Научная статья на тему 'Сравнительный анализ законодательства разных государств в области превышения полномочий частным детективом и работником частной охранной организации'

Сравнительный анализ законодательства разных государств в области превышения полномочий частным детективом и работником частной охранной организации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
453
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ДЕТЕКТИВЫ / ДЕТЕКТИВЫ / РАБОТНИКИ ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДЕТЕКТИВНЫЕ И ОХРАННЫЕ УСЛУГИ / РАБОТНИКИ ЧАСТНОГО СЕКТОРА / ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ / PRIVATE DETECTIVES / DETECTIVES / EMPLOYEES OF PRIVATE SECURITY ORGANIZATIONS / DETECTIVE AND SECURITY SERVICES / PRIVATE SECTOR WORKERS / ABUSE OF POWER / CRIMES AND OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кургузкина Елена Борисовна, Корвякова Дарья Олеговна

В статье анализируется и рассматривается проблема превышения своих полномочий частными детективами и работниками частных охранных организаций на основе законодательства разных государств. Авторы обоснованно приходят к выводу о том, что в данной сфере, в целях противоборства с преступностью, возникновение уголовной ответственности стало необходимостью, признаваемой во всех сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кургузкина Елена Борисовна, Корвякова Дарья Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF DIFFERENT STATES IN THE AREA OF EXCEEDING THE AUTHORITY TO A PRIVATE DETECTIVE AND A PRIVATE SECURITY ORGANIZATION WORKER

The article analyzes and examines the problem of the abuse of their powers by private detectives and employees of private security organizations on the basis of the legislation of different states. The authors reasonably come to the conclusion that in this area, in order to confront crime, the emergence of criminal responsibility has become a necessity recognized in all spheres of life.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ законодательства разных государств в области превышения полномочий частным детективом и работником частной охранной организации»

Юриспруденция:

UDC/УДК: 34.05

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ПРЕВЫШЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ЧАСТНЫМ ДЕТЕКТИВОМ И РАБОТНИКОМ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Кургузкина Е.Б., профессор кафедры уголовно-процессуального права, доктор юридических наук, Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал), г. Воронеж.

Корвякова Д. О., магистрант Российский государственный университет правосудия (Центральный филиал), Россия, г. Воронеж.

Аннотация: В статье анализируется и рассматривается проблема превышения своих полномочий частными детективами и работниками частных охранных организаций на основе законодательства разных государств. Авторы обоснованно приходят к выводу о том, что в данной сфере, в целях противоборства с преступностью, возникновение уголовной ответственности стало необходимостью, признаваемой во всех сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова: частные детективы; детективы; работники частных охранных организаций; детективные и охранные услуги; работники частного сектора; превышение должностных полномочий; преступления и правонарушения.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE LEGISLATION OF DIFFERENT STATES IN THE AREA OF EXCEEDING THE AUTHORITY TO A PRIVATE DETECTIVE AND A PRIVATE SECURITY ORGANIZATION WORKER

KurguzkinaE.b. Dott.legal, Professor of criminal law and procedure the Russian State University of Justice (Central Branch), Russia, Voronezh; e-mail: tor-

bagan1@mail.ru

Korvyakova D. O. master student the Russian State University of Justice (Central Branch), Russia, Voronezh

Annotation: The article analyzes and examines the problem of the abuse of their powers by private detectives and employees of private security organizations on the basis of the legislation of different states. The authors reasonably come to the conclusion that in this area, in order to confront crime, the emergence of criminal responsibility has become a necessity recognized in all spheres of life.

Keywords: private detectives; detectives; employees of private security organizations; detective and security services; private sector workers; abuse of power; crimes and offenses.

В Уголовном кодексе Российской Федерации закреплена статья 203 «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей». В РФ законодательство дало право вышеназванным субъектам на осуществление действий, способствующих сбору и проверке информации, полученной при осуществлении своей деятельности, поиск которой необходим для оказания услуг физическим и юридическим лицам, являющимися клиентами, а так же их охрана.

