдармен зерттелген. Оларга М.К. СYлейменовтi, Е.А. Суханов-ты, Ф.С. Царагусовты, И.С. Шиткинаны жэне т.б. жатцызуга болады. Алайда бYгiнгi езектi болып табылатын квазимемлекеттж сектор субъекттершц жэне олардыц шетелдегi аналогтарыныц угымы, цуцыцтыц жагдайы, артыцшылыцтары мэселелерi, бiздiц пiкiрiмiзше, жеткшкЫз зерттелген жэне жан-жацты зерделеу мен талдауды

Азаматтьщ, азаматтьщ процеспик цуцыц

цажет emedi.

2016 жылгы 6 цацтардагы Мемлекет басшысыныц «¥лт жоспары - цазацстандыц арманга бастайтын жол» атты Казацстан халцынаЖолдауындаЖeкeшeлeндiрудiц 20162020 жылдарга арналган кeшeндi жоспарына сэйкес жeкeшeлeндiру бойынша жумысты жалгастыру цажеттыт кврсemiлдi, аталган жоспарга сэйкес бэсeкeлeсmi ортага «Самурыц-Казына» ¥ЭК, «Бэйтерек» АК пен «КазАгро» АК-тыц мемлекеттт мeншiкmeгi аса iрi 65 компаниясы, «Самурыц-Казына» ¥ЭК» АК-тыц цурамына мретт 173 еншыес жэне mэуeлдi уйымдары берыеди

Мемлекеттт мeншiкmi жeкeшeлeндiру мен квазимeмлeкemmiк сектор активтерт беру отандыц кэсiпкeрлiкmi, жеке бизнeсmi одан эрi ныгайту мен дамыту Yшiн ЖYргiзiлiп отыр.

Осыган байланысты бул зерттеудщ мацсаты мемлекеттщ цатысуымен зацды тулгалардыц цуцыцтыц реттелутщ шетел mэжiрибeсiнe талдау ЖYргiзу жэне осы саладагы зацнаманы жemiлдiру бойынша muwmi усыныстарды эзiрлeу болып табылады.

Бул мацсатца цол жетюзу Yшiн мемлекеттщ цатысуымен зацды тулгалардыц ны-сандарын жттеу мэсeлeлeрi, олардыц цуцыцтыц мэртебестщ, цызметшц, оларга салыц салудыц, жауаптылыгыныц eрeкшeлiкmeрi зeрдeлeндi.

Осы зерттеу нэmижeлeрi Казацстан Республикасыныц зацды тулгаларды, оныц штде квазимемлекеттт сектор субъектыерт реттейтт зацнамасын жemiлдiру бойынша зац шыгармашылыц жумыста, сондай-ац царастырылатын саладагы гылыми зерттеулерде цолданылуы мYмкiн.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LAW OF FOREIGN COUNTRIES IN THE FIELD OF STATE ENTERPRISES AND PUBLIC COMPANIES

Eleussizova Indira K.

Chief Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, candidate of legal sciences; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Turlybek Dana M.

Senior Researcher of civil, civil procedural legislation and executive proceedings department of the Institute of legislation of the Republic of Kazakhstan, Master of legal sciences; Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Key words: state-owned enterprise, a public corporation, public functions, legal entity of public law, joint stock company, the share of state participation in the economy, taxation.

Abstract. Analysis of the legislation in the sphere of legal entities and their subsidiaries, the subjects of quasi-public sector in the Republic of Kazakhstan and foreign experience of legal regulation of state-owned enterprises and public companies conducted by researchers of the department of civil law, civil procedure law and enforcement proceedings of SI «Institute of the Republic of Kazakhstan legislation» in 2016 showed the presence of a number of problematic issues in the legal regulation of these entities, and the possibility of the implementation of effective norms and legal acts of countries near and far abroad and improving domestic legislation.

Institute of legal person in civil law has been studied in general by many legal scholars, both domestic and foreign. These include M.K. Suleimenov, E.A. Sukhanov, F.S. Karagusov, I.S. Shitkina etc. However, today topical questions of the concepts, legal status, privileges of subjects of quasi-public sector and their counterparts abroad, in our view, are studied little and require a comprehensive study and analysis.

The President's message to the people of Kazakhstan from January 6, 2016, «The nation's plan - a way to Kazakhstani dream» indicates the need for further work on privatization in accordance with the Comprehensive Plan of privatization for 2016-2020, according to which 65 the largest state companies owned National Welfare Fund «Samruk-Kazyna», JSC «Baiterek» JSC and «KazAgro» JSC, 173 subsidiaries and affiliates included in the JSC «National Welfare Fund «Samruk-Kazyna» are to be passed in a competitive environment.

The privatization of state property and the transfer of quasi-public sector assets held for

further strengthening and development of domestic entrepreneurship, private business.

In this context, the aim of this study is to analyze foreign experience in the legal regulation of legal entities with the participation of the state and development of the relevant proposals on improvement of legislation in this area.

To achieve this, we have studied the classification of forms of legal entities with the participation of the state, particularly their legal status, taxation, liability.

The results of this research can be used in the legislative work on the improvement of the Republic of Kazakhstan legislation governing the legal entities, including the quasi-public sector entities, as well as in scientific research in this area.

В зарубежных странах, в отличие от Республики Казахстан, термин «государственные предприятия» зачастую не применяется, а юридические лица с участием государства осуществляют свою деятельность в виде:

1) предприятий в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (далее - АО и ООО), как и в Республике Казахстан;

2) государственных (публичных) корпораций. Аналогом таких предприятий в Республике Казахстан являются государственные предприятия на праве хозяйственного ведения;

3) казенных предприятий (в Республике Казахстан государственные предприятия на праве оперативного управления).

В развитых странах (например, США, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Япония) наиболее перспективной формой участия государства для крупных компаний является форма АО, которое является коммерческим юридическим лицом, обладающим обособленным имуществом, выпускающим акции и не отвечающим по обязательствам участников.

АО с участием государства осуществляют самостоятельную предпринимательскую деятельность на основе государственной финансовой поддержки и подчиняются общим законам экономики.

При этом соответствующие министерства наблюдают за эффективностью их функционирования.

Модели управления такими АО различны и подразделяются в основном на следующие группы:

- ««децентрализованная» или «отраслевая» модель (Великобритания, Финляндия), при которой права по управлению АО распределены между несколькими профильными министерствами и ведомствами;

- «двойная модель» (страны ОЭСР, например, Греция, Швейцария, Турция, Мексика, Италия, Новая Зеландия, Южная Корея), при которой управление АО осуществляется совместно профильными и общими министерствами;

- «централизованная» модель (Дания, Испания, Королевство, Нидерландов, Нор-

вегия, Швеция), при которой управление осуществляется единым министерством или агентством, управляющим большинством компаний с государственным участием (министерство финансов, промышленности);

- «альтернативная» модель (дополнительная модель управления), при которой акции компаний с государственным участием передаются специально созданным холдингам, подконтрольным государству («OIAG» (Австрия), «1Ш» (Италия), <^^АС» (Китай), «Temasek» (Сингапур), АО «ФНБ «Самрук-Казына») [1].

Степень влияния государства на управление АО с его участием различна и зависит от доли такого участия.

Так, в зарубежных странах (например, Российская Федерация) АО с участием государства подразделяются на следующие группы:

1) со 100-процентным государственным капиталом. Особенности управления такими АО:

- государство непосредственно не управляет производством, оно лишь ориентирует и контролирует деятельность через своих представителей в АО;

- эффективность его деятельности зависит от влияния государственного органа на руководящие органы АО;

- отсутствует собрание акционеров, его функции осуществляет совет директоров;

- совет директоров и исполнительный орган полностью формируется (назначается) государством;

- принцип сочетания «свободы рук» государственных представителей в АО с контролем за их деятельностью со стороны государства.

2) с принадлежащим государству контрольным пакетом акций. Такие АО характеризуются (к примеру, Франция, Италия, Индия, Южная Корея др.):

- смешанной собственностью;

- поступлением на рынок ценных бумаг большого количества акций;

- возможностью привлечения капитала и одновременного воздействия государства на стратегию и тактику АО в целях обеспечения общественных интересов;

- управлением представителями государ-

Азаматтьщ, азаматтьщ процест1к цуцьщ

ства (государственными служащими);

- функционированием собрания акционеров;

- необходимостью учета представителями государства в АО мнений других акционеров;

3) с государственным пакетом акций, не являющимся контрольным. В данных АО высока роль других акционеров, и предлагаемые государством решения собранием акционеров или советом директоров могут быть не приняты [2].