Проанализировав статью 6 Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ[1] и Закон Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [2], в частности статью 5, можно прийти к следующим выводам:

1. Частные детективы и работники частных охранных организаций имеют право применять в процессе свей деятельности криминалистические методы, использующиеся как в оперативно-розыскной деятельности, в уголовном процессе, в административном процессе, так и в других видах процессуальной деятельности.

2. Частные детективы также вправе применять в своей деятельности наблюдение. Данный метод присущ контрразведке, внешней разведке, оперативно-розыскной деятельности и правоохранительным органам.

3. В целях самозащиты частными детективами могут быть использованы специальные и технические средства при использовании уже названных методов.

Регулирование деятельности частных детективов и работников частных охранных организаций, а также защита от правонарушений, которые совершаются ими при выполнении и использовании своих должностных полномочий за рубежом, представляет из себя неоценимый опыт, на основе которого строится правовая база в данной области.

В научной литературе указывается, что в США, Франции, Великобритании, Германии и других странах структуры данной деятельности «давно уже получили широкое распространение и подверглись необходимости нормативного регулирования» [10, с. 135].

Ярким примером может служить ситуация в Великобритании:

численность частных детективов и работников частных охранных организаций превышает в несколько раз количество официальных работников полиции. В США в данной сфере работают около полутора миллиона человек, а в Германии соотношение частных и государственных служащих примерно эквивалентно. Во Франции ситуация вообще складывается следующим образом: официально в стране зарегистрировано около 300 данных подразделений, но большинство детективных агентств действуют нелегально и осуществляют свою деятельность без специальной лицензии. Нередко эти агентства конспирируются под такими названиями как, например, «Бюро надзора», «Бюро наблюдения», «Служба сыска» и иными. Именно по этой причине действительное число агентств превышает указанную цифру в несколько раз.

Можно отметить, что в европейских странах описываемая деятельность очень быстро стала отраслью, которая приносит солидный доход. Частные детективные и охранные услуги быстро популяризировались и приобретали человеческое доверие потому, что зачастую сыском занимались профессионалы, обладающие большим опытом в данной сфере.

В поддержание утверждения о широком развитии частной деятельности не лишним будет отметить и тот факт, что за рубежом здания и офисы, в которых располагается полиция, зачастую находятся под охраной частных организаций [3, с.34]. Также огромное количество частных детективов и охранников работают в организациях, которые имеют международно-правовой статус. Такими организациями являются достаточно известные агентства «Алан Пинкертон» (основано в 1850 году, на данный момент агентство Пинкертона принадлежит шведской фирме SecuritasAB) [4], «WilliamJ. BurnsInternatio-mlDetectiveAgency" и многие другие.

В разных странах деятельность частных детективов и работников частных охранных организаций регламентируется по-разному: в США не принят единый Федеральный Закон, регулирующий данную деятельность - регламентация в данном случае относится к юрисдикции штатов; во Франции принят закон № 42-891 от 28.09.1942 года, регламентирующий осуществление деятельности частными агентствами (в соответствии с данным законом владельцами бюро имею право быть лица, которые имеют французское гражданство или граждане стран ЕС, также в законе указано, что бывшие сотрудники полиции Франции могут стать владельцами частных детективных и охранных бюро только с письменного согласия министра внутренних дел Франции) [5]. В Португалии регламентирование частной детек-

тивной и охранной деятельности происходит в соответствии с Законом №276/93 от 10.08.1993 года.

Частные детективы и работники частных охранных организаций за границей занимаются предоставлением таких услуг, как:

1. Охрана и патрулирование.

2. Расследование и сыск.

3. Обеспечение различного рода сигнализаций.

4. Обеспечение безопасной транспортировки ценных грузов.

5. Обеспечение безопасности физических лиц, обратившихся за помощью.

Следующее, что можно отметить - это требования к кандидатам, у которых есть желание оказывать частные детективные и частные охранные услуги. В каждой стране свои особенности.