В АО с участием государства в зарубежных странах совет директоров несет коллективную ответственность за руководство, управление и контроль за деятельностью компании, объективность принимаемых решений в интересах компании, акционеров и иных заинтересованных лиц, а также гарантирует реализацию эффективного управления в компании.

Кроме того, законодательством некоторых зарубежных стран (Сингапур, Новая Зеландия)1 также предусматривается фидуциарная ответственность каждого члена совета директоров перед компанией и акционерами за действие (бездействие), повлекшее причинение ущерба (вреда) интересам компании и ее акционерам.

Финансирование деятельности АО с участием государства осуществляется за счет как государственного бюджета, так и доходов от коммерческой деятельности (реализации пакета акций).

В целом в зарубежных АО с участием государства как равноценным участником рыночных отношений подчиняется общим нормам законодательства, установленным для всех коммерческих лиц, в том числе в части реорганизации и ликвидации, а также подлежат общему режиму налогообложения.

Государственные (публичные) корпорации в зарубежных странах определяются разными правовыми терминами. Так, в Великобритании такие предприятия именуются как публичные корпорации, во Франции и Германии - публичные учреждения, в США - публичные (правительственные) корпорации, в Азербайджане - публичные юридические лица2, в Грузии - юридические лица публичного права3.

Необходимо отметить, что понятие юридических лиц публичного права (публичных юридических лиц) в некоторых зарубежных странах охватывает само госу-

дарство и местные исполнительные органы (Франция), а также государственные учреждения и фонды, политические партии (статья 1509 Гражданского кодекса Грузии). В свою очередь, Закон Грузии «О юридических лицах публичного права» сужает данное понятие до организации, которая под контролем государства независимо осуществляет политическую, государственную, социальную, просветительную, культурную и иную публичную деятельность (статья 2).

При этом юридическое лицо публичного права может быть создано на основе членства (корпорация публичного права) или путем передачи государственного имущества для осуществления определенных публичных или государственных задач (учреждения). Учреждение не имеет членов4.

В целом под государственной корпорацией понимается контролируемое государством юридическое лицо, учреждённое статутом, обладающее специальной правоспособностью, руководимое коллективным органом управления, являющееся объектом государственного контроля и надзора, но сохраняющее независимость в своей текущей деятельности, направленной на обеспечение публичной пользы.

Государственные корпорации в зарубежных странах создаются на основании специального акта, в котором предусматривается порядок деятельности и управления данной корпорацией (например, Закон Грузии

«О службе доходов», определяющий правовой статус и правовые основания деятельности юридического лица публичного права - Службы доходов).

При этом они обладают обособленным имуществом и самостоятельной имущественной ответственностью, но осуществляют коммерческую деятельность от имени государственного собственника и находятся под контролем государственных органов управления.

Так, учредитель государственной корпорации утверждает ее бюджет, устав и структуру, годовые финансовые отчеты, определяет направления развития, создает совещательные и исполнительные органы (коллегиально или единолично), членами которых могут являться должностные лица тех государственных органов, которые осуществляют контроль за ее деятельностью, устанавливает и преждевременно прекращает их полномочия.

1

Singapore Companies act; New Zealand Companies Act 1993.

2 Закон Азербайджанской Республики от 29 декабря 2015 года «О публичных юридических лицах» 7 http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=83373

3 Закон Грузии от 28 мая 1999 года «О юридических лицах публичного права»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Ст. 4 Закона Грузии о юридических лицах публичного права.

В некоторых странах (Грузия) необходимо согласие государственных органов на определенные виды деятельности: приобретение, отчуждение или обременение недвижимого имущества, получение кредитов, поручительство, утверждение штатных расписаний и фонда зарплаты.

Кроме того, органы государственного контроля правомочны приостанавливать или отменять неправомерные решения юридических лиц публичного права [3].

Основной целью деятельности государственных корпораций в зарубежных странах является осуществление определенной публично-правовой функции, выполнение которой не входит в компетенцию государственных органов управления5.

При выполнении данной функции они вправе реализовывать хозяйственную, производственную, торговую, исследовательскую деятельность, получать прибыль, но только в форме дополнительной деятельности либо в тех случаях, когда данная деятельность служит достижению целей, поставленных при ее создании. Если корпорация перешла на коммерческую деятельность, соответствующий орган государственного управления обязан поставить вопрос о его реорганизации или ликвидации6 (Грузия). Таким образом, данные корпорации ограничены в совершении сделок с другими коммерческими юридическими лицами.

Государственные корпорации могут обладать особыми правомочиями по использованию государственных земель и природных ресурсов (США, Италия, Франция и др.).

Также государственные корпорации выполняют определенные управленческие или регулирующие функции, т.е. функции государственных органов, но при этом их служащие не относятся к категории государственных служащих [4]. Так, в Великобритании публичные корпорации обладают полномочиями в сфере публичного управления и публичного нормотворчества.

В целом государственные корпорации в зарубежных странах подлежат общему налогообложению и подчиняются нормам частного права [5].

Между тем, необходимо отметить, что в некоторых странах (Франция) государственные корпорации ввиду отсутствия хозяйственной самостоятельности не облагаются налогами: все доходы и расходы проходят через бюджет7.

В целом для государственных корпораций в зарубежных странах в основном харак-

терно отсутствие акций или долей участия. Исключение составляет Канада, где государственные корпорации функционируют в качестве аналогов акционерных обществ.

Активы государственных корпораций формируются за счет переданного учредителем имущества, средств, выделенных из государственной казны, поступлений, получаемых от оказанных работ и услуг, пожертвований, грантов и иных средств.

При этом имущество, переданное государственной корпорации государством (местным исполнительным органом), используется ею в соответствии с целями, определенными в ее уставе.

В зарубежных странах (Грузия, Российская Федерация и др.) государство как собственник не несет ответственности за обязательства созданных ими корпораций, и несет риск за потери, связанные с их деятельностью в пределах стоимости переданного ими имущества.

В свою очередь, руководитель государственной корпорации (например, в Грузии) несет персональную ответственность за управление юридическим лицом, в частности за сохранение имущества, находящего в собственности юридического лица, целевое использование денежных средств.

Вопросы, связанные с ликвидацией и реорганизацией государственных корпораций (Азербайджанская Республика), регулируются общим гражданским законодательством.

Казенные предприятия в зарубежных странах являются юридическими лицами, создаваемыми государством и не обладающими хозяйственной, финансовой, правовой само стоятельно стью.

Казенные предприятия полностью находятся на бюджетном финансировании, входят в систему государственной власти и непосредственно управляются каким-либо министерством, ведомством или органом местного самоуправления. Работники таких предприятий рассматриваются как государственные служащие.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства, политики цен, финансов.

Казенные предприятия выступают в торговом обороте от имени государства и не подлежат налогообложению [6].

Между тем, в некоторых странах (Российская Федерация) такие предприятия вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию и уплачивают налог

5 Ст. 9 абз. 1 Закона Грузии о юридических лицах публичного права.

6 Ст. 9 абз. 1 Закона Грузии о юридических лицах публичного права.

7 http://www.france-jus.ru/index.php?page=fiches&action=fiche&id=94

Азаматтьщ, азаматтыц процеспик к^цыц \

на прибыль [7].

Основной задачей казенных предприятий является удовлетворение государственных нужд.

Казенное предприятие создается на основании специального акта и действует согласно заранее утвержденной программе деятельности и в соответствии с экономическими показателями, разработанными для реализации данной программы.

Такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения, но лишь с согласия собственника этого имущества в пределах, установленных в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Финансирование деятельности казенных предприятий осуществляется в основном за счет средств, выделяемых из государственного бюджета или внебюджетных фондов. Активы казенных предприятий вместе с тем могут составлять также доходы, полученных от реализации продукции в случае возможности занятия предприятием самостоятельной хозяйственной деятельностью.

Прекращение деятельности казенного предприятия может происходить путем его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разъединение, выделение). Однако при реорганизации казенного предприятия имеется определенная специфика: правовой статус предприятия должен быть обязательно сохранен (Российская Федерация).

Казенные предприятия существуют практически во всех странах: это пороховые заводы, королевские доки (Великобритания), гобеленовые мастерские, почта, телеграф (Франция), военные ведомства, типография, пивоваренные заводы (Германия)8.