Во Франции, например, для получения лицензии на ведение частной охранной или детективной деятельности, необходимо иметь французское гражданство или получение письменного согласия министра внутренних дел Франции, а также не иметь судимостей [6, с.57]. В Португалии кандидаты должны иметь гражданство Португалии, достигнуть совершеннолетия, не иметь судимостей, пройти медицинское обследование и иметь справку о соответствующем психическом и физическом состоянии. Что касается Великобритании, то тут существует 2 типа частных детективов и частных детективных агентств:

1. Детективы, которые не являются членами Ассоциации Британских Сыщиков. Закон в данном случае не обязывает сыщиков регистрироваться и получать лицензию на проведение своей деятельности. Таких детективов в стране большее количество.

2. Детективы, которые являются представителями Ассоциации Британских Сыщиков. Для того, чтобы получить статус члена АБС, кандидат должен иметь юридическое образование, пройти собеседование с психологом и высококвалифицированным юристом, а также предоставить рекомендательные письма из международного и национального розыска, полиции.

В США единых требований для оказаний частных охранных и детективных услуг не имеется, однако существуют некоторые различия в законодательных актах штатов. Эти различия заключаются в том, что, допустим, в 19 штатах лицензия на осуществление частной охранной и детективной деятельности не обязательна, а в 31 оставшемся - лицензия обязательна.

В Японии был принят закон №2 14 от 1934 года «О частном предпринимательстве в сфере безопасности» [7, с.35], в котором преду-

смотрены следующие требования для осуществления частной детективной и охранной деятельности:

1. Наличие у кандидата специальной подготовки.

2. Письменное разрешение на осуществление частной охранной и детективной деятельности.

3. Отсутствие судимости.

Следует сказать, что в юридической литературе был отмечен тот факт, что законодательная база, регулирующая деятельность частных детективов и работников частных охранных организаций слабо развита. Именно из-за этого одни нормативные акты противоречат другим актам данной сферы деятельности. Однако, главная угроза состоит не только в противоречии нормативной базы, но и в нарушениях законодательства в данной области, совершаемых частными детективами и работниками частных охранных организаций при исполнении ими своих служебных обязанностей. Больше всего правонарушений происходит при злоупотреблении вышеназванными работниками своих прямых обязанностей и связана с посягательствами на права человека и гражданина. К таким посягательствам, по данным президентской комиссии США, относятся, в частности:

1. Необоснованный арест.

2. Избыточное применение насильственных методов.

3. Проведение незаконного обыска.

4. Нарушение неприкосновенности частной жизни.

В соответствии с результатами исследований, проходивших в Великобритании, правонарушения и преступления, совершаемые работниками частных охранных организаций и частными детективами, были более чем в 20 раз выше, чем у работников государственных органов. Каждый год по всей стране насчитывается более 2500 преступлений, совершаемых работниками частного сектора.

В 2012 году в Японии, по статистическим данным, было зарегистрировано около 1500 нарушений законодательства в данной области 2000 сотрудников, работающих в частных сферах. К ним относятся хищения - 54% и иные тяжкие преступления - 22% [8, 37].

Но тем не менее, несмотря на огромное количество преступлений и правонарушений, совершаемых работниками частного сектора, западные страны все же принимают частных детективов и работников частных охранных организаций как существенную и неотчуждаемую часть системы общественного порядка и безопасности.

Западные криминалисты, при доскональном исследовании преступлений и правонарушений в данной сфере, приходят к выводу, что такие нарушения происходят при следующих причинах и условиях:

1. Достаточно слабое законодательство, регулирующее деятельность частных детективов и работников частных охранных организаций.

2. Низкий уровень правовой подготовки, а также низкий уровень опыта работников частного сектора.

3. Отсутствие необходимого профотбора.