Необходимо отметить, что термин «публичные компании» в Казахстане используется в качестве особого вида акционерного общества согласно Закону Республики Казахстан «Об акционерных обществах» при его соответствии следующим критериям:

1) размещение своих простых акций на неорганизованном и (или) организованном рынках ценных бумаг с предложением данных акций неограниченному кругу инвесторов;

2) принадлежность не менее 30% от общего количества размещенных простых акций акционерам, каждый из которых владеет не более чем 5% простых акций от общего количества размещенных простых акций общества;

3) соответствие объема торгов простыми

акциями требованиям, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа;

4) нахождение акций общества в категории списка фондовой биржи, функционирующей на территории Республики Казахстан, в соответствии с требованиями со специальными (листинговыми) требованиями к ценным бумагам и их эмитентам, установленными внутренними документами фондовой биржи.

При этом для признания общества публичной компанией, контрольный пакет акций которой прямо или косвенно принадлежит национальному управляющему холдингу, первые два критерия не применяются (пункты 1, 1-1 статьи 4-1).

Выводы

1. В зарубежных странах термин «государственные предприятия» не применяется. При этом к основным формам юридических лиц с участием государства относятся:

- казенные предприятия и публичные (государственные, правительственные, общественные) корпорации (или юридические лица публичного права) - как субъекты государственного предпринимательства;

- АО и ТОО - как субъекты частного предпринимательства.

При этом могут быть и смешанные формы участия государства в виде публичных корпораций, которые имеют аналогичный АО механизм управления корпорацией (через совет директоров) и право выпускать акции (Канада, США, Франция и др.).

Необходимо отметить, что в зарубежных странах государство при участии в предпринимательской деятельности обязано руководствоваться общим законодательством, которое касается всех компаний.

В этой связи полагаем необходимым закрепить в Гражданском кодексе Республики Казахстан (далее - ГК РК) общее правило о том, что все нормы отдельных законов как гражданско-правового, так и публично-правового характера, регулирующие статус юридических лиц, должны соответствовать нормам ГК РК о юридических лицах. В силу этого Кодекс подлежит применению при наличии противоречий между отдельными законами и ГК РК.

8 Организационно-правовые формы участия зарубежных государств в имущественных правоотношени-' URL: http://isfic.info/foretor/graztor17.htm (Дата обращения: 07.06.2016)

Гражданско-правовую регламентацию в этой сфере следует оставить «двухуровневой»: ГК РК и специальные законы.

2. В целом юридические лица с участием государства в зарубежных странах создаются для обеспечения национальной безопасности или жизнедеятельности населения (экономического и социального характера), обороноспособности и финансовой независимости государства (банки, кредитные и страховые корпорации) или защиты интересов общества, то есть создаются только в определенных отраслях экономики.

При этом публичные корпорации и казенные предприятия в зарубежных странах создаются на основе отдельного нормативного правового акта, предусматривающего порядок их функционирования и управления.

В связи с этим предлагаем ограничить создание государственных предприятий в Республике Казахстан путем определения исчерпывающего перечня отраслей, где они могут быть созданы.

3. Степень влияния государства на юридические лица зависит от доли его участия в них и может выражаться в создании и полном или частичном участии в их органах управления, контроле за деятельностью, определении стратегии и тактики юридического лица.

Так, в АО со 100-процентным государственным капиталом в отличие от АО, в котором государству принадлежит лишь часть акций, государство через своих представителей, из которых полностью формируются органы управления обществом, управляет и контролирует его деятельность без необходимости учета мнений других акционеров.

При этом порядок назначения представителей государства, их функции, порядок принятия ими решений и их отчетность могут регулироваться специальными актами (Российская Федерация).

Кроме того, государство в лице своих органов как учредитель публичной корпорации утверждает ее бюджет, устав и структуру, годовые финансовые отчеты, определяет направления развития, создает его органы (коллегиально или единолично), дает согласие на заключение сделок на сумму, превышающую определенный пороговый размер и сделки с определенными лицами.

4. В зарубежных странах государственные (публичные) корпорации наделяются:

- публично-правовыми функциями, не входящими в компетенцию государственных органов;

- полномочиями в сфере публичного управления и публичного нормотворчества (Великобритания, Японии и др.);

- особыми правомочиями по использованию государственных земель и природных ресурсов (США, Италия, Франция и др.);

- в некоторых случаях функциями государственных органов (Канада, Франция и др.).

Публичные функции, осуществляемые государственными корпорациями, могут охватывать политическую, социальную, просветительную, культурную деятельность, а также регулирование экономики страны (к примеру, реализация исключительного права государства на экспорт и импорт отдельных видов товаров, выполнение функций государственных заказчиков при поставке товаров для государственных нужд, финансовая поддержка участников товарного рын-

Азаматтьщ, азаматтыц процестк щцьщ

ка, ценовое регулирование в отношении отдельных видов продукции, государственный контроль при осуществлении торговой деятельности и др.).

Публичные корпорации имеют право осуществлять коммерческую деятельность, но только от имени государства в форме дополнительной деятельности либо в случаях, предусмотренных уставом, и подлежат ликвидации в случае осуществления коммерческой деятельности как основной.

Необходимо отметить, что цели деятельности публичной корпорации определяются в зарубежных странах индивидуально в специальных актах, на основе которых они были созданы.

В свою очередь, в Республике Казахстан назначение деятельности государственных предприятий (на праве хозяйственного ведения) устанавливается в Законе «О государственном имуществе» и представляет собой исчерпывающий перечень сфер деятельности (пункт 2 статьи 134).

Таким образом, публичные корпорации в зарубежных странах обладают более широкими полномочиями в закрепленных за ними сферах, нежели государственные предприятия в Республике Казахстан.

5. В некоторых странах для обозначения публичных корпораций применяется термин «юридические лица публичного права» (Грузия), означающий контролируемую государством организацию и в то же время независимо осуществляющую публичную деятельность.

Вместе с тем данное понятие употребляется также для обозначения:

1) всех юридических лиц, выполняющих публичные функции;

2) юридических лиц, обладающих властными полномочиями;

3) государственных органов, наделенных статусом юридического лица.

При этом понятие «юридическое лицо публичного права» необходимо отличать от понятия публичного акционерного общества.

В действующем законодательстве Республики Казахстан статус юридического лица публичного права не регламентируется.

6. Публичные корпорации и казенные предприятия в основном подчиняются исполнительной ветви власти - министерствам, ведомствам, муниципалитету, а также законодательной ветви власти - парламенту.

В свою очередь, данные организации сохраняют автономность и самостоятельность в принимаемых решениях, за исключением стран, где отсутствует налогообложение их доходов (Франция).

Казенные предприятия, в основном, не обладают хозяйственной и правовой самостоятельностью. Исключение составляют такие предприятия в Российской Федерации.

7. В юридических лицах с участием государства в зарубежных странах единоличный руководитель или совет директоров (в том числе каждый его член) несут ответственность за управление юридическим лицом,

включая принимаемые решения, сохранение и целевое использование имущества.

При этом само государство за обязательства созданных ими корпораций ответственности не несет, за исключением казенных предприятий.

Учитывая зарубежный опыт, в целях эффективного управления государственным имуществом полагаем необходимым внедрить в Республике Казахстан полную материальную ответственность органов управления ТОО и АО с участием государства перед самим АО, ТОО и их участниками, при причинении вреда, повлекшего их убытки.

8. АО с участием государства и государственные корпорации подлежат налогообложению по общим правилам. Вместе с тем в некоторых странах доходы данных юридических лиц не облагаются налогом и перечисляются в государственный бюджет (Франция). Казенные предприятия налогами не облагаются, за исключением некоторых стран (Российская Федерация).

При этом необходимо отметить, что в некоторых странах (например, США, Испания) введен унитарный принцип в налогообложении многоуровневых юридических лиц (т.е. имеющих дочерние организации), в том числе с участием государства, в соответствии с которым доходы основной и дочерней организаций облагаются одинаковыми налогами.

В связи этим предлагается:

1) исключить от налогообложения доходы организаций, получивших имущество на безвозмездной основе от государства согласно бюджетным программам;

2) ввести унитарный принцип налогообложения в Республике Казахстан, что позволит обеспечить достоверный учет финансового положения основных и дочерних организаций.

9. Вопросы, связанные с ликвидацией и реорганизацией юридических лиц с участием государства регулируются общим законодательством. При этом в некоторых странах существует обязательность сохранения правового статуса казенного предприятия при его реорганизации (Российская Федерация).

ЛИТЕРАТУРА

1. Vagliasindi M. Governance Arrangements for Stated Owned Enterprises World Bank Policy Research Working Paper No. 4542 March 2008. URL: http:// ssrn/com/adstract=1102837; Молот-ников А.Е. Особенности участия государства в управлении акционерными обществами // Слияния и поглощения. 2009. № 4; Авдашева С.Б., Долгопятова Т.Г., Пляйнес Х. URL: https:// www.hse.ru/data /2010/05/04/1216402659/WP1_2007_01.pdf. (Дата обращения: 01.06.2016).