4. Малоэффективный государственный контроль за осуществлением данной деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно прийти к следующему выводу - в условиях развития деятельности частных детективов и работников частных охранных организаций в целях противоборства с преступностью, а также учитывая немаловажную роль деятельности работников данной сферы, при криминализации большей ее части, возникновение уголовной ответственности за превышение должностных полномочий являлось необходимым условием, признаваемым как в правоохранительных органах, в сфере предпринимательской деятельности, так и в сфере частного сектора.

В уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года была закреплена 203 статья, которая являлась одним из правовых средств противоборства с различными проявлениями противоправной деятельности частными детективами и работниками частных охранных организаций.

203 статья УК РФ была закреплена с целью защиты уголовно-правовыми средствами закрепленных способов реализации деятельности вышеназванных работников частного сектора, предупреждение нарушения законных интересов и прав граждан, а также препятство-вание вмешательства работников частных структур в деятельность государства и подрыв его авторитета.

Библиографический указатель:

1. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон № 144-ФЗ от 12.08.1995 (в ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

2. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ № 2487-1 от 11.03.1992 (в ред. от 05.12.2017) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 17. - Ст. 888.

3. Ишмуратов, П.Н. Определение правового статуса субъектов частной охранной деятельности: Административное право и процесс. - 2011. - № 6. - С. 34.

4. Национальное детективное агентство Пинкертона // Электронный ресурс (Дата обращения: 30.10.2018).

5. Loin°42-891 du 28 septembre 1942 réglementantl'exerci-cedel'activité desagentsprivésderecherches // [Электронный ресурс] (Дата обращения: 30.10.2018).

6. Богомолова, С. Частная охрана. Эффективность и тенденции развития // Мир безопасности. - 2011. - № 2. - C. 57.

7. Ишмуратов, П.Н. Определение правового статуса субъектов частной охранной деятельности: Административное право и процесс.

- 2011. - № 6. - С. 35.

8. Ильясов, Э.А. Значение частной охранной и сыскной деятельности в профилактике преступлений // Рос. следователь. - 2012.

- № 11. - С. 37.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.1996 (в ред. от 03.10.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

10. Асанов, Р.Ф. Частная жизнь и частно-детективная деятельность // Право граждан на информацию и защита неприкосновенности частной жизни: Сборник научных трудов. Часть II / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород: Нижегородский юридический институт МВД РФ. 1999. - С. 135.

Bibliography:

1. On the operational-search activity: Federal Law N 144-FZ of August 12, 1995 (as amended on July 6, 2016) // Collection of Legislation of the Russian Federation, August 14, 1995, N 33, Art. 3349

2. On the private detective and security activities in the Russian Federation: Law of the Russian Federation N 2487-1 dated 03.11.1992 (ed. 05.12.2017) // Vedomosti SND RF and RF AF, 23.04.1992, N 17, Art. 888

3. Ishmuratov PN Determination of the legal status of subjects of private security activity: Administrative law and process. - 2011. - N 6. -p. 34.

4. National Detective Agency Pinkerton // Electronic Resource (Contact Date: 10/30/2018).

5. Loi n° 42-891 du 28 septembre 1942 réglementantl'exercice de l'activité des agentsprivés de recherches // Electronic resource (circulation date: 30.10.2018).

6. Bogomolova S. Private security. Efficiency and development trends // Security World. - 2011. - № 2. - C. 57.

7. Ishmuratov PN Determination of the legal status of subjects of private security activity: Administrative law and process. - 2011. - N 6. -p. 35.

8. Ilyasov, E. A. The Importance of Private Security and Detective Activities in the Prevention of Crimes: Grew up. investigator. - 2012. - № 11. - p. 37.

9. Criminal Code of the Russian Federation N 63-FZ of 13.06.1996 (as amended on 03.10.2018) (as amended and added., Entered into force on 10.21.2018) // Collection of the legislation of the Russian Federation, 17.06.1996, N 25, st. 2954.

Asanov R.F. Private life and private detective work // The right of citizens to information and the protection of privacy: Collection of scientific papers. Part II / Ed. V.M. Baranov. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. 1999. p. 135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.