2. Б.З. Мильнер. Теория организации. Издание второе, переработанное и дополненное. - Москва: ИНФРА-М, 2000. URL: http://bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/index.htm. (Дата обращения: 01.06.2016).

3. Ладо Чантурия. Гражданское право и юридические лица публичного права: особенности правового регулирования // Специализированный ежемесячный журнал «ЮРИСТ». Июнь, № 6, 2007 г. URL: http://journal.zakon.kz/203507-grazhdanskoe-pravo-i-juridicheskie-lica.html. (Дата обращения: 03.06.2016);

4. Пухова М.М., Кривцова М.К., Цихоцкий Ф.Н., Свиридова Е.С. Опыт управления государственными корпорациями в зарубежных странах и его применение в России // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru Выпуск 4 (23), июль - август 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN414.pdf (Дата обращения: 03.06.2016).

5. Соболев Г.С. Административно-правовой статус публичных корпораций в странах общего права. Автореф. дисс. канд.юрид.наук. - Москва, 2010. URL: http://www.dissercat. com/content/administrativno-pravovoi-status-publichnykh-korporatsii-v-stranakh-obshchego-prava#ixzz4AVi0WYPk (Дата обращения: 06.06.2016).

6. И.Н. Жук, Е.Ф. Киреева. Финансы государственных предприятий. URL: http://eup.ru/ Documents/2004-08-09/2FB46.asp (Дата обращения: 06.06.2016).

7. Беляева О.А. Предпринимательское право. Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, Контракт, 2009. URL: // http://knigi.news/pravo-predprinimatel/predprinimatelskoe-pravo-uchebnoe.html (Дата обращения: 06.06.2016).

REFERENCES

1. Vagliasindi M. Governance Arrangements for Stated Owned Enterprises World Bank Policy Research Working Paper No. 4542 March 2008. URL: http:// ssrn/com/adstract=1102837; Molotnikov A.E. Osobennosti uchastija gosudarstva v upravlenii akcionernymi obshhestvami // Slijanija i pogloshhenija. 2009. № 4; Avdasheva S.B., Dolgopjatova T.G., Pljajnes H. URL: https:// www.hse.ru/data /2010/05/04/1216402659/WP1_2007_01.pdf. (Data obrashhenija: 01.06.2016).

2. B.Z. Mil'ner. Teorija organizacii. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe. - Moskva: INFRA-M, 2000. URL: http://bibliotekar.ru/teoriya-organizacii/index.htm. (Data obrashhenija: 01.06.2016);

3. Lado Chanturija. Grazhdanskoe pravo i juridicheskie lica publichnogo prava: osobennosti pravovogo regulirovanija // Specializirovannyj ezhemesjachnyj zhurnal «JuRlST». Ijun', № 6, 2007 g. URL: http://journal.zakon.kz/203507-grazhdanskoe-pravo-i-juridicheskie-lica.html. (Data obrashhenija: 03.06.2016).

4. Puhova M.M., Krivcova M.K., Cihockij F.N., Sviridova E.S. Opyt upravlenija gosudarstvennymi korporacijami v zarubezhnyh stranah i ego primenenie v Rossii // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» http://naukovedenie.ru Vypusk 4 (23), ijul' - avgust 2014. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/46EVN414.pdf (Data obrashhenija: 03.06.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Sobolev G.S. Administrativno-pravovoj status publichnyh korporacij v stranah obshhego prava. Avtoref. diss. kand.jurid.nauk. - Moskva, 2010. URL: http://www.dissercat. com/content/administrativno-pravovoi-status-publichnykh-korporatsii-v-stranakh-obshchego-prava#ixzz4AVi0WYPk (Data obrashhenija: 06.06.2016).

6. I.N. Zhuk, E.F. Kireeva. Finansy gosudarstvennyh predprijatij. URL: http://eup.ru/ Documents/2004-08-09/2FB46.asp (Data obrashhenija: 06.06.2016).

7. Beljaeva O.A. Predprinimatel'skoe pravo. Uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Infra-M, Kontrakt, 2009. URL: // http://knigi.news/pravo-predprinimatel/predprinimatelskoe-pravo-uchebnoe.html (Data obrashhenija: 06.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